Что понимать с юридической точки зрения под загрязнением водоемов и атмосферного воздуха
Что понимать с юридической точки зрения под загрязнением водоемов и атмосферного воздуха
Статья 1. Основные понятия
В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:
(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 195-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 195-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 195-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 195-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 21.07.2014 N 219-ФЗ, от 26.07.2019 N 195-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 30.12.2008 N 309-ФЗ, от 26.07.2019 N 195-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 21.07.2014 N 219-ФЗ, от 26.07.2019 N 195-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 21.07.2014 N 219-ФЗ (ред. 28.12.2017), от 26.07.2019 N 195-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 195-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 30.12.2008 N 309-ФЗ, от 26.07.2019 N 195-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ; в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 195-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ; в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 195-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ; в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 195-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ; в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 195-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Федеральным законом от 26.07.2019 N 195-ФЗ)
Прокурор разъясняет
Правовые основы охраны атмосферного воздуха установлены Федеральным законом от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», в котором определены требования по сохранению качества атмосферного воздуха и улучшению его состояния, отвечающие темпам и масштабам развития промышленного производства, условиям воздействия человеческой деятельности на воздушную среду.
Под загрязнением атмосферного воздуха понимается поступление в атмосферный воздух или образование в нем вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха.
Вредным физическим воздействием на атмосферный воздух признается вредное воздействие шума, вибрации, ионизирующего излучения, температурного и иных факторов, изменяющих температурные, энергетические, волновые, радиационные и другие физические свойства атмосферного воздуха, на здоровье человека и окружающую среду
Выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на атмосферный воздух допускаются на основании разрешений, выданных в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Незаконный выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения либо с нарушением условий такого разрешения влечет административную ответственность, предусмотренную статьей 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ). При этом к ответственности могут быть привлечены как граждане и должностные лица, так и юридические лица и индивидуальные предприниматели.
Следует отметить, что за грубые нарушения законодательства об охране атмосферного воздуха, в том числе за нарушение правил эксплуатации, неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо использование неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры для юридических лиц предусмотрено назначение наказания в виде административного приостановления деятельности на срок до 90 суток.
Прокуратура
Московской области
Прокуратура Московской области
Об ответственности за нарушение правил охраны атмосферного воздуха
Правовые основы охраны атмосферного воздуха установлены Федеральным законом от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», в котором определены требования по сохранению качества атмосферного воздуха и улучшению его состояния, отвечающие темпам и масштабам развития промышленного производства, условиям воздействия человеческой деятельности на воздушную среду.
Под загрязнением атмосферного воздуха понимается поступление в атмосферный воздух или образование в нем вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха.
Вредным физическим воздействием на атмосферный воздух признается вредное воздействие шума, вибрации, ионизирующего излучения, температурного и иных факторов, изменяющих температурные, энергетические, волновые, радиационные и другие физические свойства атмосферного воздуха, на здоровье человека и окружающую среду
Выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на атмосферный воздух допускаются на основании разрешений, выданных в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Незаконный выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения либо с нарушением условий такого разрешения влечет административную ответственность, предусмотренную статьей 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ). При этом к ответственности могут быть привлечены как граждане и должностные лица, так и юридические лица и индивидуальные предприниматели.
Следует отметить, что за грубые нарушения законодательства об охране атмосферного воздуха, в том числе за нарушение правил эксплуатации, неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо использование неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры для юридических лиц предусмотрено назначение наказания в виде административного приостановления деятельности на срок до 90 суток.
Что понимать с юридической точки зрения под загрязнением водоемов и атмосферного воздуха
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 22 ноября 2019 г. N 794 “Об утверждении методических указаний по определению фонового уровня загрязнения атмосферного воздуха”
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 18, ст. 2222; 2019, N 30, ст. 4097) приказываю:
утвердить прилагаемые методические указания по определению фонового уровня загрязнения атмосферного воздуха.
Министр | Д.Н. Кобылкин |
Зарегистрировано в Минюсте РФ 24 декабря 2019 г.
Утверждены
приказом Минприроды России
от 22.11.2019 г. № 794
Методические указания по определению фонового уровня загрязнения атмосферного воздуха
2. Фон определяется на основании данных государственного мониторинга атмосферного воздуха в соответствии с настоящими Методическими указаниями.
При наличии сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха на территории населенного пункта, его части или на территории индустриального (промышленного) парка в отношении загрязняющих веществ, по которым не осуществляется государственный мониторинг атмосферного воздуха, фон определяется на основании данных сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха, проводимых в соответствии с правилами проведения сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха, предусмотренными пунктом 2 статьи 22.1 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».
3. Значение фона устанавливается в приземном слое атмосферного воздуха с учетом выбросов загрязняющих веществ всех источников выбросов загрязняющих веществ на территории населенного пункта, его части или на территории индустриального (промышленного) парка.
При расчетах нормативов допустимых выбросов в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 2, ст. 133; 2019, N 30, ст. 4097) и иных расчетах, выполняемых с использованием Методов:
для действующих источников выбросов учет фона производится путем исключения вклада выбросов загрязняющих веществ из значения фона действующих источников выбросов;
для проектируемых объектов ОНВ исключение из фона вклада возможных источников их выбросов не производится.
не изменялись методики отбора и анализа проб воздуха;
не менялся характер застройки в пределах охранной зоны пункта наблюдений;
не менялись характеристики выбросов загрязняющих веществ источниками выбросов в радиусе до 5 км от пункта наблюдений.
6. Фон определяется для источников выбросов объекта ОНВ на срок действия проектной документации объекта ОНВ.
7. При определении фона обеспечивается соблюдение следующих условий:
продолжительность периода наблюдений, используемого для определения, корректировки фона, уточнения значений фона, соответствует требованиям пункта 8 настоящих Методических указаний;
объем данных измерений, используемый при определении фона, соответствует требованиям пункта 9 настоящих Методических указаний;
оценка значимости различий фона по данным разных пунктов наблюдений на территории населенного пункта, соответствует требованиям пункта 11 настоящих Методических указаний.
8. Фон определяется по данным регулярных наблюдений за пять лет и корректируется каждые пять лет при соблюдении условий, предусмотренных пунктом 5 настоящих Методических указаний.
Определение фона на всех пунктах наблюдений на рассматриваемой территории по каждому загрязняющему веществу производится по данным наблюдений за один и тот же период.
При отсутствии пятилетнего ряда данных, фон определяется по данным наблюдений за период не менее трех лет при условии соблюдения требований к ежегодному объему данных непрерывных и дискретных наблюдений, указанных в пункте 9 настоящих Методических указаний.
При изменении методики измерения концентрации конкретного загрязняющего вещества корректировка значения фона производится через три года по данным наблюдений, полученным по измененной методике измерения.
Уточнение значений фона, определенных на основе рядов наблюдений за период времени менее пяти лет, проводится с использованием для этой цели результатов наблюдений за последующие годы в дополнение к имеющемуся объему данных.
9. Фон определяется по выборке данных из однородных рядов наблюдений на пунктах наблюдений за пятилетний период. Первичной информацией для определения фона являются результаты измерений разовых (за 20-30 минут) концентраций загрязняющих веществ.
Общий объем выборки из ряда разовых концентраций при непрерывных наблюдениях составляет не менее 14000 значений, при дискретных наблюдениях составляет не менее 800 значений.
Значение фона также определяется для населенных пунктов, где наблюдения за уровнем загрязнения атмосферного воздуха выполняются в течение пяти лет ежегодно в разных пунктах наблюдений по сокращенной программе и количество используемых данных наблюдений за год составляет более 200 значений.
10. Значения фона рассчитываются по каждому пункту наблюдений с детализацией по скоростям и направлениям ветра.
Значение фона для j-й градации скорости и направления ветра для i-ro загрязняющего вещества ( ) рассчитывается с учетом отношения стандартного отклонения к абсолютному значению математического ожидания по формуле (1):
Определение фона производится по пяти градациям направления и скорости ветра:
скорость ветра от 0 до 2 м/с при любом направлении ветра;
скорость ветра от 3 до верхней границы скорости ветра (u*) м/с при северном, восточном, южном и западном направлениях.
При этом u* определяется с точностью до 1 м/с, исходя из условия, что скорости ветра больше значения верхней границы встречаются на рассматриваемой территории в 5% случаев.
Если объекты ОНВ, являющиеся источниками выбросов рассматриваемого загрязняющего вещества, сконцентрированы за границей населенного пункта или на его границе, то по направлениям ветра выбираются четыре градации, при условии, что середина одной из них соответствует направлению ветра от источников выбросов к центру населенного пункта.
11. Фон определяется по данным наблюдений одного или нескольких пунктов наблюдений с детализацией и без детализации по скоростям и направлениям ветра.
Детализация фона по градациям скорости и направления ветра не проводится при удалении от пункта наблюдений более чем на 5 км.
Оценка значимости различий результатов определения фона в градациях скорости и направления ветра ( ) проводится при значимости различий на уровне 25% от среднего и (с превышением шумов за счет точности методов измерений концентраций загрязняющих веществ).
то для такого пункта наблюдений в качестве принимается независимо от скорости и направления ветра.
Если по данным пункта наблюдений условие (2) не выполняется, но для различных градаций направления ветра выполняется условие (3):
то для данного пункта наблюдений в качестве принимаются два значения фона (для градации скорости ветра от 0 до 2 м/с и для градации скорости ветра от 3 до u* м/с без учета направления ветра).
При определении значения фона для всей территории населенного пункта используются результаты определения фона по данным наблюдений на отдельных стационарных и маршрутных пунктах и под факелами промышленных предприятий для каждой из пяти градаций скорости и направления ветра.
12. Если результаты анализа значений фона загрязняющих веществ на отдельных пунктах наблюдений не показывают значимости различий, предусмотренной пунктом 11 настоящих Методических указаний, все значения заменяются на среднее в градации и на одно значение для территории населенного пункта без детализации по скоростям и направлениям ветра, а также по отдельным пунктам наблюдений.
13. Если стационарный источник выбросов, под факелом которого проведены наблюдения, является единственным или основным источником загрязнения атмосферного воздуха конкретным загрязняющим веществом, значение фона определяется и при отсутствии данных регулярных наблюдений на стационарных пунктах наблюдений.
На график наносятся данные наблюдений за концентрациями этого загрязняющего вещества на пунктах наблюдений, находящихся на соответствующих расстояниях от источника выбросов. Далее проводится плавная линия, огибающая сверху основную массу точек, и определяется наибольшее значение ( ) для каждого расстояния от источника выбросов, а затем определяется средняя многолетняя повторяемость (Р) четырех направлений ветра (северное, восточное, южное, западное) от источника выбросов, для которого рассчитывается фон.
— повторяемость (в долях единицы) направлений ветра того направления ветра, которое соответствует переносу загрязняющих веществ от объекта ОНВ в эту точку;
— максимальная концентрация на соответствующем расстоянии от объекта ОНВ.
Для других направлений ветра фон принимается равным нулю.
15. В пределах зоны наблюдений в населенном пункте значение фона определяется интерполяцией значений, полученных на стационарных пунктах наблюдений. За пределами зоны наблюдений на рассматриваемой территории значение фона определяется экстраполяцией значений, полученных на стационарных пунктах наблюдений. При этом учитывается значимость различий значений фона в соответствии с пунктами 11, 12 настоящих Методических указаний.
Внутри окружности интерполяция производится по формуле (5):
— расстояние от рассматриваемой точки до k-го пункта наблюдений.
Вне окружности проводится экстраполяция по формуле (6):
— расстояние от k-го пункта наблюдений до точки пересечения окружности и прямой, соединяющей рассматриваемую точку с центральной точкой;
— расстояние от рассматриваемой точки до центральной точки;
При определении фоновых долгопериодных средних концентраций расчеты по градациям скорости и направления ветра не производятся.
17. Для населенных пунктов с численностью населения 100 тысяч человек и менее, где отсутствуют наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха или нет достаточного объема данных наблюдений, определение фона производится по данным Госфонда для групп населенных пунктов с аналогичными характеристиками (численность населения, характеризующая уровень социально-экономического развития территории, климатические условия распространения загрязняющих веществ в рассматриваемом физико-географическом районе).
Фон определяется для населенных пунктов с различной численностью населения в результате обработки массива данных регулярных наблюдений за пятилетний период со всех пунктов наблюдений в каждой группе населенных пунктов и корректируется каждые пять лет.
18. Не допускается использовать определенные в соответствии с пунктом 17 настоящих Методических указаний значения фона для корректировки фона, определенного расчетным путем на основе положений Методов, до истечения срока действия проектной документации для объекта ОНВ.
19. В случае, если в радиусе до 50 км от объекта ОНВ, для которого определяется фон, отсутствуют населенные пункты и источники выбросов загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.07.2015 N 1316-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 29, ст. 4524; 2019, N 20, ст. 2472), за исключением взвешенных веществ, серы диоксида, азота оксида, азота диоксида, углерода оксида, взвешенных частиц и бензапирена, фон принимается равным нулю.
20. В случае, если в зоне влияния выбросов объекта ОНВ (пункты 5.17 и 8.9 Методов), для которого определяется фон, находится жилая зона, фон определяется с учетом пункта 17 настоящих Методических указаний.
Если на расстоянии 50 км и менее от проектируемого объекта ОНВ находится населенный пункт численностью более 50 тысяч человек, который может при неблагоприятных метеорологических условиях влиять на загрязнение атмосферного воздуха в районе проектируемого объекта ОНВ, учитывается вклад источников выбросов рассматриваемого населенного пункта в фон с использованием методов экстраполяции и интерполяции (пункт 15 настоящих Методических указаний).
21. Для населенных пунктов, загрязнение атмосферного воздуха в которых обусловлено выбросами от объектов ОНВ, находящихся в другом населенном пункте, расположенном на расстоянии менее радиуса рассматриваемого населенного пункта, определение значений фона производится с учетом данных о фоновых концентрациях в таком населенном пункте в соответствии с пунктом 17 настоящих Методических указаний.
Приложение
к Методическим указаниям
по определению фонового уровня
загрязнения атмосферного воздуха,
утвержденным приказом
Минприроды России
от 22.11.2019 г. № 794
Обзор документа
Минприроды разработало методические указания по определению фонового уровня загрязнения атмосферного воздуха.
Значение фона устанавливается в приземном слое атмосферного воздуха с учетом выбросов загрязняющих веществ всех источников на территории населенного пункта, его части или в индустриальном (промышленном) парке.
Фон определяется для источников выбросов объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, на срок действия проектной документации.
Что понимать с юридической точки зрения под загрязнением водоемов и атмосферного воздуха
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 28 января 2021 г. № 59 «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного атмосферному воздуху как компоненту природной среды»
В целях реализации подпункта 5.2.47 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2015 № 1219 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 47, ст. 6586), приказываю:
утвердить прилагаемую Методику исчисления размера вреда, причиненного атмосферному воздуху как компоненту природной среды.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 5 февраля 2021 г.
Утверждена
приказом Минприроды России
от 28.01.2021 № 59
Методика исчисления размера вреда, причиненного атмосферному воздуху как компоненту природной среды
I. Назначение и область применения
1. Настоящая Методика предназначена для исчисления размера вреда, причиненного атмосферному воздуху как компоненту природной среды.
2. Настоящей Методикой учитывается причинение вреда в результате осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, I, II, III категорий, выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, превышающих:
4. Настоящая Методика распространяется на следующие случаи исчисления размера вреда, причиненного атмосферному воздуху как компоненту природной среды:
5. Настоящая Методика не распространяется на случаи исчисления размера вреда, причиненного состоянию атмосферного воздуха выбросами радиоактивных веществ.
6. Внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду, взимаемой в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 2, ст. 133; 2016, № 1, ст. 24), не освобождает юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, от возмещения вреда, причиненного атмосферному воздуху как компоненту природной среды.
7. Настоящая Методика не применяется при исчислении размера вреда, причиненного атмосферному воздуху как компоненту природной среды до ее принятия.
II. Исчисление размера вреда, причиненного атмосферному воздуху как компоненту природной среды, с учетом категорирования объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду
8. Исчисление размера вреда, причиненного атмосферному воздуху как компоненту природной среды в результате превышения установленных комплексным экологическим разрешением технологических нормативов, нормативов допустимых выбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), и нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, указанных в декларации, отчёте, в период отсутствия НМУ, осуществляется по формуле (1):
— размер вреда, причиненный атмосферному воздуху как компоненту природной среды в результате превышения установленных комплексным экологическим разрешением технологических нормативов, нормативов допустимых выбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), и нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, указанных в декларации, отчёте, в период отсутствия НМУ, руб.;
— масса выброса i-ого загрязняющего вещества в атмосферный воздух, тонн. Определяется в соответствии с пунктом 10 настоящей Методики;
— такса для исчисления размера вреда при выбросе i-ого загрязняющего вещества в атмосферный воздух, в руб. за тонну. Определяется по таблице согласно приложению к настоящей Методике.
— коэффициент особой охраны. Для территорий и объектов, находящихся под особой охраной в соответствии с законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях, о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах, о территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, об охране озера Байкал, а также водным и лесным законодательством, принимается равным 2. Для иных территорий и объектов коэффициент принимается равным 1;
— коэффициент, учитывающий фактическое изменение потребительских цен на товары и услуги в Российской Федерации. Определяется как произведение коэффициентов, рассчитанных на основе индексов потребительских цен на все товары и услуги по Российской Федерации (месяц в процентах к предыдущему месяцу), публикуемых Федеральной службой государственной статистики на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» за период с месяца, в котором утверждена настоящая Методика, до месяца, в котором начислен размер вреда в соответствии с настоящей Методикой. Для перевода индексов потребительских цен на товары и услуги в коэффициенты, их значение за каждый период, приведенное в процентах, делится на 100;
9. Исчисление размера вреда, причиненного атмосферному воздуху как компоненту природной среды в результате превышения установленных комплексным экологическим разрешением технологических нормативов, нормативов допустимых выбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), и нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, указанных в декларации, отчёте, в период действия НМУ, осуществляется по формуле (2):
— размер вреда, причиненный атмосферному воздуху как компоненту природной среды в результате превышения установленных комплексным экологическим разрешением технологических нормативов, нормативов допустимых выбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), и нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, указанных в декларации, отчёте, в период действия НМУ, руб.;
— масса выброса i-го загрязняющего вещества, тонн. Определяется в соответствии с пунктом 11 настоящей Методики;
— коэффициент, учитывающий формирование повышенных уровней загрязнения атмосферного воздуха в период действия НМУ. Значения принимаются равными для источников с эффективной высотой выбросов:
10. Масса выброса i-го загрязняющего вещества, учитываемая при исчислении размера вреда, причиненного атмосферному воздуху как компоненту природной среды, в период отсутствия НМУ, осуществляется по формуле (3):
— фактическая величина i-го выброса загрязняющего вещества в атмосферный воздух, установленная в ходе государственного экологического надзора, г/сек;
— величина норматива допустимого выброса i-го загрязняющего вещества (высокотоксичного вещества, вещества, обладающего канцерогенными, мутагенными свойствами (вещества I, II класса опасности) в атмосферный воздух, технологического норматива, установленная комплексным экологическим разрешением, а также величина норматива допустимого выброса i-го загрязняющего вещества в атмосферный воздух, указанная в декларации, отчёте, г/сек;
— продолжительность выброса i-го загрязняющего вещества свыше установленного норматива допустимого выброса загрязняющих веществ (высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (вещества I, II класса опасности) в атмосферный воздух, технологического норматива, указанного в комплексном экологическом разрешении, а также свыше норматива допустимого выброса, указанного в декларации, отчёте, с момента обнаружения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, I, II, III категорий, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного экологического надзора, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на осуществление регионального государственного экологического надзора, выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух и до его прекращения, часы;
11. Масса выброса i-го загрязняющего вещества в атмосферный воздух, учитываемая при расчете вреда, причиненного атмосферному воздуху как компоненту природной среды, в период действия НМУ, осуществляется по формуле (4):
— длительность периода действия НМУ, часы.
В случае отсутствия плана мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, реализуемых в периоды НМУ, определяется как разница нормативной величины массы выброса i-го загрязняющего вещества в атмосферный воздух и размера величины данного выброса, снижение которого необходимо в зависимости от режима объявленного НМУ (1, 2 или 3 режим) на 20, 40 и 60 процентов в соответствии с приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 28.11.2019 № 811 «Об утверждении требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий» (зарегистрирован Минюстом России 24.12.2019, регистрационный № 56960).
12. При проведении расчетов, при обозначении массы числовые значения округляются в большую сторону после шестой значимой цифры после запятой, а остальные значения показателей с округлением до целого числа в соответствии с действующим порядком округления.
1 Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 11.10.2018 № 509 «Об утверждении формы декларации о воздействии на окружающую среду и порядка ее заполнения, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью» (зарегистрирован Минюстом России 10.12.2018, регистрационный № 52926), с изменениями, внесенными приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 23.06.2020 № 383 (зарегистрирован Минюстом России 02.12.2020, регистрационный № 61225).
2 Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 14.06.2018 № 261 «Об утверждении формы отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля» (зарегистрирован Минюстом России 31.08.2018, регистрационный № 52042), с изменениями, внесенными приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 23.06.2020 № 383 (зарегистрирован Минюстом России 02.12.2020, регистрационный № 61225).
3 Части 1 и 1.1 статьи 11 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 30, ст. 4220; 2018, № 53, ст. 8422; 2019, № 30, ст. 4097).
4 Пункт 3 статьи 19 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 18, ст. 2222; 2019, № 30, ст. 4097).
5 Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 28.11.2019 № 811 «Об утверждении требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий» (зарегистрирован Минюстом России 24.12.2019, регистрационный № 56960).
Приложение
к Методике исчисления размера вреда,
причиненного атмосферному воздуху
как компоненту природной среды,
утвержденной приказом Минприроды России
от 28.01.2021 № 59
Таксы для исчисления размера вреда, причиненного атмосферному воздуху как компоненту природной среды
1 Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.07.2015 № 1316-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 29, ст. 4524; 2019, № 20, ст. 2472).
2 Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.12.2017 № 165 «Об утверждении гигиенических нормативов ГН 2.1.6.3492-17 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе городских и сельских поселений» (зарегистрировано Минюстом России 09.01.2018, регистрационный № 49557), с изменениями, внесенными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 31.05.2018 № 37 (зарегистрировано Минюстом России 18.06.2018, регистрационный № 51367).
3 Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 19.12.2007 № 92 «Об утверждении ГН 2.1.6.2309-07» (зарегистрировано Минюстом России 21.01.2008, регистрационный № 10966) с дополнениями, внесенными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.02.2008 № 11 (зарегистрировано Минюстом России 11.03.2008, регистрационный № 11306), постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 18.08.2008 № 47 (зарегистрировано Минюстом России 04.09.2008, регистрационный № 12224), постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27.01.2009 № 5 (зарегистрировано Минюстом России 13.02.2009, регистрационный № 13336), постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27.04.2009 № 25 (зарегистрировано Минюстом России 19.05.2009, регистрационный № 13954), постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 05.02.2010 № 8 (зарегистрировано Минюстом России 18.03.2010, регистрационный № 16649), постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 02.08.2010 № 98 (зарегистрировано Минюстом России 02.09.2010, регистрационный № 18339), постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.11.2010 № 142 (зарегистрировано Минюстом России 21.12.2010, регистрационный № 19292), постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.12.2010 № 170 (зарегистрировано Минюстом России 03.02.2011, регистрационный № 19692), постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 12.07.2011 № 95 (зарегистрировано Минюстом России 04.10.2011, регистрационный № 21973), постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 09.10.2013 № 51 (зарегистрировано Минюстом России 02.12.2013, регистрационный № 30518), постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.12.2014 № 84 (зарегистрировано Минюстом России 15.01.2015, регистрационный № 35549), постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 21.10.2016 № 162 (зарегистрировано Минюстом России 30.11.2016, регистрационный № 44506).
Обзор документа
Минприроды урегулировало вопросы исчисления размера вреда, причиненного атмосферному воздуху как компоненту природной среды.
Предполагается, что речь идет о превышении юрлицами и ИП установленных нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками.
Установлены таксы для исчисления размера вреда.
Размер вреда нужно рассчитывать в период отсутствия неблагоприятных метеорологических условий (НМУ); в период действия НМУ.
Используется ряд коэффициентов. Приведены их значения.