Что понимается под рыночным равновесием

Раздел 2. Теория производства

Цель: определение равновесия на рынке труда.

Оглавление

4.1. Условие равновесия фирмы при покупке ресурсов

Под экономическими ресурсами понимаются все виды ресурсов, используемых в процессе производства товаров и услуг. К ним относятся:

Иногда сюда включают предпринимательские способности людей к организации производства и финансовые ресурсы. Но финансовые ресурсы превращаются в другие виды ресурсов и опосредуют их деятельность.

Поскольку потребителями ресурсов являются фирмы, производящие товары и услуги, а «производители» ресурсов – их собственники, то цена ресурса – денежный доход его собственника:

Цены на все виды ресурсов в рыночной экономике формируются через взаимодействие спроса и предложения, аналогично ценам готовой продукции.

На конкурентном рынке ресурсов в результате взаимодействия спроса и предложения формируется равновесная цена – pe.

Что понимается под рыночным равновесием. Смотреть фото Что понимается под рыночным равновесием. Смотреть картинку Что понимается под рыночным равновесием. Картинка про Что понимается под рыночным равновесием. Фото Что понимается под рыночным равновесием

Рис. 1. Конкурентный рынок ресурсов

Так как каждый отдельный наниматель на конкурентном рынке ресурсов воспринимает цены на них как нечто данное, он может закупить по равновесной цене столько ресурсов, сколько ему необходимо. Тогда кривая предложения любого ресурса, какой она видится каждому отдельному нанимателю, представляет собой горизонтальную линию, пересекающуюся с вертикальной осью в точке, соответствующей равновесной цене.

Что понимается под рыночным равновесием. Смотреть фото Что понимается под рыночным равновесием. Смотреть картинку Что понимается под рыночным равновесием. Картинка про Что понимается под рыночным равновесием. Фото Что понимается под рыночным равновесием

Рис. 2. Кривая предложения ресурсов для предпринимателя
в условиях совершенной конкуренции

Цены на ресурсы в действительности изменяются, когда изменяются рыночный спрос и предложение. Однако количество ресурсов, закупаемых отдельной фирмой в условиях совершенной конкуренции, не влияет на общий рыночный спрос.

Графически предельная доходность ресурса – это кривая спроса на него. Она имеет отрицательный наклон, т. к. отражает убывающую доходность (убывающую производительность) ресурса: чем больше единиц одного ресурса использует фирма при прочих постоянных ресурсах, тем ниже ее предельная производительность.

4.2. Равновесие на рынке труда

Отмеченное в предыдущем параграфе характерно для любого ресурса, в том числе и для рынка труда.

Кривая спроса фирмы на труд dL показывает, как изменяется объем требующегося фирме труда при изменении его цены w и прочих неизменных параметрах.

Что понимается под рыночным равновесием. Смотреть фото Что понимается под рыночным равновесием. Смотреть картинку Что понимается под рыночным равновесием. Картинка про Что понимается под рыночным равновесием. Фото Что понимается под рыночным равновесием

Рис. 3. Рынок труда в условиях совершенной конкуренции

При любой ставке заработной платы выше we количество нанятых работников будет меньше Le, при w кривая индивидуального предложения труда имеет следующий вид:

Что понимается под рыночным равновесием. Смотреть фото Что понимается под рыночным равновесием. Смотреть картинку Что понимается под рыночным равновесием. Картинка про Что понимается под рыночным равновесием. Фото Что понимается под рыночным равновесием

Рис. 4. Кривая индивидуального предложения труда

Итак, кривая индивидуального предложения труда в принципе находится в прямой зависимости от ставки реальной заработной платы. Однако из-за решений индивидуума она может изменить свое направление. Индивид в своих решениях соизмеряет полезность товаров, которые можно приобрести на заработную плату, и свободного времени.

4.4. Монопсония на рынке труда

В небольших городах, где экономика города почти полностью зависит от одной крупной фирмы, предоставляющей работу основной массе населения, фирма-наниматель выступает как монопсонист (единственный покупатель).

Кривая спроса фирмы на труд dL показывает, как изменяется величина требующегося фирме труда при изменении его цены (и прочих равных условиях).

Следует не забывать, что фирма нанимает дополнительное количество работников для производства дополнительного продукта MPL и соответственно для получения дополнительной выручки MRPL. Поэтому кривая спроса на труд совпадает с кривой MRPL и связана с убывающей предельной производительностью труда – следовательно, имеет «падающую» форму (понижается).

Что понимается под рыночным равновесием. Смотреть фото Что понимается под рыночным равновесием. Смотреть картинку Что понимается под рыночным равновесием. Картинка про Что понимается под рыночным равновесием. Фото Что понимается под рыночным равновесием

Рис. 5. Монопсония на рынке труда

Кривая предложения труда для монопсонической фирмы совпадает с кривой совокупного предложения для рынка труда. В то же время она представляет собой одновременно кривую средних издержек (АС) для фирмы, поскольку показывает ставку заработной платы одного работника, которую следует платить. При этом для привлечения дополнительных работников следует увеличить ставку. К тому же новая ставка должна распространяться на всех работников (за одинаковую работу должна быть одинаковая заработная плата).

В связи с этим дополнительные издержки на труд (MIC) больше средних – графически это отражается в том, что кривая MIC лежит левее и выше АС.

Следует иметь в виду, что, нанимая дополнительного работника и увеличивая ставку заработной платы, монопсонист теряет на увеличении заработной платы, но выигрывает на получении дополнительной выручки MRPL.

Чтобы максимизировать прибыль, фирма будет уравнивать предельные затраты на труд MIC и MRPL – точка А. Количество нанятых работников составит Lm, а ставка заработной платы wm – соответствующая точкаm на кривой sL.

4.5. Роль профсоюзов на рынке труда

Предположим, что профсоюзы добились повышения ставок заработной платы до wt.

Что понимается под рыночным равновесием. Смотреть фото Что понимается под рыночным равновесием. Смотреть картинку Что понимается под рыночным равновесием. Картинка про Что понимается под рыночным равновесием. Фото Что понимается под рыночным равновесием

Рис. 6. Роль профсоюзов на рынке труда

В целом, вмешательство профсоюзов ведет к росту заработной платы, но при этом увеличивает безработицу.

Выводы

Вопросы для самопроверки

Литература

Источник

Определение и функции равновесной рыночной цены

Максимизация прибыли – естественное желание всех субъектов коммерческой деятельности. Рост рентабельности невозможно обеспечить без оптимизации системы ценообразования. Выработка ценовой и товарной политики предприятий должна соотноситься с двумя факторами: уровнем спроса и предложения в целевом сегменте.

Вопрос: Вправе ли налоговый орган учесть рыночную цену недвижимости для расчета предельной суммы доходов по УСН и пересчитать налоги по ОСН в случае ее превышения, если организация продала взаимозависимому лицу недвижимость по заниженной цене?
Посмотреть ответ

Понятие равновесной рыночной цены

Равновесная рыночная цена – идеальное сочетание уровня издержек предприятия и степени доходности деятельности. Она позволяет определить точку безубыточности, идентифицировать оптимальные объемы производства и сбалансировать ценообразование.

Вопрос: Как обосновать НМЦК методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка)?
Посмотреть ответ

Равновесная цена на рынке отображает равенство между объемом спроса на конкретную продукцию и существующего в избранном сегменте предложения от производителей. Достижение такого уровня стоимости означает, что рынок сбалансирован, на нем отсутствуют признаки дефицита или переизбытка. При этом в краткосрочной перспективе нет предпосылок для существенного изменения цены в сторону повышения или понижения. Удержание равновесной цены в условиях рыночной экономики на протяжении длительного периода времени затруднительно.

КСТАТИ, величины равновесных рыночных цен используются в качестве ориентиров не только субъектами предпринимательства, но и контролирующими органами.

Что означает равновесная цена

Сравнение ценовой точки равновесия с текущими ценами в избранном сегменте продаж позволяет выявить ниши для расширения производства, наращивания объемов предложения, обнаружить бесперспективные пути развития компания и выделить главные стратегические цели для формирования коммерческой политики предприятия. Как это работает:

Вопрос: Как определяется рыночная цена сделки в целях налогового контроля?
Посмотреть ответ

В первой ситуации предпринимателям для увеличения прибыли придется искать пути снижения собственных издержек: за счет сокращения персонала, снижения требований к качеству исходного сырья. Альтернативный вариант – разработка нового продукта с аналогичными характеристиками, но с меньшим уровнем капиталоемкости и материалозатратности.

Вторая ситуация позволяет занять свою нишу на рынке без расходов на инновационные мероприятия. Предпринимателям для извлечения прибыли достаточно взять на вооружение существующие технологии производства и оперативно внедрить их. Альтернативный вариант – создание уникального продукта, у которого нет аналогов. В этом случае ниша будет пустовать, ценообразование формируется одним участником рынка, на конечную стоимость будут влиять издержки производства и расходы на рекламу. Без последних не обойтись, ведь потребители не знают о существовании такого товара. Их надо убедить, что изделие им необходимо.

ВАЖНО! При вливании в нишевой сегмент рынка необходимо предварительно рассчитать оптимальный объем производства, чтобы с появлением нового конкурента не возник эффект затоваривания (следствие – значительное снижение цены и рентабельности, возможно появление убытков).

Процесс уравновешивания ценовых показателей может происходить двумя способами:

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Экономические закономерности по уравновешиванию цен путем корректировки уровня спроса и предложения актуальны не только для производственной сферы, но и для услуг, работ.

Спектр факторов, влияющих на цену

Равновесный уровень цен может меняться под воздействием снижения или повышения спроса, предложения. Оптимальное сочетание этих двух показателей помогает стабилизировать ситуацию на рынке и полностью удовлетворять потребности покупателей, обеспечивать нормальный уровень прибыли субъектам предпринимательства.

На цену влияют две группы факторов:

Покупатель при оценке оптимальности заявленной цены на товар соотносит стоимость со степенью необходимости изделия. Если продукция обладает для потребителя незаменимыми свойствами, аналогов ей нет, конкурентная среда характеризуется лояльными условиями для производителей, то цену на нее можно устанавливать высокую. В этой ситуации покупатели будут вынуждены приобретать товар даже по завышенным расценкам.

Если уровень полезности для потребителя низкий, то при повышении стоимости (даже незначительном) процент продаж будет сокращаться. Перед производителями становится вопрос о снижении цены для увеличения спроса. Сделать это можно за счет минимизации издержек.

ВАЖНО! При ценообразовании надо устанавливать расценки на продукцию не ниже суммы понесенных на ее производство затрат.

Равновесные цены в отдельном сегменте рынка представляют собой сочетание стоимости, которую потребители готовы платить за возможность владения конкретным товаром, и стоимости, которая будет покрывать производственные издержки и приносить прибыль предприятию-изготовителю.

На величину потребительского спроса могут оказывать существенное влияние такие факторы:

Предложение может корректироваться под воздействием таких факторов:

СПРАВОЧНО! Налоговая нагрузка на равновесную стоимость не оказывает прямого воздействия. Обязательства перед бюджетом производственные компании закладывают в цену товара, вследствие чего снижается спрос. Точка равновесия будет достигнута, но величина оптимального уровня производства будет скорректирована.

Как определить равновесную рыночную цену

Определение точки равновесия в вопросах ценообразования начинается с анализа взаимосвязи между величиной спроса и предложения. Оптимальным значением цены является уровень, при котором вся производимая продукция будет распродаваться. Например, предприятие решило заняться выпуском бюджетных моделей вязаных зимних шапок, себестоимость единицы продукции находится на уровне 105 рублей. Анализ конъюнктуры рынка и возможностей компании представлен в таблице:

Цена, руб./ед.Объем производства, тыс.шт.Спрос, тыс.шт.Излишек / дефицит
130300750-450
140430660-230
150450600-150
1805005000
20052047050
250570400170
500707250457

Если устанавливать минимальную цену, предприятие готово выпускать не более 300 тысяч шапок. При этом спрос будет значительно выше, так как конкуренция в этом ценовом диапазоне низкая. В итоге будет сформирован дефицит. По мере роста цены компания готова наращивать объемы производства. Одновременно с этим будет ужесточаться конкурентная среда, а потребительский спрос пойдет на спад. В итоге при ценах выше 500 рублей за единицу на рынке появятся признаки затоваривания (в случае с сезонными товарами можно не успеть исправить ошибки в ценообразовании, понесенные издержки не окупятся).

Цена 520 рублей может считаться приемлемой, но надо быть готовым к тому, что в среднесрочной перспективе объемы продаж будут постоянно сокращаться. В каждом сезоне у предприятия будут оставаться нереализованными 50 тысяч шапок. В следующем периоде могут измениться тенденции моды или предпочтения потребителей, что значительно сократит возможности продажи прошлогодних остатков. В этой ситуации придется либо существенно снижать цены (иногда требуется понижать цены до уровня себестоимости или работать в убыток), либо создавать на их основе новые модели. Идеальным сочетанием спроса и производства будет характеризоваться цена в 500 рублей. Именно это значение и будет равновесной стоимостью.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *