Что понимают под охраной окружающей среды
Охрана окружающей среды
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие охраны окружающей среды
Окружающая среда является одной из наиболее фундаментальных категорий современной науки и практики, которая стоит в одном ряду с такими категориями, как мир, экономика, общество, демократия. Окружающая среда является объектом правового регулирования общественных отношений по поводу природы как на национальном, так и на международном законодательном уровне.
Охраной окружающей среды признается система мер, которые направлены на обеспечение благоприятных и безопасных условий среды обитания и жизнедеятельности человека.
Охрана окружающей природной среды является новой формой взаимодействия человека с природой. Эта форма взаимодействия появилась в современных условиях и представляет собой систему государственных и общественных мер, которые имеют своей целью гармоничное развитие и взаимодействие общества и природы, сохранение существующих экологических сообществ и природных ресурсов.
Важнейшими факторами окружающей среды являются атмосферный воздух, воздух жилищ, почва и вода. Охрана окружающей среды состоит в сохранении и восстановлении природных ресурсов для того, чтобы предупредить отрицательное воздействие человека на природу и здоровье людей.
Проблема охраны окружающей среды в последнее время стала одной из важнейших задач, потому что в последние годы стали происходить необратимые изменения в природе, которые негативно сказываются на здоровье человека. В результате массового загрязнения природной среды эти проблемы приобрели международный характер и переросли в проблему всей планеты.
Под охраной окружающей среды принято понимать совокупность международных, государственных и региональных мероприятий по защите окружающей среды, закрепленных в правовых актах, инструкциях и стандартах и доводящих требования до каждого конкретного загрязнителя.
Готовые работы на аналогичную тему
Охрану окружающей природной среды составляют:
Объекты охраны окружающей среды
В соответствии с российским законодательством объектами охраны окружающей среды являются (рис. 1):
Рисунок 1. Объекты охраны окружающей среды
В первую очередь под охраной находятся естественные экологические системы, природные комплексы и природные ландшафты, не подвергшиеся антропогенному воздействию.
Основные принципы охраны окружающей среды
Основными принципами охраны окружающей природной среды являются:
Что понимают под охраной окружающей среды
Статья 1. Основные понятия
Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 1
В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:
(в ред. Федерального закона от 24.11.2014 N 361-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 195-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ)
(в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 331-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 21.07.2014 N 219-ФЗ, от 05.04.2016 N 104-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 19.07.2011 N 248-ФЗ, от 21.07.2014 N 219-ФЗ, от 05.04.2016 N 104-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 21.07.2014 N 219-ФЗ, от 05.04.2016 N 104-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Федеральным законом от 28.12.2013 N 406-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 28.12.2013 N 406-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 226-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 226-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 226-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 226-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 226-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 226-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 226-ФЗ)
вывезены из Российской Федерации;
(абзац введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 226-ФЗ)
произведены в Российской Федерации и подлежат уничтожению с применением технологий, утвержденных в порядке, установленном международными договорами Российской Федерации;
(абзац введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 226-ФЗ)
произведены в Российской Федерации и используются исключительно как сырье для производства других химических веществ;
(абзац введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 226-ФЗ)
произведены в Российской Федерации или ввезены в Российскую Федерацию для обеспечения основных видов применения, определенных в соответствии с международными договорами Российской Федерации;
(абзац введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 226-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 254-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 254-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 29.07.2018 N 252-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 09.03.2021 N 39-ФЗ)
Охрана окружающей среды: понятие, принципы, объекты и субъекты
Под охраной окружающей среды понимают совокупность международных, государственных и региональных правовых актов, инструкций и стандартов, доводящих общие юридические требования до каждого конкретного загрязнителя и обеспечивающих его заинтересованность в выполнении этих требований, конкретных природоохранных мероприятий по претворению в жизнь этих требований.
Только если все эти составные части соответствуют друг другу по содержанию и темпам развития, т.е. складываются в единую систему охраны окружающей природной среды, можно рассчитывать на успех.
Поскольку не была решена вовремя задача охраны природы от отрицательного воздействия человека, теперь все чаще встает задача защиты человека от влияния изменившейся природной среды. Оба эти понятия интегрируются в термине «охрана окружающей среды».
Охрана окружающей природной среды складывается из:
1 правовой охраны, формулирующей научные экологические принципы в виде юридических законов, обязательных для исполнения;
2 материального стимулирования природоохранной деятельности, стремящегося сделать ее экономически выгодной для предприятий;
3 инженерной охраны, разрабатывающей природоохранную и ресурсосберегающую технологию и технику.
В процессе регулирования отношений по охране окружающей среды определяются основания природоохранной деятельности, объекты, подлежащие охране, субъекты, осуществляющие такую охрану, их права и обязанности.
Основаниями для охраны окружающей среды являются юридические факты в виде действий (бездействия) и событий, соответственно совершение (несовершение) или наступление которых может повлечь или повлекло нарушение, разрушение и (или) уничтожение элементов и компонентов окружающей среды, ее качественное ухудшение и деградацию. Для предотвращения, снижения или устранения указанных отрицательных последствий может и должна осуществляться природоохранная деятельность. Например, юридические факты в виде действий компетентных государственных органов, научных учреждений и учебных заведений по созданию особо охраняемых природных территорий являются основаниями для заповедной охраны окружающей среды. Бездействие лесхоза по профилактике заболеваний леса может привести и таким заболеваниям, что впоследствии станет основанием для проведения лесхозом специальных лесозащитных мероприятий. Событие в виде мощного снегопада и обледенения, повлекшее массовую гибель диких животных, служит основанием для принятия неотложных мер по захоронению павших животных и предотвращению дальнейшей их гибели.
Правовая охрана окружающей среды может осуществляться в активной, консервативной и смешанной организационно-правовых формах. Первая форма выражается в организации и обеспечении рационального. комплексного, неистощимого использования земель, недр, вод, лесов, воздушных компонентов атмосферного пространства, растительного и животного мира, а при возможности также в их улучшении, восстановлении и (или) воспроизводстве.
Консервативная форма охраны окружающей среды имеет место при изъятии из оборота естественных и антропогенных ресурсов путем создания заповедных территорий или объявления полностью не используемыми территорий и зон, пострадавших от катастроф, аварий или стихийных бедствий. Изъяты из оборота, например, ресурсы заповедников, естественные и антропогенные ресурсы загрязненных радионуклидами территорий и зон, на которых исключено проживание населения.
Смешанная форма охраны окружающей среды может сочетать разные элементы активной и консервативной форм природоохранной деятельности, например создание национальных парков, заказников, иных территорий и зон, в которых выделены частично используемые и изъятые из хозяйственного оборота участки.
Объектами правовой охраны окружающей среды в самых общих чертах признаются природные ресурсы, природные объекты и охраняемые природные или природно-антропогенные комплексы. К природным ресурсам и природным объектам соответственно относятся земля, воды, леса, недра, атмосферное пространство и полезные его компоненты, растительный и животный мир, климатические ресурсы, уникальные, редкие или типичные ландшафты, иные природные объекты. Охраняемыми природными комплексами являются особо охраняемые заповедные (заповедники, национальные парки, заказники) и другие территории, например пострадавшие от катастроф, аварий и стихийных бедствий. К охраняемым природно-антропогенным объектам следует отнести участки природных ресурсов и неразрывно связанные с ними строения, сооружения (дамбы, плотины, каналы, оросительные системы, естественные хранилища газа, нефти и др), лесопосадки, защитные полосы, иные объекты.
Права и обязанности субъектов природоохранной деятельности в процессе охраны окружающей среды обусловлены видами и состоянием природных ресурсов, природных объектов или природных комплексов, целями и характером хозяйственного, заповедного или иного нехозяйственного использования данных ресурсов, объектов и комплексов, составом проводимых на них средозащитных работ и мероприятий, другими факторами.
В качестве субъектов правовой охраны окружающей среды могут выступать государственные, кооперативные, общественные, другие предприятия, организации, объединения, учреждения и граждане, лица без гражданства, международные организации, иностранные юридические и физические лица.
Основными правами субъектов правовой охраны окружающей среды являются их возможности: содействовать реализации государственных экологических программ; проводить общественную экологическую экспертизу; возбуждать ходатайства перед государственными органами и природопользователями о соблюдении ими природоохранного законодательства, проведении природоохранных работ и мероприятий; осуществлять общественный экологический контроль; принимать участие в охране земель, вод, лесов, национальных парков, заповедников, заказников, памятников природы, других природных ресурсов, комплексов и объектов, получать достоверную экологическую информацию; требовать возмещения вреда или ущерба, причиненных нарушением природоохранных правил и др.
Субъекты правовой охраны окружающей среды обязаны: соблюдать природоресурсное, природоохранное, иное законодательство; проводить необходимые работы и мероприятия по охране земель, вод, лесов, особо охраняемых и других природных ресурсов, объектов и комплексов; возмещать причиненные экологический вред, ущерб или убытки; устранять неблагоприятные для окружающей среды последствия и т.д.
Применительно к конкретным охраняемым объектам субъекты правовой охраны окружающей среды могут иметь другие права и нести соответствующие обязанности.
Формируемое экологическое законодательство и право основывается на следующих принципах:
— предотвращение вреда окружающей среде в процессе социально-экономического развития. Лицо, осуществляющее; или планирующее деятельность, которая оказывает или может оказать неблагоприятное воздействие на окружающую среду, обязано заранее принять и реализовать необходимые меры в соответствии с требованиями законодательства для того, чтобы предотвратить возможный вред. Уполномоченные государственные органы в пределах своей компетенции обеспечивают соблюдение данного принципа;
— демократизация экологического права. Это проявляется в n создании правовых условий для вовлечения граждан и общественных формирований в механизм охраны окружающей среды, в частности, в механизм подготовки и принятия экологически значимых решений, экологического контроля;
— гуманность. В соответствии с этим принципом законодательство предусматривает меры по предупреждению нанесения вреда растительному и животному миру, всем формам жизни. Он вытекает также из ст. 137 ГК РФ, устанавливающей, что при осуществлении гражданских прав не допускается жестокое обращение с животными, противоречащее принципам гуманности.;
— обеспечение рационального использования природных ресурсов, в соответствии с которым должно быть обеспечено неистощительное, экологически обоснованное природопользование в интересах настоящего и будущих поколений, сохранение долгосрочного потенциала национальных природных ресурсов;
— устойчивое экологически обоснованное экономическое и социальное развитие. Его содержание определяется обеспечением учета экологических требований в хозяйственной, управленческой и иной деятельности с учетом интересов настоящего и будущих поколений;
— сохранение и защита экологического равновесия в природе как важнейшего компонента не только развития человечества, но и его выживания. Обеспечивается посредством экологического нормирования, предупреждения экологического вреда, восстановления нарушенного состояния природной среды;
— свободный доступ к экологической информации. Полная, достоверная и своевременная информация о состоянии окружающей среды и уровнях антропогенного воздействия на нее является открытой и доступной для всех граждан России и не должна составлять государственную и иную тайну;
— платность природопользования, согласно которому любое использование природных ресурсов осуществляется за плату, за исключением общего природопользования граждан, а также случаев, прямо указанных в законодательных актах;
— «загрязнитель платит». В соответствии с этим принципом любое лицо обязано платить за отрицательное воздействие осуществляемой им деятельности на окружающую среду. Основан на идее создания условий экономической заинтересованности загрязнителя оплатить проведение превентивных природоохранных мер;
— ответственность должностных лиц, предприятий, общественных организаций и граждан за нарушение (невыполнение) требований экологического законодательства;
— гармонизация российского законодательства об окружающей среде с законодательством зарубежных государств. Одним из ее проявлений является участие Российской Федерации в международных договорах в области охраны окружающей среды и природопользовайия. В соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
Принцип ответственности государств и международных организаций: понятие, становление, развитие.
Охрана окружающей среды
Полезное
Смотреть что такое «Охрана окружающей среды» в других словарях:
Охрана окружающей среды — (a. environment protection; н. Umweltschutz; ф. protection de l environnement; и. proteccion de ambiente) комплекс мероприятий по оптимизации или сохранению окружающей природной среды. Цель O. o. c. противодействие негативным изменениям в … Геологическая энциклопедия
Охрана окружающей среды — комплекс международных, государственных, региональных и локальных административно хозяйственных, технологических, политических и общественных мероприятий по обеспечению социально экономического, культурно исторического, физического, химического и … Финансовый словарь
охрана окружающей среды — Защита окружающей среды от неблагоприятного воздействия продукции, процессов и услуг. [ГОСТ 1.1 2002] охрана окружающей среды природоохранная деятельность Деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной… … Справочник технического переводчика
Охрана окружающей среды — – деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических… … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов
Охрана окружающей среды — 1) предотвращение, ограничение и уменьшение негативного воздействия последствий стихийных и экологических бедствий, аварий, катастроф, хозяйственной и производственной деятельности на человека и окружающую среду путем проведения комплекса… … Словарь черезвычайных ситуаций
ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ — совокупность научных, правовых и технических мероприятий, направленных на рациональное использование, воспроизводство и сохранение природных ресурсов и космического пространства в интересах людей, на обеспечение биологического равновесия в… … Экологический словарь
Охрана окружающей среды — деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц,… … Официальная терминология
Охрана Окружающей Среды — комплекс мероприятий по сохранению, восстановлению, улучшению природной среды. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов
охрана окружающей среды — Комплекс мер по сохранению, рациональному использованию и восстановления природных ресурсов, в том числе видового разнообразие флоры и фауны, богатства недр, чистоты вод и атмосферы. Syn.: охрана природы … Словарь по географии
Охрана окружающей среды — Экологи Австралии Охрана окружающей … Википедия
Охрана окружающей среды — 26. Охрана окружающей среды научно обоснованный регламент хозяйственного поведения в определенных границах, нацеленный на сохранение качественных и количественных соотношений в сложившейся экосистеме. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Об охране окружающей среды»
ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
20 декабря 2001 года
26 декабря 2001 года
В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
Судебная практика и законодательство — 7-ФЗ Об охране окружающей среды
Соответственно, требования к зданиям, строениям, сооружениям и помещениям, используемым для выполнения работ по сбору отходов, установлены санитарными правилами, Законом N 7-ФЗ и техническими регламентами.
20. Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;
21. Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»;
9. Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
10. Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 2, ст. 133; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; N 19, ст. 1752; 2006, N 1, ст. 10; N 52, ст. 5498; 2007, N 7, ст. 834; N 27, ст. 3213; 2008, N 26, ст. 3012; N 29, ст. 3418; N 30, ст. 3616; 2009, N 1, ст. 17; N 11, ст. 1261; N 52, ст. 6450; 2011, N 1, ст. 54; N 29, ст. 4281; N 30, ст. 4590, ст. 4591, ст. 4596; N 48, ст. 6732; N 50, ст. 7359; 2012, N 26, ст. 3446; 2013, N 11, ст. 1164; N 27, ст. 3477; N 30, ст. 4059; N 52, ст. 6971, ст. 6974; 2014, N 11, ст. 1092; N 30, ст. 4220; N 48, ст. 6642; 2015, N 1, ст. 11; N 27, ст. 3994; N 29, ст. 4359; N 48, ст. 6723; 2016, N 1, ст. 24; N 15, ст. 2066; N 26, ст. 3887; N 27, ст. 4187, 4286; 4291);
содействие в получении промышленными предприятиями комплексного экологического разрешения в обеспечение реализации требований Федерального закона «Об охране окружающей среды»
I. Приоритеты и цели государственной политики,
в том числе общие требования к государственной политике
Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 2, ст. 133; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; N 19, ст. 1752; 2006, N 1, ст. 10; N 52, ст. 5498; 2007, N 7, ст. 834; N 27, ст. 3213; 2008, N 29, ст. 3418; N 30, ст. 3616; 2009, N 1, ст. 17; N 11, ст. 1261; N 52, ст. 6450; 2011, N 1, ст. 54; N 29, ст. 4281; N 30, ст. 4590, ст. 4591, ст. 4596; N 48, ст. 6732; N 50, ст. 7359; 2012, N 26, ст. 3446; 2013, N 27, ст. 3477, N 30, ст. 4059; N 52, ст. 6971, ст. 6974; 2014, N 11, ст. 1092; N 30, ст. 4220; N 48, ст. 6642; 2015, N 1, ст. 11, N 27, ст. 3994; N 29, ст. 4359; N 48, ст. 6723; 2016, N 1, ст. 24; N 15, ст. 2066; N 27, ст. 4187, ст. 4286, ст. 4291);
7) Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 2, ст. 133; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; N 19, ст. 1752; 2006, N 1, ст. 10; N 52, ст. 5498; 2007, N 7, ст. 834; N 27, ст. 3213; 2008, N 26, ст. 3012; N 29, ст. 3418; N 30, ст. 3616; 2009, N 1, ст. 17; N 11, ст. 1261; N 52, ст. 6450; 2011, N 1, ст. 54; N 29, ст. 4281; N 30, ст. 4590, 4591, 4596; N 48, ст. 6732; 2012, N 26, ст. 3446; 2013, N 11, ст. 1164; N 27, ст. 3477; N 30, ст. 4059; N 52, ст. 6971, 6974; 2014, N 11, ст. 1092; N 30, ст. 4220; N 48, ст. 6642; 2015, N 1, ст. 11; N 27, ст. 3994; N 29, ст. 4359; N 48, ст. 6723; 2016, N 1, ст. 24; N 15, ст. 2066; N 27, ст. 4187, 4291);
Разработка нормативно-правового документа о порядке организации производственного экологического контроля и мониторинга в морских портах, согласующегося с федеральным законом «Об охране окружающей среды» и Техническим регламентом о безопасности объектов морского транспорта, способствующего их реализации.
Корректировка размеров платы за негативное воздействие на окружающую среду осуществляется в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».