Что понимается под рынком информационных продуктов и услуг

Информационные продукты и услуги. Рынок информационных продуктов и услуг

Что понимается под рынком информационных продуктов и услуг. Смотреть фото Что понимается под рынком информационных продуктов и услуг. Смотреть картинку Что понимается под рынком информационных продуктов и услуг. Картинка про Что понимается под рынком информационных продуктов и услуг. Фото Что понимается под рынком информационных продуктов и услуг Что понимается под рынком информационных продуктов и услуг. Смотреть фото Что понимается под рынком информационных продуктов и услуг. Смотреть картинку Что понимается под рынком информационных продуктов и услуг. Картинка про Что понимается под рынком информационных продуктов и услуг. Фото Что понимается под рынком информационных продуктов и услуг Что понимается под рынком информационных продуктов и услуг. Смотреть фото Что понимается под рынком информационных продуктов и услуг. Смотреть картинку Что понимается под рынком информационных продуктов и услуг. Картинка про Что понимается под рынком информационных продуктов и услуг. Фото Что понимается под рынком информационных продуктов и услуг Что понимается под рынком информационных продуктов и услуг. Смотреть фото Что понимается под рынком информационных продуктов и услуг. Смотреть картинку Что понимается под рынком информационных продуктов и услуг. Картинка про Что понимается под рынком информационных продуктов и услуг. Фото Что понимается под рынком информационных продуктов и услуг

Что понимается под рынком информационных продуктов и услуг. Смотреть фото Что понимается под рынком информационных продуктов и услуг. Смотреть картинку Что понимается под рынком информационных продуктов и услуг. Картинка про Что понимается под рынком информационных продуктов и услуг. Фото Что понимается под рынком информационных продуктов и услуг

Что понимается под рынком информационных продуктов и услуг. Смотреть фото Что понимается под рынком информационных продуктов и услуг. Смотреть картинку Что понимается под рынком информационных продуктов и услуг. Картинка про Что понимается под рынком информационных продуктов и услуг. Фото Что понимается под рынком информационных продуктов и услуг

Информационные ресурсы являются базой для создания информационных продуктов. Информационный продукт, являясь результатом интеллектуальной деятельности человека, должен быть зафиксирован на материальном носителе любого физического свойства в виде документов, статей, обзоров, программ, книг и т.д.

Информационный продукт— совокупность данных, сформиро­ванная производителем для распространения в вещественной или невещественной форме.

Информационный продукт может распространяться такими же способами, как и любой другой материальный продукт, с помощью услуг.

Информационная услуга— получение и предоставление в распоряжение пользователя информационных продуктов.

Пример. Библиотеки являются местом сосредоточения значитель­ной части информационных ресурсов страны. Перечислим основные виды информационных услуг, оказываемых библиотечной сферой:

— предоставление полных текстов документов, а также справок по их описанию и местонахождению;

— выдача результатов библиографического поиска и аналитической переработки информации (справки, указатели, дайджесты, обзоры и пр.);

— получение результатов фактографического поиска и аналитической переработки информации (справки, таблицы, фирменное досье);

— организация научно-технической пропаганды и рекламной деятельности (выставки новых поступлений, научно-технические семинары, конференции и т.п.);

— выдача результатов информационного исследования (аналити­ческие справки и обзоры, отчеты, рубрикаторы перспективных направлений, конъюнктурные справки и т.д.).

Информационные услуги возникают только при наличии баз данных в компьютерном или некомпьютерном варианте.

База данных— совокупность связанных данных, правила организации которых основаны на общих принципах описания, хранения и манипулирования данными.

Базы данных являются источником и своего рода полуфабрикатом при подготовке информационных услуг соответствующими службами. Базы данных, хотя они так и не назывались, существовали и до компьютерного периода в библиотеках, архивах, фондах, справочных бюро и других подобных организациях. В них содержатся всевозможные сведения о событиях, явлениях, объектах, процессах, публикациях и т.п.

С появлением компьютеров существенно увеличиваются объемы хранимых баз данных и соответственно расширяется круг информацион­ных услуг. Как и при использовании традиционных видов ресурсов и продуктов, люди должны знать, где находятся информационные ресурсы, сколько они стоят, кто ими владеет, кто в них нуждается, насколько они доступны.

Ответы на эти вопросы можно получить, если существует рынок информационных продуктов и услуг.

Рынок информационных продуктов и услуг(информационный рынок) — система экономических, правовых и организационных отношений по торговле продуктами интеллектуального труда на коммерческой основе.

Информационный рынок характеризуется определенной номенклатурой продуктов и услуг, условиями и механизмами их предоставления, ценами. В отличие от торговли обычными товарами, имеющими материально-вещественную форму, здесь в качестве предмета продажи или обмена выступают информационные системы, информационные технологии, лицензии, патенты, товарные знаки, ноу-хау, инженерно-технические услуги, различного рода информация и прочие виды информационных ресурсов. Основным источником информации для информационного обслуживания в современном обществе являются базы данных.

Поставщиками информационных продуктов и услуг могут быть:

— центры, где создаются и хранятся базы данных, а также производится постоянное накопление и редактирование в них информации;

— центры, распределяющие информацию на основе разных баз данных;

— службы телекоммуникации и передачи данных;

— специальные службы, куда стекается информация по конкретной сфере деятельности для ее анализа, обобщения, прогнозирования, например, консалтинговые фирмы, банки, биржи;

Потребителями информационных продуктов и услуг могут быть различные юридические и физические лица, решающие задачи.

Источник

Электронная библиотека

Как и при использовании традиционных видов ресурсов и продуктов, люди должны знать: где находятся информационные ресурсы, сколько они стоят, кто ими владеет, кто в них нуждается, насколько они доступны.

Ответы на эти вопросы можно получить, если существует рынок информационных продуктов и услуг.

Рынок информационных продуктов и услуг (информационный рынок) – это система экономических, правовых и организационных отношений по торговле продуктами интеллектуального труда на коммерческой основе.

Информационный рынок характеризуется определенной номенклатурой продуктов и услуг, условиями и механизмами их предоставления, ценами. В отличие от торговли обычными товарами, имеющими материально-вещественную форму, здесь в качестве предмета продажи или обмена выступают информационные системы, информационные технологии, лицензии, патенты, товарные знаки, ноу-хау, инженерно-технические услуги, различного рода информация и прочие виды информационных ресурсов.

Основным источником информации для информационного обслуживания в современном обществе являются базы данных. Они интегрируют в себе поставщиков и потребителей информационных услуг, связи и отношения между ними, порядок и условия продажи и покупки информационных услуг.

Поставщиками информационных продуктов и услуг могут быть:

· центры, где создаются и хранятся базы данных, а также производятся постоянное накопление и редактирование информации;

· центры, распределяющие информацию на основе разных баз данных;

· службы телекоммуникации и передачи данных;

· специальные службы, куда стекается информация по конкретной сфере деятельности для ее анализа, обобщения, прогнозирования, например: консалтинговые фирмы, банки, биржи;

Потребителями информационных продуктов и услуг могут быть различные юридические и физические лица.

История развития рынка информационных услуг

С середины 1950-х гг. началось формирование устойчивого рынка информационных услуг. Основными поставщиками информационных услуг являлись информационные службы академических, профессиональных и научно-технических обществ, государственных учреждений, учебных заведений. Основные потребители – ученые и специалисты в области науки и техники.

С начала 1960-х гг. параллельно с рынком информационных услуг начал формироваться рынок услуг электронной обработки и передачи информации.

С середины 1960-х до середины 1970-х гг. в результате широкого внедрения компьютерной техники важнейшим видом информационных услуг стали базы данных, содержащие разные виды информации по всевозможным отраслям знаний.

Начиная с середины 1970-х гг. с созданием национальных и глобальных сетей передачи данных ведущим видом информационных услуг стал диалоговый поиск информации в удаленных от пользователя базах данных.

Начиная с 1980-х гг. информационная индустрия приобретает все больший удельный вес и влияние на экономическую и социальную жизнь общества.

Структура рынка информационных продуктов и услуг

Совокупность средств, методов и условий, позволяющих использовать информационные ресурсы, составляет информационный потенциал общества. Это не только весь индустриально-технологический комплекс производства современных средств и методов обработки и передачи информации, но и сеть научно-исследовательских, учебных, административных, коммерческих и других организаций, обеспечивающих информационное обслуживание на базе современной информационной технологии.

В настоящее время в России быстрыми темпами идет формирование рынка информационных продуктов и услуг, имеющего несколько важнейших составляющих:

· техническую и технологическую составляющие – современное информационное оборудование, мощные компьютеры, развитую компьютерную сеть и соответствующие им технологии переработки информации;

· нормативно-правовую составляющую – юридические документы (законы, указы, постановления), которые обеспечивают цивилизованные отношения на информационном рынке;

· информационную составляющую – справочно-навигационные средства и структуры, помогающие находить нужную информацию;

· организационную составляющую – элементы государственного регулирования взаимодействия производителей и распространителей информационных продуктов и услуг.

Россия последовательно продвигается вперед по пути формирования пакета государственных информационных услуг. Благодаря личному вкладу и интересу к данным вопросам Президента и Правительства России за последние десять лет в этой сфере произошли значительные изменения: органы власти практически всех субъектов Российской Федерации имеют свои представительства в Интернете на региональном уровне и большинство – на районном и муниципальном уровнях. Это обеспечивает возможность гражданам получать дополнительную информацию о работе властных структур, обращаться к органам государственного управления через Интернет, способствует формированию открытого информационного общества.

В нашей стране в силу переходных процессов в экономике и начавшейся информатизации общества пока отсутствует единое мнение относительно инфраструктуры информационного рынка. Мы предлагаем вам следующее толкование этого понятия:

инфраструктура информационного рынка – это совокупность секторов, каждый из которых объединяет группу людей или организаций, предлагающих однородные информационные продукты и услуги.

Инфраструктуру информационного рынка можно представить пятью секторами:

· научно-технической продукцией в виде проектных, технологических, методических разработок по разным отраслям;

· объектами художественной культуры в виде текстовой, визуальной и аудиопродукции;

· услугами образования – всеми видами обучений;

· управленческими данными и сообщениями: политической и хозяйственной информацией, статистическими данными, данными о рыночной ситуации, рекламными сообщениями, оценками и рекомендациями по принятию решений;

· бытовой информацией: сообщениями общего характера, сведениями о потребительском рынке, сведениями о рынке труда.

В этой инфраструктуре отсутствуют три основных аспекта, характерные для информационного общества:

· технический – вся аппаратно-техническая база информатики;

· программный – все программные продукты информатики;

· коммуникационный – все виды компьютерных сетей и их инфраструктура передачи информации, все виды телефонной и факсимильной связи.

Кроме того, существует мнение относительно разделения на секторы рынка дистанционных информационных услуг:

· высокомонополизированный профессиональный рынок предоставляет пользователю информацию по его сфере деятельности;

· услуги поддержки управленческих решений позволяют использовать в фирме информацию о состоянии внешних по отношению к ней систем;

· домашний рынок предоставляет услуги бытового характера, например, для электронных платежных операций и покупок.

Рис. 1.2. Секторы информационного рынка

Выделим пять секторов рынка информационных продуктов и услуг (рис. 1.2):

· 1-й сектор деловая информация – состоит из следующих частей:

· биржевой и финансовой информации – котировок ценных бумаг, валютных курсов, учетных ставок, рынка товаров и капиталов, инвестиций, цен.

Что понимается под рынком информационных продуктов и услуг. Смотреть фото Что понимается под рынком информационных продуктов и услуг. Смотреть картинку Что понимается под рынком информационных продуктов и услуг. Картинка про Что понимается под рынком информационных продуктов и услуг. Фото Что понимается под рынком информационных продуктов и услуг

Поставщиками являются специальные службы биржевой и финансовой информации, брокерские компании, банки;

· статистической информации – рядов динамики, прогнозных моделей и оценок по экономической, социальной, демографической областям. Поставщиками являются государственные службы, компании, консалтинговые фирмы;

· коммерческой информации по компаниям, фирмам, корпорациям, направлениям работы и их продукции, ценам; о финансовом состоянии, связях, сделках, руководителях, деловых новостях в области экономики и бизнеса. Поставщиками являются специальные информационные службы.

· 2-й сектор – информация для специалистов – содержит следующие части:

· профессиональную информацию – специальные данные и информацию для юристов, врачей, фармацевтов, преподавателей, инженеров, геологов, метеорологов и т. д.;

· научно-техническую информацию – документальную, библиографическую, реферативную, справочную информацию в области естественных, технических, общественных наук, по отраслям производства и сферам человеческой деятельности;

· доступ к первоисточникам – организацию доступа к источникам информации через библиотеки и специальные службы, возможности приобретения первоисточников, их получения по межбиблиотечному абонементу в различных формах.

· 3-й сектор потребительская информация – состоит из следующих частей:

· новостей и литературы – информации служб новостей и агентств прессы, электронных журналов, справочников, энциклопедий;

· потребительской информации – расписаний транспорта, резервирования билетов и мест в гостиницах, заказа товаров и услуг, банковских операций и т. п.;

· развлекательная информация – игры, телетекст, видеотекст.

· 4-й сектор услуги образования – включает в себя все формы и ступени образования: дошкольное, школьное, специальное, среднепрофессиональное, высшее, повышение квалификации и переподготовку. Информационная продукция может быть представлена в компьютерном или некомпьютерном виде: учебники, методические разработки, практикумы, развивающие компьютерные игры, компьютерные обучающие и контролирующие системы, методики обучения и пр.

· 5-й сектор обеспечивающие информационные системы и средства – состоит из следующих частей:

· программных продуктов – программных комплексов с разной ориентацией – от профессионала до неопытного пользователя компьютера: системного программного обеспечение, программы общей ориентации, прикладное программное обеспечения по реализации функций в конкретной области принадлежности, по решению задач типовыми математическими методами и др.;

· технических средств – компьютеров, телекоммуникационного оборудования, оргтехники, сопутствующих материалов и комплектующих;

· разработки и сопровождения информационных систем и технологий – обследования организации в целях выявления информационных потоков, разработки концептуальных информационных моделей, разработки структуры программного комплекса, создания и сопровождения баз данных;

· консультирования по различным аспектам информационной индустрии – какую приобретать информационную технику, какое программное обеспечение необходимо для реализации профессиональной деятельности, нужна ли информационная система и какая, на базе какой информационной технологии лучше организовать свою деятельность и т. д.;

· подготовки источников информации – создания баз данных по заданной теме, области, явлению и т. п.

В каждом секторе может быть организован любой вид доступа:

· непосредственный к хранилищу информации на бумажных носителях;

· дистанционный к удаленным или находящимся в данном помещении компьютерным базам данных.

Информационный рынок, несмотря на разные концепции и мнения относительно его инфраструктуры, существует и развивается, а значит, можно говорить о бизнесе информационных продуктов, услуг, под которым понимается не только торговля и посредничество, но и производство.

Функциями информационного бизнеса являются:

· управление финансами и ведение учета;

· страхование имущества и информации;

· организация службы информационной безопасности;

Правовое регулирование на информационном рынке

Развитие рыночных отношений в информационной деятельности поставило вопрос о защите информации как объекта интеллектуальной собственности и имущественных прав на нее. В Российской Федерации, как уже отмечалось, принят ряд указов, постановлений, законов:

· «Об информации, информатизации и защите информации»;

· «Об авторском праве и смежных правах»;

· «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных»;

· «О правовой охране топологий интегральных схем».

Рассмотрим основные положения закона «Об информации, информатизации и защите информации», который является базовым юридическим документом, открывающим путь к принятию дополнительных нормативных законодательных актов, нацеленных на успешное развитие информационного общества. С его помощью удалось частично решить ряд вопросов правового регулирования на информационном рынке, касающихся защиты прав и свобод личности от угроз и ущерба, связанных с искажением, порчей, уничтожением «персональной» информации.

Закон состоит из 25 статей, сгруппированных по пяти главам:

· Пользование информационными ресурсами;

· Информатизация, информационные системы, технологии и средства их обеспечения;

· Защита информации и прав субъектов в области информационных процессов и информатизации.

В законе определены цели и основные направления государственной политики в сфере информатизации. Информатизация определяется как важное новое стратегическое направление деятельности государства. Указано, что государство должно заниматься формированием и реализацией единой государственной научно-технической и промышленной политики в сфере информатизации.

Закон создает условия для включения России в международный информационный обмен, предотвращает бесхозяйственное отношение к информационным ресурсам и информатизации, обеспечивает информационную безопасность и права юридических и физических лиц на информацию. В нем определяются комплексное решение проблемы организации информационных ресурсов и правовые положения по их использованию, а также предлагается рассматривать информационные ресурсы в двух аспектах:

· как материальный продукт, который можно покупать и продавать;

· как интеллектуальный продукт, на который распространяется право интеллектуальной собственности, авторское право.

Закон закладывает юридические основы гарантий прав граждан на информацию. Он направлен на урегулирование важнейшего вопроса экономической реформы – формы, права и механизма реализации собственности на накопленные информационные ресурсы и технологические достижения. Кроме того, он обеспечивает защиту собственности в сфере информационных систем и технологий, что способствует формированию цивилизованного рынка информационных ресурсов, услуг, систем, технологий, средств их обеспечения.

Ввод в действие закона, обеспечение выполнения его положений должно гарантировать значительную экономию средств и необходимые условия для более устойчивого развития экономики и построения демократического общества в России.

Срочно?
Закажи у профессионала, через форму заявки
8 (800) 100-77-13 с 7.00 до 22.00

Источник

Рынок информационных продуктов и услуг

1. Техническая и технологическая: оборудование, компьютерная сеть и современные технологии переработки информации.

2. Нормативно-правовая: юридические документы и законы, обеспечивающие цивилизованные отношения на информационном рынке.

3. Информационная: справочно-навигационные средства и структуры, помогающие находить нужную информацию.

4. Организационная: элементы взаимодействия распространителей и производителей информационных продуктов и услуг.

Чтобы существовал рынок информационных ресурсов, необходимо наличие продуктов и услуг, а также продавцов и покупателей.

1. Сектор научной и профессиональной информации в различных сферах человеческой деятельности.

2. Сектор социально-политической и правовой информации, обслуживающий органы государственного управления, социальную сферу и общественные организации.

3. Сектор массовой и потребительской информации (новости, литература, развлечения, справочники), ориентированный на использование информации населением в быту.

4. Сектор деловой информации, обслуживающий сферу бизнеса. Представляет основной интерес для целей финансового управления. В его составе выделяют следующие виды информации:

· Макроэкономическая информация. Характеризует общее состояние экономики страны. Предоставляется специальными государственными или независимыми институтами в виде различных индикаторов, оценок, прогнозов.

· Финансовая информация. Характеризует текущее и перспективное положение фирм, сложившуюся конъюнктуру на рынке капиталов, инвестиции, эмиссии ценных бумаг. Предоставляется специальными службами финансовой информации, консалтинговыми, инвестиционными и аудиторскими фирмами, брокерскими компаниями и банками.

· Биржевая информация включает сведения о котировках ценных бумаг, валютных курсах, учетных и процентных ставках, фондовых индексах и индикаторах. Предоставляется банками, биржами, специальными агентствами и службами.

· Коммерческая информация. Включает сведения о предприятиях, их производственных связях, выпускаемой продукции, технологиях, руководителях. Предоставляется в виде электронных баз данных и периодически обновляемых печатных изданий.

· Статистическая информация. Включает экономические, финансовые, биржевые, социальные данные, представленные в виде динамических рядов и прогнозных оценок.

· Деловые новости. Включает текущую информацию из различных сфер бизнеса. Предоставляется информационными агентствами и средствами массовой информации (СМИ).

Следует отметить, что бывает трудно провести четкую границу между видами деловой информации.

В указанных секторах рынка информационных продуктов и услуг с помощью информационных технологий осуществляются следующие действия:

· Транспортировка (организация физического потока информационных продуктов различными средствами).

· Обработка (преобразование продукта).

· Хранение (сохранение продукта электронными или традиционными средствами).

Источник

ТЕМА 1.4. СОЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА

Оглавление

1.4.1. Представление об информационном обществе

О роли и значении информационных революций

Первая революция связана с изобретением письменности, что привело к гигантскому качественному и количественному скачку. Появилась возможность передачи знаний от поколения к поколениям.

Вторая (середина 16 века) связана с изобретением книгопечатания, которая радикально изменила общество, культуру, организацию деятельности.

Третья (конец 19-го века) связана с изобретением электричества, благодаря которому появились телеграф, телефон, радио, позволяющие оперативно передавать и накапливать информацию в любом объеме.

Четвертая (70-е годы 20-го столетия) связана с изобретением микропроцессорной технологии и появлением персонального компьютера. На микропроцессорах и интегральных схемах создаются компьютеры, компьютерные сети, системы передачи данных (информационные коммуникации). Этот период характеризуется следующими фундаментальными инновациями:

Для создания более целостного представления об этом периоде целесообразно познакомиться с приведенной ниже справкой о смене поколений электронно-вычислительных машин (ЭВМ) и сопоставить эти сведения с этапами в области обработки и передачи информации.

Справка о смене поколений ЭВМ

5-е поколение (с середины 80-х г.) разработка интеллектуальных компьютеров. Внедрение во все сферы компьютерных сетей и их объединение, распределенная обработка данных, повсеместное использование компьютерных информационных технологий.

Бурное развитие компьютерной техники и информационных технологий послужило толчком к развитию общества, построенного на использовании различной информации, и получившего название информационного общества.

Что такое информационное общество

Японские ученые считают, что в информационном обществе процесс компьютеризации даст людям доступ к надежным источникам информации, избавит их от рутинной работы, обеспечит высокий уровень автоматизации обработки информации в производственной и социальной сфере. Движущей силой развития общества должно стать производство информационного, а не материального продукта. Материальный же продукт станет более “информационно емким”, что означает увеличение доли инноваций, дизайна и маркетинга в его стоимости.

В информационном обществе изменится не только производство, но и весь уклад жизни, система ценностей, возрастет значимость культурного досуга по отношению к материальным ценностям. По сравнению с индустриальным обществом, где все направлено на производство и потребление товаров, в информационном обществе производятся и потребляются интеллект, знания, что приводит к увеличению доли умственного труда. От человека потребуется способность к творчеству, возрастет спрос на знания.

Материальной и технологической базой информационного общества станут различного рода системы на базе компьютерной техники и компьютерных сетей, информационной технологии, телекоммуникационной связи.

В реальной практике развития науки и техники передовых стран в конце 20-го века постепенно приобретают зримые очертания созданная теоретиками картина информационного общества. Прогнозируется превращение всего мирового пространства в единое компьютеризированное и информационное сообщество людей, проживающих в электронных квартирах и коттеджах. Любое жилище оснащено всевозможными электронными приборами и компьютеризированными устройствами. Деятельность людей будет сосредоточена, главным образом, на обработке информации, а материальное производство и производство энергии будет возложено на машины.

При переходе к информационному обществу возникает новая индустрии переработки информации на базе компьютерных и телекоммуникационных информационных технологий.

Характерные черты информационного общества :

Кроме положительных моментов прогнозируются и опасные тенденции:

Ближе всех на пути к информационному обществу стоят страны с развитой информационной индустрией, к числу которых следует отнести США, Японию, Англию, Германию, страны Западной Европы. В этих странах уже давно одним из направлений государственной политикой является направление, связанное с инвестициями и поддержкой инноваций в информационную индустрию, в развитие компьютерных систем и телекоммуникаций.

1.4.2. Роль информатизации в развитии общества

Что такое процесс информатизации общества

Деятельность отдельных людей, групп, коллективов и организаций сейчас все в большей степени начинает зависеть от их информированности и способности эффективно использовать имеющуюся информацию. Прежде чем предпринять какие-то действия, необходимо провести большую работу по сбору и переработке информации, ее осмыслению и анализу. Отыскание рациональных решений в любой сфере требует обработки больших объемов информации, что подчас не под силу человеческим возможностям без привлечения специальных технических средств.

Возрастание объема информации особенно стало заметно в середине ХХ века. Лавинообразный поток информации хлынул на человека, не давая ему возможности воспринять эту информацию в полном объеме. В ежедневно появляющемся новом потоке информации ориентироваться становилось все труднее. Подчас выгоднее стало создавать новый материальный или интеллектуальный продукт, нежели вести розыск аналога, сделанного ранее. Образованию больших потоков информации способствует быстрому:

Рассмотрим этот процесс более подробно.

Информатизация общества является одной из закономерностей современного социального прогресса. Этот термин все настойчивее вытесняет широко используемый до недавнего времени термин «компьютеризация» общества. При внешней похожести этих понятий они имеют существенное различие.

При информатизации общества основное внимание уделяется комплексу мер, направленному на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех видах человеческой деятельности.

Таким образом, информатизация общества является более широким понятием, чем компьютеризация, и направлена на скорейшее овладение информацией для удовлетворения своих потребностей. В понятии информатизации общества акцент надо делать не столько на технических средствах, сколько на сущности и цели социально-технического прогресса. Компьютеры являются базовой технической составляющей процесса информатизации общества.

Опыт информатизации и перспективные идеи

Постоянная тенденция к уменьшению доли востребуемых потребителями американских товаров на внутреннем рынке привела к многочисленным проблемам в экономике США и ее спаду. Для выхода из создавшегося положения принимаются меры по интенсификации информатизации всех сторон деятельности американского общества, а именно:

Этот опыт важно учесть при разработке государственной политики информатизации нашей страны, т.к. производя информационные технологии, можно иметь все преимущества и условия для развития других высоких технологий и экономики. В большинстве развитых стран понимают, что без чрезвычайных усилий отставание в области информационных и коммуникационных технологий может стать необратимым для ее развития в целом. Руководители некоторых стран “третьего мира” с нарастающей тревогой наблюдают за все большим отставанием их от промышленно развитых стран, осуществляющих информатизацию. Надо заметить, что это может привести к тому, что страна будет восприниматься как сырьевой придаток сообщества информационно и промышленно развитых стран. Это в полной мере относится и к России.

Для сопоставления и оценки возможностей страны интерес может представлять концепция и основные идеи программы информатизации в Японии, которая в настоящее время занимает лидирующее положение в мире по производству современных информационных продуктов, услуг и технологий.

Основные идеи японского проекта информатизации

В настоящее время Япония находится на второй стадии компьютеризации.

Предполагается, что полное осуществление проекта информатизации займет 20 лет и потребует порядка 100 млрд.долл. капиталовложений.

Кроме того, несмотря на неудачу с созданием компьютеров 5-ого поколения, принята рассчитанная на 10 лет общей стоимостью 480 млн.долл. программа, в которой будет вестись разработка новых типов компьютеров:

В любой стране, независимо от уровня ее развития, понимают, в той или иной мере, неизбежность и необходимость претворения в жизнь идей информатизации общества. Многие страны имеют национальные программы информатизации с учетом местных особенностей и условий. Однако, при создании и внедрении таких программ, следует опираться на опыт передовых стран, учесть их успехи и неудачи, отразить в них существующие и перспективные тенденции информатизации.

Для успешной реализации программы информатизации желательно следовать общим для всего мирового сообщества принципам:

Результатом процесса информатизации является создание информационного общества, где манипулируют не материальными объектами, а символами, идеями, образами, интеллектом, знаниями. Если рассмотреть человечество в целом, то оно в настоящее время переходит от индустриального общества к информационному.

Для каждой страны ее движение от индустриального этапа развития к информационному определяется степенью информатизации общества.

О роли средств массовой информации

Одной из отличительных особенностей жизни в современном обществе является гигантское развитие средств массовой информации: газеты, журналы. кино, телевидение, радио. Поставленные современным научно-техническими разработками на качественно новый уровень и объединенные средствами связи в мировые информационно-коммуникационные сети, они оказывают чрезвычайно сильное влияние на психику и психологию громадной массы людей во всем мире. Особенно сильно и отчетливо это обнаруживается в наиболее развитых странах Западной Европы, США, Японии, Великобритании. С помощью средств массовой информации возможно манипулирование общественным мнением, созданием необходимых психологических предпосылок для формирования политических решений в различных сферах деятельности.

Развитию средств массовой информации во многом способствует процесс информатизации общества. Появление новых технических средств, информационных технологий, телекоммуникаций и др. обеспечивают своевременный сбор, накопление, оперативную обработку и передачу информации в любую точку мирового пространства. Как следствие, становится возможным принятие оперативных решений и целенаправленных воздействий на общество. Это одна из причин, вследствие которых правительства наиболее передовых стран в последние годы стали уделять большое внимание развитию информационной сферы производства. Наряду с позитивным влиянием информатизации общества на средства массовой информации существует и негативное. Так, ряд ученых во многих странах заявляют, что технический прогресс в сфере массовой коммуникации служит в некоторых случаях социальному регрессу общества, т.к. порой разрушают веками создаваемые социальные коммуникационные связи.

В свою очередь и средства массовой информации могут оказывать влияние на процесс информатизации общества, рекламируя новые информационные продукты и услуги, формируя общественное мнение о приоритетности этого процесса по сравнению с другими, о первостепенной важности проводимых мероприятий по его интенсификации, о роли информационной сферы в модели будущего информационного общества.

1.4.3. Роль информационной культуры в развитии общества

В период перехода к информационному обществу кроме решения описанных выше проблем необходимо подготовить человека к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, овладению им современными средствами, методами и технологией работы. Кроме того, новые условия работы порождают зависимость информированности одного человека от информации, приобретенной другими людьми. Поэтому уже недостаточно уметь самостоятельно осваивать и накапливать информацию, а надо научиться такой технологии работы с информацией, когда подготавливаются и принимаются решения на основе коллективного знания. Это говорит о том, что человек должен иметь определенный уровень культуры по обращению с информацией. Для отражения этого факта был введен термин « информационная культура ».

Для свободной ориентации в информационном потоке, человек должен обладать информационной культурой, как одной из составляющих общей культуры. Информационная культура связана с социальной природой человека. Она является продуктом разнообразных творческих способностей человека и проявляется в следующих аспектах:

Информационная культура вбирает в себя знания из тех наук, которые способствуют ее развитию и приспособлению к конкретному виду деятельности: кибернетику, информатику, теорию информации, математику, теорию проектирования баз данных и ряд других дисциплин. Неотъемлемой частью информационной культуры является знание новой информационной технологии и умение ее применять в своей деятельности, как для автоматизации рутинных операций, так и для неординарных ситуаций, требующих нетрадиционного творческого подхода.

В информационном обществе необходимо начать овладевать информационной культурой с детства, сначала с помощью электронных игрушек, а затем привлекая персональный компьютер. Для высших учебных заведений социальным заказом информационного общества следует считать обеспечение уровня информационной культуры студента, необходимой для работы в конкретной сфере деятельности. В процессе привития информационной культуры студенту в вузе наряду с изучением теоретических дисциплин информационного направления много времени необходимо уделить обучению компьютерным информационным технологиям, являющихся базовыми составляющими будущей сферы деятельности. Причем, качество обучения должно определяться степенью закрепленных устойчивых навыков работы в среде базовых информационных технологий при решении типовых задач сферы деятельности.

В информационном обществе центр тяжести приходится на общественное производство, где существенно повышаются требования к уровню подготовки всех его участников. Поэтому в программе информатизации должно быть особое внимание уделено информатизации образования как направления, связанного с приобретением и развитием информационной культуры человека. Это, в свою очередь, ставит образование в положение «объекта» информации, где требуется так изменить содержание подготовки, чтобы обеспечить будущему специалисту не только общеобразовательные и профессиональные знания в области информатики, но и необходимый уровень информационной культуры. Повсеместное внедрение персонального компьютера во все сферы народного хозяйства, новые его возможности по организации «дружественной» программной среды, ориентированной на пользователя, использование телекоммуникационной связи, обеспечивающей новые условия для совместной работы специалистов, использование информационных технологий для самой разнообразной деятельности, постоянно растущая потребность в специалистах, способных ее осуществлять, ставит перед государством проблему по пересмотру всей системы подготовки на современных технологических принципах. В нашей стране решение этой проблемы находится на начальной стадии, но для наиболее развитых стран, к числу которых относятся США, Япония, Англия, Германия, Франция, этот процесс уже получил развитие и накоплен определенный опыт, который целесообразно учесть.

1.4.4. Информационные ресурсы

В индустриальном обществе, где большая часть усилий направлена на материальное производство, известно несколько основных видов ресурсов, ставшими уже классическими экономическими категориями:

В информационном обществе акцент внимания и значимости смещается с традиционных видов ресурсов на информационный ресурс, который хотя всегда существовал, но никто специально о нем не говорил, и, тем более, не вводил никаких определений и не рассматривал ни как экономическую, ни как иную категорию.

Одним из ключевых понятий при информатизации общества стало понятие информационные ресурсы, толкование и обсуждение которого началось с того момента, когда начали говорить о начале перехода к информационному обществу. Этому вопросу посвящено довольно много публикаций, в которых отразились и разные мнения, и определения, и разные научные школы, рассматривающие эти понятия.

С принятием Федерального закона “ Об информации, информатизации и защите информации” большая часть неопределенности была снята. Опираясь на принятый закон и руководствуясь не научной стороной этого вопроса, а, скорее прагматический позицией потребителя информации, целесообразно воспользоваться тем определением, которое приведено в этом законе. Тем более, нельзя не учитывать тот факт, что юридическое толкование во всех случаях является для пользователя информации опорой при защите его прав.

Информационные ресурсы общества, если их понимать как знания, отчуждены от тех людей, которые их накапливали, обобщали, анализировали. создавали и т.п. Эти знания материализовались в виде документов, баз данных, баз знаний, алгоритмов, компьютерных программ, а также произведений искусства, литературы, науки.

В настоящее время не разработана методология количественной и качественной оценки информационных ресурсов, а также прогнозирование потребностей общества в них. Это снижает эффективность информации, накапливаемой в виде информационных ресурсов, и увеличивает продолжительность переходного периода от индустриального к информационному обществу. Кроме того, неизвестно, какой объем трудовых ресурсов должен быть задействован в сфере производства и распространения информационных ресурсов в информационном обществе. Несомненно, в будущем эти проблемы будут решены.

Информационные ресурсы страны, региона, организации должны рассматриваться как стратегические ресурсы, аналогичные по значимости запасам сырья, энергии, ископаемых и прочим ресурсам.

Развитие мировых информационных ресурсов позволило:

1.4.5. Информационные услуги и продукты

Информационные ресурсы являются базой для создания информационных продуктов. Любой информационный продукт отражает информационную модель его производителя и воплощает его собственное представление о конкретной предметной области, для которой он создан. Информационный продукт, являясь результатом интеллектуальной деятельности человека, должен быть зафиксирован на материальном носителе любого физического свойства в виде документов, статей, обзоров, программ, книг и т.д.

Информационный продукт может распространяться такими же способами, как и любой другой материальный продукт с помощью услуг.

В узком смысле информационная услуга часто понимается как услуга, получаемая с помощью компьютеров, хотя на самом деле это намного шире.

Перечень услуг определяется объемом, качеством, предметной ориентацией по сфере использования информационных ресурсов и создаваемых на их основе информационных продуктов.

Информационные услуги возникают только при наличии баз данных в компьютерном или некомпьютерном варианте.

Базы данных являются источником и, своего рода, полуфабрикатом, при подготовке информационных услуг соответствующими службами. Базы данных, хотя они так и не назывались, существовали и до компьютерного периода в библиотеках, архивах, фондах, справочных бюро и других подобных организациях. В них содержатся всевозможные сведения о событиях, явлениях, объектах, процессах, публикациях и т.п.

С появлением компьютеров существенно увеличиваются объемы хранимых баз данных и соответственно расширяется круг информационных услуг.

Рассмотрим классификацию баз данных с позиций их использования для систематизации информационных услуг и продуктов.

Базы данных принято разделять на библиографические и небиблиографические.

Библиографические базы данных содержат вторичную информацию о документах, включая рефераты и аннотации.

Небиблиографические базы данных имеют множество видов:

Исходя из возможных видов информационных продуктов, баз данных и ресурсов классификация информационных услуг и представлена на рис.1.

Выпуск информационных изданий означает подготовку печатной продукции:

Информационные издания подготавливаются практически всеми видами информационных служб, органов и систем. Эти издания содержат вторичную информацию, которая создается на основе работы с базами данных, предоставление работы с которыми также является услугой.

Предоставление первоисточника является традиционной услугой библиотечных служб. Эта услуга предусматривает не только выдачу первоисточников, но и их копий, полученных с помощью устройств различного принципа действия.

Традиционные услуги научно-технической информации осуществляются по предварительному заказу и включают в себя:

Дистанционный доступ к удаленным централизованным базам данных организуется в компьютерной сети в диалогом режиме. Популярность услуг дистанционного доступа к базам данных нарастает быстрыми темпами и опережает все виды других услуг благодаря:

Традиционно основными пользователями услуг дистанционного доступа к базам данных являются организации. Однако, за последние годы наметилась тенденция к существенному увеличению числа индивидуальных пользователей.

Услуги дистанционного доступа к базам данных можно классифицировать:

Подготовка и оказание информационных услуг :

Что понимается под рынком информационных продуктов и услуг. Смотреть фото Что понимается под рынком информационных продуктов и услуг. Смотреть картинку Что понимается под рынком информационных продуктов и услуг. Картинка про Что понимается под рынком информационных продуктов и услуг. Фото Что понимается под рынком информационных продуктов и услуг

Рис. 1. Основные виды информационных услуг

1.4.6. Рынок информационных услуг и продуктов

Что такое рынок информационных услуг и продуктов

Как и в случае традиционных видов ресурсов и продуктов люди должны знать: где находятся информационные ресурсы, сколько они стоят; кто ими владеет, кто в них нуждается, насколько они доступны.

Ответы на эти вопросы можно получить, если существует рынок информационных услуг и продуктов.

Информационный рынок характеризуется определенной номенклатурой услуг, условиями и механизмами их предоставления, ценами. В отличие от торговли обычными товарами, имеющими материально-вещественную форму, здесь в качестве предмета продажи или обмена выступают информационные системы, информационные технологии, лицензии, патенты, товарные знаки, ноу-хау, инженерно-технические услуги, различного рода информация и прочие виды информационных ресурсов.

Основным источником информации для информационного обслуживания в современном обществе являются базы данных. Они интегрируют в себе поставщиков и потребителей информационных услуг, связи и отношения между ними, порядок и условия продажи и покупки информационных услуг.

Поставщиками информационных услуг могут быть:

Потребителями информационных услуг могут быть различные юридические и физические лица, решающие задачи.

История развития рынка информационных услуг

С начала 60-х гг. параллельно с рынком информационных услуг начал формироваться рынок услуг электронной обработки и передачи информации.

С середины 60-х до середины 70-х годов в результате широкого внедрения компьютерной техники важнейшим видом информационных услуг стали базы данных, содержащие разные виды информации по всевозможным отраслям знаний.

Начиная с середины 70-х годов с созданием национальных и глобальных сетей передачи данных ведущим видом информационных услуг стал диалоговый поиск информации в удаленных от пользователя баз данных.

Начиная с 80-х годов информационная индустрия приобретает все больший удельный вес и влияние на экономическую и социальную жизнь общества.

Структура рынка информационных услуг и продуктов

Совокупность средств, методов и условий, позволяющих использовать информационные ресурсы составляет информационный потенциал общества. Это не только весь индустриально-технологический комплекс производства современных средств и методов обработки и передачи информации, но также сеть научно-исследовательских, учебных, административных, коммерческих и др. организаций, обеспечивающих информационное обслуживание на базе современной информационной технологии.

В настоящее время в России быстрыми темпами идет формирование рынка информационных услуг и продуктов, важнейшими составляющими которого являются:

В нашей стране в силу переходных процессов в экономике и начавшейся информатизации общества пока отсутствует единое мнение относительно инфраструктуры информационного рынка. Мы предлагаем вам следующее толкование этого понятия.

В соответствии с данным определением попытаемся обобщить известные мнения, отраженные в ряде работ [1, 2, 7-12, 14], относительно инфраструктуры информационного рынка. Так, например, в работе [19] предложено инфраструктуру информационного рынка представить пятью секторами (рис.2):

В этой инфраструктуре, как отмечено в работе [2] отсутствует три основных аспекта, характерных для информационного общества:

Кроме того, существует мнение относительно разделения на сектора рынка дистанционных информационных услуг:

Представляется наиболее правомерным подход к инфраструктуре рынка в [14], который был взят за основу и представлен в виде схемы на рис.2

Выделим 5 секторов рынка информационных услуг и продуктов.

1-й сектор “Деловая информация”, который состоит из следующих частей:

2-й сектор “Информация для специалистов”, который состоит из следующих частей:

3-й сектор “Потребительская информация”, который состоит из следующих частей:

4-й сектор “Услуги образования”, который включает все формы и ступени образования: дошкольное, школьное, специальное, средне-профессиональное, высшее, повышения квалификации и переподготовки. Информационная продукция может быть представлена в компьютерном или некомпьютерном виде: учебники, методические разработки, практикумы, развивающие компьютерные игры, компьютерные обучающие и контролирующие системы, методики обучения и прочее.

5-й сектор “Обеспечивающие информационные средства”, который состоит из следующих частей:

Информационный рынок, несмотря на разные концепции и мнения относительно его инфраструктуры, существует и развивается, а значит можно говорить о бизнесе информационных продуктов, услуг, под которым понимается не только торговля и посредничество, но и производство.

В работе [2] приведены функции информационного бизнеса:

Что понимается под рынком информационных продуктов и услуг. Смотреть фото Что понимается под рынком информационных продуктов и услуг. Смотреть картинку Что понимается под рынком информационных продуктов и услуг. Картинка про Что понимается под рынком информационных продуктов и услуг. Фото Что понимается под рынком информационных продуктов и услуг

Рис. 2. Секторы информационного рынка

1.4.7. Правовое регулирование на информационном рынке

Развитие рыночных отношений в информационной деятельности поставило вопрос о защите информации как объекта интеллектуальной собственности и имущественных прав на нее.

Исторически традиционным объектом права собственности является материальный объект. Информация не является материальным объектом, но она фиксируется на материальных носителях. Первоначально информация фиксируется в мозгу человека, а затем она отчуждается на материальные носители: книги, диски, кассеты и прочие виды, предназначенные для хранения. Как следствие, информация может быть тиражируема путем распространения материального носителя. Перемещение такого материального носителя от субъекта-владельца, создающего конкретную информацию, к другому (субъекту-пользователю), влечет за собой утрату права собственности у субъекта- владельца информации.

Интенсивность этого процесса существенно возросла в связи с тотальным распространением сети Интернет. Ни для кого не секрет, что изданные книги и другие продукты интеллектуальной деятельности человека без всякого на то согласия авторов и издательств многократно размещаются на различных сайтах без ссылок на первоначальный источник. Созданный интеллектуальный продукт становится достоянием множества людей, которые пользуются им безвозмездно и при этом не учитываются интересы тех, кто его создавал.

Принимая во внимание, что информация практически ничем не отличается от другого объекта собственности, например, машины, дома, мебели и пр. материальных продуктов, следует говорить о наличии подобных же прав собственности и на информационные продукты. Право собственности состоит из трех важных компонентов: право распоряжения, право владения, право пользования.

Право распоряжения состоит в том, что только субъект-владелец информации может определять, кому эта информация может быть предоставлена.

Право владения должно обеспечивать субъекту-владельцу информации хранение информации в неизменном виде, никто кроме него не может ее изменять.

Право пользования предоставляет субъекту-владельцу информации право ее использования только в своих интересах.

Таким образом, любой субъект-пользователь обязан приобрести эти права, прежде чем воспользоваться интересующим его информационным продуктом. Это должно регулироваться и охраняться государственной инфраструктурой, соответствующими законами. Как и для любого объекта собственности, такая инфраструктура состоит из цепочки: законодательная власть (законы) – судебная власть (суд) – исполнительная власть (наказание). Любой закон о праве собственности должен регулировать отношения между субъектом-владельцем и субъектом-пользователем. Такие законы должны защищать как права собственника, так и права законных владельцев, которые приобрели информационный продукт законным путем. Защита информационной собственности проявляется в том, что имеется правовой механизм защиты от разглашения, утечки, несанкционированного доступа, обработки, в частности копирования, модификации, уничтожения.

В настоящее время по этой проблеме мировое сообщество уже выработало ряд мер, которые направлены на защиту прав собственности на интеллектуальный продукт. Нормативно-правовую основу необходимых мер составляют юридические документы: законы, указы, постановления, которые обеспечивают цивилизованные отношения на информационном рынке.

Так в Российской Федерации принят ряд указов, постановлений, законов, таких, как:

В нашей стране, претерпевающей серьезные экономические изменения, особенно актуальным становится организационный фактор государственной политики. Это элементы государственного регулирования взаимодействия производителей и распространителей информационных продуктов и услуг. Решение всех сопутствующих этому процессу проблем наше государство во многом должно взять на себя.

Цивилизованному отношению производителей и потребителей информационных продуктов должен способствовать и фактор информированности. Это наличие справочно-навигационных средств и структур, помогающих находить нужную информацию. Так, например, сведения об информационной структуре рынка, включая производителей и распространителей, можно найти в различных справочниках, например в справочнике “Российская энциклопедия информации и телекоммуникаций”.

Закон Российской Федерации “Об информации, информатизации и защите информации” является базовым юридическим документом, открывающим путь к принятию дополнительных нормативных законодательных актов для успешного развития информационного общества. С его помощью частично удается решить вопросы правового регулирования ряда проблем: защиты прав и свобод личности от угроз и ущерба, связанные с искажением, порчей, уничтожением “персональной” информации.

Закон состоит из 25 статей, сгруппированных по пяти главам:

В законе определены цели и основные направления государственной политики в сфере информатизации. Информатизация определяется как важное новое стратегическое направление деятельности государства. Указано, что государство должно заниматься формированием и реализацией единой государственной научно-технической и промышленной политики в сфере информатизации.

Закон создает условия для включения России в международный информационный обмен, предотвращает бесхозяйственное отношение к информационным ресурсам и информатизации, обеспечивает информационную безопасность и права юридических и физических лиц на информацию. В нем определяется комплексное решение проблемы организации информационных ресурсов, определяются правовые положения по их использованию и предлагается рассматривать информационные ресурсы в двух аспектах:

Ввод в действие закона, обеспечение выполнения его положений гарантирует, что государство получит значительную экономию средств и необходимые условия для более устойчивого развития экономики в России.

Однако для нормального функционирования нашего общества в новой информационной среде и вхождения в информационное общество существующих правовых актов явно недостаточно. В настоящее время решение проблемы правого регулирования в сфере формирования и использования информационных ресурсов находится в России на начальной стадии. Чрезвычайно важно и актуально принятие таких правовых актов, которые смогли бы обеспечить:

Выводы

В данной теме освещены основные вопросы социальной информатики. Показаны различные точки зрения на будущее информационное общество. Рассмотрено влияние процесса информатизации общества: почему он возник, с какой целью он протекает, что необходимо для его осуществления. Обращено внимание на необходимость приобретения каждым специалистом информационной культуры, как составляющей общей культуры.

Разъясняется понятие информационного потенциала общества. Рассмотрены и объяснены понятия информационных ресурсов, услуг и продуктов. Приведена классификация информационных услуг. Рассказывается о рынке информационных продуктов и услуг, о его инфраструктуре. Затрагивается вопрос о необходимости правового регулирования на рынке информационных продуктов и услуг.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *