Что понимается под социальной работой как профессиональной деятельностью

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Социальная работа представляет особый вид деятельности, цель которой – удовлетворение социально гарантированных интересов и потребностей отдельных личностей, а также различных групп населения.

Социальная работа – особый вид деятельности. Почему? Потому что социальной работой называется деятельность, направленная на оказание помощи людям, нуждающимся в ней, не способным без посторонней помощи решать свои жизненные проблемы.

Социальная работа может быть профессиональной и непрофессиональной. Профессиональная социальная деятельность включает: содержание, характер труда, профессионализацию, специализацию. Признаками профессиональной деятельности является совокупность знаний, навыков, умений, приобретенных в период обучения в вузе.

Социальная работа включает и компоненты непрофессиональной деятельности, например заботу, благотворительность, милосердие.

Следовательно, социальная работа может быть профессиональной и непрофессиональной. Началом профессиональной социальной работы в России признан 1990 г. Однако непрофессиональная социальная работа складывается много раньше, прошла три этапа.

Социальные работники — это главный субъект социальной работы, поскольку они должны обладать определенными профессиональными и духовно-нравственными качествами.

Структура социальной работы — это се компоненты, содержание которых определяется необходимостью удовлетворения наиболее насущных интересов и потребностей объектов социальной работы.

Выделяют следующие аспекты социальной работы.

✓ решение повседневных и неотложных проблем, связанных с социальной защитой населения;

✓ предвидение и предотвращение острых социальных проблем в глобальном масштабе (безработица, нищета, различные социальные заболевания, наиболее острые формы девиантного поведения и т. д.)

путем обобщения практики работы, выявления основных тенденций, подачи предложений в органы государственной власти и местного самоуправления.

Основные направления (виды) социальной работы.

✓ социальный диагноз; ✓ социальная терапия;

✓ попечительство и др.

ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ.

Социальную работу характеризуют главным образом объектно-субъектные отношения.

Под объектом социальной работы понимаются.

✓ в широкой трактовке — все люди;

✓ узкой — группы, слои населения, их отдельные представители, индивиды, находящиеся в сложной жизненной ситуации.

Субъект носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид, социальная группа), источник активности, направленный на объект. Классификация субъектов социальной работы:

✓ организации, учреждения, социальные институты общества:

• государство со своими структурами в виде законодательной, исполнительной и судебной властей разного уровня;

• различные государственные социальные службы (территориальные центры социальной помощи семье и детям);

• администрации государственных предприятий, организаций, учреждений, вузов и их подразделений и др;

✓ общественные, благотворительные и другие негосударственные организации и учреждения:

• отделения Детского фонда:

• общества Красного Креста:

• частные социальные службы, организации и т. д.;

✓ люди, занимающиеся практической социальной работой профессионально или на общественных началах:

• организаторы-управленцы и исполнители;

• практические социальные работники, оказывающие непосредственную помощь, поддержку, обеспечивающие социальную защиту клиентов.

ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ.

Принципы социальной работы являются важнейшими структурными элементами логических форм научной теории и основополагающими правилами эмпирической (практической) деятельности. Именно через применение принципов осуществляется непосредственное соотнесение теоретических положений, воплощенных в категориях и закономерностях, с практикой социальной работы. Выделяются следующие группы принципов теории социальной работы.

Общефилософские принципы, лежащие в основе всех наук об обществе, человеке и механизмах их взаимодействия. К ним относятся: принцип детерминизма, принцип отражения, принцип развития, принцип единства сознания и деятельности, принцип историзма, принцип неразрывной взаимосвязи индивида и его социальной среды.

Социально-политические принципы выражают требования, обусловленные зависимостью содержания и направленности социальной работы от социальной политики государства. Эта зависимость определяет концептуальные подходы к выбору приоритетов в социальной защите населения, к сочетанию индивидуальных и общественных интересов в социальной работе. К основным принципам этой группы можно отнести: единство государственного подхода в сочетании с региональными особенностями социальной работы, демократизм ее содержания и методов, учет конкретных условий жизнедеятельности личности или социальной группы при выборе содержания, форм и методов социальной работы с ними, законность и справедливость деятельности социального работника.

Среди организационных принципов следует особо выделить такие, как социально-технологическая компетентность кадров, принцип контроля и проверки исполнения, принцип функциональной определенности, принцип единства прав и обязанностей, полномочий и ответственности.

Специфические принципы социальной работы определяют основные правила деятельности в сфере оказания социальных услуг населению.

Принцип охраны социальных прав гласит, что оказание помощи клиенту не может быть обусловлено требованием к нему отказаться от своих социальных прав или изменить их.

Принцип социального реагирования подразумевает осознание необходимости принимать меры по выявленным социальным проблемам, действовать в соответствии с конкретными обстоятельствами социальной ситуации индивидуального клиента, а не ограничиваться только стандартным набором мероприятий, ориентированных на «среднего» потребителя социальных услуг.

Принцип профилактической направленности предполагает предпринимать усилия по превенции возникновения социальных проблем и жизненных затруднений клиентов или по предупреждению отягощения уже возникших проблем. Практика показывает, что предупредить социальное бедствие всегда легче, чем впоследствии прилагать усилия для ликвидации его многообразных последствий

Принцип максимизации социальных ресурсов исходит из того, что каждая социальная система с неизбежностью выделяет минимум средств на оказание социальной помощи своему населению.

Принцип конфиденциальности связан с тем, что в процессе деятельности социальному работнику становится доступной информация о клиенте, которая, будучи разглашена, может принести вред ему или его близким, дискредитировать и опорочить их.

Принцип толерантности обусловлен тем, что социальная работа ведется с самыми различными категориями клиентов, в том числе с личностями, которые могут не внушать симпатии специалисту. Политические, религиозные и национальные особенности индивидов, нуждающихся в помощи, их поведенческие стереотипы и сама их внешность может оказаться непривычной для лиц, занимающихся социальной работой.

Знание об окружающей нас социальной действительности — это важнейшее орудие практического воздействия на нее. Существенными компонентами системы элементов научной теории являются вытекающие из закономерностей и принципов следствия, запечатленные в методах, технологических алгоритмах и приемах. Они дают ключ к решению проблемных ситуаций и практических задач. Система категорий, закономерностей и принципов социальной работы сочетает в себе логическую непротиворечивость, системность методов работы и практическую направленность.

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

Социальная работа как учебная дисциплина в Российской Федерации, находясь на стыке многих наук, включает в себя теорию, технологию, историю социальной работы (в том числе зарубежный опыт), а также основы философии, психологии, социологии, педагогики и других общегуманитарных и специальных общественных дисциплин в преломлении к специфике оказания конкретной помощи человеку, попавшему в трудную жизненную ситуацию в конкретном социуме. Как учебная дисциплина она помогает овладеть научно-теоретическими знаниями анализа социально-политической обстановки, дать возможность вычленить из нее группу или отдельную личность, оказавшуюся за пределами адекватного общественного состояния или поведения.

Система образования по социальной работе должна представлять собой сочетания теоретических и практических составляющих. Одним из важных элементом в подготовке специалистов социальной работе должно быть освоение основ медицины, психологии, психотерапии, медицинской психологии, права и др. Обязательным в системе подготовки специальных мер, обеспечивающих личностную психопрофилактику будущих специалистов и активный характер обучения (личностно- и профессионально-ориентированный тренинг). Учебный процесс должен строиться таким образом, чтобы стимулировать развитие самостоятельной активности обучающихся.

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Социальная работа представляет особый вид деятельности, цель которой – удовлетворение социально гарантированных интересов и потребностей отдельных личностей, а также различных групп населения.

Социальная работа – особый вид деятельности. Почему? Потому что социальной работой называется деятельность, направленная на оказание помощи людям, нуждающимся в ней, не способным без посторонней помощи решать свои жизненные проблемы.

Социальная работа может быть профессиональной и непрофессиональной. Профессиональная социальная деятельность включает: содержание, характер труда, профессионализацию, специализацию. Признаками профессиональной деятельности является совокупность знаний, навыков, умений, приобретенных в период обучения в вузе.

Социальная работа включает и компоненты непрофессиональной деятельности, например заботу, благотворительность, милосердие.

Следовательно, социальная работа может быть профессиональной и непрофессиональной. Началом профессиональной социальной работы в России признан 1990 г. Однако непрофессиональная социальная работа складывается много раньше, прошла три этапа.

Социальные работники — это главный субъект социальной работы, поскольку они должны обладать определенными профессиональными и духовно-нравственными качествами.

Структура социальной работы — это се компоненты, содержание которых определяется необходимостью удовлетворения наиболее насущных интересов и потребностей объектов социальной работы.

Выделяют следующие аспекты социальной работы.

✓ решение повседневных и неотложных проблем, связанных с социальной защитой населения;

✓ предвидение и предотвращение острых социальных проблем в глобальном масштабе (безработица, нищета, различные социальные заболевания, наиболее острые формы девиантного поведения и т. д.)

путем обобщения практики работы, выявления основных тенденций, подачи предложений в органы государственной власти и местного самоуправления.

Основные направления (виды) социальной работы.

✓ социальный диагноз; ✓ социальная терапия;

Источник

Социальная работа как профессиональная деятельность

Место социальной работы в системе профессий социальной сферы. Специфические черты социальной работы как профессии. Характеристика профессионального социального работника как субъекта социальной работы. Особенности российской модели социальной работы.

РубрикаСоциология и обществознание
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления08.10.2014
Размер файла25,6 K

Что понимается под социальной работой как профессиональной деятельностью. Смотреть фото Что понимается под социальной работой как профессиональной деятельностью. Смотреть картинку Что понимается под социальной работой как профессиональной деятельностью. Картинка про Что понимается под социальной работой как профессиональной деятельностью. Фото Что понимается под социальной работой как профессиональной деятельностью

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

по дисциплине «Социальная работа»

на тему «Социальная работа как профессиональная деятельность»

1. Место и роль социальной работы в системе профессии социальной сферы

2. Специфические черты социальной работы как профессии

3. Характеристика профессионального социального работника как субъекта социальной работы

Список используемых источников

Социальная работа развилась в основную профессию по оказанию помощи нуждающимся оказавшиеся в затруднительной ситуации. Клиентами социальной работы обычно являются представители слабых, уязвимых, экономически и необеспеченных слоев населения (пожилые и старые люди, дети, подростки и молодёжь, молодые семьи и семьи и т.д.).

Содержание социальной работы непосредственно вытекает из ее функций:

1. Место и роль социальной работы в системе профессии социальной сферы

Социальный работник выполняет функции, которые раньше делили между собой общественные организации и различные государственные структуры (в органах образования, здравоохранения, социального обеспечения и пр.). Он призван осуществлять социальную защиту каждого человека, его прав и интересов, содействовать в решении конкретных проблем, помогать в нужде, горе и одиночестве.

Социальная работа ориентирована на работу с различными социальными, половозрастными, религиозными, этническими группами, а также с отдельными лицами, нуждающимися в социальной помощи и защите. Местом работы социальных работников (социальных педагогов) могут быть:

— социально-педагогические и социально-психологические службы учреждений образования (дошкольных, внешкольных, общеобразовательных учреждений, колледжей, лицеев, школ-интернатов, детских домов, ВУЗов и др.);

— социальные службы специализированных учреждений (домов престарелых, семейных детских домов, центров реабилитации, социальных приютов, спецшкол для детей с отклонениями в умственном и физическом развитии, бирж труда и др.);

— социальные службы предприятий, организаций и учреждений, общежитий, коммерческих структур, творческих и общественных организаций, различных фондов, банков, благотворительных организаций;

— социальные службы муниципальных органов и их учреждений (социально-педагогические, культурно-спортивные комплексы, центры социальной педагогики и социальной работы; отделы по социальной защите населения, отделения социальной защиты на дому и другие органы опеки);

— службы культурного досуга (подростковые клубы, дома культуры, сельские клубы, школы народных ремесел, семейные клубы, парки и др.);

Каковы же особенности российской модели социальной работы на современном этапе?

2. Специфические черты социальной работы как профессии

социальный работы профессия российский

Социальная работа как профессия имеет форму социального проектирования и прогнозирования (структурная социальная работа) и непосредственной работы с клиентом (психосоциальная работа). Цели социальной работы независимо от модели теоретического обоснования и практики связаны с поддержанием личности клиента, а задачи социальной работы меняются в зависимости от сфер социальной практики, характера проблем клиентов, социально-психологических особенностей клиентов, условий конкретного социума. Поэтому в различных странах задачи социальной работы, а также средства ее осуществления различны и определяются социокультурным контекстом и традицией. Развитие современного общества с присущими ему тенденциями к распаду традиционных связей в обществе фрагментаризации и маргинализации порождает все более отчетливую потребность в специализированной деятельности по решению разнообразных «социальных проблем». Социальная работа как особая профессия со своим подходом к решению этих проблем и к подготовке будущих специалистов является своеобразным ответом на подобный запрос. Вместе с тем социальной работе присущи и некоторые особенности, обуславливающие противоречивость ее статуса. Сам характер тех проблем, с которыми она имеет дело, не позволяет предложить однозначных методов их эффективного решения. Любые же просчеты здесь особо заметны. Часто социальных работников превращают в козлов отпущения, на которых удобно сваливать вину семьи, общества и государства. Молодость профессии объясняет сравнительную непрочность ее позиций в академическом и административном мире.

Помимо этого, каждая профессия вырабатывает особую систему этических принципов, задающую некие «правильные» способы взаимоотношений с клиентами, коллегами и внешними инстанциями. Образовательные учреждения и профессиональные ассоциации стоят на страже этих принципов, превращая их в правила поведения. Особенно явственно связь между операциональными и этическими компонентами деятельности выступает в тех профессиях, которые принято называть самыми гуманитарными. Эти профессии, самоопределяясь в духе научной объективности, часто ставят задачи «инженерии» человеческих отношений, но в любом случае всё имеет конечную цель, определяемую интересами клиента.

3. Характеристика профессионального социального работника как субъекта социальной работы

Социальная работа как вид деятельности предполагает наличие субъекта (того, кто ее осуществляет), мотива (почему он это делает), цели (к чему он стремится), способов (при помощи каких принципов и приемов она реализуется) и методов (при помощи каких техник достигается ее цель или результаты), а также объекты (на что направлена данная деятельность). При этом в качестве объектов выступают конкретные индивиды, социальные группы и общество в целом.

Изучение личности социального работника включает исследование специальных способностей, необходимых для эффективного осуществления деятельности по оказанию помощи. Именно их наличие определяет профессиональную пригодность тех или иных претендентов на социальную работу и уже практикующих специалистов. К числу наиболее значимых специальных способностей можно отнести эмпатию (сопереживание человеку, проникновение в его субъективный мир), терпение, настойчивость, высокий уровень интеллекта, хорошую саморегуляцию и самодисциплину, коммуникативность, способность помогать людям в трудных ситуациях и т.д. Конечно, набор специальных способностей «идеального социального работника» априори задается спецификой объектов, характером их проблем, выбором методов и технологий их решения, а также особенностями социально-экономических условий, в которых осуществляет свою деятельность социальный работник. Данные обстоятельства обусловливают тот факт, что до настоящего времени вопрос о модели профессиональной пригодности социального работника до конца не решен. По сути, данная модель должна отвечать на следующие вопросы: какие из социально-психологических способностей необходимы для тех или иных практических достижений; какая из способностей выступает в качестве доминирующей, какой набор способностей является оптимальным и т.д.

К числу обязательных качеств и умений социального работника относятся:

образованность, воспитанность (нравственная, эстетическая, физическая, трудовая, единство слова и дела, постоянное самовоспитание), гуманистическая направленность личности, личная и социальная ответственность, обостренное чувство добра и справедливости, чувство собственного достоинства и уважение достоинства другого человека, терпимость, вежливость, порядочность, готовность понять других и прийти к ним на помощь, деликатность и тактичность, эмоциональная устойчивость, личная адекватность по самооценке, уровню притязаний и социальной адаптированности, высокая духовная культура и нравственность, умение соблюдать конфиденциальность служебной информации и личных тайн клиента, стремление к постоянному повышению профессиональных знаний.[6]

Список используемых источников

1. Использован электронный ресурс дата обращения 22.09.2014г. https://ru.wikipedia.org/wiki/Социальная работа

7. Басов А.В. К вопросу о предмете социальной педагогики // Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт / Под ред. Т.Ф. Яркиной, В.Г. Богаровой, М., Тула. 2003. Т. 1. С. 72 74

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Суть и понятие социальной работы. Организация социальной работы в тюрьмах и ее эффективность. Этапы социальной работы в пенитенциарных учреждениях. Направления социальной работы в пенитенциарном учреждении. Состояние социальной работы в тюрьмах РФ.

реферат [21,3 K], добавлен 04.01.2009

Основные понятия социальной работы, обусловленность взаимодействия ее объекта и субъекта. Понятие социальной нормы и социального контроля как факторов взаимодействия. Объект и предмет социальной работы, процесс ее проведения как целенаправленное действие.

курсовая работа [29,7 K], добавлен 19.12.2012

Социальная работа. Работник социальной службы, формирование и развитие его профессионального мастерства. Подготовка специалистов по социальной работе. Профессиональное мастерство социального работника. Программа повышения профессионального мастерства.

курсовая работа [32,7 K], добавлен 10.03.2009

Социальная работа как область научного познания. Уровень логических построений и абстракций. Сущность теории социальной работы в системе наук. Межпредметные связи. Организационно-распорядительный метод социальной работы. Субъекты социальной работы.

контрольная работа [59,6 K], добавлен 17.01.2009

Теория социальной работы: объект, предмет, закономерности и принципы. Социальная психология как раздел психологии, посвящённый поведению человека в группе. Взаимодействие социальной работы и психологии в практической деятельности социального работника.

реферат [31,7 K], добавлен 30.11.2010

Социальная работа как теоретическая деятельность. Сложность взаимоотношений между клиентом и обществом. Сущность и формирование социальной политики. Основные характеристики социального государства. Взаимосвязь социальной политики и социальной работы.

курсовая работа [51,8 K], добавлен 23.02.2010

Цель социальной работы, средства достижения цели. Характеристика этапов и специфики складывания системы профессиональной социальной работы в России. История формирования социальной работы как профессиональной деятельности, суть применяющихся методов.

реферат [13,1 K], добавлен 12.09.2011

Источник

Социальная работа как профессиональная деятельность. Содержание и структура социальной работы

В настоящее время подготовка специалистов по социальной работе развернута в более чем 93 учебных заведениях. При этом ежегодно возрастает их число. Расширение сети вузовской подготовки сопровождается качественными изменениями их внутренней структуры: оформляются ориентированные на социальную работу учебные, научно-исследовательские, методические подразделения, центры, лаборатории.

При рассмотрении категории «социальная работа» в данном исследовании используются психологические основы этого вида деятельности, раскрытые в исследованиях Боденко Б.Н., Варги А.Я., Масловой Н.Ф., Олиференко Л.Я., Торохтия B.C., Филонова Г.Н., Шапиро Б.Ю., Шевеленковой Т.Д., и др.

В исследовании также используется анализ отечественного и зарубежного опыта социальной работы, освещенный в трудах Андреевой И.Н., Бадя Л.В., Зимней И.А., Лаврененко И.М., Нещеретно- го Н.П., Торохтия B.C., Фирсова М.В., Чорбинского С.И., Шеляг Т.В., Шмелевой Н.Б., Яркиной Т.И. и других.

Глубокие корни милосердного отношения человека к человеку, богатый опыт благотворительности, попечительства, народные, национальные традиции, отличающиеся гуманизмом и самобытностью, накопленные нашими предшественниками, являются одной из существенных предпосылок формирования современной системы социальной работы в России.

Можно сказать, что история социальной работы в России насчитывает более тысячи лет, т.к. началом ее можно считать договор 911г. князя Олега с греками, который содержал в себе моменты, называемые ныне социальной работой (10).

В течение столетий призрение и благотворительность сосредоточивались в церковно-приходских и монастырских приделах.

По мере усложнения социальных проблем в общественном сознании все настойчивей пробивалась идея развертывания государственной системы общественного призрения.

В первые послереволюционные годы деятельность Советского правительства, помимо восстановления хозяйства была направлена также на повышение благосостояния трудящихся.

Адресность социальной помощи, поддержки особо проявилась в военные и послевоенные годы, когда осуществлялось всенародное социальное движение: поступление денежных средств для обороны, восстановления народного хозяйства, забота и лечение раненых, детей-сирот и т.д.

Радикальные экономические и политические реформы, начавшиеся в конце 1980-х годов, породили глубокие кризисные процессы. С конца 80-х годов в России происходят значительные политические, экономические и социальные изменения. Прежние системы социального обеспечения, образования, здравоохранения и культуры пришли в упадок. Происходит трансформация всей прежней формы жизнеустройства. В морально-психологическом плане становится больше нетерпимости, неуважение к закону (44).

Если в России социальная работа официально существует всего восемь лет, то в зарубежных странах этот вид деятельности достаточно распространен и имеет более чем столетнюю историю.

В мире накоплен колоссальный опыт социальной работы, который уже используется в нашей стране. Хотя, говоря о становлении социальной работы в России, нельзя не учитывать тот факт, что на сегодня наше государство является еще государством переходного типа.

Говоря о становлении социальной работы в нашей стране, необходимо помнить, что исторически социальная работа, как профессиональный вид деятельности возникла на рубеже XIX и XX веков во многих Европейских государствах как Великобритания, Германия, Нидерланды, Швеция и Франция, а также США и развивается наряду с благотворительными организациями.

Возникновение социальной работы, как профессиональной деятельности непосредственно связано с воплощением идеи Мэри Ричманд (США) (139). Она предложила индивидуальный метод социальной работы, в основу которого была положена медицинская модель.

Социальные мероприятия М. Ричманд (139) подразделяет на взаимодополняющие категории:

— Косвенный метод лечения (возможность посредством изменения социального окружения влиять на жизненную ситуацию клиента в благоприятном для него направлении);

— Непосредственный метод (воздействие на самого клиента с помощью установленных с ним партнерских отношений и фасилитации).

В это же время и другое движение получило развитие в США. Это организация приютов для беженцев, иммигрантов, людей, работающих по контракту. В содержании деятельности ставился акцент на самопомощь и взаимную помощь. Джейн Адамс, одна из наиболее известных лидеров этого движения, основала сеттльмент в Чикаго (139). Работа, связанная с организацией приютов, была реакцией на давление индустриальной революции, приведшей в американские города многих эмигрантов.

Различные по своей философии, подходам и методам, два рассмотренных движения, зародившиеся в США, начали сближаться, а затем и работать вместе ради общей цели (170).

Под индивидуальной социальной работой понимается (78) направление, система ценностей, вид практики, используемые социальным работником для помощи индивидам и семьям в решение психологических, межличностных, социоэкономических проблем путем личного взаимодействия с клиентом.

Групповая социальная работа понимается нами как форма или метод работы, который используется с целью оказания клиенту помощи через передачу группового опыта для развития его физического и духовного потенциала. Формирования социального поведения.

И.М. Лаврененко (82), кроме индивидуальной и групповой социальной работы, выделяет также семейную, общественную работу (с сообществом на макроуровне) и социальное администрирование.

Для большинства исследователей социальной работы характерно понимание ее сущности в определении близкое тому, которое дает Национальная ассоциация социальных работников США.

Как любая деятельность, социальная работа имеет свою структуру, каждый элемент которой необходим, органически связан и взаимодействует с другими, ее можно представить в виде схемы (см. схему 1).Нам хотелось бы охарактеризовать компоненты этой системы.

Объектом социальной работы служат люди, нуждающиеся в социальной помощи (инвалиды, пенсионеры, дети, мигранты и др.).

Содержание социальной работы включает в себя:

Современная трактовка теории социальной работы позволяет выделить следующие ее цели и задачи:

Основной целью социальной работы, на наш взгляд, является увеличение степени самостоятельности клиента, формирование у него навыков и умений самостоятельно строить свою жизнь и решать возникающие проблемы.

Следовательно, в условиях перехода общества к социально ориентированной рыночной экономике перед социальной работой встают следующие задачи:

— осуществление перехода от государства, декларирующего готовность решать все социальные проблемы, к человеку, сделать его положение более самостоятельным и независимым;

— создание условий, в которых клиенты могут в максимальной мере проявлять свои возможности и получать все, что им положено по закону;

— создание условий, при которых человек, несмотря на физические увечья, душевный срыв, или жизненный кризис, может жить, сохранять чувство собственного достоинства и уважения к себе со стороны окружающих;

— достижение такого результата, когда необходимость в помощи социального работника у клиента отпадает.

Содержание социальной работы непосредственно вытекает из ее функций:

Социальная работа немыслима без такого компонента, как управление. Оно включает в себя оценку состояния объекта, планирование, выработку и принятие решений, учет и контроль, координацию, организационное и материально-техническое обеспечение, подбор, подготовку и воспитание кадров социальной работы. «Все эти управленческие действия выполняют абсолютно все социальные работники, независимо от того, относятся они к управленческим или практическим социальным работникам».

Каждый специалист по социальной работе одновременно является социальным менеджером, организуя людей, объединения и учреждения, перестраивая те или иные социальные связи. Масштаб этой деятельности может быть различным: от содействия в трансформации структуры личности клиента до управления цельной социальной сферой. Характер управления в области реализации технологий социальной работы также представляет собой разнообразное поле деятельности, которое осуществляется с несколькими уровнями подсистем. Можно упомянуть самым кратким образом, что это, как минимум подсистема социальной службы (управление и/или взаимодействие с кадрами учреждений социальной сферы) и подсистема клиентского уровня (индивид, групп или община). Причем как сам социальный работник, так и указанные подсистемы имеют активную деятельностную и сознательную природу; их деятельность и поведение многогранны, а причины тех или иных поступков неоднозначны.

В настоящее время существует несколько подходов к деятельности социального работника:

Под фасилитацией в психологии подразумевают «повышение скорости или продуктивности деятельности индивида вследствие актуализации в его сознании образа (восприятия, представления и т.п.) другого человека (или группы людей)»(127, с.425). Следовательно, будучи руководителя группы, социальный работник способствует более эффективной работе ее участников, их раскрытию и коррекции, создает комфортную обстановку участникам тренинга, поэтому мы можем называть его фасилитатором.

К. Роджерс считает, что «при разумной фасилитации группа обретает потенциал и создает новые возможности для своих участников». Он вывел правила поведения фасилитатора:

2. Принятие человека.

3. Эмпатическое понимание.

4 Действование с точки зрения своих чувств.

5. Возможность конфронтации и обратная связь.

6. Выражение собственных проблем.

7. Избегание планирования и «упражнений».

8. Использование терапевтического потенциала группы.

9. Лспользование физических движений и физического

В настоящее время в социальной работе широкое распространение получает такой вид работы, как организация групп самопомощи (15, 83,121). Социальный работник выступает при этом в роли фасилитатора (145, с.,25), т.е. действует как можно менее директивно. Он также берет на себя роль посредника, помогая привлекать имеющийся в социуме материальные и человеческие ресурсы. Кроме того, он часто выполняет функцию защитника интересов клиентов, выступая от имени слабых и обездоленных, вызывая к гуманности и справедливости.

Деятельность социального работника сориентирована на работу со всеми категориями населения. Он призван создать систему социальной помощи развитию и саморазвитию личности, создать условия наибольшего благоприятствования, психологического комфорта. При этом стимулируется и активизируется разносторонняя добровольная деятельность многочисленных помощников, волонтеров, общественности, разных благотворительных организаций, фондов, ассоциаций, добровольных обществ, творческих союзов, церквей, коммерческих структур, предприятий и организаций.

Тем самым обеспечивается консолидация сил и возможностей общества применительно к конкретному клиенту, развитие активности самого клиента, его личности, как субъекта этого процесса.

В.C. Торохтий считает, что деятельность социального работника предстанет богаче и конструктивнее, если рассматривать психологическое обеспечение этого вида деятельности. Под психологическим обеспечением социальной работы автор понимает научно обоснованную многоплановую систему мер по реализации в различных структурах социальной защиты достижений психологической науки в целях поддержания психологического здоровья на уровне, адекватном ее позитивному влиянию на профессиональную деятельность и общение как специалистов, так и клиентов.

В связи с таким целостным подходом зарубежные исследователи (182, 183, 185, 186,187,190,191,192,196) считают, что необходимо интеллектуализировать социальную работу в соответствии с жизненными условиями, подвести под нее прочный научный фундамент. Социальная деятельность должна быть не только искусством, но и конструктивной теорией. Таков общий лейтмотив многих дискуссионных материалов, опубликованных в печати.

На Западе в контексте нового понимания функций социальной работы и ее принципов рассматриваются и проблемы повышения профессиональной подготовки кадров социальных работников. Основной акцент делается на формировании профессиональной компетенции, под которой понимается овладение определенными базовыми квалификациями, необходимыми для ситуативного анализа, нахождение средств для решения сложных проблем индивида и ориентации его поведения в соответствующих условиях.

Таким образом, суммируя все вышесказанное, можно сделать вывод, что для становления социальной работы в России были объективные условия и исторические предпосылки. При этом в институциировании социальной работы в нашей стране большую роль сыграл и зарубежный опыт.

В настоящее время в социальной работе существует несколько подходов: адвакативный, воспитательный и фасилитативный. Нам кажется, что последний в наибольшей степени подходит для описания обозначенного вида деятельности, т.к. специалисты социальной сферы чаще косвенно воздействуют на клиента, стимулируя его стремление к самостоятельному решению проблемы.

Сегодня анализируя деятельность социального работника можно сказать, что специалисты этой категории интегрируют в себе педагогическую, психологическую, экономическую, правовую и медицинскую деятельность, что накладывает отпечаток на личность самого социального работника, как субъекта этой профессиональной деятельности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *