Что понимается под уроком

Урок как основная форма образовательного процесса

Вы будете перенаправлены на Автор24

История развития урочной формы обучения

Урок – это форма организация учебной деятельности посредством объединения в группу детей одного возраста и передачи им знаний, умений и навыков по специальной учебной программе.

Урочная форма организации обучения была внедрена в образовательную практику в период развития классно-урочной формы обучения. Ее развитие прошло длинный исторический путь, но она не утратила своей актуальности и по сей день используется учебными учреждениями.

В развитие урочной формы организации учебного занятия можно выделить следующие этапы:

Сущность и признаки урока

Урок является многогранным, многоплановым и многофакторным явлением образовательного процесса. Он предполагает взаимосвязь и взаимодействие целей, задач, методов, содержания, внешних и внутренних факторов, материального снабжения учебно-воспитательной деятельности.

Урок реализуется по конкретному плану и имеет поэтапную реализацию. Каждый урок наделен конкретными временными рамками т.е. его проведение не может быть бесконечным или свободным. Как правило, уроки проводятся по 40-45 минут с небольшими перерывами между ними. Они заранее планируются педагогом т.е. распределяются временные ресурсы на проведение каждого этапа занятия.

Урок характеризуется рядом признаков. К ним относятся:

Готовые работы на аналогичную тему

Рисунок 1. Урок. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Структура урока

Структура урока – это расположение составных компонентов уроков в соответствии с логической, организационной и психологической целостностью.

В общем виде структуру урока можно представить следующим образом:

Данная структура может быть изменена: дополнена иными пунктами и сокращена в зависимости от конкретного назначения урока, его содержания, особенностей темы и т. д.

Рисунок 2. Рациональная структура урока. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Правила эффективной организации урока

Чтобы урок приносил должный образовательный эффект, его организация требует соблюдения ряда правил. К ним относятся:

Получи деньги за свои студенческие работы

Курсовые, рефераты или другие работы

Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 15 07 2021

Что понимается под уроком. Смотреть фото Что понимается под уроком. Смотреть картинку Что понимается под уроком. Картинка про Что понимается под уроком. Фото Что понимается под уроком

Источник

Современный урок. Понятие и особенности

1.1. Определение понятия «современный урок».

Приведем несколько определений понятия «урок».

Несмотря на разность подходов к определению урока можно выделить общие признаки понятия «урок»:

3. Урок выполняет функции обучения, воспитания и развития учащихся. Задачей урока является реализация этих функций.

Обратимся теперь к определению понятия «современный урок».

В педагогической литературе последних лет лишь Ю.А. Конаржевский дает определение современному уроку. По его мнению, современный урок это, прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ.

По нашему мнению это определение верно, но не достаточно полно описывает понятие современного урока.

1. Главной целью урока является развитие каждой личности, в процессе обучения и воспитания.

2. На уроке реализуется личностно-ориентированный подход к обучению.

3. На уроке реализуются идеи гуманизации и гуманитаризации образования.

4. На уроке реализуется деятельностный подход к обучению.

5. Организация урока динамична и вариативна.

6. На уроке используются современные педагогические технологии.

1.2. Общая характеристика и особенности современного урока.

Чтобы полностью охарактеризовать современный урок, выделить его основные закономерности поставим перед собой три вопроса и попытаемся ответить на них.

Вопрос первый. Что является общей функцией урока?

Можно выделить следующие функции урока: обучающая функция, воспитывающая и развивающая функции.

Общей функцией современного урока является целостное формирование и развитие личности школьника на основе развивающего и воспитывающего обучения.

Отсюда следует, что основной идеей современного урока является единство обучения, воспитания и развития.

Вопрос второй. Что представляет собой цель урока?

Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели, цели урока.

Цели современного урока могут быть представлены двумя видами:

— цели деятельности учителя;

— цели деятельности учащихся.

В настоящее время в результате развития технологического подхода к обучению происходит пересмотр способов постановки целей. Способ постановки целей, который предлагает педагогическая технология, отличается повышенной инструментальностью. Он состоит в том, что цели обучения (цели урока) формулируются через результаты обучения, выраженные в действиях учащихся (что он будет знать, уметь и т.д.). К цели предъявляются следующие требования:

— цель должна быть конкретна;

— четко ориентирует на усвоение фактов, понятий и т. д.;

— цели конкретизируется в задачах, все задачи объясняются учащимся «[3, с. 41-45]».

Вопрос третий. Что представляют собой задачи урока?

С этой точке зрения любой урок можно рассматривать как систему учебно-воспитательных задач, содержание и последовательность которых отражает логику достижения цели урока, а также логику и закономерности последовательного поэтапного изучения учебного материала.

1.3. Структура современного урока.

Сначала, для более строгого изложения теории урока, определим соотношение следующих понятий: часть урока, элемент урока, шаг урока, компонент, этап и звено урока. В педагогике употребление этих терминов весьма нестрого. Считается, что они обозначают одно и то же, поэтому эти термины синонимично заменяются. Однако в последнее время в педагогике наиболее употребляют понятие этап урока (часто употребляют и понятие элемент урока). Понятие «этап» связано с движением в рамках определенного времени, поэтому, используя его, можно более строго говорить о таком понятие как этап урока. Употребление остальных терминов не совсем удачно, что обосновывается М. И. Махмутовым в работе «Современный урок» «[1, с.76]».

Итак, попытаемся проанализировать структуру современного урока. Что же такое структура вообще?

В этом определении под структурой понимается, во-первых, последовательность, порядок частей объекта как целого, во-вторых, доминирующие связи частей объекта.

Ещё под структурой урока понимают совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами урока, возникающую в процессе обучения и обеспечивающую его целенаправленную действенность «[4, с. 55]».

В. А. Сластенин считает, что под структурой урока следует понимать соотношение элементов урока в их определенной последовательности и взаимосвязи между собой «[5, с. 53]».

И. П. Подласый подразумевает под структурой урока его внутреннее строение, последовательность его отдельных этапов «[6, с. 57]».

, В настоящее время, на основе анализа опыта учителей, работ известных теоретиков и практиков можно сделать вывод: современный урок должен иметь свою структуру, но она не должна мешать творческой работе учителя. Учитель сегодня свободен в выборе структуры урока, лишь бы она способствовала высокой результативности обучения, воспитания и развития. Структура урока изменяется и в результате использования на уроках новых технологий обучения.

Источник

Учебный курс

В настоящее время основной формой организации учебной деятельности учащихся в школе до сих пор является урок. Урокэто систематически применяемая (в определенных временных границах) для решения дидактических задач образования, воспитания и развития учащихся (объединенных в коллективе класса) основная форма организации учителем обучения, обеспечивающая реализацию в едином процессе содержания, средств, форм и методов обучения» (М.И. Махмутов).

Урок в условиях реализации ФГОС строится на базе системно-деятельностного подхода, который направлен на развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Важное значение имеет и теория развивающего обучения, которое В.В. Давыдов определяет как новый, активно-деятельностный способ обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу. Под развивающим понимается способ обучения, при котором педагог, опираясь на зону ближайшего развития учащегося, предлагает ему разнообразные формы активной познавательной деятельности, которые позволяют не только усвоить и накопить учебную информацию, но и приобрести широкий спектр способностей, позволяющих ее добывать и распоряжаться результатами поиска. При этом процесс обучения становится ориентированным на реальную личность, ее возможности и способности, обучение опережает развитие, интенсивность самостоятельной деятельности учащихся достигается при условии создания положительного эмоционального переживания и в обстановке внутренней свободы и возможности самовыражения в познании и творчестве (Рогожина И.В.). Развивающее обучение основывается на формировании механизмов мышления, а не на эксплуатации памяти. В основе концепции развивающего обучения лежат идеи таких психологов, как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, рассматривающих личность как субъект деятельности. В дидактике эти идеи развивают В.В. Давыдов, И.Я. Лернер, А.М. Матюшкин, Д.Б. Эльконин, рассматривающие ученика как равноправного субъекта обучения, взаимодействие учителя и ученика на уроке как субъект–субъектные отношения. Ученик должен стать непосредственным участником образовательного процесса, его субъектом, поэтому в современном уроке цели заменяются результатами –предметными, метапредметными и личностным.

К уроку литературы как основной форме организации учебного процесса предъявляются следующие требования:

Современный урок литературы может быть оценен по следующим критериям (В.Г. Маранцман):

До введения нового ФГОС на уроке ставились обучающие (образовательные), воспитательные и развивающие цели. Цель — «это заранее запланированный конечный результат обучения, развития и воспитания обучающихся” (Кутепова О.В.).

Обучающая (образовательная) цель – формирование у учащихся программных знаний по предмету.

Развивающая цель – формирование предметных и надпредметных умений, совершенствование мыслительных операций, развитие коммуникативной культуры, осуществление самоконтроля и самооценки, а в целом способствование становлению и развитию личности учащегося.

Воспитательная цель – формирование у учащихся эмоционально-личностного отношения к явлениям окружающего мира, привития им каких-либо положительных качеств.

«Цели должны быть сформулированы научно достоверно, понятно (для учащихся данного возраста), логически непротиворечиво и грамматически правильно» (Н.Ф. Силантьев). Среди наиболее распространенных ошибок формулировки – несоответствие объема учебно-воспитательной работы и времени, отведенного на нее, подмена цели средством для достижения её.

Правила формулирования целей урока (по Н.В. Силантьеву):

Образовательный результат — это результат, который целенаправленно формируется в рамках образовательного процесса дидактическими средствами. В отличие от целей, формулировки результатов передаются через глагол третьего лица множественного числа или отглагольное существительное. Различие цели урока от образовательного результата заключается в следующем: «Цель урока –это то, чего хочет достичь учитель, а планируемый результат обучения – это то, чего должен достичь ученик в результате учебной деятельности на данном уроке” (Т.Э. Матыцына).

В соответствии с ФГОС выделяют три группы результатов освоения основной образовательной программы: личностные, предметные, метапредметные.

Формулировки результатов берутся из Примерной программы и конкретизируются в соответствии с содержанием конкретного урока.

Тема урока обычно формулируется учителем. Тема урока не может состоять только из названия произведения и имени его автора, она должна включать направление, в котором будет рассматриваться, и может формулироваться в форме:

Под структурой урока М.И. Махмутов понимает не его состав, а вариант взаимодействия одних и тех же элементов урока, задач, этапов познавательной деятельности учащихся, различая внешнюю и внутреннюю структуру урока. Структура урока – это дидактически обусловленная функциональная внутренняя взаимосвязь основных компонентов и элементов урока, их целенаправленная упорядоченность, взаимодействие. В основе внешней структуры урока ученый видит решение трех дидактических задач:

Элементами внутренней «логико-психологической структуры урока» он называет:

Решая в целом вопрос о проблемном обучении, Махмутов подчеркивает, что в основе традиционного четырехэлементного по структуре урока лежит деятельность учителя, а в основе развивающего урока – активизация познавательной деятельности учащихся. Современный урок должен быть гибким по структуре, отражать и специфику материала, и специфику процесса обучения. По утверждению К.Д. Москаленко, необходимость внутренней логики урока как части процесса обучения делает беспредметным спор об универсальной внешней его структуре.

Традиционная (четырехчленная) структура урока – это структура, которая подчинена последовательному решению задачи контроля, усвоения новых знаний и их закрепления. Она включает следующие этапы:

Педагоги и психологи долго боролись с однообразием этой схемы, доказывая,, что повторение однотипной структуры в каждом уроке не только оказывает пагубное влияние на процесс усвоения знаний, но и способствует формированию пассивной, эмоционально обедненной личности. В поэтапной (пошаговой) структуре урока основные этапы зависят от его типа. Традиционно в поэтапной структуре урока литературы выделяют три этапа:

1. Вступительный этап, или этап подготовки школьников к восприятию литературного произведения;

2. Этап анализа произведения, или работы с текстом, — самый протяжённый и самый важный в системе уроков. Условно в нём можно выделить подэтапы:

3. Заключительный этап.

В конспекте урока этапы определяются в соответствии с ведущим приемом (слово учителя, защита доклада, аналитическая беседа и т.п.

Источник

Урок как основная форма обучения

Ключевым элементом классно-урочной системы обучения является урок. Урок — это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава; занятие по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения (П.И. Пидкасистый).

Урок рассматривается как основная форма организации педагогического процесса, так как здесь возможна не только организация учебно-познавательной деятельности, но и интеллектуальное развитие личности ребенка, управление развитием способностей, формирование мировоззрения учащихся, потребности к знаниям, а также их воспитание. Цель урока — усвоение нового материала как части более обширного содержания, осознанное восприятие информации, ее запоминание и закрепление, использование в практической деятельности. На уроке создаются благоприятные возможности для сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной работы детей. Урок всегда многопланов, так как в нем взаимодействуют все компоненты процесса обучения: педагогические цели, дидактические задачи, содержание, методы, техническое оснащение и др. Урок должен быть логической единицей темы, раздела, курса.

Функции урока:

1. Образовательная: вооружить учащихся системой знаний, умений и навыков.

2. Воспитательная: формировать у учащихся научное мировоззрение, нравственные качества личности, взгляды и убеждения.

Можно выделить особенности урока, отличающие его от других форм обучения:

♦ дидактические цели (соответствуют функциям обучения);

♦ определенный объем учебного материала;

♦ постоянный состав учащихся, одинаковый по возрасту;

♦ руководство со стороны учителя деятельностью учащихся;

♦ последовательность различных видов деятельности учителя и учащихся в зависимости от структуры урока;

♦ ограниченность во времени;

♦ четкое время проведения по расписанию;

♦ обязательность посещения урока;

♦ реализация в оптимальном соотношении всех дидактических принципов;

♦ опора на достигнутый уровень знаний.

Одну из первых классификаций, до сих пор сохраняющих свое научное значение, дал К.Д.Ушинский. Он выделял: уроки смешанные, имеющие своей целью повторение пройденного, объяснение и закрепление нового материала; уроки устных упражнений; уроки письменных упражнений; уроки проверки и оценки знаний, которые проводятся после определенного периода обучения и в конце учебного года.

Для практической цели чаще всего в школе используется классификация уроков по дидактическим целям (Б. П. Есипов, Г. И. Щукина, Н. И. Болдырев, В. А. Онищук):

урок изучения новых знаний — основное время отводится на передачу и усвоение новых знаний, умений и навыков. Такие уроки используются для передачи объемного материала, демонстрации технологических процессов, новых явлений;

уроки совершенствования знаний, умений и навыков. В большинстве классификаций этот тип урока разбивают на несколько подтипов: уроки закрепления изучаемого материала; уроки повторения; уроки комплексного применения знаний, умений и навыков: уроки формирования умений и навыков и др. Видами этого типа уроков являются: а) уроки самостоятельных работ (репродуктивного типа — устные или письменные упражнения); б) урок-лабораторная работа; в) урок практических работ; г) урок-экскурсия; д) урок-семинар;

Основные дидактические задачи, которые решаются на этих уроках, в основном сводятся к следующему: а) систематизации и обобщению новых знаний; б) повторению и закреплению ранее усвоенных знаний; в) применению знаний на практике для углубления и расширения ранее усвоенных знаний; г) формированию умений и навыков; д) контролю за ходом изучения учебного материала и совершенствованию знаний, умений и навыков.

урок обобщения и систематизации изученного — сущность этих уроков состоит в активном востро из ае де нии изученного материала по отдельным разделам учебной программы и в организации упражнений с целью приведения знаний в систему, осмысления их логики, что способствует более прочному овладению ими и совершенствованию практических умений и навыков.

урок проверки и контроля знаний — уроки этого типа предназначаются для оценки результатов учения, уровня усвоения учащимися теоретического материала, системы научных понятий изучаемого курса, сформированности умений и навыков, опыта учебно-познавательной деятельности школьников, установления диагностики уровня обученности учеников, коррекции в процессе учения в соответствии с диагностикой состояния обученности детей.

комбинированный урок — это наиболее распространенный тип урока в существующей практике работы школы. На нем решаются дидактические задачи всех типов уроков, описанных выше.

Под структурой урока понимается его внутреннее строение. Это составные части урока, которые находятся в тесной взаимосвязи и осуществляются в определенной последовательности. Наиболее распространенный — комбинированный урок. В современной дидактике выделяют от 3-х до 12 этапов комбинированного урока.

Комбинированный урок объединяет несколько дидактических задач и может состоять из следующих этапов:

Что понимается под уроком. Смотреть фото Что понимается под уроком. Смотреть картинку Что понимается под уроком. Картинка про Что понимается под уроком. Фото Что понимается под уроком

1. Организационный момент — дидактическая задача заключается в подготовке учащихся к работе на уроке.

2. Проверка выполнения домашнего задания — дидактическая задача — проверка правильности выполнения домашнего задания, выявление пробелов в знаниях и их устранение.

3. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности — дидактическая задача этого этапа ориентирует на подготовку учащихся к тому виду деятельности, который будет доминировать на основном этапе урока. На этом этапе осуществляется целеполагание, актуализация прежних ЗУНов, мотивация.

4. Усвоение новых знаний — дидактическая задача — формирование у учащихся конкретных представлений об изучаемых фактах, понятиях, явлениях, их сущности и взаимосвязях.

5. Первичная проверка понимания учащимися нового материала — дидактическая задача состоит в установлении специфики осознанности его усвоения.

6. Закрепление знаний — дидактическая задача заключается в организации деятельности учащихся по применению новых знаний.

7. Обобщение и систематизация знаний — дидактическая задача состоит в обеспечении усвоения системы знаний и установлении межпредметных связей.

8. Контроль и самоконтроль знаний — дидактическая задача ориентирует на проверку знаний и стимуляцию учащихся на самоконтроль и самообразование.

9. Подведение итогов — дидактическая задача — дать анализ успешности образовательной деятельности и показать пути решения проблем в обучении.

10. Информация о домашнем задании — дидактическая задача состоит в подготовке к выполнению рекомендаций учителя.

Рассмотренные этапы не имеют жестко закрепленной последовательности, могут носить инвариантный характер и объединяться между собой, ориентируясь на целенаправленную учебно-познавательную деятельность учащихся и характеризуя также другие формы обучения.

Структура урока зависит от типа урока, его целей, содержания изучаемого материала, принципов, методов, приемов и средств обучения, используемых на уроке, уровня подготовки и развития учащихся, места урока в общей системе уроков по теме (разделу) программы.

В последние годы все более широко используются нестандартные, или, выражаясь современным языком, инновационные формы урочных занятий. К ним, в частности, следует отнести уроки-семинары, уроки-конференции, интегрированные уроки, уроки с использованием игровых методик и др.

Нестандартный урок – это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру. Виды: наиболее распространенные: уроки-деловые игры; уроки-пресс-конференции; уроки-соревнования; уроки-конкурсы; уроки типа КВН; театрализованные уроки; компьютерные уроки; уроки взаимообучения учащихся; уроки творчества; уроки, которые ведут учащиеся; уроки-зачеты; уроки-семинары.

Интегрированным уроком можно назвать любой урок со своей структурой, если для его проведения используются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методами других наук или же других учебных предметов с использованием новых учебных программ.

Каждый урок представляет собой организационно, логически и психологически законченное целое. Организационная целостность и законченность урока состоит в том, что урок начинается и заканчивается в строго определенное время, ученики и учитель готовы к уроку, на всем его протяжении учеников умело, организуют на работу, время распределено четко и рационально. Логическая целостность находит свое выражение в определенном содержании урока, расчлененном на отдельные вопросы, раскрывающие план темы, ее логическую структуру. Психологическая целостность характеризуется потребностью достижения цели, чувством удовлетворения от успешных результатов, желанием и стремлением дальнейшего продвижения. Иначе говоря, в учебной работе на уроке приведены в действие интеллектуальные, эмоциональные и волевые силы учащихся.

В педагогической литературе и школьной практике приняты в основном следующие формы организации учебной деятельности учащихся на уроке: фронтальная; индивидуальная; групповая.

Фронтальная форма организации учебной деятельности учащихся – это такой вид деятельности учителя и учащихся на уроке, когда все ученики одновременно выполняют одинаковую, общую для всех работу, всем классом обсуждают, сравнивают и обобщают результаты ее. Фронтальная форма организации обучения может быть реализована в виде проблемного, информационного и объяснительно-иллюстративного изложения исопровождаться репродуктивными и творческими заданиями. Главным недостатком фронтальной формы учебной работы является то, что она ведет к проявлению тенденции к нивелированию учащихся, побуждению их к единому темпу работы.

Индивидуальная форма организации работы учащихся на уроке предполагает, что каждый ученик получает для самостоятельного выполнения задание, специально для него подобранное в соответствии с его подготовкой и учебными возможностями. Широко используется индивидуальная работа в программированном обучении.

Главными признаками групповой (звеньевой) формы организации учебной работы учащихся являются:

– класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач;

– каждая группа получает определенное задание и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя;

– задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы.

Данная форма работы учащихся на уроке наиболее применима и целесообразна при проведении практических работ, лабораторных и работ-практикумов; при подготовке тематических учебных конференций, диспутов, докладов по теме, дополнительных занятий всей группы.

Требования к уроку: дидактические, психологические, гигиенические.

Дидактические требования соответствуют образовательным, воспитывающим и организационным требованиям к уроку:

♦ четкое определение образовательных задач;

♦ определение содержания урока в соответствии с программой, целями урока, уровнем подготовки учащихся;

♦ выбор методов обучения (активные методы);

♦ наличие межпредметных связей;

♦ использование новейших достижений науки;

♦ развитие всех сфер личности;

♦ формирование общеучебных умений;

♦ усвоение знаний, развитие умений и навыков;

♦ четкая постановка воспитательных задач;

♦ развитие научного мировоззрения;

♦ формирование познавательных интересов, мотивов учения;

♦ учет психологических особенностей обучения;

♦ соблюдение педагогического такта, воспитание нравственных качеств личности;

♦ четкое планирование урока;

♦ соблюдение структуры урока;

♦ использование разнообразных средств обучения;

♦ соблюдение принципов обучения и др.

Подготовка к уроку – разработка комплекса мер, выбор такой организации учебно-воспитательного процесса, которая в данных конкретных условиях обеспечивает наивысший результат. Три этапа подготовки урока: диагностика, прогнозирование, планирование. Диагностика – возможности детей, мотивы их деятельности и поведения, запросы и наклонности, интересы и способности, характер учебного материала. Прогнозирование – предложение о том, как будут развиваться события на уроке. Планирование – завершающая стадия подготовки урока. Итог – поурочное планирование. Готовясь к уроку, учитель должен просмотреть учебную программу, прочитать мат-л учебника, изучить дополнительную литературу, составить материал для дифференцированного и индивидуального обучения, отобрать средства обучения, выбрать методы и приемы, определить тип и структуру урока и записать в поурочное планирование.

Дополнительные формы организации обучения. Урок как основная организационная форма обучения органично дополняется другими формами, некоторые из которых развивались параллель­но с ним в рамках классно-урочной системы (экскурсии, консуль­тации, домашняя работа, учебные конференции, дополнительные занятия), а другие были заимствованы из лекционно-семинарской системы и адаптированы с учетом возраста учащихся (лекции, се­минары, практикумы, зачеты, экзамены).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *