Что понимается под условиями факторами развития

Факторы и условия психического развития

Что понимается под условиями факторами развития. Смотреть фото Что понимается под условиями факторами развития. Смотреть картинку Что понимается под условиями факторами развития. Картинка про Что понимается под условиями факторами развития. Фото Что понимается под условиями факторами развития Что понимается под условиями факторами развития. Смотреть фото Что понимается под условиями факторами развития. Смотреть картинку Что понимается под условиями факторами развития. Картинка про Что понимается под условиями факторами развития. Фото Что понимается под условиями факторами развития Что понимается под условиями факторами развития. Смотреть фото Что понимается под условиями факторами развития. Смотреть картинку Что понимается под условиями факторами развития. Картинка про Что понимается под условиями факторами развития. Фото Что понимается под условиями факторами развития Что понимается под условиями факторами развития. Смотреть фото Что понимается под условиями факторами развития. Смотреть картинку Что понимается под условиями факторами развития. Картинка про Что понимается под условиями факторами развития. Фото Что понимается под условиями факторами развития

Что понимается под условиями факторами развития. Смотреть фото Что понимается под условиями факторами развития. Смотреть картинку Что понимается под условиями факторами развития. Картинка про Что понимается под условиями факторами развития. Фото Что понимается под условиями факторами развития

Что понимается под условиями факторами развития. Смотреть фото Что понимается под условиями факторами развития. Смотреть картинку Что понимается под условиями факторами развития. Картинка про Что понимается под условиями факторами развития. Фото Что понимается под условиями факторами развития

На психическое развитие каждого человека влияет ряд факторов, главными из которых являются следующие: активность развития личности, генетическая предрасположенность, окружающая действительность, воспитание и обучение.

Генетической предрасположенностью выступает биологический фактор психического развития человека. Последний подразделяется на наследственность (организм в поколении за поколением повторяет сходные черты индивидуального развития, личностные задатки), врожденность (выступает особенность психологического развития, что присуще человеку от рождения).

Окружающая действительность. В это понятие следует включить как природные, так и социальные условия, при которых формируется человеческая психика. Важнейшим является влияние социума. Ведь в обществе, среди людей при общении с ними индивид развивается.

Если говорить не только о факторах, но и о закономерностях психического развития личности, стоит отметить, что неравномерность такого развития обусловлена тем, что каждое психическое свойство состоит из стадий (подъема, накопления, падения, относительного покоя и повторения цикла).

Темп психического развития меняется на протяжении всей жизни.

К условиям, что определяют психического развитие каждого человека, относятся:

1. Общение малыша со взрослым поколением выступает способом познания как самого себя, так и окружающих. Ведь в данном случае взрослые являются носителями социального опыта. Вместе с тем различают такие виды общения:

ситуативно-личностное, проявляемое до 6 месяцев;

деловое (к концу первого года жизни младенца);

познавательное, проявляемое в период речевого развития малыша;

оценочное (в период, когда ребенку 5 лет);

внеситуативно-деловое выражается в момент обучения.

2. Функционирование мозга, что колеблется в пределах нормы.

Источник

ГЛАВА III. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ РАЗВИТИЕ

ЛИЧНОСТИ

3.1. Понятие «фактор» и «условие» развития

Проблема факторов, определяющих развитие личности, одна из сложных, которая решается представителями многих наук. Человек рождается как биологическое существо, и ему предстоит пройти большой путь развития для того, чтобы стать личностью.

Для того, чтобы грамотно организовать педагогический процесс, важно понять причины и источники, определяющие развитие ребенка, а также особенности их влияния и взаимодействия. Развитие личности ребенка обусловлено действием определенных факторов и условий.

Усвоение понятий

К числу факторов, определяющих развитие личности, многие педагоги относят наследственность, среду, воспитание (обучение) и активность самой личности.

Следует отметить, что проблема факторов развития личности во многом проблема таких наук, как физиология, генетика, нейрофизиология, нейропсихология, биохимия, психология, социология, социальная психология и др. Педагогической данная проблема становится тогда, когда перед воспитателем встают вопросы:

Что конкретно и до какого уровня в структуре личности подлежит целенаправленному развитию, а что генетически обусловлено, и любое содействие педагога не принесет желаемых результатов?

Насколько возможно изменить «природу» человека и «среду» его развития? И нужно ли это делать?

Что мы можем/должны посредством воспитания привнести в процесс естественного развития личности?

Насколько воспитание значимо для развития личности?

Ответ на эти вопросы зависит от решения другого вопроса: Какое значение имеет каждый фактор в развитии личности?

3.2. Проблема ведущего фактора в развитии

На протяжении многих лет представителями разных наук ведутся дискуссии по проблеме ведущего фактора в развитии личности, в ходе которых высказываются разные позиции.

I. Процесс развития определяется БИОЛОГИЧЕСКИМИ факторами (биогенетическое направление в науке). Для этого направления характерны следующие положения:

Ø процесс развития личности понимается как созревание (вызревание) свойств и особенностей ребенка, заложенных в его генотипе; генотип ребенка определяет всё его последующее развитие;

Ø среда и воспитание рассматриваются только лишь как условия для проявления наследственных характеристик;

Ø идея спонтанности развития: видят вред от вмешательства педагога в естественный ход развития личности;

Ø отрицают идею активности личности в собственном развитии, считая, что личность формируется по изначально заложенной программе.

Ш. АУЭРБАХ (генетик, Германия, 60-е гг.): «Дети, которые унаследовали гены хороших умственных способностей, станут высоко интеллектуальными людьми даже без особого обучения, в то время как дети, которым не посчастливилось в отношении генов, не смогут извлечь пользу даже из самого лучшего обучения» (6, с. 149-150). «Человек начинает жизнь, имея на руках гены, как игрок, начинает партию, имея на руках карты. Иногда раздача может быть такой плохой, что трудно ожидать даже умеренного успеха. Еще реже она бывает столь превосходна, что для достижения успеха не требуется никаких стараний» (6, с. 158).

Д. АДАМС (генетик, США, 60-е гг.): «Наследственность проявляет себя задолго до того, как начинает действовать фактор воспитания, поэтому последнее не в состоянии изменить что-либо. В процессе воспитания можно лишь сообщить учащимся полезные сведения, но и для этого нужно опираться на генетику» (Цит. по 119).

Что понимается под условиями факторами развития. Смотреть фото Что понимается под условиями факторами развития. Смотреть картинку Что понимается под условиями факторами развития. Картинка про Что понимается под условиями факторами развития. Фото Что понимается под условиями факторами развития

II.Процесс развития личности определяется СОЦИАЛЬНЫМИ факторами (социогенетическое направление в науке). Для этого направления характерны следующие положения:

Ø социокультурное развитие ребенка происходит посредством его «соприкосновения» со средой и освоением этой среды; в этом смысле социальная среда становится действенным фактором развития ребенка;

Ø обусловленность развития социальными условиями, которые фатально предопределяют судьбу человека и формирование его личностных качеств;

Ниже мы приводим суждения, в которых в той или иной мере отразились данные положения.

Р. ЗАЙНЕК (психолог, США, 70-е гг.): путем математических расчетов доказывал, что количество детей в семье оказывает влияние на их интеллектуальное развитие. Чем меньше детей в семье, тем выше уровень их интеллекта (38).

Если мы согласимся с этой точкой зрения, то должны признать, что ответственность за развитиеребенка лежит на обществе, на школе, на семье и на воспитателях только в той мере, в какой они смогли создать благоприятную для развития среду.

У. ФАУЙЛЕР (США, 60-е гг.): «Споры о биологическом и социальном, продолжающиеся на всем протяжении истории, вспыхивают и утихают, но никогда не угасают. Сегодня дебаты не идут так прямолинейно, как прежде: или наследственность, или среда. Современная постановка вопроса подобна мосту между этими крайними позициями и заключается в следующем: фенотип есть продукт, творимый в процессе совокупного взаимодействия генотипа и стимуляции среды. » (Цит. по 119).

IV.Ведущим фактором в развитии личности является ВОСПИТАНИЕ. Ранее эта точка зрения была уже представлена во введении данного пособия в суждениях Гельвеция, И.Канта, Плутарха. Вот некоторые положения, доказывающие справедливость данного подхода:

Ø воспитание воздействует на биологическую природу человека и совершенствует (возможно, изменяет) ее;

Ø посредством воспитания возможно изменение негативных условий в семейной и школьной среде; от педагогов (родителей) зависит организация благоприятной воспитательной ситуации развития ребенка;

Ø в процессе воспитания создаются благоприятные условия для развития задатков и способностей личности;

Ø воспитатель может оградить воздействие негативных условий на процесс развития личности;

Ø организуя процесс перевоспитания, воспитатель может помочь искоренению недостатков в личностном развитии, разрешению противоречий и конфликтов;

Ø воспитатель оказывает содействие личностному развитию ребенка, поддерживает проявление его индивидуальности;

Ø от воспитателя зависит развитие навыков самовоспитания, активизация его деятельности;

Ø зная физиологические и психологические закономерности развития личности, воспитатель сумеет вовремя организовать необходимое по форме и содержанию воздействие и т.д.

V.Личность сама себя воспитывает и формирует, а потому ее АКТИВНОСТЬ и степень заинтересованности в собственном развитии выступает ведущим фактором ее развития. Мы уже знакомили Вас с высказываниями М.Монтессори, Ж.-П.Сартра, Л.Н.Толстого. В защиту высказываются следующие положения:

Ø ребенок рождается, имея уже свой опыт внутриутробного развития: это во многом определяет его реакцию на все, что происходит вокруг него;

Ø восприятие человеком окружающего его мира и людей всегда избирательно;

Ø одни и те же впечатления, которые получают дети, по-разному отзываются в личном опыте каждого ребенка;

Ø выделена закономерность в процессе развития личности: внешние воздействия оказывают влияние на процесс развития личности по мере активности самой личности, т. е. от активности личности в конечном итоге зависит результат воспитательного воздействия и т. д.

Разделяя эту точку зрения, педагог снимает с себя всю ответственность за результаты развития ребенка, считая, что ребенок развивает себя сам, и нет особой нужды в специально организованных усилиях со стороны педагога.

Источник

Движущие силы, факторы и условия психического развития.

Возрастная психология отмечает те сравнительно медленные, но основательные количественные и качественные изменения, которые происходят в психике и поведении детей при их переходе из одной возрастной группы в другую. Обычно эти изменения охватывают значительные периоды жизни, от нескольких месяцев для младенцев до ряда лет для детей более старшего возраста. Эти изменения зависят от так называемых «постоянно действующих» факторов: биологического созревания и психофизиологического состояния организма ребенка, его места в системе человеческих социальных отношений, достигнутого уровня интеллектуального и личностного развития.

Предметом пристального внимания в психологии являются движущие силы, условия и законы психического и поведенческого развития человека. Под движущими силами психического развития понимаются те факторы, которые определяют собой поступательное развитие ребенка, являются его причинами, содержат в себе энергетические, побудительные источники развития, направляют его в нужное русло. Условия определяют собой те внутренние и внешние постоянно действующие факторы, которые, не выступая в качестве движущих сил развития, тем не менее влияют на него, направляя ход развития, формируя его динамику и определяя конечные результаты. Что же касается законов психического развития, то они определяют собой те общие и частные закономерности, с помощью которых можно описать психическое развитие человека и опираясь на которые можно этим развитием управлять.

Факторы, определяющие развитие психики. В связи с изучением закономерностей, определяющих динамику развития психики, особую актуальность приобрел вопрос о роли наследственности и среды в этом процессе, о соотношении биологического роста и созревания со становлением познания и качеств личности. Если рост связан преимущественно с количественными изменениями, с увеличением, например, массы тела или клеток головного мозга, то развитие подразумевает и качественные преобразования, изменения в мироощущении, понимании себя и окружающих. Необходимо отметить, что в психологии разделение роста и развития особенно сложно, так как становление психической сферы тесно связано с ростом материального субстрата психики.

Что понимается под биологическим и социальным факторами развития?

Биологический фактор включает в себя, прежде всего, наследственность. Нет единого мнения по поводу того, что именно в психике человека генетически обусловлено. Отечественные психологи считают, что наследуются, по крайней мере, два момента – темперамент и задатки способностей. Биологический фактор, помимо наследственности, включает особенности протекания внутриутробного периода жизни ребенка. Болезнь матери, лекарства, которые она принимала в это время, могут вызвать задержку психического развития ребенка или другие отклонения. Сказывается на последующем развитии и сам процесс рождения, поэтому нужно, чтобы ребенок избежал родовой травмы и вовремя сделал первый вдох.

Второй фактор – среда. Природная среда влияет на психическое развитие опосредованно – через традиционные в данной природной зоне виды трудовой деятельности и культуру, определяющие систему воспитания детей.

Социальная среда – понятие широкое. Это общество, в котором растет ребенок, его культурные традиции, преобладающая идеология, уровень развития науки и искусства, основные религиозные течения. От особенностей социального и культурного развития общества зависит принятая в нем система воспитания и обучения детей, начиная с государственных и частных учебных заведений (детских садов, школ, домов творчества и т.д.) и кончая спецификой семейного воспитания.

Социальная среда – это и ближайшее социальное окружение, непосредственно влияющее на развитие психики ребенка: родители и другие члены семьи, позже воспитатели детского сада и школьные учителя (иногда друзья семьи или священник). Следует отметить, что с возрастом социальное окружение расширяется: с конца дошкольного детства на развитие ребенка начинают оказывать влияние сверстники, а в подростковом и старшем школьном возрастах могут существенно воздействовать некоторые социальные группы – через средства массовой информации, организацию митингов, проповеди в религиозных общинах и т.п.

В процессе обучения ребенку передается общественно-исторический опыт. Проблема обучения детей (или, шире, воспитания) – не только педагогическая. Вопрос о том, влияет ли обучение на развитие ребенка, и если влияет, то как, – один из основных в психологии. Л.С. Выготский выдвинул положение о ведущей роли обучения в психическом развитии. Он считал истинно человеческие, высшие психические функции продуктом культурно-исторического развития. Развитие человека (в отличие от животных) происходит благодаря овладению им различными средствами – орудиями труда, преобразующими природу, и знаками, перестраивающими его психику. Овладеть знаками (главным образом словом, а также цифрами и т.д.) и, следовательно, опытом предшествующих поколений, ребенок может только в процессе обучения. Поэтому развитие психики не может рассматриваться вне социальной среды, в которой происходит усвоение знаковых средств, и не может быть понято вне обучения.

Высшие психические функции сначала формируются в совместной деятельности, сотрудничестве, общении с другими людьми и постепенно переходят во внутренний план, становятся внутренними психическими процессами ребенка. Как пишет Л.С. Выготский, «всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцене дважды, в двух планах, сперва – социальном, потом – психологическом, сперва между людьми. затем внутри ребенка». Речь ребенка, например, первоначально – только средство общения с окружающими, и лишь пройдя длительный путь развития, она становится средством мышления, внутренней речью, речью для себя.

Когда высшая психическая функция формируется в процессе обучения, совместной деятельности ребенка со взрослым человеком, она находится в «зоне ближайшего развития». Это понятие вводится Л.С. Выготским для обозначения области еще не созревших, а только созревающих психических процессов. Когда эти процессы будут сформированы и окажутся «вчерашним днем развития», их можно будет диагностировать с помощью тестовых заданий. Фиксируя, насколько успешно ребенок самостоятельно справляется с этими задачами, мы определяем актуальный уровень развития. Потенциальные возможности ребенка, т.е. зону его ближайшего развития, можно определить в совместной деятельности – помогая ему выполнить задание, с которым он еще не может справиться сам (задавая наводящие вопросы; объясняя принцип решения; начиная решать задачу и предлагая продолжить и т.п.).

У детей с одинаковым актуальным уровнем развития могут быть разные потенциальные возможности. Один ребенок легко принимает помощь и затем решает самостоятельно все похожие задачи. Другому трудно выполнить задание даже с помощью взрослого. Поэтому, оценивая развитие конкретного ребенка, важно учитывать не только его актуальный уровень (результаты тестирования), но и «завтрашний день» – зону ближайшего развития.

Вообще собственная активность ребенка настолько важна, что некоторые психологи считают активность третьим фактором психического развития.

Обучение должно ориентироваться на «зону ближайшего развития». Обучение, по Л.С. Выготскому, ведет за собой развитие. Но оно не должно в то же время отрываться от развития ребенка. Значительный отрыв, искусственное забегание вперед без учета возможностей ребенка приведет в лучшем случае к натаскиванию, но не будет иметь развивающего эффекта. С.Л. Рубинштейн, уточняя позицию Л.С. Выготского, предлагает говорить о единстве развития и обучения.

Обучение должно соответствовать возможностям ребенка на определенном уровне его развития. Реализация этих возможностей в ходе обучения порождает новые возможности следующего, более высокого уровня. «Ребенок не развивается и воспитывается, а развивается, воспитываясь и обучаясь», – писал С.Л. Рубинштейн. Это положение совпадает с положением о развитии ребенка в процессе его деятельности.

Л.С. Выготский подчеркивал единство наследственных и социальных моментов в процессе развития. Наследственность присутствует в развитии всех психических функций ребенка, но имеет как бы разный удельный вес. Элементарные функции (начиная с ощущений и восприятия) больше обусловлены наследственно, чем высшие (произвольная память, логическое мышление, речь). Высшие функции – продукт культурно-исторического развития человека, и наследственные задатки здесь играют роль предпосылок, а не моментов, определяющих психическое развитие. Чем сложнее функция, чем длиннее путь ее онтогенетического развития, тем меньше сказывается на ней влияние наследственности. В то же время в развитии всегда «участвует» среда. Никогда никакой признак детского развития, в том числе базовые психические функции, не является чисто наследственным.

Каждый признак, развиваясь, приобретает что-то новое, чего не было в наследственных задатках, и благодаря этому удельный вес наследственных влияний то усиливается, то ослабляется и отодвигается на задний план. Роль каждого фактора в развитии одного и того же признака оказывается различной на разных возрастных этапах. Например, в развитии речи значение наследственных предпосылок рано и резко уменьшается, и речь ребенка развивается под непосредственным влиянием социального окружения, а в развитии психосексуальности роль наследственных моментов возрастает в подростковом возрасте.

Таким образом, единство наследственных и социальных влияний – это не постоянное, раз и навсегда данное единство, а дифференцированное, изменяющееся в процессе самого развития. Психическое развитие ребенка не определяется механическим сложением двух факторов. На каждом этапе развития по отношению к каждому признаку развития необходимо устанавливать конкретное сочетание биологических и социальных моментов, изучать его динамику.

Источник

Понятие развития в психологии

Развитие – это процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящий к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека. Почти все исследователи сходятся в том, что развитие можно определить, как изменение во времени.

Карандашев Ю.П. выделил основные подходы к определению понятия «развитие»:

Развитие как рост – процесс количественного изменения внешних признаков объекта, измеряемых в высоте, длине, ширине, толщине, весе и т.д. (физическое обоснование).

Развитие как созревание – морфологические изменения, протекающие под непосредственным управлением генетического аппарата.

Развитие как совершенствование определение часто используется в педагогике, в нем предполагается наличие цели, в качестве которой выступает некая «совершенная», идеальная форма развития.

Развитие как универсальное изменение – в качестве одного из критериев для определения развития выдвигается требование общности, универсальности происходящих изменений, т.е. одинаковые изменения должны иметь место у людей разных культур, вероисповеданий, языков, уровней развития.

Мухина В.С. отмечает, что изменения, происходящие в развитии, могут быть:

Развитие рассматривается как:

Филогенез развитие вида, т. е. предельная временная дистанция, включающая возникновение жизни, зарождение видов, их изменение, дифференциацию и преемственность, т.е. всю биосоциальную эволюцию, начиная с простейших и завершая человеком.

Антропогенез развитие человечества во всех его аспектах, в том числе и культурный социогенез, т.е.часть филогенеза, начинающаяся с возникновением Хомо-сапиенс и завершающаяся сегодняшним днем.

Онтогенез индивидуальное развитие, т. е. временная дистанция длиной в человеческую жизнь, которая начинается с момента зачатия и завершается концом жизни.

Микрогенез наиболее короткая временная дистанция, охватывающая «возрастной» период, в течение которого протекают краткосрочные процессы восприятия, памяти, мышления, воображения, развернутые последовательности действий (например, поведение при решении задач).

Основными свойствами развития

Основные области психического развития

В настоящее время психическое развитие человека рассматривают с точки зрения системного подхода, включающего четыре аспекта:

Динамический – характеризует психическое развитие как процесс, осуществляющийся на протяжении жизни, т.е. это возрастная динамика различных психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления и др.).

Структурный – качественные изменения в психических процессах, например, усложнение процессов запоминания, выработка рациональных приемов мышления.

Каузальный – определение детерминант, движущих причин развития.

Онтологический – выяснение специфики психического развития человека как биологического и социального единства.

Виды развития

Преформированное развитие – тип развития, когда в самом начале заданы стадии, которые организм пройдет, и конечный результат, который будет получен.

Непреформированное развитие – тип развития, который не предопределен заранее.

Психическое развитие – развитие познавательных психических процессов.

Личностное развитие – развитие качеств человека, нравственных суждений, мотивационно-потребностной сферы и «Я»-концепции.

Факторы психического развития

К факторам психического развития относят:

Принципы психического развития

Основные подходы, объясняющие развитие

Основные категории психологии развития

Созревание

Созревание – протекает под действием:

а) эндогенных факторов, к которым относятся внутренние физические изменения, созревание мозга, нервной, мышечной систем, эндокринных желез, без которых невозможно нормальное развитие психики человека;

б) экзогенных факторов, к которым относят воздействие внешней среды на развитие психики человека.

Существуют определенные закономерности процесса созревания, к ним относят:

Рост – понятие роста рассматривается с точки зрения:

а) физических изменений приращение размера, веса, физических возможностей и т.д.);

б) психических изменений (приращение запаса слов, увеличение достижений в памяти, восприятии, способность решать более сложные задачи и т.д.).

Раскрывая понятие роста, также необходимо выделить количественные и качественные изменения. Главной особенностью является то, что качественные преобразования выступают как результат количественных изменений, другими словами, например, в подростковом возрасте, гормональный всплеск способствует образованию более высокого уровня развития психики.

Дифференциация

Дифференциация – означает прогрессивное вычленение разнородных частей из исходного нерасчлененного целого. С одной стороны, дифференциация ведет к росту и развитию, вариативности и гибкости развития, а с другой, если признак развивается усиленно, подавляя другие признаки, то целостное развитие останавливается: например, один ребенок в 1 год ходит, другой – только стоит, а третий – бегает и прыгает. Приведенные примеры указывают на то, что эти дети (условно) плавать не умеют, хотя обладали этим навыком в период новорожденности, они утратили его, так как процесс обучения ходьбе подавил рефлекторное умение плавать.

Научение

Научение – обобщенное понятие, которое обозначает множество процессов, которые способствуют изменению поведения, происходящее на основе опыта, упражнения или наблюдения. Научение включает в себя: освоение новых форм поведения, изменение репертуара уже имевшихся форм. Процесс научения невозможно наблюдать напрямую, поскольку он всегда протекает внутренне. Можно наблюдать результат.

Виды научения

Выделяют следующие виды научения:

Запечатление

Запечатление – используется для обозначения процессов непосредственного, неконтролируемого сознанием, усвоения какихлибо норм, требований, способов поведения в результате кратковременного воздействия конкретного образца. Именно таким образом объясняются родительские модели поведения, «унаследованные» в детстве.

Социализация

Социализация – процесс целенаправленной адаптации человека к существующим ценностям, нормам, идеалам.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *