Что понимается под логическими законами тест
Что понимается под логическими законами тест
Предлагаемый тест поможет в изучении логики. Он может использоваться для самостоятельной подготовки, а также – при контроле и закреплении основного аудиторного материала. Он также может быть использован преподавателями для проведения контрольных и зачетно-экзаменационных мероприятий по курсу логики.
Тест включает в себя 100 заданий закрытого типа, что намного ускоряет проверочную работу преподавателя. Задания охватывают все разделы логики и позволяют не только проверить наличие у учащихся нужной суммы знаний, но и оценить уровень их логической культуры.
Предлагаемые варианты ответов составлены таким образом, что каждый из них может быть выбран неподготовленным учащимся в качестве правильного, поэтому тест невозможно выполнить формально, наугад выбирая подходящий вариант ответа. Для его успешного выполнения необходимы реальные знания и навыки по курсу логики. Такое построение тестовых заданий делает их более сложными, но в то же время более интересными и намного повышает эффективность контроля знаний и навыков учащихся.
При оценке результатов теста можно использовать следующую систему:
• наука об умозаключениях и доказательствах;
• наука о правилах мышления;
• наука о формах и законах мышления;
• наука о формах и законах познания.
2. Формальная логика появилась:
• в эпоху Возрождения.
3. Формальная логика является:
4. Создателем логики считается древнегреческий философ:
5. С точки зрения формальной логики высказывание: «Все Снегурочки – это геометрические фигуры»:
• представляет собой абсурд;
• лишено всякого смысла;
• выражает пример классической нелепости;
• построено по форме: «Все A есть B».
6. Математическая или символическая логика появилась:
• тогда же, когда и традиционная логика;
• в начале нашей эры;
7. Интуитивная логика – это:
• совершенное незнание законов правильного мышления, приводящее любое рассуждение к многочисленным ошибкам и ложным выводам;
• стихийно сформированное в процессе жизненного опыта знание форм и принципов правильного мышления;
• теоретические знания, оставшиеся у человека после изучения курса логики в школе или вузе;
• полное искажение теоретической логики;
• ничто из перечисленного.
8. Древнегреческие философы, которые изобретали разнообразные приёмы нарушения логических законов с целью доказать всё, что угодно, – это:
• слово или словосочетание;
10. Любое понятие имеет:
11. Любое понятие выражается в форме:
• слова или словосочетания;
12. Содержание понятия – это:
• совокупность всех объектов, которые оно охватывает;
• наиболее важные признаки того объекта, который оно выражает;
• то суждение, в котором оно может употребляться;
• слово или словосочетание, в котором оно выражается;
• объект, который оно обозначает.
13. Объём понятия – это совокупность:
• объектов, охватываемых этим понятием;
• всех слов или словосочетаний, которые могут его выражать;
• всех значений, которые могут в него вкладываться;
• наиболее важных признаков того объекта, который оно обозначает;
• всех рассуждений, в которых оно употребляется;
• всех людей, которым известно это понятие.
Тест с ответами: “Логика”
I вариант
1. Определите вид индуктивного умозаключения и отметьте состоятельность вывода:
а) «На всякое тело, погруженное в жидкость, действует выталкивающая сила, направленная вверх и равная весу вытесненной им жидкости»
б) Полная индукция
в) Неполная индукция+
2. Определите, с действием какого формально-логического закона связаны приведенные высказывания: «Что же касается судебных речей, то дело их — обвинять или оправдывать, потому что тяжущиеся всегда делают непременно одно что-нибудь из двух (или обвиняют или оправдываются)» (Аристотель)
а) Закон тождества
б) Закон достаточного основания
в) Закон исключенного третьего+
г) Закон противоречия
3. Выберите высказывание, которое имеет одинаковую логическую форму с высказыванием: «Некоторые работники суда не имеют высшего образования»
а) Многие следственные действия имеют своей целью профилактику правонарушений
б) Часть осужденных к лишению свободы не содержатся в исправительно-трудовой колонии+
в) Ни один человек не должен страдать за правду
г) Ничто не проходит бесследно
д) Арест состоит в содержании лица в условиях строгой изоляции
4. Выберите причину несостоятельности аргументов в рассуждении: «Куры летают, так как куры — птицы, а все птицы летают»:
а) недостоверность аргумента+
б) противоречие в аргументах
в) недостаточность аргументов
5. Логическая операция, которая раскрывает содержание понятия:
а) ограничение
б) определение+
в) обобщение
г) деление
6. Как называются понятия, в которых мыслятся признаки некоторой совокупности предметов, составляющих единое целое:
а) соотносительные
б) конкретные
в) общие
г) собирательные+
7. Слово или словосочетание, которое обозначает строго определенное понятие:
а) Омонимы
б) Термин+
в) Синонимы
8. Вид гипотезы, который объясняет причину явления или группы явлений в целом:
а) Рабочая гипотеза
б) Описательная гипотеза
в) Объяснительная гипотеза
г) Научная гипотеза
д) Общая гипотеза+
9. Вид суждений, к которому относится данное утверждение: «Некоторые преступления — неумышленные»
а) общеутвердительное суждение
б) частноутвердительное суждение+
в) общеотрицательное суждение
г) частноотрицательное суждение
10. Выберите виды умозаключения по количеству посылок:
а) Простое и сложное умозаключение
б) Дедуктивное, традуктивное и индуктивное умозаключение
в) Непосредственное и опосредованное умозаключение+
11. Определить, к какому виду относится данное понятие, значит дать ему:
а) объем
б) логическую характеристику+
в) значение
г) смысл
д) конкретность
12. Определите, в каком отношении находятся объемы имен «студент» и «спортсмен»:
а) пересечение+
б) подчинение
в) исключение
г) совпадение
13. Название совокупности умозаключений, на которых строится гипотеза:
а) Форма гипотезы+
б) Основание гипотезы
в) Предположение
14. Определите правило ответа, которое нарушено в данных примерах:
а) У одного из современных отечественных политиков журналисты несколько раз спрашивали: «Будет ли денежная реформа или нет?». И каждый раз он давал такой ответ: «Денежно-товарная масса должна быть адекватна политической корзине»
б) Ответ должен уменьшать неопределенность вопроса, быть информативнее его
в) Ответ должен быть ясным, однозначным и кратким+
г) При некорректной постановке вопроса ответ должен содержать указание на эту некорректность
15. Положение, истинность или ложность которого требуется доказать это:
а) Тезис+
б) Демонстрация
в) Аргумент
16. Определите классы предметов, которые обобщены на основании названного существенного признака:
а) Платформа
б) Поезд
в) Грузовик+
г) Автомобиль
д) Контейнер
17. Определите, что такое антитезис:
а) противоречащее тезису суждение+
б) противоположное тезису суждение
в) любое несовместимое с тезисом суждение
г) суждение, полученное путем превращения тезиса
18. Как называется логическая связь между аргументами и тезисом?
а) дедукция
б) демонстрация+
в) вывод
г) конъюнкция
19. Выберите, какое условие получения истинности вывода в умозаключении можно считать необходимым и первоочередным:
а) Знание и умение применять логические законы
б) Учет всех результатов предшествующего познания
в) Соблюдение в процессе рассуждения правил вывода+
20. Название совокупности фактов или обоснованных утверждений, на которых базируется гипотеза:
а) Форма гипотезы
б) Предположение
в) Основание гипотезы+
II вариант
1. Правило постановки вопросов, которое нарушено: «Почему вы стоите ко мне спиной, когда я смотрю вам прямо в лицо?»
а) Вопросы необходимо ставить корректно+
б) Следует отличать обычную постановку вопроса от риторической
в) В сложных разделительных вопросах необходимо перечислять все альтернативы
г) Вопрос формулируется кратко и ясно
д) Вопрос должен быть простым
2. Выберите распределенность терминов в суждении: Некоторые студенты второго курса сдали экзамены с оценкой «отлично»
а) S — не распределен, Р — распределен+
б) Ни S, ни Р не распределены
в) S — распределен, Р — не распределен
г) S и Р распределены
3. Формально-логические законы распространяются на:
а) Содержание и форму мысли+
б) Форму мысли
в) Содержание мысли
4. Атрибутивное суждение это суждение, которое выражает:
а) связь между предметом и признаком+
б) отношение между предметами
в) факт существования предмета
5. Вид модальности суждения: «Очевидно, автор «Слова о полку Игореве» был участником битвы с кочевниками»?
а) Аксиологическая модальность
б) Эпистемическая модальность+
в) Алетическая модальность
г) Деонтическая модальность
6. Определите, какое правило ответа нарушено в приведенных примерах: Пришел мужчина к адвокату и спрашивает: — А сколько стоит задать вам два вопроса? — 30 долларов. Так какой у вас второй вопрос.
а) При некорректной постановке вопроса ответ должен содержать указание на эту некорректность
б) Ответ должен уменьшать неопределенность вопроса, быть информативнее его+
в) Ответ должен быть ясным, однозначным и кратким
8. Суждение – антитезис для тезиса «На Нюрнбергском процессе несколько особо опасных нацистских преступников были приговорены к смертной казни»:
а) На Нюрнбергском процессе несколько особо опасных нацистских преступников не были приговорены к смертной казни.
б) На Нюрнбергском процессе несколько особо опасных нацистских преступников были казнены.
в) На Нюрнбергском процессе ни один особо опасный нацистский преступник не был приговорен к смертной казни.+
9. Определите вид доказательства в примере «Очевидно, Петров завтра на экзамене по философии получит отличную оценку, т.к. все три года учебы в институте он учится только на «отлично»:
а) прямое дедуктивное
б) прямое по аналогии+
в) косвенное разделительное
10. Какое первоначальное название имела логика — наука, которая специально изучала внутреннюю структуру человеческого мышления?
а) Топика
б) Умословие
в) Логицизм
г) Аналитика+
д) Логистика
11. Определите, чем опровержение тезиса отличается от его подтверждения:
а) Правилами исполнения
б) Своим отношением к тезису+
в) Возможными ошибками
г) Логической структурой
12. Выберите правильное определение большего термина категорического силлогизма:
а) Понятие, которое в заключении является предикатом+
б) Понятие, которое входит в обе посылки и отсутствует в заключении
в) Понятие, которое в заключении является субъектом
13. Вид суждений у данного утверждения: «Добросовестный труд — источник благосостояния и могущества нашего народа»
а) частноутвердительное суждение
б) общеотрицательное суждение
в) частноотрицательное суждение
г) общеутвердительное суждение+
14. Ошибка в данном утверждении: «Студенты Соколов и Еремеев на занятиях сидят за одним столом. Значит, они дружат»
а) Обобщение без достаточного основания+
б) Подмена причинной связи
в) Подмена условного безусловным
г) Поспешность обобщения
15. Доказательство, которое заключается в непосредственном выведении из основания истинности или ложности тезиса:
а) Прямым+
б) Косвенным
16. Выберите правило постановки вопросов, которое нарушено: Вопрос экзаменационного билета: «Индуктивное умозаключение: сущность, логическая структура и основные виды. Научная индукция и ее познавательная роль в деятельности юриста»
а) Вопрос формулируется кратко и ясно
б) В сложных разделительных вопросах необходимо перечислять все альтернативы
в) Вопрос должен быть простым+
г) Следует отличать обычную постановку вопроса от риторической
17. Определение большего, меньшего и среднего терминов, которое является правильным:
а) Больший термин — субъект заключения, меньший термин — предикат заключения, средний термин входит в обе посылки и отсутствует в заключении
б) Меньший термин — субъект заключения, больший термин — предикат заключения, средний термин входит в обе посылки и отсутствует в заключении+
в) Меньший термин — предикат заключения, средний термин — субъект заключения, больший термин входит в обе посылки и отсутствует в заключении
18. Непротиворечивость мышления — это свойство правильного мышления:
а) избегать в структуре мысли противоречий, которых нет в отражаемой действительности+
б) воспроизводить в структуре мысли реальные признаки и отношения самих предметов и явлений, их относительную устойчивость
в) воспроизводить структурой мысли те структурные связи и отношения, которые присущи самой действительности, способность следовать «логике вещей и событий»
г) отражать объективные причинно-следственные связи и отношения предметов и явлений окружающего мира
19. Логический переход в выводах по аналогии регулируется соответствующим правилом. Отметьте точную формулировку этого правила.
а) Если два единичных предмета не сходны в определенных признаках, то они могут быть не сходны и в других признаках, обнаруженных в одном из сравниваемых предметов.
б) Если два единичных предмета сходны в определенных признаках, то они могут быть не сходны в других признаках, обнаруженных в одном из сравниваемых предметов.
в) Если два единичных предмета не сходны в определенных признаках, то они могут быть сходны в других признаках, обнаруженных в одном из сравниваемых предметов
г) Если два единичных предмета сходны в определенных признаках, то они могут быть сходны и в других признаках, обнаруженных в одном из сравниваемых предметов+
20. Выберите, кто из мыслителей открыл закон противоречия и сформулировал его сущность:
а) Аристотель+
б) Лейбниц
в) Гегель
г) Демокрит
д) Кант