Что понимается под воспитанием и обучением в личностно ориентированной модели взаимодействия

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Что понимается под воспитанием и обучением в личностно ориентированной модели взаимодействия. Смотреть фото Что понимается под воспитанием и обучением в личностно ориентированной модели взаимодействия. Смотреть картинку Что понимается под воспитанием и обучением в личностно ориентированной модели взаимодействия. Картинка про Что понимается под воспитанием и обучением в личностно ориентированной модели взаимодействия. Фото Что понимается под воспитанием и обучением в личностно ориентированной модели взаимодействия

Описание презентации по отдельным слайдам:

Личностно-ориентированное воспитание – воспитательная система, где ребенок является высшей ценностью, ставится в центр воспитательного процесса, основанного на принципах гуманистической педагогики: самоценность личности, уважение к ней, природосообразность воспитания, добро и ласка, учет особенностей индивидуального развития, отношение к ребенку как полноправному, ответственному участнику воспитательного процесса, который осознает свое собственное достоинство, уважает достоинство и свободу других.

НОРМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ, составляющие основу профессиональной позиции педагога (Концепция педагогической поддержки разработана под руководством известного ученого О.С. Газмана.): а) любовь к ребенку, безусловное принятие его как личности; б) приверженность к диалоговым формам общения с детьми; в) уважение достоинства и доверие, понимание его интересов; г) готовность оказать содействие и прямую помощь при решении проблемы; д) признание права ребенка на свободу поступка, выбора, самовыражения; е) поощрение и одобрение самостоятельности; ж) умение быть товарищем для ребенка; з) постоянный самоконтроль и способность изменить позицию и самооценку.

Образование и воспитание, ориентированные на личность включают в себя: Отказ от ориентировки на среднего ребенка Учет особенностей в учебно-воспитательном процессе Прогнозирование личности и конструирование индивидуальных программ развития

Компоненты занятий: Целевой Содержательный Организационно- деятельностный Оценочно-аналитический Отличия личностно-ориентированного подхода от традиционного в педагогической деятельности

ЦЕЛЕВОЙ: Цель занятия направлена на усвоение детьми знаний Целевая установка направлена на развитие индивидуальности Традиционно Личностно-ориентированный подход

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ Традиционно Личностно-ориентированный подход Субъектом определения темы и содержания занятия является педагог В определении темы и содержания вместе с педагогом субъектными полномочиями обладает большинство детей группы

ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ Традиционно: Личностно-ориентированный подход: Организатором занятий является педагог. Общение детей и педагога строится на основе монолога, осуществляется строго по плану. Педагог заботится о создании ситуации выбора и успеха. Преобладают диалогические формы обучения. Педагог вводит детей в проблемную, нестандартную ситуацию, а дети предлагают выход из нее.

ОЦЕНОЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ Традиционно: Личностно- ориентированный подход: При анализе занятий внимание обращается на объем, новизну, духовную ценность. Критерием оценки выступает проявление и обогащение жизненного опыта ребенка, комфортность и активность их участия в ходе занятия.

Понимание ребенка – проникновение в его внутренний мир. Признание ребенка – право быть самим собой. Принятие ребенка – безусловное положительное к нему отношение. Составляющие личностно-ориентированное взаимодействие

ВОСПИТАТЕЛЬ ВОСПИТАННИК понимание принятие признание Свободный Активный Уважающий себя Уважающий других Открытый Дружелюбный Инициативный Независимый

Что понимается под воспитанием и обучением в личностно ориентированной модели взаимодействия. Смотреть фото Что понимается под воспитанием и обучением в личностно ориентированной модели взаимодействия. Смотреть картинку Что понимается под воспитанием и обучением в личностно ориентированной модели взаимодействия. Картинка про Что понимается под воспитанием и обучением в личностно ориентированной модели взаимодействия. Фото Что понимается под воспитанием и обучением в личностно ориентированной модели взаимодействия

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Что понимается под воспитанием и обучением в личностно ориентированной модели взаимодействия. Смотреть фото Что понимается под воспитанием и обучением в личностно ориентированной модели взаимодействия. Смотреть картинку Что понимается под воспитанием и обучением в личностно ориентированной модели взаимодействия. Картинка про Что понимается под воспитанием и обучением в личностно ориентированной модели взаимодействия. Фото Что понимается под воспитанием и обучением в личностно ориентированной модели взаимодействия

Курс повышения квалификации

Скоростное чтение

Что понимается под воспитанием и обучением в личностно ориентированной модели взаимодействия. Смотреть фото Что понимается под воспитанием и обучением в личностно ориентированной модели взаимодействия. Смотреть картинку Что понимается под воспитанием и обучением в личностно ориентированной модели взаимодействия. Картинка про Что понимается под воспитанием и обучением в личностно ориентированной модели взаимодействия. Фото Что понимается под воспитанием и обучением в личностно ориентированной модели взаимодействия

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Что понимается под воспитанием и обучением в личностно ориентированной модели взаимодействия. Смотреть фото Что понимается под воспитанием и обучением в личностно ориентированной модели взаимодействия. Смотреть картинку Что понимается под воспитанием и обучением в личностно ориентированной модели взаимодействия. Картинка про Что понимается под воспитанием и обучением в личностно ориентированной модели взаимодействия. Фото Что понимается под воспитанием и обучением в личностно ориентированной модели взаимодействия

воспитательная система, где ребенок является высшей ценностью, ставится в центр воспитательного процесса, основанного на принципах гуманистической педагогики: самоценность личности, уважение к ней, природосообразность воспитания, добро и ласка, учет особенностей индивидуального развития, отношение к ребенку как полноправному, ответственному участнику воспитательного процесса, который осознает свое собственное достоинство, уважает достоинство и свободу других.

Номер материала: 187233

Не нашли то что искали?

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Что понимается под воспитанием и обучением в личностно ориентированной модели взаимодействия. Смотреть фото Что понимается под воспитанием и обучением в личностно ориентированной модели взаимодействия. Смотреть картинку Что понимается под воспитанием и обучением в личностно ориентированной модели взаимодействия. Картинка про Что понимается под воспитанием и обучением в личностно ориентированной модели взаимодействия. Фото Что понимается под воспитанием и обучением в личностно ориентированной модели взаимодействия

Педагогам Северной Осетии в 2022 году будут выплачивать надбавки за стаж

Время чтения: 2 минуты

Что понимается под воспитанием и обучением в личностно ориентированной модели взаимодействия. Смотреть фото Что понимается под воспитанием и обучением в личностно ориентированной модели взаимодействия. Смотреть картинку Что понимается под воспитанием и обучением в личностно ориентированной модели взаимодействия. Картинка про Что понимается под воспитанием и обучением в личностно ориентированной модели взаимодействия. Фото Что понимается под воспитанием и обучением в личностно ориентированной модели взаимодействия

Утверждены сроки заключительного этапа ВОШ

Время чтения: 1 минута

Что понимается под воспитанием и обучением в личностно ориентированной модели взаимодействия. Смотреть фото Что понимается под воспитанием и обучением в личностно ориентированной модели взаимодействия. Смотреть картинку Что понимается под воспитанием и обучением в личностно ориентированной модели взаимодействия. Картинка про Что понимается под воспитанием и обучением в личностно ориентированной модели взаимодействия. Фото Что понимается под воспитанием и обучением в личностно ориентированной модели взаимодействия

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Что понимается под воспитанием и обучением в личностно ориентированной модели взаимодействия. Смотреть фото Что понимается под воспитанием и обучением в личностно ориентированной модели взаимодействия. Смотреть картинку Что понимается под воспитанием и обучением в личностно ориентированной модели взаимодействия. Картинка про Что понимается под воспитанием и обучением в личностно ориентированной модели взаимодействия. Фото Что понимается под воспитанием и обучением в личностно ориентированной модели взаимодействия

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Что понимается под воспитанием и обучением в личностно ориентированной модели взаимодействия. Смотреть фото Что понимается под воспитанием и обучением в личностно ориентированной модели взаимодействия. Смотреть картинку Что понимается под воспитанием и обучением в личностно ориентированной модели взаимодействия. Картинка про Что понимается под воспитанием и обучением в личностно ориентированной модели взаимодействия. Фото Что понимается под воспитанием и обучением в личностно ориентированной модели взаимодействия

До конца 2024 года в РФ построят около 1 300 школ

Время чтения: 1 минута

Что понимается под воспитанием и обучением в личностно ориентированной модели взаимодействия. Смотреть фото Что понимается под воспитанием и обучением в личностно ориентированной модели взаимодействия. Смотреть картинку Что понимается под воспитанием и обучением в личностно ориентированной модели взаимодействия. Картинка про Что понимается под воспитанием и обучением в личностно ориентированной модели взаимодействия. Фото Что понимается под воспитанием и обучением в личностно ориентированной модели взаимодействия

ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Консультация для воспитателей «Личностно-ориентированная модель взаимодействия с детьми»

Что понимается под воспитанием и обучением в личностно ориентированной модели взаимодействия. Смотреть фото Что понимается под воспитанием и обучением в личностно ориентированной модели взаимодействия. Смотреть картинку Что понимается под воспитанием и обучением в личностно ориентированной модели взаимодействия. Картинка про Что понимается под воспитанием и обучением в личностно ориентированной модели взаимодействия. Фото Что понимается под воспитанием и обучением в личностно ориентированной модели взаимодействия Алла Коновалова
Консультация для воспитателей «Личностно-ориентированная модель взаимодействия с детьми»

В условиях смены приоритетов в области образования проблема воспитания ребёнка, способного мыслить и действовать активно, творчески, самостоятельно приобретает актуальное значение. Теперь на современном этапе одной из главных задач образования является развитие познавательной активности, стремления к самостоятельному добыванию и обогащению знаний, через личностно-ориентированную модель взаимодействия.

Что значит взаимодействовать? Это значит общаться на равных, учитывая интересы не только свои, но и ребенка. Участники этого процесса становятся его субъектами.

Цель личностно-ориентированной модели общения – содействие становлению личности ребенка (его развитию с учетом возрастных и личностных особенностей).

В условиях ДОУ очень важным является подготовка педагога, способного эффективно реализовать личностно-ориентированную модель взаимодействия с детьми, их родителями и коллегами, открытого для построения успешного сотрудничества не только внутри детского сада, но и за его пределами – с учителями школ, другими специалистами.

Такого педагога можно назвать педагогом нового уровня.

Личностно-ориентированное взаимодействие с ребенком дошкольного возраста, предъявляет серьезные требования к личности педагога, к уровню его компетентности в области социальной психологии и владения профессиональными навыками коммуникации.

Педагог должен иметь активную позицию, устойчивый интерес в общении, в построении совместной деятельности с детьми, должен быть заинтересован в получении хороших совместных результатов. Он должен уметь устанавливать с детьми партнерские отношения, основанные на взаимном интересе и уважении; выстраивать общение с родителями воспитанников на основе диалога, проявляя при этом собственную позицию, позитивный настрой, применяя при взаимодействии с ними разнообразные методы, формы работы, в том числе нетрадиционные. Педагог должен быть готов к постоянному личностному и профессиональному росту; уметь конструктивно воспринимать критику со стороны коллег, родителей воспитанников, администрации; аргументировано отстаивать свою профессиональную точку зрения в общении с родителями детей, коллегами, администрацией; создавать соответствующие условия для взаимодействия с детьми, родителями воспитанников, коллегами; распространять свой профессиональный опыт.

В педагогическом воздействии взрослых и ребенка не допустимы ограничение исследовательской активности, равнодушие, упреки, навязывание готовых ответов и суждений.

Для педагога ДОУ во взаимодействии с ребенком,главное: быть эмоциональным и откликаться на эмоции детей; позитивно, уважительно относиться к самостоятельности мнений, суждений и выводов дошкольников, видеть в каждом ребенке личность, индивидуальность.

Педагог в личностно ориентированном процессе взаимодействия выполняют следующие функции.

1. Собеседник (функция эмоциональной поддержки, готовый поддержать беседой, обсуждением, помощью.

2. Исследователь (исследовательская функция).Она выражается в трех аспектах:

а) умение педагога проводить анализ динамики взаимоотношений во время обучения и воспитания, отслеживать личное продвижение каждого ребенка в учебном взаимодействии;

б) использование педагогом в процессе обучения психо-диагностических методов и процедур для получения информации о развитии ребенка, о его успехах и трудностях;

в) применение педагогом развивающих «технологий» личностного роста, чтобы иметь возможность корректировать и направлять процесс развития ребенка дошкольного возраста в общении с ним, точно и адекватно контролируя ход его продвижения в освоении знании.

З. Фасилитатор – это педагог, способствующий ребенку в усвоении и освоении нового.

Он строит свои взаимоотношения с ребенком на положительном принятии ребенка, эмпатическом понимании, открыто выражая свои чувства и тем самым, создавая комфортные для развития ребенка условия.

4. Эксперт (экспертная, консультативная функция). Педагог, обладающий глубокими, систематическими знаниями, разносторонними, практическими навыками и умениями. Доброжелательный и компетентный педагог располагает ребят к тому, чтобы они воспользовались его знаниями и опытом. Мнение такого педагога значимо для детей, и потому ребята готовы обращаться к нему за консультацией.

Опираясь на индивидуальные способности детей, в процессе личностно-ориентированного взаимодействия преследуется цель формирования и развития жизненных умений и навыков.Для этого предлагаются следующие формы работы:

*проведение занятий по подгруппам;

*проведение индивидуальной работы с каждым ребенком;

*проведение бесед с ребенком с целью создания условий для выражения своего мнения, доказательства им правильности своей позиции;

*построение партнерских взаимоотношений между педагогами и детьми;

*работа психолога с детьми дошкольного возраста, направленная на развитие личностных качеств, психологических процессов, коррекцию;

1. З. Р. Железнякова, Педагогические условия организации развивающего взаимодействия с детьми раннего возраста: автореф. Дис. … канд. пед.наук: 13.00.01 / З. Р. Железнякова. — Минск, 2000. — 15 с.

2. Е. А. Панько, Воспитатель дошкольного учреждения. Психология / Е. А. Панько. — 2–е изд., перераб. и доп. —Минск: Зорныверасень, 2006. — 264 с.

3. Е. О. Смирнова, Особенности общения с дошкольниками / Е. О. Смирнова. — М. :Academa, 2000. — 151 с

Личностно-ориентированная технология как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста по ФГОС Аннотация: Доклад раскрывает сущность использования нетрадиционных техник при обучении дошкольников творчеству, мастерству и развитию одаренности.

Родительская гостиная как модель взаимодействия педагогов, родителей и детей Родители и воспитатели — два незаменимых фактора в процессе становления личности каждого человека, роль которых невозможно преувеличить.

Консультация для воспитателей «Личностно-ориентированный подход в воспитании мальчиков и девочек» Консультация для воспитателей «Личностно-ориентированный подход в воспитании мальчиков и девочек» Цель: повышение педагогической и психологической.

Консультация для воспитателей: «Семейный клуб как форма организации взаимодействия ДОУ и семьи» В соответствии с Законом РФ «Об образовании» и Типовым положением о дошкольном учреждении одной из основных задач детского сада является.

Консультация для воспитателей «Восемь основных принципов взаимодействия с родителями воспитанников» I Принцип Создание партнерских, доверительных отношений между родителями и воспитателем (непосредственное участие родителей в воспитательном.

Личностно ориентированная технология как продукт инновационной деятельности педагога с детьми старшего дошкольного возраста В течение учебного года в старшей группе ДОУ при реализации образовательных программ в приоритете была технология личностно-ориентированного.

Одаренный ребенок и творческий педагог — модель креативного взаимодействия «Одаренный ребенок и творческий педагог – модель креативного взаимодействия». Что такое одаренность? Редкий индивидуальный дар или социальная.

Проведение открытой деятельности с детьми «Личностно-ориентированная модель взаимодействия с детьми в НОД» Муниципальное общеобразовательное учреждение «Коррекционная начальная школа – детский сад №14» Проведение открытой деятельности с детьми.

Социально — ориентированная акция «Мы космические волонтеры, спасаем планету» с детьми подготовительной группы Цель: Формирование основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста через осознание источников опасности для природы и способов.

Консультация для воспитателей «Эффективные формы взаимодействия с родителями» Статья «Консультация для воспитателей «Эффективные формы взаимодействия с родителями» «От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку.

Источник

В настоящее время дошкольное образование признано самостоятельным уровнем общего образования, и это значит, что оно теперь должно работать в соответствии со стандартами, так как все уровни образования стандартизируются. ФГОС выравнивает дошкольное образование с другими образовательными системами непрерывного образования Российской Федерации.

В то же время ФГОС преследует цель создания равенства возможностей для каждого ребѐнка в получении качественного дошкольного образования. Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе. В стандартах говорится о том, что необходим отказ от учебной модели в детском саду, т.е. от занятий. Стандарт требует обращения воспитателей и педагогов к новым формам работы с детьми, которые бы позволяли педагогам, образно говоря, обучать дошкольников так, чтобы они об этом даже не догадывались.

В современных условиях наблюдается переход на гибкие модели организации педагогического процесса, который ориентирован на личность обучающихся, отход от жестоко регламентированных форм воспитания и обучения детей.

Поэтому сегодня мне хотелось бы поговорить о личностно – ориентированном подходе при обучении дошкольников.

Личностно-ориентированное обучение и воспитание это такое обучение и воспитание, где во главу угла ставится личность ребёнка, её самоценность, самобытность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования. Ребенок признаётся главной действующей фигурой.

Целью обучения и воспитания является развитие личности ребёнка, его индивидуальности и неповторимости; заложить в ребёнке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания, необходимые для становления личности ребёнка. В процессе обучения и воспитания отношения воспитатель – ребенок построены на принципах сотрудничества и свободы выбора.

Принципы личностно – ориентированного подхода:

Для того чтобы понять сущность личностно-ориентированного подхода, рассмотрим

отличительные особенности личностно-ориентированной и учебно-дисциплинарной

моделей, которые представлены в следующей таблице

Учебно-дисциплинарная модель

Личностно-ориентированная модель

Признание самоценности дошкольного детства как уникального периода в жизни

человека. Основная функция учреждения

и здоровья ребёнка

Приоритетом дошкольного образования

является образовательная программа.

реализовать образовательную программу

Приоритетом дошкольного образования

является взаимодействие педагогических

содействовать максимальному раскрытию

и самораскрытию потенциальных

возможностей развития личности

Ребёнок рассматривается как объект

приложения сил воспитательной системы.

Активность детей подавляется в угоду

внешнему порядку и формальной дисциплине

образовательного процесса, субъект

деятельности, которого характеризуют

Манипулятивный подход к ребёнку. Лозунг

взрослого «Делай, как я!»

Ребёнок рассматривается как

равноправный партнёр в условиях

сотрудничества. Взрослый исходит из

интересов ребёнка и перспектив его

Воспитание сводится к исправлению

поведения или предупреждению возможных

отклонений от правил посредством

приобщению ребёнка к миру человеческих

ценностей. Поощрение хорошего в

поведении и игнорирование оценки

Приоритетные способы общения: наставления,

нотации, ограничения, наказания. Тактика

взаимодействия: диктат и опека

Способы общения предполагают умение

стать на позицию ребёнка, учесть его

точку зрения и внимательно относиться к

его чувствам и эмоциям.

Взрослый сам разрешает возникающие

конфликты между детьми: поощряет правых и

Взрослый побуждает детей обсуждать

возникающие между ними конфликтные

ситуации и самостоятельно искать пути их

Взрослого не интересуют способы познания, а

важны конечные или промежуточные

Взрослый помогает детям осознать

способы познания мира, организует

обсуждение и обмен способами познания

Воспитатель обычно проводит с детьми игру

так же, как и занятие: определяет тему,

отводит каждому участнику место и даёт роль,

предписывает и регламентирует действия

Развивающие игры, свободные от

навязанной взрослыми «сверху» тематики

и регламентации действий

Создаваемые педагогом в процессе взаимодействия с детьми ситуации, ориентированные на личностное развитие (ситуация успеха, ситуация, обращенная к личному опыту ребенка, ситуация выбора задания, оборудования, партнера по деятельности и т.д.), должны предоставлять ребенку возможность реализовать себя как личность. Педагог и ребенок должны работать совместно, сообща достигая поставленных перед собой задач, что собственно и будет способствовать развитию личности, личностному росту ребенка.

Источник

Основы личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми

Что понимается под воспитанием и обучением в личностно ориентированной модели взаимодействия. Смотреть фото Что понимается под воспитанием и обучением в личностно ориентированной модели взаимодействия. Смотреть картинку Что понимается под воспитанием и обучением в личностно ориентированной модели взаимодействия. Картинка про Что понимается под воспитанием и обучением в личностно ориентированной модели взаимодействия. Фото Что понимается под воспитанием и обучением в личностно ориентированной модели взаимодействия ЛАРИСА ТИГИШВИЛИ
Основы личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми

В последние годы личностно ориентированный подход завоевывает образовательное пространство России. Большинство педагогических коллективов настойчиво осваивают теоретические основы и технологию использования данного подхода в учебно-воспитательном процессе. Многие педагоги и руководители учебных заведений считают его самой современной методологической ориентацией в педагогической деятельности.

Такая популярность личностно-ориентированного подхода обусловлена рядом объективно существующих обстоятельств. Во-первых, динамичное развитие российского общества требует формирования в человеке не столько социально-типичного, сколько ярко индивидуального, позволяющего ему стать и оставаться самим собой в быстро изменяющемся социуме. Во-вторых, психологи и социологи отмечают, что нынешним школьникам свойственны прагматичность мыслей и действий, раскрепощенность и независимость, а это в свою очередь, детерминирует применение педагогами новых подходов и методов во взаимодействии с обучающимися. В-третьих, современная школа остро нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых, в демократизации ее жизнедеятельности. Отсюда очевидна необходимость построения личностно-ориентированных систем обучения и воспитания детей.

1. Однако одного осознания целесообразности преобразований еще недостаточно для того, чтобы их осуществить. Не будет лишним заметить и то, что в настоящее время существует немало белых пятен в изучении возможностей и условий применения личностно ориентированного подхода в педагогической практике.

В дошкольной педагогике личностно-ориентированное образование получило теоретическое обоснование в исследованиях В. В. Давыдова, И. С. Якиманской, Л. М. Кларина, Л. Н. Перелыгиной, В. А. Петровского, и др. Разработкой подхода к построению целостного педагогического процесса на гуманистической основе занимались Р. С. Буре, Л. Н. Перелыгина и др.

Актуальность личностно-ориентированного подхода объясняется тем, что динамическое развитие российского общества требует формирования ярко индивидуальной, прагматичной, раскрепощенной, независимой личности, способной ориентироваться в быстро изменяющемся социуме [7].

Наиболее широкое распространение среди педагогической общественности получил опыт А. С. Макаренко. Талантливый педагог считал принцип индивидуального подхода к детям основополагающим при организации и воспитании детского коллектива.И был глубоко убежден: для того чтобы понять ребенка и установить причины его поведения, необходимо видеть не только то, что бросается в глаза, но и вникать глубже в особенности его личности, в его побуждения. Он видел необходимость в систематическом ведении дневника, в котором педагог отмечал бы характерные случаи поведения детей, анализировал бы их поступки, отношение к коллективу, к товарищам. А. С. Макаренко также придавал особое значение дошкольному периоду развития, так как полагал, что 90% всего воспитательного процесса заложено в ребёнке именно до пяти лет.

Особое место занимает «педагогический поиск» таких педагогов-новаторов, как Ш. А. Амонашвили [5], С. Н. Лысенковой [6], И. П. Волкова [6], Е. Н. Ильина [17], Т. И. Гончарова [6], О. С. Газмана [11], Е. Ю. Сазонова [29], А. А. Дубровского [5]. В их практической деятельности в широком смысле осуществлялась педагогика сотрудничества и содружества педагогов и воспитанников, были претворены и претворяются в жизнь идеалы гуманизма и демократии. По духу организации эти отношения (особенно в системе Ш. А. Амонашвили) рассматриваются как личностно-ориентированные.

Кроме этого, отражение личностно-ориентированного подхода имеется в нормативной базе РФ. Так, в законе РФ «Об образовании» статья 2 первым принципом государственной политики в области образования называет «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности…». Пункт 1 статьи 14 определяет, что содержание образования должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации. В этой же статье (пункт 5) говорится, что содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации прав обучающихся на свободный выбор мнений и суждений.

1.1 Понятие личностно-ориентированного подхода

Учеными-педагогами, психологами и методистами предпринимаются различные попытки определить понятие «личностно-ориентированный подход».

По Алексееву личностно-ориентированный подход, это не просто учет особенностей субъекта учения, это иная методология организации условий обучения, которая предполагает не «учет», а «включение» его собственно-личностных функций или востребование его субъективного опыта.

Цель личностно-ориентированного образования состоит в том, чтобы «заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа».

Функции личностно-ориентированного образования:

— гуманитарная, суть, которой состоит в признании самоценности человека и обеспечении его физического и нравственного здоровья, осознание смысла жизни и активной позиции в ней, личностной свободы и возможности максимальной реализации собственного потенциала. Средствами (механизмами) реализации данной функции являются понимание, общение и сотрудничество;

— культуросозидательная (культурообразующая, которая направлена на сохранение, передачу, воспроизводство и развитие культуры средствами образования. Механизмами реализации данной функции является культурная идентификация как установление духовной взаимосвязи между человеком и его народом, принятие его ценностей в качестве своих и построение собственной жизни с их учетом;

— социализации, которая предполагает обеспечение усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта, необходимого и достаточного для вхождение человека в жизнь общества.

Реализация этих функций не может осуществляться в условиях командно-административного, авторитарного стиля отношений педагога к детям. В личностно-ориентированном образовании предполагается иная позиция педагога:

— оптимистический подход к ребенку и его будущему как стремление педагога видеть перспективы развития личностного потенциала ребенка и умение максимально стимулировать его развитие;

— отношение к ребенку как субъекту собственной деятельности, как к личности, способной учиться не по принуждению, а добровольно, по собственному желанию и выбору, и проявлять собственную активность;

— опора на личностный смысл и интересы (познавательные и социальные) каждого ребенка в учении, содействие их обретению и развитию.

— Наличие комфортных и безопасных условий обучения;

— Осуществление воспитания саморегулирующего поведения личности;

— Формирование и развитие мышления;

— Учёт уровня способностей и возможностей каждого ученика в процессе обучения.

1.2 Особенности личностно-ориентированного подхода

Рассмотрим методологию личностно-ориентированного подхода и связанные с ней модели И. С. Якиманской.

Напомним, что, по мнению И. С. Якиманской, признание ребенка главной действующей фигурой всего познавательного процесса и есть личностно-ориентированная педагогика.

И. С. Якиманская считает под моделью личностно-ориентированного подхода необходимым предоставлять ребёнку большую свободу выбора в процессе познания. В её рамках не воспитанник подстраивается под сложившийся обучающий стиль педагога, а педагог, обладая разнообразным технологическим инструментарием, согласует свои приёмы и методы работы с познавательным стилем обучения ребёнка. Именно И. С. Якиманская вводит достаточно полную классификацию моделей личностно-ориентированного образования, условно разделяя их на три основные:

социально-педагогическая;

2. Познавательная активность дошкольника проявляется, прежде всего, в умении ребенка принимать от взрослого и самостоятельно ставить познавательную задачу, составлять план действий, отбирать средства и способы ее решения с использованием возможно более надежных приемов, 2.1 Изучение особенностей личностно-ориентированного подхода с детьми дошкольного возраста

Гуманизация педагогического процесса предполагает построение личностно-ориентированной модели воспитания, изменение формы общения воспитателя с детьми в процессе традиционных видов детской деятельности и в повседневной жизни. В большей степени учитывать интересы, желания, способности ребенка, стремиться к сотрудничеству в познавательном, продуктивном, трудовом, бытовом взаимодействии, к партнерству в играх.

Личностно ориентированное занятие в ДОУ в отличие от традиционного в первую очередь изменяет тип взаимодействия «педагог-воспитанник». От командного стиля педагог переходит к сотрудничеству, ориентируясь на анализ не столько результатов, сколько процессуальной деятельности ребенка.

Меняется и характер складывающихся на занятиях отношений. Главное же в том, что педагог должен не только давать знания, но и создавать оптимальные условия для развития личности и активизации познавательной деятельности ребенка.

Развитие ребенка, создание таких условий, чтобы на каждом занятие формировалась познавательная деятельность, превращающая его в субъекта, заинтересованного в учении, собственной деятельности. Дети работают всё время.Происходит постоянный диалог: воспитатель-ребенок.

заинтересовывает,формирует мотивы: побуждает, воодушевляет и закрпляет авторитет ребенка.

Ребенок является субъектом деятельности педагога. Деятельность идет не от него, а от самого ребенка. Используются методы проблемно-поискового и проектного обучения, развивающего характера.

Отношения «педагог-ребенок»

Субъектно-субъектные. Работая со всеми детьми, педагог фактически организует работу каждого, создавая условия для развития личностных возможностей, включая формирование его рефлексивного мышления и собственного мнения.

Педагогу при подготовке и проведении личностно-ориентированных занятий, игр, бесед надо знать характеристику каждого ребенка, психологические особенности, свойственные данному возрасту, это поможет ему выбрать

рациональные приемы, средства, методы и формы работы индивидуально для каждого.

2.3 Педагогические технологии на основе личностно-ориентированного подхода

Технологический арсенал личностно ориентированного подхода, по мнению профессора Е. В. Бондаревской, сотавляют методы и приемы, соответствующие таким требованиям,как: диалогичность; деятельностно-

творческий характер; направленность на поддержку индивидуального развития ребенка; предоставление обучающемуся необходимого пространства, выбора содержания и способов учения и поведения.

Большинство педагогов-исследователей склонны включать в данный арсенал диалог, игровые и рефлексивные методы и приемы, а также способы фасилитации и педагогической поддержки личности ребенка в процессе его саморазвития и самореализации. Использование личностно ориентированного подхода в учебно-воспитательном процессе, как полагает И. С. Якиманская [28], невозможно без применения методов диагностики и самодиагностики. Петербургские ученые Е. И. Казакова и А. П. Тряпицына [18], справедливо считают метод создания успеха важнейшим средством личностно-ориентированной педагогической деятельности.

Основные педагогические технологии на основе личностно-ориентированного подхода:

— Технология саморазвивающего обучения (Сериков В. В.) ;

Педагогика сотрудничества («проникающая технология»);

Педагогические технологии адаптивной школы;

Гуманно-личностная технология Амонашвили Ш. А. ;

— Технологии развивающего обучения;

— Технологии уровневой дифференциации;

— Технология индивидуального обучения (индивидуальный подход, индивидуализация обучения, метод проектов);

— Коллективный способ обучения.

Планируя свою работу с детьмина занятиях воспитатель должен опираться на следующие принципы построения учебного плана:

— вариативность (использование на занятиях различных заданий, материалов, форм работы и способов действия, что позволяет каждому ребенку сделать собственный выбор на основе своих интересов и возможностей);

— гибкость (по ходу занятия необходимо вносить в намеченный план необходимые изменения, исходя из наблюдений за деятельностью детей)

— открытость (использование субъективного опыта детей на занятии, обратная связь).

При подготовке и проведении личностно-ориентированного занятия воспитатель должен выделить основополагающие направления своей деятельности, выдвигая на первый план ребенка, затем деятельность, определяя собственную позицию.

Обращение к субъектному опыту дошкольника

а)Выявление этого опыта путем постановки вопросов: как он это делал? Почему? На что опирался?

б) Организация через взаимопроверку и выслушивание обмена содержанием субъектного опыта между детьми.

в) Подвести всех к правильному решению через поддержку наиболее правильных версий детей по обсуждаемой проблеме.

г) Выстраивание на их основе нового материала: путем высказываний, суждений, понятий.

д) Обобщение и систематизация субъектного опыта воспитанников на основе контакта.

Применение разнообразного дидактического материала

а) Использование педагогом различных источников информации.

б) Побуждение детей к выполнению проблемных заданий.

в) Предложение на выбор заданий различного типа, вида и формы.

г) Стимулирование детей к выбору такого материала, который бы соответствовал их личным предпочтениям.

Характер педагогического общения.

а) Уважительное и внимательное выслушивание.

б) Обращение к детям только по имени.

в) Беседа с детьми не свысока, а «глаза в глаза», поддержка беседы улыбкой.

г) Поощрение в ребенке независимости, уверенности в себе при ответе.

Активизация способов познавательной деятельности

а) Стимулирование детей к применению различных способов работы.

б) Анализ всех предполагаемых способов, не навязывая своего мнения.

в) Анализ действий каждого ребенка и только положительно.

е) Оценивание и результата и процесса.

Педагогическая гибкость

а) Организация атмосферы «включенности» каждого ребенка.

б) Предоставление детям возможности проявить избирательности к видам работы, характеру материала, темпу выполнения.

в) Создание условий, позволяющих каждому ребенку быть активным, самостоятельным.

г) Проявление отзывчивости к эмоциям детей.

д) Оказание помощи детям.

Личностно-ориентированный подход в обучении немыслим без выявления субъективного опыта каждого ребенка, то есть его способностей и умений в познавательной деятельности обучающегося, развития его субъектности и индивидуальности.

В дошкольной педагогике личностно-ориентированное образование получило теоретическое обоснование в исследованиях В. В. Давыдова, И. С. Якиманской, Л. М. Кларина, Л. Н. Перелыгиной, В. А. Петровского, и др. Разработкой подхода к построению целостного педагогического процесса на гуманистической основе занимались Р. С. Буре, Л. Н. Перелыгина и др. На работы которых я опиралась при написании данного материала.

Что понимается под воспитанием и обучением в личностно ориентированной модели взаимодействия. Смотреть фото Что понимается под воспитанием и обучением в личностно ориентированной модели взаимодействия. Смотреть картинку Что понимается под воспитанием и обучением в личностно ориентированной модели взаимодействия. Картинка про Что понимается под воспитанием и обучением в личностно ориентированной модели взаимодействия. Фото Что понимается под воспитанием и обучением в личностно ориентированной модели взаимодействияФормы взаимодействия педагога с семьями воспитанников «Активный родитель» Дошкольное образовательное учреждение – это первое образовательное учреждение, с которым вступают в контакт родители. Воспитатель, как.

Что понимается под воспитанием и обучением в личностно ориентированной модели взаимодействия. Смотреть фото Что понимается под воспитанием и обучением в личностно ориентированной модели взаимодействия. Смотреть картинку Что понимается под воспитанием и обучением в личностно ориентированной модели взаимодействия. Картинка про Что понимается под воспитанием и обучением в личностно ориентированной модели взаимодействия. Фото Что понимается под воспитанием и обучением в личностно ориентированной модели взаимодействия«Стенгазета — как одна из форм взаимодействия педагога с родителями» В настоящее время все больше педагогов выбирают, такую форму работы с родителями, как педагогическое информирование семьи через стенгазету.

Консультация для воспитателей ДОУ «Общение педагога с детьми» Общение – это взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними познавательной или эмоциональной информацией, опытом, знаниями,.

Личностно ориентированная модель педагогического взаимодействия с дошкольниками Концепция дошкольного воспитания выдвинула в качестве основного направления перестройки системы образования гуманизацию воспитательной работы.

Что понимается под воспитанием и обучением в личностно ориентированной модели взаимодействия. Смотреть фото Что понимается под воспитанием и обучением в личностно ориентированной модели взаимодействия. Смотреть картинку Что понимается под воспитанием и обучением в личностно ориентированной модели взаимодействия. Картинка про Что понимается под воспитанием и обучением в личностно ориентированной модели взаимодействия. Фото Что понимается под воспитанием и обучением в личностно ориентированной модели взаимодействия«Мы вместе!» Модель взаимодействия детей, родителей и педагога в соответствии с ФГОС Предлагаю вашему вниманию презентацию к конкурсу «Взаимодействие детей, родителей и педагога в соответствии с ФГОС ДО», который недавно.

Что понимается под воспитанием и обучением в личностно ориентированной модели взаимодействия. Смотреть фото Что понимается под воспитанием и обучением в личностно ориентированной модели взаимодействия. Смотреть картинку Что понимается под воспитанием и обучением в личностно ориентированной модели взаимодействия. Картинка про Что понимается под воспитанием и обучением в личностно ориентированной модели взаимодействия. Фото Что понимается под воспитанием и обучением в личностно ориентированной модели взаимодействияОсновы семейного воспитания с детьми младшей группы Не секрет, что дома папы не всегда соответствуют таким,про каких дети в песнях поют. Поэтому именно в детском саду никого не оскорбляя мы.

План взаимодействия с родителями по профилактике жестокого обращения с детьми В нашей дошкольной образовательной организации постоянно ведется работа по профилактике жестокого обращения с детьми. Часто посещает нашу.

Проектная деятельность. Значение личностно развивающего взаимодействия ребенка и воспитателя Проектная деятельность. Значение личностно-развивающего взаимодействия ребенка и воспитателя. Многочисленные исследования психологов и педагогов.

Тезисы выступления о стилях взаимодействия педагога детского сада с родителями Стиль взаимодействия педагога детского сада с родителями Уже давно в педагогических кругах стала расхожей фраза: «Не так сложно работать.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *