Что понимается под термином экологическая экспертиза

Методы эколого-экономического анализа

Экологические экспертизы

Роль общественности в экологических экспертизах. Участие общественности является настолько важным и актуальным принципом проведения экологической экспертизы, что заслуживает более подробного рассмотрения.

В Законе Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» (от 19 декабря 1991 г.) и Федеральном законе РФ «Об экологической экспертизе» (от 23 ноября 1995 г.) указаны следующие весьма важные принципы проведения государственной экологической экспертизы, касающиеся общественности. Это принципы гласности, участия общественных организаций (объединений), обязательного учета общественного мнения и др. В частности, граждане и общественные организации (объединения) имеют право:

в соответствии с законодательством выдвигать предложения о проведении государственной и общественной экологической экспертизы хозяйственной и иной деятельности, реализация которой затрагивает экологические интересы населения, проживающего на данной территории;

направлять в письменной форме органам охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ аргументированные предложения по экологическим аспектам намечаемой хозяйственной и иной деятельности;

получать от органов, организующих проведение государственной экологической экспертизы конкретных объектов экологической экспертизы, информацию о результатах ее проведения;

обжаловать выводы экспертной комиссии в судебном порядке (через суд или арбитражный суд);

требовать назначения государственной экологической экспертизы, выступая с изложением экологической платформы в средствах массовой информации;

рекомендовать своих представителей для участия в заседаниях экспертной комиссии государственной экологической экспертизы (с совещательным голосом) по вопросам размещения и проектирования объектов.

К проведению государственной экологической экспертизы имеют отношение некоторые более общие экологические права граждан, записанные в Конституции РФ, а именно:

право требовать от соответствующих органов предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране;

право ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных должностных лиц;

право предъявлять в суде или арбитражном суде иски о возмещении вреда здоровью и имуществу граждан, причиненного экологическими правонарушениями;

право требовать в административном или судебном порядке отмены решений о размещении, строительстве или эксплуатации экологически вредных объектов, об ограничении, приостановлении, прекращении или перепрофилировании их деятельности.

Согласно Закону Российской Федерации о государственной тайне от 21 июля 1993 г., к сведениям, не подлежащим засекречиванию, относятся сведения:

о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и Здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях и их последствиях, а также об официальных прогнозах о их приближении;

о состоянии экологии, здравоохранения, санитарной обстановки;

о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина, в том числе экологических;

о фактах нарушения законодательства органами государственной власти и их должностными лицами.

Общественная экологическая экспертиза организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также по инициативе органов местного самоуправления. Она организуется общественными организациями (объединениями), которые зарегистрированы в установленном законодательством РФ порядке. Основным направлением их деятельности (в соответствии с их уставами) должна являться охрана окружающей среды, в том числе организация и проведение экологических экспертиз. Таким образом, организатором общественной экологической экспертизы может быть не любая общественная организация (объединение), а только экологическая, причем зарегистрированная в соответствии с законодательством. Общественная экологическая экспертиза может проводиться независимо от государственной экологической экспертизы тех же объектов.

Общественные организации (объединения), осуществляющие общественную экологическую экспертизу, имеют право:

получать от заказчика экспертизы предусмотренную законом документацию, подлежащую экологической экспертизе,

знакомиться с действующей нормативно-технической документацией, устанавливающей требования к проведению государственной экологической экспертизы;

направлять своих представителей в качестве наблюдателей на заседания экспертных комиссий государственной экологической экспертизы и участвовать в проводимом ими обсуждении заключений общественной экологической экспертизы.

(Это тем более важно, что, согласно Закону РФ «Об охране окружающей природной среды» (от 19 декабря 1991 г.) общественная экологическая экспертиза становится юридически обязательной после утверждения ее результатов соответствующими органами государственной экологической экспертизы.)

Статьями 23 и 24 Закона РФ «Об экологической экспертизе» (от 23 ноября 1995 г.) установлены следующие положения, устанавливающие правовые нормы проведения общественной экологической экспертизы:

государственная регистрация заявления общественных организаций (объединений) о проведении экологической экспертизы;

порядок и сроки этой регистрации органами местного самоуправления;

форма и содержание заявления о проведении экологической экспертизы;

обязанности общественных организаций (объединений), проводящих экологическую экспертизу, связанные с извещением населения о начале ее осуществления и заключении экспертной комиссии общественной экологической экспертизы;

исчерпывающий перечень оснований, по которым может быть отказано в государственной регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы.

Заключение (итоговый документ) общественной экологической экспертизы направляется федеральному органу, отвечающему за государственные экологические экспертизы, и соответствующим территориальным органам, заказчику, органам, принимающим решение о реализации объектов экологической экспертизы, органам местного самоуправления, а также может передаваться другим заинтересованным лицам. Целесообразна публикация основных положений заключения в средствах массовой информации.

В случае придания юридической силы заключению общественной экологической экспертизы на руководителя и членов экспертной комиссии общественной экологической экспертизы распространяются требования об ответственности за правильность и обоснованность экспертного заключения в целом и отдельных его положений. Другими словами, руководитель и члены экспертной комиссии общественной экологической экспертизы приравниваются в этом отношении к руководителю и членам экспертной комиссии государственной экологической экспертизы. Ответственность наступает в соответствии с трудовым, гражданским, административным либо уголовным законодательствами. Законами Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» от 19 декабря 1991 г. и «Об экологической экспертизе» от 23 ноября 1995 г. предусматриваются конкретные правонарушения в области экологической экспертизы, влекущие соответствующий вид ответственности.

Значимость заключения общественной экологической экспертизы зависит от дискуссионности объекта обсуждения и авторитета общественных экспертов, мотивированности доводов. Надо иметь в виду, что цели и основные приемы и принципы государственной и общественной экспертизы совпадают. Общественная экспертиза наряду с другими задачами имеет целью привлечь внимание государственных органов к конкретному объекту, широко распространить объективную, научно обоснованную информацию об исходящей от него потенциальной экологической опасности, внедрить мысль о необходимости принятия мер по предупреждению этой опасности.

Источник

Что понимается под термином экологическая экспертиза

Государственный кадастр отходов

Государственный реестр объектов размещения отходов

Федеральный классификационный каталог отходов

Заполнить заявку на размещение уведомления о проведении общественных обсуждений

Личный кабинет природопользователя

Перечень государственных услуг

Коды и реквизиты платежей

Государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду

Реестр материалов общественных обсуждений

Организация и проведение государственной экологической экспертизы федерального уровня

Реквизиты нормативных правовых актов, регулирующих порядок предоставления государственной услуги:

Порядок предоставления услуги:

Государственная услуга предоставляется центральным аппаратом Росприроднадзора и территориальными органами Росприроднадзора.

Территориальные органы Росприроднадзора предоставляют государственную услугу на основании поручений центрального аппарата Росприроднадзора, за исключением следующих объектов, при предоставлении государственной услуги в отношении которых, поручения центрального аппарата Росприроднадзора не требуются:

— материалов общего допустимого улова в районе добычи (вылова) водных биоресурсов во внутренних морских водах Российской Федерации, территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации (кроме материалов общего допустимого улова морских млекопитающих, а также их корректировки);

— проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах Байкальской природной территории (кроме объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды к объектам I, II и III категорий);

— планов предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, отнесенных к объектам государственной экологической экспертизы федерального уровня в соответствии с требованиями абзаца 6 статьи 31 Федерального закона от 30.11.1995 № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации», а также пункта 4 статьи 34 Федерального закона от 31.07.1998 № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации».

Для определения территориального органа по проведению государственной экологической экспертизы необходимо обращаться в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования: 123995, г. Москва, ул. Б. Грузинская, 4/6, Д-242, ГСП-5.

Основанием для оказания государственной услуги является направление заявителем следующих документов:

заявления, оформленного в соответствии с пунктами 19, 20 Административного регламент № 923, а также документации, подлежащей государственной экологической экспертизе в соответствии со статьей 11 Закона № 174-ФЗ, в объеме, который определен в установленном порядке, и содержащую материалы оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе;-положительного заключения и (или) документов согласования исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, получаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке (в случае, если это предусмотрено требованиями законодательства);

заключения федеральных органов исполнительной власти по объекту государственной экологической экспертизы в случае его рассмотрения указанными органами (в случае, если это предусмотрено требованиями законодательства);

заключений общественной экологической экспертизы в случае ее проведения;

материалов обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных органами местного самоуправления.

Сроки предоставления услуги:

Государственная экологическая экспертиза проводится при условии ее предварительной оплаты заказчиком документации, подлежащей государственной экологической экспертизе, в полном объеме и в порядке, устанавливаемых федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы.

Начало срока проведения государственной экологической экспертизы устанавливается не позднее чем через пятнадцать дней, а в отношении объектов, указанных в подпунктах 7.1 и 7.3 статьи 11 Закона № 174-ФЗ, не позднее чем через три дня после ее оплаты и приемки комплекта необходимых материалов и документов в полном объеме и в количестве, которые соответствуют требованиям пунктов 1, 1.1 и 2 статьи 11 Закона № 174-ФЗ.

Срок проведения государственной экологической экспертизы не должен превышать два месяца и может быть продлен на один месяц по заявлению заказчика, если иное не предусмотрено требованиями законодательства.

Предоставление государственной услуги по организации и проведению государственной экологической экспертизы федерального уровня включает в себя следующие административные процедуры:

— прием и регистрация заявительных документов;

— определение органа, уполномоченного на проведение государственной экологической экспертизы;

— рассмотрение заявительных документов;

— формирование и направление межведомственных запросов;

— подготовка и издание приказа или решения об организации и проведении государственной экологической экспертизы;

— проведение государственной экологической экспертизы.

— продление срока проведения государственной экологической экспертизы;

— выдача результата предоставления государственной услуги; исправление допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах»

Основания для отказа

Основаниями для отказа в организации и проведении государственной экологической экспертизы являются следующее:

несоответствие документации перечню объектов государственной экологической экспертизы федерального уровня, определенному статьей 11 Закона № 174-ФЗ;

утрата объектом в период предоставления государственной услуги по организации и проведению государственной экологической экспертизы федерального уровня соответствия перечню объектов государственной экологической экспертизы федерального уровня, определенному статьей 11 Закона № 174-ФЗ, вследствие изменений требований законодательства Российской Федерации, в случае, если иное не предусмотрено федеральными законами;

неоплата проведения государственной экологической экспертизы в срок, определенный требованиями законодательства об экологической экспертизе;

непредставление документов, необходимых для организации и проведения государственной экологической экспертизы, по истечении срока, установленного в уведомлении о некомплектности; письменный запрос заявителя о возвращении заявительных документов, зарегистрированный в Росприроднадзоре (территориальном органе Росприроднадзора), поданный в порядке, предусмотренном требованиями Административного регламента № 923

Заявителями при предоставлении государственной услуги являются юридические и физические лица, индивидуальные предприниматели либо уполномоченные представители юридических и физических лиц, индивидуальных предпринимателей, обратившиеся с заявлением о предоставлении государственной услуги и определенные пунктом 2 Административного регламента № 923.

Уполномоченные представители юридических лиц, представляющие их интересы, могут действовать на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации и подписанной лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа юридического лица, либо нотариально заверенной копии такой доверенности.

Уполномоченные представители физических лиц и индивидуальных предпринимателей, представляющие их интересы, могут действовать на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации и подписанной физическим лицом или индивидуальным предпринимателем соответственно, либо нотариально заверенной копии такой доверенности.

В целях удостоверения личности Заявителя, а также его уполномоченного представителя, представление документа, удостоверяющего личность, либо копии такого документа, заверенной в соответствии с законодательством Российской Федерации, обязательно.

Форма заявления приведена в приложении к Административному регламенту № 923.

Оплата проведения государственной услуги производится в соответствии со счетом на проведение государственной экологической экспертизы, подготовленным структурным подразделением Росприроднадзора (территориального органа Росприроднадзора), в порядке, установленном приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 12.05.2014 № 205 «Об утверждении Порядка определения сметы расходов на проведение государственной экологической экспертизы»; приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 23.09.2013 № 404 «Об утверждении Порядка оплаты труда внештатных экспертов государственной экологической экспертизы.

Реквизиты указываются в образце платёжного поручения направляемого в адрес заказчика счета на проведение государственной экологической экспертизы

Результатом предоставления государственной услуги является выдача заключения государственной экологической экспертизы, отвечающего требованиям статьи 18 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе

Контактные данные специалистов для связи

Консультации по вопросам организации и проведения государственной экологической экспертизы федерального уровня осуществляются по телефону: (3952) 76-38-11 доб. 603, 604, 607.

Источник

Что понимается под термином экологическая экспертиза

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Термины и определения

Forensic ecological examination. Terms and definitions

Дата введения 2018-09-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Федеральным бюджетным учреждением Российский федеральный центр судебной экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 134 «Судебная экспертиза»

5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Март 2020 г.

Введение

Установленные в настоящем стандарте термины расположены в систематизированном порядке, отражающем систему понятий судебно-экологической экспертизы.

Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин.

Термины-синонимы приведены в качестве справочных данных и не являются стандартизованными.

Помета, указывающая на область применения многозначного термина, приведена в круглых скобках светлым шрифтом после термина. Помета не является частью термина.

Приведенные определения можно, при необходимости, изменять, вводя в них производные признаки, раскрывая значения используемых в них терминов, указывая объекты, входящие в объем определяемого понятия. Изменения не должны нарушать объем и содержание понятий, определенных в настоящем стандарте.

В стандарте приведены иноязычные эквиваленты стандартизованных терминов на английском языке.

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает термины и определения понятий, применяемые в судебно-экологической экспертизе.

Термины, устанавливаемые настоящим стандартом, рекомендуются для применения во всех видах документации и литературы в области судебно-экологической экспертизы, входящих в сферу действия работ по стандартизации и (или) использующих результаты этих работ.

Требования стандарта распространяются на деятельность государственных и негосударственных судебных экспертов.

2 Термины и определения

1 антропогенное загрязнение ландшафта: Увеличение концентрации вредных веществ или количества энергии, превышающих фоновые или допустимые пределы норм, а также внесение чуждых ландшафту веществ, организмов и источников энергии под влиянием деятельности человека, связанных с рассматриваемым событием.

anthropogenic pollution of the landscape

2 антропогенно-измененный ландшафт: Территориальный комплекс, состоящий из взаимодействующих природных и антропогенных компонентов.

3 антропогенный источник загрязнения: Субъект, осуществляющий хозяйственную и иную деятельность, связанную с поступлением вредных веществ в окружающую среду.

anthropogenic source of pollution

биологическое сообщество (биоценоз): Совокупность живых организмов, взаимодействующих между собой в течение длительного времени и локализованных в определенном месте.

biological community (biocenosis)

5 вредное вещество: Вещество, которое при поступлении в окружающую среду способно нанести вред объектам окружающей среды и ухудшить их экологическое состояние.

6 городская почва (урбанозем): Искусственное образование, возникшее в результате антропогенной деятельности на урбанизированных территориях и утратившее значительную часть свойств и функций естественных природных почв.

7 длительность естественного периода восстановления: Промежуток времени, необходимый для восстановления нарушенных функций объектов окружающей среды, связанных с обстоятельствами рассматриваемого события.

duration of natural recovery

8 естественный биоценоз: Естественно сложившаяся совокупность растений и животных, населяющих относительно однородное пространство.

9 захламление земель: Размещение в неустановленных местах предметов хозяйственной деятельности, твердых производственных и коммунальных отходов.

cluttering of lands

10 искусственный биоценоз: Созданная в результате деятельности человека совокупность растений и животных, населяющих относительно однородное пространство.

11 консервация пробы воды: Добавление химического вещества и (или) изменение физических условий для уменьшения возможных искажений определяемых характеристик в период между временем отбора пробы воды и временем ее лабораторного исследования.

preservation of a water sample

12 контрольная проба (судебно-экологическая экспертиза): Определенная часть объекта окружающей среды, отобранная на контрольном участке в целях дальнейшего исследования в лабораторных условиях.

control sample (forensic ecological examination)

13 контрольный участок (судебно-экологическая экспертиза): Территория, на которой имеются объекты окружающей среды, аналогичные представленным на экспертизу, но не подвергшиеся воздействию, связанному с обстоятельствами рассматриваемого события.

control area (forensic ecological examination)

14 локализация (судебно-экологическая экспертиза): Выделение лицом, осуществляющим осмотр места происшествия или выполняющим судебную экспертизу, пространственных границ территории, связанной с обстоятельствами рассматриваемого события.

localization (forensic ecological examination)

15 механическое загрязнение (судебно-экологическая экспертиза): Привнесение в экосистему различных чуждых ей предметов, отходов, наносов абиотических, нарушающих ее естественное функционирование.

mechanical pollution (forensic ecological examination)

16 механическое нарушение почвенного покрова: Негативное изменение исходного строения почв в результате антропогенного воздействия.

mechanical disturbance of soil cover

17 негативное антропогенное воздействие: Влияние деятельности человека, которое существенно затрудняет выполнение экологических функций природными объектами.

negative anthropogenic impact

18 последствия экологических нарушений: Негативные изменения объектов окружающей среды, связанные с обстоятельствами рассматриваемого события.

consequences of environmental impact

почва: Самостоятельное естественно-историческое органоминеральное природное тело, возникшее на поверхности земли в результате длительного воздействия биотических, абиотических и антропогенных факторов, состоящее из твердых минеральных и органических частиц, воды и воздуха и имеющее специфические генетико-морфологические признаки, свойства, создающие для роста и развития растений соответствующие условия.

20 проба (судебно-экологическая экспертиза): Определенная часть объекта окружающей среды, отобранная на территории, связанной с обстоятельствами рассматриваемого события, в целях дальнейшего исследования в лабораторных условиях.

sample (forensic ecological examination)

рекультивация земель: Комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности и народнохозяйственной ценности нарушенных земель, а также на улучшение условий окружающей среды в соответствии с интересами общества.

land recultivation (recultivation of land)

22 судебно-экологическая экспертиза: Процессуальное действие лиц, обладающих специальными знаниями, которые дают заключение, отражающее ход и результаты исследования антропогенного воздействия на объекты окружающей среды.

forensic ecological examination

23 угроза причинения экологического вреда: Вероятность наступления негативных изменений объектов окружающей среды, которые не могут быть непосредственно установлены в ходе производства судебно-экологической экспертизы.

threat of environmental damage

24 ущерб, нанесенный объекту окружающей среды: Фактические экологические, экономические, социальные потери, возникшие в результате хозяйственной и иной деятельности человека.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *