Что понимается под философией предприятия
Сущность философии предприятия
Тема 8. Регламентация управления персоналом.
Философия организации. Декларация прав сотрудника. Деловые и нравственные качества. Условия труда рабочего места. Коллективный договор и соглашения. Содержание и структура коллективного договора. Сертификат безопасности. Несчастные случаи на производстве, подлежащие расследованию и учёту. Правила внутреннего трудового распорядка. Должностные инструкции. Трудовой договор.
Лекция 8.
Вопрос 8.1 Философия организации.
Сущность философии предприятия.
Как общество не может существовать без морали и законов, так и организация не сможет эффективно функционировать без собственной морали и внутренних законов (уставов, положений, правил, инструкций). Разработка философии организации является достаточно новым и сложным делом.
· Философия организации – это совокупность внутрифирменных принципов и правил взаимоотношений рабочих и служащих, своеобразная система ценностей и убеждений, воспринимаемая добровольно или в процессе воспитания всем персоналом организации.
Можно сказать проще – это «моральный кодекс поведения в организации».
Соблюдение философии гарантирует успех и благополучие во взаимоотношениях персонала и в итоге эффективное развитие организации.
Несоблюдение философии организации ведет:
Ø к развитию конфликтов между организацией и сотрудниками, между поставщиками и потребителями;
Ø к снижению имиджа фирмы;
Ø а в дальнейшем может привести к краху и разорению организации.
Для чего нужна философия организации (на предприятии и так много нормативных документов):
ü Нет одинаковых людей, но отношения между персоналом должны регламентироваться общими для всех принципами;
ü В организации существует текучесть кадров, и новые сотрудники должны быстро изучить систему моральных ценностей и требования администрации;
ü Разнообразие вероисповеданий влияет на отношение людей к работе, поведению, пище, семье, привычкам, поэтому нужно иметь универсальные правила;
ü Следует четко определить взгляды на выборность, самоуправление, единоначалие, роль трудового коллектива, централизацию управления;
ü Хозяин организации (собственник) хочет проводить свою политику в отношении персонала, иногда отличную от общепринятой и государственной;
ü Руководители организации и менеджеры меняются, но это не должно отражаться на коллективе в целом, работники должны жить по общим правилам.
Исходные документы организации для разработки философии являются:
Конституция, Гражданский кодекс, Кодекс законов о труде, Декларация прав человека, коллективный договор, религиозные писания, программа правящей партии, устав, опыт лучших предприятий и организаций.
Система работы с персоналом отражается в следующих документах:
ü Устав предприятия
ü Философия предприятия
ü Правила внутреннего трудового распорядка
ü Коллективный договор
ü Штатное расписание предприятия
ü Положение об оплате и премировании труда
ü Контракт сотрудника
ü Должностные инструкции
Таким образом, работа с персоналом должна рассматриваться как система, включающая кадровую политику, подбор, оценку, расстановку, адаптацию и обучение кадров, и находить отражение в главных нормативных документах предприятия.
Регламент – это совокупность норм и правил, определяющих порядок деятельности организации и оформленных в виде административных и организационных документов.
Философия организации устанавливает совокупность внутриорганизационных принципов и правил взаимоотношений персонала. Это своеобразная система ценностей и убеждений, воспринимаемая добровольно или в процессе трудового воспитания всем персоналом организации.
Философия организации, как правило, определяет:
-цели и задачи организации;
-декларацию прав сотрудника;
-что поощряется и запрещается;
-деловые и нравственные качества;
-условия труда и организацию рабочих мест;
-оценку и оплату труда;
-социальные блага и гарантии;
-возможности реализации увлечений, условия отдыха.
Цель организации – обеспечении полного материального благосостояния и всестороннего развития рабочих и служащих на основе выпуска и реализации качественной продукции (работ и услуг).
-определение правильной стратегии развития маркетинга организации и соответствующей отрасли народного хозяйства. Научно-техническая и конструкторская подготовка конкретного типа производства, способствующая выпуску качественной продукции;
-организация эффективной системы управления организацией и её подразделениями (структура, персонал, информация). Выпуск качественной продукции, соответствующей мировым стандартам;
-обеспечение гуманной социальной политики в области оплаты, охраны труда и уровня жизни работников.
Критериями достижения цели являются:
1. максимизация прибыли от всех видов деятельности;
2. снижение затрат (себестоимости) работ и услуг;
3. рост объёмов (выручки) от всех видов деятельности;
4. повышение качества продукции и услуг;
5. снижение текучести кадров;
6. максимизация доходов и уровня жизни сотрудников;
Что понимается под философией предприятия
Законы должны искоренять пороки и насаждать добродетели.
В XX в. сначала мы стали свидетелями крушения русской христианской морали и традиций купечества, а затем коммунистической морали и административной системы управления государством. Как общество не может существовать без морали и законов, так и предприятие не сможет эффективно функционировать без собственной морали и внутренних законов (уставов, положений, правил, инструкций и др.).
Разработка философии предприятия является новым и достаточно сложным делом для российских менеджеров и бизнесменов.
Нужна ли отдельная философия предприятия, ведь на предприятии и так множество нормативных документов? Приведем аргументы «за»:
Приведем аргументы «против» разработки философии предприятия:
Какие документы следует положить в основу разработки философии предприятия?
Конституцию (Основной Закон).
Кодекс законов о труде.
Декларацию прав человека.
Религиозные писания (Библию, Коран).
Программу правящей партии.
Опыт лучших компаний.
При разработке философии предприятия необходимо учитывать:
национальный состав сотрудников;
региональную специфику (область, город);
отрасль народного хозяйства;
количественный состав предприятия;
уровень жизни работников;
культурный уровень персонала;
взгляды и позицию собственника (хозяина);
личные убеждения директора.
1. Английский опыт разработки философии предприятия
Великобритания — центр мировой финансовой системы и международной торговли. Лондонская биржа, крупнейшие банки, финансовые компании, крупнейшие в Европе супермаркеты и обилие фирменных магазинов, морские порты с инфраструктурой, современные транспортные и информационные системы.
Да и сами англичане выглядят иначе, чем мы их представляем. Дружелюбные, энергичные, коммуникабельные, расчетливые, трудолюбивые, скромные, порядочные, приветливые, любят выпить и поговорить, для чего собираются в пабах. Кстати, «public house» — это не публичный дом, как буквально переводят наши сограждане, а пивная.
Поражает и подкупает доверие к человеку. Когда Вы приходите в супермаркет, то можете часами ходить по этажам, секциям, брать вещи с прилавка и вешалок, примерять их, брать с собой, и никто не смотрит на Вас подозрительно и не требует предъявлять сумки. Вы можете оставить багаж в гостинице портье на целый день, и вечером другой портье отдаст его Вам и не спросит документов.
М. Маркс утверждал: «Ставя на первое место людей, вы никогда не совершите ошибки, даже в вопросе деления денег». «Заставлять людей много и напряженно работать + платить им хорошую зарплату и давать прочие материальные преимущества = патернализм».
В 30-х гг. фирма сформулировала сущность своего бизнеса:
«Предлагать потребителям, принадлежащим к целевому рынку, ассортимент товаров хорошего качества по доступным для них ценам».
Фирма представляет собой открытую организацию с минимумом деловых секретов. В чем секреты успеха «Marks & Spencer»?
1. Высокое качество товаров. Многочисленным покупателям фирмы (более 14 млн. чел. за неделю) предлагается около 6000 высококачественных промышленных товаров с торговой маркой «Saint Michael», а также продукты питания, изготовленные известными промышленными компаниями, ассортимент которых в других магазинах относится к категории предметов роскоши, а не товаров повседневного спроса. Эти товары выгодно отличаются модным дизайном, прекрасным материалом, добротной отделкой. В этом я убедился на собственном опыте: я не нашел никаких дефектов в рубашке, носках, галстуке и брюках и носил их довольно долго. Невольно вспоминаешь английскую пословицу: «Мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи».
2. Высокий уровень организации торговли. В магазинах «Marks & Spencer» почти нет примерочных кабин, покупатели уверены, что покупают одежду своего размера, роста и полноты, а продавцы поощряют их к тому, чтобы они купили одежду и примерили дома. Ассортимент товаров четко распределен по отделам и этажам: мужской и женский, одежда и обувь и т.п.; светлые помещения с отличным дизайном, свободное передвижение покупателей с товаром. В магазинах принята политика свободного обмена товаров и возврата денег по требованию покупателя в течение одного месяца после покупки. Сущность этого принципа не в том, чтобы скорее продать вещь и пустить деньги в торговый оборот, а в том, чтобы удовлетворить потребность покупателя.
3. Высокая потребительская ценность товара относительно его стоимости. Цены на товары в «Marks & Spencer» отнюдь не низкие и доступны лишь среднему классу. Высокое качество товара предполагает и высокую цену, однако отношение потребительской ценности к розничной цене товара в фирме выше, чем у конкурентов, что в итоге определяет приоритеты у покупателей. Это достигается таким образом:
4. Управление на основе теории человеческих отношений. Фирма устанавливает и поощряет добрые человеческие отношения с персоналом, покупателями, поставщиками и местным населением, а именно:
Эти принципы проявляются в магазинах «Marks & Spencer» всегда и везде. Когда Вы входите в отдел. Вам приветливо улыбнутся, но и никто к Вам не бросится навстречу и не будет хватать за руки и показывать товар, как это делается в Турции, никто не будет страстно торговаться, а потом снижать цену на 25-50%, как в Греции; просто покажут прилавок распродажи («sale»), К Вам подойдет вежливый продавец и даст совет, если Вы попросите, причем не будет «навязывать», а посоветует купить и примерить дома или зайти в следующий раз.
Изложим кратко философские принципы фирмы «Marks & Spencer»:
1. Предлагать покупателям избранный ассортимент высококачественных и привлекательных товаров по различным ценам под фирменной маркой.
2. Поощрять изготовителей товаров к применению самых современных и эффективных технологий.
3. Совместно с фирмами-изготовителями обеспечивать самые высокие стандарты в области контроля качества товаров (100% товаров качественные).
4. Обеспечивать покупателям комфортные условия в торговых залах магазинов, дружелюбное отношение персонала и высокий уровень обслуживания, в том числе свободный обмен товара и возврат денег.
5. Повышать эффективность ведения дела путем упрощения всех операций и четкой организации работы персонала.
6. Стимулировать и устанавливать добрые человеческие отношения с потребителями, поставщиками, торговым персоналом, а также с населением городов, где располагаются магазины.
2. Американский опыт разработки философии предприятия
Почему автомобилестроение наиболее привлекательно для освещения американского опыта?
Во-первых, за 100 лет автомобиль перестал быть средством роскоши и стал реальным средством передвижения, вошедшим в каждую семью среднего класса.
Во-вторых, это ведущая отрасль народного хозяйства, в которой заняты миллионы людей.
Социалист Г. Форд I
Г. Форд I родился в 1863 г. в семье фермера штата Мичиган, его базовое образование закончилось средней школой, далее он все постигал самообразованием, на практике. В 1892 г. в Детройте он изготовил первый автомобиль на базе крестьянской тележки и 2-х цилиндрового двигателя. В 1904 г. в столярной мастерской началось серийное производство «Модели А» и было продано 1708 автомобилей.
Основные принципы производства гласят:
1. Не бойся будущего и не относись почтительно к прошлому. Кто боится будущего, т.е. неудач, тот сам ограничивает круг своей деятельности. Неудачи дают только повод начать снова и более умно.
2. Не обращай внимания на конкуренцию. Пусть работает тот, кто лучше справляется с делами.
3. Работу на общую пользу ставь выше выгоды. Без прибыли не может держаться ни одно дело. Но доходность должна получиться в результате полезной работы, а не лежать в ее основании.
Г. Форд разработал и внедрил ряд важных положений по работе с персоналом:
Фордом сформулирован вполне социалистический философский принцип: «Если Вы потребуете от кого-нибудь, чтобы он отдал свое время и энергию для дела, то позаботьтесь о том, чтобы он не испытывал финансовых затруднений. Это окупается. Наши прибыли доказывают, что несмотря на приличные тарифы и премиальное вознаграждение, высокие ставки являются самым выгодным деловым принципом»
После смерти Г. Форда I компания утратила лидирующее положение в мире автомобилестроения, но остается в пятерке ведущих мировых производителей.
Цели бизнеса по Ли Якокка
1.Поставь себе цель. Получи такое образование, какое только можешь, но затем, ради бога, делай что-нибудь! Это нелегко, но если ты станешь работать не покладая рук, то поразишься тому, как в свободном обществе можно достичь всего, к чему стремишься.
2.Цементирующим элементом всей нашей демократии служит рабочий, зарабатывающий 15 долл. в час. Это именно тот человек, который покупает дом, автомобиль и холодильник.
3.Пока человек зарабатывает достаточно денег, чтобы погашать платежи по закладным, вполне хорошо питаться, иметь свой автомобиль, обеспечить своему ребенку возможность учиться в колледже, раз в неделю отправиться с женой в ресторан и посмотреть шоу, он доволен жизнью. А если средний класс удовлетворен своей жизнью, у нас никогда не возникнет гражданской войны или революции.
Нельзя полностью согласиться с критикой ряда социальных гарантий американского работника, по мнению Ли Якокки, усиливающих инфляцию в США:
1. Надбавки к заработной плате в связи с удорожанием стоимости жизни, введенные в США с 1946 г.
3. Выплата пособий по болезни и страховок за счет компании. В частности, расходы «Chiysler» по этой статье достигали 600 млн. долл. в год.
3. Японский опыт разработки философии предприятия
С последним утверждением автор не может согласиться, так как имеет собственный опыт посещения японских предприятий «Nissan» и «Sony» в Испании, где работает очень мало японцев, и тем не менее это типично японские предприятия, очень выгодно отличающиеся от испанских, например, автомобильной компании «SEAT».
Освещая японский опыт, мы старались изложить главные преимущества и принципы организации крупных компаний «Sony» и «Mitsubishi Denki», опираясь на высказывания лидеров этих компаний А. Морита, К. Мацусита. Очень полезный материал был получен из книг В. Я. Цветова «Пятнадцатый камень сада Реандзи», В. Б. Овчинникова »Ветка сакуры. Корни дуба. Горячий пепел» и В. А. Пронникова, И. Д. Ладанова «Управление персоналом в Японии»
Анализ японской философии менеджмента представлен нами через такие элементы, как традиции, корпоративные принципы, мотивация, оплата труда, оценка персонала, нововведения, обучение, расстановка кадров, недостатки (табл. 2.1.2).
Япония — высокоразвитая страна, занимающая 2-е место в мире по объему ВНП. Занимает лидирующее положение в судостроении, автомобилестроении, элекротехнической промышленности, внешней торговле.
Таблица 1. Анализ японской философии менеджмента
Принципы,правила,девизы
Зарплата складывается из трех компонентов: базисная оплата + многочисленные надбавки + бонусы. Равное вознаграждение за результат труда в группе. Размер зарплаты зависит от возраста, должности (квалификации) и стажа работы. При переходе в другую фирму стаж работы начинается с нуля. Разница в оплате труда президента фирмы и рабочего не превышает 10 раз
Изучение биографии и личного дела. Выполнение письменных заданий (проекта, доклада, делового письма). Устные экзамены в форме собеседования и групповых дискуссий. Анкетный опрос для выяснения способностей, опыта работы, развития личности и желаний. Тестирование знаний и умений. «Заслуги запоминаются, просчеты записываются» (девиз компании)
Научно- технический прогресс
Компания «Sony» была создана 7 мая 1946 г. в Токио инженерами М. Ибукой и А. Морита. Звездный час «Sony» наступил в 1958 г., когда компания выпустила на рынок «карманный» транзисторный радиоприемник, а затем портативный транзисторный телевизор (1960 г.). Передовые позиции в бытовой радиоэлектронике «Sony» подтверждала всегда, запустив в производство цветной телевизор «Тринитрон» (1968 г.), видеокассетный магнитофон (1971 г.), портативный плейер «Уолкмен» (1979 г.), портативный видеоплейер, лазерные компакт-диски и проигрыватели. В настоящее время «Sony» создала новую технологию телевидения с высокой четкостью изображения (система «ХДТВ») и выпустила серийные образцы телевизоров XXI в.
Закрепившись на национальном рынке Японии, с начала 60-х гг. «Sony» начала постепенное, но мощное проникновение на рынки США, Великобритании, Испании, Германии, создавая там крупные сборочные предприятия. В конце 80-х г. «Sony» превратилась в мощную международную корпорацию, занимающую лидирующее положение в бытовой электронике. Если в 1969 г. оборот компании составлял всего 70 млн. долл.. то в 1987 г. он достиг 7956 млн. долл., т.е. увеличился в 114 раз. На заводах «Sony» в этот период работало 47 583 чел.
Нам представляется интересным изложить взгляды и принципы одного из основателей и впоследствии президента «Sony» А. Морита из его книги «Сделано в Японии»:
«В «Sony» установлен возраст ухода на пенсию для президента компании в шестьдесят пять лет, но чтобы использовать опыт и знания бывших управляющих, которые ушли на пенсию, мы сохраняем их в качестве консультантов. Мы даем им кабинет и людей, так что они могут работать».
Поразило воображение массовое применение роботов, транспортирующих контейнеры с деталями со склада в цеха по специально размеченным линиям. Когда встаешь перед ним, то он мгновенно останавливается и подает сигнал, а затем объезжает и двигается дальше. Производство компьютеризировано, т.е. работает АСУ технологическим процессом с синхронизацией подготовки производства, выдачи деталей со склада и подачи их на рабочие места. Частично сборка и упаковка ведутся роботами и компьютерами.
На наш вопрос: «Почему в конвейерном производстве занято много людей?» менеджер по персоналу ответил: «Завод «Sony» производит телевизоры строго по плану и, хотя производство массовое, но примерно раз в квартал мы делаем модификацию моделей, поэтому полная роботизация неэффективна».
Мои российские коллеги задали ряд интересных вопросов менеджеру «Sony»: «Бывают ли случаи воровства деталей?», «Есть ли случаи прогулов?», «Как часто встает конвейер из-за того, что не подвезли детали?», «Есть ли случаи пьянства в рабочее время?». «Часто ли рабочие не выполняют указания мастера?», «Торгует ли сам отдел сбыта завода телевизорами?» И как Вы догадываетесь, на все вопросы был ответ «нет».
«Заработная плата прямо пропорционально зависит от достигнутого результата группы, и различия в ней для отдельной категории работников в группе не превышают 10%, чем снимаются внутренние противоречия в бригаде или отделе»
В. Я. Цветов, посетив японскую компанию «Matsushita Dеnki», отметил, что никто не бросил взгляда в сторону иностранца. Социальная программа испанской «Sony» проявляется в поощрении спорта (имеется своя футбольная команда), туризме (ежегодные походы на гору Монсерат), компенсации питания (дешевая столовая на фирме).
Кодекс компании «Matsushita Denki»
Фирменный гимн, который ежедневно поют все работники компании:
Объединим наши силы и разум,
Сделаем все во имя процветания производства.
Пусть наши товары текут к народам всего мира,
Пусть текут они беспрерывно и вечно,
Как вода из нескончаемого фонтана.
Расти, индустрия, расти, расти!
Да здравствует гармония и честность!
Да здравствует «Matsushita Denki»!
Принципы компании.
Осознание своей ответственности за прогресс и приумножение благосостояния нашего общества. Посвящение себя дальнейшему развитию мировой цивилизации.
Наши духовные ценности:
Служение нации путем совершенствования производства. Честность. Гармония и сотрудничество. Борьба за качество. Достоинство и подчинение. Идентификация с фирмой. Благодарность фирме.
Популярность философии «Matsushita Denki» объясняется тем, что она позволяет удачно сочетать рационализм Запада и иррационализм Востока.
Как сохраняются традиции «Nissan»
По роду моей деятельности мне близка автомобильная промышленность, и я посетил многие отечественные автозаводы: ГАЗ, ЗИЛ, АЗЛК, ПАЗ, РАФ. Мы все осознаем разницу в качестве отечественных и иностранных автомобилей, но еще больший контраст я ощутил после посещения фирмы «Nissan» в Барселоне.
В 1993 году на фирме работало 2000 чел., из них всего несколько десятков японцев, однако традиции «Nissan» соблюдаются неукоснительно. Испанский филиал «Nissan» производит джипы «Patrol» и грузовые автомобили грузоподъемностью до 3 т.
Что больше всего поражает при посещении фирмы «Nissan»:
1. Прекрасные дизайн и планировка корпусов завода.
2. Безукоризненная чистота помещений. Я посетил основные сборочные и лакокрасочные производства, и моя белая рубашка и черные ботинки остались чистыми.
3. Великолепное автоматизированное лакокрасочное производство, когда корпуса автомобилей проходят в закрытом кожухе все операции грунтовки, мойки, сушки и окраски до 6 слоев практически без участия человека. Японцы очень ценят и берегут эту технологию и дальше демонстрационного стенда меня не пустили.
4. Завод работает по принципу сборочного конвейера «точно в срок» с минимальными складскими помещениями. Когда я спросил менеджера, что будет, если автомобиль,
5. Централизация планирования, финансов и маркетинга. Фирма «Nissan» в Барселоне работает как сборочный завод на основе утвержденного бюджета, он имеет право продавать автомобили только дилерам Испании. Все зарубежные поставки, инвестиции в расширение производства и распределение прибыли контролируются вышестоящим отделением «Nissan» в Европе. Хозяйственная самостоятельность испанской «Nissan» имеет место в части производства (сборки) автомобилей и их сбыта в Испании в пределах плана (квоты).
Постараемся обобщить философские принципы японских компаний:
1. Постановка крупной цели, понятной всем, вплоть до рабочих.
3. Пожизненный наем служащих, когда им гарантируется рабочее место до ухода на пенсию.
4. Уважение к старшему по возрасту и по должности, беспрекословное подчинение ему.
5. Отсутствие привилегий для отдельных категорий персонала: одинаковые куртки, общие столовые, отсутствие отдельных кабинетов для управляющих.
6. Создание атмосферы свободы дискуссий, поощрение энтузиастов и талантливых людей, уважение и поощрение способностей каждого.
Строительство завода было начато в 1956 г. в г. Заволжье (60 км от Нижнего Новгорода) на правом берегу Волги сначала как филиала ГАЗ. Место для строительства было выбрано удачно: рядом Горьковская ГЭС, железнодорожная станция, растущий город Заволжье, речной порт в Городке. Датой основания завода считается 17 апреля 1958 г., когда постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР было принято решение специализировать завод на выпуске бензиновых двигателей и ему было присвоено название «Заволжский моторный завод».
В 1959 г. было освоено производство 4-цилиндровых двигателей для автомобиля ГАЗ-21 «Волга» мощностью 75 л.с. В 1963 г. пущено в эксплуатацию новое производство 8-цилиндровых двигателей для грузовых автомобилей марки ГАЗ. С начала 70-х гг. завод переходит на выпуск 4-цилиндровых двигателей для нового легкового автомобиля ГАЗ-24 «Волга» мощностью 90 л.с., а с 1982 г. на производство 8-цилиндровых двигателей для грузовых автомобилей ГАЗ-3307, ГАЗ-66 и автобуса ПАЗ-672 мощностью 125 л.с.
Третья волна модернизации производства на ЗМЗ началась в 90-х гг. и связана с разработкой принципиально нового 16-клапанного 4-цилиндрового двигателя ЗМЗ-406 мощностью 150 л. с. Этот двигатель уже соответствует международным стандартам, оснащен электрооборудованием фирмы «Bosh» и предназначен для установки на автомобили и микроавтобусы среднего класса, а также легкие самолеты и аэросани. В настоящее время устанавливается на престижные автомобили ГАЗ-3102 «Волга» и полуторатонные грузовики ГАЗ-3302 «ГАЗель».
Основным потребителем продукции ЗМЗ является ОАО ГАЗ (более 70% от выпуска двигателей), хотя двигатели ЗМЗ устанавливаются также на микроавтобусы РАФ и ЕРаЗ, автобусы ПАЗ. вездеходы 33 ГТ. Максимальный за всю историю объем выпуска двигателей составил в 1993 г. 360 643 шт., в том числе 121 509 для легковых автомобилей.
Завод имеет собственную социальную инфраструктуру: жилые здания, общежития, турбазу, пионерский лагерь, спортклуб «Мотор», стадион, поликлинику, медсанчасть, профилакторий, Дом культуры.
Какие элементы философии ЗМЗ можно отметить?
1. Приоритет в подборе персонала и продвижении кадров отдается жителям города Заволжья, хотя завод привлекает трудовые ресурсы трех административных районов.
2. Формируются семейные династии, когда несколько поколений работают на заводе. При расстановке персонала делается акцент на семейные династии.
3. Поддерживается высокий имидж завода в средствах массовой информации, администрации области и на российском рынке.
4. На заводе высокая трудовая и исполнительская дисциплина, доля прогулов в общем фонде отработанного времени составляет всего 0,2%, что весьма немного для России.
6. Идет непрерывное повышение квалификации и рост профессионального мастерства работников. Так, в 1994 г. прошли курсы повышения квалификации 1125 руководителей и специалистов (25% от общего числа) и 2506 рабочих (16% от общего числа), в то время как многие крупные заводы прекратили массовое обучение.
7. Формирование требований к таким деловым и нравственным качествам работников завода, как дисциплинированность, организованность, исполнительность, хозяйственность, трудолюбие, доброжелательность, преданность, честность, скромность, отраженных в нормативных документах. Стремление коллектива воспитывать эти качества в каждом.
Поддержание работоспособности и здорового образа жизни за счет ежегодного профилактического медицинского обследования, наличие собственной спортивной базы (стадион, турбаза, бассейн, сауны, клуб, теннисные корты).
9. Превращение работников в собственников предприятия началось после акционирования завода в 1992 г. Практически все работающие и пенсионеры стали акционерами. Выплаты дивидендов в 1995 г. произведены из расчета 200 % на 1 обыкновенную акцию.
10. Предоставление социальных благ для работников завода: материальная помощь к отпуску, компенсация расходов на питание, бесплатное пользование спортивно-оздоровительными учреждениями, подарки ко дням рождения и юбилеям, оплата детских учреждений, строительство и предоставление до сих пор бесплатного жилья.
11. Социальные гарантии выполняются строго в соответствии с законодательством России: оплата отпусков, больничных листов, дополнительные пенсии, оплата расходов в случае смерти сотрудника и др.
12. Поддержание культурных и производственных традиций завода. На заводе функционируют Дом культуры, музей, совет ветеранов, женсовет, профком.