Что понимается под принципом взаимозаменяемости
Понятие о взаимозаменяемости и стандартизации. Основы принципа взаимозаменяемости.
Современное машиностроение характеризуется:
— непрерывным увеличением мощностей и производительности машин;
— постоянным совершенствованием конструкций машин и других изделий;
— повышением требований к точности изготовления машин;
— ростом механизации и автоматизации производства.
Для успешного развития машиностроения по этим направлениям большое значение имеет организация производства машин и других изделий на основе взаимозаменяемости и стандартизации.
Цель дисциплины: знакомство с методами обеспечения взаимозаменяемости, стандартизацией, а также методами измерения и контроля применительно к современным изделиям машиностроения.
Из истории развития взаимозаменяемости и стандартизации.
Элементы взаимозаменяемости и стандартизации появились очень давно.
Так, например, водопровод, построенный рабами Рима, был выполнен из труб строго определенного диаметра. Для строительства пирамид в Древнем Египте использовались унифицированные каменные блоки.
В 18 веке по указу Петра 1 была построена серия военных судов с одинаковыми размерами, вооружением, якорями. В металлообрабатывающей промышленности взаимозаменяемость и стандартизация впервые были применены в 1761 году на Тульском, а затем Ижевском оружейных заводах.
Понятие о взаимозаменяемости и ее видах.
Взаимозаменяемость – это возможность сборки независимо изготовленных деталей в узел, а узлов в машину без дополнительных операций обработки и пригонки. При этом должна обеспечиваться нормальная работа механизма.
Для обеспечения взаимозаменяемости деталей и сборочных единиц они должны быть изготовлены с заданной точностью, т.е. так, чтобы их размеры, форма поверхностей и другие параметры находились в пределах заданных при проектировании изделия.
Комплекс научно – технических исходных положений, выполнение которых при конструировании, производстве и эксплуатации обеспечивает взаимозаменяемость деталей, сборочных единиц и изделий называют принципом взаимозаменяемости.
Различают полную и неполную взаимозаменяемость деталей, собираемых в сборочные единицы.
Полная взаимозаменяемость обеспечивает возможность беспригонной сборки (или замены при ремонте) любых независимо изготовленных с заданной точностью однотипных деталей в сборочную единицу. (Например, болты, гайки, шайбы, втулки, зубчатые колеса).
Ограниченно взаимозаменяемыми называются такие детали, при сборке или смене которых может потребоваться групповой подбор деталей (селективная сборка), применение компенсаторов, регулирование положения деталей, пригонка. (Например, сборка редуктора, подшипников качения).
Уровень взаимозаменяемости производства изделия характеризуется коэффициентом взаимозаменяемости, равным отношению трудоемкости изготовления взаимозаменяемых деталей к общей трудоемкости изготовления изделия.
Различают также внешнюю и внутреннюю взаимозаменяемость.
Внешняя – это взаимозаменяемость покупных или кооперируемых изделий (монтируемых в другие более сложные изделия) и сборочных единиц по эксплуатационным показателям, по размерам и форме присоединительных поверхностей. (Например, в электродвигателях внешнюю взаимозаменяемость обеспечивают по частоте вращения вала, мощности, а также по диаметру вала; в подшипниках качения – по наружному диаметру наружного кольца и внутреннему диаметру внутреннего кольца, а также по точности вращения).
Внутренняя взаимозаменяемость распространяется на детали, сборочные единицы и механизмы, входящие в изделие. (Например, в подшипнике качения внутреннюю групповую взаимозаменяемость имеют тела качения и кольца).
Базой для осуществления взаимозаменяемости в современном промышленном производстве является стандартизация.
Понятия о стандартизации. Категории стандартов
Крупнейшей международной организацией в области стандартизации является ИСО (до 1941 г. называлась ИСА, организована в 1926 г.) Высшим органом ИСО является Генеральная Ассамблея, которая собирается раз в 3 года, принимает решения по наиболее важным вопросам и избирает Президента организации. Организация состоит из большого количества клиентов. В Уставе указывается основная цель ИСО – «содействовать благоприятному развитию стандартизации во всем мире для того, чтобы облегчить международный обмен товарами и развивать взаимное сотрудничество в различных областях деятельности.
Основные термины и определения в области стандартизации установлены Комитетом ИСО по изучению научных принципов стандартизации (СТАКО).
Стандартизация – это плановая деятельность по установлению обязательных правил, норм и требований, выполнение которых повышает качество продукции и производительность труда.
Стандарт – это нормативно – технический документ, устанавливающий требования к группам однородной продукции и правила, обеспечивающие её разработку, производство и применение.
Технические условия (ТУ) – нормативно – технический документ, устанавливающий требования к конкретным изделиям, материалу, их изготовлению и контролю.
Для усиления роли стандартизации разработана и введена в действия государственная (державна) система стандартизации ДСС. Она определяет цели и задачи стандартизации, структуру органов и служб стандартизации, порядок разработки, оформления, утверждения, издания и внедрения стандартов.
Основными целями стандартизации являются:
— повышение качества продукции;
В зависимости от сферы действия ДСС предусматривает следующие категории стандартов:
— ГОСТ (ДСТ) – государственные;
Основные термины и определения принципа взаимозаменяемости
Основные термины и определения установлены в ГОСТ 25346 – 82.
Соединение – это две или несколько деталей подвижно или неподвижно сопряженные друг с другом.
Рисунок 1 – Примеры соединений
Номинальный размер – это общий для деталей соединения размер, полученный в результате расчета и округленный в соответствии с рядами нормальных линейных размеров установленных ГОСТ 6636 – 69 и распространенных на базе рядов предпочтительных чисел ГОСТ 8032 – 56.
Ряды предпочтительных чисел (ряды Ренара) представляют собой геометрические прогрессии.
R5: = 1,6 – 10; 16; 25; 40; 63; 100
R10: = 1,25 – 10; 12,5; 16; 20; 25
Действительный размер – это размер, полученный в результате обработки детали и измеренный с допустимой погрешностью.
При выполнении чертежей размер удобнее всего проставлять в виде номинального размера с отклонениями.
Æ55
Предельные размеры – это два предельно допускаемых размера, между которыми должен находиться действительный размер годной детали. ( )
Рисунок 2 – Предельные размеры отверстия, вала
Допуск размера – это разность между наибольшим и наименьшим предельными размерами (Т – Tolerance)
Допуск является мерой точности размера и определяет трудоемкость изготовления детали. Чем больше допуск, тем проще и дешевле изготовление детали.
Понятия о номинальном размере и отклонениях упрощает графическое изображение допусков в виде схем расположения полей допусков.
Рисунок 3 – Схема гладкого цилиндрического соединения
Зона, заключенная между двумя линиями, соответствующими верхнему и нижнему отклонениям, называется полем допуска.
Поле допуска более широкое понятие, чем допуск. Поле допуска характеризуется своей величиной (допуском) и расположением относительно номинального размера.
Таким образом, поле допуска может задаваться двумя способами:
а) в виде верхнего (es, ES) и нижнего (ei, EI) отклонения;
б) в виде основного отклонения и допуска (Т).
Рассмотрим соединение отверстия и вала.
Разность размеров отверстия и вала до сборки определяет характер соединения деталей, или посадку.
Если (зазор)
Если (натяг)
В соединениях, где необходим зазор, действительный зазор должен находиться между двумя предельными значениями – наибольшим и наименьшим зазорами (S ). Соответственно в соединениях с натягом – между
.
Предельные зазоры и натяги на чертежах не указывают. Конструктор назначает посадку в виде определенного сочетания полей допусков отверстия и вала. При этом номинальный размер отверстия и вала является общим и называется номинальным размером соединения d .
Типы посадок.
В зависимости от взаимного расположения полей допусков отверстия и вала различают посадки трех типов: с зазором, натягом и переходные.
Раздел II. Допуски и посадки. Глава 5. Общие принципы взаимозаменяемости (стр. 1 )
| Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 |
Раздел II. ДОПУСКИ И ПОСАДКИ
Глава 5. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМОСТИ
5.1. СУЩНОСТЬ И ВИДЫ ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМОСТИ
При современном серийном производстве детали производят в одних цехах, а собирают машины, узлы и приборы в других. В процессе сборки применяют различные крепежные детали, изделия из неметаллических материалов, подшипники качения и другие изделия, изготовленные на разных специализированных предприятиях. Несмотря па это, сборка происходит без дополнительных подгоночных и доводочных операций, а собранные машины и их части удовлетворяют предъявляемым требованиям. Это возможно при условии взаимозаменяемости узлов и деталей.
Раньше взаимозаменяемость рассматривалась как принцип собираемости деталей и узлов. Сейчас взаимозаменяемость распространяется и на износостойкость, твердость, внутренние напряжения, т. е. на качественные показатели, определяющие надежность и долговечность работы машин, узлов и деталей.
Взаимозаменяемость — это свойство деталей, сборочных единиц, агрегатов занимать свое место в машине без дополнительной обработки и выполнять при этом заданные функции. Взаимозаменяемостью обеспечивается возможность сборки или замены при ремонте любых независимо изготовленных деталей.
Взаимозаменяемость подразделяется на полную и неполную, внешнюю и внутреннюю, функциональную и по геометрическим параметрам.
Неполная взаимозаменяемость используется при групповом подборе деталей (селективная или индивидуальная сборка), при наличии компенсатора или при расчетах на основе теории вероятностей. Применяется также для соединений высокой точности. Точность сборки повышается во столько раз, на сколько групп были рассортированы детали.
Внешняя взаимозаменяемость присуща размерам и формам присоединительных поверхностей узлов и их эксплуатационным показателям, например для электродвигателей— взаимозаменяемость по мощности и частоте вращения.
Внутренняя взаимозаменяемость характеризуется точностью деталей, входящих в узлы, например взаимозаменяемость шариков или роликов подшипников качения, узлов ведущего и ведомого валов коробок передач.
Функциональная взаимозаменяемость обусловливает не только возможность сборки или замены при ремонте любых деталей узлов, но и их оптимальные служебные функции. Например, зубчатое колесо должно не только без всяких подгоночных операций занимать свое место в машине, но и передавать требуемый крутящий момент, характеризоваться определенным передаточным отношением.
Взаимозаменяемость по геометрическим параметрам — необходимое условие для соблюдения функциональной взаимозаменяемости.
Функциональную взаимозаменяемость следует создавать с момента проектирования машины или узла. Для этого уточняют номинальные значения эксплуатационных показателей и определяют допустимые отклонения. Затем определяют основные узлы и детали, от которых в первую очередь зависят данные показатели. Для этих узлов и деталей применяют такие материалы и технологию изготовления, при которых надежность, долговечность и другие показатели оптимальны. После этого выявляют функциональные параметры и устанавливают оптимальные отклонения. Для внедрения функциональной взаимозаменяемости важное значение приобретает контроль деталей, узлов и механизмов. Принцип функциональной взаимозаменяемости — один из главных принципов конструирования и производства, контроля и эксплуатации машин и узлов.
Уровень взаимозаменяемости производства характеризуется коэффициентом взаимозаменяемости
где Ти — трудоемкость изготовления взаимозаменяемых деталей и узлов данной машины; То — общая трудоемкость изготовления данной машины.
Степень приближения коэффициента взаимозаменяемости к единице служит показателем технической культуры производства.
5.2. ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМОСТЬ И ТОЧНОСТЬ ОБРАБОТКИ
Точность изготовленной (восстановленной) детали оценивают по точности размера, геометрической формы и взаимного расположения поверхностей, а также по их волнистости и шероховатости. Поверхности деталей машин разнообразны: цилиндрические, сферические, плоские и т. п. Различают номинальные и реальные поверхности.
Номинальная поверхность задается в технической документации без учета допускаемых отклонений (неровностей) ГОСТ 25142—82 (СТ СЭВ 1156—78).
Реальная поверхность — это поверхность, ограничивающая тело и отделяющая его от окружающей среды.
Точность обработки характеризуется степенью соответствия реальной поверхности номинальной.
Погрешность обработки определяется отклонением реальной поверхности от номинальной.
Погрешности обработки подразделяют на систематические и случайные.
Систематическими называются погрешности, постоянные по величине и знаку или изменяющиеся по определенному закону. Значение их меняется в зависимости от степени износа измерительного инструмента, технологического оборудования. Систематические погрешности обычно повторяются при переходе от одной серии замеров к другой, поэтому их можно обнаружить и учесть.
Случайными называют такие погрешности, которые непостоянны по значению и знаку и не могут быть определены заранее из-за неоднородности материала, тепловых и силовых деформаций технологической системы (станок, приспособление, инструмент, деталь) и т. д.
Влияние случайных погрешностей учитывают допуском на размер. При помощи методов теории вероятностей и математической статистики можно приблизительно оценить суммарное значение случайных погрешностей.
Обеспечить определенную точность обработки — это значит так обработать деталь, чтобы погрешности ее геометрических параметров находились в установленных пределах. Реальные поверхности отличаются от номинальных не только размером, но и формой.
5.3. ФАКТОРЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМОСТЬ
Для обеспечения взаимозаменяемости необходимо учитывать следующие факторы.
Применение и соблюдение стандартов. Благодаря применению отечественных стандартов и стандартов СЭВ повышается уровень взаимозаменяемости, появляется возможность рационального использования технологического оборудования и измерительного инструмента.
Рациональное конструирование изделий. Конструкция изделия должна отвечать современным требованиям. Требования к точности размеров и форм деталей, их взаимному положению должны гарантировать высокий уровень взаимозаменяемости.
Грамотные разработка и оформление чертежей. Рабочий чертеж служит исходным документом для технологов и работников ОТК. По нему разрабатывают и проводят технологический процесс, назначают средства контроля точности как производственного процесса, так и готовой продукции. Для упрощения проектно-конструкторских работ установлены единые правила выполнения и оформления чертежей.
Разработка обоснованной технологии производства. Необходимо увязывать эксплуатационные требования с технологическими возможностями, принимая за основу эксплуатационные требования. Установлен обязательный порядок разработки, оформления и обращения всех видов технологической документации (ЕСТД).
Необходимая точность измерений. Технические измерения должны быть связаны с технологическим процессом. Использование станков, обеспечивающих необходимую точность производства, высокая точность измерений, применение сырья и полуфабрикатов надлежащего качества способствуют созданию взаимозаменяемости, повышению ее уровня.
5.4. РОЛЬ ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМОСТИ В РЕМОНТНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ И ЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬ
В процессе эксплуатации на детали и узлы воздействуют механические усилия, среда. В результате материал стареет, изменяются размеры, что вызывает нарушение точностных характеристик соединяемых деталей и снижает ресурс и надежность работы машин.
Для обеспечения длительной и экономичной работы тракторов, автомобилей, сельскохозяйственных машин необходимо при восстановлении или изготовлении деталей строго ограничивать их размеры исходя из условий работы, характера и значений нагрузок. При ограничении размеров деталей в заданных пределах упрощается процесс сборки машин, снижается трудоемкость подгоночных и регулировочных работ.
В условиях крупных специализированных заводов и ремонтных мастерских сборка машин, узлов не должна отличаться от сборки на машиностроительных предприятиях. Поэтому взаимозаменяемость при ремонте машин не менее важна, чем в машиностроении.
Внедрение взаимозаменяемости в ремонтном производстве способствует автоматизации процесса сборки узлов и машин. Специализация и кооперирование при производстве и ремонте машин возможны лишь на основе взаимозаменяемости изготовленных или отремонтированных деталей и узлов.
Соблюдение принципов взаимозаменяемости дает экономический эффект как в массовом, серийном, тек и единичном производстве, способствует повышению качества продукции, производительности труда и аффективное™ использования машин.
Глава 6. ПОНЯТИЯ О ДОПУСКАХ И ПОСАДКАХ
6.1. ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ
Основные определения допусков и посадок установлены в СТ СЭВ 145—75.
При изготовлении или восстановлении деталей приходится иметь дело с размерами.
Размер представляет собой числовое значение линейной величины в выбранных единицах измерения. Номинальный размер определяется функциональным назначением детали и служит началом отсчета отклонений. Номинальный размер указывают на чертежах деталей (Dn, dn).
Соединение — это любое подвижное или неподвижное сопряжение двух деталей, из которых одна полностью или частично входит в другую. В соединении различают охватывающую и охватываемую поверхности. Для цилиндрических соединений охватывающей поверхностью будет отверстие, а для охватываемой — вал.
Номинальный размер соединения (dn. c) — это общий для соединяемых деталей размер, служащий началом отсчета отклонений каждой детали соединения.
Действительный размер (Dr, dr) получают измерением с допускаемой погрешностью. Изготовить деталь определенного размера практически сложно. Поэтому размеры деталей должны находиться в установленных пределах.
Предельные размеры (Dmах, Dmin, dmax, dmin) ограничивают интервал значений, между которыми должен находиться действительный размер годной детали.
Отклонение размера — алгебраическая разность между действительным (предельным) и соответствующим номинальным размером. Отклонения могут быть положительными (размер больше номинального), отрицательными (размер меньше номинального) и нулевыми (размер равен номинальному). Отклонения откладываются от так называемой нулевой линии, условно изображающей номинальное значение размера: вверх — положительные отклонения, вниз — отрицательные.
Предельное отклонение — алгебраическая разность между предельным и номинальным размерами.
Верхнее отклонение ES, es — алгебраическая разность между наибольшим предельным и номинальным размерами: для отверстия ES = Dmax — Dn%; для вала es = dmax — dn.
Нижнее отклонение El, ei — алгебраическая разность между наименьшим предельным и номинальным размерами: для отверстия EI = Dmin — Dn; для вала ei = dmin — dn.
Допуск размера Т — разность между наибольшим и наименьшим предельными размерами (предельными отклонениями): для отверстия TD = Dmin — Dmin; для вала Td = dmax — dmin. Допуск служит мерой точности размера. Чем меньше допуск, тем выше точность, и наоборот — низкая точность характеризуется большим допуском. От допуска непосредственно зависит трудоемкость изготовления и себестоимость деталей, а также в значительной степени выбор оборудования, средств контроля, производительность обработки. Значение допуска всегда положительно.
Поле допуска — зона между верхним и нижним отклонениями. Поле допуска — понятие более широкое, чем допуск. Поле допуска характеризуется своим значением и расположением относительно номинального размера. При одном и том же допуске могут быть разные по расположению поля допусков.
Посадка — это характер соединения деталей.
Зазор определяется положительной разностью между охватывающим и охватываемым размерами деталей:
(5)
(6)
Допуск зазора TS описывается выражением
(7)
Натяг — это положительная разность между охватываемым и охватывающим размерами деталей:
(8)
(9)
Допуск натяга TN определяется по формуле
(10)
Допуск посадки TN (S) — это допуск зазора или натяга:
(11)
Таким образом, для любой посадки независимо от ее вида допуск посадки представляет собой сумму допусков отверстия и вала, составляющих соединение.
6.2. ГРАФИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ПОЛЕЙ ДОПУСКОВ. ОБОЗНАЧЕНИЕ ПРЕДЕЛЬНЫХ ОТКЛОНЕНИЙ И РАЗМЕРОВ НА ЧЕРТЕЖАХ
Графический способ изображения полей допусков позволяет быстро определять характер соединения деталей и облегчает выполнение различных расчетов. Для графического изображения полей допусков сопрягаемых деталей проводят нулевую линию, затем схематически изображают детали с их полями допусков, предельными размерами, отклонениями, показывают значения зазоров или натягов (рис. 1).
Рис. 1. Графическое изображение:
а — соединяемых деталей; б — расположения полей допусков.
Поля допусков изображают в виде прямоугольников с указанием предельных отклонений. Схемы строят в определенном масштабе. Положительные отклонения откладывают вверх, а отрицательные — вниз от нулевой линии. Из двух отклонений основным считается то отклонение, которое ближе расположено к нулевой линии. Из двух положительных отклонений основным считается нижнее отклонение, а из двух отрицательных — верхнее отклонение.
На чертежах линейные размеры и предельные отклонения проставляют в миллиметрах. Предельные отклонения указывают после номинальных размеров со своим знаком; верхние отклонения помещают над нижними (например, ,
. При равенстве абсолютных значений отклонений их дают один раз со знаком ± (например, 50±0,02). Отклонения равные н+0,2; 200 –0,2. Число знаков в верхнем и нижнем отклонениях выравнивают добавлением нулей справа (например,
;
).
На сборочных чертежах предельные отклонения размеров деталей указывают в виде дроби, в числителе которой записывают отклонения отверстия, а в знаменателе — вала.
Пример 1. Определить предельные размеры, допуски деталей, зазоры в соединении посадкой с зазором Æ
Dmax=18,000+0,027=18,027 мм; Td=17,984 – 17,966=0,018 мм
Dmin=18+0=18 мм; Smax= 18,027 – 17,966=0,061 мм;
TD=18,027 – 18,000=0,027 мм; Smin = 18,000 – 17,984=0,016 мм;
dmax=18,000 – 0,016=17,984 мм; TS=0,061 – 0,016=0,045 мм;
dmin =18,000 – 0,034=17,966 мм; TS=0,027+0,018 = 0,045 мм.
Пример 2. Определить предельные размеры, допуски, натяги в соединении посадкой с натягом Æ
Dmax=40,000 + 0,025 + 40,025 мм; Td=40,085 – 40,060=0,025 мм;
Dmin=40+0=40 мм; Nmax=40,085 – 40,000=0,085 мм;
TD=40,025 – 40,000=0,025 мм; Nmin=40,060 – 40,025=0,035 мм;
dmax=40,000+0,085=40,085 мм; 7W=0,085-0,035=0,050 мм;
dmin=40,000+0,060=40,060 мм; 7W=0,025+0,025=0,050 мм.
6.3. ВИДЫ СОЕДИНЕНИЙ И ПОСАДОК
Соединения деталей и машин очень разнообразны. Они классифицируются на группы в зависимости от формы сопрягаемых поверхностей, характера контакта и степени свободы взаимного перемещения
По форме поверхностей различают следующие соединения: гладкие цилиндрические и конические; резьбовые и винтовые (цилиндрические и конические); зубчатые цилиндрические, конические, винтовые, гипоидные, червячные и другие; шлицевые, сферические, плоские.
По степени свободы взаимного перемещения деталей соединения подразделяются на такие виды:
подвижные, в которых при работе механизма одна соединяемая деталь перемещается относительно другой в определенных направлениях с гарантированным зазором;
неподвижные, неразъемные соединения, в которых одна сопрягаемая деталь неподвижна относительно другой в течение всего срока службы соединения; эти соединения обычно характеризуются гарантированным натягом и разборке не подлежат;
неподвижные разъемные соединения, которые разбирают при регулировке и ремонте; их переходная посадка характеризуется либо небольшим зазором, либо натягом.
По характеру соединения (посадке) различают посадки с зазором, с натягом и переходные (рис. 2).
Рис. 2. Расположение полей допусков посадок: а — с зазором; б — с натягом; в — переходной.
Глава 7. ТОЧНОСТЬ ФОРМЫ ДЕТАЛЕЙ. ШЕРОХОВАТОСТЬ ПОВЕРХНОСТЕЙ
7.1. ТОЧНОСТЬ РАЗМЕРА И ГЕОМЕТРИЧЕСКОЙ ФОРМЫ
Точность размера указывается конструктором, который проставляет на чертеже детали предельные отклонения. При изготовлении (восстановлении) деталей их размеры не воспроизводятся точно, а искажаются. Это вызывает отклонения расположения поверхностей и формы реальной поверхности от номинальной. Отклонения формы можно рассматривать и оценивать применительно к профилю поверхности или на нормируемом ее участке.
Допуски формы и расположения поверхностей назначают в соответствии с ГОСТ 24642 (СТ СЭВ 301—76).
Отклонение формы плоской поверхности отсчитывают от прилегающей поверхности.
Прилегающая поверхность, которая имеет форму номинальной поверхности, соприкасается с реальной и расположена вне материала детали так, чтобы расстояние D от этой поверхности до наиболее удаленной точки реальной поверхности в пределах нормируемого участка L имело минимальное значение. Параметром для количественной оценки отклонений формы по СТ СЭВ 301—76 служит отклонение D. Различают следующие виды прилегающих поверхностей и профилей: прямая, плоскость, окружность, цилиндр.
Прилегающая прямая — прямая, соприкасающаяся с реальным профилем и расположенная вне материала детали так, чтобы отклонение от нее наиболее удаленной точки реального профиля в пределах нормируемого участка было минимальным (рис. 3).
Прилегающая плоскость соприкасается с реальной поверхностью и расположена вне материала так, чтобы отклонение от нее наиболее удаленной точки реальной поверхности в пределах нормируемого участка имело минимальное значение.
Прилегающая окружность — это окружность минимального диаметра, описанная вокруг реального профиля наружной поверхности или максимального диаметра, вписанная в реальный профиль внутренней поверхности вращения.
Прилегающий цилиндр — цилиндр минимального диаметра, описанный вокруг реальной наружной поверхности или максимального диаметра, вписанный в реальную внутреннюю поверхность.
Допуск формы — наибольшее допускаемое значение отклонения формы.
Поле допуска формы представляет собой область в пространстве или на плоскости, внутри которой находятся все точки реальной поверхности или реального профиля; оно ограничивается допуском Т. Значения допусков выбирают по стандарту в зависимости от вида отклонения и степени точности.
Отклонение от плоскостности служит комплексным показателем отклонений формы плоских поверхностей. Оно характеризуется совокупностью всех отклонений формы поверхности и равно наибольшему расстоянию D от точек действительной поверхности до прилегающей плоскости (рис. 4, а). К частным видам отклонений от плоскостности относятся вогнутость (рис. 4, б) и выпуклость (рис. 4, в).
Отклонения формы цилиндрических деталей бывают как в поперечном сечении (овальность, огранка), так и в осевом (конусообразность, бочкообразность, седло-образность) (рис.5).
Рис. 5. Отклонения формы цилиндрической детали:
а — в поперечном сечении; б — в осевом сечении; / — овальность; 2 — огранка; 3 — бочкообразность; 4’— конусообразность; 5 — седлообразность.
Овальность — это отклонение от круглости, при котором реальный профиль представляет собой овалообразную фигуру, наибольший и наименьший диаметры которой взаимно перпендикулярны.
Огранка — отклонение от круглости, при котором реальный профиль представляет собой многогранную, фигуру.
Конусообразность — отклонение профиля продольного сечения, при котором образующие прямолинейны, но непараллельны.
Бочкообразность характеризуется выпуклостью образующих, т. с. диаметры увеличиваются от краев к середине сечения.
Седлообразность — отклонение профиля продольного сечения, при котором образующие непрямолинейны и диаметры уменьшаются от краев к середине сечения.
При изготовлении деталей погрешности формы ограничиваются допусками формы в соответствии со стандартами. Если допуск формы неизвестен, его принимают в пределах допуска на обработку размера.
7.2. ОТКЛОНЕНИЯ И ДОПУСКИ РАСПОЛОЖЕНИЯ ПОВЕРХНОСТЕЙ
Отклонение расположения — это отклонение реального расположения рассматриваемого элемента от номинального. Неточности взаимного расположения поверхностей являются результатами несовпадения технических и конструктивных баз 0 неточности обработки. Базой может служить поверхность, ее образующая, или точка.
Встречаются следующие отклонения расположения.
Отклонение от соосности относительно оси базовой поверхности — это расстояние D между осями рассматриваемой и базовой поверхностей на длине нормируемого участка L (рис. 6,I).
Радиальное биение — разность D наибольшего и наименьшего расстояний от точек реального профиля поверхности вращения до базовой оси в сечении плоскостью, перпендикулярной базовой оси (рис. 7, I).
Торцовое биение представляет собой разность D наибольшего и наименьшего расстояний от точек реального профиля торцовой поверхности до плоскости, перпендикулярной базовой оси (рис. 7, II).
Отклонение от пересечения осей — это наименьшее расстояние между осями, номинально пересекающимися (рис. 8, /).
Отклонение от параллельности плоскостей — разность наибольшего и наименьшего расстояний между плоскостями в пределах нормируемого участка (рис.8, //).
Отклонение от перпендикулярности представляет собой отклонение угла между плоскостями от прямого угла (90°), выраженное в линейных единицах D на длине нормируемого участка (рис. 8, III),
Отклонение от симметричности — это наибольшее расстояние между плоскостью симметрии (осью) рассматриваемого элемента (элементов) и плоскостью симметрии базового элемента в пределах нормируемого участка (рис. 8, IV).
Допуск расположения — это предел, ограничивающий допускаемое значение отклонения расположения поверхностей. Допуски расположения бывают зависимыми и независимыми.
Независимый — это допуск расположения, постоянный для всех одноименных деталей и не зависящий от действительных размеров рассматриваемых поверхностей. Например, допуск на межосевое расстояние коробки передач не зависит от точности отверстий в корпусе для подшипников качения.
Зависимый — допуск расположения, переменный для различных деталей, изготовляемых по данному чертежу. Допуск зависит от действительных размеров нормируемого элемента. На чертежах указывают его минимальное значение. Зависимые допуски расположения обозначают условным знаком М. Все допуски, если нет особых указаний, считаются независимыми.
Правила обозначения на чертежах допусков и расположения поверхностей деталей установлены СТ СЭВ 368—76. Условное обозначение допуска содержит знак, числовое значение и при необходимости буквенное обозначение (А, Б и т. д.) базы измерения. Все эти данные в том же порядке вписывают в рамку, разделенную на две или три части, и соединяют ее контурной или выносной линией изделия. Допуски формы и расположения указывают только при особых требованиях к точности формы и расположения поверхностей деталей. В таблице 2 приведены условные обозначения допусков формы и расположения поверхностей.
Таблица 2. Условные обозначения допусков расположения поверхностей
Допуск
Условный знак допуска по СТ С ЭВ 368-76