Что понимается под объектом и предметом социологии
Общая социология: конспект лекций
Учебное пособие по общей социологии предназначено для самостоятельной подготовки к семинарам и экзаменам студентов очной и заочной форм обучения.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Общая социология: конспект лекций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
ЛЕКЦИЯ № 1. Понятие, предмет, объект и метод социологии
1. Предмет, объект социологии
Под объектом, как правило, понимают круг явлений (феноменов), подлежащих ее изучению. Объектом социологического познания является общество. Термин социология происходит от латинского «societas» — общество и греческого «logos» — «учение», означая в буквальном переводе «учение об обществе». В широкий научный оборот, данный термин ввел в середине ХГХ в. французский философ Огюст Конт. Но и до этого великие ученые и философы человечества занимались исследованием и осмыслением проблем общества, различными аспектами его функционирования, оставив миру богатейшее наследие и непревзойденные работы в этой области. Проект социологии у Конта подразумевал, что общество — особая сущность, отличная от индивидов и государства и подчиненная собственным естественным законам. Практический смысл социологии — участие в совершенствовании общества, которое в принципе поддается такому совершенствованию.
Социальная жизнь тесно связана с жизнью отдельного индивида и влияет на поведение каждого человека. Таким образом, объектом изучения социологии является социальная реальность, сам человек и все то, что его окружает, что он создал своими руками.
Под предметом исследования обычно понимают совокупность характеристик, качеств, свойств объекта, представляющих особый интерес для данной науки. Предмет социологии — это социальная жизнь общества, т. е. комплекс социальных явлений, вытекающих из взаимодействия людей и общностей. Понятие «социальное» расшифровывается как относящееся к жизни людей в процессе их взаимоотношений. Жизнедеятельность людей реализуется в обществе в трех традиционных сферах (экономической, политической, духовной) и одной нетрадиционной — социальной. Три первые дают горизонтальное сечение общества, четвертая — вертикальное, подразумевающее деление по субъектам общественных отношений (этносам, семьям и др.). Эти элементы социального устройства в процессе их взаимодействия в традиционных сферах и составляют основу социальной жизни, которая во всем своем многообразии существует, воссоздается и изменяется лишь в деятельности людей.
Общество можно представить как систему взаимодействующих и взаимосвязанных общностей и институтов, форм и методов социального контроля. Личность проявляет себя через совокупность социальных ролей и статусов, которые она играет или занимает в этих социальных общностях и институтах. При этом под статусом понимается положение человека в обществе, определяющее доступ к образованию, богатству, власти и проч. Таким образом, социология изучает социальную жизнь, т. е. взаимодействие социальных субъектов по проблемам, связанным с их социальным статусом.
Именно совокупность таких действий образует социальный процесс в целом, и в нем можно выделить некоторые общие тенденции, которые являются социологическими законами. Отличие социологических законов от математических, физических, химических состоит в том, что первые приблизительны и неточны, они могут произойти или не произойти, т. к. полностью зависят от воли и действий людей и носят вероятностный характер. Можно заранее прогнозировать события, управлять ими и просчитывать возможные альтернативы, выбирая предпочтительный вариант. Роль социологии и социологических исследований неизмеримо возрастает в кризисных ситуациях, когда важным становится учет общественного мнения, его переориентация и смена идеалов и парадигм.
Социология изучает социальную структуру общества, социальные группы, культурную систему, тип личностей, повторяющиеся социальные процессы, происходящие в людях изменения, при этом делая упор на выявление альтернатив развития. Социологические знания выступают как единство теории и практики, эмпирики. Теоретические исследования представляют собой объяснение социальной реальности на основе законов, эмпирические исследования — это конкретная развернутая информация о процессах, происходящих в обществе (наблюдения, опросы, сравнения).
2. Определение социологии как науки
Из обозначения объекта и предмета формируется определение социологии как науки. Его многочисленные варианты при разных формулировках имеют содержательную тождественность или близость. Социология определяется в разнообразных вариантах:
1) как научное изучение общества и общественных отношений (Нейл Смелзер, США);
2) как наука, изучающая практически все социальные процессы и явления (Энтони Гидденс, США);
3) как изучение явлений взаимодействия людей и явлений, вытекающих из этого взаимодействия (Питирим Сорокин, Россия — США);
4) как наука о социальных общностях, механизмах их становления, функционирования и развития и т. д. Разнообразие определений социологии отражает сложность и многогранность ее объекта и предмета.
3. Понятие общества как основной категории социологии
Общество — это основная категория социологии, главный предмет ее изучения. В широком смысле слова общество — целостная организация людей, в рамках которой осуществляется их совместное проживание, это единый социальный организм, обладающий своими элементами, пространственными и временными границами. Степень организации обществ бывает разной в зависимости от исторических и природных условий. Но общество всегда многоуровневая система, которую можно условно разделить на отдельные этажи. При этом на верхнем этаже будет представлено общество в целостном виде. Чуть ниже стоят социальные институты — группы людей, сохраняющие длительное время стабильность и устойчивые формы (брак, семья, государство, церковь, наука), социальные общности людей (такие как нация, народ, класс, группа, слой). И, наконец, нижний этаж — индивидуальный мир человека.
Общество состоит из подсистем: экономической (материальная сфера), политической (управляющая система), социальной (социальные связи — этнические, национальные, культурные, религиозные отношения).
4. Понятие «социальное». Основные подходы к социологическому анализу
Социальное — это совокупность тех или иных свойств и особенностей (общественных отношений) социальных общностей (классов, групп людей) в процессе их совместной деятельности в конкретных условиях, проявляющихся в их отношениях друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни. Социальное явление или процесс возникают тогда, когда поведение даже одного индивида оказывается под воздействием другого индивида или социальной группы. Именно в процессе взаимодействия друг с другом люди оказывают воздействие друг на друга и тем самым способствуют тому, что каждый из них становится носителем и выразителем каких-либо социальных качеств. Таким образом, социальные связи, социальное взаимодействие, социальные отношения и способ их организации являются объектами социологического исследования.
Можно выделить следующие основные черты, которые характеризуют специфику социального.
Во-первых, это общее свойство, присущее различным группам людей и являющееся результатом их взаимоотношений.
Во-вторых, это характер и содержание отношений между различными группами людей, находящихся в зависимости от занимаемого ими места и от той роли, которую они выполняют в различных общественных структурах.
В-третьих, это есть результат «совместной деятельности различных индивидов», проявляющийся в общении и в их взаимодействии.
Социальное возникает именно в ходе взаимодействия людей, обусловливается различиями их места и роли в конкретных общественных структурах.
Основные подходы к социологическому анализу. При социологическом анализе общества наблюдаются две традиции, два подхода: макро — и микросоциологические. Макросоциологический или органистический подход (представители Платон и Аристотель) предполагает, что общество — единое целое, структурированное на части. Метод, которым пользуются ученые в рамках такого подхода, — философский анализ (индукция, дедукция, анализ, синтез).
Микросоциологический или атомистический подход (представители Демокрит и Лейбниц) подразумевает, что главное — человек, а общество является суммой индивидов. Метод использования — эмпирический, т. е. опытный анализ (наблюдения, опросы, эксперименты). Важно уметь сочетать эти два подхода, а достоверные социологические знания являются следствием того, что макро — и микроуровни рассматриваются в тесной взаимосвязи.
Предмет и объект социологии
Тема 1.
Предмет и объект социологии. Структура социологии. Законы и категории социологии. Функции социологии.
1. Предмет и объект социологии.
2. Структура социологии.
3. Законы и категории социологии.
4. Функции социологии.
Предмет и объект социологии.
Социология — наука о становлении, развитии и функционировании общества, его элементов, социальных отношений и социальных процессов, о механизме и принципах их взаимодействия.
Впервые термин «социология» в науку ввел французский мыслитель Огюст Конт, он определил общую социологию как науку о структуре общества, его развитие.
Объект и предмет науки тесно взаимосвязаны, но не тождественны. Объектом является все, на что направлено исследование. Предмет всегда четко очерчивает сферу и цель исследования.
Предметом социологии является общество как целостный организм, социальные механизмы его функционирования и развития. Объект науки существует вне и независимо от научного познания, но предмет науки не существует вне такого познания.
2. Структура социологии.
В зависимости от уровня получаемых знаний социологические исследования подразделяют на:
Для теоретического социального исследования решающее значение имеет глубокое обобщение накопленного фактического материала в области социальной жизни. В центре эмпирических социальных исследований находится именно накопления, сбор фактического материала в указанной области и его первичная обработка, которая включает и начальный уровень обобщения.
Социология имеет сложную структуру.
Составные части социологии:
— общетеоретическая социология как макросоциологическое исследование направлено на выяснение общих закономерностей функционирования и развития социума как целого.
— социология среднего уровня (мезосоциология) как исследования меньшей степени общности направлено на изучение закономерностей действия и взаимодействия отдельных структурных частей социологической системы. (социология города, семьи, культуры)
— микроциология, изучает социальные явления и процессы сквозь призму действия и взаимодействия людей, их поведения.
Социология как наука: предмет, объект и методы
Термин «социология» происходит от двух слов: латинского societas – общество и греческого logos – учение, наука. Получается: наука об обществе. Однако современные учёные трактуют понятие социология более подробно.
Социология– это наука об особенностях, тенденциях и закономерностях становления, развития и взаимодействия различных социальных систем; о механизмах и формах проявления этих закономерностей в действиях личностей, социальных групп и общества в целом в совокупности определённых социальных отношений и в определённых исторических условиях. Таким образом, социология – наука об обществе и социальном мире человека.
Общество– основной объект социологического исследования.
Однако общество изучают и другие науки. Каждая из них выбирает в этом объекте свой материал, свой аспект или предмет изучения. Предмет науки – это диалектический синтез объективных свойств, признаков и процессов изучаемого объекта, с одной стороны, и их концептуального осмысления, с другой стороны [1, с. 74].
Социология изучает не просто общество, а социальные аспекты общественного бытия. Социальность выступает как проявление совместного существования людей с множеством вытекающих из этого последствий. В частности, возникает основной вопрос социологии: что является определяющей стороной – человек ли определяет природу социального (социологический номинализм) или общество, имея свою собственную природу, определяет структуру личности (социологический реализм). Отвечая на этот вопрос, социологи исследуют структуру общества, изучают действия, взаимодействия и отношения составляющих общество элементов [1, с. 75].
Представления о предмете социологии по мере становления науки постоянно изменялись и продолжают конкретизироваться в настоящее время (табл. 1.1). О. Конт считал предметом социологии «общество, идентифицируемое с человечеством», причём предлагал изучать «общие законы человеческого бытия». Э. Дюркгейм считал предметом социологии социальные институты, М. Вебер – социальное поведение людей [1, с. 76].
Суждения социологов о предмете социологии*
Фамилия учёного | Предмет социологии |
О. Конт | Предметом социологии является общество, идентифицируемое с человечеством; общество есть высшая реальность, которая выступает как данность по отношению к живущим в этом обществе людям. Причём изучать следует как «социальную статику» (своего рода анатомию общественного организма, отдельных действий и противодействий всех элементов общественной структуры), так и «социальную динамику» или пути развития общества. Социология изучает общие законы общественного бытия. |
Г. Спенсер | Предмет социологии – образование, развитие, структура и функции социальной группы как продукта взаимодействия людей, природе которой присущи как свойства, общие всему человечеству, так и особенности, свойственные определённой расе, и индивидуальные особенности. Основной принцип – отличительные особенности частей определяют свойства целого. |
М. Вебер | Предмет социологии – социальное поведение людей, понятое как «социальное действие», т.е. имеющее субъективный смысл и ориентации на другого. «Социологией следует называть науку, которая интерпретирует, стремится понять социальное действие и тем самым объяснить его ход и результаты с точки зрения причинности». |
Э. Дюркгейм | Предмет социологии – социальные институты. Социология изучает «социальные факты», рассматриваемые как «вещи». Социология должна изучать социальные группы, которые «совершенно иначе мыслят, действуют и ощущают, чем если бы это делали их члены, будучи изолированными», т.е. речь идёт о коллективном сознании и социальных институтах, а также их генезисе и функционировании. |
Г. Зиммель | Социология должна изучать то, что является формальным в межчеловеческих отношениях, отделяя его путём абстракции от социального содержания, т.е. от деятельности и целей. |
Ж. Гурвич | Социология – наука о целостных социальных феноменах, изучает различные ступени кристаллизации социальной жизни, основы которой находятся в коллективных состояниях сознания, не сводимые к индивидуальному сознанию. |
П. Сорокин | Социология изучает «надорганическую» или «социокультурную» часть универсума. Эту область образуют социальные феномены, которые проявляются в ментальной, мыслительной деятельности человека (область языка, науки, религии, этики, обычая и др.). Социология является общей наукой о социальных феноменах всех категорий, об их отношениях и взаимоотношениях. |
Т. Парсонс | Социология – наука, «изучающая социальные системы, которые заключаются во взаимодействиях поведений и ожидаемых ролей – взаимодействиях, ориентированных на общественную иерархию ценностей, закреплённую в структурах, которые основываются на инструментализации культурных образцов, правил, статусов». |
Х. Гарфинкель | Социология должна изучать все аспекты повседневной жизни и экстраординарные явления, будучи сама по себе важной сферой повседневной деятельности людей. Это изучение обыденных методов, которыми люди создают социальный порядок, осуществляя ту или иную деятельность, с учётом методов взаимодействия, характерных для определённой культуры. |
А. Шюц | Социология должна восстановить связь абстрактных понятий с жизненным миром, миром повседневного знания и деятельности; получить организованное знание о социальной реальности, последняя есть сумма объектов и явлений социокультурного мира, каким он предстаёт обыденному сознанию людей, связанных с другими разнообразными отношениями взаимодействия. |
П. Бурдье | Социальная реальность представляет собой сеть невидимых связей, образующих пространство, складывающееся из внешних по отношению друг к другу позиций, характеризующихся соотношением друг с другом, – близостью, соседством или удаленностью, – а также взаимным расположением в пространстве относительно друг друга – выше- или нижестоящим, промежуточным или срединным. Социология – это социальная топология, то есть анализ относительных позиций и реляционных отношений между ними. |
*Таблица составлена на основе источника [1, с. 76 – 77] и материалов Интернета.
Сложность определения предмета социологии заключается в сложности самого её объекта. Невозможно одному учёному или даже исследовательскому институту изучить всё общество во всём многообразии его проявлений, поэтому различные социологи в рамках объекта исследования выбирали те или иные аспекты, представляя их главными при определении предмета науки: группы или общности, социальное взаимодействие, социальные институты и т.д. Иногда при определении предмета социологии исследователи стремятся скомбинировать несколько аспектов изучения общества. Предлагаем следующее определение предмета изучения социологии как науки.
Предметом социологии является исследование взаимодействия личностей и социальных групп в их структурных взаимозависимостях в определённых условиях их существования и в процессах их изменения и развития в обществе.
В каждой науке, изучающей людей и общество, сложились свои научные традиции и накоплен свой эмпирический опыт. Каждая из наук, кроме общенаучных, имеет свои методы, которыми она преимущественно пользуется. Методы – это правила и процедуры, с помощью которых устанавливается связь между фактами, гипотезами и теориями.
В социологии, как и во многих других науках, широко применяются такие общенаучные методы, как анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование и обобщение, конкретизация.
Чаще всего в социологических исследованиях используется системный подход. Также используется комплексный подход, который позволяет изучать, описывать и объяснять соответствующие социальные объекты с точки зрения их целостности, применяя достижения ряда других научных дисциплин – математики, психологии, кибернетики, экономической теории и т.д. [2, с. 34 – 35].
Для исследования каких-либо социальных явлений, процессов или систем путём построения и изучения их моделей используется общенаучный метод моделирования. Для выделения из определённой совокупности социальных фактов, явлений, процессов, событий их основных типов на основе определения их сходства и различия используется метод типологизации.
Специальные социологические методы можно разделить на две группы: методы, применяемые в общей социологической теории, и методы, используемые в прикладных социологических исследованиях.
В общей социологии среди широко используемых методов можно назвать структурно-функциональный анализ. Основная цель этого метода – количественная и качественная оценка тех изменений, к которым изучаемая социальная система может приспособиться не в ущерб своим основным функциям и целям.
Применяется также компаративный (сравнительный) метод, который ориентирован на раскрытие общих черт и особенностей развития различных социальных систем.
Корреляционно-каузальный метод применяется в анализе социальных явлений в тех случаях, когда выявляется соотношение между двумя наборами явлений или событий. Этот метод позволяет выявить причины событий и явлений.
Метод вычленения устойчивости, инвариантности в многообразных социальных изменениях позволяет изучать уникальные и типичные социальные явления и процессы.
Метод кросс-культурного анализа ориентирован на изучение тенденций развития, взаимодействия и взаимодополнения различных культур [2, с. 35 – 37].
В прикладной социологии при сборе первичных данных используют четыре основных метода:
1) опрос (анкетирование и интервьюирование);
2) анализ документов (качественный и количественный – контент- анализ);
3) наблюдение(невключённое и включённое);
4) эксперимент(контролируемый и неконтролируемый).
Существуют разновидности каждого из перечисленных методов прикладной социологии.
Наряду с указанными методами, предназначенными для сбора и анализа первичной информации, в социологии нередко используется вторичный анализ – приёмы изучения уже существующей информации, содержащейся либо в официальных документах, либо в предшествующих исследованиях [3, с. 191 – 192].
Вышеперечисленные методы представлены в табл. 1.2.
Учебные курсы
Лекция 2. ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ
О.Конт, с легкой руки Сен-Симона ( автора термина «социология») дал жизнь новой науке, назвав ее «социология», определив ее содержание – «изучение общества» или « наука об обществе». Объектом социологии еще со времен О.Конта является общество, но особенностью современной социологии является то, что в каждом конкретном случае проведения социального исследования в качестве объекта могут выступать частные явления и социальные противоречия. Общество является объектом практически всех гуманитарных наук, поэтому обоснование научного статуса социологии как и любой другой науки лежит в идентификации ее объекта и предмета познания.
Объект познания – это все то, с чего исследователь получает эмпирическую информацию, которую в последствии предполагается анализировать для получения конкретных выводов. В любом случае все науки и социология в том числе использует объективную реальность. Любое явление, процесс или отношения объективной реальности могут быть объектом исследования самых различных наук ( физики, химии, биологии, социологии и т.д.).
Каждая наука отличается от другой предметом. Так, физика, химия, экономика, социология и другие науки в целом изучают природу и общество, которое характеризуется бесконечным разнообразием явлений и процессов. Но каждая из них изучает:
1. Свою особую сторону или среду объективной реальности
2. Специфические только для данной науки законы и закономерности развития этой реальности
3. Особые формы проявления и механизмы действия этих законов и закономерностей
Социология довольно поздно отпочковалась от философии во Франции, политической экономии в Германии социальной психологии в США именно по той причине, что отождествлялись их объект и предмет познания. До настоящего времени многим социологам самых различных школ и направлений этот серьезный метологический порок еще присущ.
Специфика социология как науки в том, что она изучает каждое проявление человеческой жизнедеятельности в социальном контексте, т.е. во взаимосвязи с обществом в целом, во взаимодействии различных сторон, уровней этой общественной системы.
. междучеловеческие взаимодействия, т.е. дает их границы. ”.
Так как связи и отношения в каждом конкретном социальном объекте (обществе) всегда организованы особым образом, то объект социологического познания выступает как социальная система.
Задачей социологической науки является типологизация социальных систем, исследование связей и отношений каждого типологизированного объекта на уровне законов и закономерностей, получение конкретного научного знания о механизмах их действия и формах проявления в различных социальных системах для целенаправленного управления ими.
Итак: Объект социологического познания, его особенности связаны с понятием социального, социальных связей и отношений и способа их организации.
Социология в системе общественных и гуманитарных наук.
Ответ на этот вопрос зависит от решения трех предварительных вопросов:
* достаточно ли важен сам класс явлений, которые социология изучает?
* представляет ли он явление sui generis, свойства которого не имеются в других классах явлений?
* Не изучается ли он другими науками, появившимися раньше социологии, и потому делающими последнюю как самостоятельную науку излишней?
Попытаемся ответить на эти вопросы:
Практическая и теоретическая важность социологии. Практическая важность изучения явления человеческого взаимодействия несомненна хотя бы потому, что в этом изучении мы кровно и эгоистически заинтересованы. Теоретическая важность социологии становится очевидной в том случае, если мы способны доказать, что свойства изучаемых социологией явлений не изучаются другими науками, т.е. необходим ответ на два последних вопроса.
Рассмотрим их следующим образом:
а) Социология и физико-химические науки
Такой же вывод можно сделать и по адресу создания социальной механики, в которой идет транспортировка понятий механики в область человеческих взаимоотношений.
Хоть это и верно с точки зрения механики, но нам ничего не дает для раскрытия межчеловеческих взаимодействий, т.к. в этом случае люди перестают существовать как люди в отличие от неодушевленных предметов и становятся только материальной массой.
Если преступление есть утечка энергии, то значит ли, что всякое рассеяние энергии есть в то же время и преступление? То есть в данном случае наблюдается не изучение социального общения людей, а изучение людей как обычных физических тел.
Тем больше оснований для существования особой науки, изучающей людей и их взаимодействия как человеческое, со всем своеобразном богатством его содержания.
б) Социология и биология
Мир человеческих взаимодействий не изучается такими биологическими дисциплинами, как морфология, анатомия и физиология. имеющими дело не с междучеловеческими процессами, а с явлениями, данными в пределах или внутри человеческого организма.
в) Социология и психология
Если говорить об индивидуальной психологии, то ее объект и объект социология различны. Индивидуальная психология исследует состав, строение и процессы индивидуальной психики и сознания, законы самоуправления организме задачу не входит изучение социального взаимодействия, а, следовательно, она не может отождествляться с социологией.
Социальная психология имеет объект изучения частично совпадающий с объектом социологии: это явления человеческого взаимодействия, единицами которого являются индивиды “ неоднородные ” и “ имеющее слабо организованную связь “ ( толпа, театральная публика и т. д. ) В таких группах взаимодействие приобретает иные формы, чем в агрегатных ” однородных “ и “ органически соединенных “, которые изучает социология. Кроме того, специфика социальной психологии остается сродни индивидуальной психологии, т.е. мотивы поведения человека, рассматриваются как сформировонные исключительно на внутриличностных ( физиологических) факторах.
г) Социология и специальные дисциплины, изучающие взаимоотношения людей
Все социальные науки : политология, право, наука о религии, нравах, морали, искусстве и т. д. изучают также явления человеческих взаимоотношений, но каждая со своей специфической точки зрения.
Таким образом, все социальные науки изучают тот или иной вид взаимодействия между людьми и законы развития этих взаимодействий. Какое же положение занимает социология в системе общественных и гуманитарных наук? Оно обосновывается следующим.
* социология является наукой о законах развития социальной материи, т.е. обществе с момента его зарождения и до сегодняшнего дня, его явлениях и процессах. Специфика ее состоит в том, что главным для социологии является изучение проблем сегодняшнего дня;
* она включает в себя общую социологическую теорию, или теорию общества, которая выступает как теория и методология всех других общественных и гуманитарных наук;
* все общественные и гуманитарные науки, изучающие различные стороны жизнедеятельности общества и человека, всегда включают в себя социальный аспект, т. е. законы и закономерности, которые исследуются в той или иной сфере общественной жизни, реализуются через жизнедеятельность людей, которые изучаются социологией;
* техника и методика изучения человека и его деятельности, методы социального измерения и т. д. разрабатываемые социологией необходимы и используются другими общественными и гуманитарными науками. Сложилась целая система исследований проводимых на стыке социологии и других наук ( социально-экономические, социально-политические и т. д. )
Поэтому можно сделать вывод, что социология занимает общее, а не частное место среди общественных и гуманитарных наук, она дает научно обоснованное понимание общества и его структур, обеспечивает понимание законов и закономерностей взаимодействия его различных систем.
Положение социологии по отношению к специальным общественным дисциплинам то же самое, что положение общей биологии по отношению к анатомии, физиологии, морфологии, систематике и к другим специальным биологическим отраслям знания.
д) Социология и история
В системе общественных наук есть дисциплина, с которой связь социологии является наиболее тесной и взаимонеобходимой. Это история, которая имеет объектом и предметом своих исследований общество в их конкретных проявлениях, фиксируя свое внимание на составлении хронологии событий, имевших место в прошлом и имещих материальное подтверждение своего бытия. История воспроизводит социальную действительность, имевшую место в прошлом.
е) Социология и социальная философия
Социальная философия изучает законы развития социальной материи, но в отличие от социологии является предельно абстрактой наукой и не имеет своих методов получения эмпирической информации, полностью используя данные и выводы других наук, в частности, социологии.
Социология тоже изучает объективные законы развития социальной материи, т.е человеческого общества с момента его зарождения до сегодняшнего дня, но она имеет свои собственные, присущие только ей методы изучения человеческого взаимодействия, проявляющегося в поведении людей.