Что понимается под организационно правовой формой социального обеспечения
Организационно-правовые формы социального обеспечения. Право на социальное обеспечение
Государственное страхование
Система социального обеспечения основной своей формой организационно-правового характера считает социальное страхование. Его ключевая идея заключается в разделении риска потери заработной платы в социальном аспекте, потребности в помощи медицинских сотрудников и иных услугах социальной природы, снижении доходов ниже определенного государством минимума и аналогичных мероприятиях, осуществляемых между государством и непосредственно работниками, подлежащими социальному страхованию. Интересно дополнить, что данная процедура организуется в обязательном порядке.
Прямое ассигнование
Негосударственные формы социального обеспечения
Пенсионные фонды негосударственного типа собственности
Многие вопросы социального обеспечения курируют пенсионные фонды негосударственного типа собственности. Важно отметить, что такие организуют собственную деятельность в соответствии с Федеральным законом от 7 мая 1998 года № 75-ФЗ «О пенсионных фондах негосударственного типа собственности». Их вид деятельности исключителен. Именно поэтому главной организационно-правовой формой социального обеспечения является форма, соответствующая негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда по причине оформления договоров между вкладчиками и населением непосредственно в пользу участников.
Таким образом, фондовая деятельность в отношении пенсионного обеспечения включает в себя следующие пункты:
Вопрос благотворительности
Для начала необходимо заметить, что регулирование благотворительности в правовом аспекте реализуется на основе закона от 11 августа 1995 года номер 135-ФЗ «О благотворительности и соответствующих организациях», а также Закона города Москвы от 5 июля 1995 года № 11-46 «О благотворительности». Под благотворительной деятельностью следует понимать деятельность добровольного характера, совершаемую гражданами и юридическими лицами, в плане бескорыстной (на льготных условиях или безвозмездной) передачи физическим или юридическим лицам имущественных комплексов, куда необходимо относить и денежные средства. Кроме того, аналогичные виды социального обеспечения подразумевают бескорыстное выполнение определенных видов работ, предоставление некоторых услуг, а также оказание других разновидностей поддержки. Основной целью данным мероприятиям служит не только социальная поддержка (хотя в первую очередь именно она), но и защита граждан.
Льготирование и компенсирование
Как выяснилось, все организационно-правовые формы социального обеспечения в России носят позитивный характер и направлены посредством своего функционала на улучшение жизни граждан. Так, государственное страхование является традиционным методом, а организация фондов негосударственного типа относится к мероприятиям современности. Именно поэтому данная практика стремительно поднимает свой рейтинг в обществе.
Заключительный аккорд
В заключение данному вопросу необходимо обобщить все методы социального обеспечения, которые так или иначе касаются Российской Федерации. Таким образом, на сегодняшний день не теряют актуальности:
Право на социальное обеспечение
Под правом социального обеспечения необходимо понимать важнейшую отрасль права, носящую самостоятельный характер. Это организованная система, в составе которой насчитывается множество мероприятий социально-экономической природы по борьбе с ненадлежащей обеспеченностью в отношении отдельных категорий граждан и государства в целом. Если все вышеприведенные формы обобщить, можно сделать вывод о том, что совокупность организационно-правовых форм можно классифицировать на два больших класса: социальное обеспечение и страхование, носящее обязательный характер.
Отрасль права
Если рассматривать право на социальное обеспечение как правовую отрасль, то можно определить его как совокупность организованной направленности, относящуюся непосредственно к правовым нормативам, посредством которых осуществляется регулирование отношений между органами социального обеспечения и, конечно же, гражданами того или иного государства. Важно отметить, что абсолютно каждая разновидность социальной поддержки населения, которая так или иначе выступает объектом определенного рода отношений, порождает собственное отношение в качестве отдельного элемента. Именно поэтому отношение общего типа по поводу социального обеспечения насчитывает целых пять видов отношений, среди которых:
Метод и нормы права социального обеспечения
Указанные в предыдущей главе правоотношения, важно заметить, являются составляющими предмета соответствующей отрасли. В данной главе в первую очередь целесообразным будет рассмотреть метод права в области социального обеспечения. Необходимо дополнить, что он так или иначе служит полноценным отражением специфики регулирования отношений в правовом аспекте социально обеспечительной области. Так, данный метод, как правило, состоит из следующих признаков:
Интересно дополнить, что нормативы права, которые являются взаимосвязанными составляющими права социальной поддержки, формируют систему этой отрасли, построенную следующим образом:
Кроме того, право социального обеспечения определяется тремя основополагающими признаками, среди которых:
Также важно знать, что право на социальную поддержку обеспечивается в соответствии с некоторыми ключевыми нюансами:
Электронная библиотека
Организационно-правовые формы социального обеспечения подразделяются на два вида: государственное социальное страхование и негосударственное социальное обеспечение (рисунок 4.1).
Главной организационно-правовой формой социального обеспечения является государственное социальное страхование. Суть его заключается в разделении социального риска потери заработка, снижения доходов ниже прожиточного минимума, потребности в медицинской помощи и других социальных услугах между государством и самими работниками, которые подлежат обязательному социальному страхованию.
Денежные средства федеральных внебюджетных фондов являются государственной собственностью и не могут расходоваться ни на какие иные цели, кроме тех, для финансирования которых они созданы. В соответствии со статьей 13 Бюджетного кодекса РФ от 31 июля 1998 года № 145-Ф государственный внебюджетный фонд – это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном федеральным законом, либо в ином порядке, предусмотренным названным кодексом.
В связи с введением в действие с 1 января 2001 года 2-й части Налогового кодекса и установлением единого социального налога (взноса) изменился порядок зачисления платежей в государственные социальные внебюджетные фонды, к которым относятся:
Ø Фонд социального страхования РФ;
Ø Пенсионный фонд РФ;
Ø Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Другой организационной формой социального обеспечения является прямое ассигнование (например, пенсий госслужащих, военнослужащих, социальных услуг престарелым и т.д.) из федерального бюджета.
Наряду с централизованными формами социального обеспечения в последнее время широкое распространение получает также и негосударственное социальное обеспечение:
1) муниципальное социальное обеспечение.
Так, например, постановлением Правительства Москвы от 16.01.2001 г. № 31-ПП утверждена комплексная программа мер социальной защиты жителей Москвы на 2001 год, согласно которой предусмотрены:
· ежемесячные компенсационные выплаты бывшим военнослужащим-инвалидам, родителям военнослужащих, погибших в мирное время;
· увеличение размера дотаций остронуждающимся студентам;
· надбавки к пенсиям сверх социальной нормы и другие выплаты;
2) негосударственные пенсионные фонды (НПФ). Осуществляют свою деятельность на основании федерального закона от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».
Негосударственные пенсионные фонды – особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительным видом деятельности которой является негосударственное пенсионное обеспечение участников фонда на основании договоров о негосударственном пенсионном обеспечении населения с вкладчиками фонда в пользу участников фонда. Деятельность фонда по негосударственному пенсионному обеспечению населения включает аккумулирование пенсионных взносов, размещение пенсионных резервов, учет пенсионных обязательств фонда и выплату негосударственных пенсий участникам фонда;
1) благотворительная деятельность граждан и юридических лиц. Правовое регулирование осуществляется на основании федерального закона от 11 августа 1995 г.. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».
Под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной помощи в целях социальной поддержки и защиты граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы;
2) Предоставляемые работникам предприятиями, учреждениями, организациями за счет прибыли различные льготы и компенсации (например, предоставление дополнительных дней отдыха отдельным категориям работников).
Срочно?
Закажи у профессионала, через форму заявки
8 (800) 100-77-13 с 7.00 до 22.00
Суть государственного социального страхования заключается в разложении социального риска между работодателями, наемными работниками и другими занятыми лицами, подлежащими обязательному социальному страхованию, и государством. Причем утрата заработка и другие указанные обстоятельства могут быть отнесены к категории социального (массового) риска и охвачены обязательным социальным страхованием только в том случае, если они вызваны социально-значимыми причинами, которые с точки зрения государства являются уважительными. В частности, утрата заработка может быть следствием безработицы, временной нетрудоспособности, инвалидности и др. Дополнительные расходы могут быть результатом самых разных причин: наличием иждивенцев, в том числе несовершеннолетних детей; инвалидностью; потребностью в медицинской помощи и лечении, стихийными бедствиями и другими чрезвычайными событиями.
Для финансирования государственного социального страхования на федеральном и локальном уровнях созданы централизованные фонды, которые функционируют как внебюджетные финансовые системы. К федеральным фондам социального страхования относятся: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Государственный фонд занятости населения РФ. Они образуются за счет страховых взносов работодателей, различных групп занятого населения, определенных в законе, и дотаций государства.
Таким образом, государственное (обязательное) социальное страхование является формой организации осуществления застрахованными лицами права на социальное обеспечение в случаях утраты заработка, безработицы, инвалидности, беременности и родов, старости, потери кормильца и других установленных законом обстоятельств, а также на медицинскую помощь за счет средств внебюджетных страховых фондов.
2) Другой организационной формой осуществления конституционного права каждого на денежные выплаты и социальные услуги в установленных законом случаях является обеспечение за счет прямых ассигновании из федерального бюджета.
Эта форма охватывает особых субъектов: государственных служащих, военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, государственной безопасности, и членов их семей, а также другие категории служащих с учетом специфического характера их деятельности. Средства на финансирование социального обеспечения указанного контингента лиц перечисляются в федеральные фонды социального страхования или выделяются соответствующим министерствам (например, Министерству обороны РФ) из бюджета РФ.
3) Еще одной организационно-правовой формой осуществления социального обеспечения служит социальная помощь. В настоящее время она находится в стадии формирования. Правовая основа для ее создания заложена следующими Федеральными законами: от 24.10.97 № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в РФ», от 17.07.99 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», от 20.11.99 № 201-ФЗ «О потребительской корзине в целом по РФ».
1.3. Формы социального обеспечения
В специальной литературе формы социального обеспечения рассматриваются двояко: во-первых, как способ его организации – организационно-правовая форма; во-вторых, как способ удовлетворения потребностей граждан.
Государственное социальное обеспечение имеет несколько организационно-правовых форм, которые подразделяются на основе ряда признаков, главными из которых являются следующие:
? способ аккумуляции средств в финансовых источниках, за счет которых предоставляется социальное обеспечение;
? круг лиц, обеспечиваемых за счет средств финансовых источников;
? вид обеспечения, предоставляемого кругу лиц за счет средств определенных источников;
? вид социальных рисков, с наступлением которых связывается возникновение права на соответствующий вид социального обеспечения;
? структура органов, осуществляющих социальное обеспечение.
К основным организационно-правовым формам социального обеспечения относятся:
1) обязательное социальное страхование работающих лиц и иных граждан, подлежащих такому страхованию;
2) социальное обеспечение граждан за счет ассигнований из государственного бюджета.
Обязательное социальное страхование как организационно-правовая форма социального обеспечения получила свое законодательное закрепление с принятием Федерального закона от 16 июля 1999 г. «Об основах обязательного социального страхования в Российской Федерации». В нем приводится определение обязательного социального страхования как системы создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством РФ об обязательном социальном страховании.
К числу специфических признаков, посредством которых выделяют обязательное социальное страхование как форму социального обеспечения, относятся:
– во-первых, способ аккумуляции средств в финансовых источниках, за счет которых предоставляется социальное обеспечение в порядке обязательного социального страхования. В формировании финансовых ресурсов (источников) принимают участие работающие лица, которые осуществляют в обязательном (принудительном) порядке взносы в свое будущее социальное обеспечение, а в отдельных случаях – и членов своих семей;
– во-вторых, круг лиц, обеспечиваемых за счет средств финансовых источников. Подлежат социальному обеспечению по системе обязательного социального страхования застрахованные граждане, а в случае их смерти – члены их семей. Застрахованными считаются российские граждане, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам; лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой; иные категории граждан, которые признаются застрахованными в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования;
– в-третьих, страхователями выступают организации любых форм собственности, а также граждане, обязанные уплачивать страховые платежи (страховые взносы) в соответствующие фонды обязательного социального страхования. Страхователями выступают также и органы государственной исполнительной власти и местного самоуправления, обязанные по законодательству о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы;
– в-четвертых, страховщиками выступают специальные некоммерческие страховые организации, создаваемые в соответствии с законодательством о конкретных видах обязательного социального страхования. К ним относятся ПФР, ФСС России, ФФ ОМС;
– в-пятых, виды обеспечения, предоставляемые застрахованным лицам, зависят от вида социального риска и соответственно средств определенного финансового источника. Поэтому их нельзя рассматривать в отрыве друг от друга. В статье 7 Закона об основах социального страхования определены виды социальных страховых рисков: необходимость получения медицинской помощи; утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая; дополнительные расходы застрахованного лица или членов его семьи в связи с наступлением страхового случая. Страховыми же случаями признаются достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца, заболевание, травма, несчастный случай на производстве или профессиональное заболевание, беременность и роды, рождение ребенка (детей), уход за ребенком в возрасте до полутора лет и другие случаи, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. При наступлении одновременно нескольких страховых случаев порядок выплаты страхового обеспечения по каждому страховому случаю определяется в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования;
– в-шестых, каждому виду страхового риска соответствует вид страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию[4].
К ним относятся следующие виды обеспечения: оплата медицинскому учреждению расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи; трудовая пенсия по старости; трудовая пенсия по инвалидности; трудовая пенсия по случаю потери кормильца; пособие по временной нетрудоспособности (в том числе в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием); пособие по беременности и родам; ежемесячное пособие по уходу за ребенком (до достижения им полутора лет); единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; единовременное пособие при рождении ребенка; социальное пособие на погребение; страховые выплаты в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием, оплата дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию и иные виды страхового обеспечения.
Предоставление соответствующих видов социального страхового обеспечения застрахованным гражданам осуществляется фондами обязательного социального страхования.
Исходя из самого определения и действующих принципов осуществления обязательного социального страхования его можно представить как системное образование в виде нескольких подсистем (относительно самостоятельных систем в зависимости от видов обязательного социального страхования). В России к таким системам можно отнести:
1) обязательное пенсионное страхование;
2) обязательное социальное страхование в случае временной нетрудоспособности, включая материнство (беременность и роды), санаторно-курортное лечение и оздоровление;
3) обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
4) обязательное медицинское страхование.
В настоящее время нет единого органа в лице федерального фонда обязательного социального страхования, из которого предоставлялись бы все виды обеспечения, охватываемые этой системой. По этой причине каждый социальный внебюджетный фонд производит определенные социальные страховые выплаты (выдачи). Так, ПФР выплачивает трудовые пенсии по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца, пособие на погребение умершего пенсионера.
ФСС России выдает пособия по временной нетрудоспособности, пособия по беременности и родам, некоторые виды единовременных пособий (при постановке на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка и пр.), страховое возмещение при несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях (единовременные и ежемесячные выплаты и пр.).
ФФОМС на основе платежей за обязательное медицинское страхование выравнивают возможности регионов страны по медицинскому лечению и обслуживанию населения.
Выплата пособия по безработице лицам в период поиска подходящей работы (в том числе в период временной нетрудоспособности безработного) и их участия в общественных работах; доплаты к пособию по безработице на лиц, находящихся на содержании безработного гражданина, производятся органами службы занятости населения и за счет средств государственного бюджета. (Государственный фонд занятости населения был ликвидирован, его функции переданы Министерству труда Российской Федерации, затем – Министерству здравоохранения и соцразвития Российской Федерации.)
Обязательное социальное страхование необходимо отличать от государственного личного страхования. Разграничение их производится в основном по контингентам обеспечиваемых, видам и условиям предоставления материального обеспечения. Например, военнослужащие подлежат государственному личному страхованию. В случае увечья (или смерти) военнослужащему (или его семье) выплачиваются страховые суммы за счет государственного бюджета. Следовательно, этот вид страхования не входит в систему государственного социального страхования.
Социальное обеспечение за счет ассигнований из государственного бюджета своего законодательного определения и закрепления в настоящее время еще не получило. Поэтому его понятие выводится исходя из вышеуказанных признаков разграничения организационно-правовых форм социального обеспечения. Его можно сформулировать в следующем виде: социальное обеспечение за счет ассигнований из государственного бюджета – это система материального обеспечения и социального обслуживания отдельных категорий граждан, не подлежащих обязательному социальному страхованию, и предоставления отдельных видов социального обеспечения всему населению вне зависимости от принадлежности к определенным категориям граждан за счет бюджетных ассигнований. За счет бюджетных ассигнований осуществляется пенсионное обеспечение лиц офицерского состава, прапорщиков, мичманов Министерства обороны Российской Федерации и некоторых иных категорий лиц за выслугу лет, по инвалидности, а их семьям – по случаю потери кормильца. Им же выдаются различные виды социальных пособий, установленных законодательством.
За счет средств государственного бюджета производятся также выплаты некоторых пособий гражданам как членам общества, например, единовременные пособия при рождении ребенка неработающим гражданам; социальное пособие на погребение; компенсационные выплаты учащимся на питание; пособия беженцам и вынужденным переселенцам и т. п. Помимо этого за счет указанных средств предоставляются многие виды социальных услуг в учреждениях социального обслуживания: профессиональное обучение и реабилитация инвалидов и др.
Формирование основ рыночной экономики, переход к новым общественно-экономическим отношениям в России породили новое явление, как отмечалось выше, – бедность. Появление бедных граждан (социально слабых слоев населения) вызвало необходимость оказания им соответствующей материальной помощи и поддержки. Такая поддержка (как вид социального обеспечения) установлена Федеральным законом от 17 июля 1999 г. «О государственной социальной помощи», а нуждающиеся в ней лица определены как малоимущие семьи или малоимущие одиноко проживающие граждане. Цель государственной социальной помощи – поддержание уровня жизни малоимущих граждан (семей), среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Появление нового вида материального обеспечения социально слабых слоев населения неизбежно вызывает потребность в определении его места в системе права социального обеспечения. Одни авторы (Е.Е. Мачульская) полагают, что социальную помощь необходимо рассматривать в качестве самостоятельной организационно-правовой формы социального обеспечения. Другие (М.Л. Захаров, Э.Г. Тучкова) считают, что все виды и формы социальной помощи финансируются за счет бюджетных средств и, следовательно, их предоставление происходит в рамках такой организационно-правовой формы, как социальное обеспечение за счет бюджетных ассигнований. На наш взгляд, государственную социальную помощь следует все-таки рассматривать в качестве разновидности такой организационно-правовой формы социального обеспечения, как обеспечение за счет ассигнований из государственного бюджета.
Социальное обеспечение за счет ассигнований из государственного бюджета как система материального обеспечения состоит из трех относительно самостоятельных подсистем:
1) социальное обеспечение особых контингентов граждан, находящихся на государственной или военной службе и иной приравненной к ней;
2) социальное обеспечение отдельных категорий лиц вне связи их с трудом;
3) государственная социальная помощь гражданам в связи с бедностью.
Формы социального обеспечения как способ его организации следует отличать от формы способа удовлетворения потребностей граждан видами данного обеспечения.
В смысле способов удовлетворения потребностей граждан в старости, при нетрудоспособности, в случае невозможности осуществлять за собой уход и в иных случаях под формой социального обеспечения рассматриваются денежные выплаты и натуральные выдачи (натуральное обеспечение). К денежным выплатам относятся различные виды пенсий и пособий, компенсационные выплаты. Натуральное обеспечение – это санаторно-курортное лечение, содержание детей в детских учреждениях, оказание социальных услуг, диетическое питание, медицинское обслуживание и т. п.
В литературе последних лет выделяют смешанную форму организации социального обеспечения. Под ней понимают одновременное использование обеих вышеназванных форм в отношении определенных категорий граждан, например государственных служащих, депутатов и др. Наряду с централизованными формами выделяют региональные и местные (локальные) формы социального обеспечения. В обобщенном виде данные формы представляют собой форму дополнительного материального обеспечения сверх выплат различных видов социального обеспечения, установленных федеральным законодательством. На практике это происходит следующим образом. За счет собственных средств (регионального бюджета) органы государственной власти субъекта Российской Федерации определяют либо повышенные размеры (в виде доплат) социальных выплат (пенсий, пособий, компенсационных выплат и пр.), установленных федеральным законодательством, либо вводят новые виды социального обеспечения. Это относится и к организациям, которые за счет собственных финансовых средств предоставляют дополнительное социальное обеспечение. Конечно, указанные организационно-правовые формы социального обеспечения могут видоизменяться, дополняться в зависимости от конкретных социальных и экономических условий развития общества на определенном этапе его развития.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.