Что понимается под оборотом обувных товаров при котором маркировка обязательна
Маркировка обуви в 2021 году: сроки, как выглядит и для чего нужна
В 2021 году продолжается обязательный этап маркировки обувных товаров. Участвовать в процессе маркировки должны все импортеры, производители, оптовые и розничные торговцы, а также комиссионеры, которые принимают обувь на реализацию у физлиц. Какое оборудование и программное обеспечение необходимо? Какие изделия разрешено не маркировать с 1 сентября 2021 года? Ответы на эти и другие важные вопросы — в нашем материале.
Какая обувь подлежит маркировке
Согласно распоряжению Правительства РФ от 28.04.18 № 792-р, маркировать нужно товары, которые обозначены определенными кодами (см. табл.). Под маркировку подпадает практически вся обувь, включая лечебную ортопедическую и спортивную.
Коды обувной продукции, подлежащей маркировке
6401; 6402; 6403; 6404; 6405
15.20.11; 15.20.12; 15.20.13; 15.20.14; 15.20.21; 15.20.29; 15.20.31; 15.20.32; 32.30.12
Какая обувь не маркируется
Она перечислена в пункте 4 Правил маркировки обувных товаров, утвержденных постановлением Правительства РФ от 05.07.19 № 860. В перечень входят изделия:
Начиная с сентября 2021 года, в список входит еще один пункт. С указанной даты не подпадают под маркировку отечественные и зарубежные образцы обуви (маркетинговые, технологические или рекламные), не предназначенные для продажи (см. «Правительство скорректировало правила маркировки обуви»).
Код маркировки обуви
Это уникальный двумерный штриховой Data Matrix код, который представляет собой набор букв и цифр. По сути, он является электронным паспортом изделия. Даже если две пары ботинок ничем не отличаются друг от друга, у каждой пары должен быть свой персональный код.
Обувной Data Matrix состоит из кода идентификации и кода проверки.
Код идентификации складывается из международного кода товара GTIN (14 символов) и индивидуального серийного номера (13 символов). Полученная комбинация позволяет отслеживать ту или иную товарную единицу от производителя или импортера до конечного покупателя.
Код проверки — это электронная подпись (ее также называют крипто-хвостом). Она складывается из ключа (4 символа) и значения кода (88 символов). Такая подпись нужна, чтобы проверить законность оборота изделия.
ВНИМАНИЕ
Код маркировки наносится (то есть печатается или клеится в виде этикетки) на сам товар, либо на потребительскую упаковку. Есть еще один вариант — нанести код на товарный ярлык. Цена одной марки в общем случае составляет 50 копеек без учета НДС (см. «Утвержден размер платы за оказание услуг по маркировке продукции»).
Этапы и сроки маркировки обуви
Переход на маркировку участников обувного рынка (изготовителей, импортеров, оптовиков, розницы и комиссионеров, принимающих у населения товары на реализацию) проходил в четыре этапа.
СПРАВКА
Предполагалось, что обязательная маркировка обуви начнется в марте 2020 года. Но впоследствии срок был перенесен (постановление Правительства РФ от 29.02.20 № 216; см. « Переход на обязательную маркировку обуви отложен до 1 июля 2020 года »).
Помимо этого, нужно соблюдать следующие сроки. Не позднее 30 календарных дней с момента регистрации подготовить программно-аппаратные средства к обмену данными с ГИС «Честный знак». В этот же период направить оператору данной системы (им является Центр развития перспективных технологий, сокращенно ЦРПТ) заявку на тестирование оборудования. В течение 60 календарных дней с даты готовности пройти тестирование.
Маркировка обуви: пошаговая инструкция
Чтобы зарегистрироваться в ГИС «Честный знак», каждому участнику обувного рынка нужна усиленная квалифицированная электронная подпись (УКЭП). Впоследствии с ее помощью нужно подписывать и передавать в систему электронные документы.
Также необходимо подключиться к системе электронного документооборота (ЭДО). Это важно, поскольку обмен данными с ГИС мониторинга происходит только в онлайн-режиме.
Маркировка обуви для производителей
Помимо регистрации в системе мониторинга и подключения к ЭДО, изготовители обязаны обеспечить удаленный доступ к регистратору эмиссии. Это криптографическое программно-аппаратное средство, которое находится у оператора «Честного знака», то есть в ЦРПТ.
Взаимодействуя удаленно с регистратором эмиссии, производитель получает коды для новых изделий и распечатывает марки. Затем наносит марки на продукцию и передает сведения об этом в систему «Честный знак». В результате товар числится в ГИС мониторинга за данным изготовителем до тех пор, пока он его не продаст.
Маркировка обуви для розницы
Кроме УКЭП и системы электронного документооборота ритейлу следует позаботиться о следующем:
Как принять маркированную обувь
При получении изделий покупатель не обязан сканировать каждую товарную единицу. Достаточно подтвердить в ГИС мониторинга, что все позиции из того или иного универсального передаточного документа (УПД) приняты, и поставить свою электронную подпись. Система отразит, что продукция перешла к покупателю. Товарные позиции будут значиться за ним до тех пор, пока он их не реализует.
Как продать маркированную обувь
При оптовой реализации поставщик оформляет в электронном виде универсальный передаточный документ, подписывает его УКЭП и по интернету передает в «Честный знак». Срок передачи — не более 3-х рабочих дней с даты отгрузки, но не позднее дня передачи изделий третьим лицам (например, перевозчикам). Покупатель тоже ставит электронную подпись. В итоге система фиксирует, что право собственности на обувь перешло к другой организации или ИП.
При розничной продаже магазин сканирует цифровой код маркировки и через онлайн-кассу передает его оператору фискальный данных. ОФД, в свою очередь, отправляет данные налоговикам и одновременно — в «Честный знак». Система фиксирует, что изделие с указанным кодом выведено из оборота.
Штрафы за отсутствие маркировки обуви
Предусмотрена административная ответственность по статье 15.12 КоАП РФ. Это конфискация товара и финансовые санкции в следующих размерах:
Если эти же деяния совершены в крупном размере, виновным грозит уголовная ответственность по статье 171.1 УК РФ.
Что понимается под оборотом обувных товаров при котором маркировка обязательна
Дата публикации 13.08.2019
Документ
Постановление Правительства РФ от 05.07.2019 № 860 «Об утверждении Правил маркировки обувных товаров средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении обувных товаров» (далее – Постановление № 860)
Комментарий
Маркировка (нанесение марки с использованием кода идентификации Data Matrix) введена, чтобы защитить потребителя от нелегальной продукции. В соответствии со ст. 20.1 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ запущена государственная информационная система мониторинга оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации (далее – ИС «Честный знак»). В ИС «Честный знак» все участники оборота маркированных товаров должны представлять информацию об операциях с товарами, подлежащими обязательной маркировке. Оператором ИС мониторинга назначено ООО «Оператор-ЦРПТ» (распоряжение Правительства РФ от 03.04.2019 № 620-р). Товары, подлежащие обязательной маркировке, – это товары, включенные в перечень, утв. распоряжением Правительства РФ от 28.04.2018 № 792-р (далее – Перечень). В соответствии с указанным Перечнем маркировка обувных товаров введена с 1 июля 2019 года. Теперь Правительство утвердило правила такой маркировки постановлением от 05.07.2019 № 860 (далее – Правила).
Рассмотрим их подробнее:
Кто и какие обувные товары должен маркировать?
Маркировке подлежит обувная продукция под кодами 6401 – 6405 по ТН ВЭД и 15.20.11, 15.20.12, 15.20.13, 15.20.14, 15.20.21, 15.20.29, 15.20.31, 15.20.32 и 32.30.12 по ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Это различные типы обуви (в том числе галоши) вне зависимости от фасона и размера, конкретного назначения, способа производства или материалов (п. 2 Правил).
Обувные товары обязаны маркировать следующие лица (п. 3 и 5 Правил):
С 1 марта 2020 года маркировка обуви становится обязательной. С этой даты запрещается ввод в оборот, оборот и вывод из оборота немаркированной обуви (за некоторым исключением). Начать маркировать товары можно с 1 октября 2019 года (п. 3, 6 Постановления № 860). Для участников оборота обувных товаров это означает следующее:
Чтобы промаркировать остатки, не реализованные до 1 марта 2020 года, сведения о них нужно передать в систему до 1 апреля 2020 года (п. 58 Правил).
Процедура маркировки выглядит так. Оператору подается заявка на получение кода маркировки с указанием в ней сведений о товаре. Регистрируя информацию о товаре в системе, оператор направляет в устройство регистрации эмиссии заявителя информацию о составе кодов маркировки. Воспользоваться предоставленными кодами и нанести маркировку нужно в течение 60 рабочих дней со дня получения кода (п. 44-52 Правил).
Отметим, что обязательная маркировка не распространяется на обувь, хранящуюся у производителя, помещенную под таможенные процедуры с целью вывоза за пределы РФ, а также на продукцию, ввозимую для проведения испытаний в целях соответствия требованиям законодательства. Полный перечень исключений представлен в п. 4 Правил.
Кто и когда должен передавать сведения об обороте обуви в ИС «Честный знак»?
Наряду с маркировкой обувных товаров с 1 марта 2020 года вводится обязанность передавать в ИС «Честный знак» информацию о вводе в оборот, выводе из оборота и обороте обуви. При этом запрещается ввод в оборот, оборот и вывод из оборота немаркированной обуви (п. 2 и 6 Постановления № 860). Для маркировки остатков предусмотрена отсрочка до 1 мая 2020 года (см. выше).
Под вводом обувных товаров в оборот понимается (абз. 4 п. 2 Правил):
Под выводом из оборота обувных товаров понимается (абз. 10 п. 2 Правил):
Под оборотом обувных товаров подразумевается (абз. 26 п. 2 Правил):
В соответствии с Правилами порядок передачи информации (данных) в ИС «Честный знак» зависит:
Производители, импортеры и оптовые продавцы передают в ИС «Честный знак» данные о передаче (приемке) товаров в виде универсального передаточного документа (УПД), подписанного УКЭП, не позднее трех рабочих дней со дня отгрузки (передачи, приемки) этой продукции.
При этом факт передачи обувной продукции от одного участника другому ЦРПТ будет отражать при наличии двух УПД участников (например, от продавца и от покупателя). При этом если один участник отправит в ИС «Честный знак» УПД, подписанный обеими сторонами сделки, вторая сторона может не представлять УПД. А ЦРПТ отразит факт передачи продукции только на основании этого документа (п. 64, 65, 68, 69 Правил).
Розничные продавцы аналогичным образом с помощью УПД передают в ИС «Честный знак» информацию о приемке товаров (например, от производителей или оптовых продавцов). При продаже обуви в розницу сведения передаются в ИС «Честный знак» с помощью онлайн-касс (см. подробнее). Для такой передачи розничному продавцу необходим 2D-сканер, который распознает нанесенный код, а также договор с оператором фискальных данных (ОФД), по которому последний и будет передавать данные в ИС «Честный знак» каждый день в режиме реального времени. Если у розничного продавца такого договора нет или он применяет ККТ в автономном режиме (подробнее о том, кто может это делать, см. статью), он должен самостоятельно направить в ИС «Честный знак» данные о продаже не позднее 30 календарных дней со дня продажи (п. 73-79 Правил).
Что нужно сделать, чтобы зарегистрироваться в ИС «Честный знак»?
Из вышесказанного следует, что до 1 марта 2020 года производители, импортеры и продавцы должны провести подготовительные мероприятия, перечень которых определяется их обязанностями по передаче информации.
Так, производители, импортеры и оптовые продавцы должны:
Для розничных продавцов действует приведенный выше порядок с учетом особенностей:
Для тех, кто принимал участие в эксперименте по маркировке обуви, дополнительную регистрацию проходить не нужно (п. 4 Постановления № 860).
Какая ответственность за нарушение правил?
Ответственность за производство и продажу немаркированной обуви предусмотрена ст. 15.12 КоАП РФ.
Производство обувных товаров без маркировки, а также нарушение порядка нанесения маркировки влечет штраф (п. 1 ст. 15.12 КоАП РФ):
Продажа обувных товаров без маркировки, а также хранение, перевозка либо приобретение таких товаров и продукции в целях сбыта влечет штраф:
Если речь идет о крупном нарушении и стоимость всей партии обуви превышает 2 млн 250 тыс. рублей (примечание к ст. 170.2 УК РФ), то возможно привлечение к уголовной ответственности по ст. 171.1 УК РФ.
Ответственность за то, что участник оборота не зарегистрировался в ИС «Честный знак», а также не передал в систему информацию о производстве (ввозе) и продаже (ином выбытии) маркированной продукции, в настоящий момент в законодательстве отсутствует.
Какая обувь подлежит обязательной маркировке и какую маркировать не надо
Обувь должна учитываться в системе «Честный ЗНАК», но все ли обувные товары подлежат обязательной маркировке? Какой перечень товарной номенклатуры предприниматели обязаны маркировать и всем ли продавцам обуви нужно работать по этим правилам?
В обзоре детально разберем, какую обувь маркируют, существуют ли исключения и опишем принцип, который позволит для любого товара однозначно решить: подлежит ли он мониторингу в системе и нанесению кода DataMatrix.
Маркировать обувь — это сложно?
Участники обувного рынка: производители, импортеры и торгующие компании любой формы бизнеса должны работать в «Честный ЗНАК», если их продукция попадет под маркировку. Упростить процесс поможет автоматизация: онлайн-сервис GetMark сам передаст нужные данные регулятору, будет поддерживать актуальные статусы кодов маркировки, закажет любое нужное количество GTIN и КМ.
GetMark — не только работа с маркировкой, но и
Таким образом, маркировка обуви — это несложно, если подобрать правильный сервис. Подключайте GetMark, спешите использовать бесплатный тестовый период.
Всего одна дата, 1 июля 2020 года, стала переломной для обувного рынка. Именно с этого момента для обуви действует новый порядок прослеживания в рамках федерального закона №487-ФЗ. Теперь обувная продукция подлежит обязательной маркировке штрихкодом Data Matrix, а все участники обувного рынка (производители, импортеры и торгующие организации) обязаны взаимодействовать с системой национальной маркировки «Честный Знак».
Напомним, что обувь, подлежащая мониторингу, должна учитываться в системе «Честный Знак», но вся ли обувь подлежит обязательной маркировке? Какой перечень товарной номенклатуры предприниматели обязаны маркировать и всем ли продавцам обуви нужно привыкать жить по новым правилам?
В этом обзоре мы детально разберем, какая обувь подлежит маркировке с 2020 года, существуют ли исключения и опишем принцип, который позволит для любого товара однозначно решить: подлежит ли он мониторингу в системе и нанесению кода DataMatrix.
за 5 минут узнаете,
как можно решить вопрос с маркировкой
Маркировка обуви: этапы, сроки и особенности
С 1 июля 2020 года к продаже разрешена обувь только с цифровой маркировкой. За нарушения предусмотрены штрафы, поэтому импортерам, представителям оптовой или розничной торговли важно успеть подстроиться под новые условия. Для этого необходимо разобраться во всех правилах маркировки обуви.
Фото: Retail.ru
Введение
С 1 июля 2019 года вступило в силу Постановление о маркировке обуви, обязывающее производителей обуви выполнять ее маркировку, а ровно через год начал действовать запрет не только на производство, но и на продажу и импорт немаркированной обуви.
Под маркировкой понимается условный знак, сообщающий о характеристиках товара. Покупателю будет доступна вся необходимая информация о продукции и ее производителе. Код маркировки должен быть нанесен производителем или импортером на товар, а данные о нем включены в систему маркировки обуви.
Для маркировки используется код DataMatrix. В нем зашифровываются сведения о товаре и специальный защитный код, который служит для проверки подлинности. Распознать DataMatrix можно через 2D-штрихкоды.
На изображении ниже показано как выглядит код маркировки обуви:
Фото: Код DataMatrix
Этапы и сроки маркировки обуви
Установлены следующие сроки маркировки обуви:
С 1.07.19 по 1.10.19 г. — регистрация в системе маркировки; подача заявки на получение устройства, отправляющего запросы на сервер эмиссии ГИС и передающего сгенерированные коды (регистратор). Также в этот период необходимо начать промаркировывать остатки, используя упрощенную схему.
С 1.10.19 по 1.07.20 г. — происходила выдача регистратора эмиссии; завершается маркировка всех не введенных в оборот остатков обуви; подключается оборудование, считывающее коды; настраивается онлайн-касса; готовится к использованию необходимое программное обеспечение. Все процессы должны проводиться через электронный документооборот (ЭДО).
К 1.07.20 г. все производственные процессы необходимо организовать так, чтобы выпускать только маркированную продукцию, так как немаркированная обувь будет уже запрещена к продаже, хранению и транспортировке.
Остатки обуви, введенные в оборот производителями и не реализованные продавцами до 1.07.20 г., могут быть промаркированы до 1.09.20 г. Продавцам для этого потребуется документ, подтверждающий факт покупки до 1 июля.
До 1.08.20 г. должна быть проведена обязательная маркировка обуви, купленной до 01.07.20 г. и ввезенной после этой даты.
Законодательство о маркировке
Система маркировки обуви регулируется:
Роспотребнадзором и Минпромторгом — органами, контролирующими оборот маркированной продукции.
Нормативными правовыми актами:
Распоряжением Правительства РФ от 28 апреля 2018 г. № 792-р «Об утверждении перечня отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации» Распоряжение Правительства РФ №620-р от 3 апреля 2019 года.
Федеральным законом № 488 о внесении изменений в ФЗ № 381 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» и с.4.4 и 4.5 в ФЗ № 54 «О применении ККТ при расчетах в РФ».
Постановлением правительства № 860 «Об утверждении Правил маркировки обувных товаров средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении обувных товаров».
Штрафы
Начиная с 1 июля 2020 года за приобретение для продажи немаркированной обуви, а также ее хранение и транспортировку предусмотрены штрафы:
С 1 июля 2020 за продажу, хранение, транспортировку или приобретение для последующей продажи немаркированной обуви предусмотрены штрафы, в размере (ч. 3 ст. 15.12 КоАП РФ):
от 2 до 4 тыс. рублей — для физлиц;
от 5 до 10 тыс. рублей — для должностных лиц;
от 50 до 300 тыс. рублей — для юрлиц.
По факту нарушения товар конфискуют.
Статья 171.1 УК закрепляет за следственным комитетом право возбуждения дела по факту незаконных продаж в крупных размерах от 1,5 миллионов рублей. В отдельных случаях возможно также уголовное наказание до 3 лет лишения свободы или принудительных работ.
Как работает маркировка
Производителем или импортером направляется запрос о формировании кодов в ЦРПТ. Каждый код стоит 50 коп. без учета НДС и покупается в ЦРПТ.
Создается код и направляется производителю или импортеру. Все сведения, зашифрованные в данном коде, передаются по защищенному соединению с помощью криптографического метода.
Код DataMatrix наносится на продукцию. Его можно разместить как на упаковке или ярлыке, так и непосредственно на обуви.
Обувь, изготовленную в России, необходимо маркировать на производстве. Если она изготовлена за рубежом, промаркировать ее требуется до ввоза на территорию России.
Производитель может продать товар оптом по — электронному УПД.
Оптовик, в свою очередь, продает товар розничному магазину по тому же документу. Если входящие УПД бесплатны, то для их отправки потребуется покупка специального пакета документов. Также необходимо подключение электронного документооборота (ЭДО).
Есть нюансы в работе с системой маркировки обуви и для розницы. Когда товар попадает в розничный магазин, это фиксируется по УПД во время приемки. Реализация товара осуществляется через онлайн-кассу с передачей данных через ОФД. Предварительно нужно подготовить кассу, чтобы она добавляла код маркировки в чек. Для этого нужно обновить ее прошивку по специальной инструкции. Поддерживает ли касса работу с системой маркировки можно узнать на официальном сайте СБИС.
Импорт, продажа, транспортировка и списание товара с нанесенным кодом DataMatrix сопровождаются его сканированием, и все сведения о товаре передаются в базу данных.
Покупатель может получить все данные о товаре и его производителе перед покупкой, отсканировав код через мобильное приложение.
Исключена возможность повторного использования кода. Процесс маркировки обуви в 2020 году обеспечивает его конечный вывод из оборота после списания товара. Исключение составляют случаи возврата.
Подробная информация о внедрении новой системы находится в специально разработанных методических рекомендациях. В этом документе содержатся инструкции по нанесению средств идентификации, и описывается принцип работы обязательной маркировки.
Фото: Размещение кода маркировки на обувной коробке
Какая обувь маркируется
Распоряжением правительства РФ № 792-р от 28 апреля 2018 года определен список кодов продукции, которая должна быть промаркирована.
Из водонепроницаемых материалов, с подошвой и верхней частью из резины или пластика, без защитного подноска из металла.
На подошве и с верхом из пластика или резины, за исключением спортивной и водонепроницаемой.
Кожаная, кроме спортивной, специальной, а также моделей с подноском из металла.
С текстильной верхней частью (не спортивная)
Модели для занятий спортом: теннисные, баскетбольные гимнастические и т.п.
Прочая спортивная обувь, кроме лыжной, а также ботинок с коньками.
С защитным подноском из металла.
Из дерева, специализированная и другая, не относящаяся ни к одной из вышеперечисленных групп.
Для лыжного спорта.
Какая обувь не должна маркироваться?
Согласно постановлению Правительства №860 от 5.07.2019 не маркируется обувь:
подвергнутая взысканию или конфискации,
используемая в качестве выставочных образцов,
произведенная для прямого экспорта или продажи в duty free,
находящаяся на временном хранении,
предназначенная для внутреннего использования.
Как начать маркировать обувь
Пройти регистрацию в специальной системе цифровой маркировки.
Самостоятельно промаркировать остатки товаров. Нанесение кодов на производстве начнется, когда стартует обязательная маркировка обуви.
Освоить систему СЭД. Через нее будут проходить документы, сопровождающие продукцию.
Работать через онлайн-кассу.
Маркировка остатков обуви
Чтобы промаркировать продукцию, оставшуюся на складе, необходимо:
составить описания товаров в личном кабинете «Честный знак»,
заказать, распечатать и наклеить соответствующие идентификаторы на товары.
Описание товара может быть полным или упрощенным (если невозможно получить всю информацию о нем).
Сформированные коды актуальны в течение 60 дней. Если за это время их не использовали для присвоения товарам, они становятся недействительными.
Действия при возврате обуви покупателем
Главной проблемой является то, что код маркировки может быть поврежден или утрачен покупателем (например, срезана этикетка, на которой было средство идентификации).
В этом случае должна быть выполнена повторная перемаркировка, после чего товар возвращается в оборот. Процедура возврата будет оформляться через «Честный знак» не позднее 20 дней. Для этого необходим заказ нового кода.
Вырастут ли цены на обувь по причине маркировки?
Себестоимость обуви неизбежно возрастет, так как в нее войдут издержки на внедрение идентификаторов. Компаниям придется менять бизнес-процессы, обновлять оборудование, обучать сотрудников, интегрировать новое программное обеспечение. Все это требует затрат, поэтому на начальном этапе цены на продукцию возрастут.
При этом, благодаря новой системе, производитель сможет качественнее отслеживать продажи и эффективнее работать над оптимизацией бизнеса, что впоследствии приведет к снижению стоимости. Этому же процессу поспособствует и то, что на рынке будет меньше контрафакта, у легальных изготовителей вырастет доля на рынке и, следовательно, объемы производства.
В перспективе маркировка обуви, как для розницы, так и для потребителей не повлечет больших дополнительных расходов.
Обязательная маркировка обуви 2020 года решит проблему незаконного производства, уклонения от налоговой нагрузки и таможенных сборов, конкуренция будет честной и прозрачной. Потребитель всегда сможет убедиться, что качество покупки соответствует заявленному. Отсканировав код, будет легко узнать кем, когда и где произведена вещь, каковы ее характеристики и особенности.