Что поможет стать хорошим учителем

5 простых способов стать хорошим учителем

Педагог — это профессия, для которой, безусловно, нужны стальные нервы и куча энергии. А ещё — постоянная мотивация расти и желание становиться лучше. Издание Edutopia опубликовало советы школьного учителя истории о том, как стать классным преподавателем и не выгорать на работе.

1. Помогайте другим и обменивайтесь опытом

Вне зависимости от того, как долго вы работаете учителем, всегда найдётся тот, кто более успешен в какой-то области преподавания. Когда я был на первом курсе, один мой коллега, который давно работал в школе, попросил рассказать, как мне удалось заинтересовать студентов Американской революцией. Я поделился с ним планом своего урока, финалом которого стала дискуссия о том, правильно ли поступили колонисты, когда восстали против британского правления. После этого я чувствовал себя более уверенным, когда мне приходилось обращаться к этому коллеге за помощью. А делать это приходилось часто — тот писал отличные письменные отзывы.

Что поможет стать хорошим учителем. Смотреть фото Что поможет стать хорошим учителем. Смотреть картинку Что поможет стать хорошим учителем. Картинка про Что поможет стать хорошим учителем. Фото Что поможет стать хорошим учителем

2. Найдите надёжного наставника

Неважно, сколько у вас опыта: обязательно положитесь на того, кто будет вам помогать. Когда я только стал учителем, я провёл бесчисленное количество часов, болтая с коллегами о работе и об ошибках, которые я допускал. Коллеги ни разу меня не осудили и не намекнули на то, что какую-то из ошибок нельзя исправить. Вместо этого они предлагали работающие советы о том, как можно всё переделать. Независимо от предмета, очень ценно, когда и молодые, и опытные учителя помогают вам стать лучше в работе. И помните: ни у кого нет монополии на хорошие идеи.

Что поможет стать хорошим учителем. Смотреть фото Что поможет стать хорошим учителем. Смотреть картинку Что поможет стать хорошим учителем. Картинка про Что поможет стать хорошим учителем. Фото Что поможет стать хорошим учителем

3. Наблюдайте за коллегами

Я стараюсь смотреть за другими учителями в действии. Например, недавно я наблюдал, как один мой коллега использовал юмористические задания, чтобы сделать атмосферу в классе чуть более спокойной, но при этом эффективной. Я попытался достичь такого же равновесия в своем предмете — и это помогло. Ученики стали чаще делиться идеями и учиться на своих ошибках.

Я всегда стараюсь брать пример с учителей, которые вносят изменения в ежедневную рутину. Конечно, гораздо легче преподавать одинаково из года в год, однако такой подход быстро приводит к выгоранию, поскольку это невероятно скучно. Сейчас я работаю над обновлённой версией моей программы по истории, чтобы идти в ногу с тем, что дети изучают на уроках литературы. Например, когда мы с ними будем проходить холодную войну, на уроках английского они будут читать «Хранителей» Алана Мура. Это роман в комиксах с кучей наград, где речь идёт как раз о холодной войне.

Что поможет стать хорошим учителем. Смотреть фото Что поможет стать хорошим учителем. Смотреть картинку Что поможет стать хорошим учителем. Картинка про Что поможет стать хорошим учителем. Фото Что поможет стать хорошим учителем

4. Объясните ученикам, зачем им ваш предмет

Я считаю, что дети имеют право знать, как им в реальной жизни пригодится то, что они изучают в классе. На уроках истории я стараюсь перейти от механического запоминания к тому, чтобы ученики анализировали события. Это важный инструмент, который в итоге пригодится детям и в колледже, и на работе. Во время проверочных работ я разрешают использовать тетрадки. Мне кажется, что в эпоху Google важно не то, сколько знают ученики, а то, какой смысл они могут извлечь из информации, которая теперь настолько доступна для них. А ещё на всех занятиях я чётко даю понять, что каждому из учеников в жизни обязательно пригодится умение писать.

Что поможет стать хорошим учителем. Смотреть фото Что поможет стать хорошим учителем. Смотреть картинку Что поможет стать хорошим учителем. Картинка про Что поможет стать хорошим учителем. Фото Что поможет стать хорошим учителем

5. Покажите, что вы о них заботитесь

Чтобы мотивировать детей учиться, я стараюсь показать, что забочусь о них не только в классе. Я сопровождаю их во время поездок, хожу на их спортивные игры, спектакли и студенческие постановки. Я консультирую клуб «Модель ООН» — это помогает мне показать свой интерес к дипломатии и желание содействовать переменам.

Я тренирую детей на занятиях по кросс-кантри, чтобы помочь им увидеть, что я ценю спорт так же, как и умственное развитие. Все самые классные учителя, которых я знаю, отлично понимают, что их роль выходит далеко за рамки предмета, который они преподают. Такие учителя оказывают самое глубокое влияние на учеников, которое заметно ещё много лет после окончания школы.

Хотите побольше узнать о том, как живут учителя со всей России (и не только!), какими лайфхаками пользуются на уроках и как справляются с выгоранием? Подписывайтесь на нашу рассылку «Привет, учитель!» — и ждите новое письмо каждые две недели по четвергам. Да, письма пишут сами учителя!

Иллюстрации: Shutterstock (Unitone Vector, Treter, miniwide)

Источник

Способности, помогающие стать хорошим учителем.

“Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, — он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный учитель.” Л.Н. Толстой

Как стать хорошим учителем? Этим вопросом задаются многие. А я нашла статью: «Какие способности надо иметь хорошему учителю». И предлагаю их вашему вниманию.

А. Эмпатия. Малопонятное для современной науки свойство, которое состоит в умении ощутить состояние (прежде всего, эмоциональное) другого человека будто свое. За счет чего это достигается, непонятно: эмпатия – не наблюдения за людьми и анализ этих наблюдений, не интеллектуальный акт, а чисто чувственный: мы как бы по наитию – внезапно – «вживаемся» в собеседника. Так вот, кто совершенно ее лишен, для кого «чужая душа – потемки», кто туп и глух к эмоциональным состояниям другого, тот не может стать хорошим педагогом.

Б. Чувство такта. Интуитивное умение правильно выбрать тон, слова, вести себя в разных ситуациях и с самыми разными людьми. Отсутствие чувства такта для педагога совершенно недопустимо. Правда, тактичности можно научиться – если очень захотеть.

В. Рефлексия. Тоже таинственная способность, основанная на так называемой совести (которую философы-идеалисты считают «голосом Бога в нас»). Кто-то совершил некий поступок; вдруг, неожиданно для себя самого, его это начинает мучить, он размышляет о своем поступке – и в конце концов понимает, почему так делать нельзя было. Такое «самокопание» и есть рефлексия.

К сожалению, большинство современных людей, «услышав» голос своей совести, выходят из положения очень просто: они его заглушают (болтовней, постоянной занятостью, громкой музыкой и пр.) — и никакой рефлексии не происходит. Если вы такой человек и меняться не собираетесь, вы хорошим педагогом не станете.

Г. Наблюдательность. Склонность внимательно смотреть на людей, их лица, жесты, походку, мимику, анализировать увиденное, делать выводы – порой даже неправильные – всё это совершенно необходимо в педагогической работе. Если такая склонность отсутствует, хорошего педагога из вас не выйдет.

Иногда говорят – есть такое расхожее мнение – мол, хорошим педагогом может стать исключительно бойкий, уверенный в себе человек, который любит и умеет командовать и которого слушаются дети. Неправда. Обывательская точка зрения. Необязательно иметь солидную внешность, громкий голос; необязательно, чтобы вас боялись и подчинялись вам. Дети не марионетки: они склонны слушаться любимого и уважаемого учителя. А это достигается повседневным, порой тяжелым, трудом, зато любовь и уважение учеников дают педагогу много радости и даже счастья.

Количество ошибок в выборе профессии огромно, особенно сейчас. Многие молодые люди не представляют себе ясно ни специфики будущего дела, ни качеств, нужных для успешности в нем. Но так не почувствовать себя на своем месте.

Педагогика – массовая профессия, не боги горшки обжигают. Но, прежде чем решить, взвесьте все «за» и «против», хорошенько подумайте. В жизни главное – семья и работа. А выбрать институт – как выбрать невесту или жениха: конечно, лучше по любви – но и расчет (не меркантильный и сугубо прагматичный, конечно) тоже должен быть, нельзя выбирать вслепую.

Если вы уверены, решились, поставили себе цель – стать Настоящим Педагогом, не сомневайтесь: вы выбрали самую замечательную профессию в мире!

Источник

6 секретов успешности учителя

Георгий Аствацатуров

28 ноября 2017 • 12:41

В ходе многочисленных поездок по школам региона и России в целом, встречаясь с педагогами, я пришёл к мысли о том, что самые успешные учителя в чём-то похожи, они имеют некоторые общие характеристики. А значит эти качества, характеристики стоит описать, чтобы помочь начинающим учителям стать успешными. Учителям, переживающим творческий кризис, растерянность и апатию, возможно, помочь взглянуть по-новому на свою профессию.

Каждый учитель может найти полезное для себя, сосредоточив своё внимание на этих качествах.

Успех в образовании, как и в большинстве областей жизни, почти полностью зависит от нашего отношения к своей работе и подходов к реализации своих профессиональных целей. Возможно, вы найдёте описанные мной характеристики неуместными или необязательными. И всё же, давайте задумаемся.

Что поможет стать хорошим учителем. Смотреть фото Что поможет стать хорошим учителем. Смотреть картинку Что поможет стать хорошим учителем. Картинка про Что поможет стать хорошим учителем. Фото Что поможет стать хорошим учителем

Чувство юмора

Чувство юмора может помочь вам стать успешным учителем. Ваше чувство юмора может снять напряженность в классе. Многие коллеги подтвердят, что своевременная шутка в один миг снимет накопившуюся усталость учеников.

Чувство юмора также изменит отношение учеников к учителю, возможно, заставит их с нетерпением ждать новой встречи.

И конечно же, сохраняйте чувство юмора на работе. Это позволит вам более позитивно смотреть на жизнь и быть счастливыми. Стрессов в учительской работе хватает. Старайтесь относиться к ним с юмором.

Позитивное отношение к возникающим стрессам

Это большой жизненный актив. У вас будет много неожиданных отрицательных ситуаций в жизни, особенно на работе. Позитивное отношение поможет вам справиться с неприятностями наилучшим образом.

Например, придя на работу, вы узнали о перестановке в расписании или срочной необходимости заменить заболевшего коллегу. Приятного, конечно мало, но учитель должен сделать всё возможное, чтобы его недовольство не отразилось на учениках.

Будьте всегда приветливы. Ваше плохое настроение отразится на учениках. Улыбайтесь им чаще. Не жалуйтесь ученика, к примеру, на то, что их слишком много в классе, и это мешает вашей нормальной работе.

Лучше придумайте другие подходы и методы работы.

Ожидание высоких результатов от учеников

У эффективного учителя должны быть хорошие результаты. Вы должны стремиться поднять планку для своих учеников. Если вы приложите мало усилий, то получите плохой результат. Вы должны убедить учеников, что они могут добиться гораздо большего, тем самым внушив им чувство уверенности.

Это не означает, что вы должны сформулировать нереалистичные цели. Однако ваши ожидания будут одним из ключевых факторов, помогающих ученикам учиться и достигать высоких результатов. Но для этого вы должны создать эффективную обучающую среду в классе.

Чтобы ученики видели: им созданы максимально комфортные условия для преодоления себя.

Система в работе

Чтобы создать благоприятную среду обучения, вам надо выстроить систему, в которой ученики будут знать, чего от вас ожидать. Вы должны быть последовательными. Это создаст не только благоприятную, но и безопасную среду обучения для учеников.

Конечно, ученики в течение учебного дня смогут приспособиться к новым требованиям учителя. Однако им вряд ли понравится обучающая среда, в которой правила постоянно меняются.

Cправедливость

Ученики очень болезненно реагируют на то, что у вас в классе появились любимчики. Будьте одинаково справедливы ко всем. Если вы хвалите или обвиняете в чём-то ученика, то обязательно аргументируйте свою оценку.

Гибкость

Работа в образовании — это постоянные изменения. К сожалению, прерывания и сбои в образовательной практике стали нормой. Поэтому гибкое отношение к изменяющимся обстоятельствам важно не только для того, чтобы вы избежали неожиданного стресса.

Это важно и для ваших учеников, которые ждут, что вы будете ответственными и возьмёте под контроль любую ситуацию. Поможете им справиться с изменившимися обстоятельствами.

ВЫ ОТВЕТСТВЕННЫ ЗА УСПЕХ ВАШИХ УЧЕНИКОВ!

Георгий Аствацатуров

Кандидат исторических наук, руководитель научно-исследовательского центра внедрения информационно-образовательных технологий при Армавирской государственной педагогической академии.

Источник

Как быть хорошим учителем

Соавтор(ы): Timothy Linetsky. Тимоти Линецки — диджей, продюсер и преподаватель, сочиняющий музыку уже более 15 лет. Делает обучающие видео для YouTube, посвященные созданию электронной музыки, и имеет более 90 000 подписчиков.

Количество источников, использованных в этой статье: 7. Вы найдете их список внизу страницы.

Количество просмотров этой статьи: 27 809.

Преподавание — это одна из важнейших профессий в современном обществе. Как учитель, вы будете формировать сознание других и побуждать их думать самостоятельно. Чтобы стать хорошим учителем, важно быть организованным. Задолго до каждого учебного дня составляйте планы уроков, придумывайте цели и практические задания, а также разрабатывайте систему оценивания. Заинтересуйте учеников в обучении, создавая позитивную и комфортную, но в то же время требующую усердия обстановку в классе. Помните, что всегда можно обратиться за содействием к другим учителям.

Что поможет стать хорошим учителем. Смотреть фото Что поможет стать хорошим учителем. Смотреть картинку Что поможет стать хорошим учителем. Картинка про Что поможет стать хорошим учителем. Фото Что поможет стать хорошим учителем

Что поможет стать хорошим учителем. Смотреть фото Что поможет стать хорошим учителем. Смотреть картинку Что поможет стать хорошим учителем. Картинка про Что поможет стать хорошим учителем. Фото Что поможет стать хорошим учителем

Музыкальный продюсер и преподаватель

Что поможет стать хорошим учителем. Смотреть фото Что поможет стать хорошим учителем. Смотреть картинку Что поможет стать хорошим учителем. Картинка про Что поможет стать хорошим учителем. Фото Что поможет стать хорошим учителем

Преподаете онлайн? Установите для себя высокие стандарты, чтобы задавать тон ученикам. Тимми Линецки, преподаватель музыки, который дает много уроков по интернету, говорит: «Быть вовлеченным в работу с учеником действительно важно. Не смотрите в потолок и не проверяйте электронную почту лишь потому, что у вас есть такая возможность».

Что поможет стать хорошим учителем. Смотреть фото Что поможет стать хорошим учителем. Смотреть картинку Что поможет стать хорошим учителем. Картинка про Что поможет стать хорошим учителем. Фото Что поможет стать хорошим учителем

Что поможет стать хорошим учителем. Смотреть фото Что поможет стать хорошим учителем. Смотреть картинку Что поможет стать хорошим учителем. Картинка про Что поможет стать хорошим учителем. Фото Что поможет стать хорошим учителем

Что поможет стать хорошим учителем. Смотреть фото Что поможет стать хорошим учителем. Смотреть картинку Что поможет стать хорошим учителем. Картинка про Что поможет стать хорошим учителем. Фото Что поможет стать хорошим учителем

Что вам больше всего нравится в преподавании?

Что поможет стать хорошим учителем. Смотреть фото Что поможет стать хорошим учителем. Смотреть картинку Что поможет стать хорошим учителем. Картинка про Что поможет стать хорошим учителем. Фото Что поможет стать хорошим учителем

Музыкальный продюсер и преподаватель

Что поможет стать хорошим учителем. Смотреть фото Что поможет стать хорошим учителем. Смотреть картинку Что поможет стать хорошим учителем. Картинка про Что поможет стать хорошим учителем. Фото Что поможет стать хорошим учителем

Отвечает Тимми Линецки, преподаватель музыки, дающий много уроков по интернету: «Просто видеть выражение их лиц, когда что-то «щелкает». И когда я это вижу, я вспоминаю, как оно впервые «щелкнуло» для меня, и как я был воодушевлен. Они внезапно могут выразить то, что хотят выразить. Это чувство меня очень вдохновляет, преподаю ли я онлайн или в реале. Это мне нравится больше всего».

Источник

Как стать хорошим учителем

Многие называют педагогику искусством, потому что не могут объяснить давным-давно известный факт: разрабатываемые методы и методики при трансляции очень сильно изменяются, а иногда искажаются до неузнаваемости. И с легкостью приходят к выводу, что тут уж ничего не поделаешь! Методику мы описали, буквально каждый шаг по полочкам разложили, а раз вы все равно портачите, значит, нет у вас таланта к искусству педагогики. Удобное оправдание. Так можно скармливать все что угодно, а разработчик ни за что не отвечает.

Для начала давайте определим, что такое «хороший учитель». Мой критерий прост: к хорошему учителю с удовольствием идут учиться, а потом хотят привести на занятия своих детей. То есть хорошие учителя – это те, кого выбирают их ученики. В открытом образовательном пространстве этот выбор узаконен: не будешь работать «здесь и сейчас» для тех, кто к тебе пришел учиться, у тебя попросту учеников не будет, они уйдут к другим. В классно-урочной системе ученики тоже оценивают взрослых, только этот процесс как бы подпольный: классы приходят на занятия согласно расписанию, но с одними педагогами дети постоянно «воюют», а к другим идут с радостью.

Итак, очень хочется уйти от фразы «педагогика – это искусство», оправдывающей непонимание того, что на самом деле происходит в школе. Удалось ли? Судите сами.

Все хорошие учителя оценивают своих учеников только по их личному продвижению, а не по «объективным» критериям. Для этого тем, кто работает в классно-урочной системе, приходится выдумывать массу способов, чтобы маневрировать между отметками и настоящей оценкой. Разнообразие маневров небольшое, возможно, поэтому при описании и трансляции своих методик лишь немногие фокусируют на них внимание. Самый простой, часто скрываемый от всех проверяющих маневр, – ведение второго журнала, плохие отметки в котором легко исправляются детьми. Маневры чуть посложнее – критериальное оценивание, оценивание по сто балльной системе, введение самооценки и самоотметки. Иногда, скрывая свои манипуляции с отметками, педагоги начинают утверждать, что требуют от всех учеников по максимуму, никому и никаких поблажек не дают. А потом выясняется, что либо их ученики сами выбирают «уровень сложности» (и каждый имеет возможность получить пятерку!), либо когда-то давно они это делали и процесс стал естественным, идет на подсознательном уровне.

В парковой системе обучения отметки всегда ставятся только при готовности ребенка, по его запросу; потребности в мимикрии и дополнительных маневрах нет. В классно-урочной системе складывается другая ситуация. Есть страны (среди них Финляндия, Дания, Швеция), в которых результаты образования всегда оцениваются очень субъективно, а отметки являются, скорее, показателями успешности работы учителей, а не детей. Россия в другой группе: у нас до сих пор отметки яко бы показывают «объективный уровень» знаний. Лишь немногие педагоги имеют силы «идти в лоб» против системы и прямо говорить о том, что отметки по единому образцу – зло; большинство предпочитают не высовываться и делают то, что считают нужным, не привлекая к себе внимания. Искусство учителя классно-урочной школы при этом состоит в том, чтобы замаскировать свой прием и доказать всем инспекторам-проверяющим, что ты работаешь «в соответствии с требованиями программы».

Непонимание разницы между оценкой и отметкой, нежелание научиться оценивать ребенка индивидуально, а не по стандартным требованиям, очень часто приводит к искажению результатов самых лучших методик. Более 30 лет назад великий Шалва Амонашвилли описал эту проблему, и, казалось, был услышан: в первом классе отменили отметки. Отменили лишь «на бумаге», к сожалению. Потому что многие учителя сразу вместо цифр ввели… звездочки, галочки и другие единые знаки отличий. Никогда у таких педагогов не получатся результаты, как у Амонашвилли, даже если они и пробуют работать по его методике! То же самое происходит и с методикой не менее великого Виктора Шаталова, в которой заложены не только опорные конспекты, но и возможность для каждого выбирать уровень сложности и быть успешным в учебе.

Хорошие учителя не стесняются своего незнания. Они его спокойно признают, показывая детям: незнание – это путь к познанию мира. Человеку свойственно ошибаться, в этом нет ничего страшного. Главное – что ты делаешь, если чего-то не знаешь, если ошибся. Что ты делаешь? Естественно, признаешь и исправляешь свою ошибку! А еще можно посмеяться над собой, улыбка помогает спокойно проанализировать ситуацию, разрядить обстановку. Если педагог так действует, его ученики тоже начинают смотреть на свое незнание и ошибки не как на приговор, за которым последует отметка, а как на точки роста в познании мира. Спокойное отношение к своему незнанию и своим ошибкам, демонстрация работы с возникающими проблемами – прием, который очень эффективно используют хорошие учителя, но почти никто не описывает в своих методиках. Не дай бог такой прием показать своим коллегам – насмешек не оберешься! Особенно от тех, кто сам не очень успешен в работе с детьми, эти люди с легкостью фокусируют внимание на замеченных чужих ошибках: разве можно говорить «корешок», только «корень»! Поэтому и не упоминают авторы методик об этом (очень важном!) приеме.

Хорошие учителя принимают на себя ответственность за все происходящее на занятиях, которые они ведут. В парковом образовательном пространстве это – вынужденная мера, она заложена в структуру школы-парк: учитель организует работу, а дети «голосуют ножками», начиная учиться именно у тебя или уходя к другим педагогам. В классно-урочной системе такое отношение к урокам – личный выбор учителя. Между прочим, очень сложный выбор, который дается не каждому. Искусство? Скорее, сила воли и требования к себе. Если у хорошего учителя дети сорвали урок, он никогда не пойдет жаловаться, напротив, будет думать, чем он вызвал такую реакцию, что в работе нужно как можно быстрее изменить. Немногим удается так относиться к себе. Гораздо проще все свалить на детей: не хотят учиться, у них только гаджеты на уме, совсем от рук отбились…

Этот прием никто не описывает, потому что для одних он абсолютно естественный (естественно, учитель отвечает за то, что у него на уроке делается), а для других – совершенно ненужный (дети должны отвечать за свои успехи, пусть стараются, мы мало от них требуем, иначе разбалуем).

Хорошие учителя всегда организуют пространства, в которых идет общение между детьми разных возрастов. Они ходят с учениками в походы и экспедиции, открывают школьные театры, кружки, студии. В таких группах раскрываются и ученики, и учителя. Никаких отметок, у всех есть право на ошибку. Там помогают друг другу, а не конкурируют. В открытом пространстве парк-школы появление таких групп естественно: каждая парк-студия разновозрастная и открытая. Для классно-урочной системы эти группы становятся «дополнительным образованием», их значение невозможно переоценить. Однако эта работа учителей либо вообще не оплачивается, либо оплачивается очень плохо. А сил на нее уходит так много, что большинство отказывается от нее. Только единицы продолжают и уроки вести, и в походы ходить, и играть на сцене вместе со своими учениками.

Хорошие учителя всегда готовы заинтересоваться тем, что интересует их учеников. Дети это ценят, именно поэтому им всегда интересно рядом с такими – откликающимися, понимающими – взрослыми. Программа программой, но каждый уникален, уникальность ребенка кто-то должен заметить и поддержать. И снова: в открытой парковой системе это происходит естественно, потому что дети продолжают учиться у тех, кто видит их уникальность. В классно-урочной модели это удается лишь немногим, тем, кто способен, даже жертвуя программой и объективными отметками, работать с индивидуальностью своих учеников, с их личными вопросами, с их субъективным опытом.

Методика, в которой такое отношение к ученикам подразумевается, но не описано, не будет транслироваться. Например, человек разработал и апробировал игровой метод обучения. Когда автор сам проводил игру, он мог остановить общее действие, если кто-то из детей вдруг говорил, например, что, игру можно усовершенствовать (и сыпал идеями). В результате игра описывается в видоизмененном виде, с внесенными поправками, но возможность внесения поправок остается за кадром, хотя именно эта возможность и дала описываемый образовательный эффект!

В общем, чтобы овладеть искусством педагогики, нужно сначала проанализировать то, что ты делаешь, ответив на вопросы:

Как я собираюсь оценивать тех, кого учу?

Как я отношусь к своему незнанию, своим ошибкам?

Кто несет основную ответственность за происходящее на уроке??

Смогу ли я создать для своих учеников разновозрастное творческое пространство?

Как я реагирую на уникальность своих учеников?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *