Что понимается под рынком образовательных услуг

Рынок образовательных услуг: понятие, функции, характерные черты

Что понимается под рынком образовательных услуг. Смотреть фото Что понимается под рынком образовательных услуг. Смотреть картинку Что понимается под рынком образовательных услуг. Картинка про Что понимается под рынком образовательных услуг. Фото Что понимается под рынком образовательных услуг Что понимается под рынком образовательных услуг. Смотреть фото Что понимается под рынком образовательных услуг. Смотреть картинку Что понимается под рынком образовательных услуг. Картинка про Что понимается под рынком образовательных услуг. Фото Что понимается под рынком образовательных услуг Что понимается под рынком образовательных услуг. Смотреть фото Что понимается под рынком образовательных услуг. Смотреть картинку Что понимается под рынком образовательных услуг. Картинка про Что понимается под рынком образовательных услуг. Фото Что понимается под рынком образовательных услуг Что понимается под рынком образовательных услуг. Смотреть фото Что понимается под рынком образовательных услуг. Смотреть картинку Что понимается под рынком образовательных услуг. Картинка про Что понимается под рынком образовательных услуг. Фото Что понимается под рынком образовательных услуг

Что понимается под рынком образовательных услуг. Смотреть фото Что понимается под рынком образовательных услуг. Смотреть картинку Что понимается под рынком образовательных услуг. Картинка про Что понимается под рынком образовательных услуг. Фото Что понимается под рынком образовательных услуг

Что понимается под рынком образовательных услуг. Смотреть фото Что понимается под рынком образовательных услуг. Смотреть картинку Что понимается под рынком образовательных услуг. Картинка про Что понимается под рынком образовательных услуг. Фото Что понимается под рынком образовательных услуг

Рынок образовательных услуг – это совокупность экономических отношений, складывающихся между производителями и потребителями по поводу купли-продажи товара «образовательная услуга» в процессе обмена.

Рынок образовательных услуг выполняет следующие функции:

Что понимается под рынком образовательных услуг. Смотреть фото Что понимается под рынком образовательных услуг. Смотреть картинку Что понимается под рынком образовательных услуг. Картинка про Что понимается под рынком образовательных услуг. Фото Что понимается под рынком образовательных услуг

Классификация рынков в сфере образования

Рынок образовательных услуг – это система экономических отношений по поводу купли-продажи образовательных услуг. Рынок ОУ может нормально функционировать при наличии трех элементов:

— должен быть продавец (производитель);

— необходим покупатель (потребитель);

— наличие предмета сделки (товара или услуги).

Основными функциями рынка образовательных услуг являются:

Интегрирующая, суть которой состоит в установлении и обеспечении взаимосвязи между партнерами на рынке: производителями и потребителями, продавцами и покупателями, владельцами свободных денежных средств и лицами, нуждающимися в кредите, работниками и работодателями.

Оценочнаясостоит в оценке результатов труда товаропроизводителей, в определении уровня общественно необходимых затрат труда; именно на основе спроса и предложения рынок объективно устанавливает уровень цен на товары и другие объекты рыночных отношений.

Организующаяи регулирующая, где рынок выступает как инструмент, обеспечивающий рациональное построение и гармоничное функционирование экономической системы.

Рынок ОУ, в этом случае, представляет собой рынок, на котором взаимодействуют спрос на образовательные услуги со стороны основных хозяйствующих субъектов (отдельных личностей, домохозяйств, предприятий и организаций, государства) и их предложение различными образовательными учреждениями. Помимо производителей и потребителей ОУ в состав участников рыночных отношений в этой сфере входят широкие круги посредников, включая службы занятости, биржи труда, органы регистрации, лицензирования и аккредитации образовательных учреждений, образовательные фонды, ассоциации образовательных учреждений и предприятий, специализированные образовательные центры и др. Все эти субъекты содействуют эффективному продвижению ОУ на рынке, и могут выполнять различные функции: информирования, консультирования, участия в организации сбыта образовательных услуг и ресурсной поддержке образования.

Рынок образовательных услуг предполагает наличие субъектов рыночных отношений. Применительно к образовательным услугам существуют три основных типа потребителей (субъектов рыночных отношений):

потребители-личности (учащиеся, студенты, слушатели);

потребители-предприятия, организации различных форм собственности;

органы государственного и регионального, местного управления.

Источник

Экономическая специфика рынка образовательных услуг

Вы будете перенаправлены на Автор24

Сущность и структура рынка образовательных услуг

Образование традиционно считается одной из наиболее значимых социальных сфер общественной жизни. В то же время услуги в сфере образования также могут рассматривать как продукция, на которую существует спрос, имеется предложение, устанавливается цена. То есть происходит процесс формирования рынка образовательных услуг.

Рынок образовательных услуг относится к непроизводственному сектору экономики. Этот рынок отличается большим числом вовлечённых в его функционирование людей. Прежде всего, речь идёт об обучающихся, которые охватывают целые поколения людей (в рамках 15 лет), а также о преподавателях и учителях, которые представляют собой широкий слой рабочей силы в стране.

Рынок образовательных услуг можно представить в виде системы, элементы которой структурно определены, взаимосвязаны и взаимозависимы друг от друга. Его составными частями являются:

Готовые работы на аналогичную тему

В соответствии с действующим в Российской Федерации законодательством, право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Это предопределяет то, что потенциально участниками рынка образовательных услуг в тот или иной момент жизни должны оказаться все граждане страны.

Экономическая точка зрения на сущность образования

В экономической науке образование зачастую относится к категории общественных благ. Отличительными особенностями этого блага называют признаки неисключения, неконкурентности в потреблении, неделимости. Их суть сводится к тому, что потребление общественного блага одним человеком не уменьшает возможностей его потребления другим.

Такая природа образования обусловлена тем, что его получение всеми членами общества выступает одним из обязательных эффективной совместной жизнедеятельности людей в одном государстве. Поэтому государство вынуждено организовывать бесплатное (зачастую – обязательное) общее образование для всех категорий граждан вне зависимости от их желания или возможности оплачивать этот процесс.

Однако образовательные услуги могут быть оказаны гражданам и как частное благо. Причинами этого является то, что государство обеспечивает людей бесплатным образованием только до определённого уровня. Чтобы приобрести дополнительные компетенции, необходимые для участия в трудовой деятельности, люди вынуждены прибегать к приобретению дополнительных образовательных услуг. А они часто оказываются на коммерческой основе, поскольку требуется оплатить работу преподавателей, приобретение и обслуживание подручного оборудования (технических средств, программного обеспечения, учебных пособий и т.п.), аренду помещения, использованные коммунальные ресурсы и т.д. Поэтому образовательные услуги предоставляются на платной основе, причём не заплативших за них можно исключить из потребления этого блага в результате недопуска людей в учебную аудиторию.

Таким образом, современные экономисты предлагают рассматривать образовательные услуги как смешанное благо, то есть благо, у которого есть признаки как общественного, так и частного блага.

В то же время в виду огромной социальной значимости образования и экономии на масштабе оказания образовательных услуг значительная часть этого рынка представлена государственным сектором экономики. Именно государству принадлежит подавляющее большинство организаций, которые оказывают образовательные услуги. При этом их оказание может производиться и на платной основе, что нашло наибольшее распространение в учреждениях высшего и дополнительного образования.

Это во многом обусловлено тем, что получение образования зачастую рассматривается как инвестиции в человеческий капитал. То есть многолетнее получение профессионального образования на платной основе окупиться в результате многолетней трудовой деятельности, и человек в итоге даже получит большую прибыль (то есть будет высокая доходность вложенных в образование средств).

Образовательные услуги отличаются от традиционных товаров наличием ряда особенностей. В частности, продажа образовательных услуг не связана с их отчуждением (может продаваться многократно), они оказываются адресно, возможно разными исполнителями и при территориальном разрыве, в течение 3-6 лет.

Источник

Формирование и развитие рынка образовательных услуг в России

Формирование и развитие рынка образовательных услуг в России

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В РОССИИ

В статье рассмотрено развитие рынка образовательных услуг, выявлены его особенности, проведен анализ понятия образовательная услуга. В связи с формированием многоукладной образовательной системы и становлением рынка образовательных услуг перед высшими учебными заведениями страны возникает целый ряд проблем, связанных с необходимостью адаптации к жестким конкурентным условиям.

Ключевые слова : вуз, образовательная услуга, рынок образовательных услуг.

Профессиональное образование в СССР формировалось в условиях централизации государственной власти, и все виды учебных заведений имели статус государственных. О высоком уровне образовательной системы социалистического периода свидетельствует множество признаков, основными, из которых являются:

— высокая оценка наших специалистов за рубежом;

-выход СССР на передовые позиции в ряде научно-технических исследований;

-мощное развитие таких наук как математика, физика и др.

Благодаря огромному вниманию к системе образования со стороны государства, во времена СССР образовательные структуры выступали как наиболее стабильные элементы государственной системы. Мало можно было найти областей, где труд был столь престижен и хорошо оплачивался. Свои функции государство осуществляло через жесткую систему планирования: оно делало системе образования плановый заказ на выпуск кадров определенных профессий и в определенных количествах. Советское высшее образование было практически идеальным для плановой экономики, действующей в СССР.

В 80-е годы прошлого столетия известные политические события, приведшие к распаду СССР, передвинули проблемы образования на задний план государственной политики Российской Федерации. Материально-технические базы образовательных учреждений устарели, а государство оказалось не в состоянии финансировать образовательные учреждения в тех объемах, которые были необходимы.

В 90-е годы образовательному сектору России приходилось жить в условиях, когда:

· происходило снижение реального внутреннего валового продукта в течение десяти лет;

· строились новые взаимоотношения бюджета центра и регионов, что привело к дестабилизации источников финансирования системы образования;

· у вузов не хватало возможностей для удовлетворения спроса на подготовку специалистов, необходимых рыночной экономике.

Все это привело к ряду проблем : необходимости реструктуризации системы высшего образования в короткие сроки, как не соответствующую общим экономическим тенденциям; недостаточности и нестабильности финансирования системы образования и не соответствию навыков и знаний выпускаемых специалистов реальным запросам рыночной экономики.

Государство предоставило право образовательным учреждениям самим решать финансовые проблемы, путем оказания платных услуг. В статье 45 Закона «Об образовании», принятому в 1992 году сказано: «Государственное и муниципальное образовательное учреждение вправе оказывать платные дополнительные услуги…». Причем виды платных услуг учреждение определяет самостоятельно, фиксируя их в уставе. Это и явилось предпосылкой зарождения рыночных отношений в области образования.

В период становления этих отношений большинство образовательных учреждений, оставаясь в государственном секторе экономики, по инерции продолжало надеяться на заботу государства, скорую стабилизацию и прежнюю государственную финансовую поддержку. Эти условия нестабильности существенно подорвали уверенность преподавателей в завтрашнем дне, за несколько лет из вузов ушли способные и энергичные специалисты, а приток новых кадров не компенсировал их утрату.

Российское образование, начав переход к рыночным отношениям, не имело: ни теории образовательного учреждения; ни собственной экономической концепции развития; ни механизмов управления рыночными отношениями в образовании; и что не менее важно не имело корпуса менеджеров-профессионалов, отсутствовали инвестиционные и мотивационные механизмы.

Рынок- это экономические отношения, связанные с обменом товаров или услуг, в результате которых формируется спрос, предложение и цена. На рынке образования товаром выступает образовательная услуга.

Но по своей социально-экономической природе образование является товаром общественным и наряду с наукой, культурой и здравоохранением относится к смешанному сектору народного хозяйства. Оно оказывает положительное воздействие на социально-экономические процессы в обществе: содействует повышению общей эффективности трудовых ресурсов страны, возрастанию их конкурентоспособности. В настоящее время не прекращаются дискуссии о сущности образовательной услуги. Но общее мнение все же сводится к тому, что образовательная услуга – это специфический товар, отличный от всех других видов услуг. Чтобы эту выявить эту специфичность кратко обозначим сущность понятия «услуга» вообще.

· Неосязаемость. Услуги невозможно увидеть, попробовать на вкус, услышать или понюхать до момента приобретения.

· Неотделимость от источника. Услуга неотделима от своего источника, ее осуществление возможно только в присутствии производителя.

· Непостоянство качества. Качество услуг колеблется в широких пределах в зависимости от их производителей, а также от времени и места их оказания.

· Несохраняемость. Услугу невозможно хранить для последующей продажи или использования.

В этой связи А. Панкрухин выделяет ряд особенностей образовательных услуг как таковых:

· Они не осязаемы до момента их приобретения. Услуги приходится приобретать, веря «на слово». Чтобы убедить клиента сделать это, производители услуг стараются формализовать наиболее значимые для покупателя параметры услуги и представить их по возможности наглядно. В образовании этим целям служат: учебные планы и программы; информация о методах, формах и условиях оказания услуг; сертификаты, лицензии, дипломы.

Образовательные услуги, как и любой товар, реализуются на рынке, который понимается как совокупность существующих и потенциальных покупателей и продавцов товара. Рынок образовательных услуг, в этом случае, представляет собой рынок, на котором взаимодействуют спрос на образовательные услуги со стороны основных хозяйствующих субъектов (отдельных личностей, домохозяйств, предприятий и организаций, государства) и их предложение различными образовательными учреждениями. Помимо производителей и потребителей образовательных услуг в состав участников рыночных отношений в этой сфере входят широкие круги посредников, включая службы занятости, биржи труда, органы регистрации, лицензирования и аккредитации образовательных учреждений, образовательные фонды, ассоциации образовательных учреждений и предприятий, специализированные образовательные центры и др. [4]

Особенность рынка образовательных услуг заключается также в значительном влиянии на него государства и его органов управления. В частности к их специфическим функциям в сфере образования относятся:

• создание, поддержка и укрепление благоприятного общественного мнения, позитивного имиджа образовательных институтов;

• финансирование образования и предоставление гарантий для долгосрочных инвестиций других субъектов в эту сферу;

• применение налоговых льгот и иных форм регулирования рынка целях развития приоритетных специальностей, форм и методов подготовки специалистов, а так же и образования в целом;

• лицензирование и аттестация образовательных учреждений, мониторинг качества услуг;

• информационное обеспечение образовательных учреждений и др.

Современный рынок образовательных услуг в России сложился за достаточно короткий промежуток времени, и рыночные отношения в образовании только начинают приобретать цивилизованные формы. Предложение образовательных услуг за последние годы сделало колоссальный скачок. Во многих случаях сегодня оно даже превышает спрос. Поэтому в последнее время во главу угла ставится студент и его потребности в образовании. К студенту теперь все чаще относятся как к клиенту. И в условиях борьбы за студента (клиента) конкурентные отношения все в большей степени начинают охватывать рынок образовательных услуг. Соответственно вузы пытаются занять свое место в бизнесе.

Обострение конкуренции связано с появлением большого количества негосударственных вузов, которые ориентированы на подготовку студентов по профилю наиболее востребованных населением специальностей.

Кризисные явления в стране привели к более жесткой привязке населения к вузам своего региона. А количество выпускников школ в последнее время резко сократилось и в своем регионе его можно прогнозировать. И, наконец, абитуриенты начали интересоваться не только ценой, но и качеством образования в целом.

М иро­ вое пространство, в котором через национальные границы свободно перемещаются ресурсы, люди, идеи является доминирующей тенденцией современности, а следст­ вием этой тенденции — сближение, интеграция национальных систем образования. Россия участвует в международных проектах, активно обменивается учащимися, профессорско-преподавательским составом, а традиции и нормы мировой образовательной системы неизбежно проникают в наше образовательное пространст­ во.

В связи с формированием многоукладной образовательной системы и становлением рынка образовательных услуг перед высшими учебными заведениями страны возникает целый ряд проблем, связанных с необходимостью адаптации к жестким конкурентным условиям.

Сегодня отношение к образованию изменилось во всем мире. Высшее образование рассматривается как наиболее важный фактор в экономическом и социальном развитии. Человек, его знания, его способность принимать нестандартные решения в быстро меняющихся экономических условиях становиться главной ценностью общества. И именно конкуренция способна стать своего рода рычагом, способным подтолкнуть высшее образование к качественно новому витку развития.

Вузам необходимо проводить оценку уровня конкурентоспособности и на ее основе разрабатывать стратегии повышения конкурентоспособности, а это требует проведения вузом постоянного мониторинга внешней среды в части содержания и структуры образовательных услуг. Такой мониторинг и будет являться базой повышения конкурентоспособности. Эта работа может быть осуществлена на базе стратегического управления вузом и вузы, которые смогут ее правильно и своевременно организовать в перспективе будут конкурентоспособны на рынке образовательных услуг.

1. Волгин Н.А. Социальная политика: учебник / Под общ. ред. Н.А. Волгина. – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательство «Экзамен», 2006. – 734с.

2. Закон Российской Федерации «Об образовании», от 10.07.1992 N 3266-1, (ред. от 16.03.2006), КонсультантПлюс

5. Попов Е. Услуги образования и рынок // Российский экономический журнал. – 1992. № 6 – с. 43-49.

6. Сагинова О. В. Природа и характеристики образовательных услуг : // Маркетинг. — 2005. — №3 (82). — С. 53 — 63

7. Свиридов О. А. Теория и методология функционирования образовательных систем //Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук Йошкар-Ола 2006]

8. Харитонов Д.Я. Финансирование системы образования.// Финансы и кредит. №27. 2007.с. 51

Источник

Презентация «Рынок образовательных услуг»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Министерство просвещения РФ

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет

Дисциплина : Экономика образования

Тема : «Рынок образовательных услуг»

ЗФ 101-272-5-1 Шишова М.Д.

Проверил : доцент к.э.н.

Определение

Что понимается под рынком образовательных услуг. Смотреть фото Что понимается под рынком образовательных услуг. Смотреть картинку Что понимается под рынком образовательных услуг. Картинка про Что понимается под рынком образовательных услуг. Фото Что понимается под рынком образовательных услуг

Участники образовательного процесса

К участникам образовательного процесса можно отнести :

Что понимается под рынком образовательных услуг. Смотреть фото Что понимается под рынком образовательных услуг. Смотреть картинку Что понимается под рынком образовательных услуг. Картинка про Что понимается под рынком образовательных услуг. Фото Что понимается под рынком образовательных услуг

Что понимается под рынком образовательных услуг. Смотреть фото Что понимается под рынком образовательных услуг. Смотреть картинку Что понимается под рынком образовательных услуг. Картинка про Что понимается под рынком образовательных услуг. Фото Что понимается под рынком образовательных услуг

Определение

этодовольно специфический «товар». Они обладают

высокой потребительной стоимостью, поскольку увеличивают интеллектуальный потенциал личности, будущих рабочих или специалистов.»-И. Л. Решетникова и В. М. Смирнова

Что понимается под рынком образовательных услуг. Смотреть фото Что понимается под рынком образовательных услуг. Смотреть картинку Что понимается под рынком образовательных услуг. Картинка про Что понимается под рынком образовательных услуг. Фото Что понимается под рынком образовательных услуг

Функции рынка образовательных услуг

Что понимается под рынком образовательных услуг. Смотреть фото Что понимается под рынком образовательных услуг. Смотреть картинку Что понимается под рынком образовательных услуг. Картинка про Что понимается под рынком образовательных услуг. Фото Что понимается под рынком образовательных услугФункции общественной значимости образовательных услуг в условиях их бездефицитности;

• Функции саморегулирования предоставления образовательных

Основные субъекты рыночных отношений на рынке образовательных услуг

• Потребители образовательных услуг;

• Производители образовательных услуг;

Что понимается под рынком образовательных услуг. Смотреть фото Что понимается под рынком образовательных услуг. Смотреть картинку Что понимается под рынком образовательных услуг. Картинка про Что понимается под рынком образовательных услуг. Фото Что понимается под рынком образовательных услуг

Объекты рынка образовательных услуг

• Конкурентоспособность образовательных услуг;

• Характер рыночного обмена данными услугами;

• Окружающая(маркетинговая)среда рынка образовательных услуг;

• Количественные параметры спроса и предложения образовательных услуг. [4] Что понимается под рынком образовательных услуг. Смотреть фото Что понимается под рынком образовательных услуг. Смотреть картинку Что понимается под рынком образовательных услуг. Картинка про Что понимается под рынком образовательных услуг. Фото Что понимается под рынком образовательных услуг

Структуризация рынка

Что понимается под рынком образовательных услуг. Смотреть фото Что понимается под рынком образовательных услуг. Смотреть картинку Что понимается под рынком образовательных услуг. Картинка про Что понимается под рынком образовательных услуг. Фото Что понимается под рынком образовательных услуг

Особенности рынка образовательных услуг

Что понимается под рынком образовательных услуг. Смотреть фото Что понимается под рынком образовательных услуг. Смотреть картинку Что понимается под рынком образовательных услуг. Картинка про Что понимается под рынком образовательных услуг. Фото Что понимается под рынком образовательных услугРассогласование рынка труда и рынка образовательных услуг;

• Спрос на рынке образовательных услуг имеет ярко выраженную региональную локализацию, т. е. большинство абитуриентов являются потребителями на региональном рынке образовательных услуг и большинство выпускников востребованы региональным рынком труда;

• Большое временное отставание между возникновением спроса на специалистов того или иного профиля и периодом, когда этот спрос может быть удовлетворен. [5;7]

Особенности рынка образовательных услуг

• Основная качественная особенность спросовыхпараметров на рынке образовательных услуг – формирование качественно нового спроса на систему непрерывного специализированного среднего (лицей), довузовскогосредне-специального (колледж), вузовского, а также дополнительного, послевузовского, образования на базе единого университетского комплекса;

• Значительной особенностью, формирующей современный рынок образовательных услуг, является не так давно появившееся направление – дистанционное обучение;

• Специфическая особенность российского рынка образовательных услуг – зависимость от государства;

• Рост монополизации рынка образовательных услуг и, как следствие, увеличение цен на данный вид услуг. [5;6]

Перспективы развития

В ближайшие годы рынок образовательных услуг ожидает обострение конкурентной борьбы. Прежде всего, это коснется качества работы вузов: повышение уровня преподавателей, участие в научных исследованиях и проектах, степень технической оснащенности и т.п.

Большее внимание должно быть уделено профориентации, чтобы студенты сознательно выбирали будущую специальность. Кроме того, важным элементом привлечения востребованных специалистов станет их кредитование, использование дистанционных форм обучения. Что понимается под рынком образовательных услуг. Смотреть фото Что понимается под рынком образовательных услуг. Смотреть картинку Что понимается под рынком образовательных услуг. Картинка про Что понимается под рынком образовательных услуг. Фото Что понимается под рынком образовательных услуг

Литература

1. Старовойтова Т.А. Формирование и развитие рынка образовательных услуг в России // Научные записки. – 2009.

2. Березин И.С. Средний класс на рынке образовательных услуг: [Электронный ресурс]// Материалы семинара «Маркетинг образовательных услуг».

3. Чубарова О.И. Исследование рынка образовательных услуг//Менеджмент маркетинг в системе рыночных отношений. – Барнаул, 2002.

4. Шумов Ю.А., Кедровская Л.Г. Рынок: структура и характеристика.

5. Полянских Т.А. Развитие локального рынка образовательных услуг малого города– Волгоград, 2007.

Литература

6. Остапченко В.Д. Концепция товарного образовательного производства в системе высшего образования //

Молодежь, образование, рынок. – 1992.

7. Ушакова М.В. Российский рынок образовательных услуг и его специфика //Социально-гуманитарные знания. – 2003.

Что понимается под рынком образовательных услуг. Смотреть фото Что понимается под рынком образовательных услуг. Смотреть картинку Что понимается под рынком образовательных услуг. Картинка про Что понимается под рынком образовательных услуг. Фото Что понимается под рынком образовательных услуг

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *