Что понимается под техническим барьером метрология
Технические барьеры
Технические барьеры — это требования к стандартам, системам измерения, качеству, технике безопасности, санитарно-ветеринарным нормам, правилам упаковки и маркировки и др., используемые в целях регулирования импорта иностранных товаров.
Защитные, протекционистские функции технических барьеров состоят в увеличении издержек производства и реализации товаров, в возможности прямого запрета на ввоз того или иного товара. Так, существующая в Японии система норм и стандартов на легковые автомашины оказалась почти непреодолимым барьером для автомашин производства ЕС и США.
Объектами применения технических барьеров становятся прежде всего: электроинструменты и электрооборудование, металлообрабатывающее и деревообрабатывающее оборудование, медицинское оборудование, оборудование для пищевой промышленности, фармацевтические товары, химические препараты, игрушки, одежда. Только в США действуют более 20.000 промышленных стандартов. Примерно столько же их в ЕС. Техническими барьерами, по некоторым приблизительным оценкам, может задеваться более 1 /3 оборота МТ.
Решение проблем, связанных с техническими барьерами, осуществляется по трем направлениям:
— международная унификация, гармонизация норм и стандартов;
— взаимное признание национальных норм и стандартов;
— установление общих международно-правовых правил применения технических норм и стандартов.
В 1979 году, по результатам Токио-раунда, было заключено первое многостороннее Соглашение по техническим барьерам в торговле. По итогам Уругвайского раунда было согласовано и принято в 1993 году более совершенное Соглашение по техническим барьерам в торговле, которое вошло в пакет документов ВТО.
Технический барьер
Вы будете перенаправлены на Автор24
Технический барьер – это комплекс мероприятий государственного управления качеством и безопасностью поступающих в страну импортных товаров и услуг.
Международная торговля как часть мировой экономики
Международная торговля – это отношения купли-продажи, складывающиеся между странами в ходе международного разделения труда.
Экономические системы охватывают все сферы жизни человека. Они могут быть образованы отдельными субъектами, либо группами субъектов. Микроэкономика рассматривает хозяйственные структуры, образованные отдельными индивидами, либо субъектами экономики, например, предприятиями. Макроэкономика оперирует агрегированными показателями, исследуя совокупности экономических агентов. Она изучает национальные, международные и мировые экономические системы.
Любая хозяйственная структура строится на производственном процессе, включающем в себя создание благ, их распределение, последующих сбыт и потребление обществом. На международном уровне система хозяйствования строится на международном разделении труда, когда каждая страна производится тот набор благ, который ей обходится дешевле, чем общемировая цена на них. Путем международной торговли осуществляется взаимодействие между странами, восполняется потребность в нехватке благ. В основе международной торговли лежат товарно-денежные отношения, возникающие между странами в ходе внешнеэкономической деятельности.
Сущность технического барьера
Меры технического контроля применяются в странах, придерживающихся протекционистской политики. Технические меры включают в себя следующие пункты:
Любые из вышеперечисленных мер могут применяться для ограничения поступления отдельных видов товаров и услуг на внутренний рынок. Технические барьеры используются для того, чтобы регулировать количество поступающей импортной продукции. Они могут применяться как на границе страны, так и внутри ее территории. Стоит отметить, что эта мера защиты внутреннего рынка возникла из объективных причин. Стимулом к этому послужило увеличение объемов массового производства, обеспечение безопасности и здоровья граждан.
Готовые работы на аналогичную тему
Распространение методов технических барьеров постепенно развивается, приобретая форму одного из методов регулирования количества поступления импортной продукции на территорию страны.
Формы и виды технических барьеров
В большинстве стран технические меры имеют нормативно-правовую базу. Они носят универсальный характер и применяются к целому виду товаров, а не к отдельным партиям. Кроме того, технические барьеры – это часть таможенной политики государства, оформленная в таможенном законодательстве страны. Еще одной формой технических барьеров являются меры, вытекающие из международных соглашений, в которых задействованы страны.
Выделяют следующие виды технических барьеров:
В зависимости от целей в международной политике, государство самостоятельно определяет комплекс мер в области установления технических барьеров.
ТЕХНИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ
Смотреть что такое «ТЕХНИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ» в других словарях:
Технические барьеры — группа нетарифных ограничений, применяемых государством с целью воспрепятствования проникновению иностранных товаров на внутренний рынок, в том числе: национальные стандарты, технические и другие условия, действующие в стране. См. также: Торговые … Финансовый словарь
ТЕХНИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ — группа нетарифных барьеров, ограничений (в виде различных национальных стандартов, технических и других условий, действующих в данной стране), вводимых компетентными органами данной страны с целью воспрепятствования проникновению иностранных… … Юридическая энциклопедия
Технические барьеры в торговле — различия требований национальных и межгосударственных технических регламентов, стандартов или процедур подтверждения соответствия и принятых в международной практике технических регламентов и стандартов или процедур подтверждения соответствия,… … Официальная терминология
технические барьеры в торговле — Препятствия для внешней торговли, возникающие вследствие применения национальных промышленных стандартов, систем измерения и инспекции качества товаров, требований техники безопасности, правил упаковки и маркировки товаров и некоторых… … Справочник технического переводчика
БАРЬЕРЫ ТЕХНИЧЕСКИЕ — (см. ТЕХНИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ) … Энциклопедический словарь экономики и права
БАРЬЕРЫ ДЛЯ ДОСТУПА — (barriers to entry) Законодательство, учреждения или практика, которые затрудняют или делают невозможным проникновение новых фирм на определенные рынки (markets) или конкуренцию новых рабочих с занятыми тем или иным видом работы. Барьеры для… … Экономический словарь
Барьеры Нетарифные — англ. non tariff barriers ограничения для импорта товаров: торгово политические, административные, технические (стандарты), санитарные и импортные квоты количественные ограничения на ввоз товаров, устанавливаемых государством. Словарь бизнес… … Словарь бизнес-терминов
Технические спецификации на виды работ при строительстве, реконструкции и ремонте автомобильных дорог и искусственных сооружений на них — Терминология Технические спецификации на виды работ при строительстве, реконструкции и ремонте автомобильных дорог и искусственных сооружений на них: 3. Автогудронатор. Используется при укреплении асфальтобетонного гранулята битумной эмульсией.… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Нетарифные барьеры — технические требования к качеству товара, правилам упаковки и маркировки. Эти барьеры предназначены для защиты здоровье и безопасности людей, охраны окружающей среды, обеспечения национальной безопасности и защиты прав потребителей. ВТО обязывает … Геоэкономический словарь-справочник
ГОСТ Р 51764-2001: Устройства подъемные транспортные реабилитационные для инвалидов. Общие технические требования — Терминология ГОСТ Р 51764 2001: Устройства подъемные транспортные реабилитационные для инвалидов. Общие технические требования оригинал документа: 3.2.17 боковые барьеры платформы: Ограждения платформы, препятствующие скатыванию пользователя в КК … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
СТАНДАРТИЗАЦИЯ. Сертификация и технические барьеры в торговле
Сертификация и технические барьеры в торговле
Возникновение сертификации связано с предоставлением потребителю гарантий по соответствию покупаемых им товаров требованиям конкретных стандартов. С развитием сертификации стало очевидным ее положительное влияние на торговые связи между государствами: сроки получения разрешения на ввоз значительно сокращались для сертифицированного товара; не требовалось повторных испытаний в принимающей стране, если она признавала сертификат поставщика.
Однако по мере увеличения количества национальных систем сертификации все более отчетливо обозначились их различия. Эти различия связаны как со стандартами, на соответствие которым проводятся сертификационные испытания, так и с законами, на основании которых введена сертификация, а также с правилами процедуры сертификации и пр. В связи с этим определилась совсем другая роль сертификации в международной торговле — как технического барьера.
Сертификационные барьеры возникают не только по указанным причинам, в определенной степени складывавшимся объективно. Совсем иной механизм возникновения препятствий в торговле имеет превращение сертификации в способ протекционизма для защиты внутреннего (или регионального, как в ЕС) рынка от проникновения товаров иностранного производства. В таких случаях используют усложнение административной стороны испытаний импортируемых товаров, ужесточают контроль качества, принимают стандарты (государственные или региональные), касающиеся процедуры испытаний (например, европейские стандарты серии 45000), что отражается на порядке признания зарубежных сертификатов, а для некоторых стран признание вообще оказывается невозможным. Протекционистские меры нередко связаны с принятием национальных обязательных стандартов или технических регламентов под давлением транснациональных корпораций, которые, как известно, принимают активное участие в стандартизации на национальном уровне, обеспечивая главную часть финансирования деятельности национальных организаций по стандартизации и стремясь нередко получить возможность контроля над деятельностью технических комитетов.
Таким образом, вероятность превращения стандарта в инструмент конкурентной борьбы велика, а поскольку иностранному поставщику подобной продукции придется доказывать ее соответствие, как правило, в таких случаях весьма высоким требованиям, получить сертификат соответствия достаточно проблематично. В организации систем сертификации нередки случаи создания таких условий получения сертификата, которые невыполнимы для средних и тем более мелких фирм.
Американская корпорация испытательных лабораторий, например, представляющая собой национальную организацию по сертификации, обычно предпочитает заниматься сертификацией продукции крупных фирм-изготовителей, в то время как небольшие предприятия могут долго ждать своей очереди. В международной торговле сложились жесткие правила по признанию зарубежного сертификата на импортируемую продукцию. Для успешного экспорта необходимо получить сертификат соответствия авторитетной, признанной во всех странах организации. А для этого требуются продолжительное время и немалые финансовые затраты. Подготовка к сертификации может быть сопряжена с необходимостью введения системы обеспечения качества, если этого требует схема сертификации.
Проблемы, связанные с нетарифными барьерами и путями их устранения, нашли отражение в Соглашении по техническим барьерам в торговле, которое принято на Уругвайском раунде ГАТТ в 1993 г. На этом же раунде принято решение о преобразовании ГАТТ во Всемирную торговую организацию (ВТО), составной частью которой стало Генеральное соглашение по тарифам и торговле. В области сертификационных барьеров Соглашение затрагивает вопросы процедуры оценки соответствия и признания оценки соответствия; международных и региональных систем оценки соответствия, а также информации о технических регламентах, стандартах и процедурах оценки соответствия. Общий принцип Соглашения заключается в том, что для импортируемой продукции должен создаваться не менее благоприятный режим, чем для товаров внутреннего производства.
По процедурам оценки соответствияСоглашение обязывает страны-участницы гарантировать выполнение центральными правительственными органами следующих положений:
• принимать такие процедуры оценки, которые не создают дискриминации для иностранных поставщиков как по самой процедуре, так и по оплате за эту услугу. Дополнительных неудобств не должно создавать и месторасположение испытательного оборудования;
• поставщик должен иметь возможность проводить оценку соответствия на месте изготовления с получением знака системы;
• процедуры оценки «не должны быть более строгими или применяться более строго, чем это необходимо» для удостоверения соответствия товара техническому регламенту (стандарту). Не должны создаваться препятствия в международной торговле и путем задержки испытаний; по просьбе заявителя его необходимо информировать о ходе оценки и объяснить причины задержки;
• соблюдение конфиденциальности информации об испытуемом товаре необходимо для защиты законных коммерческих интересов;
• если продукция, которая признана соответствующей техническому регламенту (стандарту), модифицирована, то следует процедуру ее оценки ограничить. В этом случае надо убедиться лишь в том, что продукция продолжает отвечать предъявленным требованиям;
• в качестве нормативной основы для процедуры оценки соответствия необходимо применять международные стандарты, руководства и рекомендации, изданные или находящиеся на завершающей стадии разработки в международных организациях. Невозможность их полного или частичного использования должна быть четко обоснована. Основные причины расхождений, как правило, относятся к требованиям национальной безопасности; предупреждениям вводящих в заблуждение действий; безопасности и здоровью людей; защите окружающей среды; географическим факторам (например, климату); фундаментальным проблемам в области инфраструктуры и технологий. Для того чтобы достигнуть более полной степени гармонизации процедур оценки соответствия, странам-участницам следует использовать все возможности для активного участия в деятельности международных организаций по стандартизации;
• при отсутствии международных разработок, а также когда национальные правила процедур оценки соответствия не гармонизованы с международными, страны-участницы обязаны: открыто публиковать сообщения о намерениях принятия конкретной процедуры оценки соответствия и на какие виды продукции она распространяется; уведомлять другие страны-участницы об этих нововведениях и предоставлять им время для обсуждения и подготовки письменных замечаний;
• если при рассмотрении странами-участницами подобных нововведений возникают проблемы, касающиеся национальной безопасности, угрозы жизни и здоровью людей, экологии, то страна имеет право отказаться от соответствующих положений. Процедуры оценки соответствия могут быть приняты местными правительственными и неправительственными органами;
• страны-участницы несут ответственность за выполнение тех требований данного Соглашения, которые касаются их компетенции.
По признанию оценки соответствия центральными правительственными органамиСоглашение обязует страны-участницы гарантировать принятие результатов оценки, если даже процедуры сами по себе в чем-то различаются, но «обеспечивают установление соответствия продукции применяемым техническим регламентам или стандартам так же, как и их процедуры». При этом признается возможность предварительных консультаций для достижения взаимопонимания по таким важным для указанной ситуации признания вопросам, как: техническая компетентность органов, производящих оценку; принятие тех результатов, которые получены в стране-экспортере, без дополнительных требований; степень уверенности в надежности результатов оценки. Уверенность в надежности результатов оценки зависит от адекватности и неизменности технической компетенции органов. Очень важно, чтобы аккредитация испытательного органа проводилась на соответствие рекомендациям (руководствам) международных организаций по стандартизации. Если такая аккредитация имела место — это считается основным показателем адекватной технической компетенции.
Странам-участницам рекомендуется расширять круг партнеров по признанию результатов оценки соответствия. Соглашение рекомендует им по просьбе других стран-участниц проводить переговоры с целью подписания соглашения о взаимном признании результатов оценки соответствия. Такие соглашения могут касаться и только отдельных видов продукции для содействия развитию торговли ими. Соглашение рекомендует также странам-участницам без каких-либо дискриминирующих ограничений допускать к участию в оценке соответствия органы других стран-участниц, выполняющие адекватную работу.
В отношении международных и региональных систем оценки соответствияглавные рекомендации Соглашения таковы: страны-участницы обязаны дать гарантию, что если их центральные правительственные органы принимают международные (региональные) системы, то они исключают те их положения, которые противоречат всему изложенному выше.
В области информации о технических регламентах, стандартах и процедурах оценки соответствияСоглашение обязывает каждую страну-участницу организовать справочную службу. Эта служба должна обеспечить связь между странами-участницами, отвечая на их запросы и предоставляя заинтересованным органам стран-участниц документы, которые касаются:
технических регламентов или стандартов (принятых на любом уровне);
любых процедур оценки соответствия, действующих или предлагаемых на их территории;
членства или участия в международных (региональных) организациях по стандартизации или системах оценки соответствия, двусторонних и многосторонних соглашениях;
места расположения справочных служб и печатных изданий, в которых публикуется уведомление, относящееся к предмету данного Соглашения.
Любая страна-участница обязана уведомлять другие страны-участницы о том, какие соглашения, связанные с вопросами процедур оценки соответствия, стандартов или технических регламентов, она заключает, если такие соглашения могут повлиять на торговые отношения. Такая мера необходима для принятия другими органами решений по участию в соглашениях для устранения возможных препятствий в развитии торговли.
Для России принятие в своих системах сертификации установленных ГАТТ/ВТО положений будет способствовать продвижению по пути вступления в ВТО. Анализ положений Соглашения по техническим барьерам в торговле, касающихся стандартизации и сертификации, говорит о том, что изменения, введенные в государственную систему стандартизации и обеспечивающие ее гармонизацию с международными правилами, характеризуют политику России в области стандартизации как во многом отвечающую принципам Соглашения. Система сертификации в РФ также строится на международных принципах, что положительно скажется на проблеме признания зарубежными государствами российских испытательных лабораторий, результатов испытаний, полученных в этих лабораториях, российских сертификатов и знаков соответствия.
С целью дальнейшего совершенствования, усиления степени гармонизации с международными правилами и еще большего приближения государственных систем стандартизации и сертификации к требованиям ВТО в России приняты концепции перспективного развития этих областей деятельности. Они отражены в двух документах: «Концепция национальной системы стандартизации» и «Концепция совершенствования сертификации и перехода к механизму оценки и подтверждения соответствия продукции и услуг». Российская национальная система сертификации открыта для зарубежных стран. В ней признаются зарубежные сертификаты, выданные компетентными органами и подтверждающие соответствие товара требованиям соответствующего нормативного документа.
Для России вопросы признания или взаимного признания могут решаться различными путями:
• участием в международных системах сертификации и в работе международных организаций, занимающихся проблемами сертификации;
• заключением соглашений с национальными органами зарубежных стран о взаимном признании сертификации и результатов испытаний;
• созданием технических центров Госстандарта за рубежом;
• аккредитацией зарубежных органов по сертификации и испытательных лабораторий в российской системе сертификации;
• заключением соглашений между отечественными и зарубежными испытательными лабораториями и взаимном признании протоколов испытаний.
Технические барьеры.
Защитные, протекционистские функции технических барьеров состоят в увеличении издержек производства и реализации товаров, в возможности прямого запрета на ввоз того или иного товара. Так, существующая в Японии система норм и стандартов на легковые автомашины оказалась почти непреодолимым барьером для автомашин производства ЕС и США.
Объектами применения технических барьеров становятся прежде всего: электроинструменты и электрооборудование, металлообрабатывающее и деревообрабатывающее оборудование, медицинское оборудование, оборудование для пищевой промышленности, фармацевтические товары, химические препараты, игрушки, одежда. Только в США действуют более 20.000 промышленных стандартов. Примерно столько же их в ЕС. Техническими барьерами, по некоторым приблизительным оценкам, может задеваться более 1 /3 оборота МТ.
Решение проблем, связанных с техническими барьерами, осуществляется по трем направлениям:
— международная унификация, гармонизация норм и стандартов;
— взаимное признание национальных норм и стандартов;
— установление общих международно-правовых правил применения технических норм и стандартов.
В 1979 году, по результатам Токио-раунда, было заключено первое многостороннее Соглашение по техническим барьерам в торговле. По итогам Уругвайского раунда было согласовано и принято в 1993 году более совершенное Соглашение по техническим барьерам в торговле, которое вошло в пакет документов ВТО.
ТНК преодолевают технические барьеры двумя основными путями:
— приспосабливают промышленное производство к существующим национальным стандартам;
Учитывая роль и значение стандартов в развитии мирового хозяйства активизировали свою работу международные организации, занимающиеся вопросами стандартизации: Международная организация по стандартизации (МОС), Международная электротехническая комиссия (МЭК), Международная организация мер и весов (МОМВ), Международная организация законодательной метрологии (МОЗМ). Секретариат МОС определил, что общая потребность в международных стандартах составляет до 20 тысяч и для их разработки потребуется более 10 лет.
Согласно Соглашению, каждое государство вправе принимать и использовать технические регламенты и стандарты с целью обеспечить качество экспорта, защиту жизни и здоровья людей, животных, растений, требования производства и производственных процессов, а также отклоняться от международных стандартов, если этого требуют фундаментальные географические, климатические факторы, технологические проблемы.
Каждое государство обязано:
— формулировать и применять стандарты таким образом, чтобы не создавать препятствий МТ;
— применять к импортируемым товарам те же стандарты, ставки сборов за сертификацию поставщиков, что и к аналогичным национальным товарам (национальный режим);
— использовать стандарты в отношении одинаковых товаров разных стран происхождения, а также процедуры определения соответствия стандартам на основе принципа наибольшего благоприятствования;
— обосновывать стандарты достижениями науки и техники;
— извещать другие страны о принимаемых стандартах, учитывать их реакцию по формулированию стандартов.
Соглашение предусматривает обмен информацией о технических барьерах, публикацию норм, правил, стандартов, участие всех членов ВТО в работе МОС, МЭК, других организаций. Соглашение, по сути, может служить прецедентом того, как могут регулироваться некоторые другие проблемные вопросы, существующие в международной торговой системе.
Устанавливаются эти нормы санитарно-ветеринарными властями, органами здравоохранения в отношении сельскохозяйственных продуктов, пищевых товаров, медикаментов, предметов парфюмерии, химикатов и т.п.
Внешне санитарные и фитосанитарные требования, как правило, одинаковы к национальным и иностранным товарам. На практике же применение этих норм превращает их в средство ограничения доступа на национальный рынок.
Обычно провести разграничение между функциями санитарных норм как протекционистских барьеров и как собственно санитарных бывает нелегко. Критерий должен быть таков: если применение этих норм нарушает принцип недискриминации, вступает в противоречие с принципом национального режима, то соответствующие нормы и практика их применения могут рассматриваться как инструменты конкурентной борьбы и протекционизма.
В ст. XX ГАТТ «Общие исключения» говорится, что Генеральное соглашение «не должно толковаться страной-участницей как препятствие к принятию и осуществлению мер, необходимых для охраны жизни и здоровья человека, животных, растений». Возможно, вследствие этого применение санитарных и фитосанитарных норм на долгое время оказалось вне международно-правового надзора.
В пакет документов ВТО вошло Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных мер, фактически дополняющее Соглашение по сельскому хозяйству. Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных мер признает за всеми странами право вводить эти меры, но требует, чтобы они основывались на научно обоснованных международных стандартах.
Вместе с этим разрешается устанавливать более высокий уровень защиты по сравнению с международными стандартами при условии достаточного обоснования, а также временные меры без достаточного обоснования.
Дополнительным барьером в МТ зачастую являются таможенные формальности и усложненные требования к товаросопроводительным документам.
Современную международную торговлю обслуживает более 600 типов различных документов. Многие страны активно используют несовпадение национальных требований к внешнеторговым документам. В связи с этим набирает силу тенденция унификации как самих документов, так и требований к ним. Генеральное соглашение о тарифах и торговле содержит ряд положений, касающихся упрощения формальностей и документов. Так, статья V ГАТТ провозглашает свободу транзита; Соглашение о применении статьи VII ГАТТ («Кодекс по таможенной оценке товаров») упрощает процедуру таможенной оценки товаров; статья VIII ГАТТ прямо указывает на необходимость сокращения экспортно-импортных формальностей и упрощения документации; статья Х требует обязательной публикации полной информации о внешнеторговых формальностях.
Вопросы внешнеторгового делопроизводства являются предметом регулирования целого ряда международных многосторонних договоров:
— Международная конвенция по упрощению и согласованию таможенных процедур (Конвенция Киото);
— Международная конвенция о согласовании условий проведения контроля грузов на границах;
— Международная конвенция о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров;
— Таможенная конвенция международной перевозки грузов с применением книжки TIR;
— Правила ООН для электронного обмена данными в управлении торговли и на транспорте (ООН/Эдифакт);
— Таможенная конвенция по контейнерным перевозкам;
— Конвенция по содействию международным морским перевозкам и др.
Дата добавления: 2015-02-16 ; просмотров: 24 | Нарушение авторских прав