Что понимается под коммуникативной компетентностью личности

Коммуникативная компетентность

Коммуникативная компетентность — это обобщающее коммуникативное свойство личности, включающее в себя коммуникативные способности, знания, умения и навыки, чувственный и социальный опыт в сфере делового общения.

Коммуникативная компетентность складывается из способностей:

Коммуникативная компетентность выступает интегральным качеством, синтезирующим в себе общую культуру и ее специфические проявления в профессиональной деятельности. Одним из условий коммуникативной компетентности является выполнение определенных правил и требований. Наиболее значимые из этих правил состоят в следующем:

Примечания

Полезное

Смотреть что такое «Коммуникативная компетентность» в других словарях:

Коммуникативная компетентность педагогических работников — Коммуникативная компетентность качество действий работника, обеспечивающих эффективное конструирование прямой и обратной связи с другим человеком; установление контакта с обучающимися (воспитанниками, детьми) разного возраста, родителями (лицами … Официальная терминология

Коммуникативная компетентность руководителя — Коммуникативная компетентность качество действий руководителя, обеспечивающих эффективное взаимодействие с различными организациями, органами власти и управления, их представителями; владение деловой перепиской; умение вести переговоры, выполнять … Официальная терминология

Профессиональное общение : коммуникативная компетентность — При определении эффективности профессионального общения (П. о.) опираются на его характеристику как единства коммуникации, социальной перцепции и интеракции. Собственно коммуникативная компетентность (К. к.) связана со способностью передачи… … Психология общения. Энциклопедический словарь

Компетентность руководителя в общении — Термин «компетентность» некоторые юристы считают чисто юридическим, однако, в психологических и социальных науках за последние 10 лет он получил специфическое содержание как психологическая, социальная, социально психологическая, коммуникативная … Энциклопедия современной юридической психологии

Компетентность социальная — сложное образование, под к рым понимают: степень адекватности и эффективности реагирования на проблемные жизненные ситуации, достижение реальных целей в особом социальном контексте, использование подходящих для этого методов и позитивное развитие … Психология общения. Энциклопедический словарь

Компетентность коммуникативная — сложная личностная характеристика, включающая коммуникативные способности и умения, психол. знания в области О., свойства личности, психол. состояния, сопровождающие процесс О. В совр. зарубеж. психологии выделяется ряд подходов к изучению… … Психология общения. Энциклопедический словарь

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ — КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ. Способность решать средствами иностранного языка актуальные для учащихся задачи общения в бытовой, учебной, производственной и культурной жизни; умение учащегося пользоваться фактами языка и речи для реализации целей… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

КОМПЕТЕНТНОСТЬ — КОМПЕТЕНТНОСТЬ. Термин, получивший распространение в литературе по педагогике и лингводидактике с 60 х годов прошлого столетия для обозначения способности личности к выполнению какой либо деятельности на основе жизненного опыта и приобретенных… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Компетентность психологическая — субъекта как психол. феномен многие десятилетия была предметом исследования отеч. и зарубеж. психологов, работающих в рамках разл. направлений и концептуальных схем. Психол. компетентность по разному понимается разными авторами, начиная с суммы… … Психология общения. Энциклопедический словарь

КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ — – важная составляющая и показатель высокого уровня профессионализма. К.п. включает знания и эрудицию, позволяющие человеку квалифицированно судить о вопросах сферы профессиональной деятельности, быть сведущим в определенной области, а также… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Источник

Коммуникативная компетентность личности

Изучение значения социально-психологического тренинга, который может выступать в качестве эффективного средства формирования коммуникативной компетентности личности. Анализ коммуникативных стилей: синергического, нонсинергического и антисинергического.

РубрикаПсихология
Видстатья
Языкрусский
Дата добавления26.01.2018
Размер файла1,7 M

Что понимается под коммуникативной компетентностью личности. Смотреть фото Что понимается под коммуникативной компетентностью личности. Смотреть картинку Что понимается под коммуникативной компетентностью личности. Картинка про Что понимается под коммуникативной компетентностью личности. Фото Что понимается под коммуникативной компетентностью личности

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Бухарского государственного университета

Коммуникативная компетентность личности

Социально-психологический тренинг может выступать в качестве эффективного средства формирования коммуникативной компетентности личности, в повышении их этического взаимодействия с другими людьми, позволяет сделать этот процесс регулируемым, управляемым.

Под коммуникативной компетентностью понимается способность устанавливать и поддерживать необходимые, вытекающие из стоящих задач и определяемые ими контакты с другими людьми. Она определяет уровень владения человека общением как многоуровневым процессом.

В основе коммуникативной компетентности лежит не просто владение языком и другими кодами общения, а особенности личности индивида в целом, в единстве его чувств, мыслей и действий, которые развертываются в конкретном социальном контексте.

К основным источникам приобретения человеком коммуникативной компетентности можно отнести жизненный опыт, искусство, общую эрудицию и специальные научные методы. Все эти источники имеют для каждого из нас различную субъективную значимость.

Совершенствование коммуникативного опыта индивида должно фокусироваться на осознании своего поведения в различных ситуациях и оптимальном использовании существующих личностных ресурсов. Оптимизируя свой опыт, индивид не должен сосредоточиваться на присущих ему недостатках. Следует, наоборот, сконцентрироваться на достоинствах, представляющих ту единую реальную силу, которая помогает разрешать жизненные проблемы.

По форме и содержанию коммуникативная компетентность индивида непосредственно соотносится с особенностями выполняемых им социальных ролей. Человек сосредоточивает внимание не на всей совокупной культуре общества, а только на полезной ему в повседневной и профессиональной практике.

Для людей с высокой коммуникативной компетентностью характерны следующие признаки:

Ш быстрая, своевременная и точная ориентировка в ситуации взаимодействия и в партнерах;

Ш стремление понять другого человека в контексте требований конкретной ситуации;

Ш установка в контакте не только на дело, но и на партнера; уважительное, доброжелательное отношение к нему, учет его состояния и возможностей;

Ш уверенность в себе, раскованность, адекватная включенность в ситуацию;

Ш владение ситуацией, гибкость, готовность проявить инициативу в общении или передать ее партнеру;

Ш большая удовлетворенность общением и уменьшение нервно-психических затрат в процессе коммуникации;

Ш умение эффективно общаться в разных статусно-ролевых позициях, устанавливая и поддерживая требуемые рабочие контакты независимо, а иногда и вопреки сложившимся отношениям;

Ш высокий статус и популярность в том или ином коллективе;

Ш умение организовать дружную совместную работу, добиваться высокого результата деятельности, включая людей в решение общегрупповой задачи;

Ш способность создавать благоприятный климат в коллективе, добиваться стабильности состава.

Реализация всех компонентов коммуникативной компетентности происходит через коммуникативный стиль.

Коммуникативный стиль личности вызывает либо комфортное, либо неопределенное (нейтральное), либо дискомфортное состояние в зависимости от того, какое энергетическое влияние оказывает и в какой мере способствует возникновению атмосферы плодотворного сотрудничества.

Различают три коммуникативных стиля: синергический, нонсинергический и антисинергический (В. В. Бойко).

Выражением синергического стиля являются такие характеристики:

Ш соблюдение норм субъектных отношений.

Личность ведет себя так, чтобы партнеры чувствовали внимание к себе, поддержку и одобрение, находили соучастие и сопереживание;

Ш поддержание свободного обмена идеями и оценками.

Человек активно высказывает свое мнение и уважительно относится к позициям партнеров;

Ш конструктивная и доброжелательная критика.

Дает возможность личности совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки; психологический синергический тренинг

Ш стимулирование инициативы партнеров.

Личность замечает и одобряет новации своих партнеров, самостоятельность. При этом оцениваются прежде всего идеи и переживания, а не особенности партнера или форма высказываний. Преобладают интересы дела над личными интересами. Энергия расходуется прежде всего на дело;

Ш соблюдение норм партнерской этики.

Замечания в адрес коллег, оценки проделанной работы делаются в корректной форме, чтобы не задевать честь и достоинство других;

Ш устранение или смягчение своей некоммуникабельности.

Например, плохих черт характера, неприятных для окружающих привычек, склонностей к аффектам и др.;

Ш положительное восприятие, умение открыто радоваться успехам партнеров и общим достижениям.

Доброжелательность, сочувствие, сопереживание, «флюидное излучение» помогают установлению позитивных контактов и стимулируют сотрудничество;

Ш способность «играть в команде», не противопоставлять себя групповому разуму и воле.

Отношения строятся по принципу «один за всех и все за одного»;

Ш демонстрация высокого уровня коммуникативной толерантности.

Коммуникативная толерантность проявляется в тех случаях, когда человек либо не видит особых различий между подструктурами своей и чужой личности, либо не испытывает негативных переживаний по поводу различий.

Основные подструктуры личности, обусловливающие коммуникативную толерантность:

2. Демонстрация низкого уровня коммуникативной толерантности выступает показателем негибкости или лености ума и мешает выходу из затруднительных ситуаций. Поэтому в общении не следует показывать нетерпимость к умственному потенциалу партнера, заявляя: «Ты рассуждаешь примитивно», «Твоя логика выводит меня из равновесия».

Каждый из нас имеет своеобразные взгляды и мнения. Они могут касаться представлений о смысле жизни и счастье, понимания значимости семейных ролей и служебных обязанностей, намеченных планов и свершившихся достижений. Если взгляды партнеров во многом совпадают, тогда легче найти согласие и взаимопонимание. Но если каждый подходит к событиям и фактам со своей меркой, то появляются трения и возникает повод проявить коммуникативную нетерпимость, т. е. осуждение, раздражение или неприятие ценностей другого.

2. Битянова Н.П. Психология личностного роста. М.: Меж. пед. академия, 1995.

3. Жуков Ю.М., Петровская Л А., Растянников П. В. Диагностика и развитие компетентности в общении. М.: Изд-во Московского ун-та, 1990.

4. Каримова В.М. Ижтимоий психология ва ижтимоий амалиёт.- Тошкент: Университет, 1999, 72-87б.

6. Морева Н.А. Тренинг педагогического общения.- М.: Просвещение, 2003.- 304с.

7. Организация и проведение тренинга: Учебное пособие/ Под ред. А.В.Федотова. Л.: ЛГТУ, 1991.

8. Петровская Л.А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. М., Изд-во Московского ун-та, 1989.

9. Практикум по социально-психологическому тренингу / Под ред. Б.Д. Парыгин. СПб., 1994.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Характеристика основных подходов к анализу понятия общения. Коммуникативная сторона общения, понятие и содержание коммуникативной компетентности, пути её формирования. Постановка эксперимента для изучения коммуникативной компетентности личности.

дипломная работа [4,5 M], добавлен 28.11.2011

Диагностика потребностей, мотивов и интересов потребителей услуг. Личностные особенности клиента. Задачи социально-психологического тренинга. Пути развития коммуникативной компетентности специалиста. Программа тренинга формирования коммуникативных умений.

курсовая работа [47,3 K], добавлен 05.08.2010

Особенности коммуникативной компетентности как профессионально необходимого качества психолога и необходимость ее развития в период обучения в ВУЗе. Экспериментальное исследование влияния тренинга на уровень коммуникативных умений студентов-психологов.

дипломная работа [316,5 K], добавлен 16.12.2010

Психологическая сущность коммуникативной компетентности, ее преобладание над эмоциональным и интеллектуальными факторами личности. Выраженность коммуникативной компетентности у студентов 2-5 курсов как основная гипотеза эмпирического исследования.

курсовая работа [58,3 K], добавлен 13.12.2012

Особенности коммуникативной компетентности студентов педагогических ВУЗов, необходимость ее развития в период обучения. Социально-психологический тренинг как условие развития коммуникативной компетентности. Рекомендации по развитию коммуникативных умений.

курсовая работа [178,7 K], добавлен 16.02.2014

Источник

Коммуникативная компетентность

Что понимается под коммуникативной компетентностью личности. Смотреть фото Что понимается под коммуникативной компетентностью личности. Смотреть картинку Что понимается под коммуникативной компетентностью личности. Картинка про Что понимается под коммуникативной компетентностью личности. Фото Что понимается под коммуникативной компетентностью личности Что понимается под коммуникативной компетентностью личности. Смотреть фото Что понимается под коммуникативной компетентностью личности. Смотреть картинку Что понимается под коммуникативной компетентностью личности. Картинка про Что понимается под коммуникативной компетентностью личности. Фото Что понимается под коммуникативной компетентностью личности Что понимается под коммуникативной компетентностью личности. Смотреть фото Что понимается под коммуникативной компетентностью личности. Смотреть картинку Что понимается под коммуникативной компетентностью личности. Картинка про Что понимается под коммуникативной компетентностью личности. Фото Что понимается под коммуникативной компетентностью личности Что понимается под коммуникативной компетентностью личности. Смотреть фото Что понимается под коммуникативной компетентностью личности. Смотреть картинку Что понимается под коммуникативной компетентностью личности. Картинка про Что понимается под коммуникативной компетентностью личности. Фото Что понимается под коммуникативной компетентностью личности

Что понимается под коммуникативной компетентностью личности. Смотреть фото Что понимается под коммуникативной компетентностью личности. Смотреть картинку Что понимается под коммуникативной компетентностью личности. Картинка про Что понимается под коммуникативной компетентностью личности. Фото Что понимается под коммуникативной компетентностью личности

Что понимается под коммуникативной компетентностью личности. Смотреть фото Что понимается под коммуникативной компетентностью личности. Смотреть картинку Что понимается под коммуникативной компетентностью личности. Картинка про Что понимается под коммуникативной компетентностью личности. Фото Что понимается под коммуникативной компетентностью личности

Коммуникативная компетентность – основа практической деятельности человека в любой сфере жизни. Роль владения своей речью трудно переоценить. Профессиональные, деловые контакты, межличностные взаимодействия требуют от современного человека универсальной способности к порождению множества разнообразных высказываний как в устной, так и в письменной форме.

Коммуникативная компетентность – это обобщающее коммуникативное свойство личности, включающее в себя коммуникативные способности, знания, умения и навыки, чувственный и социальный опыт в сфере делового общения.

Коммуникативная компетентность складывается из способностей:

2. Социально-психологически программировать процесс общения, опираясь на своеобразие коммуникативной ситуации;

3. Осуществлять социально-психологическое управление процессами общения в коммуникативной ситуации.

Структура коммуникативной компетентности.

Что понимается под коммуникативной компетентностью личности. Смотреть фото Что понимается под коммуникативной компетентностью личности. Смотреть картинку Что понимается под коммуникативной компетентностью личности. Картинка про Что понимается под коммуникативной компетентностью личности. Фото Что понимается под коммуникативной компетентностью личности

Когнитивный компонент связан с познавательными процессами личности, особенностями их развития, формированием специфических и общекультурных знаний, коммуникативных умений и т.д.

Следующий компонент коммуникативной компетентности – мотивационно-ценностный. В основе мотивации лежит потребность, которую многие считают решающим фактором поведения человека. Мотив может быть осознаваем и неосознаваем в данный момент, но он всегда генетически связан с какими-либо компонентами общения.

Рефлексивный компонент отражает интерес к самоанализу коммуникативной деятельности, к самоисследованию, самопознанию и т.д. Коммуникативная рефлексия, как известно, отвечает за осознание и рациональное объяснение чувств, эмоций, возникающих при общении.

Функциональная структура коммуникативной компетентности включает следующие компоненты :

Перцептивный компонент коммуникативной компетентности предполагает познание людьми друг друга на основе процесса восприятия, соотнесения обнаруженных характеристик с особенностями собственной личности, оценку ситуации, интерпретацию и прогнозирование на этой основе поступков собеседника. Этот аспект коммуникативной компетентности характеризуется адекватным осмыслением ситуации и адекватным восприятием собеседника.

Интерактивно-практический компоненткоммуникативной компетентности раскрывается через следующие характеристики: адекватная постановка целей общения и эффективность их выполнения, соотношение рационального и эмоционального в общении, умение занимать адекватную ролевую позицию, оказывать поддержку, конструктивно разрешать коммуникативные конфликты. Этот аспект отражает взаимодействие людей с учетом имеющихся у них коммуникативных умений, способы непосредственной организации их совместной деятельности.

Осознавая, что подобное выделение коммуникативных качеств не является универсальным при структурировании коммуникативной компетентности личности, подчеркнем, что перечень коммуникативных качеств может варьироваться в том или ином диапазоне в зависимости от ряда субъективных и объективных факторов.

Вопросы:

Рекомендуемая литература

Источник

Тема 7. Коммуникативная компетентность личности.

— организовывать текст сообщения в адекватную форму,
— речевые умения,

— гармонизировать внешние и внутренние проявления,

— получать обратную связь,

преодолевать коммуникативные барьеры и др.

Выделяется группа интерактивных умений:

— строить общение на гуманной, демократической основе, инициировать благоприятную эмоционально-психологическую атмосферу,

самоконтроля и саморегуляции,

— руководствоваться принципами и правилами профессиональной этики и этикета,

Группа социально-перцептивных умений:

— адекватно воспринимать и оценивать поведение партнера в общении

— распознавать по невербальным сигналам его состояния, желания и мотивы поведения,

— составлять адекватный образ другого как личности,

— производить благоприятное впечатление.

У. исполнять социальные роли. Способность адаптироваться. Владение средствами общения. Способность организовать пространство. Техники общения. Перцептивные навыки.

По Лабунской: Точность в построении сообщения.

Коммуникативные способности, как индивидуально-психологические свойства личности, отвечающие требованиям коммуникативной деятельности и обеспечивающие ее быстрое и успешное осуществление.

Коммуникативная компетентность складывается из способностей: давать социально-психологический прогноз коммуникативной ситуации общаться; социально-психологически программировать процесс общения, опираясь на своеобразие коммуникативной ситуации; осуществлять социально-психологическое управление процессами общения в коммуникативной ситуации.

Коммуникативная компетентность выступает интегральным качеством, синтезирующим общую культуру личности и ее проявления в общении.

Гибкость в адекватной смене психологических позиций – один из существенных показателей компетентного общения.

Компетентность во всех видах общения заключается в достижении трёх уровней адекватности партнёров – коммуникативной, интерактивной и перцептивной.

Прогноз формируется на уровне коммуникативных установок.

Коммуникативно-исполнительское мастерство личности проявляется как два взаимосвязанных умения найти адекватную теме и цели общения коммуникативную структуру, и умение реализовать коммуникативный замысел в общении, т.е. продемонстрировать коммуникативно-исполнительскую технику общения. Для делового общения коммуникативное мастерство незначимо.

В процессе эмоционально-психологической саморегуляции следует различать три фазы: длительная эмоциональная захваченность проблемой, темой и материалами предстоящей ситуации общения; эмоционально-психологическая идентификация; оперативная эмоционально-психологическая перестройка в общении.

Социально-перцептивные навыки помогают почувствовать эмоции собеседника, устанавливать контакт, прогнозировать реакцию собеседника.

Эмоционально-психологическая регуляция – контроль за проявлением собственных эмоций, перестройка их проявления, если это необходимо.

Экспрессивные навыки – навыки самоподачи, выразительности. Нужный тембр и сила голоса, высота тона, адекватная жестикуляция, мимика, расстановка акцентов в сообщении.

Коммуникативная культура – совокупность правил, передаваемых в обучении общению. Как и постулаты, эти правила не формулируются. Однако за их нарушения полагаются более мягкие санкции, чем за нарушение постулатов, или последствия их нарушения не столь значительны Правила коммуникативной культуры (А.В.Карпов).

Правило понятности. Наиболее общим правилом является правило, согласно которому нельзя приступать к сообщению мысли, если она непонятна или не до конца понятна самому себе.

Правило «постоянной готовности к пониманию». Стремление преодолеть большое количество семантических и личностных барьеров, которые часто приводят к неполному и неточному пониманию сообщений.

Правило конкретности. Следует избегать неопределенных, двусмысленных, расплывчатых выражений и слов, а без необходимости не пользоваться незнакомыми или узкоспециализированными терминами.

Правило «собственной неправоты». Всегда нужно иметь в виду, что ваша собственная точка зрения может быть неверной. Это часто предостерегает от ошибок.

Правило «места и времени». Эффективность любого сообщения резко возрастает в случае его своевременности и выбора адекватной ситуации, в которой оно реализуется.

Правило открытости означает готовность к пересмотру своей точки зрения под влиянием вновь открывающихся обстоятельств, а также способность принимать и учитывать точку зрения собеседника.

Правило обратной связи. Обращайте внимание на ответные сигналы собеседника, и при необходимости перестройте свою стратегию. Это правило обеспечивает достижение главной цели коммуникативного процесса — взаимопонимания.

Коммуникативная компетентность как знание норм и правил общения, владения его технологиями является частью коммуникативного потенциала личности. Коммуникативный потенциал включает в себя коммуникативные свойства личности как результат развития потребности в общении, коммуникативные способности, коммуникативную компетентность, коммуникативную культуру.

Коммуникативная культура (КК) включает в себя:

— творческое мышление; КК. речевого действия; КК. самонастройки на общение и психоэмоциональной регуляции своего состояния; КК.жестов и пластики движений; КК.восприятия коммуникативных действий партнёра по общению; КК.эмоций.

Формирование коммуникативной культуры происходит через:

Вопросы по курсу «Психология общения»

1. Коммуникация и общение. Подходы к изучению общения.

2. Коммуникативный акт и его участники. Схема коммуникативного акта Р.Якобсона.

3. Уровни изучения общения по Б.М. Ломову.

4. Виды общения по А.А. Леонтьеву. Функции общения по Л.А.Карпенко.

5. Общение как обмен информацией. Носители информации. Модель коммуникативного процесса по Ч. Осгуду.

6. Публичное и непубличное общение. Непосредственное и опосредованное общение. Устное и письменное общение.

7. Симметричное и несимметричное общение. Учёт статуса коммуниканта.

8. Завершённое и незавершённое общение. Кратковременное и длительное общение.

9. Структура общения. Спонтанное и подготовленное общение.

11. Диалогическая и монологическая коммуникация. Особенности, преимущества, недостатки диалога и монолога.

12. Три стороны (функции) межличностного общения (по Г.М.Андреевой)

13. Виды речевой деятельности. Схема языкового знака Ф.де Соссюра.

14. Постулаты коммуникации. Содержание сообщения и подтекст.

15. Общение как взаимодействие. Кооперация и конкуренция. Конфликтное и неконфликтное общение. Манипулятивное общение.

16. Мотивация общения.

17. Признаки эффективного общения. Цели коммуникации. Успешность коммуникации. Достижение согласия или компромисса. Коммуникативное равновесие.

18. Открытая, отстранённая и закрытая позиции коммуникатора.

20. Формальное и ритуальное общение. Стереотипы в общении.

21. Кинесика как вид невербальной коммуникации.

22. Организация пространства при коммуникации. Проксемика как разновидность невербальной коммуникации (С.Холл). Структурирование времени при коммуникации.

23. Невербальная коммуникация. Виды и особенности.

24. Паралингвистическая и экстралингвистическая системы знаков.

25. Визуальный контакт как средство невербальной коммуникации.

26. Механизмы понимания собеседника. Идентификация и эмпатия. Уровни эмпатии.

27. Рефлексия как механизм понимания другого.

28. Пресуппозиции и их роль в понимании сообщения.

29. Факторы, вызывающие ошибочное понимание. Ожидания.

30. Фатические сигналы. Два вида сигналов, направленных на собеседника (по Э.Берну). Фасцинация.

31. Социальная перцепция. Феномен межличностного восприятия.

32. Зависимость восприятия собеседника от особенностей и состояния воспринимающего.

33. Эффект первичности при межличностном восприятии. Эффект «ореола» при межличностном восприятии.

34. Восприятие мимики. Выражения лица при основных эмоциях.

35. Признаки искренней улыбки. Признаки неискренней улыбки.

36. Восприятие позы. Изучение восприятия позы в общении.

37. Изучение восприятия собеседника по голосу психологами. Восприятие высоты и тембра голоса, интонаций собеседника.

38. Классификация жестов (П.Экман). Этнокультурное своеобразие жестикуляции.

39. Общение как интерактивное взаимодействие. Интерактивное взаимодействие с использованием «сценария». Особенности «игры» как неуспешной коммуникации (по Э.Берну).

40. Социальные роли в коммуникации. Уровни и статус коммуникантов в общении.

41. Проявление деструктивных тенденций в межличностном общении. Агрессия в коммуникации.

42. Этика общения. Требования к коммуникантам. Требования к тексту. Тактичность. Безтактность.

43. Конфликтное общение. Слова-конфликтогены. Преодоление конфликтов в общении. Теория коммуникативных актов Т.Ньюкома.

44. Риторика как наука об эффективном публичном общении. Приёмы эффективного общения. Правила делового общения.

45. Формирование коммуникативных умений и навыков в тренинговых технологиях общения.

46. Формирование коммуникативной компетентности психолога.

Вопросы для контрольной заочного отделения(Осветить два вопроса по выбору)

1. Предмет психологии общения. Общение и коммуникация – общее и различное.

2. Междисциплинарность психологии общения. Обозначения участников общения в различных дисциплинах и в различных научных направлениях.

3. Три стороны общения (по Г.М.Андреевой).

4. Классификации видов общения. Формальное и неформальное общение.

5. Длительное и кратковременное общение.

6. Непосредственное и опосредованное общение.

7. Симметричное и асимметричное общение.

8. Межличностная и массовая коммуникация.

9. Законченное и незаконченное общение.

10. Виды общения по А.А. Леонтьеву.

11. Функции общения.

13. Формы (жанры) общения.

14. Цели коммуникации. Понятие об эффективном общении. Коммуникативное равновесие.

15. Психологический контакт в общении.

16. Психологическая потребность в общении.

17. Информационная сторона коммуникации. Вербальное общение. Понятие о семантике (значениях) и смысле сообщения. Модель языкового знака Ф.де Соссюра. Произвольность языкового знака по Ф.де Соссюру. Воздействие коннотаций.

18. Модель сообщения и понимание сообщения по Ч.Осгуду.

19. Фатическая функция языка и речи. Выражение отношения к собеседнику. Слова – «поглаживания» и слова – «шлепки».

20. Постулаты коммуникации. Основной принцип коммуникации, согласованный с представлениями об эффективном общении.

21. Язык и речь. Различные обозначения продукта коммуникации.

22. Речевая деятельность. Её особенности по отношению к другим видам деятельности. Виды речевой деятельности. Формы речи.

23. Языковая способность. Развитие речевых навыков у детей.

24. Креативность речевой деятельности ребёнка.

25. Барьеры речевой коммуникации.

26. Понимание собеседниками друг друга и механизмы понимания. Роль знания в понимании.

27. Стереотипизация, эгоцентризм, группоцентризм, этноцентризм и их влияние на понимание собеседников.

28. Этика общения. Тактичность и безтактность.

29. Межличностное восприятие.

30. Восприятие коммуникантами друг друга. Перцептивные барьеры. Эффекты первичности, новизны, ореола.

31. Изучение межличностного восприятия психологами. Зависимость восприятия собеседника от психологических особенностей реципиента, от установки, прежнего опыта, ситуации восприятия, статуса коммуникантов.

32. Невербальная коммуникация (сигнализация) и её виды.

33. Восприятие выражений лица. Мимика. Строение мимической мускулатуры лица. Выражения лица при основных эмоциях. Выражения при экспрессии (усилении проявления эмоций). Выражения искренности и неискренности в мимическом проявлении эмоций.

34. Виды улыбок: искренняя, притворная, жалкая, самодовольная, жестокая, грустная, флиртующая.

35. Паралингвистика. Междометия. Роль интонаций.

36. Проксемика. Кинесика. Виды жестов: иллюстративные, манипулятивные, символичекские, эмблематические.

37. Своеобразие мимики и жестов в различных культурах.

38. Манипулятивное общение.

39. Конфликтное общение.

40. Субъект затруднённого общения.

41. Коммуникабельность, коммуникативная компетентность, коммуникативная толерантность.

42. Активное слушание. Эмпатическое слушание.

43. Межличностные отношения. Эмоции в межличностных отношениях.

44. Агрессивность в коммуникации.

45. Особенности делового общения.

46. Особенности спора, полемики.

47. Применение знаний об эффективном общении в ораторском искусстве.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *