Что понимается под зоной чрезвычайной ситуации

Зона чрезвычайной ситуации (ЧС)

Зона чрезвычайной ситуации (зона ЧС) – территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.

Термин зона чрезвычайной ситуации как юридическая категория, так же фигурирует в ст. 57 Федерального закона РФ от 10 января 2002 № 72-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Частными случаями юридического толкования зоны чрезвычайной ситуации, обусловленных радиоактивным загрязнением территории, являются зоны отчуждения, зоны отселения, зоны проживания с правом на отселение, зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (ст. 7-11 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Зоны чрезвычайной ситуации подразделяется на зоны (п. 6.2.1 ГОСТ Р 42.0.03-2016 «Гражданская оборона. Правила нанесения на карты прогнозируемой и сложившейся обстановки при ведении военных конфликтов и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Условные обозначения»). К ним относятся:

Граница и условное обозначение

Одной из основных характеристик зоны чрезвычайной ситуации является её граница – линия, определяющая пределы территории, на которой юридически признается сложившаяся ситуация как чрезвычайная (критическая).

Что понимается под зоной чрезвычайной ситуации. Смотреть фото Что понимается под зоной чрезвычайной ситуации. Смотреть картинку Что понимается под зоной чрезвычайной ситуации. Картинка про Что понимается под зоной чрезвычайной ситуации. Фото Что понимается под зоной чрезвычайной ситуации

Условное обозначение зоны чрезвычайной ситуации на карте

Граница зоны чрезвычайной ситуации в соответствии со ст. 5 Федерального закона РФ от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ определяется назначенным в законодательном порядке руководителем работ по ликвидации чрезвычайной ситуации на основе классификации чрезвычайных ситуаций, установленной Правительством РФ по согласованию с исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация.

Также ознакомьтесь с познавательным материалом по теме:

Источники: Федеральный закон РФ от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»; Зона чрезвычайной ситуации: правовые аспекты. Вангородский С.Н. и др. Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях. –М.: 1999.

Источник

Что такое режим ЧС и почему его вводят?

Что понимается под зоной чрезвычайной ситуации. Смотреть фото Что понимается под зоной чрезвычайной ситуации. Смотреть картинку Что понимается под зоной чрезвычайной ситуации. Картинка про Что понимается под зоной чрезвычайной ситуации. Фото Что понимается под зоной чрезвычайной ситуации

В рамках Года гражданской обороны в системе МЧС России мы ответим на основные вопросы о режиме ЧС.

К сожалению, совсем нередко мы слышим, что где-то введен режим чрезвычайной ситуации. Иногда это очень крупные события: техногенная авария, паводок, лесной пожар. Иногда локальные, например, вспышка гриппа в отдельном районе. Так что такое режим ЧС?

Что такое режим ЧС?

Определение этого понятия, а также основные пояснения прописаны в Федеральном законе № 68-ФЗ (от 21.12.1994 года) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Чрезвычайная ситуация — это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Что именно может стать причиной ЧС?

Стихийные бедствия: землетрясение, засуха, наводнение, шторм, метель и буран, природный пожар, извержение вулкана, ураган.

Техногенные катастрофы: аварии на энергетических, химических, биотехнологических объектах, на гидротехнических сооружениях, промышленные аварии, аварии на транспорте (воздушном, железнодорожном, автомобильном, морском и речном, а также в метро).

Инфекционные заболевания – эпидемия какого-либо заболевания.

ЧС военного времени: ввод иностранных войск, нападение на РФ, угроза политического или силового отторжения от РФ отдельных территорий, вмешательство во внутренние дела РФ, демонстрация военной силы вблизи границ РФ, проведение учений с провокационными целями, наличие вблизи страны вооруженных конфликтов, попытки внутреннего переворота, террористическая деятельность и другое.

Антропогенные катастрофы: изменение климата под воздействием научно-технического процесса и хозяйственной деятельности.

Кто имеет право вводить этот режим?

В зависимости от уровня ЧС это могут делать глава города, района, губернатор региона, правительство РФ, президент страны.

Для введения режима чрезвычайной ситуации требуется официальный документ, где будут указаны причины ЧС, обоснование необходимости введения режима, границы территории, где он будет действовать, силы и средства на его обеспечение, перечень мер, ответственные должностные лица и службы, время вступления и срок действия.

Ввели ЧС, что дальше?

Уполномоченные органы обязаны:

Непрерывно контролировать причину ЧС, оповестить вышестоящие органы, исполнительную и местную власть, население.

Ограничить доступ людей (кроме служб, занимающихся ликвидацией) к месту, где произошло ЧС.

Обеспечить защиту населения, в том числе эвакуацию.

Заниматься ликвидацией чрезвычайной ситуации, определением порядка использования транспортных средств, средств связи и оповещения, поддержкой общественного порядка.

Какие ограничения для граждан предполагает режим ЧС?

Как правило, введение режима предполагает ограничение личных и общественных прав граждан.

Может быть запрещен или ограничен доступ на территорию ЧС. Ограничивается деятельность, которая может привести к новым очагам. Например, во время режима ЧС по лесным пожарам запрещается посещать лес.

Источник

Понятие зоны чрезвычайной ситуации

Что понимается под зоной чрезвычайной ситуации. Смотреть фото Что понимается под зоной чрезвычайной ситуации. Смотреть картинку Что понимается под зоной чрезвычайной ситуации. Картинка про Что понимается под зоной чрезвычайной ситуации. Фото Что понимается под зоной чрезвычайной ситуации Что понимается под зоной чрезвычайной ситуации. Смотреть фото Что понимается под зоной чрезвычайной ситуации. Смотреть картинку Что понимается под зоной чрезвычайной ситуации. Картинка про Что понимается под зоной чрезвычайной ситуации. Фото Что понимается под зоной чрезвычайной ситуации Что понимается под зоной чрезвычайной ситуации. Смотреть фото Что понимается под зоной чрезвычайной ситуации. Смотреть картинку Что понимается под зоной чрезвычайной ситуации. Картинка про Что понимается под зоной чрезвычайной ситуации. Фото Что понимается под зоной чрезвычайной ситуации Что понимается под зоной чрезвычайной ситуации. Смотреть фото Что понимается под зоной чрезвычайной ситуации. Смотреть картинку Что понимается под зоной чрезвычайной ситуации. Картинка про Что понимается под зоной чрезвычайной ситуации. Фото Что понимается под зоной чрезвычайной ситуации

Что понимается под зоной чрезвычайной ситуации. Смотреть фото Что понимается под зоной чрезвычайной ситуации. Смотреть картинку Что понимается под зоной чрезвычайной ситуации. Картинка про Что понимается под зоной чрезвычайной ситуации. Фото Что понимается под зоной чрезвычайной ситуации

Что понимается под зоной чрезвычайной ситуации. Смотреть фото Что понимается под зоной чрезвычайной ситуации. Смотреть картинку Что понимается под зоной чрезвычайной ситуации. Картинка про Что понимается под зоной чрезвычайной ситуации. Фото Что понимается под зоной чрезвычайной ситуации

Согласно ст. 57 Закона об охране окружающей среды защита окружающей среды в зонах чрезвычайных ситуаций устанавливается Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», другими федеральными законами и подзаконными правовыми актами, законами и подзаконными правовыми актами субъектов РФ.

Под чрезвычайной ситуацией в соответствии со ст. 1 Закона понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности. В свою очередь зоной чрезвычайной ситуации объявляется территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.

К настоящему времени создана Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, объединяющая специально уполномоченные на то органы на федеральном, региональном и местном уровнях и координируемая органами МЧС России. Задачами этой системы являются:

разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;

осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

ликвидация чрезвычайных ситуаций и др.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 13.09.1996 № 1094 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайные ситуации подразделяются на:

Статья 51 ЗК предусматривает, что в случаях стихийных бедствий, аварий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, земельный участок может быть временно изъят у его собственника уполномоченными исполнительными органами государственной власти в целях защиты жизненно важных интересов граждан, общества и государства от возникающих в связи с этими обстоятельства угроз с возмещением собственнику земельного участка причиненных убытков (реквизиция) и выдачей ему документа о реквизиции.

66. Основные черты и виды права природопользования граждан
Право природопользования
является одним из важнейших институтов экологического (и природоресурсного) права.

Право природопользования– это система норм, регулирующих использование природных ресурсов (объективное); совокупность обязанностей, возникающих в связи с использованием природных ресурсов (субъективное).

Виды права природопользования По критерию объекта– это право землепользования, лесопользования, водопользования, пользования недрами, животным миром, растительным миром (вне лесов), атмосферным воздухом. В рамках данной классификации возможно дальнейшее деление указанного критерия, например по категориям земель. В этом случае различается право пользования землями сельскохозяйственного назначения, землями поселений, землями, занятыми под транспорт, и т. п. Следовательно, дополнительным критерием выступают либо целевое назначение объекта,либо цели деятельности(например, разведка, разработка живых или минеральных ресурсов континентального шельфа).

По критерию основания возникновения(либо статусу субъекта) природопользования различается общее и специальное право природопользования.

Общее правохарактеризуется производностью от конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду, на свободу передвижения и т. п.; тем, что его реализация не связана с необходимостью предварительного осуществления каких бы то ни было юридических действий (получением разрешения, лицензии); бесплатностью; системой ограничений двух видов – личностным характером пользования и вызванных наличием специальных прав у других субъектов.

Что понимается под зоной чрезвычайной ситуации. Смотреть фото Что понимается под зоной чрезвычайной ситуации. Смотреть картинку Что понимается под зоной чрезвычайной ситуации. Картинка про Что понимается под зоной чрезвычайной ситуации. Фото Что понимается под зоной чрезвычайной ситуации

Специальное природопользованиеразделяется на комплексное и собственно специальное пользование недрами, лесами и т. п. и осуществляется только на основе предварительного получения в установленном законом порядке разрешения (лицензии) на осуществление определенного вида деятельности в соответствии с заранее определенными условиями. Оно характеризуется платностью и необходимостью принятия решения о предоставлении данного права уполномоченным на то органом, возложением наряду с предоставлением права и обязанностей.

Разновидностью права специального водопользования является особое водопользование для обеспечения нужд обороны, федерального транспорта и иных государственных потребностей.

Принципы права природопользования: его производность от права собственности на природные ресурсы; рациональность; экосистемный подход к регулированию природопользования; целевой характер, устойчивость и платность.

По российскому законодательству субъектами права природопользования являются: российские граждане и их объединения; органы государственного управления; местного самоуправления; совместные предприятия с участием российских и иностранных физических и юридических лиц; иностранные граждане, организации, иностранные государства. Права и обязанности субъектов права пользования детально регламентированы законодательством.

Основания возникновения и прекращения (приостановления) права природопользования устанавливаются по каждому его виду.

67. Основные черты права землепользования граждан
В законодательстве в качестве одной из правовых форм использования земли предусмотрено право пользования землей.

Право пользования землей рассматривается как институт земельного права, т. е. система норм, определяющих порядок и условия пользования землей, права и обязанности землепользователей, основания возникновения и прекращения землепользования в целях рационального использования земельных ресурсов.

Право землепользования производно от права собственности на землю и базируется на 2 основных принципах: платности и устойчивости.

Данные сроки временного пользования в случае производственной необходимости могут быть продлены на период, не превышающий соответственно сроков краткосрочного или долгосрочного пользования. Продление сроков пользования земельными участками производится органами, предоставившими эти земельные участки. Президентом Республики Беларусь по отдельным видам пользования земельными участками может быть установлен и более длительный срок долгосрочного пользования.

Право пользования является вещным правом на земельный участок, находящийся в государственной собственности. На основе права постоянного пользования могут быть предоставлены земельные участки из состава практически любой категории с условием соблюдения того режима использования, который установлен для каждой категории.

Документом, удостоверяющим право постоянного пользования, является государственный акт. Временное пользование оформляется удостоверением на право временного пользования землей.

Гражданам Республики Беларусь в пользование земельные участки предоставляются для следующих целей: l) для огородничества в целях выращивания овощей, картофеля, бахчевых и ягодных культур; 2) для сенокошения и выпаса скота, если у гражданина имеется в собственности скот.

Для огородничества земельные участки предоставляются в том случае:

1) если у гражданина вообще нет в пожизненном наследуемом владении или в частной собственности земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, строительства и обслуживания жилого дома, для ведения коллективного садоводства или дачного строительства;

2) если участок есть, но в меньших размерах, чем предусмотрено законом.

На огородах могут возводиться с учетом местных условий временные постройки индивидуального или общего пользования для хранения сельхозинвентаря и иных хозяйственных целей. В случае прекращения права пользования огородом владельцы строений должны их снести. Если они это не выполняют, то строения сносятся за их счет без возмещения их стоимости.

Земельные участки в пользование гражданам предоставляются из земель, находящихся в ведении сельских, поселковых, городских, районных исполнительных и распорядительных органов. Также для этих целей земельные участки могут быть выделены колхозами, совхозами, иными землепользователями из земель, находящихся в их пользовании.

68 Основные черты права лесопользования граждан

Порядок заключения таких договоров урегулирован в Положении об аренде участков лесного фонда, утвержденном постановлением Правительства РФ от 24 марта 1998 г. № 345*.

* СЗ РФ. 1998. № 14. Ст. 1585.

Участки лесного фонда могут передаваться в аренду одному или нескольким арендаторам для осуществления следующих видов лесопользования:
заготовка древесины;
заготовка живицы;
заготовка второстепенных лесных ресурсов (пней, коры, бересты, пихтовых, сосновых, еловых лап, новогодних елок и др.);
побочное лесопользование (сенокошение, пастьба скота, размещение ульев и пасек, заготовка древесных соков, заготовка и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пищевых лесных ресурсов, лекарственных растений и технического сырья, сбора мха, лесной подстилки и опавших листьев, камыша, других видов побочного лесопользования, перечень которых утверждается федеральным органом управления лесным хозяйством);
пользование участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства;
пользование участками лесного фонда для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей.
Аренда участков лесного фонда на территориях государственных природных заповедников не допускается. Участки лесного фонда, переданные в аренду, по истечении срока аренды в собственность арендатора не переходят. Выкуп и субаренда арендованных участков лесного фонда запрещаются. Предусмотрено, что участки лесного фонда должны предоставляться в аренду гласно с учетом интересов населения, проживающего на соответствующей территории.

Процедура предоставления участков лесного фонда в аренду состоит в следующем. Участки лесного фонда предоставляются в аренду на основании решений органов государственной власти субъектов РФ, принимаемых по представлению территориальных органов управления лесным хозяйством или по результатам лесных конкурсов. Представления о передаче участков лесного фонда в аренду подготавливаются территориальными органами управления лесным хозяйством с участием органов местного самоуправления и лесопользователей. Организация и проведение лесных конкурсов осуществляются в соответствии с Положением о порядке проведения лесных конкурсов по передаче в аренду участков лесного фонда Российской Федерации, утвержденным приказом Рослесхоза от 30 сентября 1997 г. № 123*.

На основании решений органов государственной власти субъектов РФ (без проведения лесного конкурса) участки лесного фонда предоставляются в аренду на срок от 1 года до 5 лет лесопользователям, длительное время осуществляющим свою деятельность на данной территории и имеющим производственные мощности для заготовки и переработки древесины и других лесных ресурсов, а также сельскохозяйственным организациям, расположенным на данной территории.
Граждане и юридические лица, имеющие право и желающие получить в аренду участок лесного фонда (без проведения лесного конкурса), направляют в лесхоз письменное заявление. Арендодатель в месячный срок рассматривает заявление и со своим заключением передает его в территориальный орган федерального органа управления лесным хозяйством в субъекте РФ. Этот территориальный орган в месячный срок рассматривает заявление и передает подготовленное по нему представление в орган государственной Власти субъекта Федерации, который выносит решение о предоставлении участка лесного фонда в аренду или об отказе в аренде.
В случае принятия органом государственной власти субъекта РФ решения о предоставлении участка лесного фонда в аренду (без проведения лесного конкурса) арендодатель и заявитель в месячный срок после его принятия заключают договор аренды.
При предоставлении участков лесного фонда в аренду по результатам лесных конкурсов участки лесного фонда выставляются на лесные конкурсы по решениям органов государственной власти субъектов РФ, которые принимаются по представлению территориальных органов управления лесным хозяйством. Органы государственной власти субъектов РФ утверждают составы комиссий по проведению лесных конкурсов. Организация и проведение лесных конкурсов осуществляются территориальными органами управления лесным хозяйством в порядке, определяемом этим федеральным органом. Информация о проведении лесных конкурсов публикуется в средствах массовой информации.
Гражданин или юридическое лицо, выигравшее лесной конкурс, и организатор конкурса подписывают протокол о результатах конкурса. На основании протокола лицо, выигравшее лесной конкурс, и арендодатель в указанный в протоколе срок заключают договор аренды участка лесного фонда. При заключении договора аренды арендодатель обязан предупредить арендатора о правах третьих лиц на предоставляемый в аренду участок лесного фонда (сервитуте, аренде, краткосрочном пользовании и др.). Неисполнение арендодателем этой обязанности дает арендатору право требовать уменьшения арендной платы либо расторжения договора аренды и возмещения убытков.
В случае предоставления в аренду участка лесного фонда площадью свыше 200 га для заготовки древесины на срок более 5 лет арендатор обязан в течение года после подписания передаточного акта представить арендодателю проект организации рубок главного пользования и ведения лесного хозяйства. Если срок аренды составляет от 2 до 5 лет, то представляется план рубок. В случае предоставления в аренду на срок более 5 лет участка лесного фонда площадью свыше 200 га для нужд охотничьего хозяйства арендатор обязан в течение года после подписания передаточного акта представить арендодателю проект организации ведения охотничьего хозяйства.
Договор аренды участка лесного фонда заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного арендодателем и арендатором, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации. Несоблюдение письменной формы договора аренды и требования о его государственной регистрации влечет недействительность договора.
В договоре аренды должны быть указаны: стороны договора аренды; границы участка лесного фонда (которые должны быть обозначены в натуре с помощью лесохозяйственных знаков и (или) указаны в планово-картографических материалах); виды лесопользования; объемы (размеры) лесопользования; срок аренды; размер арендной платы и порядок ее внесения; права и обязанности сторон по использованию, охране, защите участка лесного фонда и воспроизводству лесов; порядок оплаты проведенных арендатором лесохозяйственных работ; ответственность за нарушение договорных обязательств и порядок возмещения убытков; основания расторжения и изменения договора аренды. Указанные условия являются существенными условиями договора аренды участка лесного фонда.
Арендатор обязан своевременно вносить арендную плату за пользование участком лесного фонда, размер и порядок внесения которой определяются договором аренды.
После государственной регистрации договора аренды и получения лесорубочного билета или лесного билета арендатор приобретает право:
осуществлять лесопользование в объемах, определенных договором аренды;
строить в установленном порядке на участке лесного фонда, переданном в аренду, лесовозные дороги, пункты хранения древесины, другие строения и сооружения, необходимые для лесопользования;
получать информацию об участке лесного фонда, переданном в аренду;
пользоваться другими правами, если их реализация не противоречит требованиям лесного законодательства РФ и условиям договора аренды.
Арендатор, выполняющий обязательства по договору аренды участка лесного фонда, по истечении срока договора аренды имеет при прочих равных условиях преимущественное перед другими лицами право на заключение договора аренды на новый срок.
Арендатор обязан:
использовать участок лесного фонда по назначению в соответствии с лесным законодательством и договором аренды;
вносить арендную плату в размерах и сроки, установленные договором аренды;
соблюдать условия договора аренды участка лесного фонда, а также условия лесорубочного билета, лесного билета;
не допускать нанесения вреда здоровью граждан, окружающей природной среде;
вести работы способами, предотвращающими возникновение эрозии почв, исключающими или ограничивающими негативное воздействие пользования лесным фондом на состояние и воспроизводство лесов, а также на состояние водных и других природных объектов;
соблюдать на предоставленном ему в аренду участке лесного фонда правила пожарной безопасности в лесах и проводить необходимые противопожарные мероприятия, а в случае возникновения лесного пожара обеспечивать его тушение;
осуществлять мероприятия по воспроизводству лесов в срок и на условиях, указанных в договоре аренды, лесорубочном билете, лесном билете;
приводить земли на участке лесного фонда в состояние, указанное в договоре аренды, лесорубочном билете, лесном билете, за свой счет;
проводить лесовосстановительные мероприятия за свой счет на вырубках и площадях, на которых в результате деятельности арендатора уничтожен подрост или погибла древесно-кустарниковая растительность;
сдавать арендодателю лесосеки при завершении на них работ в состоянии, определенном договором аренды, лесорубочным билетом;
сдать участок лесного фонда арендодателю после завершения срока аренды в состоянии, определенном договором аренды; выполнять другие обязанности.
Арендодатель, в свою очередь, вправе:
контролировать соблюдение арендатором требований лесного законодательства, норм ведения лесного хозяйства и условий договора;
получать от арендатора сведения, справочные и другие материалы об использовании, охране и защите лесного фонда и воспроизводстве лесов;
привлекать арендатора к тушению лесных пожаров;
осуществлять другие права, если их реализация не противоречит требованиям лесного законодательства и условиям договора аренды.
Арендодатель обязан:
обозначать в натуре с помощью лесохозяйственных знаков и (или) на планово-картографических материалах границы участка лесного фонда, предоставляемого в аренду;
производить отвод и таксацию лесосек и выдавать арендатору лесорубочные билеты и лесные билеты в установленном порядке;
принимать выполненные арендатором лесовосстановительные и другие лесохозяйственные работы;
оплачивать выполненные арендатором лесовосстановительные и другие лесохозяйственные работы согласно договору аренды;
оказывать арендатору методическую помощь в выборе способов и методов лесовосстановления на вырубках, обеспечивать арендатора на договорной основе посадочным и посевным материалом для создания лесных культур;
предоставлять арендатору в случае необходимости на договорных условиях лесохозяйственную технику для выполнения им лесохозяйственных и лесовосстановительных работ;
возмещать ущерб, нанесенный арендатору в результате неправомерного ограничения или приостановления его деятельности и в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством;
выполнять иные обязанности.

По договору безвозмездного пользования участком лесного фонда (ст. 36 ЛК) лесхоз обязуется предоставить лесопользователю участок лесного фонда в безвозмездное пользование на срок до 49 лет для осуществления одного или нескольких видов лесопользования. Участки лесного фонда предоставляются в безвозмездное пользование на основании решений органов государственной власти субъектов РФ, принимаемых по представлению территориальных органов Минприроды России. Порядок предоставления участков лесного фонда на данном титуле определен в Положении о предоставлении участков лесного фонда в безвозмездное пользование, утвержденном постановлением Правительства РФ от 18 февраля 1998 г. № 224*.

* СЗ РФ. 1998. № 8. Ст. 964.

Заготовка древесины при рубках главного пользования и рубках промежуточного пользования осуществляется в соответствии с региональными правилами рубок (наставлениями). В соответствии с постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1011 «О разработке и утверждении региональных правил (наставлений) заготовки древесины при рубках главного и промежуточного пользования»* региональные правила (наставления) заготовки древесины при рубках главного и промежуточного пользования в лесах разрабатываются Минприроды России с участием Министерства экономического развития и торговли РФ и утверждаются Федеральной службой лесного хозяйства России по согласованию с Минприроды России. Перечень регионов, для которых устанавливаются указанные региональные правила, утверждается Минприроды России.

* СЗ РФ. 1997. № 33. Ст. 3897.

Порядок отвода лесосек, передачи их лесопользователям, заготовки древесины при рубках, а также размеры неустоек за нарушение лесохозяйственных требований устанавливаются в правилах отпуска древесины на корню. Постановлением Правительства РФ от 1 июня 1998 г. № 551 утверждены Правила отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации*.

* СЗ РФ. 1998. № 23. Ст. 2553.

Принципиально важным моментом, касающимся охраны лесов, является положение ст. 117 ЛК о регулировании объема заготовки древесины. Так, заготовка древесины при рубках главного пользования по территории каждого лесхоза, группам лесов и хозяйствам осуществляется в объеме расчетной лесосеки. Заготовка древесины при рубках главного пользования в объеме, превышающем расчетную лесосеку, запрещается.
В ст. 62 ЛК установлены требования, предъявляемые к определению и утверждению расчетной лесосеки. Так, расчетная лесосека определяется при лесоустройстве по каждому лесхозу раздельно по хозяйствам (хвойному, мягколиственному и твердолиственному) в пределах групп лесов. Минприроды России определяет случаи, в которых расчетная лесосека устанавливается по каждому лесничеству и участку лесного фонда, передаваемому в аренду, безвозмездное пользование и на концессию.
Расчетная лесосека утверждается Минприроды России с участием органа государственной власти субъекта РФ. Расчетная лесосека вводится в действие с первого января года, следующего за годом окончания лесоустроительных работ. Расчетная лесосека по каждому субъекту РФ определяется как сумма утвержденных в установленном порядке расчетных лесосек по соответствующим лесхозам федерального органа управления лесным хозяйством.
Объем заготовки древесины при рубках промежуточного пользования определяется при лесоустройстве исходя из состояния лесных насаждений, действующих норм рубок ухода за лесом, выборочных санитарных рубок, рубок реконструкций и утверждается соответствующим территориальным органом управления лесным хозяйством. Объем заготовки древесины при прочих рубках определяется лесхозом федерального органа управления лесным хозяйством в зависимости от проектируемых работ по расчистке участков лесного фонда.
Правила отпуска древесины на корню в лесах РФ содержат специальные требования, соблюдение которых должно обеспечить рациональное использование лесов, их охрану, а также охрану других природных объектов.
Так, упомянутые Правила (п. 15) запрещают рубку отдельных пород деревьев. Запрещается назначать в рубку и не подлежат рубке каштан, платан, яблоня, груша, вишня, абрикос, алыча, шелковица, дзельква, самшит, тис, клен белый (явор), калопанакс (диморфант), бархат амурский, бархат сахалинский, орех грецкий, орех маньчжурский, орех Зибольда, можжевельник твердый, сосна могильная, пихта цельнолистная, пихта грациозная, пихта Майра, ель Глена, береза карельская, береза Шмидта (железная), магнолия, дуб зубчатый, дуб курчавый, ботрокариум, мелкоплодник, ясень Зибольда, лиственница ольгинская. Не подлежат рубке деревья, кустарники и лианы других ценных и редких пород по перечням, утверждаемым органами государственной власти субъектов РФ, в том числе занесенные в Красную Книгу Российской Федерации и красные книги субъектов Федерации.
Правила (п. 28) закрепляют круг обязанностей лесопользователей при осуществлении ими данного вида права лесопользования, т.е. правила экологически обоснованного поведения. Так, лесопользователи, в частности, обязаны: не допускать использования русел рек и ручьев в качестве волоков и временных лесовозных дорог; очищать лесосеки; не захламлять земли лесного фонда при рубке леса и расчистке участков лесного фонда для прокладки трасс дорог, устройства лесных складов, строительства сооружений и для иных целей, а также не оставлять срубленные зависшие деревья и завалы; обеспечивать сохранность семенных групп, куртин, полос, семенных, плюсовых и других не подлежащих рубке деревьев, подроста, сохранение которых предусмотрено в лесорубочном билете; сохранять от повреждения или уничтожения лесные культуры; сохранять и приводить за свой счет в надлежащее состояние нарушенные при вывозке древесины и перевозке иных грузов дороги, мосты и просеки, а также осушительную сеть, дорожные, гидромелиоративные и другие сооружения, водотоки, ручьи, речки.
Порядок заготовки живицы. Сырьевую базу подсочки составляют сосновые, еловые, лиственничные, кедровые спелые и перестойные насаждения, назначаемые в рубку главного пользования. В соответствии со ст. 119 ЛК заготовка живицы осуществляется в хвойных перестойных и спелых древостоях, которые после окончания срока подсочки древостоев предназначаются для рубки главного пользования. При недостатке перестойных и спелых древостоев допускается подсочка приспевающих древостоев, которые к сроку окончания подсочки достигнут возраста рубок. Это основной принцип регулирования использования лесов для указанной цели.
Порядок заготовки живицы урегулирован в Правилах отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 1 июня 1998 г. № 551. Так, не допускается передача в подсочку древостоев без утвержденных в надлежащем порядке планов рубок главного пользования и планов подсочки древостоев. При отсутствии постоянных лесозаготовителей (когда нет необходимости в составлении планов рубок) подсочка древостоев производится в соответствии с планами подсочки, составляемыми организациями, осуществляющими подсочку, и утверждаемыми лесхозами.
Рубка хвойных древостоев без подсочки и досрочное изъятие их из подсочки в зоне обязательной подсочки допускаются с разрешения управлений лесного хозяйства по согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ в случаях, если в данной местности подсочка не производится по экономическим условиям, а также если возраст насаждений превышает возраст рубки на два класса и более. Что касается правил подсочки, а также зон обязательной подсочки, то они утверждаются Минприроды России по согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ.

Ряд вопросов заготовки живицы урегулирован в законодательстве субъектов РФ. Например, в соответствии со ст. 34 ЛК Республики Башкортостан 1997 г.* заготовка живицы производится в хвойных перестойных и спелых древостоях, которые после окончания срока подсочки предназначаются для рубки. При недостатке перестойных и спелых насаждений допускается подсочка приспевающих древостоев, которые к сроку окончания подсочки достигнут возраста рубки и могут предназначаться для рубки. Рубка сосновых насаждений до их подсочки, а также досрочное изъятие насаждений из подсочки, в виде исключения, могут устанавливаться Кабинетом Министров Республики Башкортостан. По общему правилу, не допускается передача древостоев в подсочку без утвержденных в установленном порядке планов рубок леса и подсочки этих древостоев.

* Ведомости Государственного Собрания, Президента и Кабинета Министров Республики Башкортостан. 1997. № 9 (63). Ст. 543.

Правила подсочки и заготовки лесохимического сырья в лесах Республики Башкортостан, а также зоны обязательной подсочки древостоев утверждаются Кабинетом Министров Республики Башкортостан по представлению органа государственного управления лесным хозяйством.
Регулирование заготовки второстепенных лесных материалов.Статья 120 ЛК предусматривает, что участки лесного фонда гражданам и юридическим лицам предоставляются в пользование для заготовки второстепенных лесных ресурсов в порядке, установленном лесным законодательством. К второстепенным лесным материалам относится заготовка пней, луба, коры, бересты, пихтовой, сосновой, арчевой лапки, новогодних елок, березовых и дубовых веток и другого декоративного материала.
Регулирование вопросов заготовки второстепенных лесных материалов отнесено к ведению субъектов РФ. Правила пользования лесным фондом для заготовки второстепенных лесных ресурсов утверждаются органами государственной власти субъектов РФ.

Например, постановлением губернатора Мурманской области от 23 сентября 1998 г. № 412 были утверждены Правила пользования лесным фондом для заготовки второстепенных лесных ресурсов Мурманской области*. Согласно Правилам заготовка второстепенных лесных ресурсов предусматривает заготовку хвороста, пней, коры, бересты, сосновых и еловых лап, веточного корма, новогодних елок, декоративного лишайника и березового капа. Заготовку второстепенных материалов вправе осуществлять граждане и юридические лица. В процессе заготовки они обязаны применять технологию, исключающую истощение лесных ресурсов, соблюдать надлежащий порядок.

* Мурманский Вестник. 1998. 1 окг. № 188.

Платная заготовка лесных ресурсов может осуществляться одновременно при заготовке древесины в порядке рубок главного пользования, рубок ухода за лесом, расчистки площадей при прочих рубках и иных случаях.
Заготовка второстепенных лесных ресурсов может осуществляться на правах аренды (до 10 лет) и краткосрочного пользования (до 1 года). Срок аренды может быть продлен. Заготовка производится на основании разрешительного документа — лесорубочного билета (ордера). В лесорубочном билете (ордере) должны быть указаны место заготовки, объем лесных ресурсов, сроки заготовки и вывозки, очистки мест заготовки от порубочных остатков, приведение площади в случае ее нарушения в должное состояние и другие условия.
Срок заготовки второстепенных лесных ресурсов устанавливается в течение календарного года до 31 декабря. Второстепенные материалы вывозятся одновременно с заготовкой при условии предварительного их освидетельствования с целью установления соответствия объемов, заготовленных и выписанных по лесорубочным билетам (ордерам) второстепенных ресурсов. Отсрочка по заготовке и вывозке второстепенных лесных ресурсов не предоставляется.
Лесхозы систематически контролируют соблюдение лесопользователями лесного законодательства РФ, указанных Правил. После окончания срока действия лесорубочного билета (ордера) производится освидетельствование мест заготовки второстепенных лесных ресурсов. В случаях выявления нарушений требований Правил лесопользователям даются предписания по устранению этих нарушений и предъявляются требования об уплате неустойки. Требования об уплате неустойки могут предъявляться в течение всего срока действия лесорубочного билета независимо от времени проведения проверки.
Порядок побочного пользования лесом. В течение длительного времени в лесном законодательстве использовался термин «основное лесное пользование», под которым понималась заготовка древесины. Соответственно остальные виды лесопользования именовались «побочными». Термин «побочные лесные пользования» сохранился и в ЛК. Побочное лесопользование согласно ст. 120 ЛК регулируется на уровне субъектов РФ.
Перечень видов побочного пользования лесом, закрепленный в ст. 80 ЛК, был расширен приказом Рослесхоза от 1 апреля 1999 г. № 74, которым был утвержден Перечень дополнительных видов побочного лесопользования в лесном фонде Российской Федерации. Согласно этому Перечню к побочному пользованию лесом, кроме указанных выше, относятся также: заготовка и сбор плодов, ягод, орехов, грибов, лекарственного и технического сырья в лесоплодовых насаждениях, плантационных лесных культурах и окультуренных насаждениях, за исключением насаждений постоянной лесосеменной базы на селекционно-генетической основе; использование участков лесного фонда РФ для выращивания сельскохозяйственных культур (овощных, бахчевых, зерновых, технических и др.), создания плантаций плодово-ягодных, орехоплодовых, лекарственных растений, в том числе женьшеня, грибов; заготовка (выкопка) деревьев, кустарников и лиан на участках лесного фонда РФ для посадки их на землях иных категорий; пастьба одомашненных животных (северных оленей и других) на участках лесного фонда РФ и некоторые другие.
В качестве примера регулирования побочных лесных пользовании на уровне субъекта РФ можно привести постановление

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *