Что понимается под уроком
Урок как основная форма образовательного процесса
Вы будете перенаправлены на Автор24
История развития урочной формы обучения
Урок – это форма организация учебной деятельности посредством объединения в группу детей одного возраста и передачи им знаний, умений и навыков по специальной учебной программе.
Урочная форма организации обучения была внедрена в образовательную практику в период развития классно-урочной формы обучения. Ее развитие прошло длинный исторический путь, но она не утратила своей актуальности и по сей день используется учебными учреждениями.
В развитие урочной формы организации учебного занятия можно выделить следующие этапы:
Сущность и признаки урока
Урок является многогранным, многоплановым и многофакторным явлением образовательного процесса. Он предполагает взаимосвязь и взаимодействие целей, задач, методов, содержания, внешних и внутренних факторов, материального снабжения учебно-воспитательной деятельности.
Урок реализуется по конкретному плану и имеет поэтапную реализацию. Каждый урок наделен конкретными временными рамками т.е. его проведение не может быть бесконечным или свободным. Как правило, уроки проводятся по 40-45 минут с небольшими перерывами между ними. Они заранее планируются педагогом т.е. распределяются временные ресурсы на проведение каждого этапа занятия.
Урок характеризуется рядом признаков. К ним относятся:
Готовые работы на аналогичную тему
Рисунок 1. Урок. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Структура урока
Структура урока – это расположение составных компонентов уроков в соответствии с логической, организационной и психологической целостностью.
В общем виде структуру урока можно представить следующим образом:
Данная структура может быть изменена: дополнена иными пунктами и сокращена в зависимости от конкретного назначения урока, его содержания, особенностей темы и т. д.
Рисунок 2. Рациональная структура урока. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Правила эффективной организации урока
Чтобы урок приносил должный образовательный эффект, его организация требует соблюдения ряда правил. К ним относятся:
Получи деньги за свои студенческие работы
Курсовые, рефераты или другие работы
Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 15 07 2021
Современный урок. Понятие и особенности
1.1. Определение понятия «современный урок».
Приведем несколько определений понятия «урок».
Несмотря на разность подходов к определению урока можно выделить общие признаки понятия «урок»:
3. Урок выполняет функции обучения, воспитания и развития учащихся. Задачей урока является реализация этих функций.
Обратимся теперь к определению понятия «современный урок».
В педагогической литературе последних лет лишь Ю.А. Конаржевский дает определение современному уроку. По его мнению, современный урок — это, прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ.
По нашему мнению это определение верно, но не достаточно полно описывает понятие современного урока.
1. Главной целью урока является развитие каждой личности, в процессе обучения и воспитания.
2. На уроке реализуется личностно-ориентированный подход к обучению.
3. На уроке реализуются идеи гуманизации и гуманитаризации образования.
4. На уроке реализуется деятельностный подход к обучению.
5. Организация урока динамична и вариативна.
6. На уроке используются современные педагогические технологии.
1.2. Общая характеристика и особенности современного урока.
Чтобы полностью охарактеризовать современный урок, выделить его основные закономерности поставим перед собой три вопроса и попытаемся ответить на них.
Вопрос первый. Что является общей функцией урока?
Можно выделить следующие функции урока: обучающая функция, воспитывающая и развивающая функции.
Общей функцией современного урока является целостное формирование и развитие личности школьника на основе развивающего и воспитывающего обучения.
Отсюда следует, что основной идеей современного урока является единство обучения, воспитания и развития.
Вопрос второй. Что представляет собой цель урока?
Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели, цели урока.
Цели современного урока могут быть представлены двумя видами:
— цели деятельности учителя;
— цели деятельности учащихся.
В настоящее время в результате развития технологического подхода к обучению происходит пересмотр способов постановки целей. Способ постановки целей, который предлагает педагогическая технология, отличается повышенной инструментальностью. Он состоит в том, что цели обучения (цели урока) формулируются через результаты обучения, выраженные в действиях учащихся (что он будет знать, уметь и т.д.). К цели предъявляются следующие требования:
— цель должна быть конкретна;
— четко ориентирует на усвоение фактов, понятий и т. д.;
— цели конкретизируется в задачах, все задачи объясняются учащимся «[3, с. 41-45]».
Вопрос третий. Что представляют собой задачи урока?
С этой точке зрения любой урок можно рассматривать как систему учебно-воспитательных задач, содержание и последовательность которых отражает логику достижения цели урока, а также логику и закономерности последовательного поэтапного изучения учебного материала.
1.3. Структура современного урока.
Сначала, для более строгого изложения теории урока, определим соотношение следующих понятий: часть урока, элемент урока, шаг урока, компонент, этап и звено урока. В педагогике употребление этих терминов весьма нестрого. Считается, что они обозначают одно и то же, поэтому эти термины синонимично заменяются. Однако в последнее время в педагогике наиболее употребляют понятие этап урока (часто употребляют и понятие элемент урока). Понятие «этап» связано с движением в рамках определенного времени, поэтому, используя его, можно более строго говорить о таком понятие как этап урока. Употребление остальных терминов не совсем удачно, что обосновывается М. И. Махмутовым в работе «Современный урок» «[1, с.76]».
Итак, попытаемся проанализировать структуру современного урока. Что же такое структура вообще?
В этом определении под структурой понимается, во-первых, последовательность, порядок частей объекта как целого, во-вторых, доминирующие связи частей объекта.
Ещё под структурой урока понимают совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами урока, возникающую в процессе обучения и обеспечивающую его целенаправленную действенность «[4, с. 55]».
В. А. Сластенин считает, что под структурой урока следует понимать соотношение элементов урока в их определенной последовательности и взаимосвязи между собой «[5, с. 53]».
И. П. Подласый подразумевает под структурой урока его внутреннее строение, последовательность его отдельных этапов «[6, с. 57]».
, В настоящее время, на основе анализа опыта учителей, работ известных теоретиков и практиков можно сделать вывод: современный урок должен иметь свою структуру, но она не должна мешать творческой работе учителя. Учитель сегодня свободен в выборе структуры урока, лишь бы она способствовала высокой результативности обучения, воспитания и развития. Структура урока изменяется и в результате использования на уроках новых технологий обучения.
Учебный курс
В настоящее время основной формой организации учебной деятельности учащихся в школе до сих пор является урок. Урок – это систематически применяемая (в определенных временных границах) для решения дидактических задач образования, воспитания и развития учащихся (объединенных в коллективе класса) основная форма организации учителем обучения, обеспечивающая реализацию в едином процессе содержания, средств, форм и методов обучения» (М.И. Махмутов).
Урок в условиях реализации ФГОС строится на базе системно-деятельностного подхода, который направлен на развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Важное значение имеет и теория развивающего обучения, которое В.В. Давыдов определяет как новый, активно-деятельностный способ обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу. Под развивающим понимается способ обучения, при котором педагог, опираясь на зону ближайшего развития учащегося, предлагает ему разнообразные формы активной познавательной деятельности, которые позволяют не только усвоить и накопить учебную информацию, но и приобрести широкий спектр способностей, позволяющих ее добывать и распоряжаться результатами поиска. При этом процесс обучения становится ориентированным на реальную личность, ее возможности и способности, обучение опережает развитие, интенсивность самостоятельной деятельности учащихся достигается при условии создания положительного эмоционального переживания и в обстановке внутренней свободы и возможности самовыражения в познании и творчестве (Рогожина И.В.). Развивающее обучение основывается на формировании механизмов мышления, а не на эксплуатации памяти. В основе концепции развивающего обучения лежат идеи таких психологов, как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, рассматривающих личность как субъект деятельности. В дидактике эти идеи развивают В.В. Давыдов, И.Я. Лернер, А.М. Матюшкин, Д.Б. Эльконин, рассматривающие ученика как равноправного субъекта обучения, взаимодействие учителя и ученика на уроке как субъект–субъектные отношения. Ученик должен стать непосредственным участником образовательного процесса, его субъектом, поэтому в современном уроке цели заменяются результатами –предметными, метапредметными и личностным.
К уроку литературы как основной форме организации учебного процесса предъявляются следующие требования:
Современный урок литературы может быть оценен по следующим критериям (В.Г. Маранцман):
До введения нового ФГОС на уроке ставились обучающие (образовательные), воспитательные и развивающие цели. Цель — «это заранее запланированный конечный результат обучения, развития и воспитания обучающихся” (Кутепова О.В.).
Обучающая (образовательная) цель – формирование у учащихся программных знаний по предмету.
Развивающая цель – формирование предметных и надпредметных умений, совершенствование мыслительных операций, развитие коммуникативной культуры, осуществление самоконтроля и самооценки, а в целом способствование становлению и развитию личности учащегося.
Воспитательная цель – формирование у учащихся эмоционально-личностного отношения к явлениям окружающего мира, привития им каких-либо положительных качеств.
«Цели должны быть сформулированы научно достоверно, понятно (для учащихся данного возраста), логически непротиворечиво и грамматически правильно» (Н.Ф. Силантьев). Среди наиболее распространенных ошибок формулировки – несоответствие объема учебно-воспитательной работы и времени, отведенного на нее, подмена цели средством для достижения её.
Правила формулирования целей урока (по Н.В. Силантьеву):
Образовательный результат — это результат, который целенаправленно формируется в рамках образовательного процесса дидактическими средствами. В отличие от целей, формулировки результатов передаются через глагол третьего лица множественного числа или отглагольное существительное. Различие цели урока от образовательного результата заключается в следующем: «Цель урока –это то, чего хочет достичь учитель, а планируемый результат обучения – это то, чего должен достичь ученик в результате учебной деятельности на данном уроке” (Т.Э. Матыцына).
В соответствии с ФГОС выделяют три группы результатов освоения основной образовательной программы: личностные, предметные, метапредметные.
Формулировки результатов берутся из Примерной программы и конкретизируются в соответствии с содержанием конкретного урока.
Тема урока обычно формулируется учителем. Тема урока не может состоять только из названия произведения и имени его автора, она должна включать направление, в котором будет рассматриваться, и может формулироваться в форме:
Под структурой урока М.И. Махмутов понимает не его состав, а вариант взаимодействия одних и тех же элементов урока, задач, этапов познавательной деятельности учащихся, различая внешнюю и внутреннюю структуру урока. Структура урока – это дидактически обусловленная функциональная внутренняя взаимосвязь основных компонентов и элементов урока, их целенаправленная упорядоченность, взаимодействие. В основе внешней структуры урока ученый видит решение трех дидактических задач:
Элементами внутренней «логико-психологической структуры урока» он называет:
Решая в целом вопрос о проблемном обучении, Махмутов подчеркивает, что в основе традиционного четырехэлементного по структуре урока лежит деятельность учителя, а в основе развивающего урока – активизация познавательной деятельности учащихся. Современный урок должен быть гибким по структуре, отражать и специфику материала, и специфику процесса обучения. По утверждению К.Д. Москаленко, необходимость внутренней логики урока как части процесса обучения делает беспредметным спор об универсальной внешней его структуре.
Традиционная (четырехчленная) структура урока – это структура, которая подчинена последовательному решению задачи контроля, усвоения новых знаний и их закрепления. Она включает следующие этапы:
Педагоги и психологи долго боролись с однообразием этой схемы, доказывая,, что повторение однотипной структуры в каждом уроке не только оказывает пагубное влияние на процесс усвоения знаний, но и способствует формированию пассивной, эмоционально обедненной личности. В поэтапной (пошаговой) структуре урока основные этапы зависят от его типа. Традиционно в поэтапной структуре урока литературы выделяют три этапа:
1. Вступительный этап, или этап подготовки школьников к восприятию литературного произведения;
2. Этап анализа произведения, или работы с текстом, — самый протяжённый и самый важный в системе уроков. Условно в нём можно выделить подэтапы:
3. Заключительный этап.
В конспекте урока этапы определяются в соответствии с ведущим приемом (слово учителя, защита доклада, аналитическая беседа и т.п.
Урок как основная форма обучения
Ключевым элементом классно-урочной системы обучения является урок. Урок — это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава; занятие по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения (П.И. Пидкасистый).
Урок рассматривается как основная форма организации педагогического процесса, так как здесь возможна не только организация учебно-познавательной деятельности, но и интеллектуальное развитие личности ребенка, управление развитием способностей, формирование мировоззрения учащихся, потребности к знаниям, а также их воспитание. Цель урока — усвоение нового материала как части более обширного содержания, осознанное восприятие информации, ее запоминание и закрепление, использование в практической деятельности. На уроке создаются благоприятные возможности для сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной работы детей. Урок всегда многопланов, так как в нем взаимодействуют все компоненты процесса обучения: педагогические цели, дидактические задачи, содержание, методы, техническое оснащение и др. Урок должен быть логической единицей темы, раздела, курса.
Функции урока:
1. Образовательная: вооружить учащихся системой знаний, умений и навыков.
2. Воспитательная: формировать у учащихся научное мировоззрение, нравственные качества личности, взгляды и убеждения.
Можно выделить особенности урока, отличающие его от других форм обучения:
♦ дидактические цели (соответствуют функциям обучения);
♦ определенный объем учебного материала;
♦ постоянный состав учащихся, одинаковый по возрасту;
♦ руководство со стороны учителя деятельностью учащихся;
♦ последовательность различных видов деятельности учителя и учащихся в зависимости от структуры урока;
♦ ограниченность во времени;
♦ четкое время проведения по расписанию;
♦ обязательность посещения урока;
♦ реализация в оптимальном соотношении всех дидактических принципов;
♦ опора на достигнутый уровень знаний.
Одну из первых классификаций, до сих пор сохраняющих свое научное значение, дал К.Д.Ушинский. Он выделял: уроки смешанные, имеющие своей целью повторение пройденного, объяснение и закрепление нового материала; уроки устных упражнений; уроки письменных упражнений; уроки проверки и оценки знаний, которые проводятся после определенного периода обучения и в конце учебного года.
Для практической цели чаще всего в школе используется классификация уроков по дидактическим целям (Б. П. Есипов, Г. И. Щукина, Н. И. Болдырев, В. А. Онищук):
♦ урок изучения новых знаний — основное время отводится на передачу и усвоение новых знаний, умений и навыков. Такие уроки используются для передачи объемного материала, демонстрации технологических процессов, новых явлений;
♦ уроки совершенствования знаний, умений и навыков. В большинстве классификаций этот тип урока разбивают на несколько подтипов: уроки закрепления изучаемого материала; уроки повторения; уроки комплексного применения знаний, умений и навыков: уроки формирования умений и навыков и др. Видами этого типа уроков являются: а) уроки самостоятельных работ (репродуктивного типа — устные или письменные упражнения); б) урок-лабораторная работа; в) урок практических работ; г) урок-экскурсия; д) урок-семинар;
Основные дидактические задачи, которые решаются на этих уроках, в основном сводятся к следующему: а) систематизации и обобщению новых знаний; б) повторению и закреплению ранее усвоенных знаний; в) применению знаний на практике для углубления и расширения ранее усвоенных знаний; г) формированию умений и навыков; д) контролю за ходом изучения учебного материала и совершенствованию знаний, умений и навыков.
♦ урок обобщения и систематизации изученного — сущность этих уроков состоит в активном востро из ае де нии изученного материала по отдельным разделам учебной программы и в организации упражнений с целью приведения знаний в систему, осмысления их логики, что способствует более прочному овладению ими и совершенствованию практических умений и навыков.
♦ урок проверки и контроля знаний — уроки этого типа предназначаются для оценки результатов учения, уровня усвоения учащимися теоретического материала, системы научных понятий изучаемого курса, сформированности умений и навыков, опыта учебно-познавательной деятельности школьников, установления диагностики уровня обученности учеников, коррекции в процессе учения в соответствии с диагностикой состояния обученности детей.
♦ комбинированный урок — это наиболее распространенный тип урока в существующей практике работы школы. На нем решаются дидактические задачи всех типов уроков, описанных выше.
Под структурой урока понимается его внутреннее строение. Это составные части урока, которые находятся в тесной взаимосвязи и осуществляются в определенной последовательности. Наиболее распространенный — комбинированный урок. В современной дидактике выделяют от 3-х до 12 этапов комбинированного урока.
Комбинированный урок объединяет несколько дидактических задач и может состоять из следующих этапов:
1. Организационный момент — дидактическая задача заключается в подготовке учащихся к работе на уроке.
2. Проверка выполнения домашнего задания — дидактическая задача — проверка правильности выполнения домашнего задания, выявление пробелов в знаниях и их устранение.
3. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности — дидактическая задача этого этапа ориентирует на подготовку учащихся к тому виду деятельности, который будет доминировать на основном этапе урока. На этом этапе осуществляется целеполагание, актуализация прежних ЗУНов, мотивация.
4. Усвоение новых знаний — дидактическая задача — формирование у учащихся конкретных представлений об изучаемых фактах, понятиях, явлениях, их сущности и взаимосвязях.
5. Первичная проверка понимания учащимися нового материала — дидактическая задача состоит в установлении специфики осознанности его усвоения.
6. Закрепление знаний — дидактическая задача заключается в организации деятельности учащихся по применению новых знаний.
7. Обобщение и систематизация знаний — дидактическая задача состоит в обеспечении усвоения системы знаний и установлении межпредметных связей.
8. Контроль и самоконтроль знаний — дидактическая задача ориентирует на проверку знаний и стимуляцию учащихся на самоконтроль и самообразование.
9. Подведение итогов — дидактическая задача — дать анализ успешности образовательной деятельности и показать пути решения проблем в обучении.
10. Информация о домашнем задании — дидактическая задача состоит в подготовке к выполнению рекомендаций учителя.
Рассмотренные этапы не имеют жестко закрепленной последовательности, могут носить инвариантный характер и объединяться между собой, ориентируясь на целенаправленную учебно-познавательную деятельность учащихся и характеризуя также другие формы обучения.
Структура урока зависит от типа урока, его целей, содержания изучаемого материала, принципов, методов, приемов и средств обучения, используемых на уроке, уровня подготовки и развития учащихся, места урока в общей системе уроков по теме (разделу) программы.
В последние годы все более широко используются нестандартные, или, выражаясь современным языком, инновационные формы урочных занятий. К ним, в частности, следует отнести уроки-семинары, уроки-конференции, интегрированные уроки, уроки с использованием игровых методик и др.
Нестандартный урок – это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру. Виды: наиболее распространенные: уроки-деловые игры; уроки-пресс-конференции; уроки-соревнования; уроки-конкурсы; уроки типа КВН; театрализованные уроки; компьютерные уроки; уроки взаимообучения учащихся; уроки творчества; уроки, которые ведут учащиеся; уроки-зачеты; уроки-семинары.
Интегрированным уроком можно назвать любой урок со своей структурой, если для его проведения используются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методами других наук или же других учебных предметов с использованием новых учебных программ.
Каждый урок представляет собой организационно, логически и психологически законченное целое. Организационная целостность и законченность урока состоит в том, что урок начинается и заканчивается в строго определенное время, ученики и учитель готовы к уроку, на всем его протяжении учеников умело, организуют на работу, время распределено четко и рационально. Логическая целостность находит свое выражение в определенном содержании урока, расчлененном на отдельные вопросы, раскрывающие план темы, ее логическую структуру. Психологическая целостность характеризуется потребностью достижения цели, чувством удовлетворения от успешных результатов, желанием и стремлением дальнейшего продвижения. Иначе говоря, в учебной работе на уроке приведены в действие интеллектуальные, эмоциональные и волевые силы учащихся.
В педагогической литературе и школьной практике приняты в основном следующие формы организации учебной деятельности учащихся на уроке: фронтальная; индивидуальная; групповая.
Фронтальная форма организации учебной деятельности учащихся – это такой вид деятельности учителя и учащихся на уроке, когда все ученики одновременно выполняют одинаковую, общую для всех работу, всем классом обсуждают, сравнивают и обобщают результаты ее. Фронтальная форма организации обучения может быть реализована в виде проблемного, информационного и объяснительно-иллюстративного изложения исопровождаться репродуктивными и творческими заданиями. Главным недостатком фронтальной формы учебной работы является то, что она ведет к проявлению тенденции к нивелированию учащихся, побуждению их к единому темпу работы.
Индивидуальная форма организации работы учащихся на уроке предполагает, что каждый ученик получает для самостоятельного выполнения задание, специально для него подобранное в соответствии с его подготовкой и учебными возможностями. Широко используется индивидуальная работа в программированном обучении.
Главными признаками групповой (звеньевой) формы организации учебной работы учащихся являются:
– класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач;
– каждая группа получает определенное задание и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя;
– задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы.
Данная форма работы учащихся на уроке наиболее применима и целесообразна при проведении практических работ, лабораторных и работ-практикумов; при подготовке тематических учебных конференций, диспутов, докладов по теме, дополнительных занятий всей группы.
Требования к уроку: дидактические, психологические, гигиенические.
Дидактические требования соответствуют образовательным, воспитывающим и организационным требованиям к уроку:
♦ четкое определение образовательных задач;
♦ определение содержания урока в соответствии с программой, целями урока, уровнем подготовки учащихся;
♦ выбор методов обучения (активные методы);
♦ наличие межпредметных связей;
♦ использование новейших достижений науки;
♦ развитие всех сфер личности;
♦ формирование общеучебных умений;
♦ усвоение знаний, развитие умений и навыков;
♦ четкая постановка воспитательных задач;
♦ развитие научного мировоззрения;
♦ формирование познавательных интересов, мотивов учения;
♦ учет психологических особенностей обучения;
♦ соблюдение педагогического такта, воспитание нравственных качеств личности;
♦ четкое планирование урока;
♦ соблюдение структуры урока;
♦ использование разнообразных средств обучения;
♦ соблюдение принципов обучения и др.
Подготовка к уроку – разработка комплекса мер, выбор такой организации учебно-воспитательного процесса, которая в данных конкретных условиях обеспечивает наивысший результат. Три этапа подготовки урока: диагностика, прогнозирование, планирование. Диагностика – возможности детей, мотивы их деятельности и поведения, запросы и наклонности, интересы и способности, характер учебного материала. Прогнозирование – предложение о том, как будут развиваться события на уроке. Планирование – завершающая стадия подготовки урока. Итог – поурочное планирование. Готовясь к уроку, учитель должен просмотреть учебную программу, прочитать мат-л учебника, изучить дополнительную литературу, составить материал для дифференцированного и индивидуального обучения, отобрать средства обучения, выбрать методы и приемы, определить тип и структуру урока и записать в поурочное планирование.
Дополнительные формы организации обучения. Урок как основная организационная форма обучения органично дополняется другими формами, некоторые из которых развивались параллельно с ним в рамках классно-урочной системы (экскурсии, консультации, домашняя работа, учебные конференции, дополнительные занятия), а другие были заимствованы из лекционно-семинарской системы и адаптированы с учетом возраста учащихся (лекции, семинары, практикумы, зачеты, экзамены).