Что понимается под виртуальным предприятием

Понятие виртуального предприятия

Что понимается под виртуальным предприятием. Смотреть фото Что понимается под виртуальным предприятием. Смотреть картинку Что понимается под виртуальным предприятием. Картинка про Что понимается под виртуальным предприятием. Фото Что понимается под виртуальным предприятием Что понимается под виртуальным предприятием. Смотреть фото Что понимается под виртуальным предприятием. Смотреть картинку Что понимается под виртуальным предприятием. Картинка про Что понимается под виртуальным предприятием. Фото Что понимается под виртуальным предприятием Что понимается под виртуальным предприятием. Смотреть фото Что понимается под виртуальным предприятием. Смотреть картинку Что понимается под виртуальным предприятием. Картинка про Что понимается под виртуальным предприятием. Фото Что понимается под виртуальным предприятием Что понимается под виртуальным предприятием. Смотреть фото Что понимается под виртуальным предприятием. Смотреть картинку Что понимается под виртуальным предприятием. Картинка про Что понимается под виртуальным предприятием. Фото Что понимается под виртуальным предприятием

Что понимается под виртуальным предприятием. Смотреть фото Что понимается под виртуальным предприятием. Смотреть картинку Что понимается под виртуальным предприятием. Картинка про Что понимается под виртуальным предприятием. Фото Что понимается под виртуальным предприятием

Что понимается под виртуальным предприятием. Смотреть фото Что понимается под виртуальным предприятием. Смотреть картинку Что понимается под виртуальным предприятием. Картинка про Что понимается под виртуальным предприятием. Фото Что понимается под виртуальным предприятием

Список литературы

Введение

О виртуальных компаниях уже сегодня говорят много, но, к сожалению, не всегда внятно. Вместе с тем в условиях современной сетевой экономики их роль существенно возрастает. Основной целью виртуальной компании является создание гибкой, географически распределенной совокупности компаний-партнеров, наиболее приспособленной для скорейшего вывода на рынок новых продуктов и услуг, повышения ее конкурентоспособности и оперативной поставки на рынок. Участники рынка, объединяющиеся в виртуальную компанию, «…разрабатывают совместный проект, находясь между собой в отношениях партнерства, кооперации, сотрудничества…» (Тарасов В. Б. Предприятия XXI века: проблемы проектирования и управления // Автоматизация проектирования, № 4, 1998).

Сам термин «индустриальное виртуальное предприятие» (Industrial Virtual Enterprise) еще окончательно не устоялся. Иногда встречается также обозначение «виртуальная компания » (Virtual Company). Обобщением ряда определений является следующее: виртуальная компания – это временное сетевое объединение организаций или людей, обладающих ключевыми компетенциями для наилучшего выполнения рыночного заказа.

Виртуальная компания оказывается успешной, если в процессе ее работы обеспечивается максимальное удовлетворение требований клиента–заказчика продукции или услуги. Более того, именно требования клиента по существу определяют основные требования заказа, структуру и функции как самой виртуальной компании, так и предприятий и организаций, участвующих в ее работе (их также называют агентами). Многие эксперты указывают, что в процессе выполнения таких проектов возникает синергетический эффект (Бютрих Х. А., Филипп А. Ф. Виртуализация как возможный путь развития управления // Проблемы теории и практики управления, № 5; 1999, Виттих В. А., Скобелев П. О. Мультиагентные системы для моделирования процессов самоорганизации и кооперации // Proc.of XIII International Conferention on the Application of Artificial Intelligence in Engineering. Galway, Ireland, 1998), приводящий к существенному повышению эффективности работы каждого агента в сети и их совокупности в целом.

Виртуальные организации характеризуются не только уникальными задачами, целями и функциями, но и необходимостью совместной работы над заказом (проектом), в связи с чем организация информационного взаимодействия между агентами приобретает весьма существенное, в ряде случаев даже определяющее, значение.

Любое предприятие представляет собой сложную систему, обусловленную многопрофильностью деятельности, большим числом связей с партнерами. При этом возрастает динамичность бизнес – процессов, связанная с постоянно изменяющимися потребностями рынка, ориентацией производства товаров и услуг на индивидуальные потребности клиентов, непрерывным совершенствованием технических возможностей и сильной конкуренцией.

В этих условиях в менеджменте предприятий происходит смещение акцентов в управления отдельными ресурсами и соответственно функциональными подразделениями на управление сквозными бизнес- процессами, связывающими воедино деятельность подразделений предприятия. Поэтому существует острая необходимость в новых инструментах и методах, способных помочь предприятиям функционировать эффективнее. Таким инструментам становиться реинжиниринг бизнес- процессов.

Понятие реинжиниринг

Реинжиниринг – это широкий подход, подразумевающий осуществление изменений на предприятий, предназначенных для повышения эффективности производства и скорости реакции предприятия на изменения рынка: требований потребителя, действия конкурентов и др.

Основы теории реинжиниринга сформировались в США в 1984-1990 г.г. и с тех пор вызывают активный интерес специалистов в области менеджмента и информационных технологий. С 1994 г. в теории реинжиниринга накоплен существенным научный практический материал, преимущественно изложенный в трудах зарубежных ученых.

Основоположники теории реинжиниринга М. Хаммер и ДЖ. Чампи определяют реинжиниринг бизнес процессов (BPR) как фундаментальное переосмысления и радикальное проектирование деловых процессов для достижения резких скачкообразных улучшений в решающих, современных показателей деятельности компаний, таких как стоимость, качество, сервис и темпы. Это определение содержит четыре ключевых слова.

Что понимается под виртуальным предприятием. Смотреть фото Что понимается под виртуальным предприятием. Смотреть картинку Что понимается под виртуальным предприятием. Картинка про Что понимается под виртуальным предприятием. Фото Что понимается под виртуальным предприятием

Второе ключевое слово в определении – радикальное. Радикальное перепланирование означает проникновение в корень вещей – не поверхностные изменения, а отбрасывания старого и изобретение абсолютно новых путей выполнения работ. ВРК – это почти то же, что изобретение бизнес заново, а не просто улучшение, усовершенствование, модификация бизнеса.

Необходимость реинжиниринга связывается с высокой динамичность современного делового мира. Непрерывные и довольно существенные изменения в технологии, рынка сбыта и потребностях клиентов стали обычным явлением, и компании, стремясь сохранить свою конкурентоспособность, вынуждены непрерывно перестраивать корпоративную стратегию и тактику.

В наше время потребитель имеет существенно большой выбор не только товаров и услуг, но и технологий. В результате производитель вынужден непрерывно приспосабливаться как к новым технологиям, так и к постоянно меняющимся запросам своих клиентов: Изменение бизнес – процессов превращается в практику повседневной жизни компаний, а инерционность пирамидальной структуры становиться тормозом на пути у их выживанию.

Понятие виртуального предприятия

— выбор критериев и оценка эффективности предприятий при их отборе для участия в виртуальном предприятии;

— выбор оптимального проектного решения по разработке маршрутных технологических процессов изготовления гаммы изделий;

— определение оптимальной производственной структуры виртуального предприятия для разработки, изготовления и продвижения на рынок конкурентоспособного изделия и др.

Виртуальное предприятие должно обеспечивать реализацию всего производственного цикла изделия. При этом портфель заказов может изменяться в короткие сроки, так же как и состав участвующих в его выполнении организаций. Поэтому организация производства виртуального предприятия требует наличие специальной инфраструктуры. В современных условиях борьба за рынок вынуждает отечественные предприятия постоянно совершенствовать свои технологии, производственные фонды, структуру, управление, готовить и вести переподготовку кадров. Эти работы связаны с необходимостью овладения наукоемкими, современными, быстро обновляемыми производственными, обучающими и информационными технологиями.Система управления большинства современных традиционных предприятий имеет ярко выраженную функциональную направленность. В основе подобной организации управления лежит принцип разделения и специализации труда.В нынешних условиях подобная организация становится не очень эффективной:

— нет заинтересованности работающих в конечном результате, поскольку система оценки их деятельности оторвана от результативности работы предприятия в целом;

— их видение происходящего чаще всего не выходит за рамки подразделений, в которых они работают;

— они не ориентированы на целевые задачи предприятия;

— главным потребителем результатов труда работника является его вышестоящий начальник;

— чрезмерно усложнен обмен информацией между различными подразделениями, работающими в рамках одного бизнес-процесса, что приводит к большим накладным расходам.

Новый подход, который сформировался в начале-середине 80-х и явился некоторой альтернативой «функциональному» подходу, тезисно выражается следующим образом:

— не товары, а процессы их создания приносят компаниям долгосрочный успех;

— резерв предприятия по улучшению его ключевых показателей (издержки, качество, быстрота реакции и т.д.) заключается в совершенствовании его бизнес-процессов, преодолении их фрагментарности и разорванности (технологической, информационной, организационной).

Нельзя просто так сформировать оптимальную структуру предприятия. Необходимо сначала выстроить и описать структуру бизнес-процессов и их взаимодействие, а затем уж «подгонять» или выстраивать заново оргструктуру, которая бы эффективно поддерживала эти бизнес-процессы.

Выделяют следующие этапы создания виртуального предприятия.

Привлечение ресурсов по контрактам. Применительно к виртуальному предприятию основной принцип на этом этапе состоит в том, чтобы найти ресурсы вне структуры предприятия. Сюда входит аренда складских, справочных, производственных, сборочных, бухгалтерских услуг, размещение приложений электронной коммерции и т.д. Идея заключается в том, чтобы, опираясь на сравнение результатов или финансовых обязательств различных поставщиков с эталонными показателями в данной отрасли, выбрать наилучшего поставщика для каждого ресурса с учетом ранее составленных спецификаций функций. Особый подход требуется только к ресурсам, имеющим критическое значение. Одним из важнейших преимуществ такой организации является резкое сокращение размера стартового капитала для основания нового дела, поскольку большинство необходимых ресурсов будет привлекаться на контрактной основе и оплачиваться по мере предоставления услуг. Вторым преимуществом является существенное сокращение времени, необходимого для пуска сервиса в эксплуатацию.

Эксплуатация созданного предприятия. После того как все ресурсы на месте, самым насущным вопросом становится способность руководства предприятия эксплуатировать сложный комплекс ресурсов, подконтрольных множеству различных и независимых организаций. Важнейшую роль в этом призваны сыграть инструменты workflow в Internet.

Мониторинг процессов. Инструменты workflow позволяют решать эту задачу при помощи механизмов регистрации, которые фиксируют каждое событие с указанием даты, времени и участника. Такой подробный регистрационный журнал обеспечивает полную прослеживаемость и служит основой для мониторинга и управления качеством услуг, предоставляемых каждым субъектом в цепочке.

Управление предприятием. В рамках виртуального предприятия существует один субъект, который организует и направляет деятельность остальных. Этим субъектом является тот, кто разработал и внедрил данную службу, занимается его эксплуатацией и маркетингом и является его владельцем. Такое предприятие по необходимости опирается на одного индивидуума или на небольшую группу перспективно мыслящих лидеров, которые изначально разработали сервис и решили его внедрить.

Для электронного бизнеса ключевым является четкое определение бизнес-процессов. Системы workflow жизненно необходимы для виртуальных предприятий, потому что они нацелены на автоматизацию процессов, «умея» интегрировать различные приложения, а также «умея» связываться между собой.Некоторые динамично развивающиеся компании, обслуживающие традиционные предприятия, уже являются виртуальными организациями и тем самым подталкивают своих клиентов к перестройке собственной деятельности. Если они будут выполнять свои контракты по обслуживанию, это новое направление приобретет очень большое сходство с виртуальным предприятием, с тем отличием, что подразделения будут иметь большую автономию. Процесс эволюции к подлинно виртуальному предприятию в России требует многочисленных изменений в нынешней практике, существующей во многих сферах деятельности. Такая эволюция будет иметь правовые последствия, потребует новых методов оценки активов предприятия, основывающихся не только на их физических характеристиках и численности штата, но и на таких существенных факторах, как способность привлекать большую клиентуру, безупречно вести дело и предоставлять продукты и услуги, обладающие реальной дополнительной ценностью, изменит отношения между профсоюзами и предприятиями, породит массовые перемещения деятельности между странами и крупными экономическими регионами, приведя к необходимости создания новых механизмов регулирования для распределения работы на международном уровне, а также изменит характер конкуренции между предприятиями, в некоторых случаях разрушив нынешний барьер, препятствующий приходу новых конкурентов в существующий бизнес, благодаря привнесению новых способов дистрибуции и производства.

Источник

Виртуальные предприятия

Виртуальное предприятие – это предприятие, объединяющее географически
разделенные экономические субъекты, которые взаимодействуют в процессе
совместного производства, используя преимущественно электронные средства
коммуникаций. Система управления большинства современных традиционных
предприятий имеет ярко выраженную функционапьную направленность. В основе
подобной организации управления лежит принцип разделения и специализации труда.
В современных условиях подобная организация становится неэффективной в силу
ряда причин:

– отсутствие заинтересованности работающих в конечном результате, поскольку
система оценки их деятельности оторвана от результата работы предприятия в
целом и главную оценку результатов труда работника дает его вышестоящий
начальник;

– видение сотрудниками бизнес-процессов, протекающих в компании, чаще всего не
выходит за рамки подразделений, в которых они работают;

– чрезмерно усложнен обмен информацией между различными подразделениями,
работающими в рамках одного бизнес-процесса, что приводит к большим накладным
расходам.

При создании новых сетевых форм коммерческих предприятий их разработчики, как
правило, ориентируются на следующие основные преимущества электронной коммерции:

1) устранение влияния географического фактора – незначительные затраты на
подключение к Интернету практически из любой точки сделали экономически
целесообразным сотрудничество географически удаленных контрагентов;

2) создание информационного пространства виртуального предприятия –
обеспечение совместного доступа к информационным ресурсам для коллективов
практически любого размера позволило значительно повысить эффективность
использования ресурсов, сделало возможным участие всех сотрудников в
формировании внутренней информационной среды организации;

3) внутрифирменная координация – повышение точности принимаемых решений,
улучшение координации деятельности участников в процессе их реализации.
Расширение возможностей и повышение качества планирования и координации работ
для различных коллективов исполнителей изменили структуру производственных
затрат: стало выгоднее передавать на исполнение работы временным работникам или
сторонним компаниям, чем держать для этого штатных сотрудников.

В информационной экономике существует достаточно большое число
бизнес-процессов, для реализации которых целесообразно использовать виртуальные
предприятия. Характерные особенности данных процессов:

– фрагментированность – частая смена ответственности и полномочий исполнителей
при осуществлении процесса;

– новизна и неформализованность;

– отсутствие у каждого исполнителя полной информации о процессе в целом;

– недостаточность или избыточность точек контроля процесса;

– неэффективность информационного обеспечения процесса.

Виртуальные предприятия – одна из новых организационных форм предприятий. На
развитие этих форм организации и управления предприятием в значительной степени
повлияли такие тенденции развития современных рынков, как их глобализация, рост
значения качества товара, его цены и степень удовлетворения потребителей,
повышение важности устойчивых отношений с потребителями (индивидуализация
обслуживания заказчиков), а также растущее значение использования новых
информационных и коммуникационных технологий.

Некоторые авторы называют виртуальные предприятия «сетевыми предприятиями».
Как правило, речь идет о сети партнеров (предприятий, организаций, отдельных
коллективов и людей), совместно разрабатывающих, производящих и сбывающих
продукцию.

Пространство виртуализации предприятий включает:

– виртуальный рынок (рынок товаров и услуг, существующий на основе
коммуникационных и информационных возможностей глобальных сетей);

– виртуальную реальность, т. е. отображение и имитацию реальных разработок и
производства в кибернетическом пространстве, которое одновременно является и
инструментом, и средой разработки;

– виртуальные (сетевые) организационные формы.

С маркетинговой точки зрения цель виртуального предприятия – получение прибыли
благодаря максимальному удовлетворению потребителей в товарах (услугах) путем
объединения ресурсов различных партнеров в единую систему. Виртуальные
предприятия, как правило, ориентируются не на удовлетворение нужд и
потребностей «усредненного» покупателя или сегмента рынка, а на удовлетворение
индивидуальных запросов конкретных потребителей.

С практической точки зрения традиционному предприятию, например, для
разработки и выпуска нового товара на рынок требуется привлечение значительных
ресурсов. В отличие от него виртуальное предприятие ищет новых партнеров,
обладающих соответствующими рыночным потребностям ресурсами, знаниями и
способностями, для совместной организации и реализации этой деятельности. При
этом выбираются предприятия (организации, отдельные коллективы, люди),
обладающие ключевыми ресурсами для достижения конкурентного преимущества на
рынке.

Как правило, партнерство заключается на определенный срок или до достижения
определенного результата (например, выполнения заказа). Другими словами,
партнерство является временным и на определенных этапах жизненного цикла
изделия или при изменении рыночной ситуации в Сеть могут привлекаться новые
партнеры или исключаться старые.

Естественно, что предприятия-партнеры для эффективного функционирования всей
Сети должны базироваться на согласованном хозяйственном процессе. При
объединении большого числа предприятий, к тому же географически разбросанных,
согласованности хозяйственного процесса можно достичь только благодаря
использованию единой сетевой информационной системы, основанной на широком
применении новых информационных и коммуникационных технологий.

С учетом сказанного выше можно выделить ключевое достоинство виртуальных
предприятий: возможность выбирать и использовать наилучшие ресурсы
(информационные, финансовые, материальные, интеллектуальные), предлагаемые
мировым экономическим пространством.

Характерными особенностями виртуальных предприятий являются:

открытая распределенная структура;

приоритет горизонтальных связей;

относительная автономность и узкая специализация участников предприятия;

высокий статус информационных и кадровых средств интеграции.

Одно из важнейших преимуществ такой организации – резкое сокращение размера
стартового капитала для основания нового дела, поскольку большинство
необходимых ресурсов будет привлекаться на контрактной основе и оплачиваться по
мере предоставления услуг. Другое преимущество – существенное сокращение
времени, необходимого для подготовки к реализации очередного проекта.

Очевидно, что для планирования, организации и координации деятельности
виртуального предприятия необходимы и соответствующие управленческие подходы.
Организации, специализирующейся в области создания виртуальных предприятий,
необходимо концентрировать свои усилия в большей степени на привлечении,
координации и управлении ресурсами контрагентов-исполнителей.

На основе этого можно в общем виде сформулировать основные функции управления
виртуальным предприятием как сетью партнеров:

1) определение требований (задач) проекта;

2) поиск и оценка возможных партнеров (исполнителей);

3) выделение исполнителей, которые оптимально соответствуют задачам;

4) привлечение исполнителей и распределение работ;

5) постоянный контроль и управление деятельностью партнеров, включая и
перераспределение по мере необходимости ресурсов и задач между ними.

Наряду с перечисленными выше достоинствами, виртуальные предприятия обладают и
недостатками:

– чрезмерная экономическая зависимость от партнеров, что связано с узкой
специализацией участников предприятия;

– практическое отсутствие социальной защиты и материальной поддержки партнеров
(в ситуации взаимодействия с физическими лицами) вследствие отказа от
классических долгосрочных договорных форм и обычных трудовых отношений;

– опасность чрезмерного усложнения, вытекающая из разнородности участников
предприятия, неясности в отношении членства в ней, динамики самоорганизации,
неопределенности в планировании для участников и т. д.

Другими словами, принципы виртуальных организационных форм предопределяют
уменьшение автономии участников и прозрачности производственного процесса.
Очевидно, что отказ от испытанных организационно-управленческих принципов
нуждается в заменителях. Поскольку правовая база регулирования особенностей
данного рода деятельности в настоящее время отсутствует, виртуальным
предприятиям приходится в некоторых случаях ограничиваться такими субститутами,
как сетевая культура, создание климата взаимного доверия и т. д.

Процесс развития виртуальных предприятий характеризуется отставанием
фундаментальных научных исследований от практического опыта. Хотя успех многих
функционирующих виртуальных предприятий очевиден, в более широком контексте
многие вопросы их организации и функционирования остаются открытыми.

Источник

Глава 1. Виртуальные предприятия как новая организационная форма управления

1.1. Виртуализация предприятий и виртуальные предприятия

В последнее время наметились явные изменения в организационных структурах и формах управления предприятием. На развитие новых организационных форм управления предприятием в большей степени повлияли такие глобальные тенденции развития современных рынков, как глобализация рынков, растущее значение качества товара, его цены и степени удовлетворения потребителей, повышение важности устойчивых отношений с потребителями (индивидуальными заказчиками), а также растущее значение степени применения новых информационных и коммуникационных технологий.

Одной из основных причин, повлиявших на изменение организационных форм предприятия, можно считать переориентацию производства с массового потребителя на индивидуального заказчика.

К основным характеристикам новых видов организационных структур предприятия можно отнести следующие [83]: открытость; распределенная структура; гибкость; автономность; приоритет горизонтальных связей; ресурсосберегающие стратегии; обучаемость.

Комбинации этих характеристик определяют подклассы предприятий нового типа. Согласно [83] можно выделить три основных класса:

— ресурсосберегающие предприятия – предполагают оптимальное управление различными (временными, материальными, человеческими) ресурсами, интеграцию тотального управления качеством и совмещенной разработки (concurrent engineering) минималистких стратегий (точно в срок);

— горизонтальные и гибкие предприятия – предполагают переход от функциональных подразделений к бизнес-процессам, состоящим из автономных междисциплинарных групп, ориентированных на более полное удовлетворение интересов заказчиков;

Выделяются подклассы предприятий нового типа: [157] (табл. 1.1).

Структура организации и управления

Максимально «плоская» и децентрализованная (минимум уровней иерархии для заданной сложности)

Максимизация числа горизонтальных связей для гетерархии

Оптимальное управление ресурсами (время, запасы, качество продукции):

стратегия «точно в срок»

тотальное управление качеством

Максимальное качество для каждой производственной единицы

Минимальное время цикла производства

Открытая, развивающаяся сеть (максимум открытости)

Централизованное при наличии определенной децентрализации

Экстернализация (минимизация) стоимости рабочего персонала, максимальное приближение производителя к потребителю

Стратегия максимального сотрудничества и компромиссов

Деспециализация и максимальная независимость ячеек

Подвижное (гибко перестраиваемое)

Максимальное приспособление к конъюнктуре рынка

Открытая сеть (гетерархия)

Максимально интенсивная телекоммуникация

Максимально скоординированное сотрудничество

Анализ публикаций по вопросам виртуализации процесса управления и образования виртуальных предприятий показывает, что авторы зачастую используют термин «виртуальность» довольно произвольно. «Виртуальное» интерпретируется и как «искусственно образованное», и как «мнимое, не существующее в реальном пространстве», и как «расширенное за счет совместных ресурсов» и т.д. Однако этот термин достаточно «прижился» для определения таких явлений как «виртуальный рынок», «виртуальная реальность», «виртуальная организация», «виртуальное предприятие», «виртуальные корпорации» применительно к деятельности предприятий.

Пространство виртуализации предприятий можно условно разделить на три основные категории явлений:

· виртуальный рынок – рынок товаров и услуг, существующий на основе коммуникационных и информационных возможностей глобальных вычислительных сетей (Интернет);

· виртуальная реальность – отображение и имитация реальных объектов и процессов в кибернетическом пространстве;

· виртуальные организационные формы – динамической сети предприятий, организаций, отдельных коллективов и людей, совместно осуществляющих деятельность по разработке, производству и сбыту определенной продукции.

Понятие и определения виртуального предприятия

В первую очередь, определимся с понятием «виртуальные предприятия» по тем причинам, что данное словосочетание нередко используют для определения предприятий, действующих на виртуальных рынках и в сети Интернет, и существуют различные определения одного и того же объекта. В некоторых работах виртуальные предприятия обозначают и другими терминами: «сетевые предприятия» [75, 79], «безграничные предприятия» [79], «виртуальные корпорации» и «виртуальные организации». Как правило, речь идет о динамической сети партнеров (предприятий, организаций, отдельных коллективов и людей), совместно осуществляющих деятельность по разработке, производству и сбыту определенной продукции.

Существует множество определений виртуального предприятия, например:

— «Под виртуальным предприятием понимается сеть самостоятельных в правовом, но зависимых в экономическом отношении предприятий, которые на основе общих целей поставляют на рынок определенную услугу» [32].

— «Виртуальное предприятие – это добровольная временная форма кооперации нескольких, как правило, независимых партнеров (предприятий, институтов, отдельных лиц), обеспечивающая благодаря оптимизации системы производства благ большую выгоду клиентам» [17].

— «Виртуальное предприятие подразумевает сетевую, компьютерно опосредованную организационную структуру, состоящую из неоднородных компонентов расположенных в различных местах» [84].

— «Виртуальное предприятие создается путем отбора требующихся организационно-технологических ресурсов от различных предприятий и их интеграции в гибкую и динамическую структуру, приспособленную для скорейшего выпуска новой продукции и ее оперативной поставки на рынок» [84].

— «Виртуальное предприятие – это динамичная открытая бизнес-система на основе прогрессивных интернет-технологий, представляющую собой совокупность временно объединенных на принципах кооперации в рамках единого информационного (виртуального) пространства технологических ресурсов автономных экономических агентов, способных на основании координации и оперативного распределения производить конечный продукт (КП) или услугу» [34].

Из приведенных определений не видны основные отличия виртуальных предприятий от таких организационных форм, как групповые или проектные организации, модульные предприятия, стратегический альянс, «Кэйрэцу», совместные предприятия, многонациональные предприятия и др.

Предпринимается поиск отличий от таких организационных форм [17, 32]. В [17] приводятся следующие отличия (табл. 1.1).

Форма кооперационной связи

Отличия от виртуальной организации

Групповая или проектная организация

Отдельные проекты с целью решения сложных и рисковых задач

• Временная организационная структура
• Сотрудничество различных подразделений и иерархических уровней

• Ограничение определенными областями задач, диктуемых отраслевой или рыночной обстановкой
• Отсутствие стратегической управленческой концепции

Внутрифирменное организационное образование

Псевдосамостоятельные структуры для повышения эффективности

• Псевдосамостоятельные единицы.
• Самоорганизация.
• Внутрифирменное предпринимательство.

• Временной кооперационной сетью не является.
• Компетенции с третьей стороной не увязываются

Сплочение торгового, нескольких промышленных предприятий и крупного банка или страховой компании

• Объединение базируется на культурных связях.
• Теснейшие контакты с политиками и администрацией.
• Использование синергического эффекта для завоевания рынка.

• Кооперация на неопределенный срок.
• Низкая гибкость при смене партнеров.
• Сложные финансовые связи (перекрестный холдинг)

Стратегический альянс или совместное предприятие

Хозяйственное сотрудничество для получения преимуществ во времени, издержках, “ноу-хау”

• Долгосрочное сотрудничество со взаимным участием
• Использование общего процесса производства благ

• Долгосрочная кооперация с немногими партнерами.

• Как правило, взаимное участие в капитале
• Обычно жесткие, прочные договорные связи

Отдача работ на сторону

Вычленение и передача своеобразных задач третьей стороне

• Концентрация на собственных компетенциях.
• Договорные, а не культурные связи.
• Отдельные фазы производства благ

• Классический подход «производить или покупать”.
• Договорные связи обычно с одним партнером.
• Перемещение частей производства за пределы предприятия

Международная, иногда глобальная деятельность предприятий для извлечения выгоды от расширения масштабов производства или ассортимента продукции

• Правовое соглашение между предприятиями
• Общая хозяйственная политика

• Правовая единица на длительный срок
• Стабильность состава партнеров
• Слабая рыночная подвижность

По утверждению автора [32], попытки разграничить виртуальные предприятия и названные организационные формы для более четкого определения «привели к описанию виртуального предприятия как организационной формы, лишенной правовой базы».

Однако, если обобщить эти определения и не принимать во внимание правовые аспекты виртуальных предприятий, можно выделить одним из ключевых моментов – партнерство (кооперацию) нескольких предприятий для создания, производства и сбыта продукции.

С маркетинговой точки зрения, цель виртуального предприятия – это получение прибыли путем максимального удовлетворения нужд и потребностей потребителей в товарах (услугах) быстрее и лучше потенциальных конкурентов. Очевидно, что данная цель присуща всем ориентированным на рынок предприятиям. Но виртуальные предприятия, во-первых, достигают этого за счет объединения ресурсов партнеров, и, во-вторых, как правило, ориентируются не на удовлетворения нужд и потребностей какого-то «усредненного» сегмента рынка, а на выполнение определенных рыночных заказов вплоть до удовлетворения определенных запросов конкретных потребителей (заказчиков). Как отмечается в [17], первым импульсом к образованию виртуального предприятия является именно поступление рыночного заказа.

С практической точки зрения, обычному предприятию, например, для разработки и выведения нового товара на рынок требуется привлечение значительных ресурсов. В отличие от него виртуальное предприятие ищет новых партнеров, обладающих соответствующими рыночным потребностям ресурсами, знаниями и способностями, для совместной организации и реализации этой деятельности, т.е. выбираются предприятия (организации, отдельные коллективы и люди), обладающие ключевой компетенцией в форме ресурсов и способностей для достижения конкурентного преимущества на рынке.

Партнерство, заключается, как правило, на определенный срок или до достижения определенного результата (например, выполнения заказа). Другими словами, партнерство является временным, и, например, на определенных этапах жизненного цикла изделия или при изменении рыночной ситуации могут в сеть привлекаться новые партнеры или исключаться старые.

Естественно, что предприятия-партнеры для эффективного функционирования всей сети должны действовать согласованно. Когда же, например, для наилучшего соответствия рыночным потребностям, в сеть объединяется большое множество предприятий, чаще всего, удаленных географически, тогда, очевидно, что таким предприятиям трудно согласовать свои действия без оперативной информации и коммуникаций. Следовательно, для решения информационных проблем виртуальное предприятие должно иметь единую информационную систему, основанную на широком применении новых информационных и коммуникационных технологий. В некоторых трудах отмечается, что возможность коренной перестройки деловых процессов и вызвана развитием и внедрением информационных и коммуникационных технологий [74, 83]. Необходимо также подчеркнуть, что использование новых компьютерных и информационных технологий не является основой виртуального предприятия. Главным является именно единая информационная система, под которой понимается совокупность методов и средств поиска, сбора, хранения, обработки, анализа и передачи внутренней и внешней информации, требующейся для функционирования виртуального предприятия и принятия совместных управленческих решений.

С учетом вышеизложенного можно дать такое общее определение: виртуальное предприятие – это временная кооперационная сеть предприятий (организаций, отдельных коллективов и людей), обладающих ключевыми компетенциями для наилучшего выполнения рыночного заказа, базирующаяся на единой информационной системе.

При этом основными характеристиками виртуальных форм организации можно считать: открытую распределенную структура; гибкость; приоритет горизонтальных связей; автономность и узкую специализацию членов сети; высокий статус информационных и кадровых средств интеграции.

К недостаткам виртуальных предприятий, вернее, к слабым местам можно отнести [79]:

— практическое отсутствие материальной и социальной поддержки своих членов вследствие отказа от классических долгосрочных договорных форм и обычных трудовых отношений;

— предпочтение специализации, концентрации на ключевых компетенциях, тогда как многие современные направления, напротив, выступают за многоплановую квалификацию общего профиля;

— чрезмерная зависимость от кадрового состава, а поэтому подверженностью рискам, связанным с текучестью кадров;

— опасность чрезмерного усложнения, вытекающая, в частности, из разнородности членов предприятия, неясности в отношении членства в ней, открытости сетей, динамики самоорганизации, неопределенности в планировании для членов виртуального предприятия.

Виды виртуальных предприятий

На практике существует множество в той или иной степени «виртуализированных» организаций. Следует отметить, что довольно часто под виртуальными организациями в производстве понимают ту или иную форму организации взаимодействия предприятий в области логистики и материально-технического снабжения.

В целом виртуальные организационные формы – это динамические сетевые объединения людей, коллективов и предприятий. Далее, виртуальные организационные формы можно разделить на внутриорганизационные (в пределах одного предприятия) и межорганизационные (объединения различных предприятий, коллективов и людей).

Одна из классификаций виртуальных организационных форм, базирующаяся на приведенных в [17] видах и описаниях реально действующих предприятий, отображена на рис. 1.1.

Что понимается под виртуальным предприятием. Смотреть фото Что понимается под виртуальным предприятием. Смотреть картинку Что понимается под виртуальным предприятием. Картинка про Что понимается под виртуальным предприятием. Фото Что понимается под виртуальным предприятием

Рис. 1.1. Виртуальные организационные формы

Согласно этой классификации можно следующим образом охарактеризовать виды виртуальных предприятий:

— временная модульная сеть, объединяющая партнеров с явно выраженной ориентацией на ключевые компетенции. Для такой сети характерны низкая заменяемость партнеров, ограниченность сроков существования, асимметричная зависимость партнеров по сети;

— сеть для выполнения отдельных заказов рассчитана на мобилизацию ориентированных на проект высококлассных ресурсов. Предусмотрена заменяемость партнеров, сроки заказов строго ограничены, зависимость партнеров по сети симметрична;

— целевое сетевое объединение в определенной сфере рассчитано на совместные решения и оптимизацию услуг клиентам. Кооперация в таких сетях, отличающихся высокой степенью открытости и симметричной зависимостью партнеров, ориентирована на предложение общих решений;

— централизованно управляемые сети характеризуются тем, что одна фирма специализируется на координации и управлении производственными процессами действующей в мировом масштабе сети с односторонне заменяемыми партнерами;

— долгосрочные сетевые пулы ориентированы на постоянное получение различных рыночных заказов. Основой сотрудничества является доверие к партнерам и общие ценностные ориентиры. Свойственна симметричная зависимость сетевых партнеров. Наибольший интерес представляет для мелких и средних предприятий, которые благодаря такой кооперации обеспечивают возможность получать заказы и снижать издержки;

— междисциплинарная сеть знаний является объединением носителей “ноу-хау”. Характеризуются централизованным управлением, выходящим за рамки выполнения отдельных заказов, симметричной зависимостью партнеров.

— специальные сети, ориентирующиеся на выполнение отдельных заказов с цифровой передачей данных. Для организации и координации таких виртуальных предприятий широко используются глобальные вычислительные и коммуникационные сети для привлечения известных высококлассных партнеров.

Приведенная классификация не совсем четко разграничивает виды виртуальных предприятий, что связано с попыткой учесть множество признаков: тип управление (централизованное или децентрализованное), зависимость партнеров, «время жизни» сети, количество проектов во времени, используемые технологии, сферу деятельности и сферу интересов.

С точки зрения организационных и управленческих моментов наиболее важны следующие признаки:

— «время жизни» сети (выполнение одного проекта или нескольких в течение времени).

По «времени жизни» сети можно выделить два основных типа:

По типу управления можно выделить три вида виртуальных предприятий [81]:

— с централизованным типом управления, когда один из участников сети управляет сетью и выполнением рыночных заказов;

— с децентрализованным типом управления, при котором все управленческие процессы осуществляются только за счет локальных взаимодействий участников сети;

— с распределенным типом управления, когда сохраняется общий координационный центр.

В следующем разделе более подробно исследуются организационно-структурные аспекты создания, функционирования и управления виртуальными предприятиями.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *