Что понимается под управлением и на каких принципах оно основано

Раздел 4. Экономический механизм управления предприятием

Цель, задачи: Хозяйственная деятельность, представляя процесс взаимодействия определенной совокупности ресурсов, с необходимостью требует организации управления. Организационные отношения, складывающиеся между элементами структуры предприятия, определяют его организационную структуру. В данной теме рассматривается круг вопросов, раскрывающий понятие механизма управления, принципов его построения, сущность организационной структуры управления, основные типы ее и основные тенденции в развитии управления на современном этапе.

Оглавление

1.1. Задачи, механизм и принципы построения организационной структуры управления предприятием

Современное предприятие представляет собой комплекс взаимосвязанных элементов (факторов), образующих его структуру. Эти элементы обладают динамичностью и характеризуются особенностями их использования в хозяйственной деятельности. Для экономически обоснованного управления этой совокупностью элементов требуется определенный механизм управления. Он решает следующие задачи:

Механизм управления предприятием представляет собой систему административных органов и управленческих структур, при помощи которых решаются основные задачи и достигаются цели предприятия, происходит процесс установления внутренних связей между элементами, образующими структуру предприятия.

Основными принципами управления хозяйственной деятельностью являются:

Механизм управления состоит из следующих компонентов:

Функционирование механизма управления предприятием обеспечивается администрацией: директор, его заместители и помощники, начальники цехов, отделов и служб, специалисты конкретных направлений деятельности. Организация управления администрацией также основываются на ряде принципов. Это – функциональная пригодность, обеспечивающая гарантию надежного управления на всех уровнях; оперативность в выработке управленческих решений; минимизации уровней управления; минимизации затрат на выполнение управленческих функций.

1.2. Типы организационных структур управления предприятием

Все внутриорганизационные процессы на предприятии протекают в рамках организационных структур. Организационная структура фиксирует задачи, функции, права и обязанности за каждым структурным элементом. Управленческая деятельность предприятием не является исключением. Организационный механизм управления есть системы управленческих действий, приемов, процедур, направленных на реализацию функций предприятия.

Организационная структура отражает:

Различают следующие организационные структуры управления предприятием: традиционную (линейные, линейно-функциональные), дивизиональную, матричную и комбинированную.

Линейная структура образуется из взаимоподчиненных органов в виде иерархической лестницы. Руководитель в данном случае является линейным и в его ведении находятся все функции управления. Это обусловливает исключение противоречивых заданий, полноту ответственности за результаты работы и единоначалие. К недостаткам относится необходимость широкого кругозора руководителя для эффективного управления и высокая нагрузка на руководителя.

Функциональная структура управления основывается на общественном разделении труда и предполагает создание подразделений для выполнения определенных управленческих функций. Управленческое воздействие разделяется на линейное и функциональное. Достоинством этой структуры управления является более компетентное управление, но может возникнуть нарушение в единстве распорядительности и ответственности за работу.

Линейно-функциональная структура представляет такой тип структуры управления, в которой управленческие воздействия разделяются на линейные, которые обязательны для исполнения, и функциональные – рекомендательные для исполнения.

Дивизиональная структура управления (продуктовая) основана на делении предприятия на определенные блоки, каждый из которых обособленно производит и обслуживает потребности конечных потребителей в определенном виде продукта. Эта структура управления характерна для крупных предприятий, имеющих несколько видов производств. Руководители таких производств осуществляют управление и в линейном и и в функциональном аспекте. Но в связи с возникновением параллельных служб в каждом из производств увеличиваются расходы по содержанию управленческого аппарата.

Матричная структура управления основана на сочетании вертикальных линейных и функциональных связях управления с горизонтальными. Характеризуется такая структура управления гибкостью, быстро приспособления к изменениям внешней среды. На предприятии, наряду с постоянными функциональными отделами, образуются временные проектные группы для решения конкретных задач.

1.3. Основные направления развития внутрифирменного управления

В настоящее время успеха в коммерческой деятельности добиваются те предприятия, которые смогли:

Главными тенденциями развития управления предприятием выступают:

Выводы

Механизм управления предприятием представляет собой систему административных органов и управленческих структур, при помощи которых решаются основные задачи и достигаются цели предприятия, происходит процесс установления внутренних связей между элементами, образующими структуру предприятия.

Основными принципами управления хозяйственной деятельностью являются: научность и обоснованность методов управления; демократический принцип распределения функций управления; планомерность, пропорциональность и динамизм; непрерывность и надежность; целевая совместимость и сосредоточение усилий; эффективность управления; сочетания личных, коллективных и государственных интересов.

Организация управления администрацией также основываются на ряде принципов. Это – функциональная пригодность, обеспечивающая гарантию надежного управления на всех уровнях; оперативность в выработке управленческих решений; минимизации уровней управления; минимизации затрат на выполнение управленческих функций.

Организационный механизм управления есть системы управленческих действий, приемов, процедур, направленных на реализацию функций предприятия. Под организационной структурой управления понимается упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие предприятия как единого целого.

Организационная структура отражает: цели и задачи предприятия; функциональное разделение труда и объем полномочий работников; учет состояния социально-культурной среды предприятия. Различают следующие организационные структуры управления предприятием: традиционную (линейные, линейно-функциональные), дивизиональную, матричную и комбинированную.

Главные тенденции развития управления предприятием:

Источник

Принципы и законы управленческой деятельности

Что понимается под управлением и на каких принципах оно основано. Смотреть фото Что понимается под управлением и на каких принципах оно основано. Смотреть картинку Что понимается под управлением и на каких принципах оно основано. Картинка про Что понимается под управлением и на каких принципах оно основано. Фото Что понимается под управлением и на каких принципах оно основано

Сегодня поговорим про основные принципы и законы, на которых держится работа управленца.

Принципы

Принципов всего пять, и они выражают подход к решению любой управленческой задачи. На основе идеи, заложенной в этих принципах, построена вся методология «Три ступени».

Законы

А теперь про шесть основополагающих законов, нарушение которых чаще всего становится причиной сбоев в жизни организации.

1. «Процесс против результата»

Есть два взгляда на выполняемую работу: «Исполнение определенного процесса» и «Производство определенного продукта». Способы контроля, мотивация и ответственность в обоих вариантах совершенно разные и не могут быть эффективно применены в неподходящих ситуациях.

Суть закона в том, что не нужно пытаться жестко формализовать процесс производства продукта, в котором требуется творческий подход к делу. Если в процессе необходимо принятие решений, основывающихся на информации, которой нет в «базе знаний» предприятия, то жесткая формализация процесса и требование его соблюдать будет сильно мешать производительности. К тому же в таких процессах никакие схемы не могут предусмотреть всех нюансов или возникающих обстоятельств (собственно, поэтому и требуется «творческий подход» и принятие решений на месте). В такой ситуации гораздо важнее правильный человек на своем месте.

С другой стороны, существует множество процессов, в которых никакое творчество не только не требуется, но и вредно. Гораздо важнее четкое и предсказуемое повторение одних и тех же действий по одним и тем же правилам.

Для этих двух ситуаций совершенно по-разному выстраивается контроль, формируется система мотивации и логика ответственности исполнителя.

2. «Все нужное и ничего лишнего»

Предприятие можно представить как иерархическую структуру «черных ящиков», получающих ресурсы от «нижестоящих» и передающих произведенный продукт «вышестоящим». Любой требуемый ресурс должен исходить от конкретного поставщика. Любой продукт должен иметь конкретного потребителя и использоваться в реальном производстве его продукта.

Все сотрудники предприятия в процессе своей работы потребляют ресурсы этого предприятия (собственное рабочее время сотрудника — это тоже ресурс, принадлежащий предприятию). Естественно, ресурсы предприятия должны тратиться на решение задач этого предприятия и ни на что другое. У каждой работы, выполняемой сотрудником, должен быть вполне определенный и измеримый результат (продукт). Должно быть совершенно четко определено, кому, когда и на каких условиях этот продукт передается и как этот потребитель его использует в своей производственной деятельности. Нельзя «работать работу», нельзя тратить ресурсы на создание отчета «для информации».

С другой стороны, должно быть четко определено, кто, когда и на каких условиях поставляет вам необходимые ресурсы. Этот «поставщик» несет персональную ответственность перед предприятием за выполнение этих условий.

3. Закон Хрюшки Доси

Если нет разницы, зачем платить больше?

Если вы что-то требуете от сотрудника, то зачем это «что-то» будет делать сотрудник? Оно ему точно надо? Вы хотите, чтобы ваши люди начали делать что-то новое, больше, лучше, внимательнее, с меньшим количество ошибок и так далее. Но это вы хотите. Людям оно зачем?

Конкретному исполнителю должен быть конкретный смысл что-то делать или чего-то не делать «с завтрашнего дня». И этот смысл должен быть сопоставим с масштабом изменений.

4. «Гиря ответственности»

Ответственность за что-либо — как гиря, имеющая два свойства:

Для «внешнего мира» гирю всегда держит кто-то один, и именно он отвечает перед всем миром за нее. Если у вас «бригадный подряд», то для всех ответственным является бригадир, а уж как он разделит вес внутри бригады — это его проблемы, и они никак не касаются всего остального мира.

5. Законуборщицы на Луне

Идеально может работать только та система или тот механизм, который никому не нужен.

Только если какой-то функцией никто не пользуется, она может выполняться идеально. Если функция используется, всегда будут какие-то проблемы.

Уборщица решает задачу поддержания в чистоте определенного участка пола офиса, и люди, которые по этому полу ходят, являются источником помех в решении ее задачи, а значит, их нужно свести к минимуму, в идеале — убрать вообще. То есть лучше всего уборщица выполнит свою задачу в безлюдном офисе на Луне. Но дело в том, что весь смысл ее работы заключается именно в существовании мешающих ей людей, она для них работает и без них никому не нужна.

Можно привести множество примеров нарушения этого закона, когда ради «повышения эффективности» какого-либо процесса или функции жертвуют его смыслом.

6. «. И так сойдет»

С течением времени исполнитель поручения придет к тому, что будет не решать поставленную задачу, а сдавать вам отчет о ее решении, который вы (по его мнению) примете.

Это значит, что, поручая кому-то выполнить некую задачу, вы должны получить назад какой-то конкретный материальный результат, чтобы вообще понять, что задача выполнена. Это может быть отчет, отметка в журнале, пачка анкет опроса и т.д., не важно, что именно. Естественно, вашей целью является не отчет и не отметка в журнале, это лишь точка контроля исполнения. Вы решаете некую задачу, для которой нужно выполнение каких-то действий, которые вы собираетесь косвенно проконтролировать через эти отметки и отчеты.

Для исполнителя ваша задача совершенно не важна. Его задачей является именно отчет, отметки в журнале и пачка анкет. И именно эту задачу исполнитель будет решать, используя все возможности для «оптимизации производственного бизнес-процесса».

Такая тенденция существует всегда и возрастает обратно пропорционально иерархическому положению исполнителя в компании: чем ниже его уровень в иерархии, тем больше ему плевать на ваши реальные задачи и больше тяга халтурить при их выполнении.

Источник

Раздел 5. Менеджмент в системе бизнеса

Цель и задачи темы

Цель, задачи. Дать определение принципов управления. Раскрыть основные принципы, лежащие в основе формирования эффективного управления. Определить направления развития организационных, управленческих и информационных структур предприятия.

Оглавление

5.2.1. Принципы эффективного управления

Эффективное управление предприятием возможно только на основе научно обоснованных принципов. Объективной основой принципов менеджмента является система объективных экономических законов и ценностей, действующих в обществе. Это приводит к выработке правил и норм, регулирующих поведение персонала предприятия. Так формируются принципы управления коммерческой организацией. Они являются отражением объективных закономерностей практики управления.

В основе управленческой деятельности лежат следующие закономерности управления.

Принципы определяют требования к конкретной системе, структуре и организации предприятия. В менеджменте известны принципы, сформулированные У.Тейлором, А.Файолем, Г.Фордом, Г.Эмерсоном и др. В России разрабатывали принципы А.А.Богданов, А.К Гастев, П.М.Керженцев.

В современном менеджменте разработаны разные подходы классификации принципов. Наиболее общий подход разработан А.А. Беляевым и Э.М.Коротковым. Он основан на делении принципов на общие, частные и ситуационные в управлении деятельностью отдельных предприятий. Другой подход классификации принципов управления состоит в выделении принципов статического и динамического состояния организации, а также общих принципов организации. Он разработан Э.А.Смирновым. Также обоснована классификация принципов организации, включающая структурные принципы, принципы процесса, принципы конечного результата.

Принципы – это понятия, которые выражают убеждения, лежащие в основе управленческой деятельности. Это находит свое выражение в определенных правилах, нормах поведения субъекта управления. То есть это реализация закономерностей управления в практической деятельности по руководству организацией (предприятием).

К основным принципам можно отнести следующие.

Поскольку любая организация (предприятие) представляет собой социальную систему, то управление таким объектом должно строиться на принципах системного подхода. Важными из них являются:

5.2.2. Проектирование организационных, управленческих и информационных структур предприятия

Проектирование организационных, управленческих и информационных структур предприятия представляет собой процесс поиска соответствия между ситуационными факторами организации (цели и задачи, структура, персонал, технологии, размер предприятия, внешняя среда) и стратегическими целями. Итогом этого процесса является создание новой структуры организации, характеризующейся надежностью, устойчивостью и экономичностью.

Целями организационного проектирования могут быть:

Типы организационных структур управления предприятием

Все внутриорганизационные процессы на предприятии протекают в рамках организационных структур. Организационная структура фиксирует задачи, функции, права и обязанности за каждым структурным элементом. Управленческая деятельность предприятием не является исключением. Организационный механизм управления есть системы управленческих действий, приемов, процедур, направленных на реализацию функций предприятия.

Под организационной структурой управления понимается упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие предприятия как единого целого. Она включает в себя совокупность подразделений аппарата управления, их взаимозависимость и взаимосвязи. Между ними складываются горизонтальные и вертикальные связи. Горизонтальные связи носят характер согласования и выступают как одноуровневые. Вертикальные связи выражают подчинение и формируют иерархию управления. В структуре управления складываются линейные и функциональные связи. Линейные связи отражают взаимоотношения между линейными руководителями, которые отвечают за деятельность предприятия или структурного подразделения. Функциональные связи выражают взаимоотношения по реализации функций управления, обусловленных распределением полномочий.

Организационная структура отражает:

Различают следующие типы структур управления предприятием: традиционную (линейные, линейно-функциональные), дивизиональную, матричную.

Линейная структура образуется из взаимоподчиненных органов в виде иерархической лестницы. Руководитель в данном случае является линейным и в его ведении находятся все функции управления. Это обусловливает исключение противоречивых заданий, полноту ответственности за результаты работы и единоначалие. К недостаткам относится необходимость широкого кругозора руководителя для эффективного управления и высокая нагрузка на руководителя.

Функциональная структура управления основывается на общественном разделении труда и предполагает создание подразделений для выполнения определенных управленческих функций. Управленческое воздействие разделяется на линейное и функциональное. Достоинством этой структуры управления является более компетентное управление, но может возникнуть нарушение в единстве распорядительности и ответственности за работу.

Линейно-функциональная структура представляет такой тип структуры управления, в которой управленческие воздействия разделяются на линейные, которые обязательны для исполнения, и функциональные – рекомендательные для исполнения.

Дивизиональная структура управления (продуктовая) основана на делении предприятия на определенные блоки, каждый из которых обособленно производит и обслуживает потребности конечных потребителей в определенном виде продукта. Эта структура управления характерна для крупных предприятий, имеющих несколько видов производств. Руководители таких производств осуществляют управление и в линейном и в функциональном аспекте. Но в связи с возникновением параллельных служб в каждом из производств увеличиваются расходы по содержанию управленческого аппарата.

Матричная структура управления основана на сочетании вертикальных линейных и функциональных связях управления с горизонтальными. Характеризуется такая структура управления гибкостью, быстро приспособления к изменениям внешней среды. На предприятии, наряду с постоянными функциональными отделами, образуются временные проектные группы для решения конкретных задач.

Важную роль в эффективном управлении играют информационные системы. Управленческая информационная система (УИС) служит для содействия менеджеру в сборе первичной информации, в планировании и в контроле деятельности предприятия.

УИС предназначена для концентрации отобранных данных из систем совершения сделок и операций и внешних источников. Эта база данных позволяет сделать исходную информацию более удобной для обобщения информации менеджером.

Однако УИС имеют особенность, состоящую в том, что их возможности ограничиваются предоставлением определенной информации, но не позволяют содействовать поддержке выработки решений. Для этого создаются системы поддержки решений (СПР). СПР создаются как компьютерные системы, помогающие принять решения в условиях динамично изменяющегося содержания решаемых проблем. СПР позволяют на основе взаимодействия с УИС гибко, адаптивно и оперативно выработать обоснованное управленческое решение.

Появились и системы управления, основывающиеся на знаниях. То есть информационная система управления такого рода представляет определенный вариант искусственного интеллекта. Он позволяет не только систематизировать информацию о сделках, но и на основе программного продукта предлагать варианты управленческих решений.

Таким образом, рассмотренные типы управленческих систем расширяют возможности менеджмента по управлению предприятием и эффективному совершению сделок.

Специалисты в области проектирования информационных систем связывают процесс создания и использования подобных систем с их жизненным циклом. Так, выделяют 1-ю фазу определения содержания проблемы и возможностей создания информационной системы. 2-я фаза создание реальной системы с программным обеспечением для решения определенного круга управленческих задач. 3-я фаза внедрения подобной системы состоит в оперативном вводе системы в эксплуатацию. 4-я фаза состоит в развитии информационных систем. Как правило, успешная эксплуатация внедренной системы управления порождает желания дальнейшего развития информационных систем.

Основные направления развития внутрифирменного управления

В настоящее время успеха в коммерческой деятельности добиваются те предприятия, которые смогли:

Главными тенденциями развития управления предприятием выступают:

Источник

Что такое управление — полный обзор понятия + основные определения

Добрый день, дорогие читатели! Вас приветствует постоянный автор бизнес-журнала «Хитёр Бобёр» Эдуард Стембольский!

Пришла пора поговорить о том, какое значение в успешной коммерческой деятельности имеет управление (людьми, финансами, организацией в целом).

Данная статья будет полезна тем, кто занимается коммерцией и управляет собственным делом, кто хочет оптимизировать собственное время, а также всем, кто просто желает расширить свой кругозор в этой теме.

Что понимается под управлением и на каких принципах оно основано. Смотреть фото Что понимается под управлением и на каких принципах оно основано. Смотреть картинку Что понимается под управлением и на каких принципах оно основано. Картинка про Что понимается под управлением и на каких принципах оно основано. Фото Что понимается под управлением и на каких принципах оно основано

1. Что такое управление – общий обзор понятия

Рассмотрим это понятие в самом широком смысле.

Управление – это целенаправленное влияние на объект с целью его стабилизации или изменения в соответствии с поставленными задачами.

Необходимость в управлении производством возникла, скорее всего, сразу после возникновения последнего. С увеличение масштабов производственной деятельности человека управление развилось в прикладную науку: появились определенные принципы управления и его модели.

В более узком смысле управление есть деятельность, направленная на координацию работы коллектива и отельных его представителей в процессе производства товаров и оказания услуг.

Такая деятельность связана с организацией согласованных действий в масштабах компании и регулированием отношений индивида и предприятия.

Функции управления – эффективное использование рабочей силы и ресурсов для увеличения доходов производства и его развития. Научная база теории управления стала формироваться около 100 лет назад. Родоначальником теории управления считается инженер Фредерик Тейлор (США), основоположник научной организации трудовой деятельности.

На пустом месте управление не возникает: всегда нужен объект или процесс, которым нужно управлять.

Художник, когда пишет картину, сам по себе является и управленцем и орудием производства, а его работа представляет собой неделимый и единый процесс.

А вот, скажем, производство автомобиля состоит из огромного числа процессов, каждый из которых имеет смысл исключительно в том случае, если он подчинён конечной цели и скоординирован с другими процессами. Управление бизнесом невозможно без управления персоналом – это взаимосвязанные понятия, в которые в том числе входит подбор и найм персонала.

2. Теория управления – устройство, процессы, системы

Теория управления – наука, изучающая принципы и методы контроля и координации различных систем или объектов. В социально-экономических системах данная наука использует различные приёмы регулирования деятельности групп людей (наций, региональных объединений, всего мирового сообщества).

Объекты управления могут быть следующими:

В качестве объекта приложения сил можно рассматривать даже самого себя: человек вполне способен научиться более эффективно управлять своим временем, поведением, эмоциями и деловыми качествами.

Во многом теория управления связана с понятием «менеджмент», но имеет при этом более общие задачи и не всегда связана с бизнесом и коммерцией. Что такое менеджмент, мы уже более подробно рассказывали в одной их предыдущих статей.

Система управления имеет вертикаль и горизонталь.

Объяснить это проще можно на примере управления предприятием: вертикаль представлена директором, заместителем, начальниками отделов и бригадирами, горизонталь – директорами по персоналу, снабжению, продажам.

Взаимодействие вертикальных и горизонтальных структур представляет собой сложную систему, которая при стабильном функционировании усиливает и ускоряет производственный процесс, а не тормозит его. Существуют специальные инструменты и методы управления, регламентированные должностными инструкциями, штатным расписанием и прочими документами.

Процесс управления – совокупность определенных видов деятельности, направленных на развитие организации и достижение стоящих перед ней целей.

Для данного процесса характерна непрерывность, циклическая повторяемость отдельных фаз (сбор информации, обработка, принятие решений и их выполнение), постоянное развитие.

3. ТОП-7 популярных видов управления

Ниже рассмотрим самые популярные из них.

Что понимается под управлением и на каких принципах оно основано. Смотреть фото Что понимается под управлением и на каких принципах оно основано. Смотреть картинку Что понимается под управлением и на каких принципах оно основано. Картинка про Что понимается под управлением и на каких принципах оно основано. Фото Что понимается под управлением и на каких принципах оно основано

Вид 1. Государственное и муниципальное управление

Государственное управление представляет собой деятельность структур государственной власти, направленную на воплощение в жизнь определенного политического курса страны.

Такой вид деятельности осуществляется должностными лицами – чиновниками и представителями законодательной власти.

Существует несколько подходов к государственному управлению:

Политический подход предполагает максимально полное воплощение в жизнь «воли народа». Служащие аппарата при таком подходе должны быть подчинены текущим интересам граждан, а органы исполнительной власти должны представлять собой социальное общество в миниатюре.

В управленческом подходе основные ценности – это эффективность, экономичность и практичность. Характерным признаком такого подхода выступает применение термина «государственный менеджмент» как синонима государственного и экономического управления. Такая модель практикуется, в частности, в Новой Зеландии, Канаде, ряде европейских стран.

Муниципальное управление – воплощение госуправления на местах, имеющее целью повышение уровня жизни локальных групп населения. Муниципальные органы не создают законов, а следят за их выполнением, а также управляют собственными службами и предприятиями.

Вид 2. Управление производством

Руководство предприятия обычно само определяет, какой будет схема управления производством. Бесперебойное функционирование компании напрямую зависит от строго соблюдения иерархии. Первое лицо компании обязано не только разбираться в структуре производства, но и грамотно подбирать представителей вертикальной цепи управления.

В широком смысле управлять производством – значит, вести его к завоеванию рынка с минимумом затрат и максимумом эффективности. При этом моральное (и материальное) удовлетворение должны получать все участники процесса, включая рядовых сотрудников.

Современные методы управления производством основаны на таких принципах, как:

Такое устройство управления носит название «процессного» и ориентировано преимущественно на бизнес-процессы, направленные не просто на получение стабильного дохода, но и на удовлетворение клиентских потребностей.

Вид 3. Стратегическое управление

Такое управление всегда ориентируется на человеческий потенциал как на основную ценность и движущую силу организации.

Стратегический менеджмент ориентирует производство на актуальные потребительские запросы и предполагает гибкость и готовность к постоянным изменениям в структуре и устройстве организации. Этот вид позволяет организации развиваться и выживать в конкурентных условиях.

Вид 4. Оперативное управление

Еще его называют операционным.

Ежедневное управление компанией, основанное на принятой стратегии. Такой вид управления предполагает разработку тактических целей и определённых планов действий.

Другими словами, это логическое продолжение стратегического управления. Лица, ответственные за ситуационное управление, должны разрабатывать конкретные шаги и действия для достижения долгосрочных целей.

Цель оперативного управления – реализация повседневных планов и коррекция деятельности при отклонении от их исполнения.

Вид 5. Управление финансами

Целенаправленный процесс перераспределения денежных ресурсов между субъектами финансовой системы. Субъекты финансового управления – специальные службы и органы (финансовый аппарат). Синоним данного понятия – финансовый менеджмент.

Управлять можно финансами предприятия, компании, личными финансами. Контроль денежных ресурсов – важнейшая отрасль экономического управления. На государственном уровне управление денежными потоками осуществляет Министерство Финансов.

Вид 6. Управление персоналом

Управление людьми (персоналом) – основополагающее понятие современной экономики. Данный вид деятельности отвечает за наём, развитие, ротацию, мотивацию и обучение персонала организации.

Долгосрочная задача управления персоналом – достижение целей предприятия, увеличение его прибылей посредством использования труда и таланта своих сотрудников.

В современном бизнесе такая деятельность имеет несколько целевых направлений:

Если раньше отношения между работодателем и работником регулировались жестким регламентом, то сейчас в большинстве организаций создаётся атмосфера сотрудничества и взаимопонимания.

Рядовые работники компании полностью вовлекаются в процесс достижения целей фирмы. В идеале интересы сотрудников должны совпадать с интересами самой компании. Ответственность за человеческие ресурсы лежит на кадровых работниках, руководителях вертикального уровня.

Эффективное управление персоналом включает следующие пункты:

В современной литературе, посвященной теории и практике успешного бизнеса, вместо понятия «управление персоналом» часто употребляется термин «HR-менеджмент».

Более наглядное представление об управлении персоналом даёт следующая таблица:

Направление деятельностиМетоды достижения целей
1Формирование персоналаПланирование, привлечение персонала, отбор кандидатур, тестирования, собеседования, заключение трудовых договоров, прогнозирование эффективной структуры персонала
2Стабилизация персоналаОценка деятельности труда сотрудников, поощрения, определение квалификации и персональных навыков сотрудников
3Использование персоналаПродвижение работников, управление их карьерой, улучшение морального и психологического климата в компании

Вид 7. Управление рисками

Управление рисками – другое название риск-менеджмента, процесс принятия управленческих решений, направленных на снижение возможности возникновения нежелательных ситуаций в процессе производственной деятельности.

Лица, отвечающие за управление рисками, должны работать с информацией, составлять прогнозы и рассчитывать возможные изменения прибылей организации, связанные с различными факторами влияния.

4. Разбор важных принципов и моделей управления бизнесом и организацией

В конце прошлого века традиционный метод управления бизнесом по инструкциям уступил место управлению по целям, ценностям и социальным потребностям. Однако принципы управления в целом остаются неизменными со времени их формулировки основателем классической школы управления Анри Файолем.

Что понимается под управлением и на каких принципах оно основано. Смотреть фото Что понимается под управлением и на каких принципах оно основано. Смотреть картинку Что понимается под управлением и на каких принципах оно основано. Картинка про Что понимается под управлением и на каких принципах оно основано. Фото Что понимается под управлением и на каких принципах оно основано

Эти принципы таковы:

А теперь рассмотрим, как воплощаются данные принципы на практике.

Разделение труда – естественный способ производить большее количество продукции лучшего качества, прилагая минимальные усилия. То есть усилия сотрудника направлены на меньшее число объектов, что позволяет ему совершенствовать свои умения, не отвлекаясь на посторонние задачи.

Управление сельским хозяйством в Нидерландах, где каждый фермер имеет узкую специализацию и занимается своим делом. Одни выращивают определенные виды овощей, уделяя основное внимание качеству, а не количеству продукции, другие отвечают за хранение урожая, третьи – за его транспортировку. Правительство при этом четко обозначает задачи сельскохозяйственной отрасли и оказывает фермерам посильную финансовую поддержку.

Единство руководства обозначает на практике подчинение конкретной организации только одному руководителю. Цели и долгосрочные планы компании также должны разрабатываться единым штабом. Двойные приказы и неопределенность целей всегда являются источником конфликтов и напряжения в коллективе.

Принцип иерархии – это создание эффективной цепи вертикального управления организацией. Приказы, идущие из «генштаба», должны пройти через каждого руководителя, прежде чем достигнут необходимого уровня. На практике это означает осведомлённость всех вертикальных руководителей о внедрении на производстве конкретных приказов и планов руководства.

Принцип дисциплины обеспечивает стабильные отношения между руководством и наёмными сотрудниками. За невыполнение работниками определенных договором отношений начальство вправе применять санкции и меры дисциплинарной ответственности. Общие интересы в конфликтных ситуациях должны преобладать над личными.

Неплохой сотрудник часто является на рабочее место с опозданием, оправдываясь семейными или бытовыми проблемами. Начальству следует обязательно применить к такому работнику санкции, иначе это навредит общему корпоративному духу.

Современные модели управления бизнесом можно представить в виде наглядной схемы:

Что понимается под управлением и на каких принципах оно основано. Смотреть фото Что понимается под управлением и на каких принципах оно основано. Смотреть картинку Что понимается под управлением и на каких принципах оно основано. Картинка про Что понимается под управлением и на каких принципах оно основано. Фото Что понимается под управлением и на каких принципах оно основано

5. 5 бесценных советов по управлению компанией

Управление компанией будет более продуктивным, если придерживаться следующих рекомендаций:

Другими словами, эффективный руководитель должен грамотно совмещать ситуационное управление со стратегическим, уметь делегировать задачи представителям вертикальной цепи и мотивировать своих подчиненных, а также создавать команду.

6. Что значит управление собственной жизнью – секреты от Питера Друкера

Питера Друкера называют основоположником современного менеджмента. В ходе многолетних наблюдений этот ученый пришёл к выводу, что отличные специалисты и профессионалы в своей области редко становятся успешными руководителями.

Причина проста: управление – совершенно особенный вид деятельности, результативность которого напрямую зависит от индивидуальной эффективности человека.

Друкер доказал, что эффективность – не есть чисто врожденное качество, ей можно научиться и её можно развить, используя практические методики. В своей книге «Эффективный руководитель» Друкер подробно рассматривает 5 методов выработки навыков продуктивного поведения.

Вкратце они выглядят следующим образом:

Особое внимание в книге уделено «хронофагам» — ежедневным делам и стереотипам поведения, пожирающим ваше личное время. В Сети можно найти фрагменты данного труда и ознакомиться с ними детально.

Напоследок рекомендую вам посмотреть видео о том, как стать великим управленцем.

Фишками и секретами делится Алекс Яновский — известный менеджер и предприниматель:

Если вы просмотрели видео, то поняли принципиальную разницу между самореализацией менеджера, предпринимателя и специалиста. А кем бы хотели стать вы согласно данной классификации?

Напишите, что думаете об этом в комментариях к статье.

7. Заключение

Друзья, давайте подведем итоги.

Теперь вы знаете что такое управление, лучше осведомлены о его функциях, задачах и методах. Надеюсь, что мои советы помогут вам достичь практических целей в деле управления бизнесом, группами людей, собственной жизнью и личным временем.

Если данная статья натолкнула вас на какие-то идеи или мысли, смело высказывайте их в комментариях и отзывах!

Всего вам самого доброго!

Что понимается под управлением и на каких принципах оно основано. Смотреть фото Что понимается под управлением и на каких принципах оно основано. Смотреть картинку Что понимается под управлением и на каких принципах оно основано. Картинка про Что понимается под управлением и на каких принципах оно основано. Фото Что понимается под управлением и на каких принципах оно основано

Разработчик сайтов, фрилансер. Учился в МГУПИ города Ставрополя по специальности “Прикладная информатика в экономике”, но бросил институт на третьем курсе. Имеет опыт работы официантом, почтальоном, грузчиком.

Рассматривает сайты как источник постоянного пассивного дохода. С партнером запустил с нуля более 25 интернет-ресурсов.

Сооснователь и редактор ХитёрБобёр.ru до 2019 года, на сайте отвечал за семантическое ядро и SEO-продвижение.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *