Что понимается под социокультурной деятельностью
Тема 1.1. Понятие и сущность социально-культурной деятельности
Социально-культурная деятельность занимает одно из ведущих мест в практической деятельности учреждений культуры. Понятие «социально-культурная деятельность» складывается из двух понятий: социально-культурная деятельность и культурная деятельность.
Социально-культурная деятельность-это деятельность, направленная на создание условий, которые помогли бы каждому человеку в различные возрастные периоды его жизни успешно проходить процесс социальной адаптации.
Культурно-досуговая деятельность— составная часть социально-культурной деятельности, помогает в решении многих социальных проблем своими своеобразными средствами, формами, методами (искусство, фольклор, праздники и обряды).
Культурная деятельность— это деятельность по выявлению, сохранению, распространению, освоению и созданию условий культурных ценностей.
К культурным ценностям относятся:
-нравственные и эстетические идеалы;
-нормы и образцы поведения;
-языки, диалекты, говоры;
-национальные традиции, обычаи, обряды;
-художественные ремёсла и промыслы;
-произведение искусства, здания, сооружения, предметы, имеющие
Культурные блага – условия и услуги, предоставляемые организациями, другими юридическими и физическими лицами гражданам для удовлетворения их культурных потребностей.
Творческая деятельность – создание культурных ценностей.
Сферы культурной деятельности:
-выявление, изучение, охрана, реставрация и использование памятников истории
-эстетическое воспитание, художественное образование, педагогическая
деятельность в сфере культуры;
-научные исследования в сфере культуры;
-занятия творчеством: музыкой, хореографией, театром, изобразительным
искусством, декоративно-прикладным творчеством.
личности и группы в сфере досуга.
Социально-культурная деятельность отличается добровольностью, активностью и инициативой различных групп и индивидуумов. Социально-культурной деятельности присущ свободный выбор занятий, связанных с рекреацией, саморазвитием, самореализацией, общением, удовольствием, оздоровлением.
В разные исторические периоды Социально-культурная деятельность
-внешкольное образование (до 1920 г.)
-политико-просветительская работа (с 1920 по 1970 г.)
-культурно-просветительская работа (с 1970 по 1990)
-культурно-досуговая работа (до середины 90-х годов)
-социально-культурная деятельность (с середины 90-х годов).
Важность социально-культурной деятельности в том, что это не просто организация досуга, а организация в социально-значимых целях: удовлетворение
и развитие культурных потребностей и интересов, как отдельной личности, так и социума в целом.
Основным государственным документом, на котором базируется вся социально-культурная деятельность, является закон о культуре 1992 года или социально-культурная деятельность и деятельность культурно-досуговых учреждений организуется и регулируется в правовом отношении «Основами законодательства Российской Федерации о культуре» от 1992 года.
В законодательстве чётко определены понятия: «культурная деятельность»,
«культурные ценности», «культурные блага», «творческая деятельность», «культурное достояние», «государственная культурная политика», основные сферы деятельности государства в области культуры и раскрыто содержание основных прав граждан в области культурной деятельности.
Особенности социально-культурной деятельности:
-осуществляется в свободное время;
-отличается свободой выбора, добровольностью, активностью;
-характеризуется многообразием видов социально-культурной деятельности.
СКД признаёт право любого человека на включение в социально-культурную деятельность.
В рамках закона рассматриваются следующие направления:
развитие различных типов учреждений Культуры.
передового опыта, учёт принципов и функций, методики социально-культурной
Отличительные черты социально-культурной деятельности:
различных нужд, использующаяся человеком по собственному усмотрению.
В современном обществе одним из способов проведения свободного времени является самообразование, культурное (духовное) потребление (чтение средств
потребностей личности в сфере досуга.
Эта задача является главенствующей в деятельности различных культурно-досуговых организаций. Социальная деятельность изначально направлена на поддержание человека в обществе. Современные проблемы общества негативно сказываются на обществе в целом и на отдельных его представителях. Разрешение сложных жизненных проблем любой человек может найти в общественной деятельности (творчество, самовоспитание, самосовершенствование).
Главные задачи социальной деятельности:
1. Находить индивидуальный подход к людям, нуждающимся во внимании,
для их жизненного самоутверждения.
2. Оказать посильную посредническую помощь между нуждающимися людьми и учреждениями, которые могут им помочь.
Досуг традиционно является сферой свободного выбора личностью сфер познания, общения, творчества. Досуг в меньшей степени, чем другие виды деятельности, ограничен социальными нормами и установлениями. В то же время досуг традиционно является сферой влияния государственных и общественных институтов, средств массовой информации. Воздействие различных социальных структур на содержание досуга может быть позитивным и негативным, способствовать ограничению сферы самовыражения личности и, наоборот, её расширению. Потенциал досуга имеет широкие просветительские, познавательные, рекреационные, творческие возможности, освоение которых обогащает содержание и структуру свободного времени, развивает общую культуру личности.
В рамках досуга человек занимается самореализацией, самосовершенствованием.
Результатом социально-культурной должно стать формирование всесторонней
гармонически развитой личности.
Характерные черты социально-культурной деятельности:
— свобода выбора, основывающаяся на добровольности и активности;
— многообразие видов социально-культурной деятельности на основе различных
интересов любых социальных групп;
— сущность социально-культурной деятельности определяется репродуктивным
-репродуктивно-творческий элемент социально-культурной деятельности (формы ориентированные на общение людей).
Важнейшей задачей наших дней является работа по социализации личности,
т.е. включение личности в социально-культурный процесс.
Основные виды социально-культурной деятельности:
— Активный и пассивный отдых.
— Отдых, ориентируемый на развлечения, опирается на эмоциональную сферу,
способствует снятию утомления, восстановлению физических сил, на основе эмоционального подключения.
— Просвещение в рамках досуга способствует развитию общей культуры, начиная с периодических изданий, литературы, посещения выставок, зрелищных учреждений, лекций, встречи с интересными людьми.
— Творчество как процесс создания чего-то нового (не возможен без прохождения
Теоретические возможности социально-культурной деятельности позволяют интересно и качественно организовать досуг на любом этапе.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Вопрос № 4.Понятие и основные характеристики СКД
Очная форма обучения ДПБиМ
Установочные лекции
с 26.03.2012 – 28.03.2012
(итоговый государственный междисциплинарный экзамен по специальности)
Консультант | Дисциплина | Дата | Группа | Время | Ауд. |
ФНТО – ЭУ-58064н (государственный экзамен – 29.03.2012) | |||||
Солдатов А.Н. | Менеджмент | 24.03.2012 | ЭУ-58064н | 10.15 | ГУК-110 |
Власова М.Ф. | Финансовый менеджмент | 26.03.2012 | ЭУ-58064н | 12.30 | И-527б |
Топоркова Е.В. | Экономика предприятия | 26.03.2012 | ЭУ-58064н | 12.00 | И-527б |
Караваева Н.М. | Маркетинг | 26.03.2012 | ЭУ-58064н | 13.30 | И-527б |
Дайнеко Л.В. | Экономическая оценка инвестиций | 26.03.2012 | ЭУ-58064н | 13.45 | И-527б |
Дайнеко Л.В. | Анализ ФХД | 26.03.2012 | ЭУ-58064н | 13.45 | И-527б |
Королева М.А. | Ценообразование | 26.03.2012 | ЭУ-58064н | 13.00 | И-527б |
Самарская Н.А. | Планирование | 27.03.2012 | ЭУ-58064н | 12.30 | И-527б |
Дэви Ю.М. | Управление проектами | 27.03.2012 | ЭУ-58064н | 14.00 | И-527б |
Леонова Л.Б. | ОНОТ | 28.03.2012 | ЭУ-58064н | 14.30 | И-527б |
Социально-культурная деятельность (СКД) — культурная деятельность социальных субъектов (профессиональных и непрофессиональных социальных групп, вплоть до общества в целом) по: а) отбору культурных новаций); б) развитию способностей индивидов и обслуживанию их творческой деятельности; в) коммуникации, то есть распространению, сохранению и общественному использованию всех видов культурных ценностей.
Социально-культурная деятельность – неотъемлемый элемент жизни общества; сегодня она оказывает реальное влияние на различные стороны его существования, различные общественные отношения. К наиболее заметным можно отнести следующее
1. Поддержка общественных инициатив. Общественные центры правовой защиты населения, консультационные пункты по социальным вопросам, лаборатории общественного мнения, депутатские комиссии, экологические и историко-культурные движения.
2. Организация социальной работы. Социальная поддержка безработных, инвалидов, одиноких, пожилых людей, многодетных и малообеспеченных семей и др. категорий; профилактика девиантного поведения, работа с группой риска, организация опекунства, усыновления, попечительства.
3. Оказание позитивного влияния на семью. Социально-культурные институты общества клубы, библиотеки, центры социальной защиты, центры социально-духовной реабилитации и др. обладают широкими возможностями для привлечения внимания общества к положению женщины, семьи, детей.
Эта деятельность, направленная на создание условий для наиболее полного развития, самоутверждения и самореализации личности и группы (студии, кружки, любительские объединения) в сфере досуга. Она включает в себя все многообразие проблем по организации свободного времени: общение, производство и усваивание культурных ценностей и т.д.
СКД является составной частью государственной и общественной жизни, ее национально-культурной основой.
Помимо духовной сферы, СКД проявляется во всех ведущих сферах жизнедеятельности государства и общества.
СКД характеризуется массовостью участия, продиктованной тем обстоятельством, что этой деятельностью охвачены все без исключения группы и слои населения.
Главными носителями СКД являются:
— профессиональные работники социальной сферы, в том числе отраслей культуры и туризма.
— часть населения, занимающаяся СКД на самодеятельных началах.
СКД основана на духовных интересах и потребностях человека, носит добровольный, инициативный, самодеятельный характер.СКД осуществляется в рамках свободного времени, главным образом, в той его части, которая определяется как досуг.
Следовательно, социальная природа СКД многогранна, вариативна, интегрирована во все сферы жизнедеятельности государства, общества, социальных страт, личности. В зависимости от ракурса ее анализа, СКД можно определить:
ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ СКД:
а) осуществляется в свободное досуговое время, отличается свободой выбора, добровольностью, инициативностью участников;
б)обусловлена национально-этническими, региональными особенностями и традициями;
в)характеризуется многообразием видов, в основе многообразия интересов художественные, познавательные, политические, социальные, семейные, бытовые, профессиональные и др.
г) реализуется в институциональных и неинституциональных формах;
д)отличается глубокой личностной направленностью, поскольку несет в себе черты индивидуальности, реализуется в ответ на потребности и интересы личности;
е) осуществляется через систему массовых, групповых и индивидуальных форм деятельности;
ж) ей присуща целенаправленность и целесообразность; именно сознательно поставленная цель приводит в движение деятельность: предварительная продуманность действий после ее постановки, анализ ситуации, в которой человеку предстоит действовать, выбор способов и средств достижения цели определяют последовательность действий личности в социально- культурной сфере
з) носит гуманистический, культурологический, развивающий характер, поскольку в основе имеет культурные цели;
и) ориентирована на социальную помощь, социальную защиту и социально-психологическую реабилитацию различных социально-демографических групп культурно-досуговыми средствами.
Характеристики социально-культурной деятельности, которые наиболее полно проявляются через направления ее функционирования:
— создание культурных продуктов как на профессиональной, так и на любительской основе процесс создания ценностей культуры
— включение человека в деятельность по восприятию и освоению ценностей культуры процесс освоения ценностей культуры
— деятельность по сохранению ценностей материальной и духовной культуры процесс сохранения ценностей культуры
— деятельность, направленная на трансляцию культурной информации, создание возможностей для культурного диалога процесс распространения ценностей культуры;
— деятельность, связанная с созданием благоприятной культурной среды, цели которой реализуются через социально-педагогические, организационно-посреднические и административно-управленческие функции процесс формирования культурной среды как необходимого пространства для осущ
Функции и принципы СКД
СКД –это культурная деятельность социальных субъектов (профессиональных и непрофессиональных социальных групп, вплоть до общества в целом) по: а) отбору культурных новаций б) развитию способностей индивидов и обслуживанию их творческой деятельности; в) коммуникации, то есть распространению, сохранению и общественному использованию всех видов культурных ценностей.
Функция СКД(от лат. Внешнее проявление свойств кокого-нибудь обьекта)- это совокупность предназначений и социальных ролей которая способна выполнять социо-культурная деятельность по отношению к человеку и сообществу людей.
Три блока функций СКД:
Все функции взаимосвязаны между собой
Воспроизводство человека как общественного существа происходит в системе социума, используя механизм культуры и механизм развития самого человека.
Производные функции, которые являются выражением общественно ценных свойств конкретно исторического этапа развития общества(развитие кругозора человека и т.д).
Фукционирование СКД подчиняется определенным принципам.
Все принципы СКД можно отнести разделить на 3 группы:
1) Общеидеологические принципы, выражающие общие положения идейно-тематическую направленность СКД. Эта группа принципов связывает СКД с областью идеологической работы, в нее входят следующие принципы:
— принцип связи с жизнью.
2) Общепедагогические принципы, выражающие общую воспитательную направленность СКД и предопределяющие отбор методов и форм воспитательного воздействия:
— принцип дифференцированного подхода
— принцип комплексного подхода
— принцип преемственности и систематичности.
3) Специфические принципы СКД. Эта группа принципов отличает СКД от предприятий и организаций идеологического и воспитательного характера:
— принцип добровольности и общедоступности СКД
Характеристика основных функций социокультурной деятельности
— созданию культурных ценностей (творчеству),
— развитию способностей индивидов и обслуживанию их творческой
деятельности,
— коммуникации, то есть распространению, сохранению и общественному
использованию всех видов культурных ценностей.
Функции соц.- культурной деятельности предполагают максимальное
развитие самостоятельности, инициативы, предприимчивости населения. Не
случайно сегодня многие современные клубы и досуговые объединения
представляют собой самодеятельные, самоуправляющиеся творческие
организации, создаваемые на основе общности интересов.
Классификация функций социокультурной деятельности:
1. Генеральная функция (развивающая). Каждая из последующих функций,
имея свою цель и направленность, так или иначе, связана с развитием личности,
ее социальным самоутверждением.
2. Информационно-просветительная функция. Поскольку процесс
просвещения носит непрерывный характер, каждый человек продолжает
повышать уровень своего образования в течение всей жизни.
3. Культурно-творческая функция. Особую сферу творческой деятельности представляет научное, техническое, прикладное творчество. Прикладным
творчеством являются фольклор, различные виды народных промыслов и
ремесел.
4. Рекреационно — оздоровительная функция является специфической функцией СКД. Она состоит в разработке и осуществлении развлекательных, игровых, оздоровительных и досуговых программ для различных групп населения, причем с целью восстановления сил, затраченных в процессе труда. Рекреационно-оздоровительная функция по содержанию и характеру ориентирована на досуг активный и пассивный, организованный и неорганизованный, коллективный (в том числе семейный) и индивидуальный,
9. Социализирующая функция, т.е. приобщающая человека к нормам, традициям того общества, где он живет.
На практике знание функций социально-культурной деятельности необходимы для того, чтобы совершенствовать, улучшать организацию досуговой сферы, исключить из нее элементы случайности, сократить ненужные затраты времени, рационально использовать кадровые ресурсы. Выполнение этих функций способствует благоприятному сотрудничеству государственных, общественных, частных предпринимательских структур сферы досуга. Только в своем единстве эти функции при их реализации будут способствовать эффективной и общественно- значимой СКД. ( на каждую функцию пример)
Характеристика основных функций социально-культурной деятельности
Исходя из общественной значимости СКД можно утверждать, что к ее социальным функциям относятся ее основные сферы и направления, обусловленные социальным назначением в наши дни.
Функции проходят большой путь во времени — от возникновения и становления до полной зрелости. В зависимости от длительности тех или иных этапов развития социально-культурной деятельности ее; функции подразделяются на постоянные, основные, присущие большинству социально-культурных институтов, и вспомогательные, временные, которые возникают и исчезают на определенных временных отрезках. Мы остановимся на основных, постоянных функциях социально-культурной деятельности. К ним относятся: развивающая, информацией но- просветительная культуротворческая, рекреативно-оздоровительная.
Генеральной функцией справедливо называют развивающую функцию социально-культурной деятельности. Эта функция рассматривается в едином русле с деятельностью других социально-культурных институтов.
Благодаря своей главенствующей роли развивающая функция связывает в единый узел все остальные-функции социально-культурной деятельности. Каждая из этих других функций, имея свою цель и ‘ направленность, так или иначе связана с развитием и саморазвитием личности, ее социальным самоутверждением.
Наиболее полно развивающее начало воплощено в информационно- просветительной функции СКД. Под термином «просвещение» в данном случае подразумевается педагогическая, образовательная и самообразовательная деятельность, направленная на духовное обогащение личности, приобретение определенной системы знаний, получение необходимой информации.
Эта функция отличается постоянством и всеобщностью. Поскольку процесс просвещения носит непрерывный характер, каждый человек продолжает повышать уровень своего образования в течение всей жизни. Отметим характерные особенности этой функции, отличающие социально-культурную, досуговую деятельность от деятельности институтов народного образования (школ, вузов, техникумов): I) информационно-просветительная функция не связана с определенным регламентом, установленным и обязательным в учебных заведениях, а основана на добровольности, инициативе, самостоятельности самих людей; 2) она обеспечивает более полное удовлетворение разнообразных индивидуальных досуговых интересов, запросов и предпочтений людей различных возрастов и профессий; 3) она опирается на более широкий, чем в учебных заведениях, арсенал средств, форм и методов приобретения знаний, навыков, умений; 4) она продолжает, дополняет и углубляет знания и информацию, полученные в учебных заведениях и из других источников.
Самостоятельное художественное творчество характеризуется сегодня сложными но противоречивыми процессами. Следует подчеркнуть, что последние годы отмечены существенными диспропорциями в развитии различных видов и жанров художественной самодеятельности. Кризисные тенденции, проявляющиеся в значительном сокращении числа коллективов и занятых в них участников,
оркестров народных инструментов, духовых оркестров, агидбригад и т.д. В то же время резко возрос престиж целого ряда современных, в первую очередь молодежных течений в сфере музыкального, хореографического, нетрадиционных видов любительского, авторского, прикладного творчества.
Особую сферу творческой деятельности представляет научное, техническое творчество, существует сеть учреждений и организаций, активно стимулирующих развитие научно-технического творчества» школьников, учащихся техникумов и профтехучилищ, студентов, других социальных групп населения, станции юных техников и юных натуралистов, постоянно действующие выставки научно-технического творчества, общества изобретателей и рационализаторов, научно-технические общества, центры культуры и техники, сеть периодических изданий, система конкурсов по профессиям и т.д. Среди конкретных проблем, связанных с дальнейшим развитием научно-технического творчества людей в условиях досуга, следует назвать обеспечение материально-технических условий, подбор руководителей, поиск наиболее оптимальных форм организации занятий.
Прикладным творчеством являются фольклор, различные виды народных промыслов и ремесел. Основной акцент в фольклорно-этнографической деятельности делается на создание и развитие в регионе сети центров и пунктов [мастерских, артелей, кооперативов), работающих на материале местных культурных традиций и ремесел и опирающихся на местные ресурсы и общественную инициативу. Фольклорно-этнографическая деятельность является результатом такой региональной социально-культурной политики, которая вместо демонстрации и трансляции готовых образцов культуры и искусства направлена на активное культуротворчество самого населения. Это культуротворчество характеризуется ростом социально-культурной активности детей, подростков и взрослых, опорой на местные обычаи, традиции, этнические нормы и оценки, укреплением социальных связей и формированием культурного облика, самобытного «культурного лица» своего края, города, селения.
Фольклорное движение, объективно связанное с повышением престижа местных культурных традиций (особенно среди подростков и молодежи), охватывает многочисленные слои населения.
Одним из приоритетных направлений культуротворческой деятельности является и работа по сохранению, поддержанию и развитию художественных и бытовых ремесел. Под художественным ремеслом обычно подразумевают изготовление материальных вещей (предметов), которые обладают особыми, часто неповторимыми эстетическими качествами и содержанием. Наряду с народными обычаями и обрядами, фольклором, традиционными национальными и местными праздниками ремесла относятся к памятникам культуры, представляют собой органичную часть культурного населения.
Специфической функцией социально-культурной деятельности является рекреативно-оздоровительная функция. По существу, она состоит в разработке и осуществлении множества развлекательных, игровых, оздоровительных досуговых программ для различных групп населения, причем с целью восстановления сил, затраченных в процессе труда, устранения производственного напряжения и одновременно развивающего воздействия. Именно поэтому при разработке программ организаторы учитывают и характер труда, его объем и уровень интенсивности, потребности людей в тех или иных видах досуговой деятельности.
Рекреативно-оздоровительная функция по содержанию и характеру ориентирована на досуг активный и пассивный, организованный (запрограммированный) и неорганизованный, коллективный (в том числе семейный) и индивидуальный,, В любом случае организаторы стремятся к созданию рациональных, активных видов рекреации, основанных на добровольном, но управляемом общении. Общим признаком для всех видов рекреации является создание среды для регулярного, неформального общения людей, игровой деятельности, танцев, проведения зрелищных мероприятий, занятий любительских объединений и клубов по интересам, реализации программ выходного дня, включающих в себя экскурсии, соревнования и т.д.
Билет № 13 вопрос № 2
Дата добавления: 2015-04-18 ; просмотров: 166 ; Нарушение авторских прав