Что понимается под автономией высших учебных заведений и академическими свободами
Статья 3. Автономия высших учебных заведений и академические свободы
Статья 3. Автономия высших учебных заведений и академические свободы
1. Под автономией высшего учебного заведения понимается его самостоятельность в подборе и расстановке кадров, осуществлении учебной, научной, финансово-хозяйственной и иной деятельности в соответствии с законодательством и уставом высшего учебного заведения, утвержденным в установленном законодательством порядке.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в пункт 2 статьи 3 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.
ГАРАНТ:
См. функции вуза и информацию о вузе, которые в соответствии с законодательством РФ в области образования указываются в уставе высшего учебного заведения, направленные письмом Минобразования РФ от 22 июня 2001 г. N 17-55-51ин/17-11
3. Педагогическим работникам из числа профессорско-преподавательского состава, научным работникам и студентам высшего учебного заведения предоставляются академические свободы, в том числе свобода педагогического работника высшего учебного заведения излагать учебный предмет по своему усмотрению, выбирать темы для научных исследований и проводить их своими методами, а также свобода студента получать знания согласно своим склонностям и потребностям.
Предоставляемые академические свободы влекут за собой академическую ответственность за создание оптимальных условий для свободного поиска истины, ее свободного изложения и распространения.
Статья 3. Автономия образовательных учреждений высшего профессионального образования и академические свободы
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ в статью 3 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2006 г.
Статья 3. Автономия образовательных учреждений высшего профессионального образования и академические свободы
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 20 апреля 2007 г. N 56-ФЗ в пункт 2 статьи 3 настоящего Федерального закона внесены изменения
ГАРАНТ:
См. функции вуза и информацию о вузе, которые в соответствии с законодательством РФ в области образования указываются в уставе высшего учебного заведения, направленные письмом Минобразования РФ от 22 июня 2001 г. N 17-55-51ин/17-11
3. Педагогическим работникам из числа профессорско-преподавательского состава, научным работникам и студентам высшего учебного заведения предоставляются академические свободы, в том числе свобода педагогического работника высшего учебного заведения излагать учебный предмет по своему усмотрению, выбирать темы для научных исследований и проводить их своими методами, а также свобода студента получать знания согласно своим склонностям и потребностям.
Предоставляемые академические свободы влекут за собой академическую ответственность за создание оптимальных условий для свободного поиска истины, ее свободного изложения и распространения.
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 3 настоящего Федерального закона
Статья 3. Автономия образовательных учреждений высшего профессионального образования и академические свободы
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ в статью 3 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2006 г.
Статья 3. Автономия образовательных учреждений высшего профессионального образования и академические свободы
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 20 апреля 2007 г. N 56-ФЗ в пункт 2 статьи 3 настоящего Федерального закона внесены изменения
ГАРАНТ:
См. функции вуза и информацию о вузе, которые в соответствии с законодательством РФ в области образования указываются в уставе высшего учебного заведения, направленные письмом Минобразования РФ от 22 июня 2001 г. N 17-55-51ин/17-11
3. Педагогическим работникам из числа профессорско-преподавательского состава, научным работникам и студентам высшего учебного заведения предоставляются академические свободы, в том числе свобода педагогического работника высшего учебного заведения излагать учебный предмет по своему усмотрению, выбирать темы для научных исследований и проводить их своими методами, а также свобода студента получать знания согласно своим склонностям и потребностям.
Предоставляемые академические свободы влекут за собой академическую ответственность за создание оптимальных условий для свободного поиска истины, ее свободного изложения и распространения.
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 3 настоящего Федерального закона
Автономия ВУЗа и академические свободы: соотношение международного и национального правового регулирования
Шугрина Екатерина Сергеевна, доктор юридических наук, профессор кафедры конституционного и муниципального права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА).
На основании анализа международных правовых актов в статье раскрывается содержание термина «академические свободы», под которыми предлагается понимать свободу преподавания и научного исследования; свободу обучения; институциональную автономию вуза. В статье последовательно исследуются особенности правового регулирования названных элементов. В работе показывается, что в зависимости от содержания термина «академические свободы» субъектами (носителями этого права) являются преподаватели, научные сотрудники; студенты, иные обучающиеся; образовательные учреждения. Показывается, что по обозначенным в названии статьи вопросам внутрироссийское законодательство в целом соответствует международным нормам. Однако анализ российского законодательства позволяет сделать вывод о том, что термин «академическая свобода» больше раскрывался в отношении образовательных учреждений, научно-педагогических работников. Для студентов академическая свобода означала возможность получать знания согласно своим склонностям и потребностям; выбирать государственный, муниципальный или частный вуз. В работе исследуется практика Европейского суда по правам человека, Конституционного Суда РФ.
Ключевые слова: академическая свобода, обучающиеся, образовательное учреждение.
Autonomy of a higher education institution and academic freedoms: correlation of international and national legal regulation
Based on the analysis of international legal acts the article discusses the contents of the term «academic freedoms», which the author offers to interpret as freedom of lecturing and academic research, freedom of education, institutional autonomy of a higher education institutions. The article consecutively evaluates specific features of legal regulation of the above-mentioned elements. The work shows that depending on the contents of the term «academic freedoms», the subjects (the bearers of rights) include lecturers, scientific researchers, students, other trainees, educational institutions. It is also shown that the domestic Russian legislation on these issues generally complies with the international norms. However, analysis of Russian legislation allows for drawing a conclusion that «academic freedom» is mostly related to the educational institutions and scientific and pedagogical workers. For the students academic freedom meant the ability to gain knowledge in accordance with their intentions and needs, to choose state, municipal, or private higher educational institution. The work includes analysis of the practice of the European Court of Human Rights and the Constitutional Court of the Russian Federation.
Key words: academic freedom, students, trainees, educational institution.
Анализ международных правовых актов позволяет выявить несколько принципов, которые все более последовательно имплементируются в российских нормативных документах. К числу таких принципов можно отнести:
Одним из наиболее важных является принцип автономии вуза и академических свобод.
Цит. по: Волосникова Л.М. Конституционно-правовые основы академических свобод в странах СНГ и Балтии // Конституционное и муниципальное право. 2006. N 11.
Следует отметить, что в документах ЮНЕСКО такое понимание характерно не только для научно-исследовательских работников, но и для учителей в широком смысле. Так, в Рекомендациях ЮНЕСКО «О положении учителей», принятых 5 октября 1966 г. Специальной межправительственной конференцией по вопросу о статусе учителей, предусматривается, что при исполнении профессиональных обязанностей учителя должны пользоваться академической свободой. Поскольку учителя обладают особой компетенцией в оценке учебных пособий и методов обучения, наиболее подходящих для своих учащихся, то они должны играть главную роль при выборе и приспособлении учебных материалов, отборе учебников и применении методов преподавания в рамках утвержденных программ и с помощью органов народного образования.
В ст. 13 Хартии Европейского союза об основных правах, принятой в г. Страсбурге 12 декабря 2007 г., термин «академическая свобода» используется в контексте свободы искусства и научного познания.
Однако далее в Модельном кодексе говорится о том, что непременным условием, дающим высшему образованию возможность всестороннего осуществления его миссии, является уважение государством и обществом институциональной автономии образовательных учреждений, организаций высшего профессионального образования и академических свобод преподавателей и студентов. Т.е. образовательное учреждение также является обязательным субъектом академических свобод.
В соответствии со ст. 6 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Киргизской Республики об условиях деятельности Киргизско-Российского славянского университета, заключенного в г. Москве 30 апреля 2008 г., научно-педагогическим работникам и студентам Университета предоставляются академические свободы, предусмотренные законодательством РФ и законодательством Киргизской Республики. Иными словами, об академических свободах говорится в контексте определенных прав научно-педагогических работников и студентов.
В российском законодательстве термин «академическая свобода» также используется.
В Федеральном законе от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ (в ред. от 3 декабря 2011 г.) «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» говорится об автономии образовательных учреждений высшего профессионального образования и академических свободах (ст. 3), в которой предусматривается, что педагогическим работникам из числа профессорско-преподавательского состава, научным работникам и студентам высшего учебного заведения предоставляются академические свободы, в том числе свобода педагогического работника высшего учебного заведения излагать учебный предмет по своему усмотрению, выбирать темы для научных исследований и проводить их своими методами, а также свобода студента получать знания согласно своим склонностям и потребностям. Причем предоставляемые академические свободы влекут за собой академическую ответственность за создание оптимальных условий для свободного поиска истины, ее свободного изложения и распространения. Кроме того, статус студента негосударственного высшего учебного заведения, имеющего государственную аккредитацию, в отношении академических прав и академических свобод приравнивается к статусу студента государственного или муниципального высшего учебного заведения, за исключением права на получение государственной стипендии при обучении на платной основе (ст. 16).
Анализ российского законодательства позволяет сделать вывод о том, что термин «академическая свобода» больше раскрывался в отношении образовательных учреждений, научно-педагогических работников. Для студентов академическая свобода означала возможность получать знания согласно своим склонностям и потребностям; выбирать государственный, муниципальный или частный вуз.
Термин «академическая свобода» активно используется и в судебной практике. Довольно интересный аспект термина «академические свободы» фактически исследовал Европейский суд по правам человека. Заявитель является владельцем издательского дома, который в 2001 г. опубликовал книгу, анализирующую феномен возникновения звездного статуса в Турции, где шла речь об известном в этой стране исполнителе поп-музыки. Полагая, что книга причиняет вред его имиджу и личным правам, певец потребовал и добился принятия судебного приказа об изъятии и запрете на распространение книги. Позже он предъявил в тот же суд иск о возмещении ущерба к заявителю и автору книги. По мнению Европейского суда, изъятие книги приравнивается к вмешательству в осуществление свободы выражения мнения заявителя. Вмешательство было предусмотрено законом и преследовало цель защиты прав иных лиц. Европейский суд отмечает, что книга являлась частичным воспроизведением докторской диссертации и напоминает о важности академической свободы. На примере певца и с использованием научных методов автор исследовал феномен звездного статуса и его возникновение в Турции, в связи с чем книга не может сравниваться с типом материалов, публикуемых таблоидами или журналами светской хроники, которые, как правило, имеют целью удовлетворить любопытство определенного типа читателей в отношении сугубо частных аспектов жизни знаменитостей. В Постановлении от 8 июня 2010 г. по делу «Сапан (Sapan) против Турции» (жалоба N 44102/04) Европейский суд единогласно констатировал нарушение требований ст. 10 Конвенции.
Определение Верховного Суда РФ от 28 июля 2011 г. по делу N КАС11-383, решение Верховного Суда РФ от 5 мая 2011 года по делу N ГКПИ10-1647.
См., напр.: Определение Конституционного Суда РФ от 04.10.2012 N 1846-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Бессоновой Тамары Петровны на нарушение ее конституционных прав пунктами 2 и 4 части первой статьи 77, статьей 81, частями первой и второй статьи 332, частью первой статьи 373 и частью первой статьи 374 Трудового кодекса Российской Федерации»; Определение Конституционного Суда РФ от 04.10.2012 N 1848-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Пронина Александра Алексеевича на нарушение его конституционных прав пунктом 2 части первой статьи 77, частями первой и второй статьи 332 Трудового кодекса Российской Федерации»; Определение Конституционного Суда РФ от 04.10.2012 N 1847-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кирюшкина Михаила Викторовича на нарушение его конституционных прав пунктами 2 и 4 части первой статьи 77, статьей 81, частями первой и второй статьи 332 Трудового кодекса Российской Федерации».
Названные задачи предопределяют специфику научно-педагогической деятельности в высшем учебном заведении, что отражается на требованиях, предъявляемых к личности преподавателя, перед которым стоят задачи обучения и воспитания молодежи с целью формирования у обучающихся основных составляющих компетентности, обеспечивающей успешность будущей профессиональной деятельности выпускников. При этом согласно п. 3 ст. 3 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» педагогическим работникам из числа профессорско-преподавательского состава предоставляются академические свободы, в том числе свобода педагогического работника высшего учебного заведения излагать учебный предмет по своему усмотрению, выбирать темы для научных исследований и проводить их своими методами, а также на них возлагается академическая ответственность за создание оптимальных условий для свободного поиска истины, ее свободного изложения и распространения.
По этой причине особое значение приобретает отбор кандидатов на замещение должностей научно-педагогических работников и установление для такого отбора процедуры, позволяющей всесторонне оценить профессиональные, деловые, творческие и нравственные качества претендента, необходимые для обеспечения надлежащего выполнения им задач, возложенных на научно-педагогический коллектив высшего учебного заведения.
Подбор и расстановка кадров осуществляются самостоятельно руководством вуза и его коллегиальными органами в соответствии с принципом автономии вузов, который, как указал Конституционный Суд РФ в Постановлении от 27 декабря 1999 г. N 19-П хотя и не закреплен в Конституции РФ непосредственно, но являет собой основополагающее начало деятельности вузов и входит в число важнейших правовых принципов, определяющих государственную политику в области образования и взаимоотношения государства и вузов.
Таким образом, в решениях Конституционного Суда РФ говорится о важном аспекте термина «академические свободы»: с правом обучающихся корреспондирует обязанность образовательного учреждения предоставить качественное образование, квалифицированных преподавателей; компетенции научно-педагогических работников, содержание образовательного процесса в целом должны соответствовать определенным, установленным государством требованиям.
Получается, что академическая свобода является правовым принципом, регулирующим отношения между государством, вузами, преподавателями и студентами.
Некоторые исследователи обращают внимание на содержание конституционно-правового режима академических свобод, который, по их мнению, характеризуется следующими параметрами :
Батяев А.А., Наумова Р.Л. Комментарий к Закону РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» (постатейный) // СПС «КонсультантПлюс», 2011.
В новом Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ (в ред. от 7 мая 2013 г.) «Об образовании в Российской Федерации» не только используется термин «академические свободы», но и раскрывается его содержание.
В ст. 3 Закона предусматривается, что одним из принципов государственной политики в сфере образования является автономия образовательных организаций, академические права и свободы педагогических работников и обучающихся, предусмотренные настоящим Федеральным законом, информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций.
Согласно ст. 47 Закона педагогические работники пользуются следующими академическими правами и свободами :
Академические права и свободы педагогических работников должны осуществляться с соблюдением прав и свобод других участников образовательных отношений, требований законодательства РФ, норм профессиональной этики педагогических работников, закрепленных в локальных нормативных актах организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Вузовская автономия зависит от сложившихся в каждом конкретном государстве:
Высшее учебное заведение самостоятельно в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся, методик образовательного процесса и образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий, при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника. Высшее учебное заведение может использовать дистанционные образовательные технологии для всех форм получения образования обучающимися в порядке, установленном центральным органом управления высшим профессиональным образованием.
Вместе с тем высшее учебное заведение несет ответственность за свою деятельность перед личностью, обществом и государством. Контроль за соответствием деятельности высшего учебного заведения целям, предусмотренным его уставом, осуществляют в пределах своей компетенции учредитель (учредители) высшего учебного заведения и государственный орган управления образованием, выдавший лицензию на ведение образовательной деятельности.
В Федеральном законе от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ (в ред. от 3 декабря 2011 г.) «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» под автономией образовательного учреждения высшего профессионального образования понимается его самостоятельность в подборе и расстановке кадров, осуществлении учебной, научной, финансово-хозяйственной и иной деятельности в соответствии с законодательством и уставом высшего учебного заведения, утвержденным в установленном законодательством порядке.
Н.В. Ласкина предлагает выделять следующие элементы автономии вуза :
Однако автономия, самостоятельность высшего учебного заведения имеет определенные пределы. В Типовом положении об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденном Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2008 г. N 71, констатируется, что высшее учебное заведение обладает автономией и несет ответственность за свою деятельность перед каждым обучающимся, обществом и государством. Под автономией понимается степень самоуправления, которая необходима высшему учебному заведению для эффективного принятия решения в отношении своей уставной деятельности. Управление высшим учебным заведением осуществляется в соответствии с законодательством РФ, данным Типовым положением, уставом высшего учебного заведения и договором, заключенным с учредителем, на принципах сочетания единоначалия и коллегиальности.
Согласно ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ (в ред. от 7 мая 2013 г.) «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с данным Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами РФ и уставом образовательной организации. Образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам. В Законе перечисляется круг вопросов, относящихся к компетенции образовательной организации.
Образовательные организации высшего образования осуществляют научную и (или) творческую деятельность, а также вправе вести подготовку научных кадров (в докторантуре). Иные образовательные организации вправе вести в соответствии с законодательством РФ научную и (или) творческую деятельность, если такая деятельность предусмотрена их уставами. Образовательная организация вправе вести консультационную, просветительскую деятельность, деятельность в сфере охраны здоровья граждан и иную не противоречащую целям создания образовательной организации деятельность, в том числе осуществлять организацию отдыха и оздоровления обучающихся в каникулярное время (с круглосуточным или дневным пребыванием).
Как уже говорилось, действующее законодательство устанавливает определенные пределы вузовской автономии. Так, образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе:
Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством РФ порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях.
Таким образом, подход к пониманию вузовской автономии, содержащийся в национальном законодательстве, в целом соответствует международному регулированию.
Академические свободы и автономия вуза
Учитывая большой терминологический разброс, принятый в разных странах, имеет смысл сразу дать некоторые определения, которые будут активно использоваться в настоящей главе. Так, под термином «преподавательские кадры высших учебных заведений» понимаются все лица в учебных заведениях или программах высшего образования, которые в течение полного или неполного рабочего дня занимаются преподаванием и/или научной работой, включая тех, кто предоставляет образовательные услуги учащимся или широким массам с помощью кинофильмов, видеофильмов, телевидения или радио, через компьютерные системы, библиотеки или путем консультирования.
При этом под «консультативно-лекторской работой» понимается предоставление услуг, благодаря которым ресурсы того или иного учебного заведения могут использоваться за его пределами для обслуживания самых разных сообществ в государстве или регионе, которые считаются районом, охватываемым данным учебным заведением. Она может включать широкий диапазон деятельности, включающей, в частности, внеучрежденческое, постоянное и дистанционное образование, обеспечиваемое посредством организации вечерних занятий, краткосрочных курсов и семинаров, а также институтов.
Особое значение имеет определение понятие вуз или высшее учебное учреждение в новых социально-экономических условиях, которые образовались в России в последние годы и в силу чего появились совершенно различные и нетрадиционные для нашей страны образовательные структуры. Под»высшими учебными заведениями» в научной литературе последних лет, как правило, понимаются институты и университеты, другие образовательные учреждения, центры и структуры высшего образования, а также исследовательские и культурные центры, связанные с любым из вышеупомянутых заведений, государственным или частным, которые утверждены в качестве таковых либо посредством признанных аккредитационных систем, либо компетентными государственными органами. Такое определение, хотя и является довольно широким, тем не менее позволяет достаточно четко ограничить круг исследуемых образовательных структур.
Для достижения глобальных задач, стоящих перед каждым государством в области обеспечения взаимопонимания, сотрудничества и устойчивого развития, требуются высококвалифицированные и всесторонне развитые выпускники высших учебных заведений, эффективная научная работа и продвинутая исследовательская деятельность, а следовательно, и контингент одаренных и квалифицированных преподавательских кадров высших учебных заведений.
В этом плане университеты и другие высшие ученые заведения являются таким сообществом преподавателей и ученых, которые сохраняют, распространяют и свободно выражают свое мнение по вопросам традиционных знаний и культуры, занимаются поиском и передачей новых знаний, не будучи стесненными установленными политическими и экономическими доктринами. Поиск новых знаний и их применение составляют суть предназначения таких высших учебных заведений, что достигается путем проведения научных исследований и преподавания, которые неразрывно связаны друг с другом.
Соответственно, развитие системы высшего образования, научной работы во многом зависит от их инфраструктуры и ресурсов как людских, так и материальных, а также от квалификации и опыта преподавательских кадров высших учебных заведений, равно как и от их человеческих, педагогических и технических качеств, обуславливаемых академической свободой, профессиональной ответственностью.
Преподавание в сфере высшего образования является профессией и формой общественной службы, которая требует от преподавательских кадров высших учебных заведений экспертных знаний и специализированных навыков, приобретенных и поддерживаемых благодаря упорной учебе и исследовательской деятельности на протяжении всей жизни. Оно требует также чувства личной ответственности преподавателя и учреждения за образование и благосостояние учащихся и соответствия высоким профессиональным требованиям, предъявляемым к научной работе и исследовательской деятельности.
Необходимо учитывать и то, чтобы условия труда преподавательских кадров высших учебных заведений в максимальной степени содействовали эффективному преподаванию, исследовательской деятельности и обеспечивали для преподавательских кадров высших учебных заведений возможность выполнять стоящие перед ними профессиональные задачи. Организации, представляющие интересы преподавательских кадров высших учебных заведений, в частности профсоюзы и различные ассоциации, необходимо рассматривать и признавать в качестве силы способной внести значительный вклад в развитие образования. В связи с этим их следует привлекать к определению политики в области высшего образования.
На всех соответствующих стадиях своей деятельности по планированию на уровне страны в целом и по планированию высшего образования, в частности, важно принимать меры для того, чтобы высшее образование было направлено на всестороннее развитие человеческой личности и прогресс общества. Целесообразно принимать меры для создания, развития и поощрения программ, обеспечивающих максимально широкий обмен преподавательскими кадрами высших учебных заведений между учреждениями как в национальном, так и международном масштабе, включая организацию симпозиумов, семинаров и совместных проектов, а также обмен информацией в области образования и науки. Им желательно также содействовать расширению связей и непосредственных контактов между университетами, исследовательскими учреждениями и ассоциациями, а также между учеными и научными работниками. Особенно важно обеспечивать также преподавательским кадрам высших учебных заведений беспрепятственный доступ к открытым информационным материалам в государственных архивах, библиотеках, исследовательских учреждениях и аналогичных организациях.
Отметим, чтобы можно было надлежащим образом воспользоваться академической свободой и выполнения соответствующих обязанностей и обеспечения ответственности, высшие учебные заведения должны располагать автономией. Под автономией понимается та степень самоуправления, которая необходима высшим учебным заведениям для эффективного принятия решений в отношении своей учебной работы, норм и соответствующей деятельности, совместимой с ответственностью перед обществом и осуществляемой на основе уважения академической свободы и прав кадров высших учебных заведений.
В этой связи весьма остро встает вопрос государственного финансирования высших учебных заведений различных форм. Вопрос этот не простой, учитывая многолетние традиции в отечественной системе образования, когда государство, финансируя вузы и университеты, фактически лишало их какой-либо автономии. Соглашаясь с актуальной необходимостью образования автономии вузов и университетов, и естественно, всех иных образовательных учреждений, тем не менее обойтись без финансовой помощи государства и всего общества вряд ли удастся, да вряд ли надо к этому стремиться. В этом плане государственное финансирование высшего образования необходимо рассматривать как форму государственных инвестиций, отдача от которых в большинстве случаев неизбежно носит долгосрочный характер. Желательно, чтобы общественное мнение было постоянно информировано относительно обоснованности и, более того, необходимости таких расходов.
Автономия высших учебных заведений предполагает обеспечение преподавательским кадрам доступ к библиотекам, располагающим современной литературой, отражающим разные аспекты той или иной проблемы, и фондам, которые не являются предметом цензуры или других форм вмешательства в интеллектуальную деятельность. Речь идет также о не ограниченном цензурой доступе к международным компьютерным системам, спутниковым программам и базам данных, необходимым для их преподавательской деятельности, научной работы.
Соответственно, высшим учебным заведениям целесообразно принимать все меры для поощрения и содействия публикации результатов научных исследований, полученных преподавательскими кадрами высших учебных заведений, для того чтобы помогать им приобретать ту репутацию, которой они заслуживают, а также содействовать развитию науки, техники, образования и культуры в целом. С этой целью важно обеспечивать преподавательским кадрам высших учебных заведений право беспрепятственно публиковать результаты своих научных исследований и научной работы в книгах, журналах и базах данных по своему выбору и под своей фамилией. Им предстоит также обеспечивать соответствующую правовую защиту трудов, написанных преподавательскими кадрами высших учебных заведений и, в частности, защиту, предоставляемую в соответствии с авторским правом.
Весьма важным и даже принципиальным моментом является активное содействие со стороны вуза и государства взаимному обогащению, обмену идеями и информацией между преподавательскими кадрами высших учебных заведений во всем мире, что имеет существенное значение для эффективного развития высшего образования и исследовательской деятельности. С этой целью необходимо, чтобы преподавательские кадры высших учебных заведений имели возможность участвовать в международных форумах, связанных с высшим образованием или исследовательской деятельностью, и совершать поездки за рубеж и пр. Эффективная поддержка академической свободы и основных прав преподавателя осуществляется в пределах имеющихся средств.
Академические свободы и права преподавателя сопутствуют в обязательном порядке беспристрастному, справедливому и не дискриминационному обращению со студентами и коллегами. Академические свободы и права позволяют в рамках коллегиального процесса или путем переговоров соответствующих организаций, представляющих интересы субъектов высших учебных заведений, создавать декларации или кодексы по вопросам этики, которыми они будут руководствоваться в своей преподавательской, научной, исследовательской и служебной деятельности.
При этом высшим учебным заведениям следует признать, что автономия является институциональной формой академической свободы и необходимым предварительным условием для гарантирования надлежащего выполнения обязанностей учреждениями системы высшего образования. Автономия наряду с академической свободой кадров высших учебных заведений обеспечивает преподавателям высших учебных заведений возможность осуществлять свое право выступать против политических репрессий и нарушений прав человека в учреждениях, где они работают, обществе или где-либо еще.
Понятно, что автономия не должна использоваться высшими учебными заведениями в качестве предлога для ограничения прав отдельных лиц. В частности, автономия не должна служить предлогом для ограничения прав преподавательских кадров высших учебных заведений пользоваться своей академической свободой и права на свободное выражение убеждений в качестве граждан, оправданием для дискриминации по признаку расы, пола и пр., запрещаемой международными конвенциями, декларациями и рекомендациями или ограничивать осуществление права на свободу объединения и заключения коллективных договоров. Демократическое самоуправление и коллегиальность являются важнейшими составными частями действительной автономии высших учебных заведений.
Автономность, тем не менее предполагает и подотчетность высших учебных заведений перед обществом путем открытого для общественности ведения учета, эффективного информирования общественности о характере своей образовательной миссии. Все это делается для достижения качества и высоких стандартов при осуществлении образовательных, научных и исследовательских функций и выполнения обязанности защищать и гарантировать беспристрастность своей учебной, научной и исследовательской деятельности в поиске и использовании знаний и сохранении культурного наследия.
Важно принимать все меры по обеспечению того, чтобы подотчетность учебных заведений основывалась на научной методологии и была четкой, реалистичной, рентабельной и небюрократической. Высшим учебным заведениям целесообразно индивидуально или коллективно разработать и применять соответствующие системы отчетности для достижения вышеупомянутых целей, а организациям, направляющим преподавательские кадры для работы в высших учебных заведениях, необходимо участвовать в планировании таких систем. В случае создания структур отчетности, под эгидой государства, методы их деятельности желательно обсудить с соответствующими высшими учебными заведениями и с существующими организациями, представляющими интересы преподавательских кадров высших учебных заведений.