Что понимается под управляющей системой каковы ее основные подсистемы
Управляемые системы и их особенности
|
Системы, которые обладают свойством изменять свое поведение, переходить в разные состояния под влиянием различных управляющих воздействий, называются управляемымисистемами.
В управляемых системах всегда присутствует орган, осуществляющий функции управления, т.е. субъект управления (управляющая часть), и имеется объект управления (управляемая часть).
При решении задач управления выделяют два типа входных величин: управляющие воздействия Х и возмущающие воздействия М.
К управляющимвоздействиям относятся такие величины, значениями которых можно распоряжаться при управлении системой и можно их изменять с целью осуществления движения в желаемом направлении.
Возмущающие воздействия оказывают влияние на движение, и их в процессе управления нельзя изменять, а надо учитывать при выработке управляющих воздействий.
Воздействие самой системы на окружающую среду характеризуется значениями ее выходных величин Y. Совокупность выходных величин позволяет субъекту управления соответствие результатов целям управления. Выходные величины, как правило, изменяются с изменением входных величин.
|
На результаты работы системы влияют и возмущения внутреннего характера, возникающие в самой системе. Внутреннее состояние системы можно охарактеризовать совокупностью значений m, определяющих ее поведение (рис. 3).
Рис. 3. Характеристика системы
Таким образом, для характеристики системы и ее поведения можно выявить три группы переменных:
· входные переменные или входные воздействия X и М, представляющие сигналы, генерируемые во внешней среде и влияющие на поведение системы;
· выходные переменные или переменные, характеризующие реакцию системы Y и позволяющие описать некоторые стороны поведения системы;
· переменные состояния системы m, характеризующие динамическое поведение системы.
Понятие организации и системы весьма близки друг другу. Объясняется это тем, что организация есть частный случай системы.
Люди объединяются для того, чтобы своей деятельностью удовлетворить потребность отдельного человека, коллектива или общества. Для того, чтобы обширный комплекс людей, машин, материалов и других ресурсов смог функционировать как единое целое, необходимо их объединение, превращение в организацию, создание специальной системы.
Первым, кто обратил внимание на необходимость создания систем, организующих труд людей для решения стоящих перед ними задач, был наш соотечественник А.А. Богданов. Он писал:
Современная наука стремится представить организацию как систему, состоящую из взаимозависимых частей и переменных, и рассматривает организацию как социальную систему, входящую в состав более широкой системы общества.
Ниже приводятся отличительные черты организации как социальной системы.
· Члены организации представляют собой общность людей, объединенных для достижения общей цели.
Организация представляет собой некоторую систему, в которой люди иерархически соединяются между собой в общность для достижения поставленной цели.
2. Социальные организации, их классификация
Социальная организация |
Социальные организации— это системы, создаваемые человеком, которые объединяют людей и в функционировании которых человек играет активную роль.
Социальные организации имеют многообразные формы. В качестве примеров можно назвать: предприятие, больницу, вуз, школу, политическую партию, спортивное общество и т.д.
В деятельности этих организаций важную роль играют отношения между людьми, поэтому социальная организация является предметом исследования многих общественных наук.
Есть несколько подходов к классификации социальных организаций.
· добровольные организации, члены которых объединены на добровольной основе: церкви, политические партии, клубы и т.д.;
· принудительные организации, членами которых становятся принудительным путем: армия, начальная школа, места заключения, психиатрическая больница и т.д.;
· унитарные организации, члены которых объединяются для достижения общих и индивидуальных целей. Это предприятия, банки, высшие учебные заведения и т.д.
Как и системы, организации подразделяются на искусственные и естественные.
Первые создаются искусственным путем: они проектируются, затем строятся, реализуются на практике. Примерами искусственных организаций являются предприятия, школы, больницы и др.
Вторые возникают без предварительного проектирования и других заранее намеченных действий. В качестве примера можно назвать стихийно возникающие поселения людей.
Различают организации и по характеру деятельности.
Следует также отметить, что социальные организации, как правило, относятся к классу открытых систем.
Производственные организации |
К социальным организациям относится группа производственных организаций.
Производственная организация, как система, представляет собой совокупность элементов и связей между ними. Она создается в процессе организации и выступает в качестве предприятия.
Предприятие, являясь социальной системой, состоит из подсистем, которые могут быть сгруппированы по различным признакам. В единой системе предприятия выделяются иерархические, функциональные, кибернетические системы, каждая из которых в свою очередь может одновременно рассматриваться и как ступень иерархии, и как функциональная, и как кибернетическая система.
Предприятие является сложной иерархической системой, в которой в качестве ступеней иерархии выступает производство, цех, участок, рабочее место. На всех ступенях иерархии могут быть выделены функциональные системы. Как кибернетические системы, они имеют объект и субъект управления.
На предприятии могут быть выделены частные функции в виде относительно обособленных комплексов. Реализующие эти функции виды деятельности обладают определенной самостоятельностью и целевой направленностью, что позволяет их объединить в функциональные подсистемы:
1. подсистемы процесса производства: подготовки производства, основных производственных процессов, процессов производственной инфраструктуры, материально-технического снабжения производства, маркетинга и сбыта продукции;
2. подсистемы, определяющие состав элементов производственного процесса: функционирования орудий труда, организации труда, движения предметов труда, организации информационных потоков;
3. подсистемы, обеспечивающие интеграцию всех производственных процессов: формирования производственной структуры, организации оперативного планирования производства, организации внутрипроизводственных отношений.
Каждое звено (подразделение) предприятия и каждая функциональная подсистема являются и кибернетическими системами. Они имеют объект и субъект управления, соединенные между собой каналами прямой и обратной связи.
Производственным организациям, несмотря на их многообразие, присущ ряд общих свойств:
· Ориентация деятельности предприятия на социальные потребности. Производственные организации создаются для удовлетворения потребностей общества в материальных благах.
· Целенаправленность, как свойство производственной системы, определяет, что система может иметь несколько целей. Они могут быть внешними и внутренними. Деятельность организации строится таким образом, чтобы поставленные цели были достигнуты.
· Целостность производственной организации рассматривается как свойство, обеспечивающее взаимосвязи людей, орудий и предметов труда в процессе производства и реализации товаров и услуг.
· Интегрированный характер системы. В состав производственной организации входят различные подразделения, объединенные общими целями и общей программой развития.
· Наличие единого центра управления (субъекта управления), роль которого заключается в координации деятельности участников производственного процесса путем управляющих воздействий.
· Иерархическая структура системы. Производственные организации имеют иерархическую структуру.
· Способность решать возникающие проблемы.
Модель организации |
Модель производственной организации непосредственно основывается на концепции социальных систем и помогает представить составляющие организации, ее инструментальные и поведенческие переменные.
Структура концептуальной модели организации приведена на рис. 4.
Описание социальной системы может быть осуществлено с помощью выделения ряда переменных, ее характеризующих. Эти переменные можно разбить на три класса: первичные переменные, переменные управления, переменные эффективности.
Управляющая и управляемая система, их взаимосвязь.
Каждая социально-экономическая система состоит из двух самостоятельных, но взаимосвязанных подсистем: управляющей и управляемой.
Управляющая подсистема выполняет функции управления производством и включает в себя аппарат управления со всеми работниками и техническими средствами. В управляющей подсистеме выделяются следующие элементы:
-планирующий – определяет перспективу развития и будущее состояние системы производства;
-регулирующий – направлен на поддержание и совершенствование установленного режима работы предприятия;
-учетный и контрольный – направлены на получение информации о состоянии управляющей системы.
Управляющая подсистема (субъект управления) на основе информации, поступающей из окружающей систему среды и от внутренних подсистем и элементов сисетмы вырабатывает цель или набор целей, которую следует достичь и осуществляет соответствующее воздействие на управляющую подсистему.
Управляемая подсистема осуществляет многообразные процессы производства и состоит из участков в составе определенных групп рабочих мест, цехов в составе основных и вспомогательных участков, предприятия в составе основных и вспомогательных цехов, функционирование которых взаимосвязано и взаимообусловлено.
Управляемая подсистема (объект управления) воспринимает управляющее воздействие (сигнал команды управления), поступающее от субъекта управления, выполняет их и сообщает управляющей подсистеме о своих действиях, своем состоянии и состоянии среды.
Выделяют 3 вида объектов управления:
По функциональному признаку управляемая подсистема делится на:
1. Техническую, представляющую собой взаимосвязанный и взаимообусловленный комплекс машин и оборудования, с помощью которых могут решаться конкретные задачи. Непосредственно на предприятии технической подсистемой являются производственные мощности, при этом подвижность данной подсистемы определяется физическим и моральным износом оборудования, техническим прогрессом и финансовыми средствами, выделяемыми на обновление производства.
2. Технологическую, представляющую ряд последовательно протекающих по определенным нормам и правилам процессов и стадий производства. Ее элементами являются предметы труда, отдельные операции и процессы. По сравнению с технической данная подсистема под воздействием НТП изменяется быстрее, что позволяет более рационально и эффективно использовать оборудование, площади и труд людей.
3. Организационную, заключающуюся в единстве технических и экономических процессов и выражающуюся в их упорядочении. Целью организации является обеспечение максимального производственного эффекта с минимальными затратами труда.
4. Экономическую, в которую входят природные, трудовые, материально-вещественные и информационные ресурсы. Данная подсистема создается по сложной иерархической структуре, которая предусматривает сочетание централизованного управления с самостоятельностью отдельных элементов и наличие вертикальных связей по иерархии и горизонтальных между элементами одного уровня.
Система управления должна отвечать ряду требований. Во первых, между элементами существуют причинно-следственные связи, которые должны быть установлены между управляющей и управляемой подсистемами. Эти подсистемы реагируют на изменения, возникающие в одной из них, что возможно лишь при наличии обратной связи. При ее отсутствии эффективность управления сводится к минимуму. Во-вторых, система управления является динамичной, т.е. обладает способностью изменять качественное состояние. В–третьих, управление осуществляется лишь при наличии в системе параметра, в случае воздействия на который, можно изменить течение процесса.
Система управления строится на трех основных принципах:
1. Принцип иерархичности – рассматривает большие и сложные системы как многоуровневые, которые требуют деления всей системы на элементы. Каждая ступень управляет нижестоящей и одновременно является объектом управления по отношению к вышестоящему уровню.
2. Принцип необходимого разнообразия заключается в том, что управляющая система должна обладать не меньшей сложностью, чем управляемая. Т.е. невозможно спроектировать простую систему управления для сложной системы производства.
3. Принцип обратной связи состоит в том, что управление может осуществляться только тогда, когда управляющая система будет получать информацию об эффекте достигнутом тем или иным действием управляемой системы о достижении или не достижении запланированного результата.
Управляющая и управляемая подсистемы системы управления
Система управления (СУ) организацией включает в себя совокупность всех служб организации, всех подсистем и коммуникаций между ними, а также процессов, обеспечивающих заданное функционирование.
Система управления делится на две подсистемы: управляющую и управляемую. Для осуществления функций управления управляющая подсистема должна располагать необходимыми ресурсами (материальными, трудовыми, финансовыми), обеспечивающими реализацию управленческих воздействий. Управляющая подсистема выполняет функции управления производством. Она включает в себя аппарат управления со всеми работниками и техническими средствами: устройства связи, сигнализации, счетную технику и т.д. В каждом хозяйственном звене управление решается по-разному, т.е. количество ступеней и количество управляющих органов на каждой ступени определяется целями, задачами и функциями управления.
Каждая организация, объединение, отрасль и народное хозяйство в целом управляется только определенным органом. Этот орган наделен полнотой прав и имущественной самостоятельностью, требуемыми для управления. Для оперативного решения вопросов необходим минимум инстанций управления. При этом требуется четкое разграничение ответственности отдельных ступеней управления и их функций.
В свою очередь управляющая подсистема состоит из двух частей: управляющая производством и управляющая процессами дальнейшего совершенствования как производства, так и самой управляющей подсистемы.
В управляющей подсистеме выделяются следующие элементы: планирующий (определяет перспективу развития и будущее состояние системы производства); регулирующий (направлен на поддержание и совершенствование установленного режима работы предприятия); маркетинг; учетный и контрольный (получение информации о состоянии управляющей подсистемы). Необходимость наличия этих элементов в системе основана на сущности управления и потребности выполнения соответствующих функций.
Управляемая подсистема осуществляет многообразные процессы производства. В нее входят участки в составе определенных групп рабочих мест, цехи в составе производственных и вспомогательных участков, предприятия в составе основных и вспомогательных цехов, отрасли в составе предприятий и т.д. Их функционирование взаимосвязано и взаимообусловлено. Управляющая и управляемая подсистемы образуют систему управления хозяйством.
Управляющая подсистема непрерывно посылает в управляемую подсистему информацию в виде управленческих решений. Основой для выработки управленческих решений является информация управляемой подсистемы и информация, поступающая из внешней среды. Под влиянием решений осуществляется взаимодействие между элементами системы.
Дата добавления: 2015-09-13 ; просмотров: 120 ; Нарушение авторских прав
Управление в обществе. Управляющая и управляемая подсистемы
Управление в обществе
Управление (в социальной сфере) кем-либо представляет собой осознанное, закономерное и целенаправленное воздействие одних субъектов на других субъектов с целью получения желаемого результата.
Система – определенная совокупность элементов, объединенных устойчивыми причинно-следственными связями, оказывающих взаимное влияние друг на друга в процессе фунционирования.
Элемент — структурообразующая часть системы. Элементу присуще одно или несколько свойств, которые определяют его место во внутренней организации системы. Свое назначение элемент может выполнять только при условии, если будет взаимодействовать с другими элементами системы.
Система управления – это механизм для реализации постоянного воздействия вышестоящих элементов на нижестоящие для достижения целей управления.
Ограничения системы управления:
Общие требования к управлению:
Сущность социального менеджмента определяет структуру его системы. Она состоит из следующих компонентов:
Субъект управления – элемент системы управления, предназначенный для выработки и реализации управляющих воздействий, направленных на изменение или сохранение состояния объекта управления в целях функционирования системы.
К субъектам управления относятся население, органы власти (федеральные, региональные, местные), органы местного самоуправления в муниципальных образованиях, гражданские институты общества и институт менеджмента.
К объектам управления относятся социальные процессы, социальная сфера, социальные ресурсы на разных уровнях управления.
Управляющая и управляемая подсистемы
Каждая социальная система состоит из двух самостоятельных, но взаимосвязанных подсистем:
К управляемой подсистеме относятся все элементы, обеспечивающие непосредственный процесс создания материальных и духовных благ или оказания услуг.
В социальной системе и в ее крупных частях (управляемой и управляющей подсистемах) явно просматриваются однородные группы элементов, образующих своеобразные системы меньшего уровня:
Техническая система представляет собой сочетание отдельных технических средств из множества отдельных видов различного оборудования. Например, в социально-экономических системах она выражает производственные мощности предприятия, организации, отрасли, с помощью которых люди в процессе материального производства способны производить продукцию заданного качества и в определенном количестве.
Технологическая система основана на делении материального или духовного производства на стадии и процессы. Элементами технологической системы являются предметы труда, отдельные операции и процессы. Данная система представляет собой набор правил и норм, определяющих последовательность операций в процессе материального или духовного производств и управления ими.
Организационная система с помощью разработки структуры управления, соответствующих положений и инструкций позволяет рационально использовать технические средства, предметы труда, информацию, площади и трудовые ресурсы.
Экономическая система представляет собой единство хозяйственных и финансовых процессов и связей.
Социальная система является совокупностью социальных отношений, образуемых в результате совместной деятельности людей и социальных групп. Именно социальная система совместно с экономической определяет цели материального и духовного производства, общественной политики, формирует принципы и методы их организации.
Все системы взаимосвязаны. При этом техническая, технологическая и организационная системы в совокупности обеспечивают и характеризуют организационно-техническую сторону управления, а экономическая и социальная — социально-экономическую.
Каждое звено, характеризующее уровень управления социальными системами, состоит из управляемой и управляющей подсистем, находящихся во взаимной связи и зависимости. Например, предприятия являются первичными звеньями в иерархии управления отраслями и регионами народного хозяйства. Они составляют часть структуры экономики и в то же время представляют собой основные звенья народного хозяйства, определяющие экономическую структуру современного общества.
Связь между управляющей и управляемой системами осуществляется с помощью информации (в прямой и обратной связях), которая служит основой для выработки управленческих воздействий и решений, поступающих из управляющей системы в управляемую для исполнения.
Каждая социальная система самоуправляема. В то же время в процессе управления она испытывает внутренние и внешние воздействия. Внешние и внутренние воздействия в любой системе тесно связаны между собой и взаимно обусловливают друг друга: чем значительнее одно, тем меньше роль другого.
Управляемые системы и их особенности
Системы, которые обладают свойством изменять свое поведение, переходить в разные состояния под влиянием различных управляющих воздействий, называются управляемыми системами. В управляемых системах всегда присутствуют орган, осуществляющий функции управления, т. е. субъект управления (управляющая часть), и объект управления (управляемая часть).
На каждую систему с помощью множества внешних воздействий оказывает влияние окружающая среда. Эти внешние воздействия называют входными величинами (входными переменными системы), а элементы системы, к которым приложены входные воздействия, – входами системы. При решении задач управления выделяют два типа входных величин: управляющие воздействияXи возмущающие воздействия М. К управляющим воздействиям относятся такие величины, значениями которых можно распоряжаться при управлении системой и изменять их с целью осуществления движения в желаемом направлении. Возмущающие воздействия оказывают влияние на движение, и их в процессе управления нельзя изменять, а надо учитывать при выработке управляющих воздействий.
Понятия «организация» и «система» весьма близки. Объясняется это тем, что организация есть частный случай системы. Современная наука стремится представить организацию как систему, состоящую из взаимозависимых частей и переменных, и рассматривает организацию как социальную систему, входящую в состав более широкой системы общества. Организация представляет собой некоторую систему, в которой люди иерархически соединяются в общность для достижения поставленной цели.