Что понимается под содержанием образования понимается

Дидактика: Конспект лекций для студентов педагогических вузов.

1. Понятие содержания образования.

Прежде чем начать разговор о содержании образования, дадим определение этому понятию. Итак, содержанием образования принято называть систему научных знаний, навыков и умений. Их приобретение дает возможность личности разносторонне развиваться и обеспечивает подготовку человека к труду и общественной жизни.

Содержание образования является одним из самых важных критериев развития личности. То, каким оно будет, напрямую зависит от поставленных целей. Его корректировка происходит с помощью учебных планов и программ, а также посредством учебников.

Основным элементом содержания образования являются знания. Знаниями называют результаты познания явлений и предметов окружающей действительности, а также законов развития как общества, так и природы. Знания выражают накопленный опыт народа. Они находятся в постоянном изменении и совершенствовании.

Еще одним элементом содержания образования являются умения, представляющие собой некий комплекс действий, которые осуществляются школьниками на базе полученных знаний. Как же определить, что человек обладает определенными умениями? Самым главным отличительным признаком является то, что определенные действия он может выполнить и при изменении первоначальных условий. Так, например, человек на основе приобретенных знаний (выученных правил и теорем) может решать задачи, составить план прочитанного текста и т. п.

Навыки наряду со знаниями и умениями также являются элементами содержания образования. Человек приобретает навыки посредством постоянного повторения изученного материала на практике.

Такие элементы, как навыки и умения, тесно связаны друг с другом. Иногда умения становятся следствием приобретенных ранее навыков. А случается и наоборот, когда путем многократного повторения умения превращаются в навыки.

Главной целью содержания образования является то, что оно отражает, наряду с текущими перспективные потребности как всего общества, так и отдельных людей. В зависимости от того, каковы эти потребности, существует тот или иной процесс отбора содержания образования. Этот процесс в свою очередь включается в программы различных учебных заведений.

Обязательными условиями, характеризующими содержание образования с той или иной точки зрения, являются, во–первых, соответствие утвержденной концепции образования, а во–вторых, наличие принципа научности. Содержание образования призвано быть своеобразным зеркалом культуры, созданной человеком.

С одной стороны, содержание образования способствует не только передаче и освоению молодежью социального опыта старших, но и развитию полученного опыта в дальнейшем, а с другой стороны, оно дает возможность личности самореализоваться. Что же включает в себя понятие «социальный опыт»?

Во–первых, это знания об обществе, мышлении, природе, технике, а также способах человеческой деятельности. Получение и усвоение этих знаний происходит с помощью фактов, событий, понятий, терминов из явлений повседневной окружающей действительности. Знания человек приобретает, опираясь на важнейшие законы наук, основные научные теории. Большое значение для усвоения знаний имеют сведения о методах научного познания, а также о законах существования человеческого общества.

Во–вторых, неотъемлемой частью социального опыта является опыт практический. Основные его проявления – знания, умения и навыки человека, получившего этот опыт. Например, для учащихся эти умения и навыки бывают как общими, или интеллектуальными, так и общеучебными.

В–третьих, в социальный опыт включается опыт поисковой деятельности, направленный на решение новых проблем, появляющихся в обществе. Если этот опыт не будет усвоен, то человек окажется не в состоянии решать новые проблемы, стоящие перед ним, более того, он не сможет преобразовать окружающую действительность.

Приобретая этот опыт, человек сможет:

– перенести полученные знания и умения в новую ситуацию;

– сформировать те или иные способы деятельности, полученные на основе уже известных методов и необходимые для применения в новых ситуациях;

– скомбинировать уже существующие способы деятельности с новыми, еще не до конца известными;

– увидеть те или иные способы решения возникающих проблем.

В–четвертых, составляющей социального опыта является опыт системы ценностей. Именно его следует назвать основой не только складывающегося мировоззрения и духовной сферы, но и системы ценностей, убеждений и идеалов.

Содержание школьного образования в России формируется в соответствии с государственными документами на основе:

– направленности на всестороннее развитие личности;

– научной и практической значимости содержания образования;

– соответствия сложности содержания образования возрастным возможностям учащихся;

– применения современных информационных технологий.

Непросто выяснить, какие науки сейчас пользуются спросом, что в первую очередь необходимо изучать. Ведь от того, какие науки человек изучает, зависит тип формируемого интеллекта. Та или иная наука обязательно проходит несколько ступеней развития.

1. Феноменологическую. На этой ступени наука находится на описательной стадии. При этом для описания основных положений она применяет естественный язык и житейские понятия. Обычно на начальном этапе обучения достаточно лишь этой ступени.

2. Аналитикосинтетическую. На этом этапе формируется язык науки с присущими ей основными понятиями, символами и обозначениями. При этом наукой описываются качественные объекты, явления и научные факты. Делаются также попытки предсказать направление развития и исхода наблюдаемых явлений. Язык на этой ступени уже не естественный, как на первой, а специфический.

3. Прогностическую. Здесь наука уже полностью сформирована, она включает количественную теорию, имеет свой развитый язык.

4. Аксиоматическую. Являясь высшей ступенью развития науки, она имеет развитый язык, являющийся уже междисциплинарным. В этом случае можно говорить, например, о языке кибернетики, информатики, а сейчас уже и педагогики. На этой стадии наука может дать точные прогнозы и описания явлений, проанализировать различные объекты, сформулировать общие законы.

Источник

Что понимается под содержанием образования понимается

Содержание образования (обучения, учебного процесса) — конкретный ответ на вопрос чему учить подрастающие поколения. Под содержанием понимается четкая система знаний, умений, навыков, отобранных для изучения в определенном типе учебного заведения. Эта система содержит знания об окружающем мире, современном производстве, культуре и искусстве; обобщенные интеллектуальные и практические умения приобретения знаний и способов их использования; навыки познавательной деятельности, творческого решения теоретических и практических проблем, овладение которыми обеспечивает определенный уровень интеллектуального, социального и духовного развития учащихся. Категория содержания образования отображает социальный опыт, в котором выделяются известные людям знания о природе, человеке, обществе; приобретенные знания о человеческих умениях выполнения известных способов деятельности; опыт решения новых проблем, которые возникают перед обществом; опыт общественных и межличностных отношений; опыт познания мира и человека в нем; оценочные суждения о жизни, природе, окружающем мире и т. д. Иногда социальный опыт человечества называют общечеловеческой культурой.

За многотысячелетнюю историю своего развития человечество накопило огромный объем знаний. Вступающие в жизнь поколения должны овладеть им, в этом залог прогрессивного поступательного развития цивилизации. Но накопленных знаний так много, что нельзя даже и думать об их полном усвоении человеком. Поэтому и появляется проблема выбора и отбора самых важных, базовых знаний и умений.

Исторически сложилось так, что социальный опыт попадает в содержание школьного обучения в «распредмеченном» виде, т. е. разделенным на отдельные части — предметы. Учебный предмет — это часть социального опыта (человеческой культуры), выделенная по определенным признакам, чаще всего принадлежности к определенному классу явлений. Учебные предметы стали сконструированной формой содержания, адаптирующей основы определенной науки к потребностям школьного обучения. Школьными предметами сперва стали такие важные части культуры, как чтение, письмо, пение, математика, ремесла и т. д. С каждым десятилетием количество школьных предметов возрастало и сегодня достигло критического предела.

Источник

Понятие содержания обучения

Для того, чтобы передать знания и навыки воспитуемым, педагогу нужно адаптировать информацию таким образом, чтобы ребенок мог ее усвоить. Это обязательное условие эффективности процесса обучения.

Понятие содержания обучения

Содержание образования – это система адаптированной под цели педагогов информации, которая позволяет передать учащимся знания, умения, необходимые навыки, помочь им получить опыт творческой деятельности, эмоционального восприятия мира, направить их развитие в конструктивное русло.

Содержание образования не является статичным набором знаний. Оно может произвольно меняться в зависимости от:

Содержание образования будет различным для младших школьников и старшеклассников, для тех, кто получает базовое и высшее/среднеспециальное образование. Как видите, содержание образования определяет содержание обучения.

Функции содержания образования для учащегося и педагога различны. Для ученика оно выполняет в первую очередь информационно-коммуникативную функцию, позволяет получить основные знания об окружающем мире, принципах и законах науки. Процесс освоения содержания образования учеником предполагает:

Если говорить о педагоге, то тут главенствующее положение имеет предметно-инструментальная функция, так как содержание – это средство воздействия на учащихся, которое позволяет:

Фактически, содержание становится инструментом, который позволяет соединить воедино знания и опыт, уже имеющиеся у детей, и новую информацию, получаемую учащимися в процессе обучения.

Теории содержания обучения

На базовом уровне можно сказать, что содержание обучения в педагогике – это то, чему учат в школе и других учебных заведениях. Если копнуть глубже, то содержание обучения определяет, какие знания необходимы учащимся, по каким учебникам стоит работать педагогу, по каким критериям отбирать значимый материал.

В зависимости от подходов к решению всех этих вопросов можно выделить два основных подхода:

Среди сторонников формального образования можно отметить таких выдающихся ученых как Джон Локк, Иммануил Кант, И.Г Песталоцци. Последователи этого подхода уверены, что самое главное в образовании – это развитие у детей их познавательных способностей, умения находить нужный материал, анализировать полученные сведения, находить решение поставленных задач.

Материальное образование предполагает, что дети будут получать только тому, что имеет практическое приложение. Это определяет выбор учебных предметов и направленность обучения.

Каждый из подходов имеет свои плюсы, но по отдельности они достаточно ограничены. В связи с эти американский философ и педагог Д. Дьюи предложил третий, так называемый прагматический подход. В основе прагматической педагогики лежит идея развития получения учащимися практического опыта на основе полученных ими полезных познаний.

Советские педагоги в определении содержания образования долгое время исходили из задач развития коммунистического общества и основывали все свои решения на учении Маркса и Ленина. Широкое распространение в то время получила классификация наук Энгельса, которая разделяла все направления научных знаний на 4 группы:

Принято было подчеркивать, что советская система образования значительно превосходит по качеству буржуазную.

Все это дало толчок к активному развитию образования, что проявлялось:

Ведущие педагоги того времени исходили из того, что основная функция образования – это передача накопленного предыдущими поколениями опыта. Опыт в свою очередь они рассматривали как деятельность, воплощенную в знаниях, навыках, творчестве.

По мнению Лернера и Брабантского содержание образования – это часть общечеловеческой культуры, которую учащийся получает в отобрано и структурированном виде. Отбор и структурирование проводятся таким образом, чтобы усвоение знаний направляло развитие личности в соответствии с целями воспитания.

Если рассматривать отдельные элементы культуры с точки зрения педагогики, то получится, что культура – это совокупность процессов деятельности человека в материальной и духовной сферах, которая может быть передана человеку в процессе воспитания с тем, чтобы гармонизировать его развитие.

По мнению Лернера содержание образования должно включать:

В работах педагога Леднева можно найти классификацию видов деятельности, которая создана на основе философских идей Кагана М.С.

Виды деятельности по Ледневу включают:

Виды деятельности пересекаются с опытом личности, который включает все перечисленные выше компоненты. В соответствии с этими компонентами определяется содержание образования.

Источники содержания образования

Источников содержания образовании несколько. Согласно Лернеру и Скаткину это:

Наука является одним из основных источников образования. Однако представить все области знаний не могут быть представлены в содержании среднего или высшего образования в полном объеме, так как на изучение всего у человека может попросту не хватить жизни. В связи с этим проводится отбор содержания в соответствии с целым рядом факторов:

Источник

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Что понимается под содержанием образования понимается. Смотреть фото Что понимается под содержанием образования понимается. Смотреть картинку Что понимается под содержанием образования понимается. Картинка про Что понимается под содержанием образования понимается. Фото Что понимается под содержанием образования понимается Что понимается под содержанием образования понимается. Смотреть фото Что понимается под содержанием образования понимается. Смотреть картинку Что понимается под содержанием образования понимается. Картинка про Что понимается под содержанием образования понимается. Фото Что понимается под содержанием образования понимается Что понимается под содержанием образования понимается. Смотреть фото Что понимается под содержанием образования понимается. Смотреть картинку Что понимается под содержанием образования понимается. Картинка про Что понимается под содержанием образования понимается. Фото Что понимается под содержанием образования понимается Что понимается под содержанием образования понимается. Смотреть фото Что понимается под содержанием образования понимается. Смотреть картинку Что понимается под содержанием образования понимается. Картинка про Что понимается под содержанием образования понимается. Фото Что понимается под содержанием образования понимается

Что понимается под содержанием образования понимается. Смотреть фото Что понимается под содержанием образования понимается. Смотреть картинку Что понимается под содержанием образования понимается. Картинка про Что понимается под содержанием образования понимается. Фото Что понимается под содержанием образования понимается

Что понимается под содержанием образования понимается. Смотреть фото Что понимается под содержанием образования понимается. Смотреть картинку Что понимается под содержанием образования понимается. Картинка про Что понимается под содержанием образования понимается. Фото Что понимается под содержанием образования понимается

Не менее существенным понятием является и понятие «система образования». В законе она рассматривается как совокупность образовательных программ, сети образовательных учреждений и соответствующих органов управления ими. В дидактическом плане система образования может рассматриваться, как определенная совокупность важнейших видов образования.

На различных этапах эволюции общества возникали и соответствующие виды образования, соотношение и совокупность которых определяли содержание и систему образования на каждом этапе общественного развития. Так, на самых первых этапах становления человеческого общества процесс образования носил в основном как бы характер подражательной деятельности. Опыт воспринимался подрастающими поколениями в процессе непосредственной практической деятельности, где прежде всего у них формировались практические умения и навыки выполнения важнейших для определенного уровня развития общества видов деятельности: добывание пищи, добывание огня, защита тела от колебаний температуры, использование простейших средств труда и пр. Знания об окружающей природе человечеством длительный период накапливались довольно медленно. Люди наблюдали определенные повторяющиеся явления, происходящие в окружающей действительности, подмечали их закономерности, но не всегда могли понять причины происхождения этих явлений. На первых этапах становления общества процесс образования носил как бы элементарный прообраз допрофессиональной подготовки подрастающих поколений по выработке наиболее важных практических умений и навыков, обеспечивающих жизнедеятельность человека.

Неслучайно и современный процесс образования, как таковой, начинается не столько с формирования знаний, сколько с развития прежде всего естественных органов трудовой деятельности человека (мозга, рук, ног ребенка) и с формирования умений и навыков обращения с простейшими средствами труда (умений пользоваться карандашом, ручкой, ножом, иголкой, шилом, ножницами и т. п.), а также умений читать, считать, писать. Уже в дошкольном возрасте у детей формируются и другие умения, они знакомятся с важнейшими видами практической деятельности человека: играют в больницу, в магазин, в школу и пр. Такой характер образования можно рассматривать как первый этап элементарного допрофессионального образования. Это своеобразный вид образования и его нельзя свести только к технологической подготовке, особенность которой состоит в том, что она реализуется в школе в своей допрофессиональной (общетрудовой) части, как отмечается в базисном плане.

Что понимается под содержанием образования понимается. Смотреть фото Что понимается под содержанием образования понимается. Смотреть картинку Что понимается под содержанием образования понимается. Картинка про Что понимается под содержанием образования понимается. Фото Что понимается под содержанием образования понимается

У школьников формируются умения и навыки обращения с наиболее распространенными измерительными инструментами, простейшими инструментами по обработке тканей, древесины и металла, умения и навыки обращения с компьютером и т. п. На каком-то этапе в рамках профильного обучения или в условиях сельской школы, формируются более специфические умения и навыки для осуществления каких-то более сложных и конкретных видов трудовой деятельности (вождение автомобиля, трактора).

С развитием познания, с накоплением человечеством знаний о природе, обществе и человеке, с постепенным повышением роли знаний в осуществлении наиболее общих видов трудовой деятельности, наряду с таким специфическим видом образования, которое впоследствии стало именоваться как профессиональное, возникло общее образование. В процессе количественного накопления человечеством знаний о естественной природе общее образование все в большей степени становилось ведущим видом образования, поэтому неслучайно этот традиционный вид образования (общее) в базисном учебном плане рассматривается как «фундаментальное (общенаучное и общекультурное) образование».

Традиционно наша отечественная педагогика в понимании сущности и роли политехнического образования опиралась на марксистско-ленинское учение. Так как в последние годы это учение подвергается резкой критике, то многие представители педагогической науки стали придавать забвению политехническое образование, считая его лишь плодим марксистко-ленинской теории. Но политехническая школа существовала (например, в Англии) еще задолго до рождения Маркса, когда бурно начала развиваться машинная техника и механическая технология. И именно тогда политехническое образование стало рассматриваться как один из важнейших компонентов образования.

Образование в конечном итоге способствует не столько формированию и развитию умственных способностей, мыслительной деятельности человека, сколько развитию его сознания в целом, характер и уровень которого определяют эффективность как познавательной, так и трудовой деятельности.

Итак, соотношение между основными видами образования, компонентами сознания человека и важнейшими производительными органами его трудовой деятельности можно свести к следующей таблице:

Виды образованияКомпоненты сознанияОрганы деятельности
Профессиональное Общее ПолитехническоеСамосознание Целеполагание Знание ОтношениеЕстественные Искусственные Знания Отношения

Сформулируем теперь дидактическую сущность трех видов образования.

Политехническое образование— это изучение законов, происходящих во «второй природе» (природе, созданной человеком), и формирование на основе приобретенных знаний взаимоотношений с окружающей средой, обусловленных особенностями общественного производства. Традиционно понятие политехнического образования как бы отождествляется с изучением технико-технологических основ общественного производства. Однако особенности этих основ определяют как уровень экономического развития общества, так и характер его отношения к естественной природе. Поэтому экономическое и экологическое образование не должны рассматриваться как самостоятельные его виды, они являются составными частями именно политехнического образования.

Отобранное содержание учебного материала формируется в определенный учебный предмет. Отобранный материал изучается в соответствии с определенной логикой, которая различна для разных предметов.

Содержание учебного материала находит свое отражение в программах и школьных учебниках, которые строятся в полном соответствии с логикой изучаемого предмета и методикой его преподавания.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Раскройте сущность понятия образование.

2. Что понимается под системой образования?

3. Обоснуйте эволюционное возникновение важнейших видов образования. Дайте их определение.

4. Каковы основные перспективы совершенствования содержания образования.

Источник

Понятие и сущность содержания образования

В Законе Российской Федерации об образовании образование определяется как «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства». В самом общем определении образование – это целенаправленный процесс и результат усвоения человеком систематизированных знаний, навыков и умений, развитие ума и чувства, формирование мировоззрения и познавательных процессов.

Как отмечал Н.Г. Чернышевский, три качества – обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств необходимы для того, чтобы человек был образованным.

Категория содержания образования отвечает на вопрос – чему учить? Существуют разные трактовки понятия содержания образования.

В традиционной педагогике, под содержанием образования понимается педагогически адаптированная система научных знаний и связанных с ними практических умений и навыков, которыми необходимо овладеть обучающимся. Это так называемый знаниево-ориентированный подход в определении сущности содержания образования,

В последнее время в свете гуманизации образования все более утверждается личностно-ориентированный подход к определению сущности содержания образования, нашедший отражение в работах И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина, B.C. Леднева, В.В. Краевского и др. Содержание образования представляется этими авторами как педагогически адаптированный социальный опыт, состоящий из четырех структурных элементов:

познавательной деятельности, фиксированной в форме ее результатов – знаний(о природе, обществе, технике, мышлении и способах деятельности) – когнитивный опыт личности;

практической деятельности – в форме умений действовать по образцу (интеллектуальные и практические умения и навыки) – опыт практической деятельности;

творческой деятельности – в форме умений принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях (усвоение методики эксперимента, участие в художественном, техническом и социальном творчестве) – опыт творческой деятельности;

– осуществления эмоционально-ценностных отношений – в форме личностных ориентаций (отношение к окружающему миру, людям, самому себе, нормам морали, мировоззренческим идеям и т.д. – опыт эмоционально-ценностных отношений личности.

Усвоение этих элементов социального опыта позволяет человеку быть не только хорошим исполнителем, но и действовать самостоятельно, творчески, вносить собственный вклад в существующую систему отношений.

Все перечисленные элементы содержания образования взаимосвязаны и взаимообусловлены. Умения без знаний невозможны. Творческая деятельность осуществляется на определенном содержательном материале знаний и умений. Воспитанность предполагает знание о той деятельности, к которой устанавливается то или иное отношение, предусматривает овладение поведенческими навыками и умениями.

Основные теории формирования содержанияобразования сложились в конце XVIII – начале XIX вв. В истории педагогики они известны как теории материального и формального образования.

Материальная теория формирования содержания образования, известная в истории педагогики еще и как теория дидактического материализма (по названию книги гербартиста Ф.В. Дерпфельда), обосновывает необходимость передачи учащимся как можно большего объема знаний из различных областей науки. Сторонники этой теории (их называют еще энциклопедистами), в частности английский поэт и историк Дж. Мильтон, немецкий педагог Н.Б. Беседов, видят основную цель школы в передаче обучающимся знаний. Исходя из этого они стремились включить в программу изучения предмета как можно больше материала, не всегда воспринимая аналогичную позицию представителей других наук. Такой подход к формированию содержания школьного образования оказывается малоэффективным, так как на головы учащихся обрушивается лавина информации, которая может быть усвоена фрагментарно и поверхностно, прежде всего за счет памяти.

Начало же становления материальной теории формирования содержания образования были заложены еще в позиции Я.А. Коменского, стремившегося разместить в своем учебнике все знания, необходимые для учащихся («обучение всех всему»).

Теория дидактического формализма (название возникло в конце XVIII в. в книгах «Эмпирическая психология» Э. Шмидта и «Принципы воспитания и обучения» А.А. Немейера), окончательно оформившаяся как формальная теория формирования содержания образования, исходила из постулата «многознание уму не учит», высказанного еще в древности Гераклитом и Цицероном. В дальнейшем эту позицию развивали И. Кант и И.Г. Пенталоцци. Последний считал, что главной целью обучения должно быть развитие способностей учащихся, их познавательных интересов, психических процессов (памяти, представлений, мышления и др.).

Обе теории содержания образования отличаются односторонностью и были подвергнуты резкой критике К.Д. Ушинским, писавшим, что «рассудок развивается только в действительных реальных знаниях» (Ушинский К.Ф. Собр. соч. в 11 т. Т. 8, М., 1951. С. 661). Его афористическое высказывание о том, что «пустая голова не мыслит», предполагает единство материального и формального подходов к формированию содержания школьного образования.

В современной отечественной педагогической науке, о чем подробно говорится в работах В.В. Краевского, существуют разные концепции содержания образования, корни которых уходят в прошлое – и в теорию формального и теорию материального образования.

В содержание общего образованиявходят три основных циклаучебных предметов: естественнонаучный, гуманитарный, трудовой и физической подготовки.

Предметы естественно-научного цикла (биология, физика, химия, математика и др.) дают знание основных закономерностей развития природы, способов и средств их использования на благо человека. Математика, кроме того, вооружает формализованным языком выражения зависимостей в виде формул, чертежей, графиков. Это является действенным средством развития логического мышления учащихся.

Гуманитарные предметы (история, литература, обществоведение, география, родной и иностранный языки и др.) помогают постичь законы общественного развития, социальную природу самого человека. Важная роль в гуманитарном образовании принадлежит художественным дисциплинам: изобразительному искусству, музыке и пению, ритмике. Они формируют эстетические и нравственные чувства, приобщают к миру прекрасного, к творчеству по законам и нормам красоты.

Трудовое обучение, физкультура и основы безопасности жизнедеятельности укрепляют здоровье, формируют умения и навыки, необходимые будущему труженику и защитнику.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *