Что понимается под внутренним рынком труда
Сегментация рынков труда: внутренние и профессиональные рынки
Нередко работа требует уникальных знаний и навыков, которые связаны со специальным обучением. Фирме выгодней использовать тех, кто уже овладел ими, чем нанимать работников на внешнем рынке труда. Внутренний, или внутрифирменный, рынок труда — это система трудовых отношений, ограниченных рамками одной организации, при которых заработная плата и размещение работников определяются административными правилами и процедурами. Наряду с внешними и внутренними рынками труда существуют профессиональные рынки труда. Обычно их ассоциируют с профессиями, которые не только востребованы рынком, но требуют от человека высокой квалификации и трудовой мобильности.
Внутренний, или внутрифирменный, рынок труда — это система трудовых отношений, ограниченных рамками одной организации, при которых заработная плата и размещение работников определяются административными правилами и процедурами.
Основные особенности внутреннего рынка труда:
Нередко работа требует уникальных знаний и навыков, которые связаны со специальным обучением. Фирме выгодней использовать тех, кто уже овладел ими, чем нанимать работников на внешнем рынке труда. Наем каждого нового работника связан не только с дополнительными издержками, но и с риском, тем большим, чем более ответственны его должностные обязанности. Кроме того, стабильный коллектив способен решать долговременные стратегические задачи, действуя как единая команда, реализующая общую цель.
Внутренние рынки труда особенно развиты там, где преобладает подготовка работников на рабочем месте, связанная с неформальными аспектами обучения. Подобная подготовка носит индивидуальный характер, в большей мере учитывает характеристики рабочего места на предприятии, обходится фирме дешевле. Иногда иначе обучить работника просто невозможно. Работники в процессе как самой работы, так и обучения воспринимают, впитывают традиции, обычаи, правила поведения, особенности межличностных отношений и т.п. Это способствует росту эффективности их труда, снижению уровня конфликтности в трудовом коллективе. Работодатель экономит средства на наем и обучение новичков благодаря низкой текучести кадров.
Внутренние рынки труда имеют преимущества не только для работодателей, но и для работников. Тем из них, кто долго работает в организации, занятость фактически гарантирована. Они часто получают достаточно весомый социальный пакет.
В то же время у внутренних рынков труда есть свои проблемы и недостатки. Так, при профессиональной подготовке работников непосредственно на рабочем месте могут возникать сложности, если обученный работник сможет претендовать на место наставника. Если заработная плата зависит от положения работника, стажа работы и возраста, а не от производительности, то стимулы к труду могут ослабевать, так что фирма должна поддерживать достаточный уровень внутренней конкуренции за продвижение по служебной лестнице. Основные достоинства и недостатки внутреннего рынка труда для работников и работодателей представлены в табл. 1.
Таблица 1. Преимущества и недостатки внутренних рынков труда для работников и работодателей.
Преимущества
Недостатки
Для работников
Гарантии стабильной занятости
Заработная плата определяется в большей степени характеристиками рабочего места, чем работника
Ограничение конкуренции по заработной плате и карьерному росту по сравнению с внешним рынком
Конкуренция в малой группе может быть очень острой
«Социальный пакет» — незарплатные блага, получаемые работником от фирмы
Снижение мотивации к труду, стимулов для повышения квалификации и самосовершенствования
Фирма охотнее инвестирует в обучение и повышение квалификации работника
Искусственное ограничение и постепенное снижение мобильности работника
Спланированная и последовательная структура карьеры
Для работодателей
Знание работником особенностей данного предприятия (технологии и людей)
При недостаточно гибком анализе внешнего рынка — потери на разнице в оплате труда
Минимизация специфических рисков найма персонала
При определенных условиях высокие затраты на повышение квалификации
Экономия средств на найме и обучении новичков
Консервативность, недостаточная гибкость и мотивация персонала
Осуществление затрат на повышение квалификации в соответствии с реальными потребностями фирмы
Потери времени ценных работников в процессе наставничества
Возможность более быстрого заполнения вакансий
Слишком тесные взаимоотношения среди коллег
Привязанность работников к своему предприятию
Возможное снижение активности работников
Низкая текучесть кадров
«Короткая скамейка» — ограничение возможности для выбора
Возможность добиваться более высокой производительности труда
Возможный конфликт интересов обучающих и обучаемых
Опыт развитых стран убеждает, что внутренний рынок труда эффективен, если фирма может реализовать его потенциальные возможности и избежать «ловушек». Если внутренний рынок труда действительно основан на действии формальных процедур и регламентов, то работник защищен не только от внешних угроз, но и от субъективизма администрации. Если в основе отношения к работнику лежит произвол менеджеров и велика степень личной зависимости, то потенциальные преимущества внутреннего рынка труда могут не проявиться.
В фирмах с внутренними рынками труда существует так называемый «входной порт», где работники жестко конкурируют между собой. На входе в него искусственно повышается концентрация рабочей силы (набирается малоопытный, низкооплачиваемый, непроверенный, с минимальным уровнем ответственности и информированности персонал). В ходе пребывания во входном порту работодатель оценивает профессиональный уровень и личные качества работника, его психологическую совместимость с коллективом; работник проникается «духом фирмы» и впитывает в себя корпоративную культуру. По прошествии необходимого времени отобранные работники поступают на низшую ступень внутрифирменной карьерной лестницы.
Для организаций с внутренними рынками труда внешний рынок труда выполняет роль своеобразного амортизатора: в период подъема именно через «входной порт» работники нанимаются (чаще на неквалифицированную работу), а в период спада — увольняются.
Привлечение работников вне рамок предприятия предоставляет руководителю более широкие возможности выбора и непосредственно покрывает потребность организации в персонале, а также создает новые импульсы для развития, подстегивает ветеранов, не позволяя им расслабиться. В то же время фирма может потерять возможность использования мотивационного потенциала внутреннего рынка труда. Новичкам необходимо время на адаптацию в трудовом коллективе, у них отсутствуют знания о производстве; нередко им приходится платить больше, чем прежним работникам.К тому же затраты на привлечение персонала могут оказаться очень велики.
Наряду с внешними и внутренними рынками труда существуют профессиональные рынки труда. Обычно их ассоциируют с профессиями, которые не только востребованы рынком, но требуют от человека высокой квалификации и трудовой мобильности. Спрос на подобных работников могут предъявлять разные организации нередко для выполнения разовых или эпизодических (иногда повторяющихся) работ, заказов, поручений. В развитых странах на профессиональных рынках труда работают программисты, юристы, аудиторы, финансовые консультанты, рекламисты, спортсмены, музыканты, актеры, домашние работники и др. Их конкурентоспособность зависит от профессиональной и деловой репутации, а также от возможности послать потенциальным работодателям «рыночный сигнал» о своих достоинствах и возможностях. Профессиональные рынки труда, на которых работники отождествляются не с фирмой, а с профессиональной общностью, выступают в качестве антиподов рынков внутренних.
Сегментация рынка труда — это разделение рабочих мест и работников на устойчивые замкнутые секторы и зоны, между которыми крайне ограничено перемещение рабочей силы. Изучение сегментации рынка труда привело к созданию теории его двойственности, в которой предполагается разделение рынка труда на два сектора: первичный и вторичный.
Критериями распределения работников по секторам служат уровень квалификации работника и сложность его замены для работодателя. Вторичный рынок труда не требует от работников специальной подготовки и особой квалификации (официанты, прислуга, неквалифицированные и сезонные рабочие, младший обслуживающий персонал, низшие категории служащих и т.п.). На первичном рынке труда работники, напротив, обладают квалификацией, требующей продолжительной подготовки (обучения, опыта). Этот сектор включает рабочие места — независимые (специалисты с высшим и средним специальным образованием, менеджеры и администраторы, высококвалифицированные рабочие) и подчиненные (техники, рабочие средней квалификации, административно-вспомогательный персонал). Основные черты, характеризующие тот и другой рынки труда, автором сведены в табл. 2.
Таблица 2. Основные особенности первичного и вторичного рынков труда.
Первичный рынок труда
Вторичный рынок труда
Стабильная занятость и надежность положения работника
Велика текучесть кадров и нестабильна занятость
Высокий уровень заработной платы (зависит прежде всего от должности, стажа, квалификации, меры ответственности)
Низкий уровень заработной платы (зависит от выработки, дисциплинированности), развито нормирование труда
Хорошие условия труда
Плохие условия труда
Творческий характер труда; нередко участие в управлении производством
Труд исполнительский, рутинный
Наличие хороших шансов на продвижение
Слабые шансы на продвижение
Использование прогрессивных технологий, требующих высокой квалификации работников
Технология производства примитивна и трудоемка
Соблюдение справедливости, трудовых правил
Премии, доплаты, участие в прибылях
Ведущая роль основной заработной платы
Гарантия занятости на перспективу
Высокая текучесть кадров; их увольняют в первую очередь
Удобные дни и часы работы
Жесткий график; часто неполный рабочий день (неделя); сезонная или временная работа
Льготы и пособия (жилье, услуги, страхование и т.п.)
Низкая социальная защищенность
100%-ная оплата больничных листов и отпусков
На них стараются сэкономить
Гарантированное пенсионное обеспечение
Обучение и переквалификация за счет предприятия (в том числе и в рабочее время)
Простая и кратковременная подготовка, чаще всего на самом рабочем месте
Членство в профсоюзах, клубах и т.п.; часто высокий статус
Отсутствуют профсоюзы; статус низок
Черты, присущие первичному и вторичному рынкам труда, взаимосвязаны. На первичном рынке фирмы вынуждены повышать эффективность, чтобы компенсировать высокие издержки на заработную плату; появляется необходимость в наукоемких технологиях, что делает целесообразным повышение квалификации работников.
На вторичном рынке труда у работников низкие заработки и производительность труда, нет особых стимулов для повышения квалификации; работодатель не осуществляет инвестиций в их профессиональное обучение и у него нет причин для сокращения высокой текучести кадров, тем более что она позволяет снизить затраты на социальный пакет, а также мешает объединению рабочих в профсоюзы.
Что понимается под внутренним рынком труда
Рынок труда: понятие, функции, элементы. Классификация рынков труда. Конкуренция на рынке труда.
Рынок труда – это система общественных отношений, связанных с наймом и предложением труда, т.е. с его куплей и продажей; это также экономическое пространство – сфера трудоустройства, в котором взаимодействуют покупатели и продавцы специфического товара – труд.
Одновременно, это механизм, обеспечивающий согласование цены и условий труда между работодателями и наемными работниками и регулирующий его спрос, и предложение.
Рынок труда функционирует только во взаимодействии с другими типами рынков. Нарушение, дисбаланс в любом из них по «цепочке» передается во все другие. От уровня доходов населения зависит степень его трудовой активности: чем ниже доходы, тем, при прочих равных условиях, относительно большее число людей вынуждено выходить на рынок труда, что обязательно скажется на уровне безработицы.
Элементами рынка труда являются:
Первый элемент – субъекты рынка труда. Это наемные работники (и их объединения – профсоюзы), работодатели (предприниматели) и их союзы, государство и его органы.
Работодатель – наниматель, который может быть представлен разными «фигурами», в зависимости от узаконенной структуры отношений собственности. Это могут быть: государственные предприятия, хозяйственные общества разных типов, общественные организации, частные предприятия, совместные предприятия, частные предприниматели и т.п.
Наемные работники – это свободные трудоспособные граждане, для которых работа по найму – главный источник средств существования и индивидуального воспроизводства.
Развитие рыночных отношений сопровождается возникновением институтов, выступающих от имени наемных работников, выражающих и защищающих их интересы. Наиболее массовая организация трудящихся – профсоюзы. Система отношений на рынке труда складывается из трех основных компонентов (рисунок 1):
Рисунок 1. – Система отношений на рынке труда
Второй элемент рынка труда – правовые акты и экономические программы. Для нормального функционирования рынка необходимы законодательные акты, нормы, правила, которые бы регулировали взаимоотношения между субъектами рынка, четко определяли их права, создавали равные возможности для реализации способностей к труду всех участников рыночных отношений, предусматривали социальное страхование на случай потери работы т.д.
Успешное функционирование рынка невозможно без создания соответствующих экономических условий (налоги, льготы и т.д.) проведения активной политики занятости, разработки и осуществления государственной и региональных программ содействия занятости населения, программ подготовки и переподготовки высвобождаемых работников.
Конъюнктура рынка труда
Конъюнктура рынка труда (третий элемент рынка труда) – это соотношение спроса и предложения труда, определяющее ставки заработной платы на конкретные виды труда и уровень занятости населения. В каждый данный момент основная часть предложения и спроса на труд удовлетворены, что и обеспечивает функционирование общественного производства. Меньшая его часть в силу естественного и механического движения рабочей силы (выбытие людей из трудоспособного возраста и вступления в трудоспособный возраст, увольнений и переходов на новое место работы, выбытие старых и вывода новых рабочих мест) оказывается свободной и нуждается в соединении предложения и спроса.
Предложение труда – это потребность различных групп трудоспособного населения в получении работы по найму и на этой основе – источника средств существования. Предложение труда на рынке определяют следующие категории людей:
Предложение труда на рынке определяется, в первую очередь, факторами демографическими – уровнем рождаемости, смертности, миграционных процессов, а также темпами роста численности трудоспособного населения, его половозрастной структурой, состоянием здоровья, уровнем квалификации и мобильности; зависит от величины заработной платы, от уровня жизни населения, от того, как организована государственная поддержка малоимущих семей и других факторов. Серьезное влияние на динамику рабочей силы оказывают процессы иммиграции в страну, т.к. они увеличивают общее предложение рабочей силы на рынке труда и усиливают на нем конкуренцию.
Спрос на труд – это то количество работников, которое готовы нанять производители на каждый данный момент при заданном уровне зарплаты. Главная особенность спроса на труд в том, что он производный, т.е. нанимателю рабочая сила нужна не сама по себе, а для того, чтобы производить конкретные товары или услуги. Поэтому спрос на труд непосредственно определяется ситуацией на товарном рынке. Рынок чутко реагирует на рост или падение покупательского спроса, а также на изменения производственных технологий.
Спрос на рабочую силу на рынке труда определяется числом и структурой рабочих мест. Рынок рабочих мест, как составная часть рынка труда, складывается из числа вакансий как на действующих, так и на вновь вводимых в действие предприятиях и организациях, и количества рабочих мест, занятых работниками, не удовлетворяющими работодателя, и поэтому ищущего им замену.
В зависимости от соотношения между спросом и предложением труда различают три типа конъюнктуры рынка труда:
Конъюнктура рынка труда зависит от:
Кроме того, на конъюнктуру оказывают влияние демографические, этнические, социальные, политические, экологические и другие факторы.
Инфраструктура рынка труда (четвертый элемент рынка труда) – это его составная часть, включающая государственные учреждения, негосударственные структуры содействия занятости, кадровые службы предприятий, общественные организации и фонды. Сюда же входит нормативно-правовая среда, обеспечивающая эффективное взаимодействие между спросом и предложением рабочей силы.
Главная функция инфраструктуры рынка труда состоит в регулировании отношений между работодателем и работником по поводу цены и условий труда, решении социальных проблем работника, урегулировании социально-трудовых конфликтов на основе коллективных договоров.
Основными составляющими инфраструктуры являются:
Функции рынка труда
Под функциями следует понимать род и вид деятельности. Современный рынок труда выполняет следующие функции.
Современный рынок труда
Если ты ничего не можешь,
ты ничего не должен хотеть.
Предположим, городу нужны девяносто девять сантехников и один юрист. Однако из ста выпускников школ города девяносто девять планируют стать юристами, и только один сантехником. Возможны следующие варианты: «лишние» юристы переквалифицируются в сантехники, уедут в другие города, где есть потребность в их услугах, или умрут голодной смертью, сидя по уши в нечистотах. Не думаю, что кто-нибудь из них мечтал о таком финале, выбирая профессию из соображений престижа, а не требований рынка труда.
Рынок труда, или рынок рабочей силы — это система социально-экономических взаимоотношений между работодателями и теми, кто ищет работу. В этом смысле человека, ищущего работу, можно считать продавцом, потому что он предлагает себя как профессионала тому, кто готов платить за его работу. Работодателя в этой ситуации можно рассматривать как покупателя, выбирающего подходящего специалиста для ведения производственной, коммерческой или иной деятельности. Эти отношения равноправны, хотя каждая сторона преследует свои цели. Если цели совпадают, то есть работа устраивает специалиста, а специалист — работодателя, в результате выигрывают обе стороны.
Нередко возникает конфликт интересов: специалист предъявляет особые требования к условиям и оплате труда (например, требует бесплатного обеда и личного шофера, может работать только через день и т. д.). Если этот специалист уникален и незаменим, работодатель может согласиться на все эти условия в расчете на то, что затраты окупятся. Если же специалист не представляет особой ценности, то ему придется снизить уровень притязаний, отказавшись, для начала, хотя бы от бесплатного обеда. Иначе он рискует остаться без работы.
Работодатель проявляет нереалистичный уровень притязаний, когда требует от своих работников усилий, несопоставимых с заработной платой. Классический пример такого работодателя показал А.С. Пушкин в «Сказке о попе и о его работнике Балде»:
Нужен мне работник —
Конюх, повар и плотник.
Да где найти такого,
Работника не слишком дорогого?
Как вы помните, дешевый работник обошелся работодателю очень дорого.
В наше время права и обязанности сторон регулируются трудовым соглашением, или контрактом — документом, в котором оговариваются условия и оплата труда, а также должностной инструкцией. Работодатель не вправе требовать от специалиста работы, выходящей за рамки его служебных обязанностей.
Рынок труда развивается по тем же законам, что и рынок товаров и услуг. Здесь действует закон спроса и предложения, формируя цены на особый товар — рабочую силу. Эта цена называется заработной платой. Заработная плата — это денежное вознаграждение работника за выполнение своих обязанностей.
Заработная плата начисляется в соответствии с занимаемой должностью и зависит от квалификации специалиста, которая складывается из уровня профессиональной подготовки, опыта работы, личностных и профессионально важных качеств. На размер заработной платы влияют интенсивность, продолжительность и условия труда.
Чем больше специалистов определенной квалификации на рынке рабочей силы, тем ниже их цена. Эта ситуация выгодна работодателям: во-первых, есть выбор, во-вторых, можно сэкономить на зарплате. Результатом превышения предложения над спросом является безработица.
Ситуация, при которой специалистов меньше, чем требуется на рынке труда, выгодна этим специалистам, потому что они могут диктовать работодателям свои условия. Однако дефицит специалистов негативно скажется на экономике в целом. В результате пострадают все.
Идеальный вариант — число специалистов, предлагающих свои услуги, равно числу требуемых специалистов. Такая ситуация называется рыночным равновесием.
Очевидно, что существуют массовые профессии, требующие большого количества специалистов. Потребность в жилище, питании, одежде не оставит без работы строителей, технологов и производителей изделий и продуктов питания. Пока есть болезни, нужны врачи. Пока есть дети, нужны учителя. Пока есть преступность, нужны правоохранительные органы. Сейчас в России активно формируется рынок услуг, который через несколько лет может дать пять миллионов рабочих мест.
Особую категорию специалистов составляют ученые, изобретатели, люди искусства, представители редких профессий, например, реставратор, летчик-космонавт, криптограф, дегустатор, ювелир, переводчик, психолог. Это — «штучный» товар. Если в эту «нишу» устремляется большое количество людей, возникает конкуренция — неизбежное следствие рыночных отношений. Синонимы слова «конкуренция» — соревнование, соперничество. Конкурентоспособность — это соответствие качества предлагаемой рабочей силы требованиям работодателя. Если человек никогда не занимался спортом, выходить на старт марафонской дистанции наравне с опытными спортсменами не только неразумно, но и опасно. Ваши ресурсы на рынке труда — это ваше профессиональное образование и опыт работы, трудовая мотивация и личностные качества (ответственность, работоспособность, способность к профессиональному и личностному росту).
Современный рынок труда намного сложнее, чем несколько лет назад, а требования к профессионалу жестче. Если раньше в самой «рыночной» сфере — торговле — один человек при наличии образования и опыта мог выполнять почти весь цикл работ, то теперь требуются специалисты, отвечающие за узкий участок работы. Так, профессия менеджера сейчас имеет массу разновидностей: менеджер по закупкам, продажам, сбыту, продвижению, работе с клиентами, маркетингу, рекламе. Поэтому за фразой «я хочу стать менеджером» чаще всего стоит поверхностное знание предмета выбора профессии и рынка труда. По данным многолетних социологических опросов, российские выпускники из года в год выбирают одни и те же профессии: программист, юрист, менеджер, экономист, бухгалтер, автослесарь, дизайнер, парикмахер, повар-кондитер, психолог.
Московский педагог З. Гельман еще пятнадцать лет назад заметил, как поразительно отличаются ответы зарубежных школьников на вопрос: «Кем ты хочешь стать?» от ответов наших ребят. Никто из юных англичан, венгров, чехов, финнов или шведов не видел себя в будущем космонавтами, пианистами, актерами, писателями, да и тех, кто мечтал о карьере адвоката, врача, инженера или какой-либо другой профессии, требующей высшего образования, набиралось совсем немного. Зарубежные школьники видели свою будущую профессиональную деятельность вполне конкретной: химики-аналитики, инженеры-проектировщики холодильных установок, разработчики компьютерных программ. Наши школьники и их учителя были удивлены, когда огромное большинство их сверстников из-за рубежа выразило желание стать столярами, водителями грузовиков и автокаров, машинистами электропоездов, строителями, медиками, специалистами сельского хозяйства, секретарями, домохозяйками. (Выбираем профессию: 100 вопросов и ответов).
Динамичный и непредсказуемый современный рынок труда требует от молодого специалиста не только профессионализма, но и умения ориентироваться в разных сферах деятельности и адаптироваться к меняющимся условиям. При этом необходимо критично подходить к заманчивым предложениям работы, которыми пестрят страницы газет и журналов, стены и заборы. И большинство людей норовит на себе убедиться в справедливости старой пословицы: «Бесплатный сыр бывает только в мышеловке».
«Мышеловки». Познакомьтесь с некоторыми мышеловками и узнайте, как они работают.
4. «Испытательный срок». «Работа. После испытательного срока — 700». Вы, не покладая рук, работаете в офисе или торговом зале, высунув язык, мотаетесь по городу, расклеивая объявления и развозя какие-то товары. Вы работаете так, как в жизни никогда не работали в надежде, что ваше усердие будет замечено. Через два-три месяца вас просят больше не приходить на работу, не удостаивая объяснения — испытательный срок закончился. Надо уступить место другим любителям бескорыстного труда.
Найдите в газетах и журналах сомнительные объявления о приеме на работу. Вас должны насторожить следующие моменты: обещание высокой зарплаты; отсутствие требований к образованию и опыту работы; необходимость денежных вложений. Позвоните по указанным телефонам и уточните требования к кандидату, характер работы, условия труда, уровень заработной платы. Наклейте в тетрадь несколько объявлений, проанализировав их и записав рядом свои выводы.