Что понимается под институтами и агентами социализации

10. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ, ЕЕ АГЕНТЫ И ИНСТИТУТЫ

10. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ, ЕЕ АГЕНТЫ И ИНСТИТУТЫ

В процессе социального взаимодействия индивид усваивает социальный опыт, определенную систему знаний, норм, ценностей и образцов поведения. Они позволяют ему успешно устанавливать взаимосвязи между людьми и творчески преобразовывать социальную реальность. Эти процессы объединены общим названием социализации личности.

Социализация – двусторонний процесс формирования личности, включающий в себя и усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в систему социальных взаимодействий с другими людьми, и процесс активного воспроизводства социального опыта за счет активной социальной деятельности и видоизменения социального опыта. Первичная социализация охватывает период детства. В ней решающую роль выполняет семья, обеспечивающая вход индивида в социальные общности. Вторичная социализация охватывает весь жизненный путь человека и накладывается на результаты первичной социализации. Успех вторичной социализации обеспечивает способность индивида отождествлять себя с какой-либо социальной группой. Ресоциализация – процесс усвоения новых способов действия, установок, умений, правил вместо прежних. В этом процессе важно наличие новых ценностей, так как их отсутствие приводит к различным социальным и правовым нарушениям. Десоциализация – процесс, протекающий с момента прекращения трудовой деятельности и приобретения пенсионного статуса. Агенты социализации – социальные группы и социальная среда, которые оказывают значительное влияние на вхождение человека в общество. Ими являются все субъекты и группы, с которыми индивид тесно взаимодействует в определенный период своей жизни. В младенчестве главными агентами социализации являются родители. В период от трех до восьми лет агентами социализации кроме родителей становятся друзья, воспитатели и другие люди. В период от 13 до 19 лет начинает формироваться отношение к противоположному полу и как следствие изменяется роль агентов социализации, уменьшается роль родителей и усиливается влияние друзей. В период от 14 до 18 лет появляются новые агенты социализации —учебно-трудовой коллектив.

Институты социализации – социальные группы способствующие усвоению индивидом социальных норм и правил поведения. К ним относятся семья школа, трудовой коллектив, культура. Семья – первичная группа, характеризующаяся тесными, непосредственными связями и сотрудничеством. В ней осуществляется опыт сопереживания и взаимного отождествления. Школа – институт социализации, осуществляющий передачу знаний, умений и навыков за пределы первоначального контакта родителей и детей. Агентами социализации выступают учителя, силами которых проводится обучение учеников. В системе обучения заложены единые для всех ценности и нормы поведения, необходимые для самостоятельной и творческой жизнедеятельности личности в обществе. Трудовой коллектив – институт социализации, который специализирует и делает профессиональной социализацию личности. Культура – институт социализации, который способствует творческому развитию личности и является продуктом ее деятельности в виде норм, ценностей, правил и образцов поведения. Культура делает из индивида личность, обладающую собственным, неповторимым «Я».

Читайте также

9. ФАКТОРЫ И МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ. ТЕОРИЯ личности ЗИГМУНДА ФРЕЙДА

9. ФАКТОРЫ И МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ. ТЕОРИЯ личности ЗИГМУНДА ФРЕЙДА Личность формируется в условиях общественного, конкретно-исторического существования человека, его обучения и воспитания. Если говорить о движущих силах развития личности, то следует выделить

7. КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ. ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ ЗИГМУНДА ФРЕЙДА

7. КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ. ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ ЗИГМУНДА ФРЕЙДА Личность формируется в условиях общественного, конкретно-исторического существования человека, его обучения и воспитания. Если говорить о движущих силах развития личности, то следует выделить

Социализация

Социализация процесс и результат вхождения и становления индивида в социальной среде как члена общества под влиянием всего спектра факторов: биологических предпосылок, социального познания и общения (мира вещей, социальных ролей и функций, норм, прав и обязанностей и

Страховые агенты

Страховые агенты СТРАХОВЫЕ АГЕНТЫ — физические или юридические лица, действующие от имени страховщика и по его поручению в соответствии с предоставленными

30. ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ. СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ

30. ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ. СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ Существует два основных научных подхода к формированию личности:1) личность формируется и развивается в соответствии с ее врожденными способностями, которые играют доминирующую роль;2) личность – это продукт в первую

31. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ

31. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ Социализация – процесс усвоения и воспроизводства социальных ролей и культурных норм. Процесс социализации продолжается всю жизнь – с детства и до глубокой старости. При этом социальное развитие человека нельзя изучать в

9. СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ ЛИЧНОСТИ КАК МЕХАНИЗМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА

9. СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ ЛИЧНОСТИ КАК МЕХАНИЗМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА Социальная роль – способ поведения, который соответствует принятым в данном обществе нормам и правилам и зависит от социального статуса человека. Впервые определение социальной роли

41. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА И СОЦИАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКИХ ДОМОВ

41. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА И СОЦИАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКИХ ДОМОВ Сегодня в России существуют несколько основных типов социальных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:1. Дом ребенка (дом малютки) – учреждение принимающее на воспитание и

Агенты влияния

Агенты влияния Из материалов закрытого заседания Верховного Совета СССР (17 июня 1991 г.). На нем председатель КГБ В. А. Крючков заявил, что в 1977 г. в ЦК КПСС была передана записка за подписью Ю. В. Андропова (руководитель КГБ того времени), подготовленная Отделом внешней

СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Торговые агенты

Торговые агенты Хороший торговый агент тот, кто способен заговорить клиента до разорения. NN Хороший торговый агент способен продать три пары перчаток Венере Милосской. Роберт Орбен в редакции Дм. Пашкова Предложенный товар уже наполовину продан. Ноэль Дю Файль Если у

Торговые агенты

Торговые агенты Хороший торговый агент тот, кто способен заговорить клиента до разорения. NN* Хороший торговый агент способен продать три пары перчаток Венере Милосской. Роберт Орбен в редакции Дм. Пашкова Предложенный товар уже наполовину продан. Ноэль Дю Файль* Если

Торговые агенты

Торговые агенты См. также «Покупатель и продавец» (с.199)Хороший торговый агент, как хороший повар, умеет возбудить аппетит, даже когда покупатель, казалось бы, вовсе не голоден.Из книги Э. Маккензи «14 000 фраз…»Продажа начинается тогда, когда клиент сказал

Источник

Социализация личности. Механизмы и агенты социализации

Как уже было указано, личность представляет собой биосоциальное явление. И если биологические особенности передаются по наследству, то социальные качества приобретаются личностью в процессе социализации.
Социализацию можно определить как процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе.
Таким образом, в процессе социализации человек приобретает качества, необходимые для выполнения им социальных ролей.
Процесс социализации является двухсторонним: с одной стороны, это передача обществом индивиду своего опыта, а с другой стороны, это процесс усвоения индивидом общественного опыта.
В социологической науке принято выделять два основных типа социализации:

Социализация представляет собой совокупность агентов и институтов, формирующих, направляющих, стимулирующих или ограничивающих становление личности человека.
Агенты социализации – это конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и социальным ценностям. Институты социализации – учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его.
В зависимости от вида социализации рассматриваются первичные и вторичные агенты и институты социализации.
Агенты первичной социализации – родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, другие родственники, друзья, учителя, лидеры молодежных группировок. Термин «первичная» относится ко всему, что составляет непосредственное и ближайшее окружение человека.
Агенты вторичной социализации – представители администрации школы, университета, предприятия, армии, милиции, церкви, сотрудники средств массовой информации. Термин «вторичная описывает тех, кто стоит во втором эшелоне влияния, оказывая менее важное воздействие на человека.
Первичные институты социализации – это семья, школа, группа сверстников и т. д. Вторичные институты – это государство, его органы, университеты, церковь, средства массовой информации и т. д.
Процесс социализации состоит из нескольких этапов и стадий.

На каждом этапе социализации на человека оказывают влияние те или иные факторы, соотношение которых на разных этапах различно.
В целом можно выделить пять факторов, оказывающих влияние на процесс социализации:

Биологическое наследие каждого человека поставляет «сырые материалы», которые затем разнообразными способами преобразуются в личностные характеристики. Именно благодаря биологическому фактору существует огромное разнообразие индивидуальностей.
Физическое окружение играет важную роль в формировании личности, так как огромное значение имеют климат, природные ресурсы и другие природные показатели.
Культура каждого общества также оказывает огромное влияние на процесс социализации.
Каждое общество развивает один или несколько личностных типов, которые соответствуют его культуре.
Дьюбойс назвал личность, обладающую характерными для данного общества чертами, модальной. Под модальной личностью понимается наиболее часто встречающийся тип личности, обладающий некоторыми особенностями, присущими культуре общества в целом.
Групповой и личный опыт также включены в процесс социализации.
Каждый человек, согласно Ч. Кули, строит свое «я» на основе воспринятых им реакций других людей, с которыми он вступает в контакт.
Кули определяет три стадии формирования зеркального «я»: наше восприятие того, как мы смотрим на других; наше восприятие их мнения; наши чувства по поводу этого мнения. Каждый личностный опыт уникален, потому что его невозможно повторить в точности.
Картина индивидуального опыта усложняется тем, что личность не просто суммирует его, а интегрирует.
Таким образом, можно сказать, что на процесс социализации оказывают влияние две важнейшие окружающие человека среды: природная и социальная.
В силу того, что социальная среда является объективным условием социализации, составляющие ее элементы также оказывают определенное влияние на этот процесс. Такие элементы общества называются агентами социализации, как уже говорилось, агенты социализации – это люди и учреждения, связанные с ней и ответственные за ее результаты.
Основными агентами социализации являются семья, различного типа общности (коллективы, этносы, народности, классы, социальные слои), общество в целом – все то, что включает в себя и окружает человека.
Каждая сфера социальной жизни (материальная и духовная) участвует в процессе социализации – целенаправленного и ненаправленного воспитания.
Итак, наиболее интенсивно процесс социализации осуществляется в детском и юношеском возрасте.
К моменту достижения личностью своего профессионально-должностного статуса процесс социализации, как правило, достигает определенной завершенности.
Социализация взрослых отличается тем, что это главным образом изменение внешнего поведения (социализация детей – формирование ценностных ориентаций), взрослые способны оценивать нормы (а дети только усваивать их). Социализация взрослых имеет своей целью помочь человеку овладеть определенными навыками. Например, овладеть новой социальной ролью после ухода на пенсию, смены профессии или социального статуса.
Еще одна точка зрения на социализацию взрослых заключается в том, что взрослые постепенно отказываются от наивных детских представлений (например, о непоколебимости авторитетов, об абсолютной справедливости и т. д.), от представления, что существует только белое и черное.
Важным процессом социализации является процесс идентификации.
Идентификация – это процесс усвоения индивидом норм, ценностей и качеств той социальной группы, к которой он принадлежит либо желал бы принадлежать.

Источник

Агенты социализации: понятие, примеры, классификация, роль

Что понимается под институтами и агентами социализации. Смотреть фото Что понимается под институтами и агентами социализации. Смотреть картинку Что понимается под институтами и агентами социализации. Картинка про Что понимается под институтами и агентами социализации. Фото Что понимается под институтами и агентами социализации

Социализация — это специфический процесс по усвоению человеком принятых и действующих в определенном сообществе правил. Именно социализация помогает конкретному индивиду успешно войти в состав какого-либо сообщества и начать коммуникацию внутри него, взаимодействуя с другими участниками данного сообщества. Осуществление указанного процесса невозможно без агентов социализации, о которых мы и поговорим чуть ниже.

Что такое «агенты социализации»?

Агенты социализации – это группы индивидов или отдельные люди, активно влияющие на личность в процессе ее жизнедеятельности и тем самым способствующие ее становлению с одновременным усвоением конкретной личностью социальных ролей, а также принятых в определенном сообществе норм.

Процесс социализации включает две стадии: первичную (состоящую из познания человеком принятых в социуме ценностей и их изучения) и вторичную (когда индивид прекращает поддерживать известные ему прежде нормы и полностью переходит к новой системе ценностей). В соответствии с этим делением, агенты социализации также делятся на первичных и вторичных:

Примеры агентов социализации

Агенты социализации окружают нас с момента появления на свет, к таковым относят:

Особенно ощутимое влияние на человека оказывают его родные, ведь они чаще всего контактируют с ним и являются наиболее близкими ему людьми. К тому же, успех социализации сильно зависит от условий формирования личности. Например, дети из благополучных семей могут получить хорошее образование и воспитание, в то время как дети неблагополучных родителей изначально лишены этого, что значительно замедляет процессы их развития и личностного становления.

Существенную роль при социализации личности играют друзья и школьный коллектив. Уже в школе дети получают свод определенных правил, регулирующих межличностные взаимоотношения внутри общества, а потому роль школы в процессе социализации можно оценить как положительную. В то же время, общение со сверстниками может оказать как положительное, так и отрицательное влияние на формирующуюся личность, однако, только общение учит человека взаимодействовать с окружающими, из-за чего роль указанного фактора тоже скорее положительна, нежели отрицательна.

Немалое значение в жизни современного человека отводится Интернету и СМИ, следовательно, их тоже необходимо отнести к агентам социализации. Интернет и средства массовой информации привлекают людей возможностью получить информацию, к тому же, в Интернете человек может выразить собственное мнение, не боясь осуждения со стороны окружающих. При этом массив информации, предоставляемой людям в Сети в наши дни огромен, что мешает ее тщательной оценке и может приводить к восприятию индивидом ложной системы норм и ценностей.

Помимо этого, к агентам социализации относят и трудовой коллектив. С годами трудовые навыки индивида совершенствуются, он достигает впечатляющих карьерных успехов, и, одновременно с этим, начинает все больше общаться с коллегами, оказывающими на него все более ощутимое влияние.

Классификация агентов социализации по возрасту

На различных этапах социализации влияние тех или иных агентов на личность заметно отличается. Приведем примеры:

Роль агентов социализации в обществе

Агенты социализации выполняют ряд важных функций, к которым относят:

Понятие десоциализации, ее агенты

Десоциализацей называют противоположный социализации процесс, в результате которого человек теряет приобретенные им ранее качества по взаимодействию с другими членами общества, параллельно утрачивая имевшиеся у него нормы и ценности. Проявления данного процесса различны, он варьируется от малозначительной дезориентации при общении с окружающими до ситуаций, связанных с полной утратой человеком былых социальных связей, восстановить которые часто не представляется возможным.

Чаще всего к десоциализации приводит тюремное заключение, попадание в психиатрическую больницу, участие в военных действиях и т.д. Естественно, у данного явления есть собственные агенты, например, люди, ведущие асоциальный образ жизни, наркоманы, алкоголики, криминальные элементы.

Заключение

Таким образом, социализация продолжается на протяжении всей человеческой жизни, но ее наиболее активный период выпадает на юность и молодость. Благодаря социализации человек получает своеобразный свод правил по поведению в обществе, на котором в дальнейшем будет строиться его личная система ценностей и мировоззрение. К тому же, приобретенные при социализации навыки сказываются на умении человека общаться с другими людьми, на его способности работать в команде, а также на уровне его целеустремленности, социальной активности и творческого мышления.

Источник

АГЕНТЫ И ИНСТИТУТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ

Социализацияподразделяется на два вида — первичнуюи вторичную, аген­ты и институтысоциализации делятся на первичных и вторичных.

Процесс социализации включает не только тех, кто обучается и усваи­вает новые знания, ценности, обычаи, нормы. Важной составляющей это­го процесса выступают те, кто влияет на процесс научения, в решающей сте­пени формирует его. Их называют агентами социализации. К ним относят­ся люди и социальные институты.

Агенты социализации— конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей.

Институты социализации— учреждения, влияющие на процесс социализа­ции и направляющие его: школа и вуз, армия и милиция, производство и др.

Агенты первичной социализации— родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, близкие и дальние родственники, приходящие няни, друзья се­мьи, сверстники, учителя, тренеры, врачи, лидеры молодежных группи­ровок.

Термин «первичная» относится в социологии ко всему, что составляет непосредственное, или ближайшее, окружение человека. Именно в этом смысле социологи говорят о малой группе как первичной. Первичная среда — не только ближайшая к человеку, ной важнейшая для его формирования, т.е. стоящая на первом месте по степени значимости.

Агенты вторичной социализации— представители администрации школы, университета, предприятия, армии, полиции, церкви, государства, сотруд­ники телевидения, радио, печати, партий, суда и т.д.

Термин «вторичная» описывает тех, кто стоит во втором эшелоне влияния, оказывает менее важное влияние на человека. Контакты с такими агентами происходят реже, они менее продолжительны, а их воздействие, как прави­ло, менее глубокое, чем у первичных агентов. Вторичными группами, и об этом речь пойдет дальше, в социологии называют формальные организации, официальные учреждения.

К институтам социализации относятся именно они. Когда о семье гово­рят обобщенно, то ее называют институтом социализации, но первичным (как и школу). А когда подразумевают конкретно членов семьи и родствен­ников, употребляют понятие «агенты».

Первичная социализациянаиболее интенсивно происходит в первой полови­не жизни, хотя по убывающей она сохраняется и во второй. Напротив, вторич­ная социализацияохватывает вторую половину жизни человека, когда, повзрос­левший, он сталкивается с формальными организациями и учреждениями, на­зываемыми институтами вторичной социализации:производством, государством, средствами массовой информации, армией, судом, церковью и т.д. Именно в со­знательном возрасте они влияют на человека особенно сильно.

Первичная социализация— сфера межличностных отношений, вторичная— сфера социальных отношений. Одно и то же лицо может быть агентом как первичной, так и вторичной социализации.

Учитель, если между ним и учеником доверительные отношения, окажет­ся среди агентов первичной социализации. Но если он всего лишь выпол­няет свою формальную роль, то учитель явится агентом вторичной социа­лизации.

Агенты первичной социализации выполняют каждый множество функ­ций (отец — опекун, администратор, воспитатель, учитель, друг), а вторич­ной — одну-две.

Среди агентов первичной социализации не все играют одинаковую роль и обладают равным статусом. По отношению к ребенку, проходящему со­циализацию, родители находятся в превосходящей позиции. Напротив, ро­весники равны ему. Они прощают ему многое из того, что не прощают ро­дители: ошибочные решения, нарушение нравственных принципов и соци­альных норм, бесцеремонность и т.д.

Группа ровесников— важнейший агент социализации. Это начинает ощу­щаться, когда ребенок 5 лет вынужден все время играть с детьми 10—12 лет либо с родителями и бабушками. Малодетность российских семей — это не только демографический, но и социализационный кризис. Особенно ровес­ников не хватает встарых городских кварталах.

Каждая социальная группа может дать индивиду в процессе социализа­ции только то, чему они обучены или социализированы сами. Иначе говоря, у взрослых ребенок учится тому, как быть взрослым, а у ровесников — как

быть ребенком: уметь драться, хитрить, как относиться к противоположному полу, дружить и быть справедливым. Поэтому родители часто смотрят на ро­весников как на своих конкурентов в борьбе за влияние на ребенка.

Малая группа ровесников выполняет важнейшую социальную функ­цию — облегчает переход от состояния зависимости к независимости, от детства к взрослости. Родители вряд ли научат тому, как быть лидером или добиться господства над другими.

У американских юношей товарищем по играм и учителем все чаще вы­ступает компьютер. Несомненно, скоро так же будет и у нас. Создается по­коление людей, воспитанных машинами, а не человеком.

Функции агентов первичной социализации взаимозаменяемы, а вторич­ной — нет. Объясняется это тем, что первые универсальны, а вторые специ­ализированы. Так, например, взаимозаменяемы функции родителей и ро­весников. Вторые часто заменяют первых, выполняя их функции социали­зации. И наоборот. Взаимозаменяемы также функции родителей и родственников, вторые могут заменить первых.

Но того же самого нельзя сказать об агентах вторичной социализации, поскольку они узкоспециализированы: судья не может заменить бригади­ра или учителя. Агенты первичной социализации, напротив, универсальны. В отличие от родителей, закладывающих базисные ценности и долговремен­ные цели, ровесники больше влияют на сиюминутное поведение, внеш­ность, выбор сексуального партнера и мест досуга.

Различие между двумя типами агентов социализации состоит также в том, что агенты вторичной социализации получают деньги зато, что выполняют свою роль, а агенты первичной социализации не получают.

Первичную социализациюосуществляют те, кто связан с вами тесными личными отношениями, а вторичную — те, кто связан формально-деловы­ми отношениями. Тот же учитель, если между ним и учеником нет довери­тельно-личных отношений, оказывается среди агентов не первичной, а вто­ричной социализации. Милиционер или полицейский всегда выступает в

Первичная социализация представляет собой процесс ухода, воспитания и обучения детей в семье, осуществляемый теми агентами социализации, ко-

Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М, 1995. С. 230.

Что понимается под институтами и агентами социализации. Смотреть фото Что понимается под институтами и агентами социализации. Смотреть картинку Что понимается под институтами и агентами социализации. Картинка про Что понимается под институтами и агентами социализации. Фото Что понимается под институтами и агентами социализации

Наиболее важные агенты первичной социализации

Что понимается под институтами и агентами социализации. Смотреть фото Что понимается под институтами и агентами социализации. Смотреть картинку Что понимается под институтами и агентами социализации. Картинка про Что понимается под институтами и агентами социализации. Фото Что понимается под институтами и агентами социализации

Агенты вторичной социализации 108

торые находятся в непосредственном и регулярном контакте с ребенком в раннем и позднем детстве.

Целью первичной специализации выступает формирование у ребенка мотивации на привязанность к другим людям, которая проявляется в дове­рии, послушании, желании делать им приятное и доброе.

Эффективным приемом первичной социализации является поведение родителей, которое выступает наглядным примером того, как надо вести себя в различных ситуациях. Социализирующее действие оказывает бли­зость матери и отца во время сна и бодрствования (прогулок, игр, развле­чений, кормления). Телесные ограничения — формы физического сдержи­вания ребенка, включают пеленание, содержание его в манеже, одевание и т.п. Сюда же можно отнести технику ношения детей (на груди, за спиной,

Что понимается под институтами и агентами социализации. Смотреть фото Что понимается под институтами и агентами социализации. Смотреть картинку Что понимается под институтами и агентами социализации. Картинка про Что понимается под институтами и агентами социализации. Фото Что понимается под институтами и агентами социализации

в плетеных корзинках или в коляске). Телесные контакты с ребенком тех, кто о нем заботится, различаются по времени (какую часть дня они прово­дят вместе), частоте, содержанию и интенсивности.

Важнейшим актом первичной со­циализации выступает кормление грудью. Грудное вскармливание — это тонкие эмоциональные отношения между матерью и ребенком, такого же уровня, как ласковый жест или поцелуй. Оно помогает успешному проте­канию социализации в раннем возрасте. Кормление грудью — интимная сфера жизни каждой семьи, оберегаемая и почитаемая представителями сильного пола. Люди возвели этот акт первичной социализации до уровня высокой культуры и религиозного почитания, достаточно вспомнить кор­мящую мадонну. Известно, что в северных странах женщины часто кормят детей грудью очень долго, до года или до двух. Эти дети хорошо развивают­ся, и эти женщины прекрасно себя чувствуют.

Агенты и лидеры социализации— те люди, которые призывают к измене­нию ценностей или поведения, подают образцы высоконравственного или безнравственного поведения и т.п. Гитлер, Махатма Ганди, Сталин — лиде­ры и агенты социализации. Нищенствующие монахи и юродивые — лиде­ры и герои социализации. Вообще харизматическая личность — типичный социализатор, как и другие авторитетные личности; ею может стать также дворовый парень, тренер по карате, телегерой, поп-звезда, школьный учи­тель.

Агенты прямого действия— субъекты социализации, находящиеся в непо­средственном личном и длительном контакте с объектом социализации. К ним относятся родители, родственники, учителя и друзья. Они оказыва­ют социализирующее воздействие на вербальном, словесном и поведенчес­ком уровне. Самое главное — они влияют на ребенка благодаря своему лич­ному опыту, личному примеру.

Агенты непрямого действия— субъекты социализации, не находящиеся в непосредственном личном и длительном контакте с объектом социализа­ции. К ним относятся звезды эстрады, у которых есть свои поклонники и

фанаты, культурные герои, исторические и политические деятели, извест­ные журналисты, своим мнением оказывающие влияние на общественное мнение, литературные персонажи, теле- и киногерои. Они оказывают со­циализирующее воздействие на вербальном, словесном и поведенческом уровне. Самое главное — они не влияют на ребенка благодаря своему лич­ному опыту, жизненному примеру, повседневным действиям, поскольку не находятся в непосредственном контакте с объектом социализации. Такое влияние можно назвать дистанционным.

Способы социализации зависят от того, к какому полу относится агент пер­вичной социализации. Отцы, дяди, дедушки, братья совсем иначе воспиты­вают детей, чем матери, тети, бабушки и сестры. Женщина чаще стремится приласкать ребенка, оградить от холода, действует поощрением, потакает слабостям и капризам. Мужчина испытывает эмоциональный дискомфорт при тесном контакте с ребенком, чаще отстраняется от него, действует угро­зой наказания, прибегает к жестким методам воспитания. Материнская опе­ка и уход за ребенком развивают в нем эмоциональную зависимость от взрос­лых, несамостоятельность. Отец культивирует силовые и военные игры, раз­вивающие самостоятельность и собственную активность ребенка.

Первичная социализация закладывает основы идентификации с полом. Мальчики играют в военные игры, а девочки в куклы. Мальчиков учат быть смелыми, сильными, деловыми, девочек — мягкими, хозяйственными, за­ботливыми. Таков отработанный тысячелетиями нормальный путь социа­лизации. Ненормальным он становится тогда, когда мальчиков обучают женским качествам, а девочек — мужским.

Как правило, мужчины предпочитают взаимодействовать с подросшим ребенком, в то время как роль женщины особенно сильна в младенчестве. Именно отец обучает ребенка важнейшим трудовым навыкам — умению сто­лярничать, слесарным работам, навыкам охоты, земледелию и рыболовству. Обычно отцы не занимаются непосредственным уходом за новорожденным, активный контакт начинается, когда ребенку исполняется 1,5—2 года и боль­ше.

Если у матери родительская любовь имеет биологическую предрасполо­женность, то у отца она появляется со временем — в процессе социализации ребенка. На протяжении всей истории человечества отец, как агент социа­лизации, выполнял следующие роли: кормильца, т.е. гаранта материального благополучия семьи, дисциплинатора, компаньона, «властной фигуры» —

персонификатора власти, воспитате­ля, эталона поведения.

Агенты вторичной социализации влияют в узком направлении. Школа дает знания, предприятие — средства существования, церковь — духовное Что понимается под институтами и агентами социализации. Смотреть фото Что понимается под институтами и агентами социализации. Смотреть картинку Что понимается под институтами и агентами социализации. Картинка про Что понимается под институтами и агентами социализации. Фото Что понимается под институтами и агентами социализацииобщение и т.п. Напротив, агенты пер­вичной социализации универсальны, они выполняют множество разных функций: отец исполняет роль добыт­чика средств существования, опекуна, дисциплинатора, воспитателя, учи­теля, друга. Сверстники выступают в роли партнеров по играм и квазиро­дителей: старшие дети опекают и заботятся о младших.

Все институты, так или иначе причастные к социализации, можно клас­сифицировать как общие и специализированные. К общим следует отно­сить семью, детсад, школу, вуз, армию, производство, государство, а к спе­циализированным — такие учреждения и институции, которые созданы на­меренно с целью оказания услуг по социализации. К ним относятся ассоциации, фонды, школы и библиотеки, дома молодежи и дома преста­релых, в уставе которых зафиксирована цель оказания социализирующих действий на своих клиентов. Социализирующая цель может содержаться в уставных документах явно (указывается термин «социализация» и расшиф­ровывается перечень соответствующих услуг) и неявно (термин не указы­вается, но перечислен спектр услуг, которые покрываются понятием соци­ализации). При этом специализированные институты могут функциониро­вать как на платной, так и на бесплатной основе.

Дата добавления: 2016-07-09 ; просмотров: 4847 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *