Что понимают под размещением отходов
Размещение отходов: как получить лицензию на этот вид обращения с отходами
Содержание:
Размещение отходов: разбираемся в терминологии
Размещение отходов – хранение и захоронение отходов
Хранение отходов – складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем 11 месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения. Складирование отходов на срок менее 11 месяцев называется накоплением отходов. Накопление отходов, в отличие от хранения отходов, не подлежит лицензированию.
Захоронение отходов – изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.
Лицензия на размещение отходов и плата за негативное воздействие на окружающую среду
Лицензия выдается на конкретные виды отходов, с которыми планирует работать лицензиат. Весь перечень отходов, который порой “простирается” на десятки страниц перечисляется в приложении к лицензии. Размещение отходов, которых нет в списке, является незаконным.
Документы для получения лицензии на размещение отходов
Требования к объектам размещения отходов
На сегодняшний день существует ряд требований к объектам размещения отходов (полигонам, шламохранилищам, отвалам пустой породы, терриконикам, золошлакоотвалам, специально оборудованным комплексам по их переработке и захоронению). Основные положения размещения отходов описаны в статье 12 Федерального закона “Об отходах производства и потребления” и более подробно в СанПин 2.17.1322-03.
Далее приведем некоторые правила размещения отходов из СанПин 2.17.1322-03, коих гораздо больше, чем в одной статье ФЗ-89. Например, в СанПин указывается каким образом должны храниться отходы в зависимости от степени опасности: 1 класс – только в контейнерах, бочках и цистернах; 2 класс – в полиэтиленовых мешках и пластиковых пакетах; 3 класс – в бумажных мешках, хлопчатобумажных и текстильных; 4 класс – насыпью.
В отдельном разделе документа приводятся требования к самим объектам размещения отходов, которые частично пересекаются с положениями закона “Об отходах”. Понятно, что место для хранения и захоронения отходов выбирают на этапе разработки проектной документации, размер территории определяется с учетом эксплуатации на 20-25 лет; берется во внимание классы опасности отходов, которые планируют размещать. Объект выбирается за пределами жилой зоны и мест скопления, отдыха людей.
Территория с хранящимися отходами не должна простираться на территории всех 3-х поясов зон санитарной охраны источников воды. Полигоны запрещено размещать на заболоченных территориях. Весь полигон должен быть опоясан кольцевыми каналом и валом высотой от 2 метров.
Хранение и захоронение отходов должны происходить с учетом классов опасности, агрегатного состояния, водорастворимости, класса опасности веществ и их компонентов. И другие санитарные правила и нормы.
Способы размещения отходов
Реестр объектов размещения отходов
Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО). Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов (ФЗ №89).
Литература для изучения вопроса
СанПин о размещении отходов
Российским законодательством разработаны санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПин 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления». В данном документе содержится информация о целях размещения отходов и области применения документа; временном складировании и транспортировании отходов; требовании к размещению, устройству и содержанию объектов; составе предпроектной и проектной документации и прочее.
Сроки получения лицензии
Лицензия на размещение отходов по срокам получается дольше, чем лицензия на сбор и транспортирование. Если рассматривать ситуацию, когда у соискателя лицензии собраны все исходные данные из перечисленного выше списка и он передает их в проектную организацию для получения лицензии. В этом случае общий цикл получения лицензии (с подготовкой материалов обоснования, согласованием в трех органах и двумя проверками) займет 5,5 месяцев. Правда, это идеальная ситуация, которая на практике встречается крайне редко.
Если у соискателя лицензии нет проектов санитарно-защитной зоны и предельно допустимых выбросов, срок получения лицензии увеличивается на время получения положительных заключений по этим документам. Например, разрешение на выброс получают за 5 месяцев, санэпид заключение по границе СЗЗ за 4,5 месяца. При синхронном проектировании документов возможно уложиться в срок 6-7 месяцев. Для этого понадобится подключить дополнительных специалистов.
Проведение экологической экспертизы и общественных слушаний также занимает не менее 3 месяцев.
В итоге наиболее реальным сроком получения лицензии можно назвать 1-1,5 года. Для этого специалистам следует работать по заранее составленному плану-графику и аккуратно придерживаться его.
Размещение отходов — это что такое?
Чтобы понимать, о чём говорится в экологических законах и нормативных актах, нужно разбираться в терминологии, связанной с отходами. Понимание терминов позволит не нарушать законодательство и правильно обращаться с мусором. Одним из терминов, часто используемых экологами, является словосочетание «размещение отходов». Разберёмся, что оно означает, и что говорится о процессе в правилах и нормах РФ.
Что представляет собой размещение отходов?
В первой статье ФЗ №89, увидевшем свет 24.06.98, называющемся «Об отходах производства и потребления», рассматриваются основные понятия, связанные с обращением с мусором.
В Законе указывается на то, что размещение – это процесс, включающий в себя 2 других процесса:
Сразу оговоримся, что это не одно и то же. Захоронение представляет собой изоляцию того, что не может быть переработано и несёт угрозу для окружающей среды. Для захоронения создаются специальные хранилища, оборудованные таким образом, чтобы предотвратить выброс вредных веществ.
Рассмотрим более детально, что представляет собой хранение отходов.
Особенности размещения мусора на хранение
В упомянутом выше ФЗ об этапе размещения с целью хранения говорится, что под ним подразумевается складирование отходов на специальных объектах на длительный срок – не менее 11 месяцев.
Следующие этапы после размещения:
Лицензирование
Понятие и порядок размещения отходов чётко регламентируются законом. В нём говорится о том, что организации, размещающие мусор, должны получить лицензию.
Документ представляет собой разрешение, в котором указывается, с какими видами отходов имеет право работать организация. Лицензия ограничивается сроком.
Размещение утиля, неуказанного в разрешении, противозаконно. Если размещаются представляющие опасность отходы, с организации взымается сбор за вред, причиняемый окружающей среде.
Если мусор не влияет на среду, данный факт должен быть подтверждён документально.
Требования, предъявляемые к объектам размещения отходов
Государство строго контролирует процесс размещения мусора. К объектам для складирования отработавшего сырья предъявляются такие требования:
Всё сказанное значит, что руководители организаций, занимающихся хранением отработанного сырья, должны делать всё для непричинения вреда природе.
Что запрещено?
Строго запрещено складирование сырья:
Твёрдые бытовые отходы (ТБО) не могут быть применены для рекультивации земель и карьеров.
Что говорится в СанПиНе?
Ещё один документ, регламентирующий процессы захоронения отходов, – СанПиН. В нём определяются классы опасности различных ТБО и способы их хранения:
В документе детализируются требования к местам размещения отходов.
О способах размещения
Отработанное сырьё можно складировать:
Территории складирования должны быть внесены в ГРОРО – реестр размещения отходов.
Сроки выдачи разрешений
Складирование представляет больше угрозы для окружающей среды, нежели сбор и транспортировка, потому и лицензия на данную деятельность оформляется дольше.
При условии предоставления всех необходимых документов процесс займёт не менее 5 с половиной месяцев. В процедуру входит:
Срок 5,5 месяца условный. На практике приходится ждать от года до полутора лет. Ускорить процесс может только наличие проекта максимально разрешённых выбросов и СЗЗ. Оформление проекта длится не менее 5 месяцев, на СЗЗ уходит 6-7 месяцев.
Проект нормативов размещения отходов
Данный проект необходим для того, чтобы определить, какую угрозу может представлять возводимый объект для окружающей среды. С помощью экспертов устанавливаются максимально разрешённые границы выбросов. В случае их превышения ответственность ложится на плечи руководства организации.
Разработанные нормативы утверждаются на 5-летний срок. Ежегодно компания должна предоставлять отчёты, в которых подтверждается, что установленные проектом нормативы не были превышены.
Заключение
Размещение отходов – ответственный вид деятельности, требующий от руководителей чёткого следования законам и нормативам. Все перечисленные выше правила и запреты устанавливаются с единственной целью – непричинение вреда природе.
Правила размещения, хранения и накопления отходов
За последние несколько десятков лет количество промышленного и бытового хлама возросло. Их образование стало проблемой как для больших городов, крупных предприятий, так и мелких населенных пунктов. Свалка появляется в результате прекращения управления ненужными материальными изделиями, которые выкидывает человек. Они начинают громоздиться и постепенно разлагаться. Поэтому такие предметы или материалы подлежат правильному размещению или уничтожению.
Законодательные акты, дающие определения понятиям в сфере обращения с отходами
Федеральный Закон № 89 устанавливает правовые основы по обхождению негодного сырья. Исполнение всех его требований приводит к уменьшению пагубного влияния на экологию, помогает защищать здоровье и жизни людей. Его соблюдение необходимо для будущего применения, в виде сырья или для выделения полезных минералов
Нормативные документы, которые регламентируют обращение с мусором в РФ:
Что такое размещение, хранение, складирование и накопление отходов в соответствии с ФЗ 89
Новая правка Федерального закона № 89 дает следующее определения основных положений в сфере обращения с вторсырьем:
Объекты накопления, размещения и хранения отходов
К предметам скопления относятся контейнеры, герметические емкости для ламп из ртути, контейнеры для электронных технических средств, шкафы для оргтехники и другие накопители. Все они вписаны в проект нормативов образования утиля и лимитов на его расположения, но не входят в ГРОРО. Наряду с этим, такие объекты в обязательном порядке вносятся в данный перечень. Согласно ФЗ № 89 их запрещено размещать на складах, которые не внесены в ГРОРО.
При проведении ПНООЛР важно планировать накопление ненужного вторсырья. Если до 11 месяцев, то для этого оборудуют здание, согласно экологическим и санитарно-гигиеническим нормам. Дольше этого срока требуется обустроить специальное помещение.
Требования к объектам размещения отходов
Для предпринимателей и юридических организаций являются обязательными такие требования:
Согласно российскому законодательству, таким помещениям нужны специальные постройки. Для их создания и функционирования требуется положительное заключение государственной экспертизы по экологии.
Требования к местам временного накопления отходов
Накопление отходов можно производить, используя закрытые или герметичные контейнеры. Они относятся к утильсырью 1-3 классов существующей опасности. К ним принадлежат: емкости из металла или пластика. Подойдут картон и мешки из ткани.
Вещества 4 и 5 классов вредных воздействий допускается содержать в открытых емкостях в виде свертков и спрессованного материала.
Упаковочная тара должна быть крепкой, не имеющей повреждений. Нужно полностью предотвращать высыпание, разливание и прочую утечку, тем самым обеспечивая им полную сохранность.
Складирование мусора может осуществляться на отведенных территориях.
Государственный реестр объектов размещения отходов
Информационная система, которая включает расположение твердых бытовых и других исходных материалов, является государственным реестром объектов их распределения. Она содержит данные каждого законного сооружения. Ведь такие строения служат защитой природы и человека.
База сведений имеет информацию обо всех помещениях утильсырья или их переработки. Все данные классифицируются.
Где запрещается складирование
Сбор и временное хранение отходов запрещается осуществлять:
На территорию Российской Федерации запрещен ввоз опасных веществ иных государств с намерением их погребения и обезвреживания
В чем должны храниться отходы в зависимости от класса их опасности по СанПиН
Отходы 1 и 2 класса вредного воздействия хранятся как в закрытых складах, так и в помещениях на поддонах по отдельности. Период вывоза накопительного мусора с участков предприятий производится не менее один раз в полгода.
Мусор различной классификации хранится и транспортируется согласно СанПиН, по таким правилам:
Лица, которые изучили технологические процессы по обороту отходов, должны иметь сертификат на получение права работать с опасными веществами.
Безопасное обращение с отходами на предприятии — залог здоровья каждого человека. Особенно губительными считаются исходные материалы, в которых содержатся вещества, вредные для здоровья людей и представляющие большую угрозу для внешней среды.
Хранение отходов 4 класса опасности
Предметы четвертого класса особенно серьезных опасений не вызывают. Они имеют низкий уровень воздействия ОО на природную среду. Эти производственные исходные материалы частично нарушают экологическую систему. Но уже через 3 года экосистема полностью может восстановиться. Сюда относят сернокислые соли, химические элементы алюминия, аммиака, этанола.
Часто отброски бывают строительными: арматура, щебень, лоскуты рубероида. Также встречается дорожный асфальт, битумные предметы, куски мебели, дерновая земля. Их можно хранить в открытом виде на платформе или спецплощадке. У них должно быть твердое водонепроницаемое покрытие и без контакта с землей. Разрешается перевозить навалом.
Способы размещения отходов
К завершающей процедуре переработки относятся:
Во время перевозки на место захоронения используется специально оборудованный автотранспорт. Весь мусор и смеси содержат на предназначенных территориях, за пределами населенных мест и с выполнением соблюдений СЭП.
Когда нужно получать лицензию для размещения
Когда на территории структурного подразделения проводится скапливание только опасных производственных факторов (ОО) и содержится утильсырье 5 группы агрессивности, официального распоряжения на ведения работ не требуется.
Порядок обращения с отходами производства и потребления
Форма отчетности об образовании отходов — куда сдавать отчет МСП
Транспортировка отходов 1-4 класса — что это, порядок вывоза
Классификация особо опасных отходов и правила обращения с ними
Что такое территориальные схемы по размещению и обращению с отходами
Понятие обезвреживания отходов и методы нейтрализации их опасности
Что понимают под размещением отходов
Статья 1. Основные понятия
В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:
(в ред. Федеральных законов от 29.12.2014 N 458-ФЗ, от 16.12.2019 N 431-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 30.12.2008 N 309-ФЗ, от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 29.12.2014 N 458-ФЗ, от 27.12.2019 N 450-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 29.12.2014 N 458-ФЗ, от 27.12.2019 N 450-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2000 N 169-ФЗ)
(в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 503-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 356-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 503-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ; в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 503-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
(в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 503-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Федеральным законом от 26.07.2019 N 225-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 26.07.2019 N 225-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 26.07.2019 N 225-ФЗ)
Что такое размещение отходов
Размещение отходов – это способ хранения утилизированных продуктов потребления и производства для дальнейшей реализации или захоронения на полигоне.
О чем говорит 89 ФЗ
В законе расписаны основные манипуляции, проводимые с отходами. А также меры регулирования деятельности в этой сфере.
Самое главное – это иерархия, которая обозначает, в какой последовательности должны происходить все стратегические действия по обращению с отходами в их приоритете.
Иерархия выглядит таким образом:
Особенности размещения мусора на хранение
Федеральный закон 89 несет информацию о необходимости складирования отходов на специализированных объектах, после чего происходит обеззараживание или переработка.
Временное складирование и хранение допускается:
Площадки для хранения подразумевают возможность сортировки отходов. Площадки должны быть укрыты от ветра и осадков с помощью навесов или заборов.
Место размещения отходов зависит от класса опасности (согласно требованиям санитарных правил и норм):
Площадка для хранения атомных отходов
1-ый класс – герметичные контейнеры, бочки и цистерны с толщиной стенок не менее 1 см (опасные для окружающей среды отходы).
2-ой класс – прочно закрытые пластиковые пакеты и полиэтиленовые мешки.
3-ий класс – мешки из ткани и бумаги.
Что включает в себя размещение отходов
Отходы, которые не были отправлены на переработку, транспортируются на специальные полигоны, либо подвергаются захоронению.
В статье №1 ФЗ №89 «Об отходах производства и потребления» понятие «Размещение отходов» включает в себя 2 процесса:
Требования, предъявляемые к объектам размещения отходов
Что запрещено
Запрещается строительство объектов захоронения мусора вблизи населенных пунктов, экологически значимых, лечебно-оздоровительных, сельскохозяйственных и производственных объектов. А также на местах, не внесенных в ГРОРО (Государственный реестр объектов размещения отходов). Согласно Федеральному закону №89, захоронение отходов, подходящих по свойствам для переработки – запрещено.
Что говорится в СанПиН
В СанПиН имеются гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления:
Также в СанПиН указано:
Объекты складирования служат для длительного хранения отходов при условии соблюдения правил безопасности на весь период функционирования объекта и после закрытия
Лицензия на размещение отходов
С 01.07.2016 компании, осуществляющие деятельность в области утилизации твёрдых бытовых отходов, должны получить лицензию на право размещать твердые бытовые отходы.
Лицензия на размещение отходов – документ, дающий право на ведение деятельности с отходами I – IV класса опасности (V класс не требует лицензирования).
Основание: Федеральный Закон №89
Юридические лица и ИП, не имеющие лицензии на размещение отходов, но получающие прибыль от работы с ТБО, привлекаются к уголовной ответственности за произведение незаконной предпринимательской деятельности.
Процедура получения лицензии – процесс достаточно долгий и нуждается в высоком уровне знаний законодательства относительно обращения с ТБО.
Ориентировочный список документов, которые необходимы (или скорее всего будут необходимы) при получении лицензии на отходы
Сроки выдачи разрешений на ведение деятельности
Перечень этапов получения лицензии на размещение отходов:
Сроки каждого из этапов получения природопользователем лицензии:
Проект нормативов размещения отходов
Для каждого современного предприятия, работающего с отходным сырьем, обязательно наличие проекта.
Компании малого и среднего бизнеса имеют право выбора: разработать проект или установить лимиты на следующий год. Оба варианта необходимо предъявлять контролирующим органам для сохранения права на ведение деятельности.
Лимит – это предельное количество отходов в тоннах, которые можно отвезти на полигон в следующем году. Лимит устанавливается в целях предотвращения пагубного воздействия твердых бытовых отходов на окружающую среду.
За отходы, которые превышают лимит, необходимо вносить плату с пятикратным повышающим коэффициентом.
Проект – один из важнейших и жестко контролируемых документов экологической безопасности.
Проект определяет возможную биологическую угрозу объекта и обеспечивает контроль за ситуацией. Его отсутствие влечет проблемы со стороны контролирующих органов, которые могут запретить вести дальнейшую деятельность в области размещения отходов. Проект сохраняет свою силу в течение 5-ти лет, при условии своевременного продления лимитов на отходы. Игнорирование продления или несвоевременное предоставление необходимых документов в органы Росприроднадзора, переводит ранее утвержденные пределы в статус недействительных.
Сдача отчётности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов
Отчетность о действиях с отходными материалами предоставляется в совокупности с отчетом об организации и результатах осуществления производственного экологического контроля.
Сдача отчета производится каждый год в период до 15 января. Отчет необходим контролирующим органам для того, чтобы одобрить дальнейшую работоспособность проекта. Первичным документом для составления отчета является журнал учета отходов. Данные учета в области обращения с отходами вносятся в таблицу.
В нем содержится информация о количестве отходов по классам и последующих действиях, связанных с ТБО.
Алгоритм сдачи отчета:
Заключение
Процесс размещения отходов достаточно сложный. Все меры и обязательства принимаются с целью уменьшения выброса вредных веществ в воздух, воду и почвы.
Основной задачей ФЗ №89 и вышеперечисленных организаций является стабилизация биохимического состава окружающей среды. Каждый природопользователь, получивший лицензию, берет на себя ответственность за благосостояние нашей среды обитания. Высокие меры наказания и размеры штрафов за нарушения требований по размещению отходов взимаются с руководителя организации. Человек, получивший лицензию, несет полую ответственность за функционирование объекта.