Что понимается под брахмой
Брахма – смертный индийский бог
Индуизм нельзя было бы представить без главной триады богов, Тримурти. Но если Вишну следит за равновесием в мире, а Шива выступает разрушителем в финале его существования, то кто же создал Вселенную? Конечно, третий (а правильнее сказать, первый) из божеств – Брахма. Как и во многих других религиях мира, в индуизме есть свой верховный творец.
Брахма олицетворяет созидающие силы. Его называют нерождённый и совершенным, ведь он создал себя сам, а не родился. “В нём – всё сущее”, – написано в индийских ведических трактатах. Какой же Брахма? Что можно сказать о его внешности и характере? Как почитают Брахму сегодня?
Брахма – созидающая сила, что есть всюду
Согласно представлениям сторонников индуизма, Брахма – это всё, что есть вокруг нас. Даже два других верховных божества – это тоже вариации воплощений создателя. Именно брахме принадлежит заслуга создания мира. Появившись в первозданной пустоте, этот бог создал Махадивью, первородное яйцо.
Нередко на изображениях Брахма восседает в яйце, что находится в лотосе, цветке духовности и чистоты. Стебель его исходит из пупка Вишну, что является хранителем материального мира, следящим за порядком и гармонией. Из-за такой внешней подачи Брахму нередко европейцы считают второстепенным божеством, но это неверно.
В переводе с санскрита “Брахма” переводится как “расширяться”, и, на мой взгляд, это имя очень точно характеризует своего обладателя. Если в целом объяснить мировоззрение о сотворении мира в индуизме, то получим сложную, но интересную картину.
Изначальная пустота, своего рода “вселенское всё” – это и есть Брахма. Расширяясь, он создаёт новый мир, наполняя его живыми существами, различными стихиями. В каждой частице того, что окружает человека, заключён этот бог. В понимании индийцев сила Брахмы – это бесконечная энергия, дающая жизнь Вселенной.
Скульптура Брахмы
Нерождённый и смертный бог
Одно из самых необыкновенных качеств Брахмы – отсутствие рождения. У него нет матери или отца, поскольку бог этот появился на свет сам, из лотоса. что плавал на дне первозданного океана. С другой стороны, есть несколько преданий, что указывают на причастность Вишну к появлению Брахмы.
В пуранических мифах говорится, что Вишну оставил своё семя в воде. Когда настал час, оно стало золотым яйцом, из которого родился Брахма. Несмотря на это, в Индии нет ни одного религиозного направления, где Вишну считался бы отцом Брахмы. И, согласитесь, бог-творец не нуждается в наличии родителей – он создал себя и других сам.
Когда Вселенная была сотворена, Брахма стал создавать людей. Он вдохнул жизнь в одиннадцать особенных божеств, что стали прародителями людей. После этого появились первые мудрецы. Руководствуясь их знаниями, Брахма совершенствовал мир и его законы. Хранителей мудрости изначально было лишь семь, но каждый из них родился из ума Брахмы.
Если большинство божеств бессмертны, то Брахма не является неожиданным исключением. Да, бог этот смертен, хотя и имеет длительный срок своей жизни. Индийцы верят, что срок очередной Вселенной – это жизнь одного из воплощений Брахмы.
Насчитывает это время 100 мифологических лет, которые в пересчёте на привычное нам время дают 311 040 000 000 000 лет. Когда путь божества подходит к финалу, он умирает вместе с миром, что заключён в нём. Однако после этого Брахма вновь рождается – уже несколько иным, в иной ипостаси Вселенной.
Внешность Брахмы
Несмотря на то, что Брахма может быть всюду, а значит, обладает невидимостью, у него есть вполне конкретный облик. На изображениях он часто облачён в алый наряд, имеет четыре головы, обрамлённые бородами. Все стороны света находятся под внимательным взглядом бога. В Индии рассказывают, что каждая из голов Брахмы читает свой раздел из Вед.
Напротив, Брахма отдаёт предпочтение мирным символам. Например, в одной из рук он сжимает черпак. С помощью этого предмета во время поднесения даров богам служители проводят ритуал пролитие гхи на пламя. Брахма – покровитель почитания божеств.
В другой руке Брахмы можно заметить кувшин. Эта священная ёмкость наполнена водой, что является первоисточником жизни. Также в одной из рук Брахмы можно есть чётки, что необходимы богу для расчета лет Вселенной.
Культ в наши дни
Меня поразил тот факт, что в Индии совсем немного храмов, посвящённых Брахме (в отличие от святилищ его “коллег”, которых построено десятки тысяч). Почему же так? Ответ стоит искать в мифах. Одни истории говорят, что Брахма слишком сурово обошёлся с людьми, а также пытался обмануть Шиву.
Другие предания рассказывают о злости мудреца Бхригу. Тот хотел пригласить Брахму на велике торжество, где определился бы верховный бог, но Брахма не услышал его зова, так как с упоением слушал музыку в исполнении супруги, Сарасвати. Оскорблённый мудрец проклял бога, что стало причиной спада уровня популярности его культа.
Храм Брахмы в Индии
Пусть Брахма в наши дни не занимает лидирующих позиций в рейтинге почитаемых божеств Индии, люди не забывают о нём. Более того, в Таиланде этого бога ценят, считая, что он одаривает успехом и благополучием своих сторонников. Почитание Брахмы – один из самых древних культов в Азии, что, несомненно, отразилось на нём. Брахма уступил ведущую роль более молодым божествам, однако по-прежнему остаётся важной частью созданного им мира.
Что понимается под брахмой
Брахма (иногда Брама) (Brahmā) в буддизме — в широком смысле название богов, находящихся за пределами Сферы чувственного в состоянии глубокой медитации, характерной непривязанностью, объективностью, отсутствием желаний, эмоций и пристрастности, брахмы обитают в Сфере форм и Сфере отсутствия форм. В более узком смысле брахмы — существа Мира Брахмы, состоящего из трёх местопребываний, в самом низу Сферы форм Об этом местопребывании.
Классификация.
Существует по меньшей мере четыре различных понимания понятия Брахма.
Любое из божеств Сферы форм или Сферы отсутствия форм
Любое из божеств девяти низших местопребываний Сферы форм от Брахмапаришальи до Шубхакритшны
Любое из божеств девяти низших местопребываний Сферы форм (Мир Брахмы)
Великий Брахма, высший бог Мира Брахмы.
Для существ Сферы форм Брахма может ассоциироваться с Брахмавихарой, медитативных погружений четырёх Рупадхьян.
Брахмы в буддийской литературе.
Конкретные брахмы встречаются в буддийских источниках, и не всегда ясно, к каким мирам или местопребываниям они должны быть отнесены с точки зрения космологии. Они обычно ассоциируются с высокой властью или чрезмерным чувством божественной гордости.
Бака-брахма.
Бака-брахма — буквально Брахма-журавль описан в Маджхима-никая как бог, который уверен в том, что его мир непрекращающийся и неувядающий (поэтому он уверен в своей бессмертности), и что нет миров выше чем его мир. Будда отвергает его утверждения, основываясь на истине непостоянства. Один из помощников Баки стал утверждать под влиянием Мары, что Бака — Творец Вселенной, и молитвы и просьбы к нему будут удовлетворены, а тот кто это отрицает будет строго наказан. Однако Будда сказал, что на самом деле это утверждает Мара, и что Бака-брахма не обладает такой силой.
Бака тогда отметил, что не получится выйти за пределы его ведения (так как он считал себя всеохватывающим), и что если Будда зависит от множества вещей, которые зависят от него, Баки, и Будда оказывается заключённым в эту реальность, а Бака-брахма может воздействовать на него как пожелает. Будда ответил, что у Баки нет такой огромной силы, и что существуют реальности куда более обширные, о которых Бака не имеет никакого понятия. В результате спора Бака вынужден был согласиться, увидев превосходящую магическую силу Будды и его способность объяснить настоящее экскурсом в прошлые жизни.
Как увидел Бака, в прошлой жизни Бака был аскетом по имени Кесава; он смог спасти много людей от несчастий и разрушений. Сила его медитации привела к тому, что он родился в мирах Бирхатпалы (четвёртой дхьяны) (Bṛhatphala IAST), а потом, пройдя через серию перерождений в Сфере Форм, спустился вниз до уровня рядового брахмы Сферы форм.
В другой истории Бака был уверен, что никакой аскет или монах не сможет подняться до его мира, но Будда лично и несколько его учеников появились там и доказали его неправоту.
Брахма-Сахампати.
Брахма-Сахампати — один из самых старших Великих Брахм, этот бог незаметно помогал Будде, когда он достигал просветления и когда тот медитировал в Урувела, призывая его преподавать дхарму людям. Согласно некоторым комментариям, Брахма-Сахампати принадлежит к миру Шуддхаваса. Он когда-то был монахом по имени Сахака в общине (сангхе) будды Кашьяпы.
Однажды он объяснил женщине, сыном которой был бхикшу, не делать подношений Брахме, а вместо этого поддерживать её собственного сына, которого звали Брахмедэва.
В Самьютта-никае есть стихи, которые составил самолично Брахма-Сахампати, когда он вместе с Шакрой помогал Будде. Он всегда незримо сопутствовал Будде до его смерти, и его стихи содержатся также в Махапаринирвана-сутре.
Среди всех брахм Брахма-Сахампати — самый близкий к Будде.
У Брахма-Сахампати по описаниям было четыре головы, в Таиланде он приобрёл большую популярность, считается, что он приносит благополучие и процветание. Кумирни, ему посвящённые, можно найти везде, например знаменитая кумирня Ераван в Бангкоке. Брахма-Сахампати популярен также в китайском буддизме, иногда его некорректно называют Буддой с Четырьмя Лицами.
Брахма-Санаткумара.
Брахма-Санаткумара, что означает «вечно молодой», описан в Джанавасабха-сутте. В этой сутре Брахма-Санаткумара смог имитировать присутствие в низших мирах чтобы его могли воспринимать находящиеся в Сфере чувственного боги мира Тридцати трёх богов и их царь Шакра. Он объяснял богам элементы учения Будды и давал им практические советы. «Вечно молодой» означает, что он принимал образ отрока, волосы которого были повязаны пятью узелками, как у мальчиков.
БРАХМА
Смотреть что такое БРАХМА в других словарях:
БРАХМА
БРАХМА
БРАХМА
БРАХМА(др.-инд. Brahma, основа brahman-), в индуистской мифологии высшее божество, творец мира, открывающий триаду верховных богов индуизма (см. Тримур. смотреть
БРАХМА
БРАХМАСм. БРАМА.Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н.,1910.БРАХМАбрама, высшее верховное существо индусской религии. смотреть
БРАХМА
БРАХМА
в индуист. миф. высшее божество, творец мира, открывающий триаду богов индуизма. В этой триаде Б., как создатель вселенной, противостоит Вишну. смотреть
БРАХМА
БРАХМА
( Brahma ) Это имя нельзя путать с Брахманом. Брахма, согласно «Пуранам», есть тот аспект Божественного Единства, или Бога, который ответственен за акты творения, в смысле возрождения и сохранения материальной стороны всех вещей; его можно также назвать субстанцией-силой, включающей материю, энергию и законы природы. Современные авторы определяют этот источник силы, субстанцию как энергию, воплощающую прошлое в настоящем, или всеобщий закон инерции (как инерции покоя, так и инерции движения). Этот цельный и устойчивый образ мира представляет собой область, подвергающуюся непрерывному изменению под воздействием всех инкарнированных разумов (которые относятся к Вишну, см.), а новая складывающаяся картина мира вновь становится предметом заботы и стимула существования Брахмы. Таким образом, мир представляет собой состояние «целенаправленного восприятия идей», а устойчивость и постоянство мира обеспечивается вечнопроявленной силой и деятельностью Брахмы. Символически Брахма изображается сидящим на полностью раскрывшемся цветке лотоса, длинный стебель которого произрастает из пупка Великого Божества, его источника. Таким образом, считается, что Брахма, эта основа, или Бог, и результаты его деятельности (материальная сторона вещей) облекаются силой и подчиняются задаче, поставленной Великим Божеством, которое есть необусловленная причина и первичная основа всего сущего. Слово «Брахма» происходит от корня, означающего «расширяться, распространяться». Из этого следует связь этой силы с материальной стороной существующего, которая характеризуется атрибутами протяженности и пространства. Отношение йога к этому аспекту, или силе Божества является отношением противодействия, ибо йог стремится преодолеть в себе любую склонность к подчинению прошлому, и должен научиться управлять своим телом, эмоциями и низшим разумом (читта), а все эти явления представляют собой характерные свойства материального. В целом, эта идея очень тесно согласуется с концепцией Трех Логосов, возникшей в гностических течениях Греции, Ближнего Востока и у ранних христианских гностиков. смотреть
БРАХМА
БРАХМА
БРАХМА
БРАХМА
БРАХМА
БРА́ХМА, и, ч. (з великої літери).Перший бог індуїстської головної тріади, який ушановується як творча сила і творець всесвіту.Смикаючи то за голову, т. смотреть
БРАХМА
(санскр. священная сила) первоначально заклинание, затем сила, которая придает действенность обрядам, совершаемым во время жертвоприношении, и, наконец, существующий творческий и утверждающий принцип, который все созидает, поддерживает, хранит и затем снова возвращается к самому себе. Со времени упанишад спекуляции об отношении Брахмы к самости (см. Атман) отдельного существа составляют главную тему веданты. смотреть
БРАХМА
БРАХМА
одни из наиболее распростр. разновидностей др.-инд. письма. Древнейшие надписи на Б. (эдикты имп. Ашоки, высечен. на скалах) относятся к 3 в. до н.э. Б. — письмо слоговое, идущее слева направо. В этом его хар-рнейшее отличие от др. др.-инд. письма кхароштхи, к-рое идет справа налево. смотреть
БРАХМА
БРАХМА
в индуизме одно из лиц, составляющих наряду с Вишну и Шивой божеств, троицу (тримурти). Первоначально Б. выступал как высш. божество, творец и управитель мира. В позднем индуизме он отступает на задний план, отдавая первенство двум др. членам троицы. смотреть
БРАХМА
(1 м) (в индуизме: один из трёх великих богов — творец мира)Синонимы: бог, божество, брама, вишну, начало, создатель, творец, тримурти, шива
БРАХМА
см. также Брама — в индуизме одно из лиц, составляющих наряду с Вишну и Шивой божественную троицу (тримурти). Первоначально выступал как высшее божество, творец и управитель мира. В позднем индуизме отступает на задний план. смотреть
БРАХМА
БРАХМА
БРАХМА
БРАХМА, в брахманизме один из 3 высших богов, бог-создатель, творец Вселенной и всего сущего. Культ Брахмы практически отсутствует. Обычно изображается четырехликим, четырехруким, сидящим на лебеде.
БРАХМА
БРАХМА
БРАХМА
БРАХМА, в брахманизме один из 3 высших богов, бог-создатель, творец Вселенной и всего сущего. Культ Брахмы практически отсутствует. Обычно изображается четырехликим, четырехруким, сидящим на лебеде. смотреть
БРАХМА
— в брахманизме один из 3 высших богов, бог-создатель, творецВселенной и всего сущего. Культ Брахмы практически отсутствует. Обычноизображается четырехликим, четырехруким, сидящим на лебеде. смотреть
БРАХМА
-и, ч. Один з найвищих (поряд з Шівою і Вішну) богів у брахманізмі й індуїзмі.
БРАХМА
БРАХМА
бог-творец, повелитель людей и бессмертных, один из *тримурти*, индуистской триады, состоящей из Брахмы (*созидающий мир*), Шивы (*разрушаюший мир*) и Вишну (*сохраняющий мир*). смотреть
БРАХМА
Ударение в слове: Бр`ахмаУдарение падает на букву: аБезударные гласные в слове: Бр`ахма
БРАХМА
, в брахманизме один из 3 высших богов, бог-создатель, творец Вселенной и всего сущего. Чаще изображается четырехликим, четырехруким, сидящим на лебеде. смотреть
БРАХМА
Раб Махра Мах Мара Рам Хабар Бра Бар Араб Амбра Амбар Абрам Аба Храм Арам Арба Арма Арх Брам Брахма Хмара Хара Маар Маб Хам Хаб
БРАХМА
БРАХМА
космическое духовное начало, безличный абсолют, лежащий в основе всего сущего в индийской философии и религии индуизма.
БРАХМА
бра́хма, бра́ма (санскр.) один з найвищих (поряд з Шівою і Вішну) богів у брахманізмі й індуїзмі.
БРАХМА
БРАХМА
Очень популярная у скотоводов Юго-Запада порода скота, в в. импортировавшаяся в США из Индии.
БРАХМА
-и, ч. Один з найвищих (поряд з Шівою і Вішну) богів у брахманізмі й індуїзмі.
БРАХМА
(санскр.) один з найвищих (поряд з Шівою і Вішну) богів у брахманізмі й індуїзмі.
БРАХМА
Бог как создатель; первое созданное существо; Хираньягарбха или космический разум.
БРАХМА
Брахма творец, Брама, Вишну, начало, создатель, Тримурти, Шива
Брахма в буддизме
В более узком смысле брахмы — существа Мира Брахмы, состоящего из трёх местопребываний, в самом низу Сферы форм.
Происхождение термина
Понятие Брахма взялось из брахманизма — традиции вед, бог Брахма в ведах — это единственный Творец. В ранних буддийских текстах, однако, о брахмах говорится во множественном числе; они считают себя всемогущими творцами, Будда к ним обращается и их поправляет. Эти брахмы по своему характеру уже отличаются от ведийского Брахмы. Один из брахм (Великий Брахма) рассматривается в буддизме как объект поклонения брахманистов. По буддийским представлением этот Брахма — первое существо, появившееся после гибели Вселенной, который от отсутствия памяти или вследствие недоразумения считает себя творцом. Это объясняется в Брахмаджала-сутте (Brahmajala Sutta DN.1).
Классификация
Существует по меньшей мере четыре различных понимания понятия Брахма.
Любое из божеств Сферы форм или Сферы отсутствия форм
Любое из божеств девяти низших местопребываний Сферы форм от Брахмапаришальи Brahmapāriṣadya? до Шубхакритшны Śubhakṛtsna?.
Любое из божеств девяти низших местопребываний Сферы форм (Мир Брахмы)
Великий Брахма, высший бог Мира Брахмы.
Для существ Сферы форм Брахма может ассоциироваться с Брахмавихарой, медитативных погружений четырёх Рупадхьян (Rūpajhāna).
Общий обзор всех миров Сферы форм и Сферы отсутствия форм см. в статье Буддийская космология.
Брахмы в буддийском литературее
Конкретные брахмы встречаются в буддийских источниках, и не всегда ясно, к каким мирам или местопребываниям они должны быть отнесены с точки зрения космологии. Они оычно ассоциируются с высокой властью или чрезмерным чувством божественной гордости.
Бака-брахма
Бака-брахма — буквально Брахма-журавль описан в Маджхима-никая как бог, который уверен в том, что его мир непрекращающийся и неувядающий (поэтому он уверен в своей бессмертности), и что нет миров выше чем его мир. Будда отвергает его утверждения, основываясь на истине непостоянства. Один из помощников Баки стал утверждать под влиянием Мары, что Бака — Творец Вселенной, и молитвы и просьбы к нему будут удовлетворены, а тот кто это отрицает будет строго наказан. Однако Будда cказал, что на самом деле это утверждает Мара, и что Бака-брахма не обладает такой силой.
Бака тогда отметил, что не получится выйти за пределы его ведения (так как он считал себя всеохватывающим), и что если Будда зависит от множества вещей, которые зависят от него, Баки, и Будда оказывается заключённым в эту реальность, а Бака-брахмаможет воздействовать на него как пожелает. Будда ответил, что у Баки нет такой огромной силы, и что существуют реальности куда более обширные, о которых Бака не имеет никакого понятия. В результате спора Бака вынужден был согласиться, увидев превосходящую магическую силу Будды и его способность объяснить настоящее экскурсом в прошлые жизни.
Как увидел Бака, в прошлой жизни Бака был аскетом по имени Кесава; он смог спасти много людей от несчастий и разрушений. Сила его медитации привела к тому, что он родился в мирах Бирхатпалы (четвётрой дхьяны) (Bṛhatphala?), а потом, пройдя через серию перерождений в Сфере Форм, спустился вниз до уровня рядового брахмы Сферы форм.
В другой истории Бака был уверен, что никакой аскет или монах не сможет подняться до его мира, но Будда лично и несколько его учеников появились там и доказали его неправоту.
История о Бака-брахме детально изложена в Бакабрахма-сутте и в Брахманимантаника-сутте.
Брахма-СахампатиБрахма-Сахампати — один из самых старших Великих Брахм, этот бог незаметно помогал Будде, когда он достигал просветления и когда тот медитировал в Урувела, призывая его преподавать дхарму людям. Согласно некоторым комментариям, Брахма-Сахампати принадлежит к миру Шуддхаваса (Śuddhāvāsa). Он когдато был монахом по имени Сахака в общине (сангхе) будды Кашьяпы.
Однажды он объяснил женщине, сыном которой был бхикшу, не делать подношений Брахме, а вместо этого поддерживать её собственного сына, которого звали Брахмедэва.
В Самьютта-никае есть стихи, которые составил самолично Брахма-Сахампати, когда он вместе с Шакрой помогал Будде. Он всегда незримо сопутствовал Будде до его смерти, и его стихи содерждатся также в Махапаринирвана-сутре.
Среди всех брахм Брахма-Сахампати — самый близкий к Будде.
У Брахма-Сахампати по описаниям было четыре головы, в Таиланде он приобрёл большую популярность, считается, что он приносит благополучие и процветание. Кумирни, ему посвящённые, можно найти везде, например знаменитая кумирня Ераван в Бангкоке. Брахма-Сахампати популярен также в китайском буддизме, иногда его некорректно называют Буддой с Четырьмя Лицами (四面佛).
Брахма-Санаткумара (Brahmā Sanatkumāra, Brahmā Sanaṅkumāra?), что означает «вечно-молодой», описан в Джанавасаха-сутте (Janavasabha-sutta DN.18). В этой сутре Брахма-Санаткумара смог имитировать присутсвие в низших мирах чтобы его могли воспринимать находящиеся в Сфере чувственного боги мира Тридцати трёх богов и их царь Шакра. Он объяснял богам элементы учения Будды и давал им практические советы. «Вечно-молодой» означает, что он принимал образ отрока, волосы которого были повязаны пятью узелками как у мальчиков.
Бог Брахма — создатель вселенной
Наблюдая за звездным небом, целесообразностью всего сущего на земле, люди задавались вопросом: «Что было первоначалом Вселенной? Как она образовалась? Как зародилась жизнь?» В мифологии разных этнических групп планеты существуют мифы и предания о сотворении Мира из первобытного хаоса.
В индийском эпосе таким творцом является бог Брахма. Триллионы лет назад во вселенском безмерном океане внутри большого золотого яйца, которое плавало в его водах, развивался и рос младенец. Он спал. Когда пришло время пробуждения – первой проснулась мысль Брахмы.
Она имела такую мощь, что расколола космическое яйцо на две половины. Из которых возникли земля и небо. Появились пять элементов – земля, вода, воздух, огонь, эфир и мысль. Брахма усыпал небо звездами, а на суше образовались равнины, горы, моря и реки.
Брахма выступает как воплощение творческого принципа существования, персонификации абсолюта. Он не только создал мир, но так же и определил хронологические рамки вселенной.
Одиночество гнетило его и дыханием создал Брахма духов асуров (как добрых, так и злых) которые построили свои крепости на небе, суше и под водой.
Силой мысли из своих глаз, ушей, ноздрей, пальцев и души Брахма породил богов. Родилось у него семь сыновей и дочь: силой духа он породил Маричи, Атри, Ангирас, Пуластья, Пулаха, Крату, Дакшу и дочь Вирини. Дакши взял в жены Дочь Брахмы.
Сотворив мир, Брахма решил отдохнуть под сенью дерева. Но люди начали впадать в грех, и Брахма решил вмешаться в то, что сотворил. Так появились веды и законы, поддерживаемые поощрениями и наказаниями. Наказание следовало за нарушение клятвы данной стражу закона.
Ему принадлежит создание театра, музыки, танца и первых поэтических сочинений. Брахма покровительствовал аскетам.
Брахма в мифологии
В это время асуры начали воевать с богами за господство над Вселенной. Брахма разгневался и, приняв сторону богов, послал Руду-Шиву им на помощь, который прогнал асуров с небес. Война между богами и демонами не закончилась. До сих пор силы добра противостоят силам зла. Это один из мифов о Брахме.
В другой легенде — иная версия. В ней говорится о том, что он рожден из цветка лотоса выросшего из пупа бога Вишну. Поэтому другое имя Брахмы Набхиджа (рожденный из пупа).
По некоторым мифам все живое появилось от брака Брахмы со своей дочерью.
Согласно ведическим и пураническим текстам четыре головы Брахмы символизируют четыре Веды, четыре руки – четыре стороны света. Вначале у него было пять голов, но одну из них он лишился после того как оскорбил ненадлежащим образом Шиву. Шива сжег ее в гневе своим глазом.
В некоторых областях Индии Брахма изображается с белой бородой – символом вечной природы его существования. Согласно преданиям, Брахма живет 100 «лет Брахмы». Это равно 311 040 000 000 земным годам. После его смерти наступает 100 лет перерыва для перерождения нового Брахмы, который начинает новый процесс своего творения Вселенной. Цикл перерождений бесконечный.
Передвигается Брахма по вселенной на божественном лебеде. Лебедь, почитаемая в индийской культуре, птица которой дано отделить молоко из смеси воды и молока. Это символ различать плохое и хорошее, принимать духовные ценности и отвергать то, что их не имеет.
Птица возносит его в райский мир Брахмы Врах-малока на седьмое небо. Этот мир находится на далеком севере на вершине величайшей золотой горы Меру, место обители Тримурти – божественной троицы, в которую помимо Брахмы входят Вишну – хранитель мира и Шива – разрушитель мира.
Супруга Брахмы – богиня Сарасвати. Она покровительствует искусству, наукам и красноречию.
Попасть в райский мир могут только люди, ведущие праведный образ жизни. Считается, что только их жизнь блаженна, и только они могут постичь истину. Вокруг горы Меру вращается солнце, Трилока (небо, земля, подземное царство), а также планеты и звезды. Это центр Вселенной. С седьмого неба постоянно низвергаются потоки священной реки Ганг.
На склонах горы растут чудесные яблони Джамбу. Добраться даже самому храброму воину не то, что простому человеку до страны Брахмы, не дано. Гора окружена неприступными горными хребтами в семь колец. Между горными кольцами семь озер немереной глубины. Над ними располагаются четыре континента, омываемых океаном. Континент опоясан ожерельем из 500 островов.
Самая близкая к горе Меру земля, которая называется Джамбутвипа. Названа земля так потому, что на ней растут яблони Джамбу. На этом континенте жил в древности родоначальник и царь воинствующего племени Бхарата. Это племя является основателем Индии. На хинди Индия называется «Бхарат».
Легенды и мифы, описывающие деяния, сражения и подвиги потомков царя Бхараты, племен пандавов, куравов, богов собраны в грандиозной эпической поэме «Махабхарата». Это великое произведение древности (состоящее примерно из ста тысяч двустиший) описывающее рождение мира, деяния богов, подвиги героев.
Брахма – один из божеств Тримурти, но Шива наложил проклятие за обман, которое стало причиной ограниченного поклонения Брахме.
Эта история, случившаяся на заре создания мира, описана в «Шивапуране». Вишну и Брахма решили найти начало и конец гигантского шива-лингама. Вишну перевоплотился в вепря и искал начало, копая землю. Брахма, в облике лебедя, поднялся ввысь искать в небесах. Вишну признав, что не сможет найти один из концов, пришел и поклонился Шиве. Брахма был настойчив и поднимался ввысь, пока не увидел кетаки (любимый цветок Шивы). Он обратился к цветку с просьбой дать ложное свидетельство о том, что нашел начало шива-лингама. Узнав об этом, Шива разгневался и наложил проклятие – запрет на поклонение Брахме в трех мирах.
Другая легенда гласит, что проклятие наложил великий мудрец Бхиргу. Вот как об этом написано: «Для огромного ведического жертвоприношения на земле выбирался председательствующим один из богов. Бхирху искал одного из Тримурти. Брахма не услышал зов прибывшего великого мудреца и не удостоил его почтением, потому что был поглощен звуками музыки игравшей для него супруги. Бхиргу разгневался и проклял Брахму. Он объявил, что никто с этого момента не станет призывать имя Брахмы и не станет поклоняться ему.»
Храмы Брахмы
Брахма один из божеств Тримурти и самое абстрактное божество. Ему построено несколько храмов по сравнению с Вишну и Шивой, которым возведено примерно десятки тысяч. Он играет большую роль системе индуистского мировозрения, поэтому молитвы Брахме возносятся при проведении большинства индуистских ритуалов.
Храм Брахмы в Пушкаре (Раджастан) самый священный и значимый. Ежегодный крупный религиозный фестиваль, который приходится на полнолуние в месяц Картика по лунному календарю (октябрь-ноябрь) собирает тысячи паломников, которые совершают омовение в священных водах прихрамового озера Пушкар. Такими же фестивалями славится храм в Тирунавае.
Очень мало статуй Брахмы в сидячей позе, в основном он стоит. Если сидит, то на распустившемся цветке лотоса или на лебеде – вахане. На Брахму одета шкура антилопы. Символ того, что истину можно постичь лишь отказавшись от суеты, поборов многие земные страсти, придерживаясь аскезы. Только через испытания открывается истина.
Каждой из шастр он появляется в ином обличии. Закрытые глаза, удовлетворенный лик, проявление своих высших духовных качеств — характерно для йогического состояния. Такому образу преклоняются аскеты и подвижники.
Миряне предпочитают более земной образ, на котором Брахма в обычном виде вместе с женами.
Третьему аспекту вира – воинской доблести поклоняются цари и воины.
Четвертый — абхичарика (грозный, суровый и устрашающий лик) предпочтительный для поклонения тем, кто готовиться истребить своих врагов.
Встречаются статуи, более очеловеченные с четырьмя головами и двумя руками в одежде из ткани с пышными локонами (прическа характерная для аскетов). Через плечо кроме шнура перекинута шкура оленя. В таких статуях Брахма держит в руках только два атрибута, в основном, четки и сосуд с водой. Крайне редко можно встретить статуи с одной головой и двумя руками.
Каждый храм, независимо какому божеству он возведен, имеет нишу в северной стороне для Брахмы, которому, следуя ведическим традициям, поклоняются ежедневно, так как судьба каждого управляется этим богом. Кроме молитв существуют медитативные практики отождествления себя с Брахмой. Во время медитации человек заряжается положительной энергией.