Что понимается под прокурорским надзором

Что понимается под прокурорским надзором

Статья 1. Прокуратура Российской Федерации

(в ред. Федерального закона от 09.11.2020 N 367-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

П. 2 ст. 1 во взаимосвязи с другими нормами признан частично не соответствующим Конституции РФ (Постановление КС РФ от 18.07.2003 N 13-П).

2. В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет:

надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

(в ред. Федеральных законов от 10.02.1999 N 31-ФЗ, от 01.07.2010 N 132-ФЗ, от 22.12.2014 N 427-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

(в ред. Федеральных законов от 10.02.1999 N 31-ФЗ, от 01.07.2010 N 132-ФЗ, от 22.12.2014 N 427-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

надзор за исполнением законов судебными приставами;

(абзац введен Федеральным законом от 10.02.1999 N 31-ФЗ)

надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;

возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования в соответствии с полномочиями, установленными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и другими федеральными законами.

(абзац введен Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ)

(в ред. Федерального закона от 10.02.1999 N 31-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.1. Генеральная прокуратура Российской Федерации в пределах своей компетенции обеспечивает представительство и защиту интересов Российской Федерации в межгосударственных органах, иностранных и международных (межгосударственных) судах, иностранных и международных третейских судах (арбитражах).

(п. 3.1 введен Федеральным законом от 01.07.2021 N 265-ФЗ)

4. Прокуратура Российской Федерации принимает участие в правотворческой деятельности.

5. Генеральная прокуратура Российской Федерации выпускает специальные издания.

Источник

Понятие прокурорского надзора, направления и отрасли прокурорского надзора, отличие от других видов контроля и надзора

Что понимается под прокурорским надзором. Смотреть фото Что понимается под прокурорским надзором. Смотреть картинку Что понимается под прокурорским надзором. Картинка про Что понимается под прокурорским надзором. Фото Что понимается под прокурорским надзором Что понимается под прокурорским надзором. Смотреть фото Что понимается под прокурорским надзором. Смотреть картинку Что понимается под прокурорским надзором. Картинка про Что понимается под прокурорским надзором. Фото Что понимается под прокурорским надзором Что понимается под прокурорским надзором. Смотреть фото Что понимается под прокурорским надзором. Смотреть картинку Что понимается под прокурорским надзором. Картинка про Что понимается под прокурорским надзором. Фото Что понимается под прокурорским надзором Что понимается под прокурорским надзором. Смотреть фото Что понимается под прокурорским надзором. Смотреть картинку Что понимается под прокурорским надзором. Картинка про Что понимается под прокурорским надзором. Фото Что понимается под прокурорским надзором

Что понимается под прокурорским надзором. Смотреть фото Что понимается под прокурорским надзором. Смотреть картинку Что понимается под прокурорским надзором. Картинка про Что понимается под прокурорским надзором. Фото Что понимается под прокурорским надзором

Что понимается под прокурорским надзором. Смотреть фото Что понимается под прокурорским надзором. Смотреть картинку Что понимается под прокурорским надзором. Картинка про Что понимается под прокурорским надзором. Фото Что понимается под прокурорским надзором

Прокурорский надзор – специфическая деятельность государственных федеральных органов прокуратуры, осуществляемая от имени Российской Федерации и состоящая в проверке точности исполнения законов, действующих на ее территории.
Из сказанного вытекают следующие принципиально важные для усвоения материала учебника положения.

Прокурорский надзор – самостоятельный, специфический вид государственной деятельности. Эту деятельность не могут осуществлять кроме прокуратуры никакие другие государственные, общественные, самодеятельные или иные органы, организации, учреждения, должностные или физические лица.

Прокурорский надзор осуществляется от имени государства – Российской Федерации. Важность этого положения заключается в том, что прокурор, осуществляя надзор, представляет и защищает общественные интересы не от имени отдельных органов местного самоуправления, субъектов федерации или иной представительной, исполнительной или судебной власти, а в совокупности всех их, объединяемых общей системой государства, приводя таким образом интересы отдельных органов, организаций, учреждений, должностных или физических лиц в соответствие с интересами государства в целом.

Самостоятельность прокурорского надзора как вида государственной деятельности, его отличие от других видов деятельности как прокуратуры, так и иных государственных органов, определяется содержанием этой деятельности, которая состоит в проверке точности соблюдения Конституции РФ и исполнения требований законов, соответствия иных правовых актов закону и устранении (принятии мер к устранению) выявленных правонарушений.

Специфичность прокурорского надзора как вида государственной деятельности состоит в том, что он не относится к деятельности одной ветви власти (представительной, исполнительной, судебной), но в то же время имеет признаки каждой из этих ветвей.

Дело в том, что органы прокуратуры занимают особое место в государственной системе Российской Федерации. Имея функциональное отношение к каждой из трех, предусмотренных Конституцией РФ ветвей власти, они тем не менее не относятся полностью ни к одной из них. Это специфическое положение прокуратуры в государственном устройстве, позволяющее уравновешивать ветви власти и обеспечивать их оптимальное функционирование, порождает и специфичность прокурорского надзора как основного вида деятельности прокуратуры.
Рассматривая сущность прокурорского надзора, следует иметь в виду, что под термином «прокурорский надзор» может пониматься: а) специфический вид государственной деятельности, о котором говорилось выше; б) самостоятельная отрасль юридической науки; в) учебная дисциплина.

Источник

Сущность прокурорского надзора: предмет, объекты, пределы. Соотношение прокурорского надзора с другими видами государственного контроля и надзора.

Прокурорский надзор – специфическая деятельность государственных органов прокуратуры, осуществляемая от имени РФ и состоящая в проверке точности соблюдения Конституции и исполнения законов, действующих на её территории. Указанная деятельность не может осуществляться иными органами. Прокурор, осуществляя надзор, защищает интересы и действует от имени всех членов общества, объединенных общей системой государства.

Прокурор – физическое лицо, состоящее на постоянной или временной службе в органах прокуратуре, принятое на работу в соответствии с ФЗ и исполняющее обязанности в соответствии с ФЗ и распоряжениями генерального прокурора. Понимается под понятием прокурора – генеральный прокурор, прокурор субъекта, прокурор города, района, специализированной прокуратуры, заместители генерального прокурора, его помощники, советники, старшие помощники, по особым поручениям, прокурор-криминалист. Осуществляют специфическую деятельность. Также в системе органов работают прокурорские работники – работники, занимающие вспомогательные должности, научно-педагогические работники и другие. Прокурорский надзор как отрасль науки – сумма знаний о формах, средствах, методах, осуществления прокурорской деятельности. Предмет прокурорского надзора.

Общественные отношения, на регулирование которых и обеспечение законности направлена еятельность органов прокуратуры. Объект прокурорского надзора. Предприятия, учреждения, организации, государственные органы, их должностные лица, в которых проводятся прокурорские проверки исполнения законов. Субъект прокурорского надзора. Прокурор как должностное лицо органа прокуратуры, но также к субъектам относится и сам орган. Сущность. Выявление и установление правонарушений, а также применение правовых средств для устранения выявленных правонарушений.

Пределы прокурорского надзора

По предмету к пределам прокурорского надзора относятся то, что прокуратура не вмешивается в оперативно-хозяйственную деятельность поднадзорного объекта.

По объектам прокуратура не осуществляет надзор в отношении:

Средства подразделяются на:

Средства выявления – проведение проверок, истребование документов

Средства устранения – направление официального представления

Средства предупреждения – направление предостережения

Основными целями является обеспечение верховенства закона и обеспечения иерархии законов. Другими целями прокурорского надзора являются:

Обеспечение единства и укрепление законности

Обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина

Обеспечение защиты охраняемых законом интересов общества и государства в целом

Конкретные виды деятельности направленной на достижение целей отражены в пункте 2 статьи 1 ФЗ «о прокуратуре». Одним из важнейших направлений деятельности является координация деятельности других органов. Для достижения вышеуказанных целей принимаются различные по содержанию, по кругу субъектов, по средствам решения задачи. Они определяются конкретными ситуациями. Задачи делятся на три уровня:

Общие – наиболее важные. Определяются в конституции, в ФЗ «О прокуратуре», в иных ФЗ.

Укрепление законности и охрана от посягательств общественного и государственного строя

Охрана от посягательств на политические, трудовые, жилищные и другие личные права граждан.

Охрана прав и законных интересов предприятий и организаций, независимо от форм собственности.

Специальные – задачи по конкретным направлениям.

Контроль за исполнением нормативно-правовых актов

Частные – различаются в зависимости от направления, а также от вида применяемого правового средства прокурорского надзора.

Прокурорский надзор не единственный способ обеспечения законности в нашем государстве. В тех же целях реализуются и другие формы надзора и контроля. Строго говоря, все органы правового государства обязаны бороться с правонарушениями и применять действенные меры по их устранению и предупреж­дению.

По правовой природе формы контроля и надзора можно подразделить на высшие и обычные (все остальные). Высшей формой контроля является контроль Конституционного Суда. Он распространяется на все органы законодательной и исполнительной власти РФ и входящих в ее состав субъектов. Конституционный Суд рассматривает дела, проверяет соответствие Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, а также конституций республик, уставов, законов и иных нормативных актов субъектов РФ (подп. «а» и «б» п. 2 ст. 125 Конституции РФ).

Хотя в Конституции прямо не указывается на осуществление контрольных функций Советом Федерации, Государственной Думой, практически эти законодательные органы ими обладают. Поскольку они могут обращаться в Конституционный Суд по поводу несоответствия Конституции различных нормативных актов, в том числе актов Президента РФ, постольку они осуществляют контроль за их законностью. Ясно, что прежде чем обратиться в Конституционный Суд с запросом, эти органы устанавливают незаконность того или иного акта.

Довольно широкими контрольными полномочиями обладает Совет Федерации. В соответствии с п. 3 ст. 105 Конституции все принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации. Рассмотрение выражается в проверке этих нормативных актов не только с точки зрения их соответствия Конституции РФ, но и на предмет целесообразности, полезности для государства и общества.

Совет Федерации осуществляет также контроль за деятельностью Президента, утверждая его указы о введении военного и чрезвычайного положений (подп. «в» и «б» п. 1 ст. 102). К компетенции Совета относится и отрешение Президента от должности (подп. «е» п. 1 ст. 102). Разумеется, реализация указанных полномочий предполагает проверку обоснованности этих актов, деятельности Президента как главы государства.

Контрольные полномочия Президента в отношении Совета Федерации и Государственной Думы еще более обширны. Практически все принимаемые этими органами законы ему подконтрольны.

Контроль высших органов государственной власти именуется верховным. Прокурорский же надзор является производным от верховного контроля, ибо осуществляется от имени указанных органов, но имеет иную сферу воздейст­вия, ибо касается органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, министерств и ведомств, органов местного самоуправления.

Все нижестоящие суды при рассмотрении уголовных, гражданских, административных дел тоже выполняют контрольные функции. Их контроль уже не имеет ранга верховного, хотя роль его в укреплении законности и правопорядка в соответствующих регионах весьма значительна. Прокуроры участвуют в рассмотрении судами дел и осуществляют надзор за законностью и обоснованностью приговоров, решений, определений.

Контроль за соблюдением законности (но не верховный) осуществляют и другие органы государства. Можно выделить три вида контроля и надзора: общий, ведомственный и специализированный.

Общий — это контроль, выполняемый краевой, областной администрацией, а также органами местного самоуправления, не являющимися государственными.

Вместе с тем подобный контроль нередко отражает местные интересы, не всегда соответствующие интересам общегосударственным, выраженным в законе. Вот почему в отношении этих органов прокурорский надзор должен быть более действенным и активным.

Ведомственный (внутренний) контроль применяется в системе министерств, ведомств. В силу принципа централизма каждый нижестоящий орган подчиняется вышестоящему, который руководит им, контролирует качество работы. Данный контроль зачастую отражает сугубо ведомственные интересы, а потому и здесь прокурорский надзор должен быть эффективным, оперативным. Являясь межведомственным, он защищает охраняемые законом интересы государства, общества.

Специализированный контроль или надзор касается тех сфер производственной, хозяйственной и иной деятельности учреждений, предприятий, организаций, которые связаны со строго определенным режимом работы. Осуществляется он различного рода государственными, ведомственными инспекциями: санитарными, ветеринарными, торговыми, автомобильными, техническими и т.д. Инспекторы — это должностные лица, обладающие специальными научными познаниями (врачи, зоотехники, энергетики, инженеры и т. д.). Отношение прокурорского надзора к специализированным видам надзора или контроля двоякое.

С одной стороны, прокуратура при выполнении своих функций не вправе подменять различные инспекции, а при необходимости должна привлекать специалистов для проведения проверок исполнения законов. А с другой — она обязана осуществлять надзор за законностью выполняемых ими функций.

Прокурорский надзор по сравнению с другими видами надзора и контроля характеризуется следующими особенностями: 1) он является представительным, ибо осуществляется от имени и по поручению высших органов власти РФ; 2) по целевому назначению он строго специализированный, что выражается только в надзоре за соблюдением законности, так как прокуроры не управляют, а лишь надзирают за исполнением законов; 3) данный надзор имеет широкую сферу действия, ибо распространяется на все регулируемые правом общественные отноше­ния; 4) наблюдается определенная ограниченность полномочий прокуроров при выполнении надзорных функций.

5. Функции, осуществляемые прокуратурой, их содержание. Соотношение функций, отраслей прокурорского надзора и направлений деятельности прокуратуры

Функции и направления деятельности прокуратуры РФ – это правовые категории, которые раскрывают и объясняют содержание, структуру и пределы деятельности прокуратуры. Надзор за исполнением законов – главная функция прокуратуры. Прокуратуры осуществляют надзор за исполнением Конституции РФ, уставов субъектов РФ, а также за исполнением законов субъектов РФ, принятых ими согласно своей компетенции, не противоречащих Конституции РФ и ФЗ. Общим для всех надзорных функций является то, что органы прокуратуры осуществляют надзор за исполнением действующих на ее территории законов; уголовное преследование за совершение преступлений. Генеральный прокурор РФ участвует в правотворческой деятельности. Он вправе обратиться с предложениями об изменении, дополнении, отмене или принятии законов к любому органу или должностному лицу, правомочному вносить такие акты. Иные прокуроры вправе обращаться с указанными предложениями к органам или должностным лицам соответствующего или нижестоящего уровня. Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью преследует цель наиболее успешно осуществлять меры по выявлению, раскрытию, расследованию преступлений, принимать или рекомендовать компетентным органам меры по устранению обстоятельств, способствовавших их совершению. Основные направления деятельности прокуратуры обусловлены различными факторами политического, социально-экономического и иного характера. Постоянные направления деятельности – это сферы правовых отношений, состояние законности в которых определяющим образом влияет на положение дел в целом. К их числу относится соблюдение законов при издании правовых актов федеральными, региональными органами власти, на которые распространяется компетенция прокуратуры, органами местного самоуправления. Динамичные – конкретизирующие эти приоритеты с учетом состояния правовой ситуации в районе, городе, регионе, в стране в целом.

Функции органов прокуратуры.

Функции прокуратуры – виды деятельности прокуратуры, которые предопределяются социальным предназначениям прокуратуры, выраженным в ее задачах, и характеризуются определенным предметом ведения, направленным на решение этих задач и требующие использование присущих им полномочий и правовых средств.

Отрасли прокурорского надзора – отдельные области реализации надзорной функции прокуратуры характеризующиеся определенной сферой правоотношений.

Основные направления деятельности – определяются Генеральным прокурорам и обеспечивают приоритетное направление реализации той или иной отрасли прокурорского надзора в зависимости от состояния законности и правопорядка РФ

1 прокурорский надзор;

2 иные функции: уголовное преследование; участие в правотворческой деятельности; координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью; участие в рассмотрении дел судами; международное сотрудничество.

Отрасли прокурорского надзора:

1 надзор за исполнением законов ( экологического законодательства, о труде)

2 надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;

3 надзор за исполнением законов органами осуществляющими ОРД, дознание, предварительное следствие

4. надзор за исполнением законов судебными приставами

6. Соотношение и связь курса «Прокурорский надзор в Российской Федерации» с другими юридическими дисциплинами.

Прокурорский надзор в РФ как учебный курс находится в тесном взаимодействии и системной связи с другими юридическими дисциплинами. Общая теория государства и права исследует прокурорский надзор в качестве самостоятельного вида государственной деятельности, влияет на деятельность органов прокуратуры своими рекомендациями о толковании основных понятий, применяемых в деятельности прокуратуры, например о применении права, о соответствии права и закона, права и судебной практики.

В конституционном праве прокуратура рассматривается как один из конституционных институтов, являющихся составной частью механизма правовой защиты Конституции РФ. Конституционное право устанавливает основные руководящие положения (принципы), в том числе и для прокурорского надзора. В тесной связи с рассматриваемым курсом находятся такие отрасли права, как гражданско-процессуальное, арбитражное и уголовно-процессуальное. Они регламентируют порядок отправления правосудия по гражданским и уголовным делам, определяют права и обязанности соответствующих субъектов процессуальной деятельности, в том числе и прокурора, который участвует в судебном процессе в качестве стороны судебного разбирательства. Курс «Правоохранительные органы РФ» исследует как общую систему правоохранительных органов, их цели, задачи,

содержание деятельности, так и соответствующие общие характеристики прокуратуры в системе этих органов как органа надзора за соблюдением и исполнением законов всеми правоохранительными структурами. Связь курса «Прокурорский надзор» с уголовно-исполнительным правом проявляется в том, что прокурор в силу своего правового статуса является структурой государственной власти, которая объективно осуществляет надзор за соблюдением законов, защитой прав лиц, осужденных к отбыванию наказания.

Связь прокурорского надзора и криминологии заключается прежде всего в том, что на базе положений криминологии, изучающей закономерности преступности и преступного поведения как социального явления, в прокурорском надзоре разрабатываются необходимые теоретические положения и практические рекомендации.

Разработки, осуществляемые в криминалистике, формы, методы осуществления следственных действий и организационных мероприятий при расследовании также широко используются органами прокуратуры.

Источник

Сущность современного прокурорского надзора

Понятие прокурорского надзора

Термин «прокурорский надзор» в современной литературе используется в основном в двух смыслах.

Как самостоятельная функция прокурорский надзор представляет собой отдельный вид государственной деятельности.

Прокурорский надзор – отдельное направление государственной деятельности, служащее одной из форм реализации правоохранительной функции, стоящей перед государством в целом.

Содержание прокурорского надзора в этом случае заключается в так называемой надзорной деятельности, заключающейся в осуществлении прокуратурой от имени РФ наблюдения за соблюдением Конституции РФ, прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц, а также единообразным и точным исполнением законов, действующих на территории РФ.

Данный вид государственной деятельности имеет ряд признаков:

1) Осуществляется исключительно прокуратурой от имени государства на всей территории РФ.

2) Имеет свой предмет – осуществление надзора за проведением в жизнь требований, содержащихся в Конституции РФ и законах, действующих на территории РФ.

3) Основной формой его осуществления является надзор, т.е. наблюдение за тем, чтобы соответствующие органы и лица в точности выполняли возложенные на них задачи, соблюдали установленный законом порядок отправления порученных им обязанностей и чтобы в случае нарушения этого порядка были приняты меры к восстановлению нарушенной законности, привлечению виновных к надлежащей ответственности.

4) Основным методом осуществления прокурорского надзора служит проверка исполнения требований, содержащихся в Конституции РФ и законах, действующих на территории РФ, государственными и негосударственными органами и учреждениями.

5) Ему присущи своеобразные правовые средства реализации: вынесение актов прокурорского реагирования; проведение различных проверок; осуществление прокурорских полномочий, основанных на государственном принуждении (например, истребование объяснений и документов, использование помощи сотрудников полиции и иных правоохранительных органов); привлечение к ответственности за неисполнение прокурорских требований (к примеру, ст. 17.7 КоАП устанавливает, что умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, влечет за собой административную ответственность).

6) Он распространяется на деятельность всех федеральных отраслевых органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, органов военного управления, органов контроля и их должностных лиц, органов управления коммерческих и некоммерческих организаций.

7) Осуществление данного вида государственной деятельности имеет исключительно правовой аспект, т.е. всегда влечет за собой правовые последствия (устранение нарушения закона, привлечение виновного к ответственности, отмену и приостановление действия незаконного акта и т.п.).

Некоторые ученые под понятием «прокурорский надзор» подразумевают отдельную отрасль российского права. В литературе она именуется прокурорско-надзорным правом, или прокурорским правом. По их мнению, прокурорский надзор как совокупность правоотношений обладает достаточными признаками для признания его самостоятельной отраслью российского права, а именно: отдельным предметом и методом правового регулирования.

Считается, что предмет прокурорского надзора как отдельной отрасли права составляет определенная область общественных отношений, складывающихся в ходе осуществления надзорной деятельности и отличающихся от отношений, являющихся предметом других отраслей права. Иногда в предмет включают совокупность общественных отношений, складывающихся в ходе деятельности прокуратуры. При этом общественные отношения, складывающиеся в ходе прокурорского надзора, не исчерпывают предмета правового регулирования прокурорского права, а составляют лишь его часть. Прокурорское право, считают эти ученые, обладает специальным – субординационным методом правового регулирования, заключающимся в позитивном и негативном обязывании участников прокурорских правоотношений. По своему характеру оно является комплексной отраслью права, тесно взаимосвязанной с другими отраслями российского права.

Противники признания прокурорского надзора в качестве отдельной отрасли права опровергают данные аргументы, указывая, что, во-первых, он не обладает самостоятельным предметом и методом правового регулирования. Общественные отношения, якобы составляющие его предмет, в действительности принадлежат другим отраслям права. К примеру, конституционное право определяет место прокуратуры в системе органов государственной власти; процессуальные отрасли – полномочия прокурора как участника различных видов судопроизводств; административное, уголовно-исполнительное и иные материальные отрасли права – прочие правовые возможности прокурора. Соответственно те или иные отношения определяют и метод правового регулирования. Вовторых, признание прокурорского надзора самостоятельной отраслью права является искусственным, т.е. в его основу кладется только одна сторона деятельности прокуратуры – надзор, при этом игнорируются другие аспекты и направления прокурорской деятельности. Определить прокурорское право в качестве комплексной отрасли также довольно сложно, так как у него затруднительно выделить какую-либо первичную, основную отрасль права.

На наш взгляд, вопрос о существовании отдельной отрасли прокурорского права разъяснил А.Ф. Смирнов: «В 70-е годы прошлого столетия аргументировалась точка зрения о существовании самостоятельной прокурорско-надзорной отрасли права. Представляется, что сейчас достаточно трудно найти какие-либо доказательства существования самостоятельной отрасли прокурорско-надзорного права.

Аргументированных современных научных исследований на эту тему нет. Оставаться на прежних позициях тоже невозможно».

В силу недостаточного содержания нормативно-правовых актов, регулирующих исключительно прокурорскую деятельность, также довольно сложно признать современный прокурорский надзор отдельной или же комплексной отраслью законодательства.

Прокурорский надзор и государственный контроль

Одни ученые понятия «контроль» и «надзор» рассматривают как тождественные.

Другие полагают, что прокуратура не является контрольным органом, не входит в систему государственного контроля в силу специфичности по многим параметрам и употребление терминов «контроль» и «надзор» как синонимов является ошибочным, ибо, особенно в юриспруденции, под ними понимаются разные явления.

Контрольная деятельность является составляющей частью управленческой деятельности. В этом смысле она заключается в получении информации, анализе и ее оценке, определении необходимых форм и средств реагирования на недостатки и нарушения. В литературе традиционно выделяют различные формы и виды контроля: общий и специальный; предварительный, текущий и последующий; ведомственный и межведомственный; сплошной и выборочный; прямой и косвенный и т.д.

С учетом задач в той или иной отрасли управления, масштабов ведения и компетенции органов государственной власти на сегодняшний день в Российской Федерации действуют свыше 60 только федеральных органов контроля.

В отечественной правовой науке понятие «надзор» в основном используется для определения следующих видов деятельности:

а) судебный надзор – вид судебной деятельности по пересмотру вступивших в законную силу решений нижестоящих судебных инстанций;
б) административный надзор – форма проверки соблюдения осужденными условий досрочного освобождения или условного осуждения органами внутренних дел; либо этот термин используется как синоним понятию «административный контроль»;
в) прокурорский надзор.

Вместе с тем все же основное содержание этого понятия, как правило, связывают с прокурорским надзором.

В литературе разработаны специальные критерии отграничения прокурорского надзора от иных форм контрольной деятельности.

1. Прокуратура осуществляет надзор от имени Российской Федерации и является организационно независимым органом. Органы контроля в основном входят в состав какого-либо самостоятельного органа государственной власти или же создаются по специальному распоряжению этого органа и осуществляют контроль от его имени или по его поручению.

2. Прокурорский надзор всегда носит внешний характер. Поднадзорные органы не подотчетны и не находятся в субординационных отношениях с органами прокуратуры. Контроль может носить как внешний, так и внутренний характер, а контрольные органы осуществляют управленческие функции в отношении проверяемых субъектов.

3. Прокуратура как орган надзора представляет собой единую централизованную независимую систему органов, в то время как органы контроля осуществляют свою деятельность в различных организационных формах, являются многочисленными и не образуют единую систему органов, не имеют единого центра.

4. Органы прокуратуры, не будучи органами управления, при осуществлении надзора не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность, в деятельность органов контроля, не подменяют их и не пользуются правом принятия или отмены решений. Органы контроля, напротив, наделены указанными возможностями.

5. Организация и деятельность органов прокуратуры как надзорных органов определяется Законом РФ «О прокуратуре Российской Федерации», статус прокуратуры как особого органа государственной власти определяет Конституция РФ. Правовые основы деятельности контрольных органов составляют многочисленные акты, в том числе подзаконные.

6. Предметом надзорной деятельности является соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории РФ. Предметом контроля – соблюдение и исполнение любых нормативных предписаний, обеспечивающих оптимальное функционирование подконтрольного субъекта.

7. Контрольные органы наделены правом привлечения к материальной, административной, финансовой, дисциплинарной и иным видам ответственности. Надзорные органы в случае обнаружения отдельных составов тех или иных правонарушений вправе лишь инициировать вопрос о привлечении к ответственности. Самостоятельно привлекать к различным видам ответственности они могут лишь в исключительных случаях и, как правило, при осуществлении иных, не надзорных функций.

С учетом изложенного прокурорский надзор необходимо рассматривать как самостоятельное правовое явление, отличное от контроля.

Контрольные органы и органы прокуратуры реализуют возложенные на них полномочия через следующие формы взаимодействия:

Правовые основы деятельности прокуратуры на современном этапе

Правовые основы деятельности прокуратуры РФ образует система установленных законами и международными актами положений, определяющих ключевые вопросы организации и деятельности прокуратуры РФ и полномочия ее должностных лиц. Статья 3 Закона о прокуратуре устанавливает, что организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации и полномочия прокуроров определяются Конституцией Российской Федерации, Законом о прокуратуре, другими федеральными законами, а также международными договорами Российской Федерации.

В литературе правовые основы традиционно классифицируют в зависимости от юридической силы и содержания правовых норм, регулирующих устройство и деятельность прокуратуры.

Несмотря на то, что ст. 3 Закона о прокуратуре не содержит упоминания об общепризнанных нормах международного права, в иерархии нормативно-правовых актов, регулирующих организацию и деятельность прокуратуры, высшее место занимают акты, содержащие данные нормы. Их основная особенность заключается в том, что они непосредственно не направлены на регулирование отношений по организации и устройству прокурорских органов, однако они содержат требования, которые ложатся в основу актов, прямо регулирующих указанные вопросы, включая Конституцию РФ.

Число актов, содержащих общепризнанные нормы международного права, невелико и включает в себя:

Среди актов, прямо определяющих правовое положение прокуратуры в системе органов государственной власти, высшей юридической силой, безусловно, обладает Конституция РФ.

Статья 129 Конституции РФ устанавливает:

«1. Прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.

2. Генеральный прокурор Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

3. Прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с ее субъектами.

4. Иные прокуроры назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации.

5. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом».

Статья 129 Конституции РФ обладает основополагающим значением для формирования нормативно-правовой базы функционирования отечественной прокуратуры. Определяя принципиальные основы организации и деятельности прокурорских органов, она предусматривает принятие отдельного федерального закона для конкретизации правового регулирования деятельности прокуратуры.

Кроме ст. 129 важное значение для регулирования деятельности прокуратуры имеют: положения п. 2 «о» ст. 71 Конституции РФ, устанавливающие исключительную компетенцию Российской Федерации в решении вопросов, касающихся организации и деятельности прокуратуры; требования п. «е» ст. 83, п. «з» ч. 1 ст. 102, определяющие порядок назначения и освобождения от должности Генерального прокурора РФ; нормы п. «л» ч. 1 ст. 72, относящие вопросы кадрового обеспечения прокуратуры к совместному ведению Федерации и субъектов.

Деятельность органов прокуратуры регулируется также международными соглашениями и договорами, такими как договоры о правовой помощи, о порядке сношения прокуроров с судебноследственными органами других государств, об экстрадиции и др.

Согласно ст. 15 Конституции РФ, ратифицированные в установленном порядке международные договоры обладают приоритетом над национальным законодательством. Вместе с тем следует иметь в виду, что, поскольку правовая природа международных договоров и соглашений различна, не все из них могут влиять на правовое регулирование деятельности прокуратуры и обладать превалирующим над национальным законодательством положением.

К примеру, межведомственные международные соглашения, заключаемые от имени различных федеральных органов власти, не могут определять правовые основы деятельности прокуратуры.

В то же время соглашения, заключаемые Генеральной прокуратурой РФ с соответствующими органами зарубежных стран, содержащие правовые нормы, регулирующие деятельность прокуратуры в вопросах оказания правовой помощи и борьбы с преступностью, ратифицированные в установленном порядке, безусловно должны быть включены в правовые основы деятельности прокуратуры и обладать приматом над российским законодательством. Примером таким соглашений могут служить ратифицированные в установленном порядке международные договоры о взаимной правовой помощи. В настоящий момент их заключено около ста.

Основным средством правового обеспечения организации и деятельности прокуратуры является Закон РФ № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г. с последующими изменениями и дополнениями (далее – Закон о прокуратуре).

Закон о прокуратуре определяет цели, задачи, основные направления деятельности прокуратуры РФ, основные принципы её организации и деятельности, полномочия прокуроров, устанавливает порядок формирования органов прокуратуры, закрепляет систему и структуру органов и учреждений прокуратуры, а также меры материального, социального и финансового обеспечения прокурорских работников. В Законе также установлены требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должности прокуроров и следователей, определяется порядок прохождения ими службы и их правовое положение.

Помимо Закона о прокуратуре полномочия прокурорских работников также закрепляются в материальном и процессуальном законодательстве РФ: в Уголовно-процессуальном, Гражданско-процессуальном, Арбитражно-процессуальном, Уголовно-исполнительном, Таможенном кодексах, Кодексе об административных правонарушениях. Кроме того, нормы, касающиеся деятельности прокуратуры, содержатся во многих других законодательных актах.

В качестве примера можно привести такие, как ФЗ РФ «О полиции»; ФЗ РФ «О федеральной службе безопасности» (ст. 24); ФЗ РФ «Об оперативно-розыскной деятельности»; ФЗ РФ «О внешней разведке» (ст. 25); ФЗ РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (ст. 22); ФЗ РФ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (ст. 7, 10, 33); ФЗ РФ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации» (ст. 13,14); ФЗ РФ «О Счетной палате Российской Федерации» (ст. 29) и др.

Отдельные вопросы организации и деятельности прокуратуры детализируются в актах Президента РФ. К примеру, Указ Президента РФ от 18 апреля 1996 г. № 567 об утверждении «Положения о координационной деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью», Указ Президента РФ от 30 июня 1997 г. № 659 об утверждении «Положения о классных чинах прокурорских работников Российской Федерации».

Говоря о роли подзаконных нормативно-правовых актов в регулировании прокурорской деятельности, следует учитывать положения ст. 3 Закона о прокуратуре, гласящей, что на прокуратуру не может быть возложено выполнение функций, не предусмотренных федеральными законами, в том числе указами Президента РФ.

Вместе с тем указами Президента РФ, при наличии к тому оснований и до принятия изменений и дополнений в федеральных законах, может формироваться, конкретизироваться реальный механизм исполнения законов, реализации мер, вытекающих из международно-правовых актов, заключенных Российской Федерацией.

Определенное отношение к правовому регулированию деятельности прокуратуры имеют конституции (уставы) субъектов Российской Федерации, а также законы субъектов Федерации, содержащие нормы, основанные на положениях Конституции РФ и федеральных законах, о правоустанавливающих нормах, принятие которых допустимо в соответствии с требованиями ст. 71–73 Конституции РФ.

Конституции (уставы) субъектов Российской Федерации и законы субъектов Федерации содержат положения о процедуре согласования с органами государственной власти субъектов кандидатуры на пост прокурора соответствующего субъекта Российской Федерации и о наделении прокуроров субъектов Федерации правом законодательной инициативы и возможностью обращения в органы конституционной юстиции.

Согласно ст. 3 Закона о прокуратуре, решения Конституционного Суда РФ не могут быть отнесены к источникам правового регулирования прокурорской деятельности. Однако они оказывают существенное влияние на режим правового регулирования деятельности органов прокуратуры.

Во-первых, Конституционный Суд РФ истолковывает законодательство, непосредственно регламентирующее вопросы организации и деятельности прокуратуры.

В частности, рядом постановлений Конституционного Суда РФ были разрешены вопросы: о принципах организации и деятельности прокуратуры; о полномочиях прокурора по надзору за исполнением законов; о предметном содержании деятельности органов прокуратуры.

Во-вторых, Конституционный Суд РФ дает конституционно-правовую оценку законам, хотя и связанным с деятельностью прокуратуры, но относящимся к другим отраслям права. Речь идет, главным образом, о решениях Конституционного Суда, касающихся осуществления прокурорских полномочий в гражданском, арбитражном и уголовном судопроизводствах.

Таким образом, с учетом юридической силы нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность прокуратуры, можно классифицировать следующим образом:

В зависимости от содержания правовые нормы, регулирующие организацию и деятельность прокуратуры, подразделяются на три основные группы:

Последняя классификация носит условный характер, так как указанные нормы зачастую содержатся в одних и тех же актах.

К примеру, Закон о прокуратуре содержит в себе все три приведенные группы норм.

Директивы Генерального прокурора РФ

По общему правилу директивы Генерального прокурора РФ не относятся к числу актов, определяющих правовые основы организации и деятельности прокуратуры. Вместе с тем они оказывают существенное влияние на организацию и деятельность прокурорских органов. В приказах и указаниях Генерального прокурора РФ конкретизируются общие нормы законов, устанавливается порядок реализации нормативных предписаний, закрепляются оптимальные формы организации работы прокурорских органов. Совокупность наиболее часто выносимых директив Генерального прокурора РФ составляют: приказы, указания, распоряжения и инструкции.

Приказы Генерального прокурора РФ определяют стратегическую линию по реализации основных направлений деятельности прокуратуры или в определенной отрасли прокурорского надзора.

Приказы от имени Генеральной прокуратуры РФ могут издаваться только Генеральным прокурором РФ или лицом, исполняющим его обязанности.

Указания даются Генеральным прокурором РФ в развитие приказа руководящего характера, в нем, как правило, затрагивается какой-либо участок деятельности прокуратуры. Указания могут быть изданы как Генеральным прокурором РФ, так и его заместителями или лицами, исполняющими их обязанности.

Распоряжения издаются в целях скорейшего выполнения каких-либо действий нижестоящими прокурорами или прокурорскими работниками.

Инструкции, утверждаемые Генеральным прокурором РФ, предусматривают порядок реализации отдельных полномочий прокурора, содержат механизм производства каких-либо процессуальных или оперативных действий.

По своей юридической природе директивы Генерального прокурора РФ могут быть как индивидуальными актами, так и актами нормативного характера. Последние, в свою очередь, делятся на три группы:

1. Регулирующие осуществление полномочий прокуроров по отдельным направлениям деятельности прокуратуры. Примером могут служить различные приказы: об организации надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина, о реализации полномочий прокурора в арбитражном процессе и др.

2. Связанные с вопросами кадрового, материального, финансового, организационного и информационного обеспечения прокурорской деятельности. Например, приказы Генерального прокурора РФ: о разграничении компетенции территориальных прокуроров и прокуроров специализированных прокуратур, об основных направлениях работы с кадрами в органах прокуратуры Российской Федерации и др.

3. Определяющие статус структурных подразделений аппарата Генеральной прокуратуры. Речь идет о приказах Генерального прокурора РФ, утверждающих различные положения об управлениях и отделах Генеральной прокуратуры РФ, положение об аттестации прокурорских работников, инструкциях по делопроизводству и т.п.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *