Что понимают под комплексным подходом в географии
Текст доклада Комплексный подход в преподавании географии
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Комплексный подход в преподавании географии.
Мезенцев А. Б., учитель географии и биологии МОУ «СОШ» пст. Приуральский.
С внедрением и использованием ФГОС, на сегодняшнем этапе перестройки школьного, в том числе географического образования, каждому учителю невозможно работать без поиска и сотрудничества с учащимися, овладения новыми технологиями преподавания, коренного изменения содержания учебного предмета, т. к. преподавание сегодня не приносит должного удовлетворения участникам образовательного процесса. Кроме того, многие учителя часто задаются вопросом: почему так трудно научить детей учиться? Ответ, на самом деле, очень прост: учитель не имеет возможности ежеурочно контролировать знания каждого ученика. Это приводит к тому, что дети занимаются не систематически. В результате возникают пробелы в знаниях и, как следствие, быстрое угасание интереса к учебе. Вот именно тут учитель должен задуматься над тем, помогает ли он ученику в осознании себя личностью, пробуждает ли интерес к предмету, в частности к географии.
Учителю необходимо улучшить качество образовательного процесса, повысить результативность работы, а также выявить изменения в структуре географии, через интеграцию курсов географии, в содержании и организации образовательного процесса на основе изменения технологии обучения.
Основными задачами технологии обучения являются:
— формирование глубоких и прочных знаний, определяющихся Стандартом на данном этапе обучения;
— привитие интереса учащихся к предмету;
— приучить учащихся учиться и развивать у них потребность к самообразованию.
Существуют рекомендации, содержащие о возможном варианте формирования конечного результата в обучении учащихся, что связано с внедрением новых подходов в технологии обучения. Эти рекомендации – это целостный учебно-методический комплекс для учителя, включающий такие разделы, как:
— логическая обобщающая схема программного содержания материала по теме или разделу;
— примерное тематическое планирование материала темы;
— логические обобщающие конспекты по теме;
— задания для итогового контроля;
— приложение примерного выполнения варианта выполнения программных практических работ.
Комплексный подход в преподавании предметов не нов. Много лет эти идеи апробировались на базах различных школ. Кроме этого в основе подготовки учебно-методических комплексов использовался опыт, изложенный в трудах таких ученых и практиков, как П. М. Эрднев, В. Ф. Шаталов и других. У этих же ученых заложены методические приемы организации работы с учебно-методическими комплексами. Необходимо перечислить эти приемы:
Главное направление – четкая, строгая организация всего учебного процесса и деятельности учащихся. В этом случае необходимо выделить следующие этапы в организации образовательного процесса:
— развернутое объяснение учителем основного содержания и задач, стоящих перед учащимися в ходе изучения темы или раздела;
— система поэтапного (блочного) формирования теоретического материала, поэтапного обучения приёмам учебной работы и фиксация основного содержания (стандарта образования), конечного результата в тетради ученика в форме логического обобщающего конспекта (ЛОК);
— систематический само- взаимоконтроль, а также гибкая система разнообразных форм контроля со стороны учителя;
— постоянное обучение приемам учебной работы и выполнение итоговых заданий практического характера на уроке и дома, с оцениванием результатов работы каждого ученика;
— систематическое итоговое повторение и обобщение материала темы или раздела;
— итоговый контроль (смотр знаний или зачет в любой форме) по теме или разделу.
2. Изучение учебного материала укрупненными единицами (блоками). Укрупненные единицы выглядят в данном случае следующим образом: содержание программного материала строится в логическую обобщающую схему с учетом выделения главного материала, объединенного родственными или однородными понятиями и второстепенного материала, раскрывающего сущность содержания главного материала.
В итоге это позволяет:
А) значительно повысить целостность и информационную емкость восприятия материала, устойчивость и сохранение его в памяти ученика;
Б) более глубокое усвоение самого учебного материала и существенное развитие мыслительной деятельности учащихся в процессе усвоения материала;
В) происходит сокращение времени на изучение всего курса (примерная экономия времени составляет около 20 процентов), а это в свою очередь позволяет сократить уроки до 40 минут и, что самое главное, внедрить в школе пятидневный режим обучения.
3. Центральным методическим приёмом остаётся постоянная фиксация материала в тетради ученика в форме логических обобщающих конспектов (ЛОК).
ЛОК – представляет собой краткую, простую и наглядную логически целостную информацию об изучаемом теоретическом материале, который должен быть хорошо усвоен и понят учеником (результат Стандарта образования обусловленного программой).
Новый (теоретический) материал излагается как обычно, при широком использовании эффективных средств и методов обучения. Главное – изложить изучаемый материал так, чтобы на основе логических связей он стал доступным, «отпечатался» надолго в памяти каждого ученика. Однако, есть и особенности:
А) рассказ или беседу следует строить в соответствии с логикой расположения материала в ЛОК;
Б) постоянная работа с классом над пониманием материала, выстраиванием нити рассуждения в единую целостность материала. Поэтому главная задача, стоящая перед учителем на начальном этапе – научить учащихся вести параллельные записи (конспект) нового материала. Прежде всего – обучение свертыванию информации в план-конспект, то есть из словесной формы необходимо удалить все лишнее, оставить только главное (слова, схемы, рисунки, географические названия и т. п.), все то, что является связующим в ходе воспроизведения материала. Главное требование составить такой ЛОК, который бы без затруднения понимался и воспроизводился каждым учеником, независимо от уровня его подготовленности. Это минимум основных знаний, определенных программой. Необходим постоянный поиск разнообразных форм урока, включение творческих заданий, что в конечном итоге повысит интерес к географии, желание узнать больше, потребность к самообразованию.
ЛОК является неотъемлемым «помощником» учителя. Выделяют следующие виды ЛОК.
Структурные. Тема делится на отдельные фрагменты (блоки). Для каждого фрагмента составляется опорный конспект-схема.
Динамические (следящие). Учащимся демонстрируется только основа (скелет) ЛОК, который учащиеся дополняют под руководством учителя или самостоятельно на уроке при чтении учебника, работе с картой или с другим источником географической информации.
Творческие. Составляются учащимися самостоятельно в ходе переработки содержания соответствующего материала учебника, а так же дополнительно материала, как на уроке, так и дома. Необходимо помнить, что количество творческих работ учащихся может быть до 3-4 в четверть. Кроме того, следует учитывать возрастные особенности учащихся и при переходе их в последующие классы необходимо менять технологию учебного процесса, усложнять и предоставлять больший простор для творчества и самостоятельности.
В ходе домашней подготовки с помощью ЛОК ученику легко восстановить информацию, полученную в ходе урока и дифференцированно подойти к подготовке с учетом того, что не понято на уроке. Читая учебник и разбираясь в отдельных, наиболее трудных логических этапах, ученик получит достаточно глубокие и прочные знания. При подготовке домашнего задания следует обратить внимание на следующие направления деятельности:
А) ЛОК выполненный на уроке, подправляется, дополняется, восстанавливается его полное содержание по учебнику и сверяется с картой;
Б) воспроизводятся по памяти все записи и рисунки ЛОК, проводится пересказ. Родители могут поучаствовать подготовке домашнего задания, сверив ответы детей с оригиналом, выполненным на уроке. В результате такой домашней подготовки ученик в любом случае должен получить на уроке только хорошую или отличную отметку.
4. Оперативный контроль усвоения теоретических знаний предполагает проверку усвоения изученного материала учениками всего класса, вносить коррективы в отдельные не до конца выясненные вопросы, осмысление и практическое применение знаний. Возможности для контроля очень широкие и разнообразные, как традиционные, так и нетрадиционные формы контроля. Главное выяснить, насколько учащиеся запомнили, выучили материал. С этой целью в конце каждой темы предполагается широкий спектр разноуровневых вопросов и заданий. Эти задания позволяют учителю донести до сведения учеников и родителей необходимый минимум географических знаний и умений. Все вопросы и задания составляются с учетом 3 уровней.
На 1 уровне (воспроизведение) – учащиеся обязаны воспроизвести знания в том виде, как они изложены в учебнике или первоначально были раскрыты учителем на уроке. Главным требованием к критерию оценивания является правильное изложение материала, понимание понятий и закономерностей.
На 2 уровне (понимание) от учащихся требуется применение знаний и умений по образцу (эталону) в повторяющейся учебной ситуации. Главным требованием к критерию оценивания является хорошее знание и понимание основного теоретического материала, овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работ.
На 3 уровне (творчество) от учащихся требуется творческое применение знаний и умений в не стандартной, новой учебной ситуации. Главным требованием критерия оценивания является основательное, отличное усвоение учебного материала, широкая опора на ранее приобретенные знания, оперирование учащимися дополнительными географическими сведениями.
Очень важно, чтобы в классе имелся «Лист открытого учета знаний и умений учащихся», копия которого должна быть прикреплена к тетради ученика. Примерная форма такого листа может быть следующая:
Что понимают под комплексным подходом?
Что понимают под комплексным подходом?
Почему при изучении материков, океанов и стран необходимо использовать именно этот подход?
— рассмотрение психики конкретного человека как результат взаимодействия естественных и культурных факторов в процессе его развития.
Какому материку подходит это описание большой секрет вам расскажу две части света содержу?
Какому материку подходит это описание большой секрет вам расскажу две части света содержу.
Две части света содержу»?
Почему в Сочи зимой теплее?
Почему в Сочи зимой теплее?
Ответ что он находиться в субтропическом поясе не подходит((.
Почему изучение особенностей материка начинают с определения его географического положения?
Почему изучение особенностей материка начинают с определения его географического положения.
На каком материке и почему нет стран?
На каком материке и почему нет стран?
Помогите мне напишите Сколько на земле материков, океанов и стран и напишите название?
Помогите мне напишите Сколько на земле материков, океанов и стран и напишите название.
Каким странам подходит название страна тысячи островов?
Каким странам подходит название страна тысячи островов.
Какая страна соединяет 2 материка и омывается двумя океанами?
Какая страна соединяет 2 материка и омывается двумя океанами.
Почему изучение материков начинается с Африки?
Почему изучение материков начинается с Африки?
Почему изучения особенностей материка начинают с определения его географического положения?
Почему изучения особенностей материка начинают с определения его географического положения.
Автор сохранившейся географии в 17 книгах, лучший источник для географии древнего мира.
В отношении к миру Запад исходит из Бытия ; главное внимание — поиску его субстанции, основы. Возможны представления о несовершенстве мира, творчество — удел Бога и человека, может быть нацелено на разумное переустройство мира Восточная культура исх..
1 холод 2 Дикие опасные для человека звери 3 из за холода не может расти урожай.
Потому, что холодно)).
1 майже порівно2промисловості 3) 6, 6% 4)провідних місць5 відрізняється.
Для виділення розряду грунтів використовують материнську породу. У даному випадку сірий лісовий грунт має розряд леси і лесовидні суглинки. Усі грунти покривні, тільки як вони утворені, розповідає повна характеристика грунту, яка у тебе є.
МногогородовРоссиипопадают подПолярнуюночь. Например, Мурманск. ТамПолярнаяночьдлится 40 дней. 40 дней Солнце не подымется выше линии горизонта. Но жителям не долго придётся ещё терпеть это явление. 11 январяПолярнаяночьзакончится. Кроме Мурман..
География 7 класс. Что понимают под комплексным подходом? Почему при изучении материков, океанов и стран необходимо использовать
именно этот подход?
гора Джомолунгма 28 гр с ш, 88 гр в д
С начала XX столетия средняя температура воздуха возросла на 0,74 °C, примерно две трети приходятся на период после 1980 года[5]. Каждое из последних трёх десятилетий было теплее предыдущего, температура воздуха была выше, чем в любое предшествующее десятилетие, начиная с 1850 года[6].
Научное сообщество пришло к консенсусу в оценке причин глобального потепления. В Пятом докладе (2013) МГЭИК заявила:
« Было установлено влияние человека на повышение температур атмосферы и океана, изменение глобального гидрологического цикла, уменьшение количества снега и льда, повышение глобального среднего уровня моря и на некоторые экстремальные климатические явления. Чрезвычайно вероятно, что влияние человека было основной причиной потепления, наблюдаемого с середины ХХ-го века.[7] »
Вероятная величина возможного роста температуры на протяжении XXI века на основе климатических моделей составит 0,3—1,7 °C для минимального сценария эмиссии; 2,6—4,8 °C для сценария максимальной эмиссии.[8]
Изменение климата и его последствия в разных регионах мира будут различными[9][10]. Результатами роста глобальной температуры являются повышение уровня моря, изменение количества и характера осадков, увеличение пустынь.
Потепление сильнее всего проявляется в Арктике, оно приводит к отступлению ледников, вечной мерзлоты и морских льдов. Температура слоя вечной мерзлоты в Арктике за 50 лет повысилась с −10 до −5 градусов[11]. Площадь поверхности арктических льдов с 1970 по 2002 год уменьшилась примерно на 25 %, а их толщина уменьшилась на 1,3 м, примерно вдвое[12].
К другим последствиям потепления относятся: увеличение частоты экстремальных погодных явлений, включая волны жары, засухи и ливни; окисление океана; вымирание биологических видов из-за изменения температурного режима. К важным для человечества последствиям относится угроза продовольственной безопасности из-за негативного влияния на урожайность (особенно в Азии и Африке) и потеря мест обитания людей из-за повышения уровня моря[13].
В перспективе глобальное потепление может запустить необратимый механизм высвобождения углекислого газа из мирового океана (где его в 50-100 раз больше, чем в атмосфере Земли) и нарушенных экосистем и привести к возникновению парникового эффекта как на Венере[11].
Политика противодействия глобальному потеплению включает его смягчение за счёт сокращения эмиссии парниковых газов, а также адаптацию к его воздействию. В будущем, по мнению некоторых, станет возможной геоинженерия. Подавляющее большинство стран мира участвует в Рамочной конвенции ООН по изменению климата[14]. Участники конвенции на международных переговорах разрабатывают меры смягчения[15][16] и адаптации[17]. Они согласились с необходимостью глубокого сокращения эмиссии с целью ограничения глобального потепления величиной 2,0 °C[18].
Согласно докладам, опубликованным в 2011 году Программой ООН по окружающей среде[19] и Международным энергетическим агентством[20], предпринятые в XXI столетии усилия по снижению эмиссии, исходя из цели ограничить потепление величиной 2,0 °C, были неадекватными.
В 2000—2010 годах эмиссия парниковых газов увеличивалась на 2,2 % в год. В 1970—2000 рост составлял 1,3 % в год[21].
Ввиду инерционности климатической системы, даже после прекращения антропогенного воздействия неизбежно потепление ещё на 0,6 °С