Что понимается под электронным обучением
Что понимается под электронным обучением
Статья 16. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
1. Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
2. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
(в ред. Федеральных законов от 26.07.2019 N 232-ФЗ, от 26.05.2021 N 144-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. При реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся. Перечень профессий и специальностей среднего профессионального образования, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования. Перечень специальностей и направлений подготовки высшего образования, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования.
(в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 232-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий местом осуществления образовательной деятельности является место нахождения организации, осуществляющей образовательную деятельность, или ее филиала независимо от места нахождения обучающихся.
5. При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий организация, осуществляющая образовательную деятельность, обеспечивает защиту сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну.
Электронное обучение
Определение специалистов ЮНЕСКО: «e-Learning — обучение с помощью Интернет и мультимедиа».
К электронному обучению относится:
Содержание
Рынок
Мировая индустрия электронного обучения по самым скромным подсчётам составляет 48 млрд долларов. [1] Е-learning возникло благодаря развитию интернета и мультимедиа, ключевыми моментами являются консалтинг, контент, технологии, сервисы и поддержка. [2]
Стремительность современного мира требует применения наиболее быстрых и дешёвых способов процессов генерации и передачи знаний. Элекронное обучение является одним из возможных инструментов, позволяющих решать эту острую проблему современности.
Высшее образование
Многие высшие учебные заведения, институты на коммерческой основе предлагают сейчас обучение в онлайн-классах. Однако из частных некоммерческих школ только половина может предоставить онлайн-обучение. Отчёт Sloan, основанный на опросе ведущих академических институтов, показал, что студенты по меньшей мере удовлетворены онлайн-обучением по сравнению с традиционным. Частные образовательные учреждения могут быть в большей степени вовлечены в онлайн-обучение по мере того, как стоимость таких онлайн-систем будет уменьшаться. Также потребуется квалифицированный персонал для работы со студентами в режиме онлайн. Этот персонал должен не только понимать излагаемый материал, но также и владеть компьтером и интернет-технологиями. Онлайн-образование быстро развивается и в ведущих исследовательских институтах даже разработаны докторские программы, представленные онлайн. [4]
Корпорации
В настоящее время e-learning взят на вооружение различными компаниями для информирования и обучения как сотрудников компании, так и клиентов.
Подходы
Фактически электронное обучение началось с использованием компьютеров в образовании. Первоначально обучение с использованием компьютеров чередовалось обычными, классическими практическими занятиями.
Особенности
К электронному обучению относятся электронные учебники, образовательные услуги и технологии.
Современные студенты и школьники — в основном сетевое поколение, для которых электронный способ получения информации (в данном случае именно учебной) является нормальной составляющей жизни. В целом высокие технологии в образовании приветствуются студентами, — знания, умения, навыки пригодятся в самосовершенствовании и карьерном росте. Информационные коммуникационные технологии стали их рабочим инструментом.
Широкий спектр методов дистанционного обучения позволяет выбирать метод с учётом индивидуальных требований и предпочтений слушателя и ещё E-learning не исключает общение с преподавателем лицом к лицу:
См. также
Примечания
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Электронное обучение» в других словарях:
электронное обучение — Обучение с помощью информационно коммуникационных технологий. [ГОСТ Р 52653 2006] Тематики информационные технологии в образовании EN e learning … Справочник технического переводчика
Электронное обучение — см. Интернет обучение, Информационные технологии в обучении по охране труда … Российская энциклопедия по охране труда
ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ — (англ. e education). Система обучения, предполагающая использование интернет технологий, электронных библиотек, учебно методических мультимедиаматериалов. См. мультимедиа … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Электронное обучение (дистанционное)/ELEARNING — это организационно технологическая система доступа населения к образованию и знаниям для развития, формируемая в рамках общепринятых в мировом сообществе стандартов за счет информационных, программно технических и методических ресурсов и… … Толковый словарь по информационному обществу и новой экономике
ОБУЧЕНИЕ ЭЛЕКТРОННОЕ — ОБУЧЕНИЕ ЭЛЕКТРОННОЕ. См. электронное обучение … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Обучение электронное — Под электронным обучением понимается организация образовательного процесса с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий,… … Официальная терминология
мобильное обучение — Электронное обучение с помощью мобильных устройств, не ограниченное местоположением или изменением местоположения учащегося. [ГОСТ Р 52653 2006] Тематики информационные технологии в образовании EN m learningmobile learning … Справочник технического переводчика
E-learning — (сокращение от англ. Electronic Learning) система электронного обучения, синоним таких терминов, как электронное обучение, дистанционное обучение, обучение с применением компьютеров, сетевое обучение, виртуальное обучение, обучение при … Википедия
Информационные технологии в обучении по охране труда — ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ПО ОХРАНЕ ТРУДА. Эффективное обучение становится для различных организаций (малых и средних предприятий, крупных компаний) важнейшим условием обеспечения их конкурентоспособности. Традиционные образовательные… … Российская энциклопедия по охране труда
Social Web Academy — (Социальная Веб Академия) это образовательная система на базе Интернета, которая объединяет формальные методы виртуального обучения с неформальным обучением. В процессе формального обучения социальные веб академии порождают сообщества обучающихся … Википедия
В чем разница между дистанционным и онлайн-обучением
Цифровизация оказала большое влияние на технологии обучения — по докризисным оценкам экспертов, российский рынок онлайн-образования должен вырасти до 53,3 млрд руб. к 2021 году. Диджитал-инструменты давно используют практически во всех образовательных направлениях — от дошкольного до дополнительного профессионального обучения. Свои онлайн-школы открывают фитнес-тренеры, психологи и даже специалисты по шитью лоскутных одеял.
Однако общей терминологии на рынке до сих пор не появилось, часто эксперты отрасли разделяют понятия дистанционного и онлайн-обучения. Давайте разбираться, есть ли разница между этими определениями.
Нормативная база
Применение электронных образовательных технологий в России регулирует ряд нормативно-правовых актов:
Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012.
Федеральный закон № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006.
Федеральный закон № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006.
Приказ Минобрнауки РФ от 23 августа 2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
Приказ Минобрнауки РФ от 5 апреля 2017 г. № 301 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры».
Письмо от 24 июня 2014 г. № АК-1666/05 «Об установлении соответствий при утверждении новых перечней профессий, специальностей и направлений подготовки указанным в предыдущих перечнях профессий, специальностей и направлений подготовки».
А также несколько рекомендаций Минобрнауки и ГОСТы.
Вносим ясность в терминологию
Закон «Об образовании» четко определяет понятия «электронное обучение» и «дистанционные образовательные технологии»:
Статья 16. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
«Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.
Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников».
А в Приказе Минобрнауки РФ от 23.08.2017 № 816 понятия электронного обучения и дистанционных образовательных технологий используются неразрывно.
Что такое дистанционное обучение
Дистанционное обучение (ДО) — это взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, при помощи современных информационных технологий. Эксперты выделяют три основных вида ДО:
Синхронное обучение. Происходит в реальном времени: преподаватель одновременно с учащимися работает над материалом. Под этот формат попадают онлайн-трансляции, вебинары, скайп-созвоны.
Асинхронное обучение. В рамках этого формата используется заранее подготовленная учебная программа, доступ к которой получает слушатель. Она содержит готовый к самостоятельному изучению материал (слайды, видео, текст и другие материалы) и задания для контроля обучения (тесты, задания).
В свою очередь, асинхронное обучение может быть двух видов: автоматизированное (прошел тесты, получил документ и забыл) или с сопровождением (преподаватель в установленные сроки проверяет задания, участвует в обсуждении, например на форумах). Как правило, такое обучение проводят в системах дистанционного обучения (СДО) или LMS (Learning management system).
Смешанное обучение (blended learning). Объединяет оба вида.
Исторически так сложилось, что бизнес-школы и другие участники российского рынка образования по-разному называют синхронное и асинхронное дистанционное обучение, вкладывая свой смысл в понятия онлайн- и дистанционных курсов.
Как устроено обучение в Русской Школе Управления
Мы в Русской Школе Управления делим учебные курсы на три большие категории: очные, онлайн-курсы и видеокурсы. При любом формате участники обучения получают документы о повышении квалификации.
Наши курсы можно пройти в трех форматах
Очные программы
Очные программы проходят в аудиториях РШУ, где участники обучения и преподаватели работают в тесном контакте. Преимущество очных программ — в привычном для многих формате, меньшей зависимости от технологий и внешних факторов, удобстве получения обратной связи. Участники обучения получают рабочую папку с материалами, выходят на кофе-брейки, заводят новые знакомства среди коллег.
Онлайн-курсы (синхронное обучение)
В режиме онлайн-курса участники обучения прослушивают лекции удаленно в прямом эфире. Мы подключаем трансляцию из аудитории — такой формат позволяет удаленно задавать вопросы преподавателю и получать обратную связь в течение дня. Учебные материалы предоставляются в электронном виде.
Сравнение форматов обучения
Онлайн-формат позволяет учиться с частичным отрывом от работы из любой точки мира: не нужно тратить время на дорогу (и средства, если приходится ехать из другого города). Благодаря интерактиву и 10-дневному доступу к записи занятий по удобству восприятия он не уступает очному обучению.
Видеокурсы (асинхронное обучение)
На видеокурсах можно учиться без отрыва от работы и по индивидуальному графику. Мы предоставляем доступ к удобной LMS Teachbase с оперативной технической поддержкой и к электронным учебным материалам. По итогам занятий пользователи проходят онлайн-тестирование.
Личный кабинет участника обучения в Teachbase
Выводы
3 формата обучения в Русской Школе Управления
Статья на тему «Электронное обучение, дистанционные образовательные технологии»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Электронное обучение, дистанционные образовательные технологии
Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
Согласно новым Федеральным государственным образовательным стандартам в образовательных учреждениях должна быть сформирована информационно-образовательная среда, которая, в том числе, в рамках дистанционного образования должна обеспечивать взаимодействие всех участников образовательного процесса: обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников, органов управления в сфере образования, общественности.
При реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий:
— организации оказывают учебно-методическую помощь обучающимся, в том числе в форме индивидуальных консультаций, оказываемых дистанционно с использованием информационных и телекоммуникационных технологий;
— организации самостоятельно определяют объем аудиторной нагрузки и соотношение объема занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся, и учебных занятий с применением ЭО, ДОТ; допускается отсутствие аудиторных занятий;
— местом осуществления образовательной деятельности является место нахождения организации или ее филиала независимо от места нахождения обучающихся.
Одна из самых сильных сторон системы ЭО, ДОТ − это широкие возможности для коммуникации.
Наряду со сказанным выше, еще одним аргументом в пользу использования ЭО, ДОТ в обучении является то, что дистанционные образовательные технологии являются частью приоритетного национального проекта «Образование» по направлению «Информатизация образования».
В процессе реализации этого процесса могут возникнуть трудности. В соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ при организации учебного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий «…все обучающиеся должны обеспечиваться образовательным учреждением или располагать собственными (либо арендованными) учебными рабочими местами, оснащенными для реализации данного обучения. Под учебным рабочим местом, оснащенным для дистанционного обучения, понимается компьютер со средствами мультимедиа и выходом в интернет для проведения всех видов учебных занятий, текущего контроля знаний и промежуточной аттестации. Каждому преподавателю должны быть обеспечены возможность взаимодействия с обучающимися в синхронном и/или асинхронном режимах и работа с информационными образовательными ресурсами дистанционного обучения для управления учебным процессом. Но современная жизнь диктует свое: мы видим, что сейчас уже каждый третий обучающийся имеет в своем распоряжении компьютер (ноутбук, нетбук и пр.) с постоянным доступом к сети Интернет. Поэтому эта трудность решается достаточно успешно».
Работа со студентами имеет особую специфику. Ведь студенты не могут в полной мере сами планировать свой образовательный процесс, есть проблемы с доступом к цифровым ресурсам в определённых моделях обучения. Стоит принять во внимание еще и то, что дистанционное обучение предполагает преобладание самостоятельной работы. Поэтому необходимо учесть, что обучающийся должен обладать навыками самостоятельной работы и что контроль будет осуществляться в основном в тестовой форме. Это подразумевает минимальную подготовку тестируемых к данной форме контроля.
Из всего вышесказанного можно перечислить основные способы использования ДОТ в ОУ. К ним можно отнести следующие способы:
Дистанционная поддержка образования детей с ограниченными возможностями здоровья:
расширение контингента учащихся;
реализация программ дополнительного образования;
организация обучения по общеобразовательным программам.
Дистанционная поддержка образования одаренных детей:
заочные туры олимпиад;
дистанционные факультативы по различным предметам;
дистанционные викторины, конкурсы.
Профильное обучение с использованием дистанционных образовательных технологий.
Организация дистанционного контроля знаний учащихся.
Организация дополнительных элективных курсов.
Уроки с использованием дистанционных образовательных технологий для пропускающих занятия детей по причинам болезни.
Сетевая и электронная формы обучения в школе
Благодаря закону «Об образовании в Российской Федерации» сетевая и электронная формы обучения обрели законодательный статус (см. статьи 15, 16).
Основные понятия
Сетевая форма реализации образовательных программ (далее — сетевая форма) обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций : организаций, осуществляющих образовательную деятельность, научных, медицинских, организаций культуры, физкультурно-спортивных и иных организаций, в том числе и иностранных.
Если сказать коротко: сетевое образование — это когда в учебном процессе принимают участие несколько организаций.
Деятельность организаций, входящих в сеть, осуществляется на основании договора между ними и совместно разрабатываемых и утверждаемых образовательных программ.
Таким образом, электронное обучение (e-learning) — это обучение с применением информационно-коммуникационных технологий и электронных обучающих ресурсов.
Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
Сетевая форма образования довольно широко использовалась и используется общеобразовательными организациями: проекты «Школа-вуз», «Школа – межшкольный учебный комбинат», «Школа – ПТУ-коледж-вуз», «Школа-производство», «Школа-социокультурный комплекс», в сельской местности — сетевая форма при реализации профильного обучения и др.
Работа с документами
При использовании сетевой формы обратите внимание на работу с документами:
1.Сетевая форма действует на договорной основе:
2.Разрабатываются образовательные программы, реализуемые в сетевой форме;
3.Вносятся соответствующие изменения в Устав, колдоговор, правила внутреннего распорядка, должностные инструкции работников организации, занятой в сети;
4.Разрабатываются, принимаются и утверждаются необходимые локальные акты.
Положения (примерный перечень):
Нет необходимости доказывать преимущества сетевой формы обучения: сетевая форма дает возможность использовать ресурсы базовых предприятий и организаций, физических и химических кабинетов, биологических лабораторий и т.д.
Как показывает анализ электронного образования, наибольшее распространение эта форма получила в высшей школе. Однако, как отмечает Минобрнауки РФ, пока заинтересованность со стороны образовательных учреждений в массовом внедрении электронного обучения и дистанционных образовательных технологий недостаточна.
Другая – это кадровая проблема. Мало учителя обеспечить ноутбуком, скоростным интернетом, электронным учебником, интерактивной доской, технологиями и т.д., надо еще и хорошо научить его пользоваться всем этим богатством, снабдить современными методическими разработками. Из закона следует, что теперь запрещено заниматься электронным образованием не только не имея электронных учебников, информационно-образовательной среды, соответствующих баз данных, но, самое главное, не имея специально подготовленных преподавателей и управленцев.
Надо отметить, что в школах эти проблемы постепенно начинают решаться, хотя не так быстро, как хотелось. Например, в Пензенской области в рамках модернизации образования все учителя были обеспечены сначала нетбуками, а потом и ноутбуками. Школы подключены к сети Интернет, имеют сайты, пополняются интерактивными досками, компьютерной техникой и IT-технологиями, внедряют электронные дневники и электронные классные журналы. В рамках пилотного проекта организовано дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями. Учителя осваивают IT-технологии и методики их применения.
Согласно закону об образовании общее образование может быть получено в форме семейного образования и самообразования. Вот здесь, как нельзя кстати, и пригодилось бы электронное образование.
Чтобы подготовить современного выпускника к вхождению в трудовую деятельность, общеобразовательная школа, как социальный институт, должна идти на десяток лет впереди общества.
Будем надеяться, что школы будут идти в ногу со временем. Опыт такой работы в ряде территорий уже имеется. Это территории, где реализуется, например, проект «Сетевой город», «Электронное образование в Республике Татарстан» и др.
Нормативная база электронного образования в школе
При использовании электронной формы, дистнционного обучения необходимо внести соответствующие изменения в локальные акты школы и должностные инструкции сотрудников.
Сегодня в развитых странах обучения без использования электронных технологий просто не существует. По поручению зампреда Правительства РФ Ольги Голодец должен быть подготовлен план развития электронного образования в нашей стране и сформирована межведомственная рабочая группа, которая и утвердит программу действий на ближайшие три года.
Минобразование РФ определило задачу, чтобы в 2013 году любой ребенок, который проявит желание получить школьное образование в дистанционной форме либо в силу своего здоровья, либо в силу удаленного проживания имел такую возможность.
Полезные информационные ресурсы к теме:
Интернет-ресурсы образовательного и научно-образовательного назначения, оформленные в виде электронных библиотек, словарей и энциклопедий.
Раздел содержит перечень ресурсов, разработанных и рекомендованных для дистанционного обучения.
Раздел содержит перечень ресурсов, касающихся управленческих и правовых аспектов организации и ведения образовательной деятельности, в т.ч. методические рекомендации по использованию информационных и телекоммуникационных технологий в обучении. В раздел также вошли ресурсы, содержащие положения, регламентирующие управление школой, рекомендации начинающим директорам, нормативные документы, приказы и распоряжения в области образования и другая информация.
1.Федеральный институт развития образования (ФИРО) провел апробацию электронных учебников на уроках. Эксперимент выявил, что мультимедийные компоненты делают учебный процесс более наглядным и современным. Кроме того, компактное и легкое устройство позволяет ученикам освободить портфель от громоздких книг.
Среди пяти протестированных устройств – носителей: PocketBook Pro 9XX*, Plastic Logic*, Ectaco JetBook Color*, Inte® Classmate PC, enTourage eDGe* — наиболее высокие технические и эксплуатационные характеристики показали мобильные компьютеры ученика Intel® Classmate PC. По результатам сравнительного анализа, они обладают наиболее развитыми функциональными возможностями и отвечают всем потребностям современного образовательного процесса.
2.16 апреля 2013 года состоится Международный форум «Электронные образовательная среда: технологии, концепции, ресурсы, услуги» (см. Сайт Форума >).