Что понимается под логической культурой
Логическая культура. Значение логики
В аудиториях, на митингах и заседаниях, по радио, по телевидению нам часто приходится слушать выступления ораторов. Разные ораторы произносят свои речи по-разному. Одни говорят хорошо поставленным голосом, другие – слабым или резким. Одни приводят аргументы в такой последовательности, что, в конце концов, их главная идея оказывается четко выраженной и глубоко обоснованной. Другие не могут ясно выразить свою мысль или более или менее убедительно обосновать ее и т.д.
Умение оратора четко выражать свои мысли и приводить уместные и достаточные аргументы в их пользу, а также критиковать мнения и доводы других людей занимает весьма значительное место в кругу интересов логики. С одной стороны, секрет такого умения – в знании дела, о котором человек говорит. Но на практике одного такого знания недостаточно, требуется логическая культура.
Чтобы ответить на вопрос: что такое логическая культура, обратимся к понятию культуры поведения и рассмотрим конкретную ситуацию. Допустим, один человек, прежде чем пропустить даму вперед, задумывается, есть ли такое правило поведения для культурного человека, и, найдя его в своей памяти, пропускает даму вперед. Другой делает это автоматически, сообразно навыку, привычке, практически бессознательно. Какого человека мы назовем культурным? Конечно, второго. Следовательно, культура связана не столько с сознательно выполняемыми действиями, сколько с навыками, привычками, ставшими почти бессознательными. В применении к логике такую блестящую культуру иллюстрирует собой небезызвестный мастер дедуктивного метода Шерлок Холмс, который говорил: «Благодаря давней привычке цепь умозаключений возникает у меня так быстро, что я пришел к выводу, даже не замечая промежуточных посылок».
Итак, логическая культура – это система навыков мышления, позволяющая выражать имеющиеся мысли в ясной и отчетливой форме и приобретать новые мысли на основе одной только этой формы.
Если мы хотим быть логически культурными людьми, то нам следует познакомиться со стандартными правилами рассуждений. При этом существенно не только выполнение требований логической правильности в собственных рассуждениях, но и наличие способности тонко чувствовать возможные отступления от логических норм в рассуждениях своих коллег и тем более оппонентов. В этом случае недостаточно уже просто приобретенных мыслительных навыков. Необходимы определенные знания устоявшихся правил тех или иных мыслительных процедур, а также описанных в истории логики типичных ошибок и софизмов.
Способность человека мыслить, схватывать связь явлений, находить их объяснение, делать обобщения – все это связывают нередко с интуицией, считая, что результаты познания возникают, как правило, бессознательно, в итоге некоторого озарения, научного наития, а основу научных открытий составляют лишь природный дар и данное от рождения умение проникать в сущность явлений.
Конечно, нельзя отрицать значение всех этих факторов. В познании действительно большую роль играет интуиция. Но, как показывает практика, сама интуиция оказывается гораздо более продуктивной в сочетании с хорошей техникой мышления. Кроме того, в познании часто возникают задачи такого рода, в которых интуиция просто неприменима. Она не способна, например, решить вопрос о совместимости или несовместимости условий функционирования того или иного агрегата, автоматического устройства. Недоступной для интуиции задачей является и извлечение следствий из большого количества высказываний, из множества данных, как это нередко бывает в юридической или социологической практике.
Существенное значение имеет логика в педагогике. Задача педагогики не сводится к сообщению слушателям какой-либо совокупности знаний. Здесь важна выработка навыков приобретения знаний, а также понимания изучаемого материала, что связано с определенной творческой деятельностью. Хороший учитель не просто требует решения задач, но и объяснения того, каким образом ученик приходит к этому решению, и поощряет поиски оригинальных, нестандартных решений. Вместе с тем он требует максимального обоснования предлагаемых решений, и его, безусловно, не должна удовлетворять ссылка на простую интуицию. Важная задача педагога состоит в том, чтобы научить человека творческому мышлению. Но он не сможет выполнить эту задачу, не зная сам приемов такого мышления.
Значительную роль играет логика в современной философии, психологии, лингвистике, информатике, кибернетике, теории управления и т.д.
Однако изучать логику полезно не только специалисту в соответствующих областях деятельности, но и любому культурному, цивилизованному человеку, потому что эта наука:
— позволяет приобрести умение быстро и правильно совершать стандартные операции мышления;
— учит правильно говорить о действиях своего или чужого мышления;
— формирует умение строить убедительные аргументы и находить ошибки в рассуждениях оппонентов.
Понятие о логической культуре
Формальная логика является важнейшей составляющей духовной культуры. Её достижения используются при осмыслении различных областей человеческой деятельности, широко применяются в психологии и лингвистике, теории управления и педагогике, юриспруденции и других науках. Разделы логики являются теоретической основой кибернетики, вычислительной математики, теории информации, а также методологической основой познания и общения.
Вместе с тем существует обыденное мнение, принижающее значение логики. Некоторые люди считают, будто бы логическое знание несущественно, так как человек может мыслить правильно и без специальных знаний. Возражая против такого подхода, приведём ряд принципиальных соображений.
Да, люди способны мыслить логично, не зная логики и её законов, подобно тому, как они могут правильно говорить, не зная алфавита и правил грамматики. Это связано с тем, что мир, который отражается в нашем мышлении, логичен сам по себе.
Однако это вовсе не исключает возможных логических ошибок. А ошибки в мыслях порождают ошибки в практических делах. Ошибки в практических делах приводят к искажённому конечному результату. Поэтому для современного специалиста стихийной правильности мышления явно недостаточно. Он должен научиться контролировать мышление со стороны его формы, сознательно управлять этим процессом: проверять его правильность, предупреждать возникновение логических ошибок, а также находить их и исправлять. В этом смысле значение формальной логики несомненно велико. Способность человека к логическому мышлению не является врождённой, поэтому её надо развивать разными методами, в том числе и через изучение науки логики.
Однако следует избегать традиционного заблуждения, которое проявляется в утверждении, что логика учит человека мыслить. Это не так. Мышление – такой же объективный процесс, как и дыхание, например. Поэтому любой нормальный человек может мыслить и не изучая логики. Однако в практических сферах, где мышление является инструментом профессиональной деятельности, для специалиста важным является не умение просто мыслить, аправильно мыслить. Точно так же как умение правильно дышать в сферах, где дыхание является инструментом профессиональной деятельности (например, плавание, бег, пение, дикция и т. п.).
Использование логики предполагает наличие, как минимум, двух необходимых условий:
1) известная сумма знаний;
2) определённая способность к мышлению.
Формальная логика, таким образом, учит человека правильно мыслить, тем самым усиливая и развивая его мыслительные способности. Да и можно ли без логики ответить на вопрос: правильно или неправильно наше мышление? Это возможно достичь только в процессе специальной подготовки – последовательном и углублённом изучении науки логики, результатом которого является формирование логической культуры современного специалиста, в том числе и юриста.
Стихийное логическое мышление становится управляемым, если известны правила логики и их знание применяется. Сознательно использовать правила логики – значит мыслить более точно, лучше овладевать методами мышления и применять их. Особенно это необходимо при получении выводного знания, истинность которого не обеспечивается стихийной правильностью рассуждения. Такую процедуру юристам приходится выполнять постоянно.
Разнообразные способы логического рассуждения обнаруживаются и в практике доказывания, и в построении следственных версий, и в судопроизводстве, и в нормотворчестве, и в теоретическом анализе права. Логическая форма оказывает большое влияние на содержание правового мышления. Это с одной стороны.
С другой стороны, сами содержательно-нормативные характеристики правового мышления во многом определяют особенности его логической формы. Конечно, познание, связанное с установлением истины по уголовным и гражданским делам, в известном смысле является частным случаем научного познания. Оно протекает в тех же логических формах и подчинено тем же законам, что и познание в любой области знания. Тем не менее, процедуры исследования в правовой сфере специфичны, потому что они строго и детально регламентированы юридическими нормами, чего нет ни в какой иной области познания. Здесь закон устанавливает формы, в которых протекает вся познавательная деятельность.
Выдающийся русский философ и государствовед Иван Александрович Ильин (1883 – 1954), обосновывая необходимость предметного логического и нормативного рассмотрения права, подчеркивал: «. Право тем совершеннее в формальном отношении, чем более оно продумано и чем более прямых определений содержится в его нормах; ибо в научной теории всегда остаётся спорное, а в правосознании – неустойчивое и подверженное влиянию частного интереса». И далее: «. Вся сила логического комментирования должна быть направлена на то, чтобы иметь в виду, разуметь и отличать смысл, данный в законе, от всякого добавления, из каких бы благородных соображений оно ни проистекало».
Смысл и значение мышления, следовательно, состоит в получении нового знания. Это связано с деятельностью человека, практическими задачами, решение которых требует установления сущности, закономерных связей действительности и конструирования на этой основе идеальной модели практического преодоления возникшей проблемной ситуации. Назначение мышления и заключается, прежде всего, в выявлении неизвестного, которое не дано человеку в непосредственном восприятии, но которое может быть установлено путём определения соотношения между известными данными, их взаимозависимости, или взаимовлияния.
Вот почему логика, исследуя логические формы и законы, рассматривает мышление как средство постижения истины. Не случайно логику считают орудием истины и незаменимым средством разоблачения лжи, заблуждения и дезинформации. Большое значение в этом процессе приобретают правила или нормы, которые определяют правильность мышления. В этом смысле формальная логика является наукой нормативной, потому что она указывает те нормы, которым мышление должно подчиняться. Её главное значение для человека состоит в том, что она усиливает его мыслительные способности и делает мышление более рациональным.
Речь, таким образом, идет о культуре познавательного процесса, содержание которого схематично можно представить следующим образом:
В рамках рассматриваемого контекста для нас особый интерес представляет культура абстрактно-логического мышления – мера развития человека как субъекта творческо-преобразующей деятельности, рассматриваемую со стороны его мыслительных возможностей и выражающуюся в способности логически правильно и диалектически верно отражать окружающую действительность специфическими средствами мышления.
Содержание культуры абстрактно-логического мышления проявляется, во-первых, в правильном логическом строе мыслительного процесса и, во-вторых, в адекватном диалектическом отражении действительности, позволяющем творчески преобразовывать её сначала в мысли, а затем и на практике. Поэтому структурными элементами культуры рационального мышления выступают формально-логическая культура мышления и объективно-диалектическая культура мышления, которые и представлены на приведённой выше схеме. Содержательную основу формально-логической культуры мышления юристов, которая образуется и развивается средствами формальной логики, составляет глубокое знание следующих компонентов:
— формально-логических принципов, служащих исходным пунктом не только познания собственно логической проблематики, но и реализации требований логики в юридической практике: принцип отражения действительности абстрактным мышлением; принцип познаваемости логических связей; принцип однозначности; принцип предметности и др.;
— основных и неосновных формально-логических законов;
— форм абстрактного мышления – понятий, суждений, умозаключений, проблем, гипотез, теорий и др.;
— методов познания и выявления логических связей, имеющих формально-логическую природу: дедукции, популярной и научной индукции, аналогии, сравнения, анализа, синтеза и т. д.;
— логических операций: обобщения, ограничения, определения и деления понятий, преобразования суждений и др.;
— совокупности многочисленных правил и требований, вытекающих из формально-логических законов, структуры мысли, методов построения рассуждений: правил оперирования понятиями, правил соотношения основных видов суждений по их истинности или ложности, правил силлогизма и др.;
— средств, приёмов и способов обеспечения доказательности и убедительности юридической теории и практики, профессиональной речи;
— предостережений от возможных логических ошибок преднамеренного (софистического) или непреднамеренного (паралогического) характера: «подмены тезиса», «мнимого следования», «после этого, значит по причине этого», «от сказанного с условием к сказанному безусловно», «поспешности обобщения» и т. п.
Содержательную основу объективно-диалектической культуры мышления составляет знание, разрабатываемое диалектической логикой.
Культура формально-логического мышления составляет важнейший элемент фундамента логической культуры человека, которая пронизывает все виды его материальной и духовной деятельности. Она включает:
1) определённую совокупность знаний о средствах мыслительной деятельности и её формах и законах, усиливающих мировоззренческую и методологическую позицию формально-логического решения наиболее типичных проблем, выдвигаемых практикой;
2) умение использовать эти знания в процессе мышления (оперировать понятиями, строить умозаключения, что-либо доказывать или опровергать);
3) устойчивые навыки формирования стройной и убедительной мысли, обеспечения надёжного самоконтроля в ходе рассуждения, чтобы находить и устранять свои и чужие логические ошибки, вырабатывать наиболее рациональные способы рассуждения.
Логическая культура занимает особое место в общей культуре и её основных слагаемых – политической, правовой, нравственной и т. д. Ведь как бы ни были специфичны данные виды культуры личности, они основываются на мышлении, на его общих для всех людей формах и законах. Вот почему логическая культура является необходимым инструментом, позволяющим увидеть истинную сущность сложных общественных явлений, правильно оценить их и убедительно показать специфику.
Эти качества необходимы каждому человеку, но для юриста они имеют особое значение, так как его деятельность во многом требует не только узкопрофессиональной, но и преимущественно интеллектуальной подготовки, способности делать аргументированные выводы на основе логического мышления.
Следовательно, знание формальной логики помогает юристу:
1. Сознательно пользоваться исходными принципами правильного мышления, прививать навыки чёткого формулирования стройной и убедительной мысли, обеспечивать самостоятельность в ходе рассуждения, развивать и дисциплинировать умственные способности правоведа, совершенствовать формальный аппарат его мышления.
2. Развивать логически стройную и аргументированную профессиональную речь, обеспечивать её научную убедительность.
3. Понимать самому и объяснять другим сложные политико-правовые явления и процессы, конкретные документы, актуальные ситуации, общественные причинно-следственные связи и т. д.
4. Вскрывать противоречия в показаниях потерпевшего, свидетеля, обвиняемого.
5. Опровергать необоснованные доводы своих оппонентов.
6. Разрабатывать судебно-следственные версии.
7. Составлять логически выдержанный план осмотра места происшествия.
8. Логически правильно составлять официальные юридические документы: протоколы, акты, заключения, обзоры, приказы, директивы и т. п.
9. Принимать правильные, обоснованные решения по конкретным судебным делам, актуальным правовым вопросам.
10. Предвидеть последствия своих и чужих высказываний, действий и поступков.
11. Выработать умение защищать свои убеждения, использовать возможность логических средств в аргументированном отстаивании мировоззренческих позиций и методологических установок.
12. Преодолевать инертность, косность мышления, которая довольно часто не позволяет взглянуть на ситуацию без предвзятости и увидеть её такой, какова она в реальности и т. п.
Современное общество всё больше требует от каждого человека умения масштабно мыслить, рассуждать, разбираться в происходящих процессах общественной жизни. Формирование логической культуры требует значительных интеллектуальных усилий и терпения. Не случайно и то, что известный советский логик Валентин Фердинандович Асмус определил логику прежде всего как «дисциплину ума».
Логическая культура. Значение логики
В аудиториях, на митингах и заседаниях, по радио, по телевидению нам часто приходится слушать ораторов, произносящих свои речи. Разные ораторы произносят их по-разному. Одни говорят хорошо поставленным голосом, другие – слабым или резким, одни приводят одну мысль за другой так, что, в конце концов, их главная мысль оказывается четко выраженной и глубоко обоснованной. Другие не могут четко выразить свою мысль, а, выразив, не могут построить для ее оправдания более или менее стройную систему аргументов и т.д.
Логику, в данном случае, интересует как раз умение культурного оратора четко выражать свои мысли и приводить уместные и достаточные аргументы в их пользу, а также критиковать мнения и аргументы других людей. С одной стороны, секрет такого умения – в знании дела, о котором человек говорит. Но на практике часто можно убедиться, что одного такого знания недостаточно. Необходима логическая культура.
Чтобы ответить на вопрос: что такое логическая культура, обратимся к понятию культуры поведения и рассмотрим такую ситуацию. Допустим, один человек, прежде чем пропустить даму вперед, задумывается, есть ли такое правило поведения для культурного человека и, найдя его в своей памяти, пропускает даму вперед. Другой делает это автоматически, сообразно навыку, привычке, практически бессознательно. Какого человека мы назовем культурным? Конечно, второго. Таким образом, культура связана не столько с сознательно выполняемыми действиями, сколько с полубессознательными навыками, привычками. В применении к логике такую блестящую культуру иллюстрирует собой небезызвестный мастер дедуктивного метода Шерлок Холмс, который говорил: «Благодаря давней привычке цепь умозаключений возникает у меня так быстро, что я пришел к выводу, даже не замечая промежуточных посылок».
Итак, определим понятие логической культуры:
Логическая культура – это система навыков мышления, позволяющая выражать имеющиеся мысли в ясной и отчетливой форме и приобретать новые мысли на основе одной только этой формы.
Если мы хотим быть логически культурными людьми, т.е. рассуждать быстро и правильно, а, значит красиво и убедительно, то нам следует познакомиться со стандартными правилами рассуждений. А это можно реализовать только одним способом – изучать логику.
Логика имеет большое значение для формирования культуры мышления, умения эффективно использовать приобретенный человечеством арсенал логических познавательных средств. При этом существенно не только выполнение требований логической правильности в собственных рассуждениях, но и наличие способности тонко чувствовать возможные отступления от логических норм в рассуждениях своих коллег и тем более оппонентов. В этом случае недостаточно уже просто приобретенных мыслительных навыков, здесь необходимы уже и определенные знания устоявшихся правил тех или иных мыслительных процедур, а также описанных в истории логики типичных ошибок и софизмов.
Формируясь, прежде всего, под влиянием практических потребностей массовых дискуссий, диспутов и просто интеллектуальных упражнений в Древней Греции, логика сложилась как некоторая грамматика мышления. Незнание ее правил чревато, по существу не меньшими неприятностями, чем неосведомленность в грамматике естественного языка.
Изучение логики способствует повышению интеллектуального потенциала человека, более эффективному использованию способностей, данных человеку от природы, и навыков, приобретаемых в жизненном опыте. В определенном смысле логика учит человека правилам мышления. Способность человека мыслить, схватывать связь явлений, находить их объяснение, делать обобщения – все это связывают нередко с интуицией, считая, что результаты познания возникают, как правило, бессознательно, в итоге некоторого озарения, научного наития, а основу научных открытий составляют один лишь природный дар и данное от рождения умение проникать в сущность явлений.
Конечно, нельзя отрицать значение всех этих факторов. В познании действительно большую роль играет интуиция. Но как показывает практика, сама интуиция оказывается гораздо более продуктивной в сочетании с хорошей техникой мышления. Кроме того, в познании часто возникают задачи такого рода, в которых интуиция просто неприменима. Она не способна, например, решить вопрос о совместимости или несовместимости условий функционирования того или иного агрегата, автоматического устройства. Недоступной для интуиции задачей является и извлечение следствий из большого количества высказываний, из множества данных, как это нередко бывает, например, в юридической или социологической практике.
Существенное значение имеет логика в педагогике. Задача педагогики не сводится, как известно, к сообщению слушателям какой-либо совокупности знаний. Здесь важна выработка навыков приобретения знаний, а также понимания изучаемого материала, что связано с определенной творческой деятельностью. Хороший учитель не просто требует решения задач, но и объяснения того, каким образом ученик приходит к этому решению, и поощряет поиски оригинальных, нестандартных решений. Вместе с тем, он требует максимального обоснования предлагаемых решений и его, безусловно, не должна удовлетворять ссылка на простую интуицию. Таким образом, важная задача педагога состоит в том, чтобы научить человека творческому мышлению. Но он не сможет выполнить такую задачу, не зная сам приемов такого мышления.
Важную роль играет логика в современной философии, психологии, лингвистики и т.д. В последнее время она находит применение, связанное с практической деятельностью: в качестве специального аппарата она применяется в теории автоматического управления, искусственного интеллекта, программирования и компьютеризации ряда процессов интеллектуальной деятельности.
Однако еще раз подчеркнем, что изучать логику полезно не только специалисту в соответствующих областях деятельности, но и любому культурному, цивилизованному человеку, потому что:
— она позволяет приобрести умение быстро и правильно совершать стандартные операции мышления;
— она учит правильно говорить о действиях своего или чужого мышления;
— она дает нам умение строить убедительные аргументы и находить ошибки в рассуждениях оппонентов.
Вопросы для повторения
1. Охарактеризуйте ступени и формы процесса познания. Укажите их существенные различия.
2. В чем заключаются методы анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования? Какую роль выполняют они в процессе познания?
3. Что является предметом науки логики?
4. Что такое «логическая форма» и «логическое содержание» мысли?
5. Какое поведение называется «формальным»? Почему цивилизованное общество невозможно без формального поведения? Раскройте связь формального поведения и формального мышления. Какими средствами образуются структуры формального поведения в традиционном и в современном обществе?
6. Сформулируйте основные законы формальной логики. Поясните их содержание на примерах.
7. Кратко изложите историю развития науки логики.
8. Какие знания и умения подразумевает логическая культура?