Что понимается под финансовой национальной системой
Общая характеристика национальной финансовой системы
Национальная финансовая система.Такую систему можно рассматривать как совокупность законодательно установленных правил, в соответствии с которыми выполняются взаимные денежные обязательства хозяйствующих субъектов с использованием соответствующих фондов. При анализе структуры национальной финансовой системы выделяются:
а) по степени централизации – государственные и негосударственные (децентрализованные) финансы;
б) по видам хозяйствующих субъектов – финансы государства, финансы домашнего хозяйства, финансы предприятий, общественных организаций;
в) по способу распоряжения денежными средствами – финансовый сектор (односторонние обязательства), кредитный сектор (срочные долговые обязательства), фондовый рынок (ценные бумаги).
Основой национальной финансовой системы выступают децентрализованные финансы. Это – финансы предприятий (организаций) и хозяйствующих субъектов. Именно на этом уровне распределяются пофакторные доходы, формируется налогооблагаемая база.
Централизованные финансы. Государственные централизованные финансыпредставлены государственной бюджетной системой. В качестве основных уровней государственной бюджетной системы Беларуси выделяются:
1) консолидированный бюджет Республики Беларусь;
2) республиканский бюджет, который аккумулирует в себе целевые бюджетные фонды; особо выделим республиканские внебюджетные фонды;
3) местные бюджеты и соответствующие региональные фонды.
Бюджетная система страны есть совокупность бюджетных отношений различных уровней государственного управления и местного самоуправления, регулируемая нормами права.
Основными принципами формирования бюджетной системы страны выступают гласность, единство, достоверность данных, полнота отражения в документах информации, эффективность сбора денежных средств и экономичность их расходования, использование единой системы учета, приоритетность публичных расходов, бюджетное равновесие, законодательное закрепление.
Основными функциями бюджетной системы страны признаются:
а) аккумуляция финансовых средств, предназначенных на общенациональные нужды (фискальная функция);
б) регулирование и стимулирование национальной экономики;
в) перераспределение денежных ресурсов в пользу территорий;
г) социальная защита населения и выравнивание уровня жизни;
д) обеспечение экономической безопасности государства.
Бюджет есть финансовый план, имеющий силу закона, есть роспись доходов и расходов государственной власти (республиканской, местной) на определенный период времени.
Бюджетное законодательство в Беларуси основывается на Конституции страны, включает Бюджетный кодекс (БюК) и соответствующие законы о бюджете на очередной финансовый год, Декреты, Указы и распоряжения Президента РБ, постановления Правительства, нормативные акты Минфина (включая и совместные), а также органов местного управления (статья 3, БюК).
Бюджеты разных уровней дополняются финансовыми фондами.
Государственный целевой бюджетный фонд.В наше время часть финансовых средств концентрируется в специальных фондах.В целомвыделяются государственные и негосударственные (частные, общественные) фонды.
Фонд – это совокупность финансовых средств, находящихся в распоряжении того или иного органа государственной власти, имеющих обозначенные источники пополнения и целевое назначение.
В условиях Беларуси государственные целевые бюджетные фонды характеризуются тем, что включаются в республиканский или местный бюджет, утверждаются вместе с бюджетом. Их наличие связано с содержанием социальной сферы, инновационным развитием отраслей реального сектора, а также с охраной окружающей среды. В Беларуси государственные целевые бюджетные фонды (например, Фонд социальной защиты населения, Пенсионный фонд.) имеют статус общенациональных фондов.
Основные бюджетные пропорции.Анализ состояния государственных финансов предполагает использование соответствующих показателей.
Внешние показатели отражают взаимосвязь бюджетной сферы с национальным производством. В качестве показателей используются:
а) темпы роста доходной части консолидированного бюджета и ВВП;
б) соотношение объема доходов консолидированного бюджета и ВВП (определяется степень централизации финансов или «государственной квоты продукта»);
в) соотношение массы расходов консолидированного бюджета и ВВП (определяется «граница ответственности» государства),
г) соотношение удельных весов расходов по статьям расходов бюджета (экономика, наука и т. д.);
д) дефицит (профицит) бюджета (в % к ВВП; степень финансовой безопасности);
е) доля бюджетных средств в объеме валовых инвестиций национальной экономики (интенсивность инвестиционной функции бюджета).
Внутренние показатели отражают пропорциональность бюджетной системы страны. В качестве таковых выделяются:
а) доля доходов (расходов) республиканского и местных бюджетов в консолидированном бюджете;
б) доля доходов отдельных регионов (области, г. Минска) в консолидированном бюджете;
в) соотношение текущих расходов и инвестиционных расходов в бюджете.
Консолидированный бюджет (КБ). Финансовый свод всех бюджетов на соответствующей территории (без учета межбюджетных трансфертов) представляет собой консолидированный бюджет. Составление консолидированного бюджета всегда имеет технический характер.
Консолидированный бюджет Республики Беларусь состоит из республиканского бюджета, а также консолидированных бюджетов областей и бюджета г. Минска.
Консолидированный бюджет сектора государственного управления Республики Беларусь («бюджет расширенного правительства») состоит из консолидированного бюджета, государственных внебюджетных фондов и внебюджетных средств бюджетных организаций (статья 7, БюК).
Имеет место заметное наращивание в КБ доли республиканского бюджета (2000 г. – 51,8%, 2005 г. – 69,1%, 2008 г. – 74,7%, 2009 г. – 74,5%), что свидетельствует об увеличении концентрации бюджетных средств на республиканском уровне, снижении финансовых ресурсов, которые остаются у местных органов власти.
Структура доходов и расходов консолидированного бюджета Республики Беларусь представлена в таблицах 11.1 и 11.2.
Структура доходов консолидированного бюджета Республики Беларусь (в фактически действовавших ценах; в % к итогу)
Показатели | Год | ||||
Доходы, всего | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 |
в том числе | |||||
Налоговые доходы | 55,4 | 70,1 | 71,3 | 71,3 | 65,8 |
из них | |||||
подоходный налог | 6,1 | 6,4 | 6,4 | 6,4 | 6,9 |
налог на прибыль | 7,7 | 8,2 | 8,0 | 9,1 | 7,3 |
налог на собственность | 3,7 | 3,3 | 3,2 | 3,1 | 2,6 |
налог на добавленную стоимость | 19,1 | 19,2 | 18,0 | 17,3 | 19,2 |
акцизы | 4,4 | 7,4 | 6,3 | 6,0 | 5,8 |
экологический налог | 0,4 | 1,3 | 1,2 | 0,7 | 1,0 |
налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности | 5,5 | 5,4 | 13,1 | 16,2 | 12,7 |
взносы на государственное социальное страхование | 24,0 | 24,2 | 23,4 | 22,0 | 25,2 |
Неналоговые доходы | 4,0 | 5,7 | 5,3 | 6,7 | 9,0 |
Из таблицы 11.1 видно, что среди доходов доминируют налоговые доходы.К неналоговым доходам относятся доходы от использования госимущества, проценты от пользования денежными средствами бюджетов, дивиденды по акциям и другие доходы от участия в капитале (5 – 10%).
Расходы консолидированного бюджета составили 49,5% от ВВП (2008г.), 46,6% (2009 г.), 32,5% ‑ (2010 г.). Обращает на себя внимание непрерывный рост государственной поддержки хозяйствующих субъектов. При этом примерно 75% господдержки приходится на предприятия, подчиненные местным органам власти. Примерно треть финансовой поддержки приходится на сельское хозяйство (отрасль производит примерно 8% ВВП). В 2011 году бюджетные средства для АПК предусмотрено направить на развитие мощностей по переработке сырья, субсидирование поставок сельхозтехники (долгосрочная аренда), на строительство и перевооружение ферм, компенсацию потерь банкам от выдачи льготных кредитов.
Структура расходов консолидированного бюджета Республики Беларусь, %
Показатели | Год | |||
Расходы, всего | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 |
в том числе | ||||
Общегосударственные | 13,3 | 13,6 | 16,7 | 12,6 |
Национальная экономика | 20,4 | 23,5 | 25,8 | 25,7 |
из них | ||||
промышленность и строительство | 4,2 | 8,7 | 13,3 | 11,5 |
сельское хозяйство | 8,9 | 8,2 | 7,1 | 8,5 |
транспорт, связь, дорожное хозяйство | 6,6 | 5,8 | 4,7 | 4,9 |
Охрана окружающей среды | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,1 |
Жилищно-коммунальное хозяйство | 4,5 | 4,5 | 4,9 | 4,8 |
Социальная сфера | 53,3 | 50,4 | 45,9 | 50,4 |
из них | ||||
здравоохранение | 9,1 | 7,9 | 8,4 | 8,4 |
образование | 11,6 | 10,4 | 10,6 | 10,6 |
социальная политика | 27,3 | 25,4 | 28,9 | 29,2 |
физическая культура и спорт | 2,4 | 2,3 | 2,2 | 2,2 |
Республиканский бюджет.Приведенные выше данные свидетельствуют о том, что в бюджетной системе страны центральное место занимает республиканский бюджет (РеБ). Республиканский бюджет – это баланс доходов и расходов республики как субъекта финансовых отношений. Его доминирующее значение определяется не только удельным весом в объеме КБ, но и теми функциями, которые закреплены за ним. За счет средств РеБ финансируются общенациональные нужды. Республиканский бюджет имеет силу закона.
В соответствии с Законом РБ от 15.10.2010 г. № 176-З «О республиканском бюджете на 2011 год» расходы бюджета утверждены в сумме 39 611 384 915 тыс. рублей, исходя из прогнозируемого объема доходов в сумме 33 611 384 915 тыс. рублей.
Дефицит бюджета.При планировании и исполнении бюджета любого уровня возможны следующие ситуации: балансбюджета, профицит и дефицитбюджета.
Традиционно особое внимание уделяется дефициту бюджета, когда доходы не покрывают расходы. На стадии планирования бюджета, когда обнаружился дефицит, правительство может предусмотреть: а) увеличение налогов; б) сокращение расходов; в) наращивание квази-бюджетного финансирования. Если дефицит не преодолевается, то законом о бюджете утверждаются источники финансирования дефицита, т. е. включается механизм дефицитного финансирования.В качестве таких источников обычно выступают: а) государственные займы; б) распродажа имущества, находящегося в республиканской собственности; в) использование ранее накопленных финансовых резервов.
При анализе дефицита бюджета следует: 1) выявить экономическую природу дефицита; 2) дать количественную оценку дефицита; 3) установить его последствия. С учетом экономической природы выделяются структурный, циклический и военный дефициты. В 1990-е годы дефицит бюджета был хроническим явлением. Основным источником покрытия дефицита выступали внешние займы, кредитная эмиссия Нацбанка (покрытие в 1996 г – 85%; в 1999 г. – 72%), а затем и доходы от выпуска ценных бумаг (в 1997 г. покрытие составило 50%). С 2005 года дефицит консолидированного бюджета (2005г.; 2009 г.) стал сочетаться с профицитом (2007 г.; 2008г.). В 2009 г. дефицит бюджета (КБ) составил 0,7 % от ВВП; в 2010 г. – 2,6%.
На 2011 г. утвержден дефицит в 6000 млрд. рублей (источники покрытия: внутреннее финансирование – 380 млрд. рублей; внешнее финансирование – 2620 млрд. рублей).
11.2 Местный бюджет и его функциональная роль.
Межбюджетные отношения
Местный бюджет.В Беларуси местные бюджеты делятся на:
1) бюджеты первичного уровня (сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения);
2) бюджеты базового уровня (районные и городские (городов областного подчинения);
3) бюджеты областного уровня (областные бюджеты и бюджет г. Минска).
Доходы. В рамках общей классификации доходы местных бюджетов (в 2009 г. составили 25,5% доходов консолидированного бюджета) включают налоговые (35,9% от всех налогов в стране) и неналоговые доходы (20,3%).
С учетом прав распоряжения в структуре доходов местного бюджета принято выделять: а) собственные доходы; б) регулирующие (общие) доходы; в) бюджетные трансферты (дотации, субвенции).
Доходы от реализации местных займов (ценных бумаг) относятся к источникам финансирования дефицита бюджета.
Таким образом, при формировании доходов местных бюджетов используется многоканальная система. Перераспределение доходов в процессе бюджетного регулирования направлено на достижение сбалансированности местного бюджета, предполагает нивелирование уровней развития территорий.
Расходы. В условиях Беларуси за счет средств местных бюджетов финансируются объекты ЖКХ, а также общественный транспорт, дорожное хозяйство, благоустройство населенных пунктов.
В процессе рыночной трансформации расходы предприятий, связанные с содержанием социальной инфраструктуры (дома культуры, детсады, стадионы) перекладываются на местные бюджеты. Из республиканского бюджета на местный уровень переданы расходы по финансированию известкования почв; расходы по эксплуатации и ремонту мелиоративных систем и др. Данные процессы, а также общая бюджетная недостаточность местного уровня активизируют межбюджетные отношения.
Межбюджетные отношения.Каждый уровень государственного управления имеет свои полномочия и свой бюджет. Но у центра и регионов Беларуси сложились разные финансовые возможности, что обусловлено природными, демографическими и другими обстоятельствами.
В итоге возникает проблема выравнивания уровней бюджетной обеспеченности, по сути дела – компенсации дисбаланса местных бюджетов за счет средств бюджета более высокого уровня. Такая проблема обеспечения бюджетного процесса решается за счет механизма межбюджетных отношений.
Межбюджетные отношения есть составная часть бюджетного процесса, которые направлены на обеспечение соответствия выполняемых функций (полномочий) бюджетным ресурсам.
Данные отношения предполагают анализ, распределение и закрепление доходов и расходов по уровням бюджетной системы, чтобы гарантировать достижение минимального уровня бюджетной обеспеченности населения той или иной административно-территориальной единицы.
При недостатке в местном бюджете собственных и регулирующих доходов дополнительно финансовые средства выделяются в виде межбюджетных трансфертов (статья 75, БюК). Так, местному бюджету для покрытия прогнозных расходов на безвозмездной и безвозвратной основе предоставляются дотации. На таких же условияхдля финансирования конкретного проекта предоставляются субвенции (целевое финансирование).
Активизация расходных функций местных бюджетов требует дальнейшего укрепления их самостоятельности, расширения прав местных органов управления в распоряжении финансовыми ресурсами и соответственно увеличения собственной доходной базы. Изменения такого рода должны упростить межбюджетные отношения, сократить нерациональные встречные бюджетные потоки, сделать более прозрачным покрытие дефицита местного бюджета.
Межбюджетные отношения выстраиваются таким образом, чтобы исключить дефицит местных бюджетов. Но если сбалансированность местного бюджета не достигается даже за счет дотаций и субвенций, то включается механизм дефицитного финансирования. Его источниками выступают бюджетные кредиты, доходы от приватизации, выпуск ценных бумаг (местные займы).
11.3 Внутренний и внешний государственный долг.
Управление государственным долгом
Природа государственного долга. Дефицит бюджета заставляет использовать механизм «дефицитного финансирования», что обычно и приводит к возникновению государственного долга
По своему экономическому происхождению государственный долг – это сумма величин бюджетных дефицитов, накопленных правительством страны за определенный период времени и профинансированных за счет специальных источников.
В качестве показателей следует выделить общий объем госдолга, темпы его прироста, госдолг в % к ВВП, к доходной части бюджета, государственный долг в % к чистому экспорту и т. п.
В структуре госдолга различают внутренний и внешний государственный долг. Так, в финансовой системе Беларуси критерием разграничения на внутренний и внешний долг выступает «принцип резидента», а в Российской Федерации – «принцип валюты долгового обязательства», что соответствует нормам международного валютного рынка. Тем не менее, между внутренним и внешним государственным долгом существует прямая взаимосвязь.
Внутренний государственный долг есть долг центральных и местных органов власти перед резидентами страны. На практике в качестве реальных форм внутреннего государственного долга выступают:
а) государственные займы в виде краткосрочных (ГКО) и долгосрочных долговых обязательств (ГДО) (покупатель – юридические лица);
б) государственные займы (сберегательные займы) в виде облигаций Министерства финансов (рублевых, валютных) и облигаций Национального банка (валютных), распространенных среди физических лиц;
в) эмиссионный кредит, полученный правительством в Нацбанке страны («монетизация дефицита»), за минусом размещенных там депозитов (резервы), а также кредит, полученный правительством в коммерческих банках, за минусом размещенных там денежных резервов;
г) казначейские векселя Министерства финансов, использованные для оплаты общегосударственных нужд (поставка в страну энергоносителей, погашение внешних долгов и т. п.);
д) долги местных органов власти.
По состоянию на 1.12.2010 года внутренний долг достиг 8,562 трлн. руб., увеличившись с начала года на 8,6%.
Внешний государственный долг – это финансовый долг правительства страны перединостранными государствами, зарубежными банками и международными организациями. Следует отметить, что причиной наращивания внешнего государственного долга выступает не только дефицит бюджета, но и низкое качество платежного баланса (дефицит счета текущих операций и др.), разбалансированность внутреннего валютного рынка.
При этом внешний государственный долг есть лишь часть совокупного (валового) внешнего долга страны. Вторую часть валового внешнего долга страны образуют долги хозяйствующих субъектов.
Внешний государственный долг не может возникнуть без достижения соответствующей договоренности с международными организациями (Международный валютный фонд, Мировой банк реконструкции и развития, Европейский банк реконструкции и развития и т. п.), или потенциальными кредиторами. Страна должна иметь кредитный рейтинг, а ценные бумаги правительства должны быть ликвидными.
Цель привлечения очередного внешнего государственного займа указывается в решении правительства Беларуси, в соответствии с основными целями заимствований, предусмотренными Президентом РБ и законодательными актами (статья 52.5, БюК).
В структуре внешнего государственного долга различают: а) долгосрочные и краткосрочные обязательства; б) долг органов управления (правительства) и денежно-кредитного регулирования (Нацбанк); в) государственные займы и иностранные кредиты; г) суверенный внешний госдолг и долговые гарантии правительства. Внешний государственный долг (суверенный долг) и Договора о предоставлении гарантий правительства РБ по внешним заимствованиям образуют внешние долговые обязательства РБ.
В таблице 11.3 представлена динамика валового внешнего долга Республики Беларусь.
Валовой внешний долг Беларуси (млрд. долларов США; на начало года)
Показатель | Год | ||||
Валовой внешний долг Республики Беларусь | 2091,5 | 4935,4 | 6844,1 | 15154,1 | 22080,3 |
в % к ВВП | 16,0 | 21,3 | 18,5 | 24,9 | 45,1 |
Внешний долг органов государственного управления | 460,2 | 501,1 | 589,0 | 3597,2 | 8363,0 |
Приведенные данные свидетельствуют о быстром возрастании внешнего государственного долга. С размещением двух эмиссий еврооблигаций (август, 2010 г.) правительство Беларуси стало формировать публичную кредитную историю страны.
Последствия наращивания внешнего долга.Надо признать, что неосмотрительное наращивание внешнего долга всегда сулит стране серьезными последствия. Его нарастание:
а) усиливает экономическую и политическую зависимость страны, снижает кредитный рейтинг, ведет к удорожанию внешних источников финансирования;
б) может дополняться серьезными законодательными уступками иностранному капиталу;
в) заставляет правительство распродавать иностранцам государственную собственность (предприятия, стратегические запасы), проводить непрозрачную приватизацию;
г) усиливает отток национального дохода (ВВП
Национальная финансовая система
Понятие, состав, структура и элементы Национальной финансовой системы. Государственные и местные финансы Российской Федерации. Характеристика хозяйствующих субъектов; страхование, кредитно-банковская система, домашнее хозяйство. Финансовая политика РФ.
Рубрика | Финансы, деньги и налоги |
Вид | курсовая работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 01.05.2015 |
Размер файла | 572,8 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Министерство образования и науки Российской Федерации
Международная академия бизнеса и новых технологий
Кафедра: Экономики, учета и аналитической деятельности
по дисциплине: Финансы
Национальная финансовая система
Выполнила: Малютина Анастасия
студентка группы ВДБ4ЭКф31
Преподаватель: доцент, к.с.-х.н
1. Национальная финансовая система: ее состав и структура
1.1 Понятие финансовой системы
1.2 Состав и структура финансовой системы
2. Характеристика основных элементов финансовой системы
2.1 Характеристика государственных и местных финансов
2.2 Характеристика хозяйствующих субъектов
2.4 Кредитно-банковская система
2.5 Характеристика финансов домашних хозяйств
3. Особенности российской финансовой системы и перспективы ее развития
3.1 Особенности российской финансовой системы
3.2 Перспективы развития российской финансовой системы
Предмет исследования данной курсовой работы является национальная финансовая система. Объектом исследования является основные понятия финансовой системы, структура, состав, элементы, особенности и перспективы развития финансовой системы в Российской Федерации. Тема данной курсовой является актуальной, так как финансовая система является фундаментом развития и успешного формирования экономики в целом. При создании надежной финансовой системы могут развиваться рынки денег, ценных бумаг, рынки капитала.
Целью данной курсовой работы является исследование состава и структуры финансовой системы Российской Федерации. Выявление взаимосвязей между структурными элементами финансовой системы для её эффективного функционирования. Изучение современной государственной финансовой политики.
1. Национальная финансовая система: ее состав и структура
1.1 Понятие финансовой системы
Я считаю, что финансы являются неотъемлемой частью общественного производства на всех уровнях хозяйствования. Если задаться вопросом, можно ли без финансов регулировать отраслевую структуру экономики, обеспечить удовлетворение общественных потребностей, то мы смело можем ответить, что без финансов это не возможно. Все эти потребности вызывают возникновение разнообразных финансовых отношений. Сторонами финансовых отношений являются: физические и юридические лица, а также государство.
Финансовые отношения мы можем объединить в группы по определенному признаку. И эти сгруппированные финансовые отношения образуют финансовую систему.
Финансовая система включает в себя две сферы: централизованные финансы и децентрализованные финансы. В свою очередь, каждая из подсистем подразделяется на отдельные звенья (частные подсистемы) в зависимости от механизма формирования и использования денежных средств у конкретных экономических субъектов. http://3ys.ru/finansy/ponyatie-finansovoj-sistemy.html
Централизованные финансы включают в себя государственные и муниципальные финансы. Словосочетание «государственные и муниципальные финансы» отражает федеративное устройство РФ. В соответствии с Конституцией РФ федеративное устройство России включает три уровня управления: федеральный уровень; уровень субъектов Федерации; местный уровень (органов местного самоуправления).
На федеральном уровне и уровне субъектов Федерации управление осуществляют федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Федерации (в совокупности они составляют единую систему органов государственной власти).
На местном уровне управление осуществляет население непосредственно (путем референдумов, выборов) и через выборные органы местного самоуправления (решают вопросы местного значения и не входят в систему органов государственной власти).
Децентрализованные финансы являются финансами хозяйствующих субъектов, в сферу которых включаются такие звенья, как финансы коммерческих предприятий и организаций, финансы некоммерческих предприятий и организаций, финансы индивидуальных предпринимателей, финансы домашних хозяйств и т.д. Часто в качестве отдельного звена выделяют подразделения государственный кредит, страхования. Эти сферы и звенья тесно связаны между собой. Каждой группе финансовых отношений соответствуют денежные фонды, а соответствующие финансовые органы осуществляют управление этими отношениями и фондами.
1.2 Состав и структура финансовой системы
Структура современной финансовой системы в нашей стране сложилась в результате рыночных преобразований 90х годов. Кардинальные изменения в бюджетной системе Российской Федерации произошли в 1991 году.
1. Республиканский бюджет Российской Федерации или федеральный бюджет;
2. Бюджеты национально-государственных и административно-территориальных образований. Это бюджеты субъектов Федерации;
3. Местные бюджеты. http://uchebnik-online.com/124/171.html
С точки зрения структуры финансовую систему можно рассматривать как совокупность сфер, звеньев, опосредствующих формирование и использование доходов, а так же как систему финансовых учреждений.
Рис. 1. Структура финансовой системы http://www.grandars.ru/student/finansy/finansovaya-sistema.html
Финансовая система Российской Федерации подразделяется на сферы, которые в свою очередь подразделяются на звенья. Имеются:
1. Государственные финансы;
2. Финансы предприятий и организаций;
4. Кредитно-банковская система;
5. Система государственного финансирования организации;
Звенья третий сферы: включают различные формы и виды страхования;
Звенья четвертой сферы: кредитно-банковская система, которая состоит из банков и иных кредитных учреждений страны;
Звенья пятой сферы: государственные финансовые институты, которые регулируют и осуществляют финансовую деятельность государства.
При формировании государства также стали формируются финансы властных структур. В это же период истории стали формироваться финансы домашних хозяйств, а позднее появляются коммерческие объединения и их финансы. В основу состава финансовой системы и входят эти три звена. Эти три звена и составляют финансовую систему.
Рис. 2 Структура финансовой системы http://www.grandars.ru/student/finansy/finansovaya-sistema.html
Все же в финансовой системе центральное место принадлежит бюджетной системе. С помощью этой системы образуются денежные фонды соответствующих государственных и административно-территориальных образований. Также в финансовую систему включаются и негосударственные фонды, фонды страховых организаций, фонды региональных организаций, банковские фонды. Местные финансы. Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» от 25 сентября 1997 г. № 126-ФЗ определил основные принципы организации местных финансов. В соответствии с вышеназванным федеральным законом местные финансы включают средства местного бюджета, государственные, муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления, и другие финансовые ресурсы. http://www.bibliotekar.ru/finansovoe-pravo-6/2.htm
Финансовая система решает некоторые проблемы современного общества, среди них можно выделить:
1. Социальную напряженность;
2. Низкий уровень удовлетворения потребностей, как индивида, так и общества в целом;
3. Слабые темпы развития экономики и прочие.
2. Характеристика основных элементов финансовой системы
2.1 Характеристика государственных и местных финансов
Государственное и административно-территориальное устройство Российской Федерации предопределяет соответствующую организацию государственных и местных финансов и их состав.
Бюджеты органов государственной власти и местного самоуправления используются для финансового обеспечения задач и функций, возложенных на государство: развитие экономики; соблюдение макроэкономического равновесия с устранением отраслевых и территориальных диспропорций; содержание непроизводственной сферы; социальная защита населения; охрана природы; осуществление международного сотрудничества и т.д.
В бюджетном кодексе Российской Федерации определено три уровня бюджетной системы Российской Федерации:
1. Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
2. Бюджеты субъектов российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
3. Местные бюджеты http://azbook.net/book/137-uchebnyj-kompleks-po-yekonomike/28-42-gosudarstvennye-i-mestnye-finansy-byudzhet-i-vnebyudzhetnye-fondy.html
Бюджеты всех этих уровней связанны между собой при помощи использования регулирующих доходных источников, создание целевых и региональных внебюджетных фондов и их частичное перераспределение. Бюджеты нижестоящих уровней не входят со своими доходами и расходами в бюджеты нижестоящих уровней.
Государственные (федеральные и региональные) финансы и местные финансы. Звенья:
1. Федеральный бюджет;
2. Бюджет из субъектов Российской Федерации;
4. Государственные бюджетные фонды;
5. Государственный кредит;
Государственные и местные финансы формируются за счет финансов организаций и финансов граждан и используются для регулирования экономики и социальных отношений на макроуровне. http://azbook.net/book/137-uchebnyj-kompleks-po-yekonomike/28-42-gosudarstvennye-i-mestnye-finansy-byudzhet-i-vnebyudzhetnye-fondy.html
Государственный бюджет на соответствующий год разрабатывается и утверждается в форме Федерального закона. Бюджеты субъектов федерации разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов федерации.
Местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме правовых представительных органов (законодательных собраний) местного самоуправления.
Составным звеном государственных финансов является внебюджетные фонды:
2) Фонд страхования;
3) Фонд обязательного медицинского страхования;
Все эти три фонда финансируют социальные услуги. Самым крупным из них является пенсионный фонд Российской Федерации.
Пенсионный фонд ведет учет участников системы обязательного пенсионного страхования, выплачивает и назначает пенсии, выдает сертификаты на получение материнского капитала и выплачивает средства материнского капитала. Рассмотрим статистику по поступлению и расходованию средств пенсионного фонда РФ (миллионов рублей) Ежегодный статистический сборник 2012года
Поступление и расходованию средств пенсионного фонда РФ
Остаток средств на начало года (С 2007 г. в действующей статистической отчетности показатель не предусмотрен)
из федерального бюджета
Проанализировав таблицу можно сказать, что с каждым годом поступление в бюджет растет, также и растет и расход, поступление превышает расход, следовательно, пенсионный фонд РФ всегда в плюсе.
Фонд социального страхования, функциями данного фонда является: выплата больничных, доплата за диспансеризацию рабочих граждан, оплата дополнительных медицинских осмотров, различные выплаты и пособия связанные с материнством и детством.
Фонд обязательного медицинского страхования, его функциями является: выравнивание обеспечения граждан различных регионов страны медицинскими услугами, Финансирование целевых программ, контроль над рациональным использованием финансовых ресурсов этого фонда.
Рассмотрим статистику по задолженности единому социальному налогу, страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и платежам в государственные внебюджетные фонды (на начало года, миллиардов рублей по данным ФНС России).
Из данных приведенных в таблице 2, мы видим, что общая задолженность снижается из года в год, начиная с 2001 по 2012 гг. Это свидетельствует активной политике направленной на борьбу с задолженностью. Также мы видим, что основную часть задолженности составляет пенсионный фонд РФ. Тем самым мы можем сказать, что пенсионный фонд является самым слабым, хоть и проводит активную политику по борьбе с задолженностью. Кроме социальных фондов существует еще самостоятельные экономические фонды обеспечения решения определения экономических задач государства.
Статистика по задолженности единому социальному налогу, страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и платежам в государственные внебюджетные фонды (на начало года, миллиардов рублей по данным ФНС России)
единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет
Пенсионный фонд Российской Федерации
Фонд социального страхования Российской Федерации
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования
территориальные фонды обязательного медицинского страхования
Таким образом, бюджеты и внебюджетные фонды выступают формой образования и использования финансовых ресурсов органов государственной власти и местного самоуправления, направляемых на удовлетворение разнообразных общественных потребностей.
2.2 Характеристика хозяйствующих субъектов
Финансы субъектов хозяйствования занимают определяющее положение в структуре финансовой системы страны, так как именно на уровне предприятий формируется преобладающая масса финансовых ресурсов государства.
Финансы хозяйствующих субъектов является основой финансовой системы страны, где формируется основная часть доходов, которая впоследствии перераспределяется по различным каналам народно-хозяйственного комплекса.
Финансы субъектов хозяйствования занимают определяющее положение в структуре финансовой системы страны, т.к. именно на уровне предприятий формируется преобладающая масса финансовых ресурсов государства.
Особенности формирования и использования финансовых ресурсов разных хозяйствующих субъектов определяются: сферой деятельности экономических субъектов (коммерческая, некоммерческая), организационно-правовой формой хозяйствования, отраслью. Кроме хозяйствующих субъектов, действующих как юридическое лицо, предпринимательскую деятельность могут осуществлять лица, действующие без образования юридического лица. http://openbudget.karelia.ru/tutorials/book3/HTML/gl3_3_2.htm
Подавляющее большинство предприятий рабочих на началах коммерческого расчета, когда все расходы покрываются за счет собственной прибыли.
Кроме коммерческих организаций согласно гражданскому кодексу Российской Федерации (ГК РФ) существуют и некоммерческие организации.
Коммерческие организации могут создаваться в виде Производственных кооперативов, обществ с ограниченной ответственностью, ОАО, ЗАО, ГУП, МУП. Наряду с унитарными предприятиями существуют и казенные предприятия. Если унитарное предприятие может одновременно в различных сферах деятельности и собственник практически не вмешивается в его деятельность, за исключением крупных сделок, то казенное предприятие существует в жестких рамках и работает только поз заказ владельца.
Согласно ГК РФ существует более 30 видов некоммерческих организаций. http://www.consultant.ru/popular/gkrf1/5_5.html
Финансы предприятий, хоть они и относятся к макроэкономики и образуют децентрализованные фонды, они являются основой для макроэкономики и в основном через налоги пополняют централизованные доходы.
Страхование можно подразделить на:
1) Социально страхование;
2) Личное страхование;
3) Имущественное страхование;
4) Страхование рисков;
По договору личного страхования страховщик обязуется за обусловленную страховую премию, уплачиваемую страхователем, выплатить единовременно или выплачивать периодически обусловленную страховую сумму. Это происходит в случае причинения вреда жизни или здоровью самого страхователя или другого названного в договоре застрахованного лица, достижения им определенного возраста или наступления в его жизни иного предусмотренного страхового случая.
Личное страхование включает в себя страхование жизни, страхование от несчастных случаев и болезней, медицинское страхование.
Имущественное страхование представляет собой систему отношений между страхователями и страховщиками по оказанию страховых услуг, когда защита имущественных интересов связана с владением, пользованием или распоряжением имуществом. http://automobile-insurance.ru/autostrahovanie/teoriya-strahovanie/strahovanie-imushestva.html
По договору имущественного страхования страховщик обязуется за обусловленную страховую премию при наступлении предусмотренного в договоре страхового случая возместить страхователю причиненные вследствие события убытки в застрахованном имуществе, в пользу которого заключен договор. Для целей страхования принято классифицировать имущество по видам хозяйствующих субъектов, которым оно принадлежит. Различают имущество промышленных предприятий, сельскохозяйственных предприятий, имущество граждан.
Перестрахование позволяет страховать компании, принимать риски клиентов, которые были бы слишком велики для одного страховщика, этот вид страхования называется вторичным страхованием или страхованием страховщиков. В настоящее время существует специальные перестраховочные организации.
Рассмотрим статистику поступлений платежей за счет единого социального налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также средств в счет погашения недоимки, пений и штрафов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды (миллиардов рублей по данным ФНС России)
По данным таблицы 3 поступлений платежей в государственные внебюджетные фонды, мы видим, что поступление платежей заметно сократили к 2011 году. Большую часть платежей составляют страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.
государственный финансовый кредитный банковский
Статистика поступлений платежей за счет единого социального налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также средств в счет погашения недоимки, пений и штрафов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды. Ежегодный статистический сборник 2012года
единый социальный налог
зачисляемый в федеральный бюджет
Фонд социального страхования Российской Федерации(без учета сумм расходов, произведенных на цели государственного социального страхования)
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования
территориальные фонды обязательного медицинского страхования
страховые взносы на обязательное пенсионное страхование
поступления в счет погашения недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам
в Пенсионный фонд Российской Федерации
в Фонд социального страхования Российской Федерации
в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования
в территориальные фонды обязательного медицинского страхования
Перераспределение риска между страховыми обществами разных стран, в сущности, является не чем иным, как разновидностью внешней торговли, с той разницей, что объектом обмена служат не потребительные стоимости в натурально-вещественной форме, а страховые гарантии. В этой связи международные перестраховочные сделки относятся к «невидимому» экспорту.
2.4 Кредитно-банковская система
Кредитно-банковскую систему можно охарактеризовать в соответствии с тремя аспектами: сущностным, институциональным и функциональным.
В сущностном аспекте кредитная система представляет собой систему кредитно-финансовых отношений, возникающих в связи с предоставлением, использованием и погашением ссуд на условиях возвратности, платности и срочности.
Рис. 3. Структура кредитно-банковской системы http://www.grandars.ru/student/ekonomicheskaya-teoriya/kreditno-bankovskaya-sistema.html
Кредитная система государства складывается из банковской системы и совокупности, так называемых небанковских банков, т. е. небанковских кредитно-финансовых институтов, способных аккумулировать временно свободные средства и размещать их с помощью кредита. В мировой практике небанковские кредитно-финансовые институты представлены инвестиционными, финансовыми и страховыми компаниями, пенсионными фондами, сберегательными кассами, ломбардами и кредитной кооперацией. Эти учреждения, формально не являясь банками, выполняют многие банковские операции и конкурируют с банками. Однако, несмотря на постепенное стирание различий между банками и небанковскими кредитно-финансовыми институтами, ядром кредитной инфраструктуры остается банковская система.
Вся совокупность банков в национальной экономике образует банковскую систему страны. В настоящее время практически во всех странах с развитой рыночной экономикой банковская система имеет три уровня. (см Рис 4) http://www.grandars.ru/student/ekonomicheskaya-teoriya/kreditno-bankovskaya-sistema.html
Рис. 4. Три уровня банковской системы
Первый уровень банковской системы образует центральный банк (или совокупность банковских учреждений, выполняющих функции центрального банка, например, Федеральная резервная система США). За ним законодательно закрепляются монополия на эмиссию национальных денежных знаков и ряд особых функций в области кредитно-денежной политики.
Второй уровень двухуровневой банковской системы занимают коммерческие банки. Они концентрируют основную часть кредитных ресурсов, осуществляют в широком диапазоне банковские операции и финансовые услуги для юридических и физических лиц. Эти банки организуются на паевых (акционерных) началах и по форме собственности делятся на государственные, акционерные и кооперативные.
Третий уровень это специальные кредитно-финансовые институты. Они занимаются кредитованием определенных сфер и отраслей хозяйственной деятельности. Обычно они доминируют в узких секторах рынка ссудных капиталов.
Так же мы можем просмотреть статистику по числу и структуре кредитных организаций (на начало года, по данным Банка России.)
Статистика по числу и структуре кредитных организаций (на начало года, по данным Банка России.) Ежегодный статистический сборник 2012г.
Число кредитных организаций, зарегистрированных на территории Российской Федерации
в том числе имеющих право на осуществление банковских операций (действующих)
Число кредитных организаций с иностранным участием в уставном капитале, имеющих право на осуществление банковских операций
со 100%-ным иностранным участием
с иностранным участием от 50 до 100%
Число филиалов действующих кредитных организаций на территории Российской Федерации
банков со 100%-ным иностранным участием в уставном капитале
Число филиалов действующих кредитных организаций за рубежом
Зарегистрированный уставный капитал действующих кредитных организаций, млрд. руб.
на привлечение вкладов населения
на осуществление операций в иностранной валюте
на генеральные лицензии
на проведение операций с драгоценными металлами
Из данных таблицы мы видим, что число кредитных организаций, зарегистрированных на территории Российской Федерации, заметно сократилось к 2012 году по сравнению с 2001г. Также можно отметить, что число кредитных организаций с иностранным участием в уставном капитале, имеющих право на осуществление банковских операций заметно возросло. Делая вывод по данным таблицы, мы можем сказать, что РФ активно принимает участие в сотрудничестве с иностранными партнерами, тем самым выводя нашу страну на уровень мирового значения.
В современных условиях специализированные кредитно-финансовые институты заняли важнейшее место на рынке ссудных капиталов, превратившись в основной резервуар долгосрочного капитала на денежном рынке, существенно потеснив в этой сфере коммерческие банки. Однако падение удельного веса коммерческих банков в совокупных активах кредитно-финансовых учреждений не означает, что их роль в экономике уменьшилась. Они продолжают осуществлять важнейшие функции банковской системы: депозитно-чековую эмиссию, коммерческий кредит, краткосрочное финансирование и т.д.
2.5 Характеристика финансов домашних хозяйств
В макроэкономическом анализе под домашним хозяйством понимают группу лиц, совместно принимающих экономические решения. В системе экономических отношений домашние хозяйства исключительно важны, поскольку они являются собственниками факторов производства, находящихся в частной собственности. В экономической системе домашние хозяйства играют следующие роли:
§ выступают на рынке в качестве покупателей товаров и услуг, производимых фирмами;
§ предоставляют тем же самым фирмам факторы производства;
§ сберегают часть формируемого в экономике совокупного дохода, приобретая реальные и финансовые активы. http://www.grandars.ru/student/ekonomicheskaya-teoriya/finansy-domashnih-hozyaystv.html
Рис 5. Система внешних финансовых отношений домашнего хозяйства
Социально-экономическая сущность финансов домохозяйств проявляется через их функции.
Важнейшей функцией финансов домохозяйств является распределительная функция, так как финансы домохозяйств, как, впрочем, и финансы в целом, являются инструментом стоимостного перераспределения стоимости валового общественного продукта. Причем финансы домохозяйств играют важнейшую роль на завершающей ступени перераспределительного процесса, непосредственно предшествуя стадии потребления.
Второй функцией домохозяйств является контрольная функция, так как для поддержания определенного (достигнутого) уровня потребления домашнее хозяйство вынуждено контролировать распределение полученного дохода по различным фондам, а также отслеживать целевое использование средств из этих фондов.
Важной функцией домашнего хозяйства в системе общественного воспроизводства является инвестиционная функция, заключающаяся в том, что домашние хозяйства являются одним из основных поставщиков долгосрочных финансовых ресурсов для экономики страны.
Доходы домашних хозяйств служат основным источником удовлетворения их потребностей в товарах и услугах, а также накопления и сбережения.
Доходы домашних хозяйств можно условно разделить на доходы в денежной и натуральной формах. Денежные доходы домашних хозяйств чаще всего подразделяют по источникам их поступлений:
· заработная плата вместе с различными начислениями и доплатами;
· пенсии, пособия, стипендии и другие страховые и социальные выплаты;
· доходы от предпринимательской деятельности;
· доходы от операций с личным имуществом и денежные накопления в финансово-кредитной сфере.
К доходам в натуральной форме относят продукты, полученные в личном подсобном хозяйстве, а также натуральную оплату сельскохозяйственных предприятий.
С точки зрения периодичности осуществления выделяют три группы расходов домашних хозяйств:
В зависимости от функционального назначения расходов, осуществляемых домашними хозяйствами, их делят на следующие основные группы:
· личные потребительские расходы;
· налоги и другие обязательные платежи;
· денежные накопления и сбережения.
В структуру финансовых ресурсов домашнего хозяйства входят:
§ денежные средства, вложенные в движимое и недвижимое имущество.
Рис 6. Структура финансовых ресурсов домашних хозяйств и направления их использования
Отметим, что домашние хозяйства участвуют не только в первичном распределении национального дохода, но и в процессе его вторичного распределения, когда государство через систему прямых налогов, пенсионную систему, систему социальных трансфертов перераспределяет доходы между различными домашними хозяйствами (например, дотация на оплату услуг жилищно-коммунального хозяйства).
Организации бизнеса, в которых работают члены домашнего хозяйства, в редких случаях не учитывают потребности работников в обеспечении незанятых членов семей. В принципе они и не обязаны это делать. Однако только государство может и должно через систему социальной помощи исправлять неравномерность в распределении доходов между домашними хозяйствами с разным составом членов и уровнем доходов.
3. Особенности российской финансовой системы и перспективы ее развития
3.1 Особенности финансовой системы РФ
Как уже говорилось выше, финансовая система РФ претерпела кардинальные изменения с распадом СССР.
Структура финансовой системы. Структура финансовой системы Российской Федерации, сложившаяся в результате рыночных преобразований 1990-х годов, включает следующие сферы финансовых отношений: http://бизнес-учебники.рф/finance/sovremennaya-finansovaya-sistema-rossiyskoy.html
* финансы государственные и местные (централизованные финансы);
* финансы хозяйствующих субъектов (децентрализованные финансы);
Звенья государственных и муниципальных финансов:
* бюджеты субъектов РФ (региональные);
* бюджеты муниципальных образований (местные).
* государственные внебюджетные целевые фонды;
* страховой фонд государства;
Звенья финансов хозяйствующих субъектов следующие:
* финансы коммерческих организаций;
* финансы некоммерческих организаций;
* финансы индивидуальных предпринимателей.
В начале 1990-х годов были созданы государственные внебюджетные фонды экономические и социальные. К настоящему времени статус внебюджетных сохранили только государственные внебюджетные социальные фонды.
Современная финансовая системы РФ состоит в целом из двух укрупненных подсистем: государственных и муниципальных финансов; финансов хозяйствующих субъектов. В РФ действуют более двух десятков внебюджетных социальных и экономических фондов: Пенсионный фонд РФ, Фонд обязательного медицинского страхования населения, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ (с 01.01.2001 упразднен), Федеральный и территориальные дорожные фонды и др.
Развитие современной российской экономики после общемирового финансового кризиса характеризуется устойчивыми темпами роста основных показателей, девальвацией национальной валюты и сравнительно низкими ценами на продукцию естественных монополий. В результате были достигнуты положительные темпы роста произведенного ВВП и выпуска промышленной продукции, объема капитальных инвестиций, роста реальных доходов населения и улучшение прочих экономических показателей.
Развитие финансовой системы невозможно без адекватной оценки её состояния и формирования действенных рекомендаций по целенаправленному развитию всех её звеньев.
3.2 Перспективы развития российской финансовой системы
На ближайшее время главной целью развития финансовой системы России стало увеличение валового финансирования. Удовлетворение финансовых потребностей крупнейших предприятий происходит за счет российских финансовых подразделений. Без подходящего финансирования малого и среднего бизнеса экономический рост сделать его устойчивым нельзя. http://sibac.info/index.php/2009-07-01-10-21-16/4330-2012-10-22-09-31-00
По мнению авторов доклада, российская финансовая система, по-прежнему, крайне слаба, неадекватна потребностям экономики и не может претендовать на заметную роль в глобальном масштабе. Кроме того, нынешний рост сопровождается двумя процессами: огосударствлением финансовой системы и активным проникновением иностранного капитала (в частности, только в течение 2007 года доля нерезидентов в капитале банковской системы выросла с 15,9% до 25,1%; российские финансисты буквально стоят в очереди на продажу). Необходимо создание финансовой системы, соразмерной масштабам экономики и способной обеспечить России экономический суверенитет и конкурентоспособность на международной арене. Соответственно, она должна обеспечить социальную стабильность и поддержать ускорение экономического развития.
К основным недостаткам финансовой системы были отнесены её зависимость от внешних рынков, несоразмерность масштабам экономики, ложные финансовые цели, нерациональная аллокация финансовых ресурсов, дефицит долгосрочных финансовых ресурсов. Действительно, совокупные активы финансового сектора составляют немногим более 60% ВВП, что недостаточно для эффективного обслуживания экономики даже по меркам развивающихся стран. В большинстве развитых стран этот показатель превышает 300% ВВП. При этом более 90% активов финансовых институтов составляют активы банковского сектора, но и этот сектор по уровню развития отстаёт от развитых стран. По-прежнему недостаточно развиты долгосрочное кредитование, ипотека, страхование и другие финансово-кредитные услуги.
Даже при высоких темпах роста производства отдельных отраслей, банковской сферы, рынка ценных бумаг, инвестиций финансовая система страны растет медленно, поскольку на нее действуют другие факторы. К числу главных из них следует отнести высокий уровень инфляции и размеры «теневой экономики». При этом если инфляция «съедает» ежегодно как минимум 10% увеличения ВВП, то «теневая экономика», которая «растет» вместе с официальной экономикой или даже опережая ее, уменьшает его еще на 10-30%.
К числу других факторов, негативно влияющих на формирование финансовой системы страны, можно отнести:
«утечка» денежного капитала за рубеж; «уход» от уплаты налогов, таможенных пошлин, акцизов и т.п.;
· «отмывание» средств, полученных незаконным путем, через банки;
· хищение и нецелевое использование бюджетных средств;
· недооценка стоимости национального богатства;
· экспансия «дешевых» кредитных средств из-за рубежа;
· поглощение российских компаний и целых отраслей иностранными корпорациями;
· нерациональное использование золотовалютных резервов, средств общегосударственных финансовых фондов.
Современная бюджетная система России еще довольно двойственна и требует серьезной доработки.
Особо бюджетная система нуждается в решение следующих основных проблем в сфере бюджетных отношений:
· отсутствие комплекса мер по решению данной проблемы;
· отсутствие принципа управления государственным долгом;
· противоречия и непонятности в статьях бюджетного кодекса;
· уменьшение денежного пособия от государства организациям и учреждениям для покрытия расходов.
Чтобы исключить данные проблемы надо выполнить следующие задачи:
· предоставить Счетной палатой предложения по данным вопросам;
· исключить неясности в Бюджетном кодексе;
· увеличить пособия на выравнивание бюджетной обеспеченности;
· создать общество для соответствующей доработки Бюджетного кодекса;
· предложить Правительству в Концепции управления государственным долгом утверждение законом о бюджете источников, включив в них Стабилизационный фонд.
К другим проблемам бюджетной системы России можно отнести:
· принятие федеральными органами власти решений, которые предназначены для нижестоящих управленческих структур (они не сопровождаются достаточными финансовыми ресурсами);
· большое сосредоточение финансовых ресурсов в федеральном бюджете страны (в связи с этим происходит снижение значения региональных и местных бюджетов);
· в структуре поступлений средств, в региональные и местные бюджеты, преобладающую роль играет регулирование доходов;
· существующая практика образования территориальных бюджетов, при которой сохранен, механизм централизованно устанавливаемых нормативов перечислений в местные бюджеты;
· неполное поступление налоговых платежей, основными причинами которого стали:
1. ухудшение макроэкономических и финансовых показателей, по сравнению с принятыми в бюджете;
2. рост неплатежей в народном хозяйстве;
3. прямое уклонение от уплаты налогов;
4. утаивание многими налогоплательщиками информации о своих доходах;
5. политика передвижения расходов ниже без соответствующего подкрепления доходами, которая приводит к пожертвованиям ранее сбалансированных местных бюджетов.
Эти проблемы могут выражаться:
1. в нормативных актах, их принятии и разработке по разделению полномочий и функций между органами власти разного уровня;
2. в распределении расходов между элементами бюджетной системы и видами бюджетов, в сопоставлении с органами власти разных звеньев, их полномочиями и функциями;
3. в создании новой межбюджетной системы перераспределения финансовых ресурсов, на базе использования разных форм оказания финансовой помощи субъектам Федерации и органам местного самоуправления;
4. в теоретической разработке и аргументации принципов построения бюджетной системы Российской Федерации в теории;
5. в создании новых принципов составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета на каждом уровне управления, и работа над их усовершенствованием;
6. в создании бюджетного механизма, который позволит использовать разработанные принципы на практике;
Особенностью российской системы является способность России решить главные задачи и уйти от проблемы в бюджетной системе.
Направленность денежно-кредитной политики должно идти на стимулирование экономического роста и инвестиций с учетом опыта других стран. http://sibac.info/index.php/2009-07-01-10-21-16/4330-2012-10-22-09-31-00
Развитие финансовых рынков в среднесрочной перспективе будет происходить также под воздействием внешних и внутренних факторов.