Что понимается под понятием конфликт интересов по законодательству о противодействии коррупции

Что понимается под понятием конфликт интересов по законодательству о противодействии коррупции

(в ред. Федерального закона от 05.10.2015 N 285-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

2. В части 1 настоящей статьи под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

3. Обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов возлагается:

1) на государственных и муниципальных служащих;

2) на служащих Центрального банка Российской Федерации, работников, замещающих должности в государственных корпорациях, публично-правовых компаниях, Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, на лиц, замещающих должности финансового уполномоченного, руководителя службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного;

(в ред. Федерального закона от 04.06.2018 N 133-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) на работников, замещающих отдельные должности, включенные в перечни, установленные федеральными государственными органами, на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами;

4) на иные категории лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами.

(часть 3 введена Федеральным законом от 03.04.2017 N 64-ФЗ)

Источник

Что понимается под понятием конфликт интересов по законодательству о противодействии коррупции

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

б) совершение деяний, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица;

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

3) нормативные правовые акты Российской Федерации:

а) федеральные нормативные правовые акты (федеральные конституционные законы, федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти и иных федеральных органов);

б) законы и иные нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) муниципальные правовые акты;

(п. 3 введен Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ)

(п. 4 введен Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ)

Источник

Что понимается под понятием конфликт интересов по законодательству о противодействии коррупции

Статья 19. Урегулирование конфликта интересов на гражданской службе

1. Для целей настоящего Федерального закона используется понятие «конфликт интересов», установленное частью 1 статьи 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

(часть 1 в ред. Федерального закона от 05.10.2015 N 285-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Случаи возникновения у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, предотвращаются в целях недопущения причинения вреда законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации.

3. Для целей настоящего Федерального закона используется понятие «личная заинтересованность», установленное частью 2 статьи 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

(часть 3 в ред. Федерального закона от 05.10.2015 N 285-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.1. Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения гражданского служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке и (или) в его отказе от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.

(часть 3.1 введена Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ)

3.2. Непринятие гражданским служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение гражданского служащего с гражданской службы.

(часть 3.2 введена Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ)

4. Представитель нанимателя, которому стало известно о возникновении у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, вплоть до отстранения гражданского служащего, являющегося стороной конфликта интересов, от замещаемой должности гражданской службы в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

4.1. Непринятие гражданским служащим, являющимся представителем нанимателя, которому стало известно о возникновении у подчиненного ему гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение гражданского служащего, являющегося представителем нанимателя, с гражданской службы.

(часть 4.1 введена Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ)

6. Комиссия по урегулированию конфликтов интересов образуется правовым актом государственного органа в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации.

(часть 6 в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 329-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Комиссии по урегулированию конфликтов интересов формируются таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые комиссиями решения.

(в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 329-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Положение о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликтов интересов утверждается в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации.

(часть 8 в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 329-ФЗ)

Источник

Конфликт интересов

Конфликт интересов: меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов. Ответственность за непринятие мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов.

В нашей стране принят целый ряд нормативных актов по противодействию коррупции. Основным законодательным достижением является Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»[1]. В основу определения «противодействие коррупции» законодатель вложил деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в т.ч. по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

В части 1 статьи 10 Закона о противодействии коррупции дается понятие «конфликта интересов»:

Конфликт интересов – это ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в ч. 1 ст. 10 Закона о противодействии коррупции, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в ч. 1 ст. 10 Закона о противодействии коррупции, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

Обязанность принимать меры по предотвращению конфликта интересов возлагается на государственных служащих (часть 3 статьи 10 Закона о противодействии коррупции).

Статьей 11 Закона о противодействии коррупции установлен порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов. Так, упомянутое лицо обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов. Оно обязано уведомить в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами РФ, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно. Представитель нанимателя (работодатель), если ему стало известно о возникновении у лица личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.

Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения лица, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.

Правовой основой деятельности по профилактике и предупреждению конфликта интересов в органах внутренних дел является, в том числе и Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»[2].

В соответствии с частями 3 и 4 статьи 71 Закона о службе сотрудник органов внутренних дел обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов и в письменной форме уведомить непосредственного руководителя (начальника) о возникновении или о возможности возникновения конфликта интересов, как только ему станет об этом известно.

Меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов могут включать в себя изменение служебного положения сотрудника органов внутренних дел, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от выполнения служебных обязанностей в установленном порядке и (или) отказ сотрудника от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов, а в отношении сотрудника, осуществляющего в соответствии со своими служебными обязанностями процессуальные полномочия, также его отвод или самоотвод в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 6 статьи 71 Закона о службе).

В случае, если сотрудник органов внутренних дел владеет ценными бумагами (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций), он обязан в целях предотвращения конфликта интересов передать принадлежащие ему ценные бумаги (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством (часть 7 статьи 71 Закона о службе).

Прямой руководитель (начальник) или непосредственный руководитель (начальник), которым стало известно о возникновении или о возможности возникновения конфликта интересов, обязан принять меры по его предотвращению или урегулированию (часть 5 статьи 71 Закона о службе).

Порядок уведомления сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, федеральными государственными гражданскими служащими системы МВД России и работниками, замещающими отдельные должности в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед МВД России, о возникновении личной заинтересованности при исполнении служебных (должностных, трудовых) обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, утвержден приказом МВД России от 03.05.2017 № 258.

В целях реализации мероприятий противодействия коррупции законодательством Российской Федерации, регламентирующим правовые, организационные основы государственной гражданской службы, военной службы, государственной службы иных видов и муниципальной службы, установлена дисциплинарная ответственность за совершение коррупционных правонарушений.

Согласно статье 30.1 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» За несоблюдение сотрудником полиции ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами, налагаются взыскания, предусмотренные федеральным законом, определяющим порядок и условия прохождения службы сотрудниками органов внутренних дел.

В статье 27 Закона «О полиции», статье 12 Закона о службе содержится обязанность сотрудника полиции (сотрудника ОВД) уведомлять непосредственного начальника, органы прокуратуры Российской Федерации или другие государственные органы о каждом случае обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений.

В статье 50.1 Закона о службе закреплено, что за несоблюдение сотрудником органов внутренних дел ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Законом о службе, Законом о противодействии коррупции и другими федеральными законами, налагаются взыскания, предусмотренные ч. 1 ст. 50 Закона о службе (замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел, увольнение со службы в органах внутренних дел.

Взыскания, предусмотренные статьями 50.1 и 82.1 настоящего Федерального закона, налагаются не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении сотрудником органов внутренних дел коррупционного правонарушения и не позднее трех лет со дня его совершения.

Правовой основой деятельности по профилактике и предупреждению конфликта интересов при замещении должностей государственной гражданской службы является Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»[3].

Согласно пунктам 11, 12 части 1 статьи 15 ФЗ № 79-ФЗ в число основных обязанностей гражданского служащего входит соблюдение ограничений, выполнение обязательств и требований к служебному поведению, соблюдение запретов, которые установлены ФЗ № 79-ФЗ и другими федеральными законами (п. 11), а также сообщение представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принятие мер по предотвращению такого конфликта (п. 12).

В соответствии с частью 4 этой же статьи гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы категории «руководители» высшей группы должностей гражданской службы, в целях исключения конфликта интересов в государственном органе не может представлять интересы гражданских служащих в выборном профсоюзном органе данного государственного органа в период замещения им указанной должности.

Части 1 и 2 статьи 17 ФЗ № 79-ФЗ предусматривают запрет гражданскому служащему, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».

В случае, если владение гражданским служащим ценными бумагами (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций) приводит или может привести к конфликту интересов, гражданский служащий обязан передать принадлежащие ему ценные бумаги (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Статья 19 ФЗ № 79-ФЗ регламентирует вопросы урегулирования конфликта интересов на гражданской службе.

Так, частью 3.1 указанной статьи предусмотрено, что предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения гражданского служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке и (или) в его отказе от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.

Непринятие гражданским служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение гражданского служащего с гражданской службы (ч. 3.2.)

Представитель нанимателя, которому стало известно о возникновении у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, вплоть до отстранения гражданского служащего, являющегося стороной конфликта интересов, от замещаемой должности гражданской службы в порядке, установленном настоящим Федеральным законом (часть 4).

Непринятие гражданским служащим, являющимся представителем нанимателя, которому стало известно о возникновении у подчиненного ему гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение гражданского служащего, являющегося представителем нанимателя, с гражданской службы (часть 4.1).

Чаще всего возникновение конфликта интересов связано с:

— подчиненностью или подконтрольностью лиц, находящихся в отношениях родства или свойства;

— обращением должностного лица или его родственников (свойственников) в государственный (муниципальный) орган (организацию), в котором должностное лицо осуществляет служебную (трудовую) деятельность;

— выполнением контрольных (надзорных) функций;

— выполнением иной оплачиваемой работы;

— владением должностным лицом приносящими доход ценными бумагами, акциями (долями участия в уставных капиталах организаций).

Примеры:

Конфликт интересов, связанный с подчиненностью или подконтрольностью лиц, находящихся в отношениях родства или свойства.

Конфликт интересов, связанный с обращением должностного лица или его родственников (свойственников) в государственный (муниципальный) орган (организацию), в котором должностное лицо осуществляет служебную (трудовую) деятельность

Государственный служащий разрешил по существу жалобу гражданина, являющегося его близким родственником.

В ходе проверки установлено, что государственный служащий знал, что жалоба направлена лицом, состоящим с ним в отношениях близкого родства или свойства, и не исполнил обязанность, установленную антикоррупционным законодательством, по направлению уведомления о личной заинтересованности.

Государственный служащий в рамках исполнения должностных обязанностей участвовал в принятии решений о предоставлении субсидий на реализацию государственных программ, осуществлял общее управление и контроль реализации данных программ, согласовывал отчеты о целевом использовании бюджетных ассигнований.

В число получателей субсидий на реализацию указанных программ входила организация, которой, как было установлено в ходе проверки, неоднократно заключались договора оказания услуг с исполнителем, являющимся лицом, состоящим в близком родстве с указанным государственным служащим.

Конфликт интересов, связанный с выполнением контрольных (надзорных) функций

Должностным лицом проведена проверка организации. Вместе с тем установлено, что супруга должностного лица занимает в указанной организации руководящую должность и является владельцем доли в ее уставном капитале. При этом уведомления о личной заинтересованности данное лицо не представило, поскольку считало, что возможность возникновения конфликта интересов при принятии решения в отношении организации отсутствовала.

Конфликт интересов, связанный с выполнением иной оплачиваемой работы

Государственный гражданский служащий выполнял иную оплачиваемую работу в организации, при этом уведомление о выполнении иной оплачиваемой работы представителю нанимателя направлено не было.

В ходе проверки установлено, что к полномочиям данного должностного лица отнесено осуществление государственного контроля за деятельностью указанной организации. Также установлено, что должностное лицо занималось иной оплачиваемой работой в служебное время, получало доход и по основному месту службы, и от иной оплачиваемой деятельности.

[1] Далее – «Закон о противодействии коррупции».

Источник

Что понимается под понятием конфликт интересов по законодательству о противодействии коррупции

Что понимается под понятием конфликт интересов по законодательству о противодействии коррупции. Смотреть фото Что понимается под понятием конфликт интересов по законодательству о противодействии коррупции. Смотреть картинку Что понимается под понятием конфликт интересов по законодательству о противодействии коррупции. Картинка про Что понимается под понятием конфликт интересов по законодательству о противодействии коррупции. Фото Что понимается под понятием конфликт интересов по законодательству о противодействии коррупции

    Что понимается под понятием конфликт интересов по законодательству о противодействии коррупции. Смотреть фото Что понимается под понятием конфликт интересов по законодательству о противодействии коррупции. Смотреть картинку Что понимается под понятием конфликт интересов по законодательству о противодействии коррупции. Картинка про Что понимается под понятием конфликт интересов по законодательству о противодействии коррупции. Фото Что понимается под понятием конфликт интересов по законодательству о противодействии коррупции

Что понимается под понятием конфликт интересов по законодательству о противодействии коррупции. Смотреть фото Что понимается под понятием конфликт интересов по законодательству о противодействии коррупции. Смотреть картинку Что понимается под понятием конфликт интересов по законодательству о противодействии коррупции. Картинка про Что понимается под понятием конфликт интересов по законодательству о противодействии коррупции. Фото Что понимается под понятием конфликт интересов по законодательству о противодействии коррупции

Что понимается под понятием конфликт интересов по законодательству о противодействии коррупции. Смотреть фото Что понимается под понятием конфликт интересов по законодательству о противодействии коррупции. Смотреть картинку Что понимается под понятием конфликт интересов по законодательству о противодействии коррупции. Картинка про Что понимается под понятием конфликт интересов по законодательству о противодействии коррупции. Фото Что понимается под понятием конфликт интересов по законодательству о противодействии коррупции

    Что понимается под понятием конфликт интересов по законодательству о противодействии коррупции. Смотреть фото Что понимается под понятием конфликт интересов по законодательству о противодействии коррупции. Смотреть картинку Что понимается под понятием конфликт интересов по законодательству о противодействии коррупции. Картинка про Что понимается под понятием конфликт интересов по законодательству о противодействии коррупции. Фото Что понимается под понятием конфликт интересов по законодательству о противодействии коррупции

Что понимается под понятием конфликт интересов по законодательству о противодействии коррупции. Смотреть фото Что понимается под понятием конфликт интересов по законодательству о противодействии коррупции. Смотреть картинку Что понимается под понятием конфликт интересов по законодательству о противодействии коррупции. Картинка про Что понимается под понятием конфликт интересов по законодательству о противодействии коррупции. Фото Что понимается под понятием конфликт интересов по законодательству о противодействии коррупции

Что понимается под понятием конфликт интересов по законодательству о противодействии коррупции. Смотреть фото Что понимается под понятием конфликт интересов по законодательству о противодействии коррупции. Смотреть картинку Что понимается под понятием конфликт интересов по законодательству о противодействии коррупции. Картинка про Что понимается под понятием конфликт интересов по законодательству о противодействии коррупции. Фото Что понимается под понятием конфликт интересов по законодательству о противодействии коррупции

Что понимается под понятием конфликт интересов по законодательству о противодействии коррупции. Смотреть фото Что понимается под понятием конфликт интересов по законодательству о противодействии коррупции. Смотреть картинку Что понимается под понятием конфликт интересов по законодательству о противодействии коррупции. Картинка про Что понимается под понятием конфликт интересов по законодательству о противодействии коррупции. Фото Что понимается под понятием конфликт интересов по законодательству о противодействии коррупции

    Что понимается под понятием конфликт интересов по законодательству о противодействии коррупции. Смотреть фото Что понимается под понятием конфликт интересов по законодательству о противодействии коррупции. Смотреть картинку Что понимается под понятием конфликт интересов по законодательству о противодействии коррупции. Картинка про Что понимается под понятием конфликт интересов по законодательству о противодействии коррупции. Фото Что понимается под понятием конфликт интересов по законодательству о противодействии коррупции

Что понимается под понятием конфликт интересов по законодательству о противодействии коррупции. Смотреть фото Что понимается под понятием конфликт интересов по законодательству о противодействии коррупции. Смотреть картинку Что понимается под понятием конфликт интересов по законодательству о противодействии коррупции. Картинка про Что понимается под понятием конфликт интересов по законодательству о противодействии коррупции. Фото Что понимается под понятием конфликт интересов по законодательству о противодействии коррупции

Что понимается под понятием конфликт интересов по законодательству о противодействии коррупции. Смотреть фото Что понимается под понятием конфликт интересов по законодательству о противодействии коррупции. Смотреть картинку Что понимается под понятием конфликт интересов по законодательству о противодействии коррупции. Картинка про Что понимается под понятием конфликт интересов по законодательству о противодействии коррупции. Фото Что понимается под понятием конфликт интересов по законодательству о противодействии коррупции

Документы

Что понимается под понятием конфликт интересов по законодательству о противодействии коррупции. Смотреть фото Что понимается под понятием конфликт интересов по законодательству о противодействии коррупции. Смотреть картинку Что понимается под понятием конфликт интересов по законодательству о противодействии коррупции. Картинка про Что понимается под понятием конфликт интересов по законодательству о противодействии коррупции. Фото Что понимается под понятием конфликт интересов по законодательству о противодействии коррупции

Что понимается под понятием конфликт интересов по законодательству о противодействии коррупции. Смотреть фото Что понимается под понятием конфликт интересов по законодательству о противодействии коррупции. Смотреть картинку Что понимается под понятием конфликт интересов по законодательству о противодействии коррупции. Картинка про Что понимается под понятием конфликт интересов по законодательству о противодействии коррупции. Фото Что понимается под понятием конфликт интересов по законодательству о противодействии коррупции

Что понимается под понятием конфликт интересов по законодательству о противодействии коррупции. Смотреть фото Что понимается под понятием конфликт интересов по законодательству о противодействии коррупции. Смотреть картинку Что понимается под понятием конфликт интересов по законодательству о противодействии коррупции. Картинка про Что понимается под понятием конфликт интересов по законодательству о противодействии коррупции. Фото Что понимается под понятием конфликт интересов по законодательству о противодействии коррупции

Проблема коррупции в последнее время приобрела огромную и вполне обоснованную актуальность. Сегодня коррупция в России является основной негативной характеристикой институтов государственного управления, препятствуя эффективному социально-экономическому и общественному развитию страны. В связи с этим разработка единой политики в сфере противодействия коррупции стала одним из приоритетных направлений реформирования как системы государственной службы Российской Федерации, так трудового законодательства Российской Федерации.

Среди антикоррупционных механизмов в системе государственной службы в первую очередь следует выделить административные процедуры, обусловливающие порядок ее прохождения, в том числе проведение конкурсов на замещение вакантных должностей, аттестаций, квалификационных экзаменов и др. Помимо перечисленного важным механизмом является институт преодоления конфликта интересов.

Условия прохождения федеральной государственной гражданской службы, а также замещения отдельных должностей в подведомственных Росгидромету учреждениях налагают на гражданских служащих Росгидромета и работников учреждений дополнительные требования к служебному поведению, выполнение которых исключает вероятность возникновения конфликта интересов.

Указанные требования к служебному поведению, запреты и ограничения, налагаемые на гражданских служащих изложены

в Федеральных законах Российской Федерации, указах Президента Российской Федерации,

Указанные на слайдах 2 – 6 нормативно-правовые акты были доведены до сведения всех гражданских служащих Росгидромета под роспись, направлены, в части касающейся, во все подведомственные учреждения, в связи с чем останавливаться на содержании этих актов не будем.

В то же время, полагаю необходимым напомнить следующие основные требования к служебному поведению гражданского служащего, вытекающие из темы сегодняшнего доклада. К таким требованиям относятся:

сообщение представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов и принятие мер по предотвращению такого конфликта.

выполнение иной оплачиваемой работы, не вызывающей конфликта интересов, с предварительным уведомлением представителя нанимателя;

запрет в течение двух лет после увольнения с гражданской службы без согласия соответствующей комиссии (по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликтов интересов) на замещение на условиях трудового договора должности в организации, если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности гражданского служащего.

Кроме того, во избежание случаев возникновения конфликта интересов гражданскому служащему запрещено:

заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;

принимать участие в управлении коммерческой организацией или в управлении некоммерческой организацией;

приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход;

быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы;

получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения);

входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций;

заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств.

Ограничения и запреты, действующие в отношении работников, замещающих отдельные должности в подведомственных Росгидромету учреждениях, изложены в постановлении Правительства Российской Федерации от 05.07.2013 № 568 и объявлены для руководства приказом Росгидромета от 25.01.2016 № 16.

Поскольку понятие конфликта интересов для гражданского служащего и работника подведомственного Росгидромету учреждения, а также ситуации, в которых могут оказаться указанные должностные лица практически идентичны для простоты изложения материала здесь и далее указанные категории лиц будем называть гражданские служащие.

Что же такое конфликт интересов?

Определение конфликта интересов дано в статье 10 Федерального закона «О противодействии коррупции».

Под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

Под личной заинтересованностью понимается возможность гражданского служащего, а также состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей) получать доходы в виде денег, имущества, в том числе в виде имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод и преимуществ.

При этом, под личной заинтересованностью гражданского служащего, которая влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей, понимается возможность получения доходов (неосновательного обогащения) в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды также для граждан или организаций, с которыми гражданский служащий связан финансовыми или иными обязательствами.

Следует также учитывать, что личная заинтересованность государственного служащего может возникать и в тех случаях, когда выгоду получают или могут получить иные лица, например, друзья государственного служащего, его родственники. В дальнейшем для определения круга лиц, с выгодой которых может быть связана личная заинтересованность государственного служащего, будем использовать термин «родственники и/или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего».

Под указанные определения конфликта интересов попадает множество конкретных ситуаций, в которых государственный служащий может оказаться в процессе исполнения должностных обязанностей. Учитывая разнообразие частных интересов государственных служащих, составить исчерпывающий перечень таких ситуаций не представляется возможным. Тем не менее, можно выделить ряд ключевых «областей регулирования», в которых возникновение конфликта интересов является наиболее вероятным:

выполнение отдельных функций государственного управления в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего;

выполнение иной оплачиваемой работы;

владение ценными бумагами, банковскими вкладами;

получение подарков и услуг;

имущественные обязательства и судебные разбирательства;

взаимодействие с бывшим работодателем и трудоустройство после увольнения с государственной службы;

явное нарушение установленных запретов (например, использование служебной информации, получение наград, почетных и специальных званий (за исключением научных) от иностранных государств и др.).

Деление перечисленных выше ситуаций, в которых может оказаться государственный служащий, весьма условно и в процессе его служебной деятельности они тесно переплетаются. Ниже мы рассмотрим отдельные конкретные ситуации возникновения конфликта интересов, однако необходимо отметить, что все они возникают на почве исполнения государственным служащим функции государственного управления (для лиц находящихся сегодня в зале) в отношении территориальных органов Росгидромета и подведомственных Росгидромету учреждений.

Что же такое функция государственного управления?

Частью 4 статьи 1 Федерального закона № 273-ФЗ установлено, что функции государственного управления организацией представляют собой полномочия государственного служащего принимать обязательные для исполнения решения по кадровым, организационно-техническим, финансовым, материально-техническим или иным вопросам в отношении данной организации, в том числе решения, связанные с выдачей разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) отдельных действий данной организации, либо готовить проекты таких решений.

Хочу обратить внимание государственных гражданских служащих на их должностные регламенты, в которых отражена функция подготовки предложений, участие в подготовке НПА Росгидромета, зачастую касающаяся вопросов организации деятельности подведомственных организаций.

Перечень таких функций утвержден приказом Росгидромета от
22 октября 2013 года № 557 «Об утверждении перечня коррупционно опасных функций, выполняемых Росгидрометом». К ним относятся:

Принятие участия в формировании проекта бюджета Росгидромета в части, касающейся расходов, связанных с реализацией полномочий Росгидромета.

Осуществление функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Росгидромета и реализацию возложенных на него функций.

Осуществление в установленном порядке полномочий собственника имущества подведомственных Росгидромету федеральных государственных бюджетных учреждений, предоставленных Росгидромету в соответствии с его компетенцией.

Осуществление от имени Росгидромета функций и полномочий учредителя находящихся в ведении Росгидромета федеральных государственных бюджетных учреждений, в частности:

формирование предложений по закреплению имущества за федеральными государственными бюджетными учреждениями на праве оперативного управления и изъятию имущества, закрепленного за федеральными государственными бюджетными учреждениями на праве оперативного управления;

осуществление финансового обеспечения деятельности федеральных государственных бюджетных учреждений, в том числе выполнения государственного задания;

определение порядка составления и утверждения отчета о результатах деятельности федеральных государственных бюджетных учреждений и об использовании закрепленного за федеральными государственными бюджетными учреждениями на праве оперативного управления имущества, утверждать указанный отчет;

осуществление контроля за деятельностью федеральных государственных бюджетных учреждений.

Рассмотрение обращений граждан и юридических лиц, принятие необходимых мер по результатам их рассмотрения, а также осуществление приема граждан и представителей организаций по вопросам, отнесенным к компетенции Росгидромета.

Осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензирования отдельных видов деятельности, отнесенных к компетенции Росгидромета.

Приведем примеры конфликта интересов, связанного с выполнением отдельных функций государственного управления, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего.

Государственный служащий участвует в осуществлении отдельных функций государственного управления и/или в принятии кадровых решений в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего.

Меры предотвращения и урегулирования

Государственному служащему следует уведомить о наличии личной заинтересованности представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме.

Представителю нанимателя рекомендуется отстранить государственного служащего от исполнения должностных обязанностей, предполагающих непосредственное взаимодействие с родственниками и/или иными лицами, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего. Например, рекомендуется временно вывести государственного служащего из состава конкурсной комиссии, если одним из кандидатов на замещение вакантной должности государственной службы является его родственник.

Осуществление государственным служащим функций государственного управления или участие в принятии кадровых решений в отношении родственников является одной из наиболее явных ситуаций конфликта интересов. Существует множество разновидностей подобной ситуации, например:

— государственный служащий является членом конкурсной комиссии на замещение вакантной должности государственного органа. При этом одним из кандидатов на вакантную должность в этом государственном органе является родственник государственного служащего;

— государственный служащий является членом аттестационной комиссии (комиссии по урегулированию конфликта интересов, комиссии по проведению служебной проверки), которая принимает решение (проводит проверку) в отношении родственника государственного служащего.

При этом необходимо отметить, что далеко не любое выполнение функций государственного управления в отношении родственников влечет конфликт интересов. В частности, если государственный служащий предоставляет государственные услуги, получение которых одним заявителем не влечет отказа в предоставлении услуги другим заявителям, и при этом не обладает дискреционными полномочиями, позволяющими оказывать кому-либо предпочтение, вероятность возникновения конфликта интересов при предоставлении таких услуг родственникам в большинстве случаев является незначительной.

Государственный служащий участвует в осуществлении отдельных функций государственного управления в отношении организации, перед которой сам государственный служащий и/или его родственники имеют имущественные обязательства.

Меры предотвращения и урегулирования

В этом случае государственному служащему и его родственникам рекомендуется урегулировать имеющиеся имущественные обязательства (выплатить долг, расторгнуть договор аренды и т.д.). При невозможности сделать это, государственному служащему следует уведомить представителя нанимателя и непосредственного начальника о наличии личной заинтересованности в письменной форме.

Представителю нанимателя рекомендуется по крайней мере до урегулирования имущественного обязательства отстранить государственного служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении организации, перед которой сам государственный служащий, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего, имеют имущественные обязательства.

Государственный служащий участвует в осуществлении отдельных функций государственного управления в отношении организации, владельцем, руководителем или работником которой он являлся до поступления на государственную службу.

Меры предотвращения и урегулирования

Государственному служащему в случае поручения ему отдельных функций государственного управления в отношении организации, владельцем, руководителем или работником которой он являлся до поступления на государственную службу, рекомендуется уведомить представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме о факте предыдущей работы в данной организации и о возможности возникновения конфликтной ситуации.

Представителю нанимателя рекомендуется оценить, могут ли взаимоотношения государственного служащего с бывшим работодателем повлиять на объективное исполнение должностных обязанностей и повлечь конфликт интересов. В случае если существует большая вероятность возникновения конфликта интересов, представителю нанимателя рекомендуется отстранить государственного служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении бывшего работодателя.

Государственный служащий, поступивший на государственную службу в государственный орган из организации частного сектора, может сохранить дружеские отношения со своими бывшими коллегами и симпатию к этой организации в целом. Возможна и обратная ситуация, при которой государственный служащий по тем или иным причинам испытывает неприязнь к бывшему работодателю.

И дружеское, и враждебное отношение к проверяемой организации могут воспрепятствовать объективному исполнению государственным служащим его должностных обязанностей.

При этом необходимо отметить, что наличие симпатии или антипатии к бывшему работодателю в соответствии с действующим законодательством не может считаться личной заинтересованностью, т.к. не влечет возможности получения доходов для государственного служащего, членов его семьи или организаций, с которыми государственный служащий связан финансовыми или иными обязательствами.

Тем не менее, следует учитывать, что в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 18 Федерального закона № 79-ФЗ гражданский служащий обязан не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей.

Государственный служащий ведет переговоры о трудоустройстве после увольнения с государственной службы на работу в организацию, в отношении которой он осуществляет отдельные функции государственного управления.

Меры предотвращения и урегулирования

Государственному служащему рекомендуется воздерживаться от ведения переговоров о последующем трудоустройстве с организациями, в отношении которых он осуществляет отдельные функции государственного управления. При поступлении соответствующих предложений от проверяемой организации государственному служащему рекомендуется отказаться от их обсуждения до момента увольнения с государственной службы.

В случае если указанные переговоры о последующем трудоустройстве начались, государственному служащему следует уведомить представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме о наличии личной заинтересованности.

Представителю нанимателя рекомендуется отстранить государственного служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении организации, с которой он ведет переговоры о трудоустройстве после увольнения с государственной службы.

С трудоустройством бывших государственных служащих также связан целый ряд ситуаций, которые могут повлечь конфликт интересов и нанести ущерб репутации государственного органа, но при этом не могут быть в необходимой степени урегулированы в рамках действующего законодательства, например:

бывший государственный служащий поступает на работу в частную организацию, регулярно взаимодействующую с государственным органом, в котором государственный служащий ранее замещал должность;

бывший государственный служащий создает собственную организацию, существенной частью деятельности которой является взаимодействие с государственным органом, в котором государственный служащий ранее замещал должность;

государственный служащий продвигает определенные проекты с тем, чтобы после увольнения с государственной службы заниматься их реализацией.

Государственный служащий получает награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) от иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений.

Меры предотвращения и урегулирования

В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 17 Федерального закона № 79-ФЗ гражданскому служащему запрещается принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями.

Представителю нанимателя при принятии решения о предоставлении или непредоставлении разрешения рекомендуется уделить особое внимание основанию и цели награждения, а также тому, насколько получение гражданским служащим награды, почетного и специального звания может породить сомнение в его беспристрастности и объективности.

Государственный служащий в ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий обнаруживает нарушения законодательства. Государственный служащий рекомендует организации для устранения нарушений воспользоваться услугами конкретной компании, владельцами, руководителями или сотрудниками которой являются родственники государственного служащего или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего.

Меры предотвращения и урегулирования

Государственному служащему при выявлении в ходе контрольно-надзорных мероприятий нарушений законодательства рекомендуется воздержаться от дачи советов относительно того, какие организации могут быть привлечены для устранения этих нарушений.

Данная ситуация в целом аналогична уже ранее рассмотренной. При этом «советы», предоставляемые государственным служащим проверяемым организациям, могут быть по-разному оформлены: они могут предоставляться в устной форме, в форме писем, перечни рекомендуемых организаций могут размещаться на сайте соответствующего государственного органа и т.д. В любом случае, если государственный служащий не просто информирует проверяемую организацию обо всех компаниях, предоставляющих в данном регионе услуги, необходимые для устранения выявленных нарушений, а выделяет какие-то конкретные организации, подобное поведение является нарушением и подлежит рассмотрению на заседании комиссии. Несмотря на то, что рекомендации государственного служащего могут быть обусловлены не корыстными соображениями, а стремлением обеспечить качественное устранение нарушений, подобные советы обеспечивают возможность получения доходов родственниками государственного служащего или иными связанными с ним лицами и, следовательно, приводят к возникновению личной заинтересованности.

Государственный служащий выполняет иную оплачиваемую работу в организациях, финансируемых иностранными государствами.

Меры предотвращения и урегулирования

В соответствии с пунктом 17 части 1 статьи 17 Федерального закона № 79-ФЗ гражданскому служащему запрещается заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или российским законодательством.

Представителю нанимателя при принятии решения о предоставлении или непредоставлении указанного разрешения рекомендуется уделить особое внимание тому, насколько выполнение гражданским служащим иной оплачиваемой работы может породить сомнение в его беспристрастности и объективности, а также «выяснить» какую именно работу он там выполняет.

Государственный служащий использует информацию, полученную в ходе исполнения служебных обязанностей и временно недоступную широкой общественности, для получения конкурентных преимуществ при совершении коммерческих операций.

Меры предотвращения и урегулирования

Государственному служащему запрещается разглашать или использовать в целях, не связанных с государственной службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей. Указанный запрет распространяется в том числе и на использование неконфиденциальной информации, которая лишь временно недоступна широкой общественности.

В связи с этим государственному служащему следует воздерживаться от использования в личных целях сведений, ставших ему известными в ходе исполнения служебных обязанностей, до тех пор, пока эти сведения не станут достоянием широкой общественности.

Представителю нанимателя, которому стало известно о факте использования государственным служащим информации, полученной в ходе исполнения служебных обязанностей и временно недоступной широкой общественности, для получения конкурентных преимуществ при совершении коммерческих операций, рекомендуется рассмотреть вопрос о применении к государственному служащему мер дисциплинарной ответственности за нарушение запретов, связанных с государственной службой, учитывая характер совершенного государственным служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение государственным служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения государственным служащим своих должностных обязанностей.

В случае установления признаков дисциплинарного проступка либо факта совершения государственным служащим деяния, содержащего признаки административного правонарушения или состава преступления, данная информация представляется руководителю государственного органа для решения вопроса о проведении служебной проверки и применении мер ответственности, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, либо передается в правоохранительные органы по подведомственности.

Государственный служащий, замещающий должность заместителя руководителя структурного подразделения государственного органа, состоит в близком родстве с государственным служащим, замещающим должность специалиста в том же структурном подразделении.

По результатам проверки факта непосредственной подчиненности или подконтрольности одного из них другому не установлено. При этом выявлено, что в период отпуска руководителя структурного подразделения его заместитель в рамках исполнения должностных обязанностей руководителя структурного подразделения при отсутствии достаточных на то оснований (без учета личного вклада государственного служащего в обеспечение задач и реализации полномочий, возложенных на структурное подразделение) представил к поощрению государственного служащего данного структурного подразделения, состоящего с ним в близком родстве. Уведомление о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов данным должностным лицом не представлено.

Меры предотвращения и урегулирования

Государственному служащему, замещающему должность заместителя руководителя структурного подразделения при исполнении обязанностей руководителя структурного подразделения и принятии кадровых решений в отношении гражданского служащего, состоящего с ним в родственных отношениях необходимо уведомить представителя нанимателя о возникновении конфликта интересов.

Представителю нанимателя при получении уведомления от гражданского служащего, замещающего должность заместителя руководителя структурного подразделения, взять под личный контроль решения, принимаемые указанным гражданским служащим в отношении своего родственника, либо изменить должностное положение одного из гражданских служащих, состоящих в родственных отношениях.

Рассмотренные сегодня примеры проявления конфликта интересов, как вы понимаете, не являются исчерпывающими. Каждый случай необходимо рассматривать индивидуально и с учетом условий, способствовавших его проявлению.

С учетом изложенного можно сделать вывод, что в организациях и учреждениях должна быть организована и проводиться на постоянной основе работа по предупреждению, выявлению и урегулированию конфликта интересов, в основе которой лежит обеспечение исполнения государственными служащими и работниками обязанностей, предусмотренных Федеральным законом № 273-ФЗ.

В частности, частью 2 статьи 11 Федерального закона
№ 273-ФЗ установлена обязанность по уведомлению в письменной форме своего непосредственного начальника о возможности возникновения (возникновении) конфликта интересов.

Причем, непринятие мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим за собой применение мер дисциплинарного воздействия, вплоть до увольнения в связи с утратой доверия.

Здесь необходимо отметить, что 5 марта 2018 года Правительством Российской Федерации принято постановление
№ 228, утвердившее Положение о реестре лиц, уволенных в связи с утратой доверия. В настоящее время в связи с принятием указанного постановления Росгидрометом готовятся соответствующие поручения.

И последнее, на чем необходимо остановиться – это меры, которые могут применяться для предотвращения конфликта интересов и кем?

Указанные меры могут применяться как по инициативе гражданского служащего или работника,

так и по инициативе представителя нанимателя.

Применение мер по предотвращению конфликта интересов по инициативе государственного служащего или работника, может не связываться с непосредственным исполнением им своих обязанностей, установленных законодательством о государственной службе и противодействии коррупции.

Например, обращение государственного служащего с ходатайством об установлении соответствующей комиссией, имеются ли или будут ли иметься в конкретной сложившейся или возможной ситуации признаки нарушения им требований об урегулировании конфликта интересов.

Другой мерой урегулирования конфликта интересов по инициативе государственного служащего является

его отказ от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов (стр. 9 Обзора практики).

Предотвращение или урегулирование конфликта интересов со стороны представителя нанимателя может состоять в

изменении должностного или служебного положения государственного служащего или работника, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке, и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликтов интересов.

Представителю нанимателя, работодателю наряду с изменением должностного или служебного положения гражданского служащего или работника необходимо:

использовать механизм проверок, предусмотренный Положением о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. № 1065 (при наличии основания, установленного пунктом 10). В этой связи необходимо учитывать, что статьей 59.3 Федерального закона № 79-ФЗ установлен специальный порядок применения взысканий за коррупционные правонарушения;

активнее привлекать соответствующие комиссии для выработки мер по предотвращению конфликта интересов. В частности, в тех ситуациях, когда требуется осуществить оценку действий государственного служащего, установить наличие или отсутствие получаемой им выгоды, а также осуществить профилактическое воздействие.

Так, на основании соответствующего представления, предусмотренного подпунктом «в» пункта 16 Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 г. № 821, вопрос выработки мер по выявлению и устранению причин и условий, способствующих возникновению конфликта интересов на государственной службе, может быть рассмотрен на заседании данной комиссии.

В случае установления признаков дисциплинарного проступка либо факта совершения государственным служащим деяния, содержащего признаки административного правонарушения или состава преступления, данная информация представляется руководителю государственного органа для решения вопроса о проведении служебной проверки и применения мер ответственности, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, либо передается в правоохранительные органы по подведомственности.

Слайд № 22 Доклад окончен. Спасибо за внимание.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *