Что понимается под государственной регистрацией юридического лица в чем суть нормативно явочного

Как проходит регистрация юридического лица

Государственная регистрация юридического лица – завершающий этап образования юридического лица, а именно внесение сведений о новой организации в единый государственный реестр юридических лиц. Эта процедура нужна для того, чтобы открыть доступ к информации об организации. Заглянув в реестр, любой гражданин сможет получить актуальную информацию о юридическом лице в кратчайший срок, включая изменения. Зарегистрировать юрлицо можно, не прибегая к помощи юриста. Достаточно собрать пакет документов и обратиться в соответствующее ведомство.

Посмотрите пример
документа перед обращением к юристам сайта!

Выберите юриста, который
предложит самые выгодные
условия, и начните работу!

2 Получите предложения

Заинтересованные юристы
в течение 10-15 минут предложат
вам свои услуги и назовут цены.

1 Заполните заявку

Опишите документ, который вам
нужен. Это бесплатно и займет
не более пяти минут.

Разновидности юридических лиц

Согласно законодательству России, юридическое лицо – это организация, созданная с определенной целью, имеющая в собственности обособленное имущество. Юрлицо может осуществлять имущественные и неимущественные права, а также вправе быть истцом или ответчиком в суде.

К основным признакам юридического объекта можно отнести наличие обособленного имущества и самостоятельное участие в гражданско-правовых отношениях. В соответствии с Гражданским кодексом РФ юридические образования делятся по:

Юридические лица делятся на коммерческие и некоммерческие организации. Первые являются участниками рынка и осуществляют свою деятельность ради прибыли. Деятельность некоммерческих организаций не имеет отношения к получению прибыли. Классификация как коммерческих, так и некоммерческих юрлиц выглядит следующим образом:

В свою очередь, основные виды юридических лиц могут делиться на подвиды. Так, существуют следующие хозяйственные товарищества и общества:

Регистрация юридического лица: какие документы подготовить

С апреля 2018 года учредительные документы инспекции выдают в электронном виде. Однако по запросу пользователей в ведомствах выдают и бумажные документы. Если вы решили создать ООО (общество с ограниченной ответственностью), вам нужно будет подготовить следующие документы для государственной регистрации:

Создать ООО можно совместно с другими физическими лицами. В этом случае потребуется более серьезная подготовка и следующие документы:

Помимо этого, нужно подготовить документы, которые смогут подтвердить юридический адрес. Если среди учредителей ООО есть иностранцы, нужно будет перевести на русский язык документы, удостоверяющие их личности. Подать обращение на регистрацию юридического объекта вправе как учредитель, так и представитель при наличии нотариальной доверенности.

Порядок государственной регистрации юридического лица

Согласно Гражданскому кодексу РФ, юрлицо начинает существовать на законных основаниях с момента госрегистрации. Получить заветный документ о регистрации реально, пройдя следующие шаги:

Как зарегистрировать общество с ограниченной ответственностью

Количество действий и сложность их исполнения зависит от разновидности юрлица, которое вы хотите зарегистрировать. Например, для регистрации ООО необходимо проделать следующие шаги:

Где проходит регистрация юридического лица

Регистрация юридических лиц входит в полномочия Федеральной налоговой служба (ФНС). Однако подавать документы разрешено не в любое отделение. Необходимо искать инспекцию, которая находится в том же районе, что и юридическое лицо. Сервис в налоговом органе поможет легко и быстро найти нужное отделение. Введите в специальных полях город, улицу и дом, а через мгновение, узнаете, в какой именно налоговый орган вам стоит обратиться.

Помимо основных документов, сотруднику инспекции нужно предъявить гарантийное письмо на юридический адрес. Письмо должен оформить собственник помещения. Таким образом он подтвердит готовность разместить в своем помещении офис будущей организации. Закон не запрещает оформление юридического лица по домашнему адресу руководителя. Правда, в этом случае учредителю придется доказать, что предпринимательская деятельность не затронет интересы других жильцов.

Размер госпошлины и порядок оплаты

Чтобы подать документы на регистрацию юридического объекта в налоговую инспекцию, нужно заплатить специальный взнос. В случае создания ИП придется заплатить 800₽, при создании ООО – 4000₽. Реквизиты для оплаты возможно получить в налоговой инспекции, а саму оплату необходимо проводить через Сберкассу. Сотрудники ФНС примут ваши документы только с квитанцией о проведенной оплате.С регистрацией юридических лиц связано много заблуждений. Например, регистрировать юрлицо в пенсионном фонде России не нужно, процедура происходит автоматически. Для начала работы предприятия/фирмы достаточно записи налоговой в едином реестре предприятий.

По каким причинам ФНС вправе отказать в регистрации

Налоговый орган вправе отказать в регистрации юридического лица, если найдет подозрительные сведения в документах или выявит нарушения и несоответствия. Чаще всего в регистрации отказывают по следующим причинам:

Что выбрать: ИП (индивидуальный предприниматель) или ООО

Индивидуальные предприниматели и общества с ограниченной ответственностью – наиболее популярные формы регистрации юрлиц в РФ. Причем у каждой формы есть как свои минусы, так и плюсы. К особенностям ИП можно отнести:

Однако далеко не всегда есть возможность выбрать ИП, например, если владельцев бизнеса несколько. Особенности ООО следующие:

Как выглядит документ, подтверждающий регистрацию

Свидетельство о регистрации – доказательство того, что компания числится в реестре юрлиц (ЕГРЮЛ) или индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП). Запись подтверждает законное существование компании, а оформляется она на специальном бланке формы Р51001 с водяными знаками. В свидетельстве содержится следующая информация:

Помимо свидетельства предпринимателю дают выписку, где содержится информация о госрегистрации. Эта выписка нужна для открытия расчетного счета в банке.

Ликвидация юрлица

В соответствии с законодательством, ликвидация юрлица – прекращение существования лица и утрата им гражданской правоспособности. Сложность, длительность и продолжительность ликвидации зависит от типа юридического объекта. Например, для закрытия ООО нужно потратить около трех месяцев и выполнить следующие действия:

Ликвидация юрлица по решению суда

Ликвидация юрлица бывает как добровольной, так и принудительной. По решению суда юридическое лицо ликвидируется, когда, например, были допущены ошибки в процессе создания или изменения этого лица. Чаще всего в принудительном порядке юрлица ликвидируют по следующим причинам:

Источник

Понятие юридического лица

1. Правовой институт юридического лица представляет собой систему правовых норм, устанавливающих порядок возникновения, реорганизации и ликвидации юридических лиц, определяющих правосубъектность юридических лиц, формы и порядок деятельности их органов, а также особенности правового положения отдельных видов юридических лиц.

Наиболее важные нормы о юридических лицах включены в гл. 4 ГК ( ст. ст. 48 — 123.28 ). Кроме того, нормы о юридических лицах содержатся в Законе о регистрации юридических лиц, Законе об акционерных обществах, Законе об обществах с ограниченной ответственностью, Законе об унитарных предприятиях, Законе о производственных кооперативах и др. (очень крупный институт).

2. Юридическое лицо как субъект гражданского права представляет собой организацию, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

К числу материальных признаков относятся следующие.

Во-первых, внутреннее организационное единство и внешняя автономия. Под внутренним организационным единством юридического лица понимается система существенных взаимосвязей всех структурных подразделений организации между собой и подчинение их руководящему органу. Благодаря внутреннему организационному единству юридическое лицо предстает не как известная совокупность (набор) образующих его элементов (цехов, отделов, служб), но как единое целое.

Внешняя автономия есть мера самостоятельности данной организации (юридического лица) в отношениях с другими лицами, причем указанная мера самостоятельности присутствует как во взаимоотношениях с учредителями (участниками) данного юридического лица, так и в отношениях со всеми иными лицами.

Во-вторых, экономическое единство и обособленность имущества. Суть экономического единства в том, что имущество юридического лица принадлежит именно ему, а не структурным подразделениям. Им оно вверяется лишь в техническое управление.

Мерой обособленности имущества юридического лица являются право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, принадлежность юридическому лицу имущественных прав и т.п.

По общему правилу юридические лица обладают имуществом на праве собственности. Собственниками имущества являются хозяйственные товарищества и общества, кооперативы, общественные и религиозные организации, благотворительные и иные фонды и др.

Право хозяйственного ведения имеют государственные и муниципальные унитарные предприятия. Собственниками же имущества являются соответственно Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, а также муниципальные образования.

Правом оперативного управления на принадлежащее им имущество обладают казенные предприятия и учреждения.

В-третьих, руководящее единство. Оно выражается в том, что каждое юридическое лицо имеет один руководящий (высший) орган (не может быть двоевластия). Чаще всего деятельность юридического лица организуется системой органов (например, общее собрание, совет директоров, генеральный директор). Каждый из органов имеет широкий круг полномочий. Но руководящий (высший) орган — один (в приведенном примере — общее собрание).

В-четвертых, функциональное единство выражается в том, что каждое структурное подразделение и каждый орган выполняют специфическую функцию. Содержание ее подчинено целям образования и деятельности юридического лица. В результате — единство действий соответствующего юридического лица.

3. К числу правовых признаков юридического лица можно отнести следующие.

Во-вторых, способность организации от своего имени участвовать в гражданских правоотношениях (иметь имущество в собственности, права авторства, обязательственные права и т.д.).

В-третьих, способность нести самостоятельную имущественную ответственность.

В-четвертых, способность быть истцом и ответчиком в суде.

И наконец, в-пятых, наличие учредительных документов.

Юридическое лицо — это организация, т.е. определенное социальное образование.

Юридическое лицо имеет обособленное имущество. Как уже отмечалось, мерой обособления могут быть право собственности, право хозяйственного ведения и право оперативного управления. Однако юридическое лицо может вообще не иметь имущества на вещном праве. Но при этом иметь имущество в виде обязательственных прав (например, денежные средства на счетах).

Понятие «имущество» является многозначным. Когда в законе ( ст. 48 ГК) говорится, что юридическое лицо имеет имущество, то имеются в виду вещи, и (или) имущественные права, и (или) имущественные обязанности. Важно, что это имущество так или иначе обособлено от имущества других субъектов гражданского права.

Однако когда в ст. 48 (и ст. 56 ) ГК говорится, что юридическое лицо «отвечает по своим обязательствам этим имуществом», то в данном случае под имуществом разумеются только вещи и имущественные права, ибо отвечать можно только активом (вещами и правами), но не пассивом (долгами, обязанностями).

Рассматривая данный признак, следует иметь в виду, что в некоторые определенные периоды юридическое лицо может иметь только вещи, и (или) права, и (или) обязанности. Может случиться, что в определенный момент нет ни вещей, ни прав, ни обязанностей. А организация продолжает быть юридическим лицом.

Юридическое лицо от своего имени выступает в отношениях, регулируемых гражданским правом.

Такой признак, как законность образования юридического лица, выражается в том, что юридическое лицо должно быть зарегистрировано.

Причем юридическое лицо создается и, соответственно, регистрируется в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных ГК (чрезвычайно важное указание!). Государственная регистрация осуществляется в установленном законом порядке; регистрирующий орган проверяет достоверность данных, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц.

4. Юридическое лицо создается учредителем (учредителями). Им могут быть гражданин, юридическое лицо, Российская Федерация и т.д. После создания юридического лица правовое положение (права и обязанности) учредителя различается в зависимости от того, какое юридическое лицо создано. Учредители имеют вещные права на имущество государственных и муниципальных унитарных предприятий, а также учреждений. Имущество унитарных предприятий является государственной или муниципальной собственностью. Собственником имущества учреждения является его учредитель.

После того как юридическое лицо создано, его учредитель не имеет никаких преимуществ в сравнении с другими участниками (не являвшимися учредителями). Поэтому обычно говорится о правах и обязанностях «учредителей (участников)» или, еще проще, — «участников».

В корпоративных организациях учредители (участники, члены) имеют корпоративные права (о них далее).

5. Юридическое лицо отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

Участник (учредитель) юридического лица или собственник его имущества не отвечает по обязательствам юридического лица. И напротив, юридическое лицо не отвечает по обязательствам участника (учредителя) или собственника. Исключения из этих правил могут быть предусмотрены законом. Так, участники полного товарищества солидарно несут субсидиарную ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества ( ст. 75 ГК). Закон также устанавливает особенности ответственности казенных предприятий, учреждений, религиозных организаций ( ст. 56 ГК).

Источник

Создание юридических лиц: способы и порядок. Государственная регистрация юридических лиц

Создание юридических лиц: способы и порядок

Законодательству известно несколько способов (порядков) созда­ния юридических лиц:

Некоторые авторы также выделяют распорядительный способ создания юридического лица (см., напр., Гражданское право: Учебник. В 2 т. / Под ред. Б.М. Гонгало. Т. 1. 2-е изд. перераб. и доп.– М.: Статут, 2017. – 511 с. С.130.). Юридическое лицо в данном случае возникает на основании распоряжения учредителя (например, уполномоченного государственного органа). Распорядительный порядок применяется при создании унитарных предприятий, учреждений и т.д.

В качестве учредителей юридического лица могут выступать:

Всякое юридическое лицо (в отличие от гражданина) возникает в результате осуществления юридических процедур, общий смысл которых сводится к двум основным этапам.

Этапы образования (создания) юридического лица:

Редакция и смысл положения абз. 1 п. 1 ст. 52 ГК (с учетом абз. 3 п. 1 ст. 52) позволяет сделать вывод, что по общему правилу юридические лица действуют:

Государственная регистрация юридических лиц

Замечание: Ниже представлено лишь правовое значение государственной регистрации юридических лиц (в т.ч. и ООО). При необходимости ознакомления с ньюансами поэтапного порядка действий при регистрации ООО можно порекомендовать сайт «Мой бизнес»

Юридическое лицо считается созданным с момен­та его государственной регистрации (п. 8 ст. 51 ГК РФ). С этой же даты воз­никает и правоспособность юридического лица. Данная регистрация осуществляется налоговыми органа­ми в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Государственной ре­гистрации также подлежат все изменения его статуса :

Для регистрации предоставляются документы, исчерпывающим об­разом перечисленные в законе о государственной регистрации юриди­ческих лиц. Требовать предоставления иных документов закон запре­щает.

Регистрация должна проводиться в срок не более пяти рабочих дней с момента представления документов в регистрирующий орган (ст. 8 ФЗ). Отказ в государственной регистрации юридического лица возможен только по мотивам непредставления необходимых для регистрации документов или представления их в ненадлежащий регистрирующий орган, но не по иным основаниям, например из-за «отсутствия целе­сообразности».

Решение об отказе в государственной регист­рации может быть обжаловано в судебном порядке.

Источник

Энциклопедия судебной практики. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом (Ст. 1 Закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»)

Энциклопедия судебной практики
Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом
(Ст. 1 Закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»)

1. Юридическая природа государственной регистрации ЮЛ (ИП)

1.1. Отношения в сфере государственной регистрации не являются отношениями, регулируемыми законодательством о налогах и сборах

Спорные правоотношения не предусматривают возможность отмены вышестоящим регистрирующим органом решения нижестоящего регистрирующего органа, поскольку отношения в сфере государственной регистрации не являются отношениями, регулируемыми законодательством о налогах и сборах.

Проанализировав приведенные нормы права, апелляционный суд пришел к правильному выводу о том, что в правоотношениях, связанных с регистрацией юридических лиц, налоговые органы выступают в качестве регистрирующих органов и должны руководствоваться в своей деятельности не положениями Налогового кодекса РФ, а нормативными актами, регулирующими соответствующую деятельность по регистрации.

1.2. Акт государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя не является ненормативным правовым актом

Акт государственной регистрации юридических лиц не является индивидуальным (ненормативным) правовым актом, не содержит властных предписаний и запрещений.

1.3. Акт государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя относится к особым действиям юридического характера, совершаемым органами исполнительной власти

Акт государственной регистрации юридических лиц не носит разового характера, относится к особым действиям юридического характера, совершаемым органами исполнительной власти в пределах установленных полномочий.

1.4. Государственная регистрация юридического лица или индивидуального предпринимателя является актом фиксации возникающих, изменяющихся или заканчивающихся правоотношений

Суд не учел, что в соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация юридических лиц представляет собой акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц и иных сведений о юридических лицах.

Таким образом, государственная регистрация является актом фиксации возникающих, изменяющихся или заканчивающихся правоотношений.

1.5. Государственная регистрация юридического лица или индивидуального предпринимателя заключается в принятии решения о такой регистрации и внесении соответствующей записи в реестр

По смыслу приведенных положений Закона N 129-ФЗ недействительным может быть признано решение регистрирующего органа о государственной регистрации, но не сама государственная регистрация, поскольку она заключается в принятии такого решения и во внесении соответствующей записи в реестр.

1.6. Акт государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя представляет собой систему записей, которые не обжалуются в соответствии со статьей 13 ГК РФ

Акт государственной регистрации юридических лиц представляет собой систему записей, обжалование или изменение которых не предусмотрено ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации.

1.7. Государственная регистрация субъекта не является договором между сторонами, а представляет собой акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти

Судом также верно указано в решении, что между истцом и ответчиком возникли правоотношения в связи с регистрацией истца в качестве ИП. При этом судом правильно применены нормы Федерального закона от 08 августа 2001 г. N 129-ФЗ, поскольку государственная регистрация ИП не является договором между сторонами, а представляет собой акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, регистрирующийся посредством внесения в государственные реестры сведений о приобретении физическим лицом статуса ИП, прекращении физическим лицом деятельности в качестве ИП и иных сведений об ИП.

1.8. Отношения по государственной регистрации носят публично-правовой характер

1.9. Корпоративные отношения тесно связаны с правовыми отношениями, которые возникают и существуют при государственной регистрации сведений о юридическом лице, но лежат за их пределами

Кассационная инстанция считает, что отношения по оплате освободившейся доли в уставном капитале общества определяют отношения между участниками общества и участников общества с самим обществом. В то же время данные отношения, хотя и тесно связаны, но лежат за пределами тех правовых отношений, которые возникают и существуют при разрешении вопросов, связанных с государственной регистрацией сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица.

1.10. Закон предусматривает следующие виды государственной регистрации юридических лиц: при их создании; путем реорганизации; в связи с ликвидацией и исключением из ЕГРЮЛ по решению ИФНС

Законом N 129-ФЗ предусмотрены следующие виды государственной регистрации юридических лиц: государственная регистрация юридических лиц при их создании; государственная регистрация юридических лиц, создаваемых путем реорганизации; государственная регистрация юридического лица в связи с его ликвидацией или исключением юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа.

1.11. Отношения, связанные с государственной регистрацией юридических лиц, регулируются методом гражданского права «разрешено все, что не запрещено»

Отношения, связанные с созданием, ликвидацией юридических лиц, регулируются гражданским правом, метод регулирования которого соответствует принципу «разрешено все, что не запрещено».

1.12. Применение таможенных льгот поставлено в зависимость от условий, которые законодательством о государственной регистрации юридических лиц не регламентируются

Таможня просит в кассационной жалобе решение и постановление отменить, в удовлетворении заявления отказать, ссылаясь на нарушение судом п. 6 ст. 4, п. 2 ст. 20 Федерального закона «Об иностранных инвестициях в РФ», ст. 52 ГК РФ, п. 4 ст. 12 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью», п. 3 ст. 19 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц», ч. 2 ст. 5, ст. 119, ст. 124 ТК РФ, п. 2.3 письма ГТК России от 03.07.2002 N 01-06/26232, п. 2 ст. 61 НК РФ. Таможенный орган полагает, что в силу указанных норм ООО, не имея на момент подачи ГТД права на льготы по уплате таможенных платежей в отношении комбайнов, ввозимых в уставный капитал в качестве вклада иностранного инвестора, ошибочно получило эти льготы, тем самым фактически отсрочило уплату таможенных платежей до момента возникновения права на такую льготу.

Доводы таможенного органа подлежат отклонению, т.к. методические рекомендации, разработанные ГТК РФ, не являются актом законодательства РФ, а толкование таможенным органом положений Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» делает невозможным их применение, т.к. государственная регистрация изменений в учредительных документах общества не может быть произведена без подтверждения факта внесения дополнительных вкладов общества в полном размере (п. 2 ст. 19 названного Федерального закона). Применение же льготы поставлено в зависимость от условий, которые законодательство об обществах с ограниченной ответственностью и о государственной регистрации юридических лиц не устанавливало.

2. Юридическое значение государственной регистрации юридического лица

2.1. Государственная регистрация в отношении организации является документальным закреплением волеизъявления участников организации

Следует отметить, что, учитывая обстоятельства дела, государственная регистрация изменений в отношении общества является документальным закреплением волеизъявления участников общества, в связи с чем у управления отсутствовали правовые основания для отмены решения МИФНС, вынесенного на основании заявления ООО.

2.2. Организации, не прошедшие государственную регистрацию, не являются юридическими лицами в гражданско-правовом смысле

Незарегистрированные юридические лица не являются юридическими лицами в гражданско-правовом смысле, следовательно, не могут иметь гражданские права и нести обязанности. Их действия, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей, не могут быть признаны сделками.

2.3. Действия организации, не прошедшей государственную регистрацию в качестве юридического лица, не являются сделками

Незарегистрированные юридические лица не являются юридическими лицами в гражданско-правовом смысле, следовательно, не могут иметь гражданские права и нести обязанности. Их действия, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей, не могут быть признаны сделками.

2.4. Действия организации без государственной регистрации в качестве юридического лица влекут негативные налоговые последствия для ее контрагентов

С учетом положений статей 49 и 51 ГК РФ организации, не прошедшие государственную регистрацию в качестве юридических лиц, не приобретают правоспособности юридического лица, что влечет негативные налоговые последствия для участников данных правоотношений.

2.5. Государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности и постановка их на налоговый учет являются формой ограничения свободы экономической деятельности

Из анализа ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законе порядке.

При этом Конституция Российской Федерации, закрепляя право на свободное использование способностей и имущества, не предусматривает каких-либо ограничений по имущественному положению и иному критерию.

Вместе с тем существуют некоторые ограничения в действующем законодательстве.

Формой ограничения свободы экономической деятельности выступает необходимость государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности и постановки их на налоговый учет.

2.6. Сведения о регистрации юридического лица не свидетельствуют о фактической деятельности организации

Сведения о регистрации юридического лица носят формальный характер и не свидетельствуют о фактической деятельности организации.

2.7. ФЗ N 129-ФЗ не регулирует отношения в сфере эмиссии и обращения ценных бумаг эмитента

Закон о государственной регистрации юридических лиц и предпринимателей не регулирует отношения в сфере эмиссии и обращения ценных бумаг эмитента, а также удостоверения прав владельцев бездокументарной формы эмиссионных ценных бумаг. Данные отношения прямо урегулированы Законом «О рынке ценных бумаг».

2.8. ФЗ N 129-ФЗ не определяет порядок возникновения, изменения и прекращения дееспособности юридических лиц

2.9. Под государственной регистрацией юридических лиц понимаются акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц

Под государственной регистрацией юридических лиц понимаются акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, иных сведений о юридических лицах.

2.10. До внесения записи в ЕГРЮЛ о создании юридического лица данное юридическое лицо не может считаться существующим

Руководствуясь п. 2 ст. 11, ст. 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», суды правильно указали, что до внесения записи в реестр юридических лиц о создании юридического лица данное юридическое лицо не может считаться существующим и, следовательно, не может выступать стороной в гражданских правоотношениях, осуществлять права и нести обязанности.

2.11. Государственная регистрация изменений в сведениях о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, является составной частью государственной регистрации юридических лиц

Системное толкование указанных выше правовых норм позволяет сделать вывод, что государственная регистрация изменений в сведениях о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, является составной частью государственной регистрации юридических лиц, в связи с чем заявленный иск относится к специальной подведомственности и подлежит рассмотрению арбитражным судом.

2.12. Решения о государственной регистрации носят ненормативный характер

Системное толкование правовых норм позволяет прийти к выводу, что при осуществлении государственной регистрации с нарушениями закона оспариванию должны подлежать не записи о государственной регистрации внесения соответствующих сведений в государственный реестр, которые не являются индивидуальным (ненормативным) правовым актом, не содержат властных предписаний и запрещений, не носят разового характера, поскольку относятся к особым действиям юридического характера, совершаемым органами исполнительной власти в пределах установленных полномочий, и представляют собой систему записей, обжалование или изменение которых не предусмотрено законом, а решения о государственной регистрации, принимаемые по результатам проведенной проверки представленных заявителем документов.

Именно решения о государственной регистрации, а не сами записи в ЕГРЮЛ носят ненормативный характер и являются актами, которые могут быть оспорены в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При осуществлении государственной регистрации с нарушениями закона оспариванию должна подлежать не запись о государственной регистрации внесения соответствующих сведений в государственный реестр, а решение о государственной регистрации, которое является документом, принимаемым по результатам проведенной проверки представленных заявителем документов. Решение о государственной регистрации, так же как и решение об отказе в государственной регистрации, а не сама запись в ЕГРЮЛ, имеют явно выраженный ненормативный характер и являются ненормативными актами, которые могут быть оспорены в порядке, предусмотренном главной 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

2.13. Доказательством включения гражданина в состав учредителей юридического лица является внесение соответствующей записи в государственный реестр юридических лиц

Согласно статьям 1, 4 Федерального закона от 08 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» доказательством включения гражданина в состав учредителей юридического лица является внесение соответствующей записи в государственный реестр юридических лиц.

Единственным доказательством включения гражданина в состав учредителей юридического лица является внесение соответствующей записи в государственный реестр юридических лиц.

2.14. Правоспособность физического лица как индивидуального предпринимателя возникает с момента внесения в ЕГРИП сведений о приобретении им статуса индивидуального предпринимателя

Исходя из норм части 3 статьи 23 ГК РФ, части 3 статьи 49 ГК РФ и статьи 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» правоспособность физического лица в качестве индивидуального предпринимателя возникает с момента внесения в единый государственный реестр сведений о приобретении им статуса индивидуального предпринимателя и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о прекращении его деятельности.

2.15. Свидетельство о государственной регистрации юридического лица является правоподтверждающим, а не правоустанавливающим документом, удостоверяющим внесение соответствующей записи в ЕГРЮЛ

Исходя из положений ст.ст. 1, 11 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 21.12.2013) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» свидетельство о государственной регистрации юридических лиц является документом, подтверждающим внесение соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц, осуществляемое в соответствии с указанным Законом на основании представляемых заявителями документов. Из этого следует, что свидетельству о государственной регистрации юридических лиц указанный Федеральный закон придает характер правоподтверждающего, но не правоустанавливающего документа.

По смыслу норм Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» выдаваемые в подтверждение внесения соответствующих записей в ЕГРЮЛ свидетельства являются правоподтверждающими документами, выдаваемыми по результатам проведения государственной регистрации юридических лиц (изменений содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридических лицах), и не является ненормативным (распорядительным) правовым актом, подлежащим обжалованию в судебном порядке.

2.16. Запрещение регистрирующему органу осуществлять государственную регистрацию в качестве постоянной меры означало бы непредусмотренное законом ограничение правоспособности юридического лица

Разрешая требования К.А.П. о признании регистрации Н.И.О. в МИФНС от 12 ноября 2012 г. недействительной, об обязании инспекции не регистрировать лиц, которые выбраны незаконными членами правления, об обязании во исполнение решения суда не регистрировать в дальнейшем избранных незаконным собранием правлении ЖСК председателей правления, суд, руководствуясь статьями 245, 247 ГПК РФ, частью 2 статьи 1, пунктом 2 статьи 11 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении данных требований, поскольку запрещение регистрирующему органу осуществлять государственную регистрацию в качестве постоянной меры означало бы непредусмотренное законом ограничение правоспособности юридического лица, а также введение непредусмотренного законодательством основания для отказа в государственной регистрации документов.

Запрещение регистрирующему органу осуществлять государственную регистрацию является временной обеспечительной мерой, и установление подобного запрета в качестве постоянной меры означало бы непредусмотренное законом ограничение правоспособности юридического лица, а также введения непредусмотренного законодательством основания для отказа в государственной регистрации документов.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

В «Энциклопедии судебной практики. Закон о государственной регистрации юридических лиц и ИП» собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Федерального закона от 8 августа 2001 г. 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и ИП».

Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.

Материал приводится по состоянию на август 2021 г.

См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики

При подготовке «Энциклопедии судебной практики. Закон о государственной регистрации юридических лиц и ИП» использованы авторские материалы, предоставленные кандидатом юридических наук, доцентом Д. Лоренцем, М. Михайлевской, М.Р. Азымовой.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *