Что понимается под закрытой анкетой
Методики сбора, обработки и хранения педагогической информации
Известны три типа анкет. Открытая анкета содержит вопросы без сопровождающих готовых ответов на выбор испытуемого. Анкета закрытого типа построена так, что на каждый вопрос даются готовые для выбора анкетируемым ответы. Наконец, смешанная анкета содержит элементы той и другой. В ней часть ответов предлагается на выбор и в то же время оставляются свободные строки с предложением сформулировать ответ, выходящий за пределы предложенных вопросов.
Организация анкетного опроса предполагает тщательную разработку структуры анкеты, ее предварительное испытание путем так называемого «пилотажа», т.е. пробного анкетирования на нескольких испытуемых. После этого дорабатываются формулировки вопросов, тиражируются анкеты в достаточном количестве и выбирается тип анкетирования. Техника обработки анкет предопределяется как числом лиц, вовлеченных в опрос, так и степенью сложности и громоздкости содержания анкеты. Обработка «вручную» производится путем подсчетов типов ответов по категориям запоминающего. Машинная обработка анкет возможна при индексированных и поддающихся формализации, статистической обработке ответов.
Поскольку с помощью анкет можно собрать большой материал, он требует и количественной обработки.
Количественная обработка может дать, прежде всего, общие данные о количестве утвердительных и отрицательных ответов, полученных по каждому вопросу анкеты.
При проведении экспериментальной проверки в разных местах большую наглядность этим данным придает сведение их в общие таблицы.
Таким образом, общая методика обработки анкетных данных сводится к их тщательному подсчету, проведению внимательного анализа всех случаев заметного совпадения, разнобоя в данных, разброса.
Метод педагогического эксперимента. Под педагогическим экспериментом понимается метод исследования, который используется с целью выяснения эффективности применения отдельных методов и средств обучения и воспитания.
Для педагогического эксперимента характерно, что проверяющий активно включается в процесс возникновения и течения исследуемых явлений. Тем самым он проверяет свои гипотезы не только об уже существующих явлениях, но и о тех, которые нужно создать.
В отличие от обычного изучения педагогических явлений в естественных условиях путем их непосредственного наблюдения эксперимент позволяет целенаправленно изменять условия педагогического воздействия на испытуемых.
При проведении эксперимента необходимо учитывать множество характеров, особенностей воспитания и способностей учащихся, а также особенности учителей, общественные идеалы, и даже быстро меняющуюся моду, так как ее влияние на поступки молодежи очень велико. В педагогическом эксперименте объект исследования может сознательно помогать или сопротивляться экспериментатору. В этот состоит основное отличие педагогического эксперимента от физического, биологического или инженерного.
В педагогике эксперимент выступает в тесной взаимосвязи с другими методами исследования. Педагогический эксперимент является методом комплексного характера, так как предполагает совместное использование методов наблюдений, бесед, интервью, анкетных опросов, диагностирующих работ, создания специальных ситуаций и др.
Статьи по педагогике:
Анкетирование. Основные правила составления анкет (методические рекомендации)
ГОУ ДОД МО «Центр развития творчества детей и юношества»
Отдел мониторинга и программно-методической поддержки
Анкетирование. Основные правила составления анкет
Рекомендации посвящены анкетированию и основным правилам составления анкет. Данная разработка, включившая в себя обобщенный положительный опыт предыдущих исследователей, предназначена в помощь специалистам, занятым в системе дополнительного образования детей и призвана облегчить процесс составления анкет.
Сведения об авторе:
, методист отдела мониторинга и программно-методической поддержки.
Анализ работы специалистов отдела мониторинга и программно-методической поддержки ГОУ МО ЦРТДЮ по разработке инструментария мониторинговых исследований, а также консультативные обращения специалистов Центра и УДОД Московской области по вопросам проведения анкетирования и процессу разработки анкет вызвали необходимость создания данных методических рекомендаций. Целью которых является оказание методической помощи специалистам системы дополнительного образования детей при разработке анкет и проведении процедуры анкетирования.
Был проведен анализ работ различных авторов по социологии, психологии и маркетингу в результате которого выделены основные аспекты, как самой процедуры анкетирования, так и процесса составления анкет в частности. Составителем данных методических рекомендаций сформулированы основные правила, о которых нельзя забывать при составлении анкет. Они представлены в данном документе в виде примечаний.
В любом опросе до начала его проведения необходимо продумать и оценить следующие факторы:
· затраты, которые придется произвести для получения результатов;
· техника и форма проведения опроса;
· надежность и точность полученной информации;
· методы обработки получаемой информации;
· форма представления результатов.
В данных методических рекомендациях рассматриваются методы, способствующие практической реализации вышеперечисленных факторов. Они направлены на качественное улучшение методического обеспечения разработки инструментария мониторинговых исследований.
Анкетирование. Основные правила составления анкет
Нельзя начинать разговор о правилах составления анкет, не рассмотрев, что же такое анкетирование, какие виды анкетирования и основные этапы в проведении анкетирования существуют.
1. Что же такое – анкетирование?
При помощи метода анкетирования можно с наименьшими затратами получить высокий уровень массовости исследования. Особенностью этого метода можно назвать его анонимность (личность респондента не фиксируется, фиксируются лишь его ответы). Анкетирование проводится в основном в случаях, когда необходимо выяснить мнения людей по каким-то вопросам и охватить большое число людей за короткий срок.
2. Виды анкетирования.
По числу респондентов:
· Индивидуальное анкетирование (один респондент);
· Массовое анкетирование (от сотни до тысяч респондентов).
- Сплошное (опрос всех представителей выборки); Выборочное (опрос части выборки).
По типу контактов с респондентом:
- Очное (в присутствии исследователя-анкетёра); Заочное (анкетёр отсутствует):
- Рассылка анкет по почте; Публикация анкет в прессе; Публикация анкет в Интернете; Вручение и сбор анкет по месту жительства, работы и т. д.
3. Этапы проведения анкетирования.
Шаг 1. Выявление цели анкетирования.
Шаг 2. Подбор целевой аудитории.
Шаг 3. Составление анкеты.
Шаг 4. Тестирование анкеты.
Шаг 5. Проведение анкетирования и повторная проверка анкеты.
4. А что представляет собой АНКЕТА?
Анкеты малого объема предполагают последовательный переход респондента от одного вопроса к другому. Большие анкеты нередко могут иметь разветвленную структуру: в зависимости от ответа на специальные вопросы-фильтры респондент может пропускать определенные группы вопросов.
Анкеты дают возможность получить информацию о больших группах людей путем опроса какой-то части их, составляющих выборку представительную. Конечно, достоверные результаты получаются лишь при тщательной разработке вопросов анкеты и при условии, что выборка достаточно точно отражает популяцию в целом.
5. Составление анкет.
· анализ вопросов и выдвижение гипотез;
· формулирование вопросов и вариантов ответов;
· выбор способа анкетирования.
Анкета, как правило, состоит из:
· вводной части, содержащей обращение к респонденту, разъясняющее цели опроса, указание о правилах заполнения, адресат использования полученных данных;
· как правило, анкета начинается с, так называемой, паспортички, где респондента просят сообщить о себе некоторые сведения (например, пол, возраст, уровень образования, место работы, жительства, семейное положение, количество детей и т. д.);
· затем в анкете идут основные вопросы. Их не должно быть много (на весь опрос не более). Они должны быть сформулированы соответствующим образом (о чём говорится ниже).
В заключение анкеты требуется поблагодарить респондента.
Это может быть набор вопросов о фактах жизнедеятельности опрашиваемого (его знаниях, гражданском состоянии, его действиях в прошлом и настоящем и пр.) или же о его мотивах, оценках, отношениях. Если нужно знать также интенсивность мнения, то в формулировку вопроса включается соответственная шкала оценок.
Вопросы могут быть:
Кроме того, они могут быть неоднозначно интерпретированы. Поэтому при анкетировании их значительно реже используют.
2. По функции вопросы могут быть:
Тип вопроса может влиять на полноту и правдивость ответа.
Требования к формулированию вопросов:
· они должны быть понятны для исследуемой категории людей;
· исключать двусмысленность в понимании;
· не раздражать, не унижать достоинства;
· хорошо и чётко напечатаны.
Самые типичные ошибки при составлении анкет:
1) Скрытая заданность ответа;
3) Двусмысленность вопросов;
4) Недостаточная различительная сила вопросов.
Последний этап в составлении анкеты связан с определением количества и порядка задаваемых вопросов. Последовательность вопросов различна для разных типов анкетного опроса.
1. Надо противостоять «синдрому жадности» и не ставить лишних вопросов, без которых можно обойтись. В то же время переупрощение проблемы, постановка ограниченного числа вопросов дает возможность интерпретировать полученные результаты в желаемом направлении.
2. Анкета не должна быть большой и утомительной (не более 20-25 вопросов).
4. Опрашиваемый должен просто читать вопросы и обводить подходящие варианты ответов. Это позволит сэкономить время и получить ответы на большинство вопросов. При перечислении вариантов ответов постараться перечислить все возможные, но также избегать бессмысленных.
5. Важно подчеркнуть необходимость соблюдения правила системности анкеты. Это нужно, чтобы использовать в научных целях информацию не только по отдельным вопросам, но и ту, которая обнаруживается при осмыслении всех вопросов как взаимодействующих структур, а всех ответов на них как взаимодействующих элементов.
6. Непосредственно перед началом опроса проведите небольшое тестирование составленной анкеты, желательно не на своих сослуживцах. Достаточно будет десяти заполненных анкет и Вы сможете исправить несколько явных недочетов в анкете.
3. Большой словарь по социологии, проект *****sword.
4. Головин практического психолога.
5. Дружинин психология. СПб.: Питер, 2002. с. 45.
6. Социологический словарь проекта Socium, 2003 г.
Схема разработки опросного листа
1. Какая требуется информация?
2. Кто является целевым респондентам?
3. Какой метод сбора информации будет использован при опросе респондентов?
1. Определить структуру опросного листа.
2. Сократить вероятность ошибок при заполнении анкет.
ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМУЛИРОВАНИЯ ВОПРОСОВ:
1. Определить вид вопросов: «открытые», «полузакрытые» или «закрытые»;
2. Предлагать четкие форматы ответов на вопрос;
3. Определить, какую цель преследует каждый вопрос;
4. Добиться предельной точности формулировки вопроса;
5. Предлагаемый набор ответов не должен даже частично пересекаться;
6. Использовать действующий язык среды исследования;
7. Не использовать слов и выражений, показывающих пристрастие;
8. Избегайте вопросов с двойным смыслом;
9. Предлагайте однозначно-понятные варианты ответов;
10. Вопросы должны быть реальными и имеющими ответ.
1. Проанализировать всю анкету, согласовать последовательность опроса.
2. Предварительное тестирование вопросника должно проводиться в условиях и окружении, идентичных проведению основного опроса.
3. Провести предварительный инструктаж для опрашивающих.
[1] Большой словарь по социологии (проект *****sword. )
[2] Социологический словарь (проекта Socium, 2003 г.)
[3] Головин практического психолога.
Классификация вопросов анкеты
|
закрытые | полузакрытые | открытые | прямые | косвенные |
|
|
| функциональные |
|
|
|
вопросы о фактах | вопросы о знаниях | вопросы о внутренних состояниях (мнениях, отношениях, мотивах и т.д.) |
Рассмотрим сначала три первые формы вопросов: закрытые, полузакрытые и открытые.
Закрытые вопросы. В анкете приводятся один или несколько вариантов возможных ответов.
Для ответа на закрытый вопрос респонденту необходимо только или подчеркнуть выбранный вариант ответа, или обвести кружком соответствующий ему код. Давайте рассмотрим один из возможных закрытых
вопросов.
“Что нравится Вам в Вашей работе?
— Хорошее отношение товарищей.
— Работа дает возможность повышать квалификацию».
С одной стороны, такой вопрос можно считать закрытым, так как перечислены ответы, из которых надо выбрать соответствующий истине. Но с другой стороны, в данном случае нет полной уверенности в том, что исследователь привел все возможные варианты ответов на данный вопрос. Ведь могут существовать и другие факторы, благодаря которым опрашиваемому нравится его работа. Может быть, предприятие находится через дорогу от дома респондента, а может, потому что очередь на жилье небольшая и у него есть возможность в течение года получить квартиру и т.д. А так как такие варианты ответов не даны, то респондент или не ответит на заданный вопрос, или отметит другой, не такой существенный для него вариант ответа. В результате полученная информация не будет соответствовать истине.
Если максимально не предусмотрены возможные варианты ответов, то закрытые вопросы не выполняют своей функции, поэтому лучше в данном случае употребить полузакрытый вопрос.
Полузакрытые вопросы. Дают возможность респонденту уклониться от выбора данных альтернатив, отмечая в конце списка ответов такие варианты: «Не помню», «Не думал», «Не могу ответить» или ответить по-своему в строке: «Что-то еще» или «Другие ответы», где для записи ответов оставлено место, две или три строки.
“Какие положительные изменения произошли в этом году в Вашей жизни?
— продвинулся по службе
— увеличилась заработная плата
— приобрел новых друзей
— получил новую квартиру
— никаких положительных изменений не произошло
Открытые вопросы. Возможные варианты ответов не даются респонденту, он должен самостоятельно сформулировать и записать ответ.
“В чем, по Вашему, состоит смысл жизни?
Открытые вопросы в отличие от закрытых не содержат подсказок и не «навязывают» какой-то вариант ответа респонденту. Благодаря этим вопросам опрашиваемые имеют возможность выразить свое мнение во всей полноте, со всеми подробностями, поэтому открытые вопросы дают более богатую по содержанию информацию, в отличие от закрытых вопросов.
Выбор формы вопроса. Выбор формы вопроса зависит, во-первых, от информации, которую исследователь хочет получить, а во-вторых, от того знает ли исследователь все возможные варианты ответов на поставленный вопрос.
Так как, отвечая на открытый вопрос, респондент руководствуется только собственными представлениями, то такой ответ будет более индивидуализирован и будет содержать более подробную и разнообразную информацию о структуре представлений респондента. Поэтому если главная задача познавательная, т.е. необходимо получить данные об особенностях словарного запаса респондента, о структуре его представлений по изучаемой проблеме и т.д., необходимо использовать открытый вопрос.
При выборе формы вопроса надо помнить также, что если респонденту хорошо знакома тема опроса, то он охотнее будет отвечать на открытые вопросы. А если предмет опроса для него мало знаком, сложен для анализа, то либо он будет отвечать не по существу, либо уклонится от ответа, поэтому, применяя открытый вопрос, есть риск совсем не получить содержательную информацию или выяснить только, что опрошенный не имеет сформировавшегося мнения.
В данной ситуации использование закрытой формы вопроса помогает респонденту сориентироваться в предмете разговора и выбрать ответ из предложенного набора возможных суждений или оценок. Набор предлагаемых ответов принадлежит исследователю, а это значит, что респондент освобождается от самостоятельной работы над возможными вариантами ответов.
Поэтому, выбирая форму вопроса, необходимо решить, какую информацию Вы хотите получить, а также исчерпывают ли предложенные Вами ответы все возможные варианты. Хорошая анкета обычно состоит из всех 3-х форм вопросов: закрытых, открытых и полузакрытых. Закрытые и открытые вопросы могут быть заданы в прямой или косвенной форме.
Прямой вопрос. Он позволяет получить прямую информацию от респондента, то есть когда вопрос и ответ совпадают по смыслу. Эти вопросы обычно формулируются в личной форме: «Нравится ли Вам ваша работа?».
Косвенный вопрос. Это вопрос, который дает возможность респонденту высказаться с позиции группы, коллектива. Информация получается не прямо, а посредством серии вопросов. Если при опросе затрагивается личная жизнь опрашиваемого, его отношение к негативным явлениям и т.д., то лучше ставить вопрос не в прямой форме, а в косвенной, так как благодаря этому будет проще выяснить интересующую Вас проблему. Вместо вопроса о том, как респондент реагируют на имеющиеся негативные явления, рекомендуется спрашивать, как к подобным явлениям относится большинство людей или круг его знакомых. Как показывает практика, респонденты охотнее отвечают на косвенные вопросы, чем на личные, прямые. Косвенные высказывания обычно более доверительны, особенно если речь идет об интимных или чисто личных вопросах. Чаще всего эти вопросы выражаются в такой форме: «Принято считать, что. А как думаете Вы?».
Теперь рассмотрим классификацию вопросов в зависимости от особенностей конструкции вариантов ответа: дихотомические вопросы, поливариантные вопросы, шкальные вопросы, вопросы-диалоги, вопросы-иллюстрации.
Дихотомические вопросы. Это вопросы типа «да-нет”иальтернативные. Ответы в этих вопросах носят взаимоисключающий характер.
«Да-нет». Этот вопрос является самым простым и известным. Используется в основном для получения данных о фактах и действиях. Это могут быть такие вопросы, как: «Есть ли у Вас машина?», «Подписываетесь ли Вы на газеты?».
Специфика вопроса: формулировка не уравновешена. Респонденту представлена возможность выбрать только один из возможных вариантов ответов. Этот вид вопроса не рекомендуется использовать при изучении знаний, мнений и установок респондентов. Например, если задается вопрос: «Знаете ли Вы. «, «Любите ли Вы. «, «Нравится ли Вам. «, «Хотели бы Вы. » и т.п., то ответы в основном бывают смещены в положительную сторону. Человеку проще ответить, что он знает что-то, что он на самом деле не знает, чем сознаться кому-то в своем незнании. Ведь каждый стремится если не быть, то хоть выглядеть в глазах других лучше и умнее, чем он есть на самом деле, поэтому этот вид закрытого вопроса следует употреблять как можно реже, а вместо него ставить альтернативный вопрос.
Альтернативный вопрос. Предпочтительнее чем вопрос «да-нет», так как формулировка более уравновешена, поэтому смещение ответов гораздо меньше, чем в предыдущем виде закрытых вопросов. Сумма ответов на альтернативный вопрос равняется 100%. Например, после вопроса: «Назовите Ваш разряд» указываются разряды с 1-го по 6-й, а респонденту остается только отметить, тот, который он сейчас имеет. Ответы на эти вопросы носят взаимоисключающий характер. Нельзя одновременно иметь 1-й и 4-й разряд маляра.
Поливариантные вопросы. Это вопросы типа «меню», поэтому их иногда называют вопросами-меню. Дается набор вариантов ответов, из которого респондент может выбрать несколько, в этом главное отличие от альтернативных вопросов. Вопрос-меню содержит перечень фактов, предметов, суждений.
Например: «Какие газеты Вы выписываете?
«Московский комсомолец» |
«Вечерняя Москва» |
«Труд» |
«Правда» |
и т.д.» |
Иногда респонденту предлагается проранжировать выбранные ответы, т.е. упорядочить их по степени привлекательности и значимости для него. Например: «Выберите из списка наиболее привлекательные для Вас профессии? (отметьте, пожалуйста, не более трех)
Летчик |
Врач |
Переводчик |
Художник |
и т.д.” |
Теоретически респондент может указать одновременно все перечисленные профессии. Поэтому замечание «не более трех» позволяет выделить из всего перечня наиболее значимые и существенные для опрашиваемого профессии.
Шкальные вопрос. Эти вопросы содержат шкалу измерения признака вопроса. Это разновидность альтернативного вопроса. При ответе респонденту необходимо отметить интенсивность какого-либо явления или мнения.
Пример вопроса, использующего самооценочную шкалу.
«Довольны ли Вы своей работой?
— работой очень доволен
— скорее доволен, чем недоволен
— работа для меня безразлична
— скорее недоволен, чем доволен
— работой очень недоволен».
Шкальный вопрос может быть задан и в виде строчной разверстки: «Насколько важно для Вас, чтобы работа была престижной? (отметьте на шкале степень значимости)».
совсем не важно | очень важно |
|
Шкала может быть и десятибалльной. При выборе шкалы необходимо учитывать следующее: она должна быть привычной для респондента и удобной для полного выражения его мнения.
Шкальный вопрос может быть дан и в табличной форме. Тогда шкала измерений будет располагаться или построчно, или столбцами. Благодаря таким вопросам можно экономить место, так как фактически в одном вопросе задаются несколько.
«Из каких источников и как часто вы узнаете о текущих событиях в жизни страны и за рубежом? (обведите, пожалуйста, соответствующую цифру на каждой строчке)»
почти всегда | часто | редко | никогда |
Из газет | |||
Из телевизионных передач | |||
Из разговора с коллегами на работе | |||
и т.д. |
Таблицы удобны для исследователя, но неудобны для респондента. Надо стараться редко прибегать к ним.
Вопросы-диалоги. Это разновидность функциональных вопросов. Вопросы-диалоги состоят из противоположных высказываний воображаемых лиц. Респондент должен согласиться с одним из псевдособеседников. Хорошо в данном случае использовать рисунки, изображающие собеседников. Благодаря такой форме диалога абстрактное становится более наглядным.
Если при составлении вопроса использовался и рисунок, то это будетвопрос-иллюстрация. Такой вид вопроса позволяет лучше ввести респондента в ситуацию вопроса.
Одному из собеседников приписывается какое-то определенное суждение или вопрос, респонденту же предлагается выполнить роль второго собеседника, которому надо завершить начатое предложение или ответить на заданный вопрос.
При этом надо учитывать, что если опрашиваются мужчины, то вопрос-иллюстрация должен изображать мужчин, а если женщины, то должны быть изображены женщины, т.е. анкеты должны быть напечатаны в двух вариантах: «мужском» и «женском».
По цели вопросы бывают содержательные и функциональные, иногда их еще называют основными и неосновными.
Функционально-психологические вопросы ставятся для снятия напряжения, для перехода от одной темы к другой, снятия нежелательных установок, чтобы создать и поддержать интерес к анкете. Служат не столько для сбора сведений, сколько для обеспечения отношений между социологом и респондентом.
К функционально-психологическим вопросам относятся:
— контактные вопросы;
— буферные (с преамбулой) вопросы;
— вопросы-диалоги;
— вопросы-иллюстрации.
Контактные вопросы. Эти вопросы, как уже отмечалось выше, ставятся в начале анкеты. После прочтения первого или нескольких начальных вопросов, у респондента складывается первое впечатление о предстоящей работе. Очень важно, чтобы это впечатление было благоприятным, так как от этого зависит, будет ли респондент дальше работать с этой анкетой.
Первый вопрос обязательно должен быть контактным, его цель установление контакта с респондентом. К контактным вопросам предъявляются следующие требования:
Контактные вопросы должны быть очень простыми. Это могут быть вопросы, выясняющие сведения событийного характера (стаж работы, район местожительства) или вопросы о занятиях в свободное время, привычках, на которые отвечают вполне откровенно. Иногда бывает целесообразным задать вопрос об интересе опрашиваемых к той или иной
проблеме.
Контактный вопрос должен быть достаточно общим, чтобы на него мог ответить каждый респондент. Ответив на него, респондент обретает уверенность в своей компетентности и начинает уверенно отвечать на последующие вопросы, высказываясь полнее и развивая дальше свои мысли.
Часто вопрос с преамбулой используется для обоснования различных оценок и поведения, несмотря на то осуждаются ли они в настоящее время общественным мнением или существующими социальными нормами или нет. Преамбула дает понять, что в реальной жизни имеют место любые отношения и поведение человека, и этим позволяет респонденту заранее оправдать себя в своих глазах при любом ответе.
Например, вопросы, цель которых получить знание о каких-то фактах, часто воспринимаются респондентами как оценивающие их, поэтому, чтобы ослабить их оценочный характер, лучше задавать такие вопросы с преамбулой. «Одни люди считают, что необходимо каждый день делать влажную уборку в квартире и ежедневно это проделывают, а другие не считают это строго обязательным и делают это от случая к случаю. А как Вы поступаете чаще всего?». Так сформулированная преамбула дает респонденту понять, что не все люди поступают всегда так, как принято, и позволяет ему более откровенно ответить на поставленный вопрос, не боясь осуждения за то, что он не так думает и поступает, как является общепринятым в обществе.
Вопросы-иллюстрации.Вопросы-иллюстрации позволяют выполнить несколько психологических функций: позволяют переключить внимание опрашиваемых на новую тему, поясняют содержание задаваемых вопросов, а также за счет разнообразия техники заполнения помогают снять утомление.
Например, задается вопрос: «Чем вы предпочитаете заниматься в свободное время? (подчеркните, пожалуйста, картинки на которых это изображено)». После вопроса дается серия рисунков, на которых может быть изображено: чтение газет или книг, занятие спортом, просмотр телепередач и т.п.
Такой вопрос может быть дан в форме незаконченного предложения. На рисунке изображаются, например, две девушки, одна из которых не закончила фразу. Под рисунком пишется: «Здесь Вы видите двух беседующих подруг. Одна из них не закончила фразу. Как Вы думаете, что она ответила бы подруге? Закончите за нее, пожалуйста, предложение».
Вопросы-фильтры.Вопросы фильтры используются, когда необходимо получить данные, которые будут характеризовать не всех респондентов, а только какую-то их часть. В этом случае задается вопрос-фильтр, который позволяет выделить и опросить необходимую часть всей совокупности опрашиваемых. Например, пятый вопрос анкеты сформулирован так:
«Делаете ли Вы ежедневно зарядку? (кто не делает, тот сразу переходит к ответу на вопрос N 10).
На четыре последующих вопроса отвечают только те респонденты, кто занимается зарядкой. Это могут быть вопросы о времени, затрачиваемом на зарядку, о комплексе упражнений, их последовательности и т.п. Лица, не делающие зарядку, отсеиваются и автоматически переходят к следующему блоку вопросов. Это облегчает респонденту заполнение анкеты, а исследователь освобождается от рассмотрения ненужной информации.
Иногда респонденты с удовольствием отвечают на вопросы, выносят оценки и даже высказывают мнение о вещах, не имея о них ни малейшего представления. Вопросы-фильтры как раз и отсеивают таких «некомпетентных», «неинформированных», «не имеющих».
Контрольные вопросы.Контрольные вопросы направлены на проверку достоверности данных, дают возможность проверить устойчивость и непротиворечивость ответов респондентов.
К контрольным вопросам относятся:
— вопрос-тест;
— вопрос-ловушка (трюковый вопрос).
Вопрос-тест используют обычно при определении информированности. Например задается вопрос:
«Знаете ли Вы хорошо современную научно-фантастическую литературу?
— читаю от случая к случаю
— меня эта литература не интересует».
А после этого вопроса дается перечень нескольких (это может быть 10 или 20) наиболее известных научно-фантастических произведений и респонденту предлагается выбрать автора из приведенного рядом списка писателей.
Недостаток этих вопросов: во-первых, необходимо делать дополнительную работу, а во-вторых, происходит дезориентация респондента. Если такие вопросы использовать часто, то у опрашиваемого может создаться впечатление, что с ним обращаются нечестно.
В качестве контрольного вопроса может быть использован любой содержательный вопрос близкий по смыслу с вопросом, истинность ответа на который надо проверить. Контрольные вопросы формулируются таким образом, когда надо проверить ответы на вопросы о внутреннем состоянии респондента. Например, чтобы определить степень общей удовлетворенности работой, можно задать три таких вопроса: «Устраивает ли Вас работа, которой Вы занимаетесь?», «Хотели бы Вы перейти на другую работу?» и «Предположим, что какое-то время Вы не работали, вернулись бы Вы на свое старое место работы?». Два последних вопроса будут выполнять функции контрольных по отношению к первому вопросу и располагаются в других местах анкеты. Контрольные вопросы могут ставиться как перед, так и после основного вопроса. После опроса эти три вопроса анализируются все вместе, чтобы иметь представление о внутреннем состоянии респондента.
По содержанию принято различать вопросы о фактах, вопросы о знаниях и вопросы о внутренних состояниях (мнениях, отношениях, мотивах и т.д.).
Например: «Интересуетесь ли Вы тем, как учатся в школе Ваши дети?». Многие из респондентов при ответе на такой вопрос даже сами себе затруднились бы признаться в том, что не интересуются этим, а тем более трудно признаться и ответить так в анкете, понимая, что это будет отрицательно характеризовать их в глазах социолога. В результате этого при ответе на данный вопрос оценка информированности будет завышена.
Таким образом, самооценка часто выявляет не столько реальные знания опрашиваемого, сколько отражает стремление сделать вид, что он располагает этими знаниями. Выявлена закономерность: если исследуемая проблема тесно связана с общественными идеалами, то самооценка информированности обычно бывает существенно завышена, а если получаемая информация нейтральна по отношению к принятой системе ценностей идеалов общества, то самооценка приближается к фактической. Поэтому многие исследователи считают, что выявление информированности при помощи самооценки не всегда верно отражает реальные знания респондентов. Чтобы проверить истинность ответов на эти вопросы, применяют различные контрольные вопросы (тесты, ловушки) и вопросы-фильтры.
Вопросы о внутренних состояниях (мнениях, отношениях и т.д.).Эти вопросы помогают получить от респондентов сведения об их мнениях, отношениях, интересах, мотивах, стремлениях, а также об оценках других людей и самих себя. Эта группа вопросов является наиболее трудной для респондентов, а достоверность ответов на них самой низкой. Для того чтобы проверить и уточнить ответы, применяют контрольные вопросы, вопросы-фильтры, вопросы-диалоги и используют преамбулы (об этом подробно было написано выше).