Что понимают под методом правового регулирования земельных отношений
Принципы земельного права и методы правового регулирования земельных отношений
При регулировании земельных правоотношений применяется два метода: императивный и диспозитивный.
Императивный метод правового регулирования выражается в установлении субъектов правоотношений и запретов, подлежащих исполнению. Установление обязанностей — это ведущий способ правового регулирования, поскольку они занимают значительный удельный вес в содержании земельно-правовых норм. Это — обязанности соблюдать субординацию органов власти в части регулирования земельных отношений, соблюдать приоритет земель сельскохозяйственного назначения, порядок предварительного согласования места размещения объекта на земельном участке и т.д.
Введенная законом обязанность для субъектов земельных правоотношений исключает какие-либо отклонения в ее исполнении. Например, если нарушается обязанность по целевому использованию земель, то может быть прекращено не только такое использование, но и само право на землю.
Установление запретов в ЗП — это определение границ как возможного, так и должного поведения участников земельных правоотношений.
Границы возможного поведения необходимы для того, чтобы пресечь реализацию интересов субъектов земельных правоотношений в ущерб интересам общества и государства.
Границы должного поведения определяются для того, чтобы способы, которыми субъекты земельных правоотношений выполняют свои обязанности и достигают своих целей, не противоречили государственным и общественным интересам и не наносили им вреда.
Диспозитивный метод правового регулирования означает, что субъектам земельных правоотношений предоставляется свобода (собственное усмотрение) в реализации ими своих целей или задач. Данным методом пользуются такие институты ЗП как институт права собственности, институт правовых форм использования земель.
ЗП как отрасль может быть охарактеризовано не только особым предметом и методом правового регулирования, но и специфическими принципами, которые характеризуют его сущность.
Основополагающие положения земельного законодательства закрепляются в Конституции РФ, детализируются, конкретизируются в специальных законах, постановлениях, управленческих актах, имеющих общенормативное значение.
Принципы ЗП можно классифицировать на общеправовые (конституционные), принципы Общей части ЗП и принципы его Особенной части.
К общеправовым принципам относятся: принцип гуманизма, принцип законности в земельных отношениях, принцип интернационализма, имеющий международную и национальную стороны, принцип стимулирования рационального использования земли ее пользователями, принцип субъективного вменения, то есть применение земельно-правовой ответственности за виновные земельные правонарушения и др.
Отраслевые принципы ЗП: принципы, относящиеся к Общей части ЗП, и принципы, относящиеся к Особенной части.
Принципы Общей части ЗП:
Принцип экологизации земельного права.
Это выражается в том, что:
а) создание условий для поддержания устойчивых ландшафтов и охрана земель является главной целью землеустройства.
б) использование земли способами, нарушающими экологическую обстановку территории, эксплуатация земельного участка, приводящая к снижению плодородия почв, ухудшению экологической ситуации, являются основаниями для изъятия этого участка;
в) при размещении, проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию новых и реконструируемых объектов, строений и сооружений, а также внедрении новых технологий, отрицательно влияющих на состояние земель и окружающей среды, обязательно должны предусматриваться и осуществляться мероприятия по охране окружающей среды, являющиеся составной частью вышеуказанных работ, а проведению таких работ должны предшествовать положительные заключения государственной санитарно-гигиенической и экологической экспертизы;
г) непрерывно осуществляется мониторинг земель, представляющих собой систему наблюдений за состоянием земельного фонда для своевременного выявления изменений, их оценки, предупреждения и устранения последствий негативных процессов.
Принцип целевого использования земель.
Целевое назначение земель — установленные законодательством порядок, условия, предел эксплуатации (использования) для конкретных целей в соответствии с категориями земель.
Принцип целевого использования земель выражается в том, что:
а) земли РФ подразделяются на семь категорий по основному их целевому назначению;
б) внутри категорий земель происходит подразделение их по угодьям. Так, например, категория земель сельскохозяйственного назначения подразделяется на пахотные, пастбищные, сенокосные и другие угодья, земли поселений подразделяются на земли застройки, общего пользования, сельскохозяйственного использования и т.п.
в) земельная территория, установленная в порядке землеустройства, ее организация обязательны для собственников земли, землевладельцев, землепользователей, в том числе и арендаторов;
г) порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается ФЗ и законами субъектов РФ.
Принцип множественности и правового равенства форм земельной собственности, выражающийся:
а) в том, что земля может находится в государственной, муниципальной и частной собственности;
б) в отсутствии господства каких-либо форм собственности над другими (равные правомочия собственников по владению, пользованию, распоряжению землей, а также по защите своего права собственности);
Принцип платного использования земель.
Целью введения платы за землю является стимулирование рационального использования угодий, их охраны, повышения плодородия почв, выравнивания социально-экономических условий хозяйствования на землях разного качества, обеспечения развития инфраструктуры в населенных пунктах, формирования социальных фондов финансирования этих мероприятий.
Формами платы являются: земельный налог и арендная плата. Собственники земли, землевладельцы и землепользователи (кроме арендаторов, с которых взимается арендная плата) облагаются ежегодным земельным налогом. Арендная плата за земельный участок устанавливается договором между владельцем и арендатором.
Принцип рационального использования земель, выражающийся в их эффективной эксплуатации при одновременном повышении качества.
Содержание данного принципа различно для различных категорий земель:
+ при использовании земель сельскохозяйственного назначения принцип их рационального использования выражается в максимальном получении урожаев при надлежащем качестве продукции, систематическом повышении плодородия сельскохозяйственных угодий;
+ при использовании земель несельскохозяйственного назначения рациональность выражается в максимальной экономии земельных участков, в размещении объектов на угодьях наиболее выгодным способом;
+мпри использовании земель природоохранного назначения (рекреационного, историко-культурного и т.п.) рациональным будет такое использование земельных участков, при котором максимально обеспечивается специальная цель использования данных земель (эффективный отдых граждан, обеспечение надлежащего содержания историко-культурных объектов и т.п.).
Принцип комплексного подхода в использовании земель обусловлен тем, что земля неразрывно связана со всеми другими объектами природы и человеческой деятельностью. Этот принцип выражается в том, что:
а) при решении вопросов предоставления, передачи (продажи) земли в собственность, землевладение, землепользование или в аренду учитываются экологические, экономические и социальные последствия такого отвода, перспективы использования данной территории и ее недр;
б) деятельность всякого пользователя земли, нарушающая установленный законом режим природопользования, может быть приостановлена в порядке, определенном законодательством, до устранения допущенных нарушений. Например, может быть приостановлена деятельность предприятия, хотя и соблюдающего правила землепользования, но наносящая вред недрам, водам и лесам, расположенным вблизи этого хозяйства или непосредственно в его границах, т.е. не допускается осуществлять охрану одного природного объекта во вред другому.
Принцип государственного управления земельным фондом.
а) соблюдение земельного законодательства подконтрольно государству в отношении всех субъектов земельных правоотношений;
б) установлена специальная процедура, в рамках которой осуществляется государственный земельный контроль;
в) своевременное представление сведений о состоянии и использовании земель является обязанностью каждого собственника земельного участка, землевладельца, землепользователя и арендатора;
г) государству подконтрольна хозяйственная деятельность любого предприятия, в том числе и связанная с использованием земель.
Принципы Особенной части ЗП.
Особенность данных принципов состоит в том, что они порождены спецификой правового режима отдельных категорий земель, входящих в государственный земельный фонд России, а также неповторимыми свойствами земли, играющими особую роль в каждой правовой категории. Например, к таким принципам относятся: приоритет земель сельскохозяйственного назначения имеют перед другими категориями; особый правовой режим земли особо охраняемых территорий и объектов (природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения); множественность целей хозяйственного использования земель промышленности и иного специального назначения и др.
ОРСК-Официальный портал Администрации города Орск
• Телефон Горячей линии отдела по труду
Методы правового регулирования земельных отношений
Вы здесь
Тема методов правового регулирования земельных отношений является актуальной и очень интересной как с точки зрения специалиста в области юриспруденции, так и человека, не занимающегося профессионально данной деятельностью.
Земельные отношения- это урегулированные нормами земельного права общественные отношения по поводу приобретения, использования и охраны земель, складывающиеся между физическими лицами, организациями и органами власти.
Земля является объектом земельных правоотношений (как разновидности общественных отношений) не только потому, что она есть объект природы, т.е. одна из составных частей окружающей среды, и отсюда следует, что человек получает некую экономическую выгоду от использования данного объекта. Это важное обстоятельство определяет экономическое, социальное и экологическое значение земельных отношений. Одной из основных особенностей земли в качестве объекта общественных отношений является то, что земля продолжает существовать как объект земельных отношений даже после того, когда на нее воздействует человеческий труд.
В соответствии со ст. 3 Земельного кодекса РФ от 25 октября 2001 г. №136-ФЗ «1. Земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).
2. К отношениям по использованию и охране недр, водных объектов, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых природных территорий и объектов, охране атмосферного воздуха и охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации применяются соответственно законодательство о недрах, лесное, водное законодательство, законодательство о животном мире, об охране и использовании других природных ресурсов, об охране окружающей среды, об охране атмосферного воздуха, об особо охраняемых природных территориях и объектах, об охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации, специальные федеральные законы.
К земельным отношениям нормы указанных отраслей законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством.
3. Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.»
Правовое регулирование земельных отношений осуществляется в соответствии с гражданским и земельным законодательством, и характеризуется установлением норм и правил в сфере землепользования, которые являются общеобязательными для применения и исполнения всеми субъектами земельных отношений. Гражданский кодекс РФ (ч. 1) от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ определяет основания возникновения, изменения и прекращения прав на земельный участок, а также на любое другое имущество. Земельное законодательство устанавливает особенности возникновения и прекращения таких прав, а также процедуру их оформления.
Такая специфика отличает данную форму социального регулирования от других видов нормативного регулирования социальной жизни общества. Значение описанного правового механизма состоит в том, что он в большинстве случаев определяет эффективности и результативности функционирования права.
Таким образом, можно считать, что метод является совокупностью юридических инструментов, с помощью которых государственная власть оказывает необходимое влияние на общественные отношения, целями которого является придания нужного развития, в данном случае- земельных отношений.
Метод, как правило, должен отражать, как и каким образом нормы права регулируют тот или иной вид общественных отношений. Таким образом, следует сказать, что имеют место быть специфические приемы, которые применяются соответствующей отраслью права для достижения более полного и тщательного правового регулирования конкретных общественных отношений. Так как общественные отношения, входящие в сферу правового регулирования, имеют широкое разнообразие, то и необходимо им разнообразие методов правового регулирования (юридического воздействия). И из этого следует, что, чем больше общественных отношений, тем больше методов и способов необходимо для их регулирования и контроля.
В зависимости от специфики общественных отношений, выделяют два ведущих метода правового регулирования земельных отношений: императивный (властный) метод и диспозитивный (договорный) метод.
Императивный (Директивный) метод (его также называют авторитарным, властным) властеподчинения, не позволяющий субъектам права отклоняться от предписаний правовой нормы. Выражение императивного метода правового регулирования земельных отношений способного выражаться в запрещении любых действий. Поскольку, как было сказано ранее, земельные ресурсы содержат в себе уникальное экономическое и общественное значение, регулирование земельных правоотношений, основано на совокупности и взаимосвязанной системе запретов и ограничений. Для реализации императивного метода государство реализует свои властные полномочия не только при помощи принятия нормативно-правовых актов, но и комплексом практических мер, например, таких как определение конкретных категорий, целевого назначения и видов разрешенного пользования землей; прекращение права пользования участков в случае нарушения норм, и т.д. Запреты в общем или конкретном виде определяют зону приемлемого неправомерного поведения этим и предупреждают субъектов права от вхождения в данную зону. Такого рода способ воздействия выражается к жизни необходимостью обеспечить общественный круг интересов, т.е. интересы конкретных людей, государства и всего общества.
Диспозитивный метод регулирования земельных отношений характеризуется юридическим равенством между участниками правоотношения, свободой выбора возможного поведения субъектов отношений. Вмешательство государства характеризуется в установлении общих правил разрешенного поведения субъектов, которые субъекты могут самостоятельно реализовывать при осуществлении целей правоотношений.
Диспозитивный метод регулирования включается в себя три основополагающих способа регулирования земельных отношений:
— рекомендательный – субъектам правоотношений предоставляется выбор правового поведения и средств достижения целей;
— санкционирующий – требует государственное вмешательство для придания лишь воле сторон юридической силы, но не вмешивается в свободную волю равных сторон правоотношения;
— делегирующий – предоставляет сторонам (субъектам правоотношений) полную свободу выбора в пределах конкретных полномочий.
Диспозитивный метод позволяет регулировать действия субъектов правоотношения по их усмотрению, компетенции которых предусмотрены Земельным Кодексом РФ.
В заключение стоит еще подчеркнуть теоретическую и практическую значимость методов правового регулирования земельных отношений, как способов обеспечения земельного правопорядка, актуальность, которой подчеркивается выявлением и решением проблемных сторон развития земельных отношений в обществе и государстве в целом.
«Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2018)
ОРСК-Официальный портал Администрации города Орск
• Телефон Горячей линии отдела по труду
Методы правового регулирования земельных отношений
Вы здесь
Тема методов правового регулирования земельных отношений является актуальной и очень интересной как с точки зрения специалиста в области юриспруденции, так и человека, не занимающегося профессионально данной деятельностью.
Земельные отношения- это урегулированные нормами земельного права общественные отношения по поводу приобретения, использования и охраны земель, складывающиеся между физическими лицами, организациями и органами власти.
Земля является объектом земельных правоотношений (как разновидности общественных отношений) не только потому, что она есть объект природы, т.е. одна из составных частей окружающей среды, и отсюда следует, что человек получает некую экономическую выгоду от использования данного объекта. Это важное обстоятельство определяет экономическое, социальное и экологическое значение земельных отношений. Одной из основных особенностей земли в качестве объекта общественных отношений является то, что земля продолжает существовать как объект земельных отношений даже после того, когда на нее воздействует человеческий труд.
В соответствии со ст. 3 Земельного кодекса РФ от 25 октября 2001 г. №136-ФЗ «1. Земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).
2. К отношениям по использованию и охране недр, водных объектов, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых природных территорий и объектов, охране атмосферного воздуха и охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации применяются соответственно законодательство о недрах, лесное, водное законодательство, законодательство о животном мире, об охране и использовании других природных ресурсов, об охране окружающей среды, об охране атмосферного воздуха, об особо охраняемых природных территориях и объектах, об охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации, специальные федеральные законы.
К земельным отношениям нормы указанных отраслей законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством.
3. Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.»
Правовое регулирование земельных отношений осуществляется в соответствии с гражданским и земельным законодательством, и характеризуется установлением норм и правил в сфере землепользования, которые являются общеобязательными для применения и исполнения всеми субъектами земельных отношений. Гражданский кодекс РФ (ч. 1) от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ определяет основания возникновения, изменения и прекращения прав на земельный участок, а также на любое другое имущество. Земельное законодательство устанавливает особенности возникновения и прекращения таких прав, а также процедуру их оформления.
Такая специфика отличает данную форму социального регулирования от других видов нормативного регулирования социальной жизни общества. Значение описанного правового механизма состоит в том, что он в большинстве случаев определяет эффективности и результативности функционирования права.
Таким образом, можно считать, что метод является совокупностью юридических инструментов, с помощью которых государственная власть оказывает необходимое влияние на общественные отношения, целями которого является придания нужного развития, в данном случае- земельных отношений.
Метод, как правило, должен отражать, как и каким образом нормы права регулируют тот или иной вид общественных отношений. Таким образом, следует сказать, что имеют место быть специфические приемы, которые применяются соответствующей отраслью права для достижения более полного и тщательного правового регулирования конкретных общественных отношений. Так как общественные отношения, входящие в сферу правового регулирования, имеют широкое разнообразие, то и необходимо им разнообразие методов правового регулирования (юридического воздействия). И из этого следует, что, чем больше общественных отношений, тем больше методов и способов необходимо для их регулирования и контроля.
В зависимости от специфики общественных отношений, выделяют два ведущих метода правового регулирования земельных отношений: императивный (властный) метод и диспозитивный (договорный) метод.
Императивный (Директивный) метод (его также называют авторитарным, властным) властеподчинения, не позволяющий субъектам права отклоняться от предписаний правовой нормы. Выражение императивного метода правового регулирования земельных отношений способного выражаться в запрещении любых действий. Поскольку, как было сказано ранее, земельные ресурсы содержат в себе уникальное экономическое и общественное значение, регулирование земельных правоотношений, основано на совокупности и взаимосвязанной системе запретов и ограничений. Для реализации императивного метода государство реализует свои властные полномочия не только при помощи принятия нормативно-правовых актов, но и комплексом практических мер, например, таких как определение конкретных категорий, целевого назначения и видов разрешенного пользования землей; прекращение права пользования участков в случае нарушения норм, и т.д. Запреты в общем или конкретном виде определяют зону приемлемого неправомерного поведения этим и предупреждают субъектов права от вхождения в данную зону. Такого рода способ воздействия выражается к жизни необходимостью обеспечить общественный круг интересов, т.е. интересы конкретных людей, государства и всего общества.
Диспозитивный метод регулирования земельных отношений характеризуется юридическим равенством между участниками правоотношения, свободой выбора возможного поведения субъектов отношений. Вмешательство государства характеризуется в установлении общих правил разрешенного поведения субъектов, которые субъекты могут самостоятельно реализовывать при осуществлении целей правоотношений.
Диспозитивный метод регулирования включается в себя три основополагающих способа регулирования земельных отношений:
— рекомендательный – субъектам правоотношений предоставляется выбор правового поведения и средств достижения целей;
— санкционирующий – требует государственное вмешательство для придания лишь воле сторон юридической силы, но не вмешивается в свободную волю равных сторон правоотношения;
— делегирующий – предоставляет сторонам (субъектам правоотношений) полную свободу выбора в пределах конкретных полномочий.
Диспозитивный метод позволяет регулировать действия субъектов правоотношения по их усмотрению, компетенции которых предусмотрены Земельным Кодексом РФ.
В заключение стоит еще подчеркнуть теоретическую и практическую значимость методов правового регулирования земельных отношений, как способов обеспечения земельного правопорядка, актуальность, которой подчеркивается выявлением и решением проблемных сторон развития земельных отношений в обществе и государстве в целом.
«Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2018)