Что понимал аристотель под хрематистикой

Хрематистика

Аристотель противопоставлял хрематистику — экономике как целенаправленной деятельность по созданию благ, необходимых для естественных потребностей человека. При этом роль экономики Аристотель видел в удовлетворении насущных потребностей и в создании средств, необходимых для поддержания хозяйства. Деньги при этом служат исключительно для обеспечения удобства обмена. Хрематистика же — деятельность для получения прибыли и накопления денег: например, ростовщичество, спекулятивная торговля. Деньги выступают в качестве богатства и цели, теряя своё предназначение средства обмена. К хрематистике Аристотель относился отрицательно.

Так как хрематистика расположена рядом с экономикой, люди принимают её за саму экономику; но она не экономика. Потому что хрематистика не следует природе, а направлена на эксплуатирование. На неё работает ростовщичество, которое по понятным причинам ненавидится, так как оно черпает свою прибыль из самих денег, а не из вещей, к распространению которых были введены деньги. Деньги должны были облегчить торговлю, но ростовщический процент увеличивает сами деньги. Поэтому этот вид обогащения самый извращённый.

Аристотель также полагал, что из-за хрематистики у людей появилось представление о безграничном имуществе и богатстве, однако он же предупреждал, что скатывание в хрематистику губительно.

Современные экономические школы не выделяют хрематистику в отдельную науку, а рассматривают отдельные экономические категории «капитал», «прибыль», «рента» в рамках общей экономической теории.

Термин хрематистика употреблялся для обозначения капитализма в работе «Капитал» Карла Маркса. В этом же значении понятие хрематистики применяется у Арно Петерса в его теории эквивалентной экономики и у Хайнца Дитериха в его концепте «Социализма 21 века». Есть примеры использования термина в публицистике.

Связанные понятия

В экономической теории под абсолютным преимуществом понимается способность предпринимателя, компании или страны произвести большее количество качественного продукта, используя одинаковое, определённое количество ресурсов. Преимущество в производстве определённых товаров и услуг может быть обусловлено благоприятными природными и климатическими условиями, дешевизной и легкодоступностью сырья, особыми знаниями и навыками в производстве товаров и другими особыми факторами производства. Понятие абсолютного.

Источник

История экономических учений. Ответы на экзаменационные вопросы

Что понимал аристотель под хрематистикой. Смотреть фото Что понимал аристотель под хрематистикой. Смотреть картинку Что понимал аристотель под хрематистикой. Картинка про Что понимал аристотель под хрематистикой. Фото Что понимал аристотель под хрематистикой

Настоящее издание содержит примерные вопросы и ответы на экзаменационные вопросы по дисциплине «История экономических учений». В книге раскрыты аспекты возникновения экономической мысли, вопросы ее развития вплоть до наших дней, рассмотрены основные школы, теории и идеи известных ученых Древнего мира, средневековья, западных стран, а также России. Предназначено для студентов и преподавателей экономических специальностей.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги История экономических учений. Ответы на экзаменационные вопросы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

6. Учения Аристотеля об экономике и рабстве

Аристотель (384–322 гг. до н. э.), сын придворного врача македонского царя и учитель Александра Македонского, являлся одним из крупнейших представителей экономической мысли античного общества. Он основал свою философскую школу-лицей.

Основную роль в государстве Аристотель отводил земледельческому классу. Он был приверженцем государственного устройства, сочетавшего элементы монархии, аристократии и демократии. Этому классу, как не владеющему значительной собственностью, «приятнее личный труд, чем занятия политикой». После этого класса на ступень выше он ставил класс, занимающийся скотоводством и живущий на доходы от своего труда. Другой частью государства Аристотель называл ремесленников, без которых «невозможно само существование государства». Третья часть — торговый класс, который занимается куплей-продажей, оптовой и розничной торговлей. Четвертая часть — наемные рабочие, пятая — военное сословие. Так как рабы не принадлежат к гражданской общине, то они выделялись им в особую группу.

По мысли Аристотеля, владение собственностью должно находиться в руках привилегированной части государства. Вся земельная территория государства должна быть разделена на две части: одна должна находиться в общем владении государства, другая — в частном владении. Свободный человек не должен заниматься ни земледельческим, ни ремесленным трудом. Ремесленный труд — исключительное достояние рабов, считал Аристотель. Территория государства должна гарантировать удовлетворение всех его потребностей.

Исследуя взаимоотношения между господином и рабом с точки зрения практической пользы, Аристотель полагал, что властвование и подчинение представляют собой универсальный закон природы, который мыслитель переносил и на явления общественной жизни. Непосредственно с самого рождения «некоторые существа различаются в том отношении, что одни из них как бы предназначены к подчинению, другие к властвованию». Раб — это своего рода часть господина, как бы отделенная и одушевленная часть его тела, поэтому между рабами и господином существует единство интересов и взаимное дружелюбие. Хотя Аристотель и оправдывал рабство, он мечтал о наступлении такого общественного строя, когда рабство исчезнет.

Об экономике и хрематистике

Аристотель понимал под экономикой искусство приобретения благ, необходимых для жизни или полезных для дома или государства. Изучая пути достижения этих благ и потребности общества, Аристотель различал экономику и хрематистику. Аристотель понимал под экономикой искусство приобретения благ, необходимых для жизни или полезных для дома или государства. Экономика, которая ставит своей целью «истинное богатство», имеет границы. Под истинным богатством Аристотель понимает совокупность потребительских стоимостей, которая должна быть достаточна лишь для хорошей жизни.

Экономике он противопоставляет хрематистику. Хрематистика базируется на деньгах как в начале, так и в конце меновых отношений, целью которых является абсолютное обогащение, и не существует границ для ее осуществления. Основным отличием хрематистики от экономики является то, что для нее источником богатства является процесс обращения. «Искусство приобретения является естественным, искусство наживать состояние не таково, оно осуществляется предпочтительно путем известной опытности и технического приспособления». Следовательно, исходя из противопоставления естественного неестественному, Аристотель различал два вида приобретения богатства: один ставит своей целью накопление потребительных стоимостей, другой — накопление денег.

Источник

Новое в блогах

Экономика и хрематистика

Мила Ильина. «Экономика и хрематистика в системе координат культурной глобализации»

Все экономические взгляды и теории, известные из истории человечества, можно разделить на два основных направления в зависимости от их целеполагания. Понятийная основа указанной классификации была заложена еще в античное время и не утратила актуальность в наши дни.

В IV веке до н. э. Аристотель выделил два принципиально разных вида производства и распределения благ в обществе(1). Систему, целью которой является удовлетворение конкретных, рациональных потребностей людей, Аристотель называл экономикой. В рамках такой системы смысл функционирования денег – служить преимущественно для обеспечения удобства обмена. Хрематистика, по Аристотелю, рассматривает ситуацию, когда прибыль и накопление денег становятся основной целью деятельности (ростовщичество, спекулятивная торговля). Деньги как средства обмена теряют своё изначальное предназначение.
Настоящая статья ставит целью показать, что современная рыночная система является системой всепроницающей хрематистики, губительной бездуховной формы хозяйствования, ведущей к победе «культуры потребления» над Культурой. На этом фоне предпринимается попытка наметить альтернативные пути развития, на которых может быть найдено решение острейших духовных проблем современности.

Понятие экономики (от греч. «oίχος» – дом, хозяйство, и «νόμος» – правило), история которого восходит к Домострою Ксенофонта Афинского (430-354 гг. до н.э.) (2), означает в буквальном смысле «правила управления домашним хозяйством».
Эта система знаний ориентирована на общественно-полезные решения, на удовлетворение естественных потребностей большинства населения. Для определения ее существа следует подчеркнуть, что такая система знаний не может быть локально замкнутой, самодостаточной теорией или практической дисциплиной, а должна иметь в своей основе внеэкономические по своему существу высшие цели.
Именно отсюда становится понятным то истолкование экономики (хозяйства), которое дано Аристотелем и остается в силе для всего классического мышления. В соответствии с этим толкованием, к сфере экономики относятся те и только те вещи, которые выступают исключительно в качестве средств, т.е. по определению существуют ради чего-то другого(3).
Аристотель сравнивает богатство с орудиями, которые мы избираем в качестве средств для преследуемой цели. Под богатством в точном смысле слова Аристотель понимает «накопление хозяйственных благ, необходимых для жизни и полезных для государственного и домашнего общения». Для него быть богатым означает скорее пользоваться, чем владеть: богатство — действительное осуществление владения, или пользование тем, что составляет имущество. Но именно поэтому истинное, самодостаточное для благой жизни имущество не беспредельно. Ценно этически только то, что необходимо для цели, которой подчинено богатство, и благо есть то, что оказывается не в избытке; то же, чего оказывается больше, чем нужно, дурно.
Цель экономики состоит в разумном удовлетворении хозяйственных потребностей «дома» или семьи – первичной единицы общества и государства. Экономика доставляет семье все, что необходимо для того, чтобы ее члены могли достигать высшей цели – блаженства. Приобретение, осуществляемое экономикой, есть приобретение, согласное с природой. Такое приобретение имеет свой предел в естественных и разумных потребностях членов общества. Согласие с природой определяет в глазах античного мира естественность экономики как формы ведения хозяйства.
Термин «хрематистика» (от греч. χρήματα – имущество, деньги), введенный в научный оборот Аристотелем, означает в буквальном смысле умение наживать богатство и делать деньги. В более широком смысле указанный термин обозначает вид хозяйственной (производственной, коммерческой) деятельности, который нацелен на накопление богатства вне зависимости от его использования, т. е. накопление, превращенное в высшую цель деятельности.
Цель хрематистики – служение не высшим (духовным) задачам человеческой жизни, а неограниченной наживе, беспредельному приобретению и накоплению. Здесь стяжание – самоцель, осуществляется оно ради самих хозяйственных благ. В этом античное понимание хрематистики смыкается с марксистским видением капитализма, при котором циркуляция капитала не имеет никаких внеположных себе целей но, напротив, сама становится самоцелью(4).
Хрематистика есть приобретение хозяйственных благ, противоречащее природе, не знающее предела стремление к владению. В частности, Аристотель писал: «Ростовщичество с полным основанием вызывает ненависть и является по преимуществу противным природе, потому что оно делает сами денежные знаки предметом собственности, которые таким образом утрачивают то свое значение, ради которого они были созданы: ведь они возникли ради меновой торговли, взимание же процентов ведет именно к росту денег»(5).
Хрематистика является своего рода «безумством» – извращенным отношением к богатству как к самоцели, свидетельствующим, по Аристотелю, об отсутствии должного уровня образованности. Указанный феномен описывается в аристотелевской теории эгоизма. Люди поступают несправедливо не только из-за неравенства в предметах первой необходимости, но также и потому, что они хотят жить в радости и удовлетворять свои желания. Величайшие преступления совершаются людьми в силу стремления к преизбытку. Вожделения людей по природе беспредельны, и в удовлетворении этих вожделений проходит жизнь большинства людей. Поэтому, по мнению Аристотеля, следует наладить дело так, чтобы люди, интеллектуальные по своей природе, не желали иметь больше, а люди, мало развитые, не имели и возможности желать этого. Это воззрение на духовную природу человека актуально не только для древних греков. По существу мы приходим к тому, что человек нравственный и образованный в своей хозяйственной деятельности руководствуется принципами экономики, а человек бездуховный и необразованный, или получающий безнравственное образование, в своей хозяйственной деятельности руководствуется принципами наживы и накопления, т.е. хрематистикой.
В ходе развития современных экономических отношений хрематистика стала основой хозяйственной деятельности. Разработка и описание схем и способов обогащения индивидов, корпораций и народов в настоящее время являются основной целью теорий, которые именуются экономическими. Главным показателем экономики становится движение денег – рентабельность, цена денег (кредита), валовой внутренний продукт и пр. Получаемая прибыль считается единственным критерием эффективности и правильности применяемых схем ведения дела. В современном мире произошла инверсия этической оценки двух видов хозяйствования – экономики и хрематистики. Начиная с «экономического человека» А.Смита, именно эгоистическое стремление к обогащению стало представляться мотором хозяйственной жизни, соответственным природе человека и приносящим пользу обществу(6). Это либеральное воззрение, потеснившее альтернативные взгляды, стало рассматривать хрематистику как естественную и полезную форму хозяйствования. Те же принципы перенесены и в систему глобальной экономики.
Основополагающая роль хрематистики в современном обществе не сводится исключительно к значению финансового капитала. На бесконечный рост ориентированы не только производство и торговля, но и потребление общественных благ. Возникла замкнутая самодостаточная система: производство, торговля, реклама, потребление. В современном мире вращение этого круга является самоцелью, общество эксплуатирует эгоистическое стремление человеческой природы к переизбытку. Другая же сторона человеческой природы, стремление к самоограничению ради целей, лежащих вне удовлетворения личных потребностей индивида, современным социумом не поощряется.
Сформировавшееся общество потребления сыграло ключевую роль в определении форм современной экономической жизни. Мотивы абстрактного члена общества потребления сводятся исключительно к стремлению обогащаться и потреблять. На этом этапе рассуждений мы подходим к психологическим аспектам формирования потребителя как ключевого объекта рынка, как носителя хрематистической модели сознания. Рынок воспитывает потребителя, формирует его и манипулирует им. Потребитель убежден, что чем больше он потребляет – тем больше растет его уровень жизни. Это верно, но только на уровне определения, ибо уровень жизни в современном мире определяется именно через способность потреблять. Исчезает модель этической оценки потребительского выбора. Если для Аристотеля ценно только то, что необходимо для цели, которой подчинено богатство, то современный мир навязывает обратную схему – богатство как самоцель.
В результате воздействия современных потребительских доктрин через средства массовой информации намеренно формируется одномерное видение мира: ориентация на абсолютную эффективность производства, ориентация на искусственное создание развращающих людей потребностей, представление о тождественности технологического и духовного развития общества(7). Деградация современного потребителя наиболее ярко проявляется в новом типе потребления информации. По статистике, 47% телевизионной аудитории проводят время перед телевизором, постоянно переключаясь с канала на канал. При постоянном переключении картинка, воспринимаемая зрителем, оказывается составленной из отрывков программ, идущих параллельно по разным каналам. Зритель словно «монтирует» свою собственную передачу из кусков разнородного видеоматериала. Как следствие, люди массово лишаются навыка грамотно излагать свои мысли, теряют уровень культуры. Потребитель как ключевой объект современного общества деградирует, и эта тенденция необратима. Так как такая деградация выгодна рынку – вспомним Аристотеля, – невежество и бездуховность являются питательной почвой хрематистики.
При этом современное потребление имеет мало общего с личным наслаждением. Оно является принудительным социальным институтом, который программирует поведение на подсознательном уровне. Средства массовой коммуникации, предметы домашнего обихода, пища и одежда, неисчерпаемый выбор развлечений и информационная индустрия несут с собой предписываемые отношения и привычки, устойчивые интеллектуальные и эмоциональные реакции, которые привязывают потребителей посредством доставляемого им большего или меньшего удовольствия к производителям и через этих последних – к целому. Продукты обладают внушающей и манипулирующей силой; они распространяют ложное сознание, снабженное иммунитетом против собственной ложности. И по мере того, как они становятся доступными для новых социальных классов, то воздействие на сознание, которое они оказывают, перестает быть просто рекламой; оно превращается в образ жизни(8).
В современной цивилизации не существует рационального потребителя, самостоятельно осуществляющего свой выбор. Индивидуальный, продиктованный реальными потребностями выбор иллюзорен – он продиктован самой структурой общества потребления, придающей значение не предметам, а абстрактным ценностям, тождественным отчужденным от них знакам. Потребности производятся вместе c товарами, которые их удовлетворяют. В основе выбора товара лежит стремление к социальному отличию, и, поскольку поддержка таких отличий есть жизненное условие существования современной цивилизации, потребность всегда остается неудовлетворенной. Социальная обеспеченность, «счастье» становятся императивами общества потребления, которое не поощряет пассивность и экономность (умеренность, уместную для экономики Аристотеля), поскольку за ними следует утрата потребительской способности.
В результате мы получаем одномерного человека, смысл существования которого сводится исключительно к способности потреблять. Такой экономический субъект выгоден современному всеохватному рынку. Не случайно рынок признается «зоной нравственного риска». Хрематистика – вненравственна. Рейтинг становится определением качества любого продукта. Уже давно не литература воспитывает людей, а так называемые средства массовой информации. «Посмотрите, что произошло с представителями творческой интеллигенции в одномерном обществе. Если в XIX веке писатель был свободомыслящий интеллектуал, который подходил к реальности с позиций критического реализма, то теперь это просто такой же представитель рынка рабочей силы, монотонно, по заказу буржуазии, её корпораций и рыночного спроса выполняющий свою работу и получающий за это свою долю участия в “обществе благоденствия”», – пишет Герберт Маркрузе(9).
Нередко можно услышать, что конкуренция является двигателем прогресса, что в современных условиях, несмотря на все негативные стороны, хрематистическое соревнование (всеобщая гонка за деньгами и «удовольствиями») является одной из мощных форм повышения эффективности и конкурентоспособности национальной экономики.
Надо, наконец, осознать, к чему ведет ориентация глобального рынка на потребительскую сторону природы человека. Мы оказываемся в обществе распространившейся, тотальной конкуренции, которая действует на всех уровнях – на экономическом, на уровне знания, желания, тела, знаков, импульсов; все вещи отныне производятся как меновые ценности в непрерывном процессе дифференциации и сверхдифференциации(10). Но инструменты формальных рыночных отношений не подходят для решения задач, в которых значимую роль играют качественные составляющие человеческой деятельности. Рейтинги беспомощны при анализе творческого труда и созидательного потенциала человека. В реальном мире существует не «одномерный человек», а многогранный, живой человек, руководствующийся в экономическом поведении многими критериями. Доктрина рыночных отношений – это доктрина, в которой результат рано или поздно уничтожает предпосылки.
Как уже говорилось выше, понятие экономики происходит от греческого слова «oίχος», означающего «хозяйство». В контексте данной понятийной системы экология – это наука об организации хозяйства на планете Земля, а экономика – правила организации этого хозяйства.
Понятию экономики-хрематистики можно противопоставить понятие эко-экономики, т. е. мировоззрения, интегрирующего законы природы и результаты человеческой деятельности, мировоззрения, в котором рассматривается взаимозависимость человеческой деятельности на Земле в целом.
Мы часто говорим об экологии языка, экологии души. Наиболее общий философский смысл, соответствующий современному широкому пониманию экологии как области знаний, состоит в рассмотрении закономерностей развития совокупности организмов, предметов или сообществ как единой взаимозависимой системы. Рассматриваться могут любые объекты или человеческая деятельность в целом.
Экологическая катастрофа проявляется не только в критическом состоянии природы, но и культуры, языка, науки. Формируется язык глобализации, английский язык поглощает другие языки, либеральная культура поглощает традиционные ценности. Наступили экологические пределы свободному рынку.
Антропоцентризм привел к социуму, вращающемуся вокруг Эго, эгоцентризм к мировоззрению потребления, и, как следствие, к процессу необратимого истощения природных ресурсов. Сейчас уже природа ставит ограничение цивилизации частной собственности, частных интересов, безудержного потребления. Последствия антропогенного деструктивного воздействия на окружающую среду переходят границы отдельных государств и требуют международных усилий в охране биосферы в целом. Эти важные для судеб человечества проблемы могут быть решены только путем тесного международного сотрудничества.
Одной из геостратегических задач является смена парадигм, переход от ЭГОцентрического мировоззрения к мировоззрению ЭКОцентрическому. Понятия ответственности и общности должны превалировать над понятиями эгоизма и потребления. Интересы сообщества и принципы, соответствующие приставке «со-» или «с-», должны превалировать над частными интересами и механизмами конкуренции и отбора. Духовные ценности должны стать вектором глобального развития.
В заключение хочу вернуться к размышлениям Аристотеля о хрематистике, приведенным в начале настоящей работы. Аристотель предостерегал нас от ситуации, в которой люди малоразвитые по своей природе (бездуховные), руководствующиеся принципами наживы и накопления, диктуют правила человеческой деятельности. По существу, в современном мире культурной глобализации низкопробные средства массовой информации воспитывают человека-потребителя, а образование теряет нравственную составляющую. Это неизбежно ведет к деградации человеческой природы. Такие понятия как нравственность, совесть на сегодняшний день оказываются «вне тренда». Такая формулировка звучит как приговор. Приговор понятиям, способным изменить вышеописанную деструктивную тенденцию и развернуть вектор развития глобализации от культуры потребления в сторону духовности и сбалансированного развития.

Источник

Экономика или Хрематистика

Что понимал аристотель под хрематистикой. Смотреть фото Что понимал аристотель под хрематистикой. Смотреть картинку Что понимал аристотель под хрематистикой. Картинка про Что понимал аристотель под хрематистикой. Фото Что понимал аристотель под хрематистикой

Экономика или Хрематистика

разберёмся в терминологии

«Определив точно значения слов, вы избавите человечество от половины заблуждений.» — Рене Декарт

Происхождение слова «экономика»

Определение точного значения основных понятий является важнейшим в стратегическом планировании и развитии любой деятельности, поскольку неверное трактование можно сравнить с неверно выбранными целями и ориентирами навигации любого объекта. Поэтому если хотим говорить о природе экономики, то важно узнать этимологию, или происхождение, самого слова «Экономика».

Термин «Экономика» ввёл в научный оборот Ксенофонт (430-354 гг. До н.э.) — древнегреческий писатель, историк афинского происхождения, полководец и политический деятель — написавший произведение «Ойкономика» (др.греч. Οἰκονομικός — Домострой, или Экономика). Это произведение пользовалося большой популярностью в Древней Греции и было переведено Цицероном на латынь, лат. Oeconomicus.

В этом произведении слово «Экономика» происходит от двух греческих слов:

Это объединение двух слов означало в буквальном смысле правила управления домашним хозяйством.

В настоящее время экономику определяют как отрасль науки, изучающая экономические отношения. Например, толковый словарь Ожегова даёт следующее определение понятия «Экономика»: совокупность производственных отношений, соответствующих текущему уровню развития производительных сил общества, господствующий способ производства в обществе.

Важно заметить, что в данном определении не указаны следующие важные параметры:

Таким образом, под термином «Экономика» в современном мире может пониматься любой вид организации, структуры и состояние хозяйственной жизни или сама хозяйственная деятельность. Но такое современное определение «экономики» противоречит изначальной идее Ксенофонта, который ввёл впервые этот термин. Именно об этом и говорил Аристотель (384-322 гг. До н.э.) ещё в свои времена.

Происхождение слова «хрематистика»

Напомню, что Аристотель жил и работал в то время, когда культура свободных греческих городов-государств достигла наивысшего расцвета и начала распространяться вместе с завоевательными войнами Александра Македонского далеко за пределы Балканского полуострова. Промышленного капитала в античном мире ещё не было, но всё большую роль уже начал набирать торговый и денежный (ростовщический) капитал.

Так вот, Аристотель, анализируя особенности своего времени, вводит разделение того, что мы сейчас называем экономической деятельностью на два класса, отделив второй вид деятельности, не относящийся к экономике, новым термином «хрематистика». Таким образом, Аристотель говорит про два совсем разных явления, которые в современном мире умышленно объединены в одно понятие «экономика»:

Итак, что же Аристотель понимал под термином «Хрематистика»? По сути, хрематистика, это когда деньги теряют свою основную функцию средства обмена и превращаются в самоцель. Ярким примером такой деятельности является ростовщичество и спекулятивная торговля, результатами которых является создание новых денег без создания общественных благ, что в итоге приводит к обогащению некоторых членов общества за счёт обеднения всех других. К обеим сферам деятельности Аристотель относился негативно, поскольку они не являются естественными и направлены не на созидание, а на эксплуатацию других людей в личных целях.

«Так как хрематистика расположена рядом с экономикой, люди принимают её за саму экономику; но она не экономика. Потому что хрематистика не следует природе, а направлена на эксплуатирование. На неё работает ростовщичество, которое по понятным причинам ненавидится, так как оно черпает свою прибыль из самих денег, а не из вещей, к распространению которых были введены деньги. Деньги должны были облегчить торговлю, но ростовщический процент увеличивает сами деньги. Поэтому этот вид обогащения самый извращённый.» Аристотель, «Политика»

Проще говоря, хрематистика — деятельность для получения прибыли и накопления денег без создания общественного продукта: например, ростовщичество, спекулятивная торговля, некоторые виды аренды. Т.е. тогда, когда деньги выступают в качестве самоцели, или обогащения, теряя своё предназначение средства обмена.

Экономика, хрематистика и человечность

Особенностью греческой философии была её близость к гармонии с окружающей средой, человек был естественной подсистемой, взаимосвязанной частью Природы. Поэтому именно уровень гармоничности с законами Природы был признанием достоверности знаний, то есть был принцип: «Умным есть всё естественное; это — метод поиска знаний ».

Т.е. проще говоря, греки не исследовали, а убеждали. Убеждение — это действительность, а следовательно, Природа является верховным судьёй истинности знаний. Поэтому логика Аристотеля занимает особое место в методе античной и средневековой западной философии с их Естественным порядком.

Учитывая упомянутые особенности греческого мировоззрения, Аристотель подчёркивал, что хрематистика — накопление богатства любыми способами, с проведением в жизнь законов, оправдывающие эти способы — это противоестественное учение, которое работает фактически против эффективного развития и удовлетворения нормальных потребностей людей (общества).

«В искусстве наживать состояние никогда не бывает предела в достижении цели, поскольку целью здесь оказывается безпредельное богатство и обладание деньгами. Все, кто занимаются денежными оборотами, стремятся увеличить свои капиталы до бесконечности. » Аристотель. Политика. СПб, 1911, стр. 25

Если наложить всё выше сказанное на условиях, с которыми столкнулось современное человечество — ограниченные ресурсы Земли, то понятие «безконечности» в материальном разрезе бытия человека — есть такое, которое ведёт к дисгармонии с окружающей средой, то есть системой, в которой живёт человек.

Аналогичное понимание этого взгляда было так же озвучено великим русским поэтом А.С. Пушкиным в произведении «Евгений Онегин»:

И был глубокий эконом,
То есть, умел судить о том,
Как государство богатеет,
И чем живет, и почему
Не нужно золота ему,
Когда простой продукт имеет

Подмена понятия «экономика»

Таким образом, приходим к выводу, что в настоящее время под одним и тем же термином «экономика» скрываются по своей сути две прямо противоположных системы знаний, которые предоставляют по каждой из конкретно поставленных заданий к взаимоисключающим друг друга выводам и рекомендациям.

Первая система знаний (экономика) ориентирована на общественно-полезные решения, на удовлетворение естественных потребностей большинства населения путем созидания необходимых реальных ценностей. Вторая система знаний (хрематистика) не имеет отношения к интересам большинства, поскольку в её задачи входит разработка методов корпоративно-личностного обогащения, которые в большинстве случаев имеют прямо противоположное целеполагание и сводятся в конечном итоге к умению изымать для личных интересов часть благ, созданных большинством, подведя под это юридическо-экономическое обоснование.

Именно эта вторая система знаний ещё в глубокой древности была отделена Аристотелем от термина «экономика» и названа «хрематистика», поскольку её цели и методы ведения хозяйственной деятельности не совместимы с принципами и методами ведения домохозяйства, которое для жителей страны является вся страна. И именно из-за хрематистики у людей появилось ошибочное представление о безграничном имуществе и богатстве. И Аристотель ещё в свои времена предупреждал, что скатывание в хрематистику губительно.

Ещё по теме «Экономика»:

«Экономика» — раздел посвящённый экономике в современном мире и какой она должна быть

«Капитализм и социализм» — концептуальное сравнение двух видов экономик

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *