Что понимается под ораторским тактом
Миртов: Умение говорить публично
Выступление
Первое выступление имеет большое значение для вашего ораторского развития. Успех или неуспех первых шагов часто навсегда определяют дальнейшую деятельность.
Вот некоторые советы для начинающих:
1. Начинайте с коротких выступлений, без расчёта на эффект. Лучше всего первоначально примите участие лишь в общем собрании, в общем диспуте или обсуждении какого-либо положения.
2. Не развивайте более одной мысли в каждом выступлении.
3. Не выступайте с речью, не продумав вопроса, так сказать, до конца.
4. Учитесь ораторскому искусству у лучших ораторов: если нет возможности их слушать, то читайте их речи. Следите, как эти речи построены и какими приёмами (стилистическими) пользуется оратор.
Если в аудитории некоторый шум, хотя бы от передвижения стульев, ходьбы и пр., то после краткого обращения выдержите паузу. Но чуть на секунду водворилась абсолютная тишина, — пользуйтесь случаем: говорите! — Иначе пропустите момент, начинается вновь шум и начало речи пропало.
Как заставить услышать себя в шуме толпы? Надо начать говорить (без крика) в пределах другой тональности. Однородные звуковые (воздушные) волны взаимно поглощают друг друга (слабые сливаются с сильными), волны же новой тональности (даже иногда очень слабые) могут чётко прозвучать и на фоне громкого шума. Лучше всего резко повысить (без крика!) голос. Однако, едва вас услыхали и смолкли, умейте перейти на более нормальный тон речи. Речь в резко повышенной тональности всегда тягостна для уха.
Повышение тона — приём вступления в речь в шумной аудитории, а не приём произнесения речи. В нормальных же условиях вступайте в речь в обычной тональности, в тональности, что уже звучала до вас. Повышать же тон всей речи опасно: если противник не потеряется, то он будет вам отвечать, и отвечать, конечно, в условиях вашей же (теперь повышенной) тональности.
Характер речи вообще заразителен, а тональность её — особенно. Не повышайте без нужды тона речи! Отсюда и ещё можно сделать ценный вывод: хотите успокоить толпу — перейдите в речи на тональность, соответствующую самой спокойной, неторопливой, рассудительной речи.
Вопросы для повторения
1. Какими качествами, по мнению М. Сперанского, должна обладать речь оратора?
2. Вспомните, какие роды и виды ораторского красноречия выделялись в древности. Охарактеризуйте особенности одного из видов речи.
3. Что понимается под ораторским тактом? Как вы объясните данное понятие применительно к современности? Продемонстрируйте на конкретном примере.
4. Подготовьте конспект академической речи (лекции). Выделите основную мысль. Определите, не нарушена ли связь между частями текста, соответствует ли содержание теме речи. Ответ аргументируйте.
5. Подготовьте речь агитационного характера.
6. Какие приёмы вступления в речь можно использовать, чтобы привлечь внимание аудитории, если:
а) в аудитории шум;
б) аудитория настроена негативно?
7. А. Кони в советах лекторам писал: «Лучшие речи просты, ясны, понятны и полны глубокого смысла. При недостатке собственной “глубокой мысли” дозволительно пользоваться мудростью мудрых, соблюдая меру и в этом, чтобы не потерять своего лица между Лермонтовыми, Толстыми, Диккенсами. » Как реализуется этот тезис А. Кони в речах современных политических обозревателей и общественных деятелей?
8. Составьте собственное руководство «Учусь говорить хорошо и правильно». При выполнении задания используйте материалы данного раздела.
Что понимается под ораторским тактом
В частности, ораторский такт сводится к умению:
1) учесть момент выступления,
2) понять аудиторию и заговорить на ее языке,
3) сохранить внимание аудитории,
4) не утомить аудитории собой,
5) не говорить того чего не хотел.
1. Выдающийся римский оратор Цицерон, как это можно судить по его речам, всегда учитывал момент своего выступления.
Однажды один из них выступил вперед и не совсем твердым голосом прочел:
Друзья! Товарищи! Любители стихов!
Поклонники всего, что стройно и красиво!
Да не смущает вас мгновенье грусти темной!
Придет желанный миг… и свет рассеет тьму.
Оратор умолк… а в ответ ему, со всех концов площади, поднялся гам, свист, хохот.
Его соперник в другое время и, очевидно, при ином настроении собравшихся прочел почти то же самое:
Любители стихов! Товарищи! Друзья!
Поклонники всего, что строило, звучно, нежно!
Да не смущает вас мгновенье скорби тяжкой!
Желанный миг придет-и день прогонит ночь!
Едва окончил оратор, как толпа пришла в восторг. При общих ликованиях оратор был увенчан лаврами.
2. К ораторскому такту относится уменье сразу понять состав аудитории и ее запросы.
Едва вы поняли, с кем имеете дело и какие интересы в данную минуту более близки вашим слушателям, а быть может, и волнуют их, начинайте говорить на языке этой аудитории, на языке ее интересов!
Кстати, бросьте дурную манеру без нужды пересыпать свою речь иностранными словами.
Это дурной признак полуинтеллигентных людей! Истинно образованный человек сумеет выразить свою мысль и на своем родном языке.
Гоголь, пока не знал иностранных языков, любил ввернуть иностранное словцо, но вот он попал за границу, усвоил иностранные языки и… начинает тщательно вычеркивать иностранные словечки из своих произведений! Вычеркнул даже слова «флегматичный» и «характеристика».
3. Дорожите вниманием аудитории. Говорите столько и столь долго, сколько с вниманием может воспринять аудитория. Заботьтесь не только о том, чтобы вас внимательно слушали, но и о том (и это, быть может, главным образом!), чтобы из сознания слушателей ни на минуту не ускользала ваша главная мысль. Внимание к вашей мысли дороже внимания к вашей личности!
Лучшие ораторы всегда для речи берут лишь одну основную мысль и развивают и доказывают ее.
Несколько главных мыслей, особенно в руках неопытного оратора, ни к чему, кроме сумбура в головах слушателей, не приведут! Если у вас несколько соображений по разбираемому вопросу, то излагайте их так, чтобы слушатели углубившись в одно, не потеряли из виду других. Связывайте одно с другим, противопоставляйте, сравнивайте, напоминайте, не делайте все это без утомительных повторений. Иногда можно связать мысли простым подсчетом их: во-первых», во-вторых… Или «вот первое положение», «вот второе положение» и т. д.
Избегайте многословия, в смысле пустословия и ненужных повторений.
«Грациано говорит бесконечное множество пустяков. Его рассуждения похожи на два зерна пшеницы в двух четвериках отрубей: проищешь целый день, найдешь» Найдешь и увидишь, что не стоило и искать» (Шекспир «Венецианский купец»).
Кони рассказывает из своей судебной практики следующий поучительный случай:
4. Учитесь владеть собой.
Мы уже видели, как произнесенное слово, часто неожиданно для самого оратора, уводит его в сторону, заставляет его говорить то, что, может быть, и не хотелось бы говорить или даже не следовало бы говорить вовсе.
ОРАТОРСКИЙ ТАКТ
Оратор, как всякий общественный деятель, должен обладать тактом, т. е. уменьем мгновенно выбрать наиболее верный и краткий путь к намеченной цели при наличных условиях момента, аудитории и т. д.
В частности, ораторский такт сводится к умению:
1) учесть момент выступления,
2) понять аудиторию и заговорить на ее языке,
3) сохранить внимание аудитории,
4) не утомить аудитории собой,
5) не говорить того чего не хотел.
1. Выдающийся римский оратор Цицерон, как это можно судить по его речам, всегда учитывал момент своего выступления.
«По тону и характеру его вступления – сдержанному и осторожному или смелому и торжественному можно заметить, говорит ли он под непосредственным впечатлением обвинительной речи противника, или уже его товарищи по защите успели расчистить почву для него». (Зелинский Ф.Ф. Из мира идей – Авт.).
Учесть настроение слушателей в момент выступления – великое дело. У Тургенева есть небольшое стихотворение в прозе «Два четверостишия», где говорится о двух поэтах ораторах.
Однажды один из них выступил вперед и не совсем твердым голосом прочел:
Друзья! Товарищи! Любители стихов!
Поклонники всего, что стройно и красиво!
Да не смущает вас мгновенье грусти темной!
Придет желанный миг… и свет рассеет тьму.
Оратор умолк… а в ответ ему, со всех концов площади, поднялся гам, свист, хохот.
Его соперник в другое время и, очевидно, при ином настроении собравшихся прочел почти то же самое:
Любители стихов! Товарищи! Друзья!
Поклонники всего, что строило, звучно, нежно!
Да не смущает вас мгновенье скорби тяжкой!
Желанный миг придет—и день прогонит ночь!
Едва окончил оратор, как толпа пришла в восторг. При общих ликованиях оратор был увенчан лаврами.
«Первый сказал свое – да не вовремя; а этот не свое сказал – да вовремя!»
Сказать вовремя – ценнейшее ораторское уменье.
Чутко прислушивайтесь, внимательно присматривайтесь к аудитории, изучайте ее, следите за ее душевными переживаниями, настроениями – в этом залог успеха!
2. К ораторскому такту относится уменье сразу понять состав аудитории и ее запросы.
Едва вы поняли, с кем имеете дело и какие интересы в данную минуту более близки вашим слушателям, а быть может, и волнуют их, начинайте говорить на языке этой аудитории, на языке ее интересов!
Разумеется, и самый язык ваш будет различен в зависимости от того, с кем беседуете: одно дело, если говорите учащимся или городским обывателям, совсем иное – если перед вами рабочие, крестьяне, красноармейцы и т. д.
Кстати, бросьте дурную манеру без нужды пересыпать свою речь иностранными словами.
Это дурной признак полуинтеллигентных людей! Истинно образованный человек сумеет выразить свою мысль и на своем родном языке.
Гоголь, пока не знал иностранных языков, любил ввернуть иностранное словцо, но вот он попал за границу, усвоил иностранные языки и. начинает тщательно вычеркивать иностранные словечки из своих произведений! Вычеркнул даже слова «флегматичный» и «характеристика».
Чем проще выражена ваша мысль – тем ближе и вернее ваш путь к уму и сердцу слушателей.
Часто непонимание ваших слов или иное понимание, не то, какого вы хотели бы, встает между вами и аудиторией непреодолимой стеной. Один из героев Тургенева пообещал крестьянам свое участие в их нуждах… После он измучился, доказывая, что обещал он не участок земли, а участие – сочувствие! Так и не поняли это, «участие»!
Поняв аудиторию, говорите на языке ее интересов: примеры, сравнения, эпитеты и т. д. – все это берите из области близкого, хорошо знакомого, родного для слушателей!
3. Дорожите вниманием аудитории. Говорите столько и столь долго, сколько с вниманием может воспринять аудитория. Заботьтесь не только о том, чтобы вас внимательно слушали, но и о том (и это, быть может, главным образом!), чтобы из сознания слушателей ни на минуту не ускользала ваша главная мысль. Внимание к вашей мысли дороже внимания к вашей личности!
Лучшие ораторы всегда для речи берут лишь одну основную мысль и развивают и доказывают ее.
Несколько главных мыслей, особенно в руках неопытного оратора, ни к чему, кроме сумбура в головах слушателей, не приведут! Если у вас несколько соображений по разбираемому вопросу, то излагайте их так, чтобы слушатели углубившись в одно, не потеряли из виду других. Связывайте одно с другим, противопоставляйте, сравнивайте, напоминайте, не делайте все это без утомительных повторений. Иногда можно связать мысли простым подсчетом их: во-первых», во-вторых… Или «вот первое положение», «вот второе положение» и т. д.
Сколько можно вообще говорить? Столько, сколько в данное время (в данный час) способна аудитория выслушать со вниманием. Длительность этого времени зависит и от таланта оратора: одного будут с напряженным вниманием слушать час — два, другого не в состоянии выслушать и на протяжении 15 – 20 минут!
Избегайте многословия, в смысле пустословия и ненужных повторений.
«Грациано говорит бесконечное множество пустяков. Его рассуждения похожи на два зерна пшеницы в двух четвериках отрубей: проищешь целый день, найдешь» Найдешь и увидишь, что не стоило и искать» (Шекспир «Венецианский купец»).
Кони рассказывает из своей судебной практики следующий поучительный случай:
«Вспоминается речь одного адвоката, любителя умно говорить. Слушают дело о краже. Присяжные были утомлены разбором предыдущих дел. Оратор первый час своей речи посвятил на историю возникновения права собственности и на развитие этого понятия с древнейших времен в связи с развитием культуры. «Теперь перехожу к обстоятельствам настоящего дела», – заключил он свой обзор и дрожащею от усталости рукою стал наливать себе стакан воды… Начинало смеркаться. Когда наступила минута общего молчания перед переходом оратора от Египта, Рима и средних веков к «обстоятельствам дела», – старшина присяжных поднял давно уже опущенную голову, обвел страдальческим взглядом суд и оратора и, тяжело вздохнув, довольно громко, с явным унынием в голосе произнес: «эхе-хе-хе-эхе!» – и снова опустил голову».
К сожалению, это не анекдот, не шуточный рассказ Чехова – перед нами обычная картинка измора слушателей бестактным оратором.
4. Учитесь владеть собой.
Мы уже видели, как произнесенное слово, часто неожиданно для самого оратора, уводит его в сторону, заставляет его говорить то, что, может быть, и не хотелось бы говорить или даже не следовало бы говорить вовсе.
Употребили резкое слово, назвали кого-нибудь, например, лжецом, – показалось, что аудитория не совсем поверила – и вот, пытаясь восстановить доверие к себе, начинаете доказывать, что вы вполне правы, сказав так, а не иначе. Мало того – вы уже и сами верите! Вы уже доказываете, что перед вами не только лжец, но и преступник, но и злодей, для которого ничего нет святого! Не хватайтесь за случайно вырвавшееся слово, лучше смягчить его, а не настаивать на нем и не усиливать его. Не бойтесь своих слов, тогда они охотнее будут вас слушаться!
Помните завет великого поэта: «Блажен, кто словом твердо правит – и держит мысль на привязи свою!».
Ораторское искусство: зачем его осваивать и с чего стоит начать
Первые мастера ораторского искусства появились в Древней Греции. Они участвовали в дебатах, играли на сценах театра и выступали с речами перед народом. В XXI веке умение красиво говорить помогает продвигаться по карьерной лестнице и заражать людей своими идеями. Этот навык необходим не только актерам, журналистам и адвокатам, но и всем тем, чья деятельность так или иначе связана с публичными выступлениями. Преподаватели ораторского искусства рассказали РБК Трендам тонкости этого мастерства.
Аудиоверсия материала:
Теперь материалы РБК Трендов можно не только читать, но и слушать. Ищите и подписывайтесь на подкаст «Звучит как тренд» в Apple Podcasts, «Яндекс.Музыке», Castbox или на другой платформе, где вы слушаете подкасты.
Что такое ораторское искусство
Это практика убедительных публичных выступлений. Оратор, который способен создать яркий текст и качественно его передать, способен привлечь внимание аудитории и склонить ее на свою сторону. Великими ораторами называли Уинстона Черчилля, Льва Троцкого и Стива Джобса. Эти люди умели вдохновлять остальных своими идеями и вести за собой толпы, как в прямом, так и переносном смысле.
Ораторское мастерство основывается на риторике — искусстве эффективного использования слов. Но если риторика состоит из правил построения художественной речи для создания текстов любых направлений, от поэзии до художественной литературы, то ораторское искусство носит практический характер. Оно помогает доступно и убедительно излагать свою позицию и пригодится как в работе, так и в повседневной жизни. Это один из мягких надпрофессиональных навыков (soft skills), помогающих в решении разнообразных жизненных задач.
Почему важно развивать ораторское искусство
Публичное и деловое общение активно вошло в повседневную жизнь современного человека. Мы выступаем на конференциях, участвуем в собраниях, общаемся через голосовые мессенджеры и читаем поздравительные речи. Этот процесс стал очень активным, и успешному человеку важно работать над подачей своей речи.
считает Александр Эпштейн, основатель школы ораторского мастерства «Культура речи». — Я буду не оригинальным если скажу, что человек стал более публичным. Еще совсем недавно предприниматели, бизнесмены, политики не обучались искусству публичных выступлений. Сегодня мы наблюдаем, как среди них значительно вырос спрос на все виды услуг: корпоративные тренинги, персональных коучей и работу в группах».
Елена Полякова, тренер спикеров TEDxSadovoeRing, автор курса «Слово как искусство» и основатель культурного салона «Маяк» в Тбилиси добавляет:
«Само по себе произнесенное слово — лишь итог. Речь человека начинается с его способности к восприятию, к интуитивному познанию мира, к глубокому проживанию собственной жизни. Затем идет умение обрабатывать полученный опыт, ясно мыслить и выражать мысли во всей полноте и убедительности.
Ораторское искусство — это глубокая, целостная работа личности над собой. Такая работа обогащает, делает человека многомерным. Затрагивает все грани внешней и внутренней жизни не менее (а может и более) глубоко, чем, скажем, чтение, рисование, занятия музыкой или танцами. Это инструмент познания себя, и это важно для каждого, я полагаю».
Основные принципы ораторского искусства
Александр Эпштейн рассказывает, что искусство ярких выступлений состоит из трех основных направлений: ясная, разумная и свободная речь.
Ясная речь — это про технику: дыхание, голос, дикция, артикуляция. В интернете много упражнений, тренировок в этом направлении. Разные скороговорки, вокальные и логопедические техники. Можно, к примеру, поработать над дикцией, использовав пробку от вина. С этим направлением все просто — его легко можно натренировать.
Разумная речь — это про логику и структуру. Нужно учиться выстраивать композицию, свои мысли и писать речь, которую вам самим будет интересно произносить. В хорошем тексте должна быть завязка, интрига, кульминация и месседж. Это несколько сложнее, чем техника. Логика речи — это основа драматургии.
Любой оратор или человек, который попадает в публичное пространство, становится в каком-то смысле актером, который дает моноспектакль. И у этого моноспектакля есть свои «ингредиенты». Драматург пишет пьесы для театра, но и оратору было бы неплохо помочь себе хорошей пьесой. Для этого нужно знать, как выстраивать свои мысли в композицию. Как выработать привычку структурно мыслить и структурно говорить.
Свободная речь — это про психотехнику и основы актерского мастерства. Новичкам помимо техники речи стоит изучить, какие техники используют актеры. Допустим, почитать систему Станиславского. Понять, что такое вера в предлагаемые обстоятельства с включением темперамента и с понятием речевого действия. Что актер должен на сцене действовать, а не просто произносить текст. И что с одним и тем же текстом можно совершать разные речевые действия. Можно унизить публику или возвысить, произнося один и тот же материал.
Как развить ораторское искусство
«Навык заключается не только в постижении внешних приемов риторики или сценической грамотности, — рассказывает Елена Полякова. — Когда мы что-либо произносим, мы всегда выражаем себя. Вопрос в том, как и что выражаем».
Еще Самуил Маршак говорил, что «нельзя чувствовать и знать слово, если не чувствуешь и не знаешь действительности».
Сколько бы техник и приемов вы не изучили, дело не в красоте или форме слов, а в их содержании. Как только вы ясно поймете свое «зачем», вы будете точно знать, что следует сказать. И даже без изучения науки речи, вы сможете стать убедительными, а ваша речь — сильной.
Где учиться ораторскому искусству
Перед новичком, который только начал интересоваться ораторским мастерством, встает вопрос: где лучше заниматься, дома или с преподавателем. Александр Эпштейн рекомендует начинать обучение в группе в специальном центре, вживую, а потом добирать необходимые навыки самостоятельно.
«По моему опыту — это идеальный сценарий, — продолжает Александр. — Занятие в офлайн-группах дает аудиторию. Можно пробовать различные форматы, которые невозможно потренировать индивидуально. Допустим, провести дебаты и организовать выступления в жанре монолога с видеозаписью и последующим разбором. Аудитория и живое общение дают энергию, эмоции и обратную связь. Самостоятельно такую работу провести невозможно».
В группе можно освоить необходимую теорию, основанную на актерских или журналистских техниках, теорию с психологических факультетов. Поняв некоторую систему и методику публичных выступлений, пройдя это на практике в группе и получив обратную связь от компетентного тренера, в дальнейшем, имея эти инструменты, можно добирать навыки самостоятельно.
Допустим, у человека появляется новый творческий вызов, нужно выступить на форуме или его повысили в должности. Он может обратиться за углубленными доработками, но уже имея базис, который был получен в группе. Это идеальная картина мира.
Практические упражнения
Елена Полякова рекомендует упражнения для новичков, которые можно выполнять постоянно, не отрываясь от повседневных дел. Они направлены на развитие внутренних навыков человека — метанавыков.
Читайте медленно. Возьмите любой отрывок текста. Это может быть проза или стихи — не важно. Достаточно даже одного предложения.
Сядьте ровно и постарайтесь ощутить свое тело целиком: стопы, позвоночник, живот. Затем, читайте слова крайне медленно, будто вы произносите их всем своим телом, буквально пробуя каждое слово «на вкус».
Не нужно никаких специальных интонаций, выразительности. Даже наоборот. Читайте монотонно, все внимание направив внутрь себя. Ваша задача — сначала почувствовать отклик. Это удивительное чувство. Вы его ни с чем не спутаете: будто слова развернулись в вас во всей полноте. И там есть не только понимание смысла слова, но и некое многомерное проживание этого смысла.
Если повторять это упражнение хотя бы по пять минут в день, можно научиться чувствовать красоту слова и особенную связь со своим внутренним миром.
Будьте внимательны к тому, как разговариваете в течение дня. Наблюдайте за собой. Для этого я предлагаю говорить медленнее. Если вам задали вопрос, прежде чем ответить, сделайте паузу, хотя бы секундную. Но не для того, чтобы обдумать ответ. Замрите, снова «нырните» внутрь себя и, почувствовав отклик, отвечайте. Но медленнее, чем привыкли. При этом старайтесь договаривать предложения до конца, аккуратно подбирая слова.
Эта практика научит вас точному выражению мыслей и приведет к ясной речи. Есть большая разница между выражениями «я был рад» и «я был в восторге». Постепенно вы научитесь чувствовать эту разницу, расширите свой словарный запас. А также избавитесь от большого количества ненужных слов, усилителей и речевых шаблонов.
Приучите себя к мысленному рассуждению. Для этого вам нужно иногда ставить под сомнение известные вещи и задавать самому себе вопросы. Очень простые. Что такое свобода? Всегда ли нужно помогать другим? Пусть вам будет интересно об этом думать.
Такая практика поможет развить способности к выстраиванию логических цепочек, приходить к собственным умозаключениям и интуитивно схватывать главное. Ваше сознание станет более гибким. Но самое главное — это навык интуитивного познания мира и путь к настоящему творчеству.
Ораторский такт это
5 признаков, что вас вербуют, разводят или подставляют в Сети
«Слова человека для лингвиста — как анализы для врача, — утверждают специалисты, — а его речь — ключ к его сознанию»
Ораторский такт это
Но так, как мог бы читать Маяковский или Ленин на броневике, если бы их попросили.
Предлагаю тут делиться подходящими по формату четверостишиями. Дабы разнообразить репертуар. Пока статистика такая: менее половины людей в зале помнят
Наверное, нет таких профессий и специальностей, где искусство владеть словом не пригодилось бы.
Но в некоторых областях человеческой деятельности, к которым, в частности, относится и бизнес, владение искусством речи является обязательным. Ведь деловому человеку, занятому в сфере предпринимательства, постоянно приходится общаться с людьми, беседовать, участвовать в коммерческих переговорах, проводить служебные совещания, вести прием посетителей и сослуживцев.
ЭТИКА – наука, изучающая закономерности возникновения, развития и функционирования морали, ее специфику и роль в обществе, систему нравственных ценностей и традиций.
Этика разрабатывает проблемы добра и зла, устанавливает критерии нравственной свободы и ответственности личности, определяет моральную ценность ее поступков. Вам, наверняка, приходилось слышать термины «врачебная этика », «спортивная этика », «этика следователя» и подобные.
«Всему населению принять участие в торжественной встрече высоких гостей.
Все работы в поле и на заводах прекратить, кроме выплавки метала в литейных мастерских, жителям в праздничных одеждах собираться у дороги, ведущей к городу от торговых ворот.
Шестилапых загнать в стойла и крепко привязать, чтобы какой-нибудь не вырвался и не наделал переполоха. Стражам на драконах описывать над процессией круги почета, но не спускаться слишком низко». Повсюду начался веселый гомон.
Много лет тому назад румынская королева Мария прибыла с официальным визитом в Америку.
В ее программу было включено посещение знаменитого университета, где работал ведущий психолог страны. Представляя ему почетную гостью, ректор сказал: Муж приводит свою жену к психологу с жалобой, что вот уже полгода у них нет близости.
Психолог выставил мужика за дверь и допрашивает жену. В конце концов, она признается: — Понимаете, доктор, каждое утро я еду на работу на такси.
Три монотеистические религии имеют свои священные писания: в иудаизме — это Танах, в христианстве — Евангелие, в исламе — Коран. Арабское название священной книги мусульман «Кур’ан» обычно переводят, как «Чтение».
Но оно не означает чтения в прямом смысле этого слова, как и глагол «кар’а», от которого оно происходит, значит не только «читать», а еще и «декламировать», «произносить нараспев».
Ораторский Клуб
И всегда ли это так для оратора? • Чем отличается оратор от не оратора?
У желающих будет возможность выступить ярко, емко и лаконично, как настоящий оратор. Получить обратную связь от группы, а затем еще раз выступить, пытаясь исправить указанные ошибки.
Значение ораторского искусства в деятельности адвоката-защитника Текст научной статьи по специальности — Государство и право
Юридические науки » Закомолдин Алексей Валерьевич Значение ораторского искусства в деятельности адвоката-защитника // Вестник Самарской гуманитарной академии.
Серия: Право. 2014. №2 (16). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/znachenie-oratorskogo-iskusstva-v-deyatelnosti-advokata-zaschitnika (дата обращения: 25.02.2018)
Логика речи
Личная терапия – новый опыт в моей профессиональной жизни.
Я рада, что пришла в работу к Ольге Бусуриной. Мы уже отработали определенное количество часов, и я хочу сказать, что процесс идет неожиданно глубоко и эффективно.