Что понимают под конституционными отношениями
Конституционно-правовые отношения
В общей теории права под правоотношением понимается возникающая на основе норм права общественная связь, участники которой имеют права и обязанности. Это определение распространяется и на конституционно-правовые отношения, где юридические связи между субъектами опосредствованы нормами конституционного права.
Конституционно-правовое отношение — это общественное отношение, урегулированное нормой конституционного права, содержанием которого является юридическая связь между субъектами в форме взаимных прав и обязанностей, предусмотренных данной правовой нормой.
Конституционно-правовые отношения наиболее сложные и важные для общества отношения, включающие в себя определенную часть общественных отношений, затрагивающих связь граждан с государственной властью, отражающих многообразие проявления этой власти в современном обществе; являются базовыми для государства и общества.
Конституционно-правовые отношения по своей структуре во многом сходны с правоотношениями, возникающими на основе норм других отраслей права. В то же время они достаточно специфичны, причем главные их особенности обусловлены своеобразием предмета регулирования конституционного права.
Перечислим эти особенности:
1) отличаются своим содержанием, т. е. возникают в особой сфере отношений, которые составляют предмет конституционного права;
2) особый субъектный состав. Среди субъектов конституционно-правовых отношений имеются такие субъекты, которые не могут быть участниками других видов правоотношений (государство, народ, нации, народности и др.);
3) обладают значительным политическим потенциалом; характеризуются высоким уровнем обобщения; специфическими источниками и большим разнообразием.
В составе конституционно-правового отношения выделяются содержание, субъекты и объекты.
В число субъектов конституционно-правовых отношений входят:
· нации, народности, а в отдельных случаях национальные группы;
· государство (Российская Федерация);
· общественные организации и политические партии, органы общественного территориального самоуправления;
· граждане, лица без гражданства, иностранные граждане;
· органы местного самоуправления.
Объекты конституционно-правовых отношений – это предметы или явления реальной действительности, по поводу которых субъекты правомочий вступили в правовую связь. Можно сказать, что данные объекты есть определенное благо, на использование или охрану которого направлены юридические права и обязанности субъектов.
К объектам конституционно-правовых взаимосвязей относятся:
· действия органов государства или должностных лиц,
· личные неимущественные права граждан (честь, достоинство).
Содержание правоотношения составляют взаимные права и обязанности его субъектов.
В общих конституционно-правовых отношениях содержание проявляется через конституционный статус, конституционное состояние их участников. Так, например, Конституция, предусматривая, что «Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации» (ч.1 ст. 87), придает ему специфическое состояние, которое определяет его положение как субъекта конституционно-правовых отношений применительно ко всем другим субъектам, связанное с руководством Вооруженными Силами и с использованием их в особых ситуациях.
Конституционно-правовые отношения, как и любые другие правоотношения, возникают, изменяются, либо прекращаются в связи с определенными жизненными явлениями и обстоятельствами (событиями или действиями), именуемыми юридическими фактами. Юридические факты вызывают предусмотренные конституционными нормами правовые последствия и как бы вводят субъективные права и обязанности в механизм конституционного регулирования, наполняют реальным юридическим содержанием конституционные правовые отношения.
Как правило, развитие правоотношения, его движение побуждаются целой системой, цепью юридических фактов. Например, возникновение правоотношений по гражданству порождаются таким событием, как рождение гражданина. Обращение в государственный орган будет являться действием, а уклонение от подписания закона, принятого парламентом, бездействием и т.д.
Круг конституционно-правовых отношений весьма широк. В целях их более глубокого изучения их можно классифицировать на отдельные группы (виды).
1) По предмету правового регулирования:
· связанные с основами конституционного строя Российского государства, с сущностью и формами власти народа;
· связанные с основами правового положения личности в РФ;
· по поводу государственного устройства РФ;
· связанные с установлением системы, порядка формирования, принципами организации и механизмами деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в РФ.
2) По степени обобщенности:
· общие конституционно-правовые отношения (правовые состояния). Эти отношения существуют объективно, вне зависимости от конкретных действий соответствующих субъектов. Типичным примером общего конституционно-правового отношения является состояние гражданства;
· конкретные конституционно-правовые отношения возникают только при совершении соответствующих действий субъектами подобных отношений.
3) По фактору существования во времени:
· постоянные правоотношения – срок действия не определен,
например, отношения, вытекающие из гражданства;
· временные правоотношения – возникают в результате реализации конкретных норм – правил поведения. С выполнением заложенной в правоотношении правообязанности оно прекращается. Например, правоотношения между сторонами, оспаривающими конституционность положений закона, и Конституционным Судом РФ.
4) По юридическому значению:
· материальные – составляют выражающие интересы конституционных субъектов права и обязанности, которыми они наделены для осуществления возложенных на них функций;
· процессуальные – возникают в связи с соблюдением процедуры, процессуальных форм осуществления прав и обязанностей конституционных субъектов.
5) По целевому назначению:
· правоустановительные отношения – реализуются права и обязанности, которые составляют содержание правоотношения. Например, норма ч. 2 ст. 8 Конституции РФ: «В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности»;
· правоохранительные отношения – реализуются права и обязанности, связанные с правовой охраной предписаний, заложенных в конституционно – правовых нормах, устанавливающих те или иные обязанности субъектов. Например, норма ч. 2 ст. 7 Конституции РФ: «В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей…».
Конституционно-правовые отношения могут классифицироваться и по другим основаниям.
Содержащиеся в источниках конституционного права нормы регламентируют общественные отношения и связи большой политической значимости, жизненно важные для общества и государства, которые, в свою очередь, определяют развитие других, в том числе и неправовых, социальных отношений и связей.
Профессор О.Е. Кутафин отмечал, что в конституционном (государственном) праве термин «источник права в юридическом смысле» является общепризнанным. Под ним принято понимать нормативный акт, в котором содержатся конституционно-правовые нормы.
Специфика источников конституционного права состоит в следующем:
· они принимаются по вопросам, связанным с установлением и реализацией народовластия в формах непосредственной и представительной демократии, закреплением государственного устройства, системы государственных органов и основ правового положения личности;
· являются результатом правотворческой деятельности представительных органов государственной власти, либо результатом правотворчества, осуществляемого непосредственно народом путем референдума;
· носят комплексный характер, поскольку объединяют материальные и процессуальные нормы;
· они непосредственно связаны с организацией и функционированием государственной власти, от которой исходят все нормативные акты;
· источники конституционного права фактически определяют правотворческую деятельность тех государственных органов, которые компетентны создавать нормы права. Они, прежде всего, формулируют основные начала для всех других отраслей права и определяют систему нормотворческих актов. Другими словами, конституционным правом определяются основы содержания и форма источников права для всех отраслей права, включая и само конституционное право.
Источники конституционного права связаны с регулированием общественных отношений, складывающихся в связи с осуществлением государственной власти. Они (источники) определяют основы содержания и форму источников права для всех других отраслей, фактически определяют правотворческую деятельность всех государственных органов, правомочных создавать нормы права, а также формулируют основные начала для всех остальных отраслей права.
Многообразие общественных отношений, регулируемых конституционным правом, порождает множество источников права.
Система источников конституционного права характеризуется следующими чертами:
· множественностью форм выражения правовых норм, что проявляется в существовании и развитии на общероссийском (федеральном) уровне таких нормативных решений, как Конституция РФ, федеральные конституционные и иные законы, подзаконные акты. Кроме того, существуют нормативные акты субъектов Федерации и местного самоуправления;
· иерархической подчиненностью. Важнейшим признаком, который определяет место изданных норм в общей системе источников права, является юридическая сила акта. При этом одни источники обладают наивысшей силой (конституция), другие наибольшей (закон), третьи, такие как указ или правительственное постановление, относятся к актам менее высокого уровня;
· изменением соотношения внутригосударственного и международного права. Возрастание роли внешних факторов, интеграционные процессы привели к тому, что к числу источников права относятся и общепризнанные принципы и нормы международного права, и международные договоры.
Форма тех или иных источников конституционного права позволяет распределить их на определенные группы, в совокупности образующие систему источников.
Конституционно-правовые отношения: понятие, содержание, субъекты, объекты, виды
Понятие конституционно-правовых отношений
В сферу конституционного права попадает только определенная часть общественных отношений. Но это не значит, что сфера конституционно-правового регулирования незначительна. На самом деле и по своему значению, и по объему эти отношения весьма важны.
Конституционно-правовыми отношениями являются те общественные отношения, которые урегулированы нормами конституционного права.
Для возникновения конституционно-правовых отношений (как и любых других правоотношений) необходим юридический факт, приводящий норму в действие.
Таким юридическим фактом может быть действие одного из потенциальных субъектов правоотношения.
В качестве примера возьмем отношения между Правительством и Президентом РФ, которые регулируются многими нормами Конституции РФ. Одна из таких норм сформулирована в ст. 117 Конституции: «Правительство РФ может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом РФ». Но наличие этой нормы еще не порождает никаких конкретных правоотношений. Не порождает никаких правоотношений наличие потенциальных субъектов этих отношений: Правительства и Президента РФ.
Однако заявление Правительства об отставке является юридическим фактом, порождающим конституционно-правовое отношение. При этом действия могут быть как правомерными, т.е. соответствующими нормам права, так и неправомерными, т.е. такими, которые противоречат юридическим нормам.
Из общей теории права известно, что воздействие права на общественные отношения порождает правоотношения, через которые происходит реализация права. Что касается конституционного права, то не все его нормы способны породить правоотношения. Эта отрасль в силу своего назначения и характера содержит много деклараций, которые, безусловно, важны для установления порядка в той или иной области, но не через конкретные правоотношения, а путем психологического воздействия на людей и провозглашения самых общих правил и принципов, которые влияют на создание конкретных норм.
Примером такой декларативной нормы является положение ст. 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Ясно, что эта норма не порождает конкретного правоотношения с его обязательственной частью, не может быть предъявлена в суде тем или иным человеком для защиты своих требований. Но она важна как императивное указание государству постоянно помнить о приоритете человека по отношению к власти, и в этом — высочайшее значение данной нормы для поддержания демократического порядка.
Однако большинство конституционно-правовых норм все же порождает конкретные правоотношения, и поэтому очень важно иметь ясные представления о субъектах этих правоотношений, без чего нельзя решить вопрос о конкретных носителях прав и обязанностей, а следовательно, и об ответственности за нарушение предписанной нормы поведения. Конституционно-правовые правоотношения не столь очевидны, как, например, гражданско-правовые или уголовно-процессуальные, они редко становятся специальным объектом рассмотрения общих судов. Но эти правоотношения, хотя подчас и незримо, все же определяют взаимоотношения людей и органов власти, т. е. устанавливают баланс прав и обязанностей, и получают судебную защиту со стороны органов общей и конституционной юстиции.
Специфика конституционно-правовых отношений:
Структура конституционно-правового отношения включает три элемента:
Субъекты конституционно-правовых отношений
Субъекты конституционно-правовых отношений весьма разнообразны. Собственно, они составляют специфику этих отношений, ибо остальные элементы во многом схожи с аналогичными элементами правоотношений, порождаемых другими отраслями права.
Субъекты конституционно-правовых отношений:
Главным субъектом конституционных правоотношений является человек, как в статусе гражданина, так и без него. Человек вступает в конституционно-правовые отношения с государством через его органы. Вернее, он постоянно находится в этих отношениях, обладая правом потребовать от государства через соответствующие органы защиты своих законных интересов. Это и есть правосубъектность, которая носит общий характер, а для определенных лиц может дополняться специальной правосубъектностью.
Субъектом выступает народ, например, когда проводится всенародное голосование или формулируется источник принятия Конституции: «Мы, многонациональный народ РФ. » Однако таких правоотношений все же немного в силу известной, с юридической точки зрения, абстрактности этого понятия.
Субъектами конституционного права выступают государства: РФ, республики, входящие в Россию, а также иные субъекты РФ, т. е. края, области, города федерального значения, автономные область и округа. Эти субъекты являются участниками конституционных правоотношений как в целом, так и через органы государственной власти и управления, должностных лиц, депутатов, избирательные и парламентские комиссии и т. д.
Таким образом, субъектами являются главы государств (Федерации и республик), главы правительств, парламенты и их структурные подразделения, суды всех уровней, а также органы местного самоуправления. Через избирательное право или референдум государство вступает в прямые правоотношения с народом.
Содержание конституционно-правового отношения
Субъективные права и обязанности субъектов конкретного конституционно-правовогоотношения составляют его содержание.
Возвращаясь к примеру о праве граждан проводить демонстрации, можно сказать, что если в этом случае конкретный гражданин участвует в демонстрации, то он реализует свое субъективное право на участие в демонстрации, а его праву корреспондирует субъективная обязанность органов государственной власти или органов местного самоуправления города или иного населенного пункта не чинить никаких препятствий этому гражданину в процессе демонстрации.
Объекты конституционно-правовых отношений
Вопрос об объекте правоотношения в науке не имеет однозначного решения. Существуют две точки зрения:
Исходя из второй точки зрения, объектами конституционно-правовых отношений могут быть как материальные ценности, например жилище (ст. 40 Конституции РФ), так и нематериальные блага, например свобода и личная неприкосновенность (ч. 1 ст. 22), пользование родным языком (ч. 2 ст. 26 Конституции РФ).
Виды конституционно-правовых отношений
1. В зависимости от степени конкретности связей между субъектами отношений:
В виде правоотношений общего характера реализуются многие нормы-принципы, закрепленные в основах конституционного строя Российской Федерации. Так, принцип разделения властей реализуется через сложную систему конкретных правоотношений, в которых субъектами являются органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Все эти конкретные правоотношения производны от общего правоотношения, которое возникает на основе данной нормы-принципа и как бы создает режим действия конкретных связей. С таким общим правоотношением сообразуют свою деятельность все субъекты, обязанные реализовать данный принцип. Оно лежит в основе их правомочий, определяет в общей форме права и обязанности, компетенцию органов государственной власти.
2. С точки зрения времени функционирования:
3. По назначению (по специфике правового регулирования):
4. В зависимости от вида норм (по целевому назначению):
Конституционно-правовые отношения, субъекты конституционно-правовых отношений
Со спецификой конституционно-правовых норм неразрывно связана и специфика конституционно-правовых отношений. Конституционное право регулирует наиболее значимые, фундаментальные для общества и государства отношения. Как часть правовой системы конституционное право закрепляет, т. е. учреждает систему конституционных ценностей и обеспечивает их охрану и реализацию. В системе конституционных ценностей основными являются: 1) суверенитет народа; 2) свобода личности; 3) власть — именно эти ценности и выступают основным объектом конституционного регулирования. В условиях демократии высший гуманистический смысл и социальное назначение конституционного права заключаются в том, чтобы закрепленная в Конституции РФ формула «человек, его права и свободы являются высшей ценностью» (ст. 2) получила реальное воплощение, поскольку, опять же согласно Конституции, права и свободы человека определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18).
Исходя из этих постулатов, конституционное право регулирует две основные группы отношений: 1) отношения, связанные с охраной и реализацией основных прав и свобод человека и гражданина; 2) отношения, связанные с организацией и функционированием системы власти. Причем вторая группа, так называемые властеотношения, является зависимой и производной от первой. Соответственно этим двум группам отношений используются два типа правового регулирования. Отношения первой группы регулируются на основе общедозволительного типа регулирования по принципу «разрешено все, что не запрещено законом»; вторая группа — властеотношения регулируются в соответствии с разрешительным принципом «разрешено то, что прямо предусмотрено законом». Таким образом, гражданам и их объединениям предоставляется максимум свободы. Поведение, деятельность властных структур, их должностных лиц жестко нормируются, ограничивается свобода усмотрения, а значит, и произвольных, не предусмотренных законом, действий.
Конституционные правоотношения — это отношения, возникающие по поводу реализации гражданами и их объединениями конституционных прав, свобод и обязанностей, а также осуществления органами государственной власти конституционной компетенции. Особенности конституционно-правовых отношений заключаются в том, что они возникают в сферах взаимоотношений личности и государства, органов власти различных уровней (федерального, регионального, муниципального), т. е. в сфере отношений, составляющих предмет конституционного права.
Конституционно-правовые отношения характеризуются своеобразием объектов(в качестве таковых выступают свобода, жизнь, достоинство человека, целостность государства, государственная власть и др.), специфическими источниками (Конституция, федеральные конституционные законы, Федеративный договор и др.), особенным составом субъектов этих отношений. Являясь разновидностью публично-правовых отношений, они характеризуются высоким политическим потенциалом, т. е. выступают юридической формой политических отношений в обществе и, в этой связи, выражают интересы разных социальных групп, а также коренные интересы общества в целом.
Конституционные правоотношения довольно многообразны. В зависимости от временного фактора конституционные правоотношения могут носить длящийся, устойчивый характер (отношения, вытекающие из гражданства, нахождения выборного должностного лица на государственной службе; принадлежности территории к Российской Федерации и др.) или быть временными (отношения между участниками избирательного спора и судом, между сторонами, оспаривающими конституционность положений закона, и Конституционным судом и др.). Конституционные правоотношения различаются по содержанию (избирательные, федеративные, муниципальные и т. д.), субъектному составу, основаниям возникновения. В зависимости от характера регулирующих норм конституционные правоотношения могут быть конкретными в случаях: а) если стороны такого отношения персонифицированы, например: кандидат на выборную должность, избирательная комиссия; Государственная Дума; б) если субъекты правоотношения наделены конкретными правами и обязанностями; в) если их поведение имеет конкретные юридические последствия и др., а также общерегулятивными, что специфично именно для конституционного права. Общерегулятивные отношения носят статутный характер, выражают общее правовое состояние субъектов, их взаимоотношения, ответственность друг перед другом и государством; они характеризуют наиболее важные, существенные, стабильные отношения, образующие устои общества, т. е., отношения собственности, власти, государственного устройства, организации власти, статус личности и др., возникают непосредственно на основе конституции и действуют в течение длительного времени.
Субъектами конституционно-правовых отношений выступают физические лица (граждане, лица без гражданства, иностранцы, беженцы, вынужденные переселенцы) и общественные образования (народ, государство, органы государственной власти, субъекты Российской Федерации, административно-территориальные образования, общественные объединения, международные организации и др.).
Все субъекты наделены конституционной правосубъектностью (способностью иметь конституционные права и обязанности и осуществлять их своими действиями). При этом абсолютной правосубъектностью(т. е. не ограниченной ничем, кроме закона) обладает народ. Как единственный суверен (носитель и источник власти) народ обладает прерогативой участия в свободных выборах, формировании органов власти, выражении своей воли путем референдума. Исключительно народ обладает учредительной властью.
Конституционная правосубъектность личности (человека и гражданина) характеризует универсальную регламентацию статуса личности: место личности в системе демократии, отношение государства к свободе личности, условия и гарантии ее участия в управлении делами общества и государства; возможности личности пользоваться определенными благами, гарантии ее защищенности и безопасности и др.