Что понимается под проектной деятельностью технология кратко
Сущность понятия «проектная деятельность» и ее классификация
В большом толковом словаре русского языка проект дословно с латинского projectus означает выступающий вперед. В словаре приводится несколько значений этого слова:
В большой советской энциклопедии метод проектов трактуется как организация обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения практических заданий-проектов [2].
Классификация проектной деятельности
Типология проектов очень разнообразна. На протяжении XX века зарубежные авторы разработали огромное количество классификаций. Приведем примеры основных из них:
У.Х. Килпатрик рассматривает классификацию по двум признакам:
1. по целевой установке
2. по количеству участников проекта
Э.Коллингс рассматривает классификацию проектной деятельности по видам деятельности:
— Экскурсионные проекты. Целью таких проектов является изучение детьми проблем, вязанных с окружающей средой и общественной жизнью;
— Проекты-рассказы. Также их называют повествовательные проекты. Цель данных проектов заключается в получении удовольствия детьми от рассказов разнообразных формах (письменная, музыкальная, художественная);
— Трудовые проекты направлены на самостоятельное изготовление и получение определенного продукта [7].
В школе имени Линкольна проектную деятельность рассматривают по степени взаимосвязанности учебного материала с опорой на класс:
— Проекты, направленные на сравнение и изучение географии;
— Сельскохозяйственные проекты [8].
В классификации О.Декроли (метод центров интересов) деятельность делят по темам изучения:
— Социальные проекты [9].
Ф.Л. Штоллер классифицирует проектную деятельность следующим образом:
1. По способам сбора и источникам информации
— Исследовательский (работа с библиотечными ресурсами);
— Текстовой (работа с источниками информации, но не с людьми);
— Корреспондентский (сбор информации при помощи писем, факсов, телефонных звонков);
— Обзорный (сбор и обработка данных от других лиц посредством разработанного инструментария);
— Личный (контакты с людьми).
2. По характеру решаемой проблемы:
— Моделирующий реальные условия, проблемы;
— Основанный на интересах учащихся, независимо от реальной значимости.
3. По характеру координации проекта:
4. По количеству участников проекта:
5. По продолжительности проекта:
— Средней продолжительности (несколько недель);
— Долгосрочный (длящийся в течение семестра);
6. По характеру контактов:
— Внутренний (в рамках класса);
— Внешний (за пределами класса) [10].
Е.С. Полат предлагает систему основных критериев проектной деятельности:
1. По доминирующему в проекте методу или виду деятельности:
2. По признаку предметно-содержательной области:
3. По характеру контактов:
— Внутренние или региональные;
4. По количеству участников проекта:
5. По продолжительности проекта:
— Доклад, альбом, сборник, каталог;
— Макет, схема, план-карта;
А.С. Сиденко классифицирует проекты следующим образом:
1. По характеру результата (информационный, исследовательский, обзорный, продукционный, сборник творческих работ, стенгазета и т.д.);
2. По форме (видеофильм, телепрограмма);
3.По характеру доминирующей в проекте деятельности (поисковый, исследовательский, творческий, ролевой, прикладной, ознакомительно-ориентировочный);
6. По уровню контактов (внутришкольные, межшкольные, региональные, международные);
7. По количеству участников (индивидуальные, групповые, парные);
Классификация проектов, предложенная Т.М. Мартыновой.
Первым признаком является уровень творчества, который выделяет следующие виды:
— Творческим проект является тогда, когда учащиеся самостоятельно выбирают тему, находят проблему и решают ее без чьей-либо помощи, выводя готовый продукт.
По второму признаку классификации проекты делятся на индивидуальные и групповые. При индивидуальной работе присутствуют элементы групповой работы, когда необходимо оценить первоначальные идеи друг друга или при проведении мозгового штурма. При групповой работе учащиеся обсуждают и принимают общее решение, развивают навыки сотрудничества и коллективной ответственности. Осваивают элементы организационной деятельности, которая им необходима при выборе лидера, сотрудника, исполнителя. Также при групповой работе присутствуют разделы, которые необходимо выполнять индивидуально.
Третий признак классификации рассматривается с позиции организации проведения проекта в одном классе, либо в разновозрастных группах. В таких проектах учителю необходимо дифференцировать темы по уровню сложности и уделять особое внимание индивидуальным и возрастным особенностям школьников.
По четвертому признаку классификация делится на следующие виды:
— Монопроекты проекты в рамках одного предмета. Часто работа над такими проектами предполагает последующую индивидуальную или групповую работу во внеурочное время. При работе с данными проектами необходимо четко представлять структуру по каждому уроку. В монопроектах для решения проблемы применяются знания и из других областей, но сама проблема лежит в каком-то определенном знании. Для монопроектов необходимо выбирать наиболее сложные разделы.
— Межпредметные проекты выполняются, как правило, во внеурочное время. Такие проекты затрагивают 2-3 предмета, требуют квалифицированной координации со стороны учителей, слаженной работы между участниками проекта.
— Надпредметный проект в основном носит характер исследования. Выходит, за рамки изучения и содержания школьных предметов, используется в качестве дополнения [13].
Выполнение проектных заданий помогает учащимся видеть практическую пользу предметов, повышает интерес, учит учащихся применять полученные знания на практике. Все это способствует качеству знаний, формирует творческий потенциал и развивает мотивированность учащихся.
Для того чтобы учащиеся научились самостоятельно находить решение поставленной перед ними проблемы, им необходимо овладеть определёнными навыками:
В проектной деятельности существует большое количество классификаций, все они в большей степени схожи между собой. Мы считаем, что в работе со студентами более целесообразным будет придерживаться классификации Е.С.Полат. В классификации выделяются 6 основных признаков: по доминирующему в проекте методу или виду деятельности; по признаку предметно-содержательной области; по характеру контактов; по количеству участников проекта; по продолжительности проекта; по результатам.
Список использованных источников.
Технология проектной деятельности
Аноним
Технология проектной деятельности
старший воспитатель Булгакова Н. В.
МБДОУ детского сада №423 г. о. Самара
Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.
Важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в образовательном процессе и отношение к ребенку со стороны взрослых.
Технология проектной деятельности:
Проектный метод обучения представляет собой гибкую модель организации образовательного процесса, ориентированную на творческую самореализацию личности ребенка, развитие его интеллектуальных возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе выполнения проектной деятельности.
Проектная деятельность помогает связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовывать его, увлекать в эту деятельность.
Проектная деятельность позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах.
Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.
Метод проектов – образовательная технология, которая позволяет создавать естественную среду для формирования у дошкольников интегративных качеств (личностных, интеллектуальных, физических).
В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определённой практической проблемой.
Особенности педагогической технологии метод проектов:
предоставляет возможность приобретать умение ставить и осознавать проблему, решать ее, так как ориентирована на практические методы приобретения знаний;
предоставляет возможность саморазвития и самореализации в личностно-ориентированном взаимодействии ребенка и взрослого, влияет на формирование социально-коммуникативной компетентности воспитанников, так как, исходя из специфики возраста участников проекта, дошкольные проекты в основном носят совместный характер (но, безусловно, важна направляющая роль взрослого);
позволяет осуществлять самостоятельный поиск и отбор информации, что влияет на формирование информационной и технологической компетентностей участников проекта.
Цель метода проектов: направить познавательную деятельность воспитанников на определенный и запланированный результат, который получается при решении той или иной теоретически или практически значимой проблемы.
Задачи метода проектов:
1.Развивать комплексные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные.
2. Развивать познавательный интерес детей через создание проблемной ситуации.
3. Формировать активную, самостоятельную и инициативную позицию детей.
В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект– это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей», его направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.
Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.
Основные этапы педагогической технологии метод проектов:
1.Ценностно-ориентированный этап: мотивация детей к проектной деятельности, раскрытие значимости и актуальности темы, формулирование проблемы, введение детей в проблемную ситуацию. Активность ребенка направлена на сознание и осмысление актуальности темы, мотива деятельности, формулирование проблемы, вхождение в проблемную ситуацию.
2.Конструктивный этап: планирование объединения рабочих групп, поиск литературы, помощь в планировании этапов практической деятельности, стимулирование поисковой деятельности детей. Дошкольники включаются в
проектную деятельность в составе групп или индивидуально, сбор материалов по теме.
3.Практический этап: осуществляется координация деятельности детей, консультирование по возникающим вопросам, стимулирование деятельности. Дети поэтапно реализуют содержание деятельности по решению проблемы.
4.Заключительный этап: педагог оказывает помощь в оформлении проекта, подводит детей к формулировке выводов по проблеме проекта. Оформляются результаты, продукт деятельности, формулируются выводы.
5. Презентационный этап включает подготовку экспертов, организацию проведения презентации. Проходит презентация проекта, защита его основных позиции.
6. Оценочно-рефлексивный этап предполагает стимулирование детей к самоанализу и самооценке. Происходит оценка деятельности по педагогической эффективности проекта, совместная с детьми экспертная оценка результативности осуществленной работы, самооценка детьми своего вклада в проект, собственной деятельности.
Типы проектов:
1.По доминирующему методу: исследовательские, информационные, творческие, игровые,приключенческие,практико-ориентированные.
2.По характеру содержания: включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и культуру.
3. По характеру участия ребенка в проекте: заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата.
4.По характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект)
5.По количеству участников: индивидуальный, парный, групповой и фронтальный.
6.По продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности и долгосрочный.
Типы проектов по Л. В. Киселёвой:
Используются элементы творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы (со второй младшей группы)
Оформление результата работы в виде детского праздника, детского дизайна и т. п. (со второй младшей группы)
Информационно – практико – ориентированный.
Дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.) (со средней группы)
Дети экспериментируют, а затем оформляют результаты в виде газет, драматизации, детского дизайна (старший дошкольный возраст).
Этапы развития проектной деятельности:
I. Проектная деятельность дошкольника развивается поэтапно. До 5 лет ребенок развивается на подражательно-исполнительском уровне. Отсутствие необходимого жизненного опыта не позволяет ему в полной мере проявлять самостоятельность в выборе проблемы и способов ее решения. Поэтому активная роль принадлежит взрослому. Таким образом, ребенок среднего возраста выступает в качестве заказчика проекта, а его осуществление происходит на подражательно исполнительском уровне.
II. К концу пятого года жизни дети накапливают определенный социальный опыт, позволяющий им перейти на новый, развивающий уровень проектирования. В этом возрасте продолжает развиваться самостоятельность. Ребенок способен сдерживать свои импульсивные побуждения, терпеливо выслушивать педагога и сверстников.Перестраиваются отношения со взрослыми: дошкольники реже обращаются к ним с просьбами, активнее организуют совместную деятельность со сверстниками, у них развивается самоконтроль, самооценка. Они принимают проблемы, ставят цель, способы выбрать необходимые средства для достижения намеченного результата.
III. На третьем творческом этапе развития проектной деятельности у детей наблюдается высокий уровень интереса, обусловленного познавательным и личностным развитием.К концу 6-го и 7-го года жизни формируются все стороны личности ребенка: нравственная, интеллектуальная, эмоционально-волевая, действенно-практическая. Роль взрослого на этом этапе – развитие и поддержка творческой активности детей, создание условий, позволяющих им самостоятельно определить цели и содержание предстоящей деятельности, выбрать способы работы над проектом и организовать ее.
Проект – это пять «П»
Шестое «П» проекта- это его портфолио, папка, в которой собраны рабочие материалы, в том числе планы, отчеты, рисунки, схемы, карты, таблицы.
Проектная деятельность позволяет учить детей проблематизации, целеполаганию и планированию содержательной деятельности, элементам самоанализа, представлению результатов своей деятельности и хода работы, презентаций в различных формах с использованием специально подготовленного продукта проектирования (макетов, плакатов моделей, театрализации, сценических представлений, практическому применению знаний в различных (в том числе и нестандартных) ситуациях.
1. Анфисова, С. Е. Роль метода проектов в образовательном процессе ДОУ / С. Е. Анфисова // Сб.Психолого-педагогические аспекты социального развития детей дошкольного возраста: материалы Всероссийской научной конференции. –Тольятти: Изд-во ТГУ, 2003. – С. 66-70.
4. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. Изд-во Сфера. М., 2011.
«Как воспитать гения?» Технология проектной деятельности Как вырастить маленького гения? Дать возможность ребенку экспериментировать, фантазировать, самостоятельно искать ответы на вопросы! С рождения.
Роль родителей в проектной деятельности «Расскажи – и я забуду, Покажи – и я запомню, Дай попробовать – и я пойму» китайская пословица Родители и педагоги – это две мощные силы,.
Фотоотчёт о проектной деятельности «Ярмарка» Однажды, я попала на Покровскую ярмарку в Тамбове, моему восхищению не было предела. Тогда у меня родилась идея провести ярмарку в своей.
Кейс-технология — интерактивная технология для краткосрочного обучения на основе реальных или вымышленных ситуаций Впервые работа с кейсами в рамках учебного процесса была реализована в Гарвардской школе бизнеса в 1908 г. В России данная технология стала.
Мастер-класс «Формирование учебной деятельности в подготовительной группе посредством проектной деятельности» Проблемное поле проекта Сложность и специфика работы по готовности ребенка к школе требует привлечения к ее осуществлению различных специалистов.
Консультация «Этапы проектной деятельности» Меняются условия жизни, контингент детей и родителей, поступающих в дошкольные учреждения. Часто слышим, что родители стали безразличными,.
Реализация технологии проектной деятельности Реализации технологии проектной деятельности Цель проекта: *развивать доброжелательное отношение детей к близким людям – любовь к родителям;.
Современные образовательные технологии. Технология проектной деятельности Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно – образовательном процессе. Отношение.
« Технология проектной деятельности»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образование детей
«Станция юных техников»
« Технология проектной деятельности»
ст.методист Жукаева С.В.
Аннотация: Предложенные рекомендации адресованы педагогам дополнительного образования. В рекомендации представлен теоретический и практический материал о введении проектной деятельности. Рекомендации способствуют повышению профессионального уровня педагогов дополнительного образования.
1. Понятие «Метод проектов»
2. Современные классификации учебных проектов
3. Основные требования к учебному проекту
4.Этапы работы над проектом
5. Творческие проекты в младшей школе
6. Особенности творческого коллективного проекта.
7. Роль педагога в организации проектной деятельности.
8. Список использованной литературы
Всякая деятельность с детьми, в том числе и обучение, должна строиться с учетом их интересов, потребностей, основываясь на личном опыте ребенка.
Основной задачей обучения по методу проектов является исследование детьми вместе с учителем окружающей жизни. Все, что ребята делают, они должны делать сами (один, с группой, с педагогом, с другими людьми): спланировать, выполнить, проанализировать, оценить и, естественно, понимать, зачем они это сделали.
Программа в методе проектов строится как серия взаимосвязанных моментов, вытекающих из тех или иных задач. Ребята должны научиться строить свою деятельность совместно с другими ребятами, найти, добыть знания, необходимые для выполнения того или иного проекта, таким образом, разрешая свои жизненные задачи, строя отношения друг с другом, познавая жизнь, ребята получают необходимые для этой жизни знания, причем самостоятельно, или совместно с другими в группе, концентрируясь на живом и жизненном материале, учась разбираться путем проб в реалиях жизни.
Преимущества этой технологии это: энтузиазм в работе, заинтересованность детей, связь с реальной жизнью, научная пытливость, умение работать в группе, самоконтроль, дисциплинированность.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение ролей (если имеется в виду групповая работа), т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми», предметными, т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая, конкретный практический результат, готовый к применению.
2.Современные классификации учебных проектов
На основе доминирующей деятельности учащихся:
Продукт заранее определен и может быть использован в жизни объединения, учреждения, микрорайона, города, государства. Палитра разнообразна – от учебного пособия для кабинета до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.
Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование.
Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.
Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т.ч. в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.
Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.
Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор?
По комплексности и характеру контактов проекты могут быть монопроектами и межпредметными.
Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.
Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.
Классификация проектов по продолжительности:
Мини – проекты могут укладываться в один урок или менее.
Краткосрочные проекты требуют выделения 4 – 6 уроков.
Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.
Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели.
Их выполнение занимает примерно 30 – 40 часов и целиком проходит при участии руководителя.
Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации выполняются во внеурочное время.
Виды презентации проектов:
защита на учебном совете,
диалог исторических и литературных персонажей,
спортивная игра, спектакль,
пресс-конференция и т.п.
Позиция педагога : энтузиаст, специалист, консультант, руководитель, координатор, эксперт. В целом, по возможности, позиция учителя должна быть скрытой, дающий простор самостоятельности учащихся.
3.Основные требования к учебному проекту
Проблема проекта должна быть социально-значимой – исследовательской, информационной, практической, заказанной внешним заказчиком.
Планирование проекта – определение вида продукта и формы презентации; пооперационная разработка проекта, с указанием сроков и ответственных.
Продукт является конкретным результатом проекта.
Презентация продукта и защита самого проекта.
Портфолио проекта – папка, в которой собраны все рабочие материалы (черновики, отчеты, планы, результаты исследований и анализа, материалы к презентации и т.п.)
Наличие конкретного продукта на каждом этапе работы над проектом.
4.Этапы работы над проектом
Общий процесс работы над проектом Дж. Питт, профессор Йоркского университета
«Метод проектов — это не алгоритм, состоящий из четких этапов, а модель творческого мышления и принятия решений». Например, представленные этапы, могут в ходе реального выполнения какого-либо проекта располагаться в такой последовательности: 1-7-2-4 — опять 7-9-3. и т. д.
1. Потребности (написать краткую формулировку задачи)
2. Исследование(соц. заказ, аналоги, методы, материалы. )
4. Первоначальные идеи (много)
6. Проработка лучшей идеи (2-3 идей)
7. Планирование и изготовление
8. Испытание продукта в реальной ситуации
9. Оценка продукта по отношению к потребности, определенной вначале
5. Особенности проектной деятельности младших школьников.
Целью всего обучения в начальной школе становится овладение учениками умением учиться. Об этом нам говорит и Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, где на первое место выходят метапредметные результаты. В связи с этим перед каждым учителем встает вопрос, как можно развивать универсальные учебные действия. Этому способствует организация процесса обучения учащихся на основе продуктивных методов: частично-поискового, исследовательского. Положительным моментом в подготовке к проектной деятельности могут являться дизайн-упражнения. Они представляют собой творческие задания по усовершенствованию предлагаемого объекта труда в доступных для детей направлениях: полезность изделия, его надежность (прочность) и эстетичность. Например при изготовлении закладки для книги, дети могут внести свои изменения: цвет, узор, размер, использовать более тонкую или плотную бумагу. Для активизации мыслительной деятельности детей во 2 классе можно использовать «звездочку обдумывания».
«Звездочка обдумывания» (термин предложен М.Б. Павловой)
Алгоритм проектной деятельности второклассника
В 3 классе следует продолжать учить младших школьников видеть и выделять проблемы, но уже в более высоком диапазоне интересов, следует формировать умения использовать различные источники информации (банк проектов, книги, телевидение, интернет). При выборе технологии изготовления объекта проектной деятельности детям можно предложить опираться на следующую таблицу параметров, влияющих также и на качество изделия.
Анализируя проектную деятельность четвероклассника необходимо оценивать уровень его самостоятельности с учетом индивидуальных особенностей личности ребенка.
Алгоритм проектной деятельности для ученика 4 класса
6. Особенности творческого коллективного проекта.
7. Роль педагога в организации проектной деятельности.
Использование метода проектов предполагает кардинальное изменение как формы организации образовательного процесса, так и роли педагога в нем.
Педагог должен отказаться от своей традиционно доминирующей роли в процессе передачи ученикам знаний и стать организатором проектной деятельности. Выполнение проекта осуществляется по определенному, достаточно сложному алгоритму, и при этом каждый ученик может выбрать любую тему проекта – все, что захочет и сумеет сделать.
мотивирует. Высокий уровень мотивации в деятельности – залог успешности работы над проектом. Во время работы учитель должен придерживаться, раскрывающих перед учащимся ситуацию проектной деятельности как ситуацию выбора и свободы самоопределения.
наблюдает. Наблюдение, которое проводит руководитель проекта, нацелено на получение им информации, которая позволит учителю продуктивно работать во время консультации, с одной стороны, и ляжет в основу его действий по оценке уровня сформированности информационной и коммуникативной компетентностей учащихся, с другой.
Список использованной литературы
1. Шумакова Н.Б. Развитие исследовательских умений младших школьников – Москва «Просвещение», 2011.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт – М.: «Просвещение», 2011.
3. Воронцов А.Б. Проектные задачи в начальной школе – М.:»Просвещение», 2010.
.