Что понимается под властью вообще и государственной властью в частности
Любая власть предполагает неравенство, поскольку есть властвующие и подвластные.
Что такое государственная власть
Признаки государственной власти:
Действует на основе права от имени всего общества.
Власть имеет единый общегосударственный центр принятия политических решений.
Власть имеет возможность использовать самые разнообразные средства: экономические, социальные, культурные, принудительные.
Что такое органы госвласти. Органы государственной власти в России
Примеры органов государственной власти в России: Министерство внутренних дел, Верховный суд, правительство Московской области, Федеральная налоговая служба.
В Российской Федерации государственную власть, в соответствии со статьей 11 Конституции, осуществляют президент, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), правительство и суды.
В субъектах федерации государственную власть осуществляют образуемые ими органы законодательной (законодательные собрания, думы и др.) и исполнительной власти (губернаторы, правительства).
Теории происхождения власти
Структурно-организационная концепция гласит, что власть порождается самой иерархической структурой политической жизни, которая подразумевает подчинение низших уровней высшим.
Субъект, объект и источник власти. Компоненты власти
Классификация политической власти
По месту в структуре власти: центральная, региональная или местная власть.
По типам социального господства: традиционный, легальный и харизматический.
Функции политической власти
Формирование политической системы общества, организация его политической жизни и отношений (между государством и обществом, общественными институтами, классами).
Управление делами общества и государства на разных уровнях, руководство органами власти, политическими и неполитическими процессами и отношениями.
Создание определенной формы правления, типа политической системы и политических отношений.
Требования к демократической власти
В современных демократических обществах источником суверенитета считается народ, поэтому власть должна работать на благо народа. К демократической власти предъявляют ряд требований, чтобы не допустить сползания к авторитаризму или тоталитарному режиму.
Устойчивость и легитимность политической власти
Положительная оценка власти населением.
Признание власти мировым сообществом.
Признаки результативной власти:
Успешная экономическая политика, экономический рост.
Устойчивый рост благосостояния и уровня жизни основной части населения.
Укрепление общественного порядка, безопасность.
Определение понятия власти, государственной власти и судебной власти
Суть концепции разделения властей и ее основное назначение
Тема 3. Судебная власть и система органов ее осуществляющих.
1. Суть концепции разделения властей и ее основное назначение.
2. Определение понятия власти, государственной власти и судебной власти.
3. Полномочия судебной власти.
4. Виды судопроизводства, в рамках которых осуществляется судебная власть.
5. Основные подсистемы (блоки) российской судебной системы.
6. Понятие судебной инстанции и ее разновидности.
Изобразить схему судебной системы, сложившейся в России в настоящее время.
Конституция РФ предусматривает три вида государственной власти законодательную, исполнительную и судебную, устанавливая, что органы власти самостоятельны (ст.10 Конституции РФ). Ст.11 Конституции РФ предоставляет право осуществления государственной власти Президенту РФ, Федеральному Собранию, Правительству РФ и судам РФ.
Равновесие властей поддерживается специальными организационно-правовыми мерами, которые обеспечивают не только взаимодействие, но и взаимоограничение полномочий в установленных пределах. В то же время они гарантируют независимость одной власти от другой в пределах тех же полномочий.
Законодательная властьобладает верховенством, поскольку она устанавливает правовые начала государственной и общественной жизни, основные направления внутренней и внешней политики страны, а, следовательно, определяет, в конечном счете, правовую организацию и формы деятельности исполнительной и судебной властей.
Главенствующее положение законодательных органов в механизме правового государства обусловливает высшую юридическую силу принимаемых ими законов, придает общеобязательный характер нормам права.
Исполнительная властьв лице своих органов занимается непосредственной реализацией правовых норм, принятых законодателем.
Она носит правовой характер лишь в том случае, если она является подзаконной властью, действует на началах законности.
Судебная властьпризвана охранять право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений. В правовом государстве каждый гражданин может обжаловать любые незаконные действия исполнительных органов и должностных лиц в судебном порядке.
Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами. Никто не может присвоить себе функции суда. Независимость и законность правосудия являются важнейшей гарантией прав и свобод граждан, правовой государственности в целом.
Судебная власть выступает сдерживающим фактором, предупреждающим нарушение правовых установлений со стороны законодательных и исполнительных органов государственной власти, обеспечивая тем самым реальное разделение властей.
Судебная властьявляется одним из проявлений государственной власти в целом. Поэтому, чтобы определить понятие судебной власти, необходимо вначале выяснить, что же понимается под властью вообще и государственной властью в частности.
Согласно толковому словарю русского языка В. Даля, власть – это «право, сила, воля над чем-либо, свобода действия и распоряжения, начальствование, управление».В словаре С. Ожегова и Н. Шведовой власть определяется как «право и возможность распоряжаться кем-нибудь или чем-нибудь, подчинять своейволе».
Назначение и сущность государствасостоят в том, что оно призвано осуществлять управление обществом на основе демократических принципов правления в интересах защиты основных прав и свобод личности, а также для обеспечения общественного согласия (социального компромисса). Обеспечение прав и свобод человека и гражданина, регулирование и упорядочение общественных отношений и является основной обязанностью государства.
Важнейшим признаком государства является наличие публичной власти, которая учреждается народом и выступает от его имени. Публичная (государственная) властьпредполагает особую группу людей (управленцев), призванных осуществлять задачи и функции государства.
Объективно необходимой функцией государственной власти является упорядочение общественной жизни, общественных отношений. Природа государственной власти – в охране прав и свобод человека и гражданина, в обеспечении гражданского мира и согласия.
Социальное назначение государства заключается в том, что это организация политической власти, призванная представлять общие интересы населения. Деятельность государства направлена на решение общесоциальных проблем. Управляя делами общества, государство стремится к стабильности и гармоничному развитию общества, к обеспечению социального компромисса и правопорядка и законности.
Государственная власть характеризуется следующими признаками:
—для осуществления своих функций и задач она имеет свой аппарат управления,который призван осуществлять функции управления обществом с помощью специальных государственных органов. Осуществление государственных управленческих функций является их профессиональной деятельностью;
—публичная власть является представительной.Она осуществляет свою деятельность от имени народа;
—признаком публичной власти является ее легитимность –признание народом права управлять им и подчиняться ей. Необходимо отличать легитимность власти от ее легальности. Не всякая легальная власть является легитимной.
Понятие государственной власти более узко и указывает нам на субъекта этой власти, обладающего властными полномочиями, – на государство в лице его органов и должностных лиц.
В демократическом государстве власть принадлежит народу и осуществляется им непосредственно (в первую очередь путем выборов и референдума), а также опосредованно – через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ст.3 Конституции РФ).
Сам термин «судебная власть» указывает на то, что осуществляется она специально уполномоченным на то органом государственной власти – судом.
Статья 118 Конституции РФ и ст.1 Федерального конституционного закона «О судебной системе РФ» устанавливают, что судебная власть осуществляется только судами в лице судей, в том числе привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия представителей народа, т.е. присяжных и арбитражных заседателей.
Таким образом, судебная власть – есть предоставленные специальным органам власти государства – судам – полномочия по разрешению отнесенных к их компетенции вопросов, возникающих при применении права, и реализация этих полномочий путем конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства с соблюдением процессуальных форм, дающих гарантию законности и справедливости принимаемых судами решений.
Судебная власть обладает рядом основных признаков:
— вид государственной власти,она осуществляется государственными органами, выражает государственную волю, ее составляют государственно-властные полномочия;
— осуществляется только судом(в том числе привлекаемыми в установленном законом порядке к осуществлению правосудия представителями народа – присяжными и арбитражными заседателями);
— самостоятельна и действует независимоот законодательной и исполнительной властей; при выполнении своих функций судьи подчиняются только Конституции и федеральным законам;
— реализуется в форме правосудияпосредством конституционного, гражданского, административного, арбитражного и уголовного судопроизводства;
— процессуальный порядок деятельности;закон подробно регулирует порядок действий суда и принятия им решений при разрешении конкретных дел;
— осуществляется на основе принципов,установленных Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О судебной системе РФ».
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Определение понятия власти, государственной власти и судебной власти.
Тема 3.
Судебная власть и система органов ее осуществляющих.
1. Суть концепции разделения властей и ее основное назначение.
2. Определение понятия власти, государственной власти и судебной власти.
3. Полномочия судебной власти.
4. Виды судопроизводства, в рамках которых осуществляется судебная власть.
5. Основные подсистемы (блоки) российской судебной системы.
6. Понятие судебной инстанции и ее разновидности.
Суть концепции разделения властей и ее основное назначение.
Конституция РФ предусматривает три вида государственной власти:
— законодательную;
— исполнительную;
— судебную,
устанавливая, что органы власти самостоятельны (ст. 10 Конституции РФ).
Ст. 11 Конституции РФ предоставляет право осуществления государственной власти Президенту РФ, Федеральному Собранию, Правительству РФ и судам РФ.
Равновесие властей поддерживается специальными организационно-правовыми мерами, которые обеспечивают не только взаимодействие, но и взаимоограничение полномочий в установленных пределах.
В то же время они гарантируют независимость одной власти от другой в пределах тех же полномочий.
Законодательная власть обладает верховенством, поскольку она устанавливает правовые начала государственной и общественной жизни, основные направления внутренней и внешней политики страны, а, следовательно, определяет, в конечном счете, правовую организацию и формы деятельности исполнительной и судебной властей.
Главенствующее положение законодательных органов в механизме правового государства обусловливает высшую юридическую силу принимаемых ими законов, придает общеобязательный характер нормам права.
Исполнительная власть в лице своих органов занимается непосредственной реализацией правовых норм, принятых законодателем.
Она носит правовой характер лишь в том случае, если она является подзаконной властью, действует на началах законности.
Судебная власть призвана охранять право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их не совершал. В правовом государстве каждый гражданин может обжаловать любые незаконные действия исполнительных органов и должностных лиц в судебном порядке.
Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами. Никто не может присвоить себе функции суда.
Независимость и законность правосудия являются важнейшей гарантией прав и свобод граждан, правовой государственности в целом.
Судебная власть выступает сдерживающим фактором, предупреждающим нарушение правовых установлений со стороны законодательных и исполнительных органов государственной власти, обеспечивая тем самым реальное разделение властей.
Определение понятия власти, государственной власти и судебной власти.
Судебная власть является одним из проявлений государственной власти в целом. Поэтому, чтобы определить понятие судебной власти, необходимо вначале выяснить, что же понимается под властью вообще и государственной властью в частности.
В словаре С. Ожегова и Н. Шведовой власть определяется как «право и возможность распоряжаться кем-нибудь или чем-нибудь, подчинять своей воле».
Назначение и сущность государства состоят в том, что оно призвано осуществлять управление обществом на основе демократических принципов правления в интересах защиты основных прав и свобод личности, а также для обеспечения общественного согласия (социального компромисса).
Обеспечение прав и свобод человека и гражданина, регулирование и упорядочение общественных отношений и является основной обязанностью государства.
Важнейшим признаком государства является наличие публичной власти, которая учреждается народом и выступает от его имени.
Публичная (государственная) власть предполагает особую группу людей (управленцев), призванных осуществлять задачи и функции государства.
Объективно необходимой функцией государственной власти является упорядочение общественной жизни, общественных отношений.
Природа государственной власти – в охране прав и свобод человека и гражданина, в обеспечении гражданского мира и согласия.
Социальное назначение государства заключается в том, что это организация политической власти, призванная представлять общие интересы населения.
Деятельность государства направлена на решение общесоциальных проблем. Управляя делами общества, государство стремится к стабильности и гармоничному развитию общества, к обеспечению социального компромисса и правопорядка и законности.
Государственная власть характеризуется следующими признаками:
— Во-первых, для осуществления своих функций и задач она имеет свой аппарат управления, который призван осуществлять функции управления обществом с помощью специальных государственных органов. Осуществление государственных управленческих функций является их профессиональной деятельностью.
— Во-вторых, публичная власть является представительной. Она осуществляет свою деятельность от имени народа.
— В-третьих, признаком публичной власти является ее легитимность – признание народом права управлять им и подчиняться ей. Необходимо отличать легитимность власти от ее легальности. Не всякая легальная власть является легитимной.
Понятие государственной власти более узко и указывает нам на субъекта этой власти, обладающего властными полномочиями, – на государство в лице его органов и должностных лиц.
В демократическом государстве власть принадлежит народу и осуществляется им непосредственно (в первую очередь путем выборов и референдума), а также опосредованно – через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ст. 3 Конституции РФ).
Сам термин «судебная власть» указывает на то, что осуществляется она специально уполномоченным на то органом государственной власти – судом.
Статья 118 Конституции РФ и ст. 1 Федерального конституционного закона «О судебной системе РФ»устанавливают, что судебная власть осуществляется только судами в лице судей, в том числе привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия представителей народа, т.е. присяжных и арбитражных заседателей.
Таким образом, судебная власть – есть предоставленные специальным органам власти государства – судам – полномочия по разрешению отнесенных к их компетенции вопросов, возникающих при применении права, и реализация этих полномочий путем конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства с соблюдением процессуальных форм, дающих гарантию законности и справедливости принимаемых судами решений.
Судебная власть обладает рядом основных признаков:
1. судебная сласть – вид государственной власти; она осуществляется государственными органами, выражает государственную волю, ее составляют государственно-властные полномочия;
2. осуществляется только судом (в том числе привлекаемыми в установленном законом порядке к осуществлению правосудия представителями народа – присяжными и арбитражными заседателями);
3. самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей; при выполнении своих функций судьи подчиняются только Конституции и федеральным законам;
4. реализуется в форме правосудия посредством конституционного, гражданского, административного, арбитражного и уголовного судопроизводства;
5. процессуальный порядок деятельности; закон подробно регулирует порядок действий суда и принятия им решений при разрешении конкретных дел;
6. осуществляется на основе принципов, установленных Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О судебной системе РФ».
Власть и ее виды. Особенности государственной власти
Власть в самом общем виде представляет собой способность (свойство) некоего субъекта (индивида, коллектива, организации) подчинять себе волю и поведение другого субъекта (индивида, коллектива, организации) в своих собственных интересах или в интересах других лиц.
Как явление власть характеризуется следующими признаками:
1. Власть есть явление социальное, то есть общественное.
3. Власть может существовать и функционировать лишь в рамках общественного отношения, то есть такого отношения, которое существует между людьми (индивидами, их коллективами, иными социальными образованиями). Не может быть отношения власти между человеком и вещью или между человеком и животным (даже если животное находится в собственности хозяина и он может распорядиться его судьбой). Обусловлено это качество уже следующей характерной особенностью власти.
4. Осуществление власти всегда представляет собой интеллектуально-волевой процесс, когда властный импульс, исходящий от властвующего субъекта, прежде чем детерминировать (обусловить, определить) волю и поведение подвластного, должен быть осознан последним, воспринят его сознанием. По этой причине не могут быть субъектами отношения власти и подчинения люди с деформациями сознания и воли.
7. Из-за того, что власть может иметь место только в сознательно-волевом отношении и всегда предполагает подчинение воли подвластного воле властвующего субъекта, отсутствие такого подчинения в конкретном отношении означает и отсутствие в этом отношении власти. Говоря другими словами, сознательное подчинение является условием наличия власти в данном конкретном отношении над данным конкретным субъектом.
Существуют различные виды власти.
Власть можно классифицировать по различным основаниям. Например, с точки зрения ее социального уровня можно различать:
а) власть в масштабе всего общества;
б) власть внутри того или иного коллектива (организации);
в) власть в отношении между двумя индивидами.
Власть внутри той или иной социальной общности (общества, коллектива, организации и др.) в зависимости от способа организации и властвования может быть демократической или недемократической. Причем это деление касается не только политической власти, но и всякой другой, связанной с управлением коллективами, поскольку демократия может быть и неполитической.
Политическая власть в обществе (и прежде всего это касается государственной власти) может быть легальной (законной) и теневой (скрытой, невидимой, нелегальной). Носителями последней могут быть неформальные группы в правящей элите, политические секты, мафиозные организации и др. При этом не следует смешивать понятия «легальная власть» и «легитимная власть». Эти понятия хотя и близки, но не тождественны. Легальность характеризует правомерность существования власти с формально-юридической стороны, без ее этической оценки, а легитимность означает признание власти населением, принятие ее в качестве справедливого и политически оправданного явления. И может быть даже так, что государственная власть легальна, но не легитимна. Большой вклад в разработку теории легитимности политического господства (власти) внес известный немецкий политолог, экономист и социолог Макс Вебер (1864-1920 гг.).
Среди неполитических разновидностей власти можно выделить власть семейную (родительскую власть, властные отношения между супругами) как наиболее важную и имеющую давнюю историю.
С точки зрения генетической обусловленности, зависимости в развитии явлений государственная власть первична по отношению к государству. Именно потребность общества (на определенном этапе его развития) во власти с такими свойствами, которые присущи государственной власти, и обусловили появление государства. Государство выступает как носитель государственной власти, как та сила, на которую эта власть опирается, поэтому оно должно быть построено таким образом, чтобы иметь возможность продуцировать власть с особыми свойствами (признаками), то есть ту власть, которую и принято именовать государственной.
К особым свойствам государственной власти можно отнести следующие:
признаками. Вместе с тем государственная власть имеет свои особенности. Эта власть:
во-первых, реализуется через государство и его органы. При этом только государственная власть
имеет аппарат принуждения, который распространяет свои полномочия на всех без исключения
людей, проживающих на территории данного государства;
во-вторых, публична. Под публичностью в широком смысле понимается характер
государственной власти. В этом смысле всякая власть публична, поскольку функционирует в
обществе. В теории государства и права в понятие публичности вкладывается еще и тот смысл, что
государственная власть осуществляется профессиональным аппаратом, отчуждена от общества, не
в-третьих, суверенна, обладает верховенством внутри страны и независимостью вовне.
Верховенство государственной власти проявляется прежде всего в том, что выше нее в стране нет
другой власти и все обязаны подчиняться власти государства. Что касается независимости
государственной власти, то она сама решает, вступать ли ей в какие-либо межгосударственные
союзы, ассоциации, заключать ли какие-либо договоры, соглашения и др.;
в-четвертых, универсальна, она распространяется на всю территорию страны и все ее население;
в-пятых, обладает монопольным правом на издание законов и других общеобязательных актов
юридического характера. Государственная власть подкрепляется силой закона, и это позволяет ей
делать свои веления обязательными для всех.
Некоторые ученые проводят сравнение характерных черт государственной власти и власти при
первобытном строе и выделяют следующие их особенности (проф. М.И. Байтин).
1. При родовом строе власть носила общественный характер, выражала интересы всего
бесклассового общества, всех его членов. Государственная же власть выражает интересы
отдельных классов, социальных групп, слоев населения, которые занимают господствующее
положение в обществе и в силу этого обладают и государственной властью.
2. Родовая власть не знала особого аппарата управления или слоя людей, исключительно
занимающихся управленческой деятельностью на профессиональной основе. Старейшины и
другие выборные лица были первыми среди равных и не имели каких-либо привилегий. Иначе
обстоит дело в государственно организованном обществе: здесь появляется специальный аппарат
управления и особый слой людей, занимающихся только управленческой деятельностью.
3. При первобытно-общинном строе, где в целом не существовало внутренних антагонизмов,
главными способами принуждения были обычаи и общественное мнение. Государственная власть
широко использует санкции, различные виды государственного принуждения, для чего создает
специальный карательный аппарат.
4. Для содержания государственного аппарата и всей государственной власти требуются
5. При родовом строе люди подразделяются по принципу кровного родства, государственная же
власть управляет по территориальному принципу. Кроме того, появились понятия «подданство»,
Таким образом, государственная власть имеет политический характер, так как общество
дифференцировалось по интересам, потребностям, которые не одинаковы у различных групп
населения, и, чтобы регулировать эти интересы и потребности, государственная власть должна
проявлять определенное искусство управления, т.е. осуществлять политику.
Арсенал методов реализации государственной власти достаточно разнообразен. В современных условиях значительно возросла роль методов морального и особенно материального стимулирования, используя которые, государственные органы воздействуют на интересы людей и тем самым подчиняют их своей властной воле.
К общим, традиционным методам осуществления государственной власти, несомненно, относятся убеждение и принуждение. Эти методы, по-разному сочетаясь, сопровождают государственную власть на всем ее историческом пути.
Превращение идей, взглядов в убеждения связано с деятельностью сознания и чувствами человека. Только пройдя через сложный механизм эмоций, через сознание, идеи, общественные интересы и требования власти приобретают личностное значение. Убеждения тем и отличаются от простого знания, что они неотделимы от личности, становятся ее узами, из которых она не может вырваться, не причинив вреда своему мировоззрению, духовно-нравственной ориентации.
Правовым признается государственное принуждение, вид и мера которого строго определены правовыми нормами и которое применяется в процессуальных формах (четких процедурах). Законность, обоснованность и справедливость государственного правового принуждения поддается контролю, оно может быть обжаловано в независимый суд. Уровень правового «насыщения» государственного принуждения обусловлен тем, в какой мере оно:
а) подчинено общим принципам данной правовой системы,
б) является по своим основаниям единым, всеобщим на территории всей страны,
в) нормативно регламентировано по содержанию, пределам и условиям применения,
г) действует через механизм прав и обязанностей,
д) оснащено развитыми процессуальными формами.
— материальные ценности, необходимые для общественного производства и потребления;
— полезные ископаемые и т.п.
— численность населения, его качество;
— социальная стабильность и порядок;
— демократизм общественных отношений;
— участие населения в политике;
— патриотизм гражданского общества и т.п.
— идеалы, интересы, убеждения людей;
— идеология, вера, доверие, общественное настроение;
— чувства (патриотические, национальные, религиозные),
— знания и информация;
— институты науки и образования;
— пропаганда во всех её формах;
— средства массовой информации и т.п.
Дата добавления: 2016-06-24 ; просмотров: 1938 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ