Что понимается под информацией в различных сферах деятельности человека
Лекция по дисциплине Информатика и ИКТ на тему: «Информационная деятельность человека»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Информационная деятельность человека
Познавая окружающий мир, каждый из нас формирует свое представление о нем. Ежедневно мы узнаем что-то новое — получаем информацию. Термин « информация » в переводе с латинского означает « разъяснение, изложение, набор сведений ».
Вспомните какие свойства информации значимые для человека мы выделяли на предыдущих уроках (полезная, понятная, актуальная, полная, достоверная).
Вспомните так же как человек воспринимает информацию (всю эту информацию доносят до сознания человека его органы чувств: зрение, слух, обоняние, вкус и осязание).
Приходится признать, что органы чувств — наш главный инструмент познания мира — не самые совершенные приспособления. Не всегда они точны и не всякую информацию способны воспринять. Не случайно о грубых, приблизительных вычислениях говорят: « на глаз ». Если бы не было специальных приборов, то вряд ли человечеству удалось бы проникнуть в тайны живой клетки или отправить к Марсу и Венере космические зонды.
Вся деятельность человека связана с различными действиями с информацией, и помогают ему в этом разнообразные технические устройства.
Любое научное знание начинается тогда, когда мы можем оценить полученную информацию, сравнить ее, а значит измерить. Поэтому для получения недоступной обычным органам чувств информации широко используются специальные технические устройства.
Одно из древнейших сооружений, используемое для получения астрономической информации, находится в Англии недалеко от города Солсбери. Это Стоунхендж — « висячие камни ». Он был построен примерно во II веке до н. э. Стоунхендж состоит из поставленных вертикально каменных столбов, расположенных концентрическими кольцами. На вертикальных камнях лежат горизонтальные перекладины, своего рода арки. 1963 году с помощью новейших методов исследования было уставлено, что каменные арки дают направления на крайние положения Солнца и Луны, а 56 белых лунок помогают предсказать время Солнечного и Лунного затмений.
Одно из древнейших устройств — весы. С их помощью люди получают информацию о массе объекта. Еще один наш старый знакомый — термометр — служит для измерения температуры окружающей его среды.
Приобретая жизненный опыт, наблюдая мир вокруг себя, иначе говоря — накапливая все больше и больше информации, человек учится делать выводы. В древности люди говорили, что человек познает с помощью органов чувств и осмысливает познанное разумом.
Один раз дотронувшись до горячего чайника или утюга мы запоминаем это на всю жизнь. Каждый раз, случайно коснувшись горячей поверхности, мы отдергиваем руку, потому что у всех нас в детстве был свой « горячий чайник ». Если проанализировать, почему так происходит, то можно сделать вывод о преобразовании (обработке) информации. Прикоснувшись к горячей поверхности, мы получили информацию при помощи органов осязания. Нервная система передала ее в мозг, где на основе имеющегося опыта был сделан вывод об опасности. Сигнал от мозга был послан в мышцы рук, которые мгновенно сократились. Аналогичные процессы обработки информации происходят и в тот момент, когда при первых же аккордах знакомой мелодии сразу улучшается настроение или появляются слезы.
Все это примеры неосознанной обработки информации, которая ведется как бы « помимо нас », неосознанно.
Можно привести много примеров осознанной обработки информации. В этом случае человек создает новую информацию, опираясь на поступающие сведения — так называемую входную информацию — и на запас имеющихся у него знаний и опыта.
Например, на уроках химии школьник изучает правила и законы (приобретает определенные знания и навыки). Когда учитель предлагает очередную задачу (входная информация), ученик обдумывает последовательность решения, вспоминая, какие из изученных правил ему необходимо применить. Наконец, он находит ответ. Эта новая информация, созданная учеником в результате обработки входной информации, называется выходной.
Таким образом, выходная информация всегда является результатом мыслительной деятельности человека по обработке входной информации. Можно сказать, что человек постоянно занимается обработкой входной информации, преобразуя ее в выходную.
Входная информация – информация, которую получает человек или устройства.
Выходная информация – информация, которая получается после обработки человеком или устройством.
Развитие человечества не было бы возможно без обмена информацией. С давних времен люди из поколения в поколение передавали свои знания, извещали об опасности или передавали важную и срочную информацию, обменивались сведениями. Например, в Петербурге в начале XIX века была весьма развита пожарная служба. В нескольких частях города были построены высокие каланчи, с которых обозревались окрестности. Если случался пожар, то на башне днем поднимался разноцветный флаг (с той или иной геометрической фигурой), а ночью зажигалось несколько фонарей, число и расположение которых означало часть города, где произошел пожар, а также степень его сложности. В любом процессе передачи или обмене информацией существует ее источник и получатель, а сама информация передается по каналу связи с помощью сигналов: механических, тепловых, электрических и др. В обычной жизни для человека любой звук свет являются сигналами, несущими смысловую нагрузку. Например, сирена — это звуковой сигнал тревоги; звонок телефона — сигал, чтобы взять трубку; красный свет светофора — сигнал, запрещающий переход дороги.
В качестве источника информации может выступать живое существо или техническое устройство. От него информация попадает а кодирующее устройство, которое предназначено для преобразования исходного сообщения в форму, удобную для передачи. С такими устройствами вы встречаетесь постоянно: микрофон телефона, лист бумаги и т. д. По каналу связи информация попадает в декодирующее устройство получателя, которое преобразует кодированное сообщение в форму, понятную получателю. Одни из самых сложных декодирующих устройств — человеческие ухо и глаз.
В процессе передачи информация может утрачиваться, искажаться. Это происходит из-за различных помех, как на канале связи, так и при кодировании и декодировании информации. С такими ситуациями вы встречаетесь достаточно часто: искажение звука в телефоне, помехи при телевизионной передаче, ошибки телеграфа, неполнота переданной информации, неверно выраженная мысль, ошибка в расчетах. Вопросами, связанными с методами кодирования и декодирования информации, занимается специальная наука — криптография.
При передаче информации важную роль играет форма представления информации. Она может быть понятна источнику информации, но недоступна для понимания получателя. Люди специально договариваются о языке, с помощью которого будет представлена информация для более надежного ее сохранения.
Человеческий разум является самым совершенным инструментом познания окружающего мира. А память человека — великолепным устройством для хранения полученной информации.
Чтобы информация стала достоянием многих людей, необходимо иметь возможность ее хранить не только в памяти человека. В процессе развития человечества существовали разные способы хранения информации, которые совершенствовались с течением времени: узелки на веревках, зарубки на палках, берестяные грамоты, письма на папирусе, бумаге. Наконец, был изобретен типографский станок, и появились книги. Поиск надежных и доступных способов хранения информации идет и по сей день.
Сегодня мы используем для хранения информации самые различные материалы:
бумагу, фото- и кинопленку, магнитную аудио- и видеоленту, магнитные и оптические диски. Все это — носители информации.
Носитель информации — материальный объект, предназначенный для хранения и передачи информации.
Материальная природа носителей информации может быть различной: молекулы ДНК, которые хранят генетическую информацию; бумага, на которой хранятся тексты и изображения; магнитная лента, на которой хранится звуковая информация; фото- и кинопленки, на которых хранится графическая информация; микросхемы памяти, магнитные и лазерные диски, на которых хранятся программы и данные в компьютере, и так далее.
Просто сохранить информацию недостаточно. Нужно уметь ее пользоваться. А для того чтобы воспользоваться нужной информацией в нужный момент необходимо уметь ее быстро найти.
Поиск информации — это извлечение хранимой информации. Существуют ручной и автоматизированный методы поиска информации в хранилищах.
Методы поиска информации:
• общение со специалистами по интересующему вас вопросу;
• чтение соответствующей литературы;
• просмотр теле-, видеопрограмм;
• прослушивание радиопередач и аудиокассет;
• работа в библиотеках, архивах;
• запрос к информационным системам, базам и банкам компьютерных данных;
Для того чтобы собрать наиболее полную информацию и повысить вероятность принятия правильного решения, необходимо использовать разнообразные методы поиска информации.
В процессе поиска информации вам встретится как самая полезная, так и бесполезная, как достоверная, так и ложная, объективная и субъективная информация, но чтобы не утонуть в море информации, учитесь отбирать только полезную для решения стоящей перед вами задачи. Не уподобляйте свою голову мусорному ящику, куда сваливают все без разбора.
Для ускорения процесса получения наиболее полной информации по вопросу стали составлять каталоги (алфавитный, предметный и др.).
В жизни человека информация играет очень важную роль. От нее зависит принятие решений, влияющих на развитие общества.
Для предотвращения потери информации разрабатываются различные механизмы ее защиты, которые используются на всех этапах работы с ней.
Для защиты информации используют различные способы защиты:
• дублирование каналов связи;
• криптографическое преобразование информации с помощью шифров.
Шифром называют секретный код преобразования информации с целью ее защиты от незаконных пользователей. Изобретением и использованием шифров занимается криптография.
С давних времен криптографией увлекались и ученые, и дипломаты, и священнослужители. В истории есть немало примеров использования шифров для защиты информации. Например, Цезарь использовал для переписки специальный шифр, который вошел в историю под его именем. Это достаточно простой шифр, в котором каждая буква заменяется третьей после нее буквой в алфавите. Можно изменить величину сдвига и получить новый шифр. Важно, чтобы у отправителя и получателя сообщения была одна и та же таблица замены или перестановки букв.
Во времена войн между Спартой и Афинами был известен один интересный шифр, который вы можете легко повторить. Для этого надо взять карандаш, обернуть его бумажной полоской и написать на ней сообщение. Развернув эту полоску, вы получите набор несвязанных букв, которые выстраиваются в определенном порядке только на карандаше нужного диаметра.
Существует метод шифрования с помощью « ключа ». Самый простой пример такого шифрования, когда номер буквы шифрованного текста в алфавите получается с помощью сложения номера буквы текста в алфавите и номера буквы ключа в алфавите.
Итак, информационная деятельность человека включает в себя:
Информационная деятельность человека
Деятельность, объединённую с процессами получения, реорганизации, накопления и передачи информации, называют информационной. Это обмен в устной форме сообщениями, посланиями, отчётами и просьбами. Это и публикация статей и объявлений, хранение документов и корреспонденций, обсуждение новостей, выполнение приказов.
Информация — это всегда знания о материальных носителях и об энергии, которой требует её передача.
В статье рассмотрены виды профессиональной информационной деятельности человека, приведены примеры информационной деятельности человека. Вы узнаете, кто является специалистами, которых можно считать информационными работниками.
Мы живём в век информатизации, и стоит отдать должное краткому историческому экскурсу и разным аспектам.
Основные виды информационной деятельности человека
Мы ежедневно постигаем мир. И каждый из нас развивает собственное представление о том, что его окружает. Мы постоянно узнаём новое, то есть принимаем информацию. Этот термин переводится с латинского как «изложение, разъяснение».
Давайте вспомним качества информации, которые столь важны для человека: понятная, полная, полезная, актуальная и достоверная. А также уместным будет вспомнить, как именно человек воспринимает данные. Они передаются сознанию с помощью органов чувств: слух, зрение, вкус, осязание, обоняние.
Информационная деятельность человека включает:
О сборе
Нельзя отрицать, что наши органы чувств — основной инструмент освоения мира, механизмы небезупречные. Неспроста о примерных, грубых исчислениях говорят не иначе как «на глаз». Маловероятно, что человечество сумело бы добраться до секретов живой клетки или же отправить к другим планетам космические зонды при отсутствии особых приборов.
Любая деятельность людей так или иначе связана с разными манипуляциями с информацией, и наши помощники — технические приспособления.
Для получения недоступных органам чувств сведений применяют специальную технику, ведь научное знание возникает, когда приобретённую информацию можно оценить, сравнить и, следовательно, измерить.
Знаменитый Стоунхендж — одно из самых древних сооружений, применяемых для приобретения информации астрономического характера. Весы и термометр — ещё два наших старых знакомых. Благодаря им люди получают данные о массе среды и её температуре.
Об обработке
Наблюдение мира вокруг, получение жизненного опыта или накопление всё большего количества сведений, помогает человеку учиться умозаключениям. Мы навсегда запоминаем прикосновение к горячему утюгу или другому прибору. Впредь, касаясь горячей поверхности, мы убираем руку, так как у всех в детские годы был личный «горячий чайник».
Если провести анализ такой реакции организма, мы быстро придём к обработке данных. Прикосновение к поверхности — информация (помогают органы осязания). Дальше нервная система отправляет сведения в мозг, где делается основанный на опыте вывод о том, что организму угрожает опасность. Мозг посылает сигнал в мышцы рук, и они моментально сокращаются. Подобными процессами можно описать и резкую смену настроения, и появление слёз, стоит услышать знакомую мелодию. Всё это иллюстрации неосознанного ведения обработки данных.
Это интересно: геодезия это что такое, как используется в строительстве?
В случае противоположной обработки человек создает информацию, базируясь на сведениях, поступающих к нему (входная информация) из резерва знаний и опыта. Пример: урок химии. Входная информация — предложение учителя найти решение задачи. Ученик взвешивает последовательность решения, припоминая, какие из выученных правил стоит применить. В итоге ответ найден, а новые данные, которые создал сам ученик, и есть выходная информация.
Выходная информация — это всегда результат интеллектуальной деятельности по обработке информации входной.
О передаче
Вряд ли прогресс человечества состоялся бы без обмена данными. Люди ещё в давние времена передавали следующим поколениям приобретённые знания, сообщали о вероятных угрозах или обменивались экстренной и существенной информацией.
Любой процесс обмена сведениями включает в себя их источник и адресата. Сами данные передаются посредством сигналов (механических, электрических и тепловых) по каналу связи. В повседневной жизни для людей каждый звук или свет — это сигналы, которые несут смысловую нагрузку. На светофоре красный — запрет переходить дорогу, звук сирены — беспокойство, звонок телефона — надо ответить.
Источником информации может быть техническое приспособление или существо. От него данные переходят в кодирующее устройство, предназначение которого — преобразовывать первичное сообщение в подходящую форму для трансляции. Вы непрерывно сталкиваетесь с такими устройствами: лист бумаги, микрофон и так далее. Информация по каналу связи попадает в декодирующее устройство, оно преобразовывает сообщение в понятную для получателя форму. Среди самых сложных декодирующих устройств — человеческий глаз и ухо.
Из-за разнообразных помех информация может пропадать и искажаться во время передачи. Вы часто с этим сталкиваетесь: неправильно выраженная мысль, помехи в телефоне, ошибка в расчётах, неполнота передаваемых данных. Способы кодирования и дешифрирования изучает криптография.
Важна форма изображения информации. Её может понимать источник, но не получатель, поэтому люди договариваются об определённом языке, чтобы надёжно сохранять сведения.
О хранении
Безупречное орудие познания мира — человеческий разум, а память людей — отличный механизм для хранения получаемой информации.
Чтобы превращать данные в собственность большого количества людей, нужна возможность их хранения за пределами памяти человека. С развитием человечества сведения хранились и хранятся разными способами, со временем они совершенствуются. От узелков на верёвках, зарубок на палках, посланиях на папирусе мы дошли до изобретения книг. Поиск доступных и надёжных способов хранить данные продолжается.
Сегодня для таких целей мы используем различные материалы: бумагу, плёнки (фото- и кино-), ленты (аудио- и видео-), диски. Это всё — носители информации, то есть материальные объекты для хранения информации и передачи.
О поиске
Мало сохранить данные, ими ещё необходимо уметь пользоваться. А чтобы воспользоваться информацией, нужно уметь быстро её находить.
Поиск — это извлечение информации, которая хранится. Различают автоматизированный и ручной методы поиска сведений.
Методы поиска данных:
Чтобы собрать полную информацию и повысить вероятность принятия верного решения, рекомендуется использовать разные методы поиска данных.
Вы будете встречать как бесполезную, так и наиболее полезную, как ложную, так и достоверную, субъективную и объективную информацию. Нужно учиться акцентировать внимание только на получении полезных сведений, необходимых для решения определённой актуальной задачи. Помните, что ваша голова — это не мусорный ящик.
Ускоряют процесс приобретения сведений по вопросу каталоги (предметный, алфавитный и другие).
О защите
Для того чтобы не потерять важную информацию, разрабатываются разные механизмы защиты. Они используются на каждом из этапов работы.
Способы защиты:
Шифр — это система знаков для передачи секретной информации, создаётся для защиты данных от незаконных пользователей. Шифрами занимается криптография.
С древних времён этой наукой увлекались учёные, дипломаты и священнослужители. Хороший пример использования шифров (а их немало) — шифр Цезаря для переписки. Довольно простой, в нем буквы (каждая) заменяются третьей после неё литерой в алфавите.
Изменяя величину сдвига, можно приобрести новый шифр. Важно наличие у отправителя и адресата одной таблицы перестановки или замены букв.
Стоит упомянуть еще один любопытный шифр, известный в период войн между Афинами и Спартой. Берёте карандаш, оборачиваете бумажной полоской и пишите на ней сообщение. Когда развернёте полосу, увидите набор буков, которые несвязанные между собой и выстраиваются, как полагается, только на карандаше с необходимым диаметром.
Примеры информационных работников
Мы уже знаем, что информационной деятельностью занимаются все люди, но не для всех она профессиональная. Ниже приведен перечень работников профессиональной информационной деятельности в зависимости от ее вида.
Информационная деятельность традиционно связывается именно со СМИ. Журналисты работают с оперативными данными, они нередко утрачивают свою актуальность в продолжение нескольких дней.
Работниками СМИ используются наиболее модерновые средства передачи данных. Тексты, аудио и видео публикуются на сайте, отправляются по email или транслируются в реальном времени.
В почтовой службе наряду с традиционными способами доставки корреспонденции популярностью пользуется email, активно развивается сотовая связь и IP-телефония.
Призвание науки — создание новых знаний. Один из актуальных инструментов для изучения социальных, природных и экономических явлений в развитии — компьютерное моделирование.
Эти работники занимаются патентами. Системы со специализированными патентными службами и изданиями (они готовят рефераты, обзоры и так далее) — характерная черта развитых стран.
Менеджеры могут улучшить такие качества, как объективность принимаемых решений и их своевременность, используя актуальные технологии и основываясь на оперативных данных.
Преподаватели и студенты — участники древнейшего информационного процесса, информационно-коммуникационные технологии вносят в довольно консервативную сферу определённые нововведения. Благодаря виртуальным мирам процесс обучения становится более наглядным. Вместе с тем технологии — помощники в индивидуализации контроля учёбы и знаний. Развивается и становится популярным дистанционное образование, которое позволяет обучать, пренебрегая удалённостью от организации.
ИТ применяют многие виды искусства. Например, компьютерная графика как основа дизайнерских работ, музыкальные произведения, литература и так далее.
А также к сферам занятости информационных работников причисляют промышленность, связь, строительство, транспорт и экономику. Примеры профессий: руководители фабрик и заводов, лица с высшим образованием, занимающие ключевые должности в разных отраслях промышленности, связи, строительства и транспорта.
1. ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
1. ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА
Тема: Основные этапы развития информационного общества.
В человеческом обществе, в мире растений и животных постоянно протекает великое множество информационных процессов, в которых люди, животные и растения участвуют в соответствии со своими возможностями.
Это то, чем отличается живая природа от неживой, у которой отсутствуют органы восприятия и обработки сигналов внешней и внутренней среды.
У неживой природы изменения могут происходить только в результате физического или химического воздействия.
Соответственно в мире живой природы изменения происходят с помощью получения любой информации.
Растения получают информацию из корней, листьев, стебля о состоянии почвы, температуры, влажности, солнечного света.
Каким образом растений определяет время года? По длительности светового дня, температуре, состоянию почвы, и для этого им не надо иметь мозги человека, на примитивном уровне они понимают и реагируют на окружающую среду.
Животные получают информацию с помощью органов чувств из окружающей среды и с помощью ощущения своего тела.
Например с помощью носа по запаху можно узнать растительность (травки, кусты) которые можно съесть, или определить где находиться добыча которую можно поймать и утолить голод. Также можно по состоянию своего тела узнать предел своих возможностей, которые потом используются для охоты или возможности скрыться и др.
Информацию которую получает человек может влиять как на него самого так и на все общество в целом.
В результате всех наших рассуждений можно выделить несколько информационных революций.
Итак мы с вами уже говорили, что когда то человек не имел ни чего, ходил в шкурах, стучал палкой. Потом он начал постепенно развиваться. В результате этого у людей стали накапливаться некоторые знания, опыт, наблюдения.
Возник вопрос, каким образом передать информацию последующим поколениям?
Первая информационная революция связана с изобретением письменности, в результате чего произошел качественный, и быстрый скачок в развитии цивилизации.
Появилась возможность накопления знаний и их передачи последующим поколениям.
С точки зрения информатики это можно отметить появление средств и методов накопления информации.
Вторая информационная революция (середина XVI века) связана с изобретением книгопечатания, что позволило кардинально изменить человеческое общество, культуру и организацию деятельности.
Массовое распространение печатной продукции сделало доступными книги, что позволило повысить общий культурный уровень общества, уровень образованности, в результате чего люди получили возможность самостоятельного развития личности.
С точки зрения информатики, значение этой революции в том, что она выдвинула качественно новый способ хранения информации.
Третья информационная революция (конец XIX века) связана с изобретение электричества, благодаря которому появились телеграф, телефон, радио. То есть появились устройства позволяющие оперативно (быстро) передать на большие расстояния и накапливать информацию в любом объеме.
Этап важен для информатики тем, что появились средства коммуникации.
Также важно помнить, что кроме книг и бумаги других носителей информации не было. Но люди развивалось все больше и быстрее, и количество информации росло с огромной скоростью
Появилась необходимость создания специальных хранилищ этих документов — библиотек, архивов.
Информацию, содержащуюся в книгах и других документах, необходимо было не просто хранить, а упорядочивать, систематизировать.
Так возникли библиотечные классификаторы, предметные и алфавитные каталоги и другие средства систематизации книг и документов, появились профессии библиотекаря, архивариуса.
Четвертая информационная революция (70-е годы ХХ столетия) связана с изобретением микропроцессорной технологии и появлением персонального компьютера.
Произошел окончательный переход от механических и электрических средств преобразования информации к электронным. В результате чего произошла миниатюризации всех узлов, приборов, машин и появлению программно-управляемых устройств и процессов.
На микропроцессорах и интегральных схемах создаются компьютеры, компьютерные сети, системы передачи данных (информационные коммуникации) и так далее.
Толчком к четвертой информационной революции послужило изобретение в середине 40-х годов электронно-вычислительной машины (ЭВМ). Дальнейшие работы по совершенствованию ее элементной базы, то есть частей, ее составляющих, обусловили появление микропроцессорных технологий, а затем и персонального компьютера.
Тема: Этапы развития технических средств и информационных ресурсов
Для более наглядного представления связи этих процессов рассмотрим этапы развития технических средств.
1-е поколение (с середины 40-х годов).
Элементная база – электронные лампы – диоды и триоды.
Создавалась на основе вакуумных электроламп, управлялась с пульта и перфокарт с использованием машинных кодов.
ЭВМ были значительных размеров (размещались в нескольких больших металлических шкафах, занимавших целые залы), потребляли большую мощность, имели невысокую надежность работы и слабое программное обеспечение.
Машины предназначались для решения сравнительно несложных научно-технических задач.
2-е поколение (с конца 50-х годов).
Элементная база – полупроводниковые элементы(полупроводниковых транзисторов).
Для программирования используются алгоритмические языки (язык Ассемблер). Ввод данных и программ осуществлялся с перфокарт и перфолент.
Машины предназначались для решения различных трудоемких научно-технических задач, а также для управления технологическими процессами в производстве.
Существенно увеличилась емкость оперативной памяти, надежность и быстродействие ЭВМ. Уменьшились размеры, масса и потребляемая мощность.
3-е поколение (с середины 60-х годов).
Элементная база – малые интегральные схемы (МИС), содержавшие на одной пластинке сотни или тысячи транзисторов..
Управление работой этих машин происходило с алфавитно-цифровых терминалов.
Для управления использовались языки высокого уровня и Ассемблер.
Данные и программы вводились как с терминала, так и с перфокарт и перфолент.
Машины предназначались для широкого использования в различных областях науки и техники (проведение расчетов, управление производством, подвижными объектами и др.).
Благодаря интегральным схемам удалось существенно улучшить технико-эксплуатационные характеристики ЭВМ и резко снизить цены на аппаратное обеспечение.
Увеличился объем оперативной памяти, быстродействие, повысилась надежность, уменьшилась потребляемая мощность, занимаемая площадь и масса.
4-е поколение (с конца 70-х годов по настоящее время).
Элементная база – микропроцессоры, большие интегральные схемы(БИС).
Появились персональные компьютеры (ПК).
Связь с пользователем осуществлялась посредством цветного графического дисплея
Применялись языки программирования высокого уровня.
Машины предназначались для резкого повышения производительности труда в науке, производстве, управлении, здравоохранении, обслуживании и быту.
Значительно уменьшился объем электронной аппаратуры, повысилась надежность, увеличелось быстродействия, снизилась стоимость.
5-е поколение ЭВМ (1990 – настоящее время)
Элементная база – создано на основе сверхбольших интегральных схем (СБИС), которые отличаются колоссальной плотностью размещения логических элементов на кристалле.
Данные компьютеры на сверхсложных микропроцессорах позволяют одновременно выполнять десятки последовательных действий программы. В результате появились эффективные сетевые компьютерные системы.
Обратите внимание что в четвертую информационную революцию компьютеры включаются не сразу, а после того как они достигли определенного развития, с 4 поколения.
Характеристика информационного общества
В результате развития человечества, различных прогрессов и эволюции в мире технологий мы пришли к понятию информационное общество.
Информационное общество – это общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой, продажей и обменом информацией.
Первой попыткой автоматизированной обработки информации стало создание Чарльзом Бэббиджем (в середине XIX века) механической цифровой Аналитической машины.
И только лишь с середины ХХ века, с момента появления электронных устройств обработки и хранения информации (то есть с 4 поколения), начался постепенный переход от индустриального общества к информационному.
Индустриальное общество — общество, сформировавшееся в процессе развития машинного производства.
В информационном обществе главный ресурс – информация.
Почему? Потому что, только владея информацией о самых различных процессах и явлениях можно эффективно и оптимально строить любую деятельность.
Обратите внимание на современные магазины, или любое место где вам нужно что то приобрести, получить.
Прежде чем пойти на дело современный человек, в большинстве случаев, прежде чем приобретать что либо, постарается узнать хоть что-то об объекте интереса, чтобы, не только максимально выгодно вложить сбережения, но и за минимальную цену получить лучший товар или вещь.
Таким образом, современные производители вынуждены работать на спрос и качество производства. Подобным образом производитель узнает, что нужно именно в это время и в этом месте. То есть все свелось к владению информацией. Кто ей владеет тот и остается на плаву.
Все это конечно образно, но в современном мире без информации прожить тяжело, появляется много новых направлений деятельности, да и просто интересных слов, без информации о которых можно остаться не удел.
В результате в современном информационном обществе появляется большая степени зависимости от информированности и способности эффективно применять имеющуюся информацию людей. То есть могут ли люди быстро находить нужную информацию и применять ее на практике.
Каким образом народ получает доступ к информации? С помощью компьютерных технологий.
Поэтому в информационном обществе использование компьютеров во всех сферах человеческой деятельности дает возможность обеспечить доступ к надежным источникам информации, избавить людей от рутинной работы, ускорить принятие оптимальных решений.
Из всего перечисленного можно сделать вывод, что общество прошло какой то процесс изменения. Это процесс информатизации.
Информатизация – процесс, при котором создаются условия, удовлетворяющие потребностям любого человека в получении необходимой информации.
Таким образом раньше у нас был процесс индустриализации, затем процесс компьютеризации и теперь произошел процесс информатизации
Индустриализация — процесс ускоренного социально-экономического перехода от традиционного этапа развития к индустриальному, с преобладанием промышленного производства в экономике
Компьютеризация общества, основное внимание уделяется внедрению и развитию технической базы – компьютеров, обеспечивающих оперативное получение результатов переработки информации и ее накопление. То есть получили распространение персональные компьютеры, ноутбуки.
При информатизации общества основное внимание уделяется комплексу мер, направленных на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и оперативного знания во всех видах человеческой деятельности.
Все понимают, что весь мир не единым шагом прошел все эти процессы (индустриализацию, компьютеризацию, информатизацию), скорость этих процессов зависит от государства, его экономики и многих других факторов.
Цель информатизации – улучшение качества жизни людей за счет повышения производительности и облегчения условий их труда.
Информатизация – это сложный социальный процесс, связанный со значительными изменениями в образе жизни населения.
Ведь имея доступ к самой различной информации человек ведет себя совершенно по другому, меняется его поведение, реакция, отношение к людям, если сравнивать с тем когда он не имел легкого доступа к информации.
Одной из сложных задач является ликвидация компьютерной безграмотности, формирование культуры использования новых информационных технологий.
Также в связи с процессом информатизации появляются критерии информационной культуры человека:
1) умение адекватно формулировать свою потребность в информации, то есть правильно формулировать вопрос для поиска ответа.
2) эффективно осуществлять поиск нужной информации во всей совокупности информационных ресурсов, адекватно отбирать и оценивать информацию, то есть уметь выбирать достоверную информацию из общего потока, оценивать ее качество и выделять суть.
3) перерабатывать информацию и создавать качественно новую, то есть уметь анализировать полученную информацию, и на ее основе создавать новую.
4) наличие коммуникативных навыков, позволяющих эффективно общаться как с применением современных информационных технологий, так и без таковых, то есть умение представлять информацию с применением наглядных пособий так и без них.
Тема: Виды профессиональной информационной деятельности человека. Стоимостные характеристики информационной деятельности.
Из чего складывается деятельность человека? Это операции, которые он проводит с какими либо ресурсами.
Ресурс – это запас или источник некоторых средств.
Традиционно различают следующие виды общественных ресурсов:
Информационные ресурсы – это идеи человечества и указания по реализации этих идей, накопленные в форме, позволяющей их воспроизводство.
То есть это все научные труды или другие нематериальные мысли закрепленные на каком либо носители.
Это книги, статьи, патенты, диссертации, различная документация, и другие носители информации.
Информационные ресурсы (в отличие от всех других видов ресурсов – трудовых, энергетических, минеральных и так далее) тем быстрее растут, чем больше их расходуют.
Ну и соответственно если есть информационные ресурсы до есть и информационная деятельность.
Информационная деятельность человека – это деятельность, связанная с процессами получения, преобразования, накопления и передачи информации.
Все ли люди в своей жизни занимаются информационной деятельностью? Да, когда получают письма, читают книги, хранят фото- и видеоархивы, разговаривают по телефону, решают задачи, разгадывают кроссворды и т. п.
Какие люди занимаются информационной деятельностью сейчас? Это ученые, программисты, различные управленцы и т.д.
Какие люди занимались информационной деятельностью раньше, в древности? Это жрецы, летописцы, философы, ученые, библиотекаря, архивариуса
Какие средства используют для работы с информационными ресурсами
сетевое оборудование: модемы, кабели, сетевые адаптеры;
аналого-цифровые и цифро-аналоговые преобразователи;
цифровые фото- и видеокамеры, цифровые диктофоны;
записывающие устройства (CD-R, CD-RW, DVD-RW и др.);
цифровые музыкальные студии;
медицинское оборудование для УЗИ и томографии;
сканеры в архивах, библиотеках, магазинах, на экзаменах и избирательных участках;
ТВ-тюнеры для подачи телевизионного сигнала в компьютер;
плоттеры и различные принтеры;
флэш-память, используемая также в плеерах и фотоаппаратах;
Давайте подумаем представители каких профессий работают только с информационными ресурсами во сновном.
Таблица 1. Информационные ресурсы в профессиональной деятельности
Тема: Стоимостные характеристики информационной деятельности.
Современные информационные технологии обеспечиваются средствами компьютерной и коммуникационной техники.
Это значит, что их использование требует капитальных вложений, такие как приобретение техники, программного обеспечения и др.
Поэтому, перед внедрением информационных технологий надо с экономической стороны рассчитать целесообразность их применения, обоснования выбора платформы и т. д.
Иными словами, должна быть рассчитана эффективность применения информационных технологий.
Тема: Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения в информационной сфере, меры их предупреждения
Следует понимать что информация и информационные продукты могут быть такой же собственностью что и машина, дом, мебель и прочее, поэтому в их отношении так же действуют права собственности.
Поэтому и нформация является объектом правового регулирования .
Информация материальный объект? Нет. Она не является таковым, но она фиксируется на материальных носителях. Первоначально информация находится в памяти человека, а затем она отчуждается и переносится на материальные носители: книги, диски, кассеты и прочие накопители, предназначенные для хранения информации.
Как следствие, информация может тиражироваться путем распространения материального носителя.
Право собственности состоит из трех важных компонентов:
Право распоряжения состоит в том, что только субъект-владелец информации имеет право определять, кому эта информация может быть предоставлена. То есть владелец имеет право определять кому ее предоставить.
Право владения должно обеспечивать субъекту-владельцу информации хранение информации в неизменном виде. Никто, кроме него, не может ее изменять. То есть владелец хранит информацию в неизменном виде, и никто не может ее изменять.
Право пользования предоставляет субъекту-владельцу информации право ее использования только в своих интересах. То есть владелец использует ее только в своих интересах.
Любой субъект- пользователь обязан приобрести эти права , прежде чем воспользоваться интересующим его информационным продуктом.
Любой закон о праве собственности регулирует отношения между субъектом-владельцем и субъектом-пользователем.
Законы должны защищать как права собственника, так и права законных владельцев, которые приобрели информационный продукт законным путем. Нормативно-правовую основу регулируют юридические документы: законы, указы, постановления, которые обеспечивают цивилизованные отношения на информационном рынке.
Правовые нормы правового регулирования информации
«Об информации, информационных технологиях и защите информации» №149-ФЗ от 27.07.2006г.
Краткое содержание: Регулирует отношение, возникающее при осуществление права: поиск, получение, передачу и производство информации. Применение информационных технологий. обеспечение защиты информации.
Уголовный кодекс раздел «Преступления в сфере компьютерной информации» № 63-ФЗ Дата принятия: 1996г.
Краткое содержание: Определяет меру наказания за «Компьютерные преступления». Неправомерный доступ к компьютерной информации. Создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ. Нарушение правил эксплуатации ЭВМ или сети.
Неправомерный доступ к компьютерной информации (ст. 272 УК РФ),
Создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ (ст. 273 УК РФ)
Нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети (ст. 274 УК РФ) — путём как действий, так и бездействием.
«О персональных данных» №152-ФЗ от 27.07.2006г.
Краткое содержание: Его целью является обеспечить защиту прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных и обеспечить право на защиту частной жизни.
Закон РФ №3523-I «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных» дает юридически точное определение понятий, связанных с авторством и распространением компьютерных программ и баз данных. Он определяет, что авторское право распространяется на указанные объекты, являющиеся результатом творческой деятельности автора. Автор имеет исключительное право на выпуск в свет программ и баз данных, их распространение, модификацию и иное использование.
Конвенция Совета Европы о преступности в сфере компьютерной информации была подписана в Будапеште. №ЕТS 185 от 23.10.2001г.
Краткое содержание: Дала классификацию компьютерным преступлениям, рассмотрела меры по предупреждению компьютерных преступлений, заключила согласие на обмен информацией между странами Европы по компьютерным преступлениям.
Федеральный закон от 06.04.2011 N 63-ФЗ «Об электронной подписи»
Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»»
Правонарушение – событие или действие противоречащие нормам права (антипод правомерному поведению).
Правонарушения всегда связаны с нарушением определенным лицом (лицами) действующей нормы (норм) ИП и прав других субъектов информационных правоотношений.
При этом эти нарушения являются общественно опасными и могут влечь для тех или иных субъектов трудности, дополнительные права и обязанности.
Преступления в сфере информационных технологий включают:
распространение вредоносных вирусов;
кражу номеров кредитных карточек и других банковских реквизитов (фишинг);
распространение противоправной информации (клеветы, материалов порнографического характера, материалов, возбуждающих межнациональную и межрелигиозную вражду и т.п.) через Интернет;
Основные виды преступлений, связанных с вмешательством в работу компьютеров
Несанкционированный доступ к информации, хранящейся в компьютере, осуществляется, как правило, с использованием чужого имени, изменением физических адресов технических устройств, использованием информации оставшейся после решения задач, модификацией программного и информационного обеспечения, хищением носителя информации, установкой аппаратуры записи, подключаемой к каналам передачи данных.
Ввод в программное обеспечение «логических бомб», которые срабатывают при выполнении определённых условий и частично или полностью выводят из строя компьютерную систему.
Разработка и распространение компьютерных вирусов.
Преступная небрежность в разработке, изготовлении и эксплуатации программно-вычислительных комплексов, приведшая к тяжким последствиям.
Подделка компьютерной информации.
Хищение компьютерной информации.
Предупреждение компьютерных преступлений
Классифицируются по видам.
защиту от несанкционированного доступа к системе,
резервирование особо важных компьютерных подсистем, то есть закрепление ресурса за кем-либо
организацию вычислительных сетей с возможностью перераспределения ресурсов в случае нарушения работоспособности отдельных звеньев, то есть в случае какого либо нарушения работы системы возможность перераспределить работу.
установку оборудования обнаружения и тушения пожара, то есть сигнализация о возникновении пожара, а также выполнение правил техники пожарной безопасности.
оборудования обнаружения воды, то же самое что и в предыдущем пункте, устанавливается сигнализаций утечки воды, а также визуальное наблюдение, проверка состояния оборудования и своевременное техническое обслуживание.
принятие мер защиты от хищений, саботажа, диверсий, взрывов, установку резервных систем электропитания,
оснащение помещений замками, установку сигнализации и многое другое.
охрану вычислительного центра,
тщательный подбор персонала,
исключение случаев ведения особо важных работ только одним человеком,
наличие плана восстановления работоспособности центра после выхода его из строя,
организацию обслуживания вычислительного центра посторонней организацией, то есть лицами, которые не заинтересованы плодотворной работой центра.
универсальность средств защиты от всех пользователей (включая высшее руководство),
возложение ответственности на лиц, которые должны обеспечить безопасность центра.
разработку норм, устанавливающих ответственность за компьютерные преступления,
защита авторских прав,
совершенствование уголовного, гражданского законодательства и судопроизводства.