Что понимается под универсальными техническими средствами
Понятие, классификация и принципы применения специальной техники органов внутренних дел
Понятие, классификация и принципы применения специальной техники органов внутренних дел
Перед тем, как разбирать назначение, классификацию, устройство и особенности применения специальной техники в органах внутренних дел необходимо разобраться со смыслом понятия «специальная техника».
Под термином «техника» в соответствии со словарем русского Ожегова С.И понимается, во-первых, совокупность средств, орудий производства, а также вообще приспособлений, содействующих более высокой производительности человеческого труда; во-вторых, совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле.
«Специальная» означает особенная, исключительно для чего-либо предназначенная, а также относящаяся к отдельной отрасли чего-нибудь, присущая какой-нибудь специальности. В данном случае термин «специальная» обозначает применение техники для обеспечения деятельности органов внутренних дел.
Выражение «специальная техника» в узком смысле изначально ассоциируется с собственно специальными техническими средствами (приборами, устройствами, приспособлениями). Однако при определении понятия «специальная техника» следует исходить из того, что оно включает в себя не только собственно технические средства, различные приборы и приспособления, но и определенные (специальные) знания, способы, приемы их эффективного применения.
Важная особенность состоит и в том, что специальная техника включает в себя технические средства и приемы их использования, применение которых в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц может ограничить некоторые права и свободы человека и гражданина. Поэтому применение специальной техники должно жестко регламентировано федеральными законами и применяться такая техника должна только в той мере, в какой это необходимо.
Таким образом, специальная техника органов внутренних дел – совокупность технических средств, устройств, систем, приспособлений и материалов, а также соответствующих тактико-технических приемов, используемых органами внутренних, дел для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности при условии соблюдения законности, а также для обеспечения повседневной деятельности органов внутренних дел.
Классификация специальной техники показана на рис. 1.1.
Рис. 1.1. Классификация специальной техники
Все технические средства, используемые в органах внутренних дел складываются из:
— технических средств, предназначенные для органов внутренних дел (например, поисковые приборы, специальная фото-, киноаппаратура);
— технических средств, приобретаемых в готовом виде, но приспособленные (преобразованные) с учетом специфики решаемых органами внутренних дел задач (например, спецтранспорт);
— технических средств, приобретаемых в готовом виде, которые по своим тактико-техническим данным пригодны для использования в органах внутренних дел без доработок (радиостанции, аппаратура звуко- и видеозаписи и т.д.);
В зависимости от сферы применения все технические средства подразделяются на технические средства, применяемые в повседневной, процессуальной, административно-правовой, в оперативно-розыскной деятельности и универсальные технические средства.
При осуществлении оперативно-розыскной деятельности применение полицией технических средств направлено на:
— решение задач по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений;
— выявлению и установлению лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;
— осуществлению розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;
— установлению имущества, подлежащего конфискации.
По форме применение средств специальной техники в ходе выполнения оперативно-розыскных мероприятий носит преимущественно негласный характер. Такие технические средства называются специальные технические средства, предназначенные для негласного получения информации или «оперативная техника».
Оперативная техника – совокупность специальных технических средств, приемов и методов их использования при осуществлении оперативно-розыскной деятельности. В качестве оперативной техники могут использоваться как специально разработанные технические средства, так и определённым образом доработанные неспециальные технические средства.
В перечень видов специальных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности входит 10 групп специальных технических средств, предназначенных для негласного: получения и регистрации акустической информации, визуального наблюдения и документирования, прослушивания телефонных переговоров, перехвата и регистрации информации с технических каналов связи, контроля почтовых сообщений и отправлений, исследования предметов и документов, проникновения и обследования помещений, транспортных средств и других объектов, контроля за перемещением транспортных средств и других объектов, получения (изменения, уничтожения) информации с технических средств ее хранения, обработки и передачи, идентификации личности.
Применение технических средств в процессуальной деятельности органов внутренних дел служит решению задач уголовно-процессуального права в целях обеспечения обнаружения, фиксации, изъятия, собирания и исследования доказательств по уголовным делам. Эти технические средства, приемы и методы их использования из общего понятия «специальная техника» выделены под наименованием – «криминалистическая техника», порядок применения которой регламентируется нормами уголовно-процессуального права.
Использование технических средств в административно-правовой деятельности носит гласный характер и подчинено решению задач административно-правовой деятельности органов внутренних дел. Порядок использования технических средств регламентируется нормами административного права.
Технические средства также широко применяются в повседневной и обеспечивающий деятельности органов внутренних дел. Это достаточно широкий круг средств от телефонов внутренней связи и персональных компьютеров до информационных и геоинформационных систем. Технические средства охранно-пожарной сигнализации и охранного телевидения применяются для охраны зданий, помещений, сооружений, территорий органов внутренних дел, системы контроля и управления доступом – для контроля прохода на территорию органов внутренних дел. Технические средства защиты информации применяются для предотвращения утечки информации по техническим каналам или при передаче по каналам связи.
Охрана имущества граждан является одной из обязанностей полиции. Для этого применяются технические средства тревожной и охранной сигнализации, включающие в себя объединенные в единую систему технические средства (извещатели, приборы приемно-контрольные, оповещатели и др.) для выдачи сигнала тревоги, обнаружения признаков проникновения нарушителя на охраняемый объект, сбора, обработки, передачи и представления информации о проникновении или попытки проникновения.
В зависимости от характера выполняемых задач нередко одни и те же технические средства могут быть отнесены к оперативной технике, криминалистической технике или к техническим средствам, использующимся в административно-правовой деятельности полиции. Примером этого может служить использование средств звуко- и видеозаписи. При негласном использовании в ходе осуществления ОРМ они относятся к оперативной технике, при использовании в процессуальной деятельности (например, для записи информации в ходе допроса) – к криминалистической технике. Такие средства специальной техники объединены под общим названием «универсальные технические средства».
Успешное применение технических средств сотрудниками органов внутренних дел предопределяется уровнем практической и теоретической подготовки каждого из них, важным составным элементом которой является знание и соблюдение им основных принципов использования технических средств.
Основным принципом деятельности органов внутренних дел является законность действий сотрудников. Этот принцип является основным и в случаях применения технических средств.
Также можно выделить принцип уважения прав и свобод личности, гуманности, научной обоснованности.
Принцип уважения прав и свобод личности, предусматривает допустимость применения технических средств в строгом соответствии с действующим законодательством, особенно в тех случаях, когда применением технических средств затрагиваются охраняемые законом права и свободы граждан, такие как: неприкосновенность жилища, тайна переписки и телефонных переговоров и другие права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации.
Принцип гуманности предписывает недопустимость применения технических средств в обстановке повышенной опасности для окружающих граждан и самого сотрудника, применяющего данное техническое средство, если имеется возможность устранить вредное воздействие. Например, применение портативных рентгеновских установок, обладающих низкой степенью защищенности от проникающей радиации, допускается только специалистом, одетым в специальный защитный костюм, при отводе посторонних граждан на безопасное расстояние.
Следующим принципом, которым необходимо руководствоваться при применении технических средств, является принцип научной обоснованности и эффективности применения технических средств. Сущность этого требования заключается в том, что при проведении мероприятий в каждом отдельном случае должны использоваться те технические средства, применение которых дает наибольший эффект при наименьших затратах.
Правовые основы применения технических средств органами внутренних дел
Правовая основа применения специальной техники – это система законодательных и подзаконных актов, а также устанавливаемых ими принципов и правил, определяющих допустимость использования либо регламентирующих организацию, порядок, условия, способы и результаты использования технических средств в обеспечении правопорядка.
Структура нормативно-правовых актов в области применения специальной техники показана на рис. 1.2.
Рис. 1.2. Структура законодательства
Законодательной основой правового регулирования применения специальной техники является Конституция Российской Федерации – основа всего федерального законодательства, ее нормы имеют прямое действие.
Требование ст. 23 Конституции РФ закрепляет право граждан на неприкосновенность частной жизни, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения. Не допускается распространение информации о частной жизни лица (равно как и сбор, хранение, использование сведений) без его согласия (п. 1 ст. 24), жилище неприкосновенно (ст. 25).
Однако, ст. 55 Конституции РФ предусматривает ограничение прав и свобод человека и гражданина федеральным законом, но только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Следовательно, применение правоохранительными органами технических средств возможно не только для получения в рамках закона необходимой информации, но и защиты на законных основаниях информационных и имущественных прав и свобод граждан.
В Российской Федерации приняты и действуют законодательные акты, которые содержат нормы, допускающие использование технических средств и соответствующих приемов и действий в процессе осуществления правоохранительной деятельности.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» полиция в своей деятельности обязана использовать достижения науки и техники, информационные системы, сети связи, а также современную информационно-телекоммуникационную инфраструктуру.
Полиция предписано применять электронные формы приема и регистрации документов, уведомления о ходе предоставления государственных услуг, взаимодействия с другими правоохранительными органами, государственными и муниципальными органами, общественными объединениями и организациями.
Полиция использует технические средства, включая средства аудио-, фото- и видеофиксации, при документировании обстоятельств совершения преступлений, административных правонарушений, обстоятельств происшествий, в том числе в общественных местах, а также для фиксирования действий сотрудников полиции, выполняющих возложенные на них обязанности.
П. 4 ст. 11, гласит, что Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел обеспечивает полиции возможность использования информационно-телекоммуникационной сети Интернет, автоматизированных информационных систем, интегрированных банков данных.
Согласно п. 18 ст. 12 ФЗ «О полиции» полиция обязана проводить экспертизу по уголовным делам, которая проводится также с использованием технических средств
В соответствии с п. 19 ст. 13 ФЗ «О полиции», полиция имеет право производить регистрацию, фотографирование, аудио-, кино- и видеосъемку, дактилоскопирование лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, заключенных под стражу, обвиняемых в совершении преступления, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, иных задержанных лиц, если в течение установленного срока задержания достоверно установить их личность не представилось возможным, а также других лиц в соответствии с федеральным законом.
В соответствии с п. 33 ст. 13 ФЗ «О полиции», полиция имеет право использовать в деятельности информационные системы, видео- и аудиотехнику, кино- и фотоаппаратуру, а также другие технические и специальные средства, не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан, а также окружающей среде; вести видеобанки и видеотеки лиц, проходивших (проходящих) по делам и материалам проверок полиции; формировать, вести и использовать банки данных оперативно-справочной, криминалистической, экспертно-криминалистической, розыскной и иной информации о лицах, предметах и фактах; использовать банки данных других государственных органов и организаций, в том числе персональные данные граждан, если федеральным законом не установлено иное.
Пунктом 25 ст. 12 ФЗ «О полиции» на полицию возлагаются обязанности по охране на договорной основе имущества граждан и организаций, обеспечивать оперативное реагирование на сообщения о срабатывании охранно-пожарной и тревожной сигнализации на подключенных к пультам централизованного наблюдения объектах, охрана которых осуществляется с помощью технических средств охраны.
П. 56 ст. 12 Указа Президента Российской Федерации от 01 марта 2011 года № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» к сфере полномочий МВД относит внедрение достижений науки, техники и положительного опыта в деятельность органов внутренних дел, а также развитие связи и автоматизированного управления в системе МВД России;
Полиция имеет право осуществлять оперативно-розыскную деятельность в соответствии с Федеральным законом от 12 августа 1995 г. «Об оперативно-розыскной деятельности», который является базовым актом в вопросах применения специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации (оперативной техники). Ст. 6 ФЗ «Об ОРД» разрешает оперативным аппаратам правоохранительных органов (субъектов ОРД) использовать в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемку, а также другие технические и иные средства, не наносящие ущерба жизни и здоровью людей и вреда окружающей среде.
Статья 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» позволяет использовать для решения задач оперативно-розыскной деятельности помощь специалистов, обладающих научными, техническими и иными специальными знаниями, а также отдельных граждан с их согласия на гласной и негласной основе.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.1996 № 770 утвержден Перечень видов специальных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности).
Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001 № 128-ФЗ к лицензируемому виду деятельности относит деятельность по разработке, производству, реализации и приобретению в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2002 г. N 526 утверждено «Положение о лицензировании деятельности по разработке, производству, реализации и приобретению в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность».
Ввоз и вывоз специальных технических средств регулируется постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2000 г. N 214 «Об утверждении положения о ввозе в российскую федерацию и вывозе из Российской Федерации специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, и списка видов специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, ввоз и вывоз которых подлежат лицензированию».
Указ Президента РФ от 01.09.95 № 891 «Об упорядочении организации и проведения оперативно-розыскных мероприятий с использованием технических средств» разграничивает полномочия Федеральной службы безопасности и МВД по проведению оперативно-розыскных мероприятий с использованием технических средств. Установлено, что контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений в интересах органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, возлагается на органы федеральной службы безопасности.
Оперативно-розыскные мероприятия, связанные с подключением к станционной аппаратуре операторов связи, в интересах органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, проводятся с использованием оперативно-технических средств органов федеральной службы безопасности. При отсутствии у органов федеральной службы безопасности на объектах связи необходимых оперативно-технических возможностей указанные мероприятия проводятся органами внутренних дел Российской Федерации, в том числе в интересах других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
Установлена юридическая ответственность физических и юридических лиц за незаконное использование специальных и иных технических средств, предназначенных для негласного получения информации.
Ст. 138 Уголовного кодекса РФ устанавливает ответственность за нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых и иных сообщений. При этом объективная сторона преступления выражается как в незаконном ознакомлении с содержанием телефонных переговоров и почтово-телеграфной корреспонденции, так и в придании огласке сообщенных гражданами друг другу сведений.
В части 3 ст. 138 УК РФ предусматривается ответственность за незаконное производство, сбыт или приобретение в целях сбыта специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации.
Кроме того, самовольное и несанкционированное использование специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, может быть квалифицировано как превышение власти или служебных полномочий. При этом ответственность определена в ст. 203 УК РФ «Превышение полномочий служащими частных охранных или детективных служб», а также в соответствии со ст. 286 «Превышение должностных полномочий».
В Кодексе Российской Федерации «Об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ содержатся нормы, устанавливающие административную ответственность (штраф в различных размерах минимальной оплаты труда) за неправомерные действия, связанные с проектированием, изготовлением, реализацией, установкой, эксплуатацией радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств и иным оборудованием, функционирующим на основе законов электроники и радиотехники (ст. 13.3, 13.4, 13.8), а также оборотом и использованием специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации (ст. 20.23, 23.24). Также, Кодекс закрепляет возможность использования различных технических средств в административной деятельности, при производстве по делу об административном правонарушении (ст. 26.5, 27.7–27.10, 27.14) с отражением соответствующей информации в протоколе.
Федеральный закон от 21.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» в ст. 34 указывает, что в целях осуществления надзора за подозреваемыми и обвиняемыми может использоваться аудио- и видеотехника. Кроме того, заключенные подвергаются личному обыску, дактилоскопированию и фотографированию, помещения, в которых они размещаются, – обыску, а их вещи и посылки – досмотру.
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (УПК РФ) содержит нормы, в которых подразумевается допустимость либо указана возможность использования технических средств, а также полученных с их помощью результатов в уголовном судопроизводстве (досудебном и судебном разбирательстве по уголовному делу).
Использование технических средств при производстве следственных действий во многом способствует получению достоверных и обоснованных доказательств. При этом в протоколе следственного действия должны быть указаны технические средства, примененные в следственном действии, а также условия и порядок их использования, объекты, к которым эти средства были применены, и полученные результаты. Обязательным условием (с отражением в протоколе) является предупреждение лиц, участвующих в следственном действии, о применении технических средств.
УПК РФ предусматривает участие специалиста, который, используя свои специальные знания и навыки, будет оказывать помощь в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств с помощью технических средств.
В производстве по делу об административном правонарушении возможно участие специалиста (ст. 25.8) и эксперта (ст. 25.9), обладающих необходимыми познаниями в технике и применении технических средств.
Доказательством по делу об административном правонарушении могут быть фактические данные, в том числе устанавливаемые показаниями специальных технических средств (ст. 26.2). К документам, признанным в качестве доказательств, могут быть отнесены материалы фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи, информационных баз и банков данных и иные носители информации (ст. 26.7). Показания специальных технических средств, утвержденных в установленном порядке в качестве средств измерения, имеющих соответствующие сертификаты и прошедших метрологическую проверку, отражаются в протоколе об административном правонарушении (ст. 26.8).
Применение специальной техники представляет собой процесс поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления информации, т.е. является информационной технологией. Правоотношения, возникающие при применении информационных технологий регулируются Федеральным законом от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Помимо регулирования отношений, связанных с применением информационных технологий, он регламентирует процессы поиска, получения, передачи, производства и распространения информации и обеспечении защиты информации.
Федеральный закон «О связи» от 07.07.2003 №126-ФЗ установил правовую основу деятельности в области связи, определил полномочия органов государственной власти по регулированию указанной деятельности, а также права и обязанности физических и юридических лиц, участвующих в указанной деятельности или пользующихся услугами связи. Законом определяются основные положения о связи в Российской Федерации.
Статья 16 посвящена сетям связи специального назначения, которые предназначены для нужд государственного управления, обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка. Порядок подготовки и использования ресурсов единой сети электросвязи Российской Федерации в целях обеспечения функционирования сетей связи специального назначения определен «Правилами подготовки и использования ресурсов единой сети электросвязи российской федерации в целях обеспечения функционирования сетей связи специального назначения» утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2006 г. N 103.
Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641 «Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS» определяет, что оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS подлежат технические средства и системы, специальная техника, а также транспортные средства.
В отдельную группу таких документов входят ведомственные нормативные акты по вопросам технической политики органов внутренних дел, акты, утверждающие перечень новых образцов технических средств, принятых на их вооружение, а также нормативные документы, регламентирующие нормы табельной положенности подразделений правоохранительных органов техническими средствами, сроки их эксплуатации.
Среди ведомственной нормативно-правовой базы применения специальной техники можно выделить акты, содержащие наиболее общие положения по применению технических средств и соответствующих приемов действий с ними, а также нормы, относящиеся к конкретным видам технических средств.
Контрольные вопросы
1. Что понимается под термином «Специальная техника»?
2. Как классифицируются технические средства?
3. Что понимается под термином «Оперативная техника»?
4. Какие виды технических средств входят в перечень технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации?
5. Какие виды технических средств применяются в процессуальной деятельности?
6. Какие виды технических средств применяются в административной деятельности?
7. Что Вы понимаете под универсальными техническими средствами?
8. На каких принципах основано применение специальной техники?
9. Назовите основные нормативно-правовые документы, регламентирующие применение специальной техники.
Литература
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ.
3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ.
4. Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001 № 128-ФЗ.
5. Федеральный закон «О связи» от 07.07.2003 №126-ФЗ.
6. Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 № 149-ФЗ.
7. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 № 144-ФЗ.
8. Федеральный закон от 21.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».
9. Федеральный закон «О полиции» от 07.02.2011 № 3-ФЗ.
10. Указ Президента РФ от 01.09.95 № 891 «Об упорядочении организации и проведения оперативно-розыскных мероприятий с использованием технических средств».
11. Указ Президента Российской Федерации от 01.03.2011 № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации».
12. Постановление Конституционного суда РФ от 31 марта 2011 г. N 3-П.
13. Перечень видов специальных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности. Утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.1996 № 770.
14. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.07.2002 № 526 «Об утверждении положения о лицензировании деятельности по разработке, производству, реализации и приобретению в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность».
15. Постановление Правительства Российской Федерации от 10.03.2000 N 214 «Об утверждении положения о ввозе в российскую федерацию и вывозе из Российской Федерации специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, и списка видов специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, ввоз и вывоз которых подлежат лицензированию».
16. Специальная техника ОВД: учебное пособие/ Вагапов Ж.А., Матижев П.В. – Чебоксары: Чебоксарский филиал Нижегородской академии МВД России, 2007. – 164 с.