Что понимают под регулируемыми затратами
8.6.4. Регулируемые и контролируемые расходы по каждому центру затрат
8.6.4. Регулируемые и контролируемые расходы по каждому центру затрат
В целях контроля и регулирования затраты подразделяются следующим образом:
• регулируемые и нерегулируемые;
• затраты в пределах норм, плана, смены и отклонения от норм, плана, сметы;
• контролируемые и неконтролируемые.
Регулируемыми называются расходы, величина которых может зависеть от менеджера соответствующего уровня управления.
Нерегулируемые расходы не зависят от решений менеджера (как правило, низших уровней управления).
Для руководителей организации почти все ее расходы являются регулируемыми. Для руководителей цеха регулируемыми являются затраты в пределах цеха. Общехозяйственные расходы для него – нерегулируемые. Для бригадира регулируемыми являются только затраты в пределах бригады, цеховые расходы – нерегулируемые.
Деление расходов на регулируемые и нерегулируемые имеет большое значение для установления ответственности каждого менеджера и исполнителя за величину расходов.
По возможности осуществления контроля за затратами они подразделяются на контролируемые и неконтролируемые.
Контролируемые затраты могут контролироваться работниками организации. Неконтролируемые затраты не поддаются контролю со стороны работников организации – повышение цен на оборудование и топливно-энергетические ресурсы, изменение ставок отчислений на социальные нужды, налогов и т. п.
Система контроля за затратами предусматривает деление их на затраты в пределах норм, плана, сметы и на отклонение от норм, плана, сметы. Выявление указанных отклонений позволяет менеджерам принимать решения по управлению затратами.
По каждому центру затрат ответственность соответствующих руководителей или исполнителей устанавливается только по контролируемым ими расходам. При установлении контролируемых расходов часто возникают проблемы, поскольку многие расходы могут контролироваться частично.
При отнесении расходов к контролируемым и неконтролируемым необходимо учитывать уровень управления и время осуществления расходов. Сущность влияния первого фактора заключается в том, что одни и те же расходы могут быть неконтролируемыми на одном уровне и контролируемыми на другом. Например, заработная плата начальника цеха является неконтролируемой статьей расходов на уровне цеха, но она является контролируемой на уровне руководителя организации, утверждающего штатное расписание.
Фактор времени также влияет на контролируемость отдельных затрат. Например, сумма арендной платы за какие-либо активы в течение срока действия договора на аренду является неконтролируемой. Однако в перспективе сумма арендной платы может быть изменена, или может быть принято решение о приобретении в собственность соответствующих активов.
Перечень контролируемых расходов по каждому центру затрат указывается в формах учета затрат на производство и отчетов по центрам затрат.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
8.6.3. Ответственные за расходы по каждому центру затрат
8.6.3. Ответственные за расходы по каждому центру затрат Назначение ответственных за расходы по каждому центру затрат зависит от принятой системы управления затратами и уровня соответствующих центров затрат. В центрах затрат первого уровня управления затратами
8.6.5. Сметы затрат, порядок учета фактических расходов и форм отчетов по центрам затрат
8.6.5. Сметы затрат, порядок учета фактических расходов и форм отчетов по центрам затрат После выбора центров затрат по каждому из них составляется смета затрат. В смету включаются только те затраты, которые непосредственно контролируются исполнителем или другим
14.2.2. Порядок закрытия счетов 97 «Расходы будущих периодов», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы»
14.2.2. Порядок закрытия счетов 97 «Расходы будущих периодов», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы» Счет 97 «Расходы будущих периодов» закрывается в той части, в которой эти расходы приходятся на отчетный год. Устанавливают это исходя из
Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом (в ред. Федерального закона от 10.01.2003 № 14-ФЗ)
Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом (в ред. Федерального закона от 10.01.2003 № 14-ФЗ) Настоящий Федеральный закон регулирует правовые, экономические и социальные отношения, возникающие при создании негосударственных пенсионных фондов,
Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Законом (в ред. Федерального закона от 10.12.2003 № 172-ФЗ)
Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Законом (в ред. Федерального закона от 10.12.2003 № 172-ФЗ) 1. Настоящий Закон регулирует отношения между лицами, осуществляющими виды деятельности в сфере страхового дела, или с их участием, отношения по осуществлению
Порядок формирования и списания затрат в расходы будущих периодов
Порядок формирования и списания затрат в расходы будущих периодов Часть затрат, использованная на проведение текущих операций отчетного периода, рассматривается как расходы, а часть, которая еще не нашла своего применения (не обеспечила доходы), в качестве затрат
5.19. Расходы на почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги, расходы на оплату услуг связи
5.19. Расходы на почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги, расходы на оплату услуг связи Пп. 18 п. 1 статьи 346.16 Налогового Кодекса РФ предусмотрено включение в расходы затрат на почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги, а также затраты на
2. Регулируемые и нерегулируемые рынки
2. Регулируемые и нерегулируемые рынки В зависимости от наличия внешнего управления протекающими на рынках процессами, они делятся на регулируемые и нерегулируемые.Нерегулируемые рынки – это такое состояние рынка, когда протекающие в его рамках процессы не
101. Аудит материальных затрат на производство и затрат на оплату труда
101. Аудит материальных затрат на производство и затрат на оплату труда Материальные затраты. По элементу «материальные затраты» расходы группируются следующим образом: сырье, топливо, энергия, материалы, производственные работы.Аудитору важно знать, что стоимость
Каждому по труду
Каждому по труду Кто не смеялся над злоключениями Остапа Бендера — главного действующего лица в сатирических романах И. Ильфа и Е. Петрова? Раздобыв путем вымогательства миллион, прохвост воображал, что богатство заставит окружающих относиться к нему, как к «выдающейся»
54. Регулируемые рынки
54. Регулируемые рынки Регулируемые рынки – это такое состояние рынка, когда протекающие в его рамках процессы полностью или частично подвергаются внешнему управлению и регулированию.Внешним источником регулирования выступает государство или уполномоченные им на это
Правообменный контур: к единому регистрационному центру
Правообменный контур: к единому регистрационному центру Банк не произведет с вами ни одной сделки, если вы не пришлете копию вашего устава, выписку из решения собрания акционеров, надлежащим образом заверенную, желательно регистратором вашей компании, доверенность
Контролируемые и неконтролируемые отраслевые рынки
Контролируемые и неконтролируемые отраслевые рынки Полное регулирование рынка предполагает контроль за количеством посредников, при этом любая рыночная стратегия должна быть согласована с контролирующей инстанцией. Многие из широко признанных доводов в пользу
Анализируйте прибыли и убытки по каждому бренду и каждому рынку
Анализируйте прибыли и убытки по каждому бренду и каждому рынку Так куда же все-таки вкладывать деньги? Как определить, что старый рынок насыщен до предела и что выход на новые рынки – наилучшее решение? Как я уже говорил много раз выше, все сводится к расчетам, сможете ли
Вопрос 40 Анализ состава и структуры затрат. Особенности анализа постоянных и переменных затрат
Вопрос 40 Анализ состава и структуры затрат. Особенности анализа постоянных и переменных затрат Оценка состава и структуры затрат проводится на основе сопоставления удельного веса фактических данных отчетного года с данными прошлых лет или плановыми значениями по
Каждому что-то нужно
Каждому что-то нужно Чтобы стать миллионером, нужно понять, что движет людьми, т. е. научиться выявлять мотивы, побуждающие людей действовать так или иначе. Мотивационный оратор Зиг Зиглар утверждает: «Вы можете иметь все, что вам нужно, если поможете достаточному числу
Управление затратами и принятие оперативных управленческих решений.
Классификация затрат.
Большое значение для правильной организации учета затрат имеет научно обоснованная классификация затрат. Затраты на производство группируются по месту их возникновения, центрам ответственности, носителям затрат и видам расходов.
Носителями затрат называют виды продукции (работ, услуг) предприятия, предназначенные к реализации. Эта группировка необходима для определения себестоимости единицы продукции (работ, услуг).
По видам затраты группируются по экономически однородным элементам и по статьям калькуляции в соответствии с Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг).
В целях управленческого учета затраты делятся на категории в зависимости от того, какую управленческую задачу надо решать.
Классификация затрат в зависимости от целей управленческого учета
Задачи | Классификация затрат |
Расчет себестоимости произведенной продукции, оценка стоимости запасов и полученной прибыли | Входящие и истекшие Прямые и косвенные Основные и накладные Входящие в себестоимость (производственные) и затраты отчетного периода (периодические) Одноэлементные и комплексные Текущие и единовременные |
Принятие управленческих решений и планирование | Постоянные и переменные Принимаемые и не принимаемые в расчет при оценках Безвозвратные и возвратные Вмененные (упущенная выгода) Предельные и приростные Планируемые и непланируемые |
Контроль и регулирование | Регулируемые и нерегулируемые |
Постоянные и переменные затраты.
Используются при проведении анализа безубыточности и связанных с ним показателей, а также при оптимизации выпускаемой продукции.
По отношению к объему производства или продаж (уровню деловой активности) затраты разделяют на «постоянные» и «переменные».
Переменные затраты изменяются пропорционально объёму производства или продаж, а рассчитанные на единицу продукции представляют собой постоянную величину. Примером переменных затрата для торгового предприятия является стоимость закупленных товаров, комиссионные вознаграждения и другие расходы, связанные со сбытом, которые изменяются пропорционально изменению объёма продаж.
Производственные переменные затраты | Непроизводственные переменные затраты |
Прямые материальные затраты | Расходы на упаковку готовой продукции для отгрузки ее потребителю |
Прямые затраты на оплату труда | Транспортные расходы |
Затраты на вспомогательные материалы | Комиссионные посреднику за продажу товара |
Покупные полуфабрикаты |
Постоянные затраты в сумме не изменяются при изменении уровня деловой активности, но рассчитанные на единицу уменьшаются при увеличении объёма производства или продаж. Примерами постоянных затрат служат расходы на аренду помещений, заработная плата административного персонала, профессиональные услуги. Общая сумма данных расходов относительна не зависит от объёма продаж.
Подразделяя расходы на переменные и постоянные, нужно использовать понятие «область релевантности«, в котором сохраняется особая взаимосвязь запланированных взаимоотношений выручки и затрат. Так постоянные расходы постоянны относительно конкретного периода, например одного года, но со временем из-за воздействия внешних факторов могут увеличиться или уменьшиться (изменение ставки налога на имущество и прочее).
При классификации затрат переменные и постоянные составляющие выделяются в самостоятельные статьи расходов, поэтому условно-переменные или условно-постоянные расходы не выделяются в отдельную группу.
Затраты, принимаемые и не принимаемые в расчет при оценке.
Процесс принятия управленческого решения предполагает сравнение между собой нескольких альтернативных вариантов с целью выбора наилучшего. Сравниваемые при этом показатели можно разбить на две группы: первые остаются неизменными при всех альтернативных вариантах, вторые варьируются в зависимости от принятого решения. Целесообразно сравнивать между собой только показатели второй группы. Эти затраты, отличающие одну альтернативу от другой, называют релевантными. Только они учитываются при принятии решений.
Пример. Предприятием, реализующим продукцию на внешнем рынке, были закуплены впрок основные материалы на сумму 500 руб. Впоследствии в связи с изменением технологии выяснилось, что для собственного производства эти материалы малопригодны. Произведенная из них продукция окажется неконкурентоспособной на внешнем рынке. Однако российский партнер готов купить у данного предприятия продукцию, изготовленную из этих материалов, за 800 руб. При этом дополнительные затраты предприятия по изготовлению продукции составят 600 руб. Целесообразно ли принимать подобный заказ?
Истекшие затраты по приобретению материалов в сумме 500 руб. уже состоялись. Они не влияют на выбор решения, не являются релевантными. Сравним альтернативы по релевантным показателям (табл.).
Показатели | Альтернатива 1 (не принимать заказ) | Альтернатива 2 ( принять заказ) |
Выручка от реализации | _ | 800 |
Дополнительные затраты | _ | 600 |
Прибыль | _ | 200 |
Выбрав альтернативу 2, предприятие уменьшит свой убыток от покупки ненужных ему материалов на 200 руб., сократив его с 500 до 300 руб.
Подходы к анализу снижения затрат.
Анализ тенденции по диаграмме затрат | Подход с применением носителей затрат | Разработка сравнительных показателей |
Составить диаграмму затрат и изучить тренд Отобрать важные и контролируемые затраты, изучить их более подробно Определить возможное снижение затрат | Выявить применимые носители затрат Определить возможное снижение затрат по каждому носителю | Выявить сферы возможной регистрации показателей Определить источники данных для сравнения Определить возможное снижение затрат |
Анализ структуры затрат
Построение системы управления затратами.
Метод калькуляции себестоимости по переменным затратам («direct-costing»).
Сущность его заключается в принципиально новом подходе к включению затрат в себестоимость. Затраты разделяются на постоянные и переменные. Только переменные затраты включают в себестоимость. Для ее определения сумму переменных затрат делят на количество произведенной продукции и предоставленных услуг. Постоянные затраты вообще не включают в расчет себестоимости, а как расходы данного периода списывают с полученной прибыли в течение того периода, в котором они были произведены. Иначе говоря, до расчета операционной прибыли формируется показатель маржинальной прибыли компании, и лишь затем уменьшая маржинальную прибыль компании на сумму постоянных затрат, формируется финансовый результат.
Существует множество мнений о правомерности такого неполного включения затрат в себестоимость. Международные стандарты бухгалтерского учета запрещают использовать этот подход для составления финансовой отчетности компании в финансовом учете. Основным аргументом против этого выдвигается тезис о том, что постоянные затраты тоже участвуют в процессе создания продукции. Но с другой стороны получается, что постоянные затраты по-разному участвуют в создании себестоимости разного объема одной и той же продукции, а рассчитать действительное участие постоянных затрат в создании себестоимости практически невозможно, поэтому их стоимость просто списывают из полученной компанией прибыли.
Ниже приведены краткие итоговые характеристики методов калькулирования себестоимости «direct-costing» и «absorption-costing».
«Direct-costing» | «Absorption-costing» |
Основывается на учете конкретных производственных затрат. Постоянные расходы относятся всей суммой на финансовый результат и не разносятся по видам продукции. | Основывается на распределении всех затрат, включаемых в себестоимость, по видам продукции (расчет полной себестоимости продукции). |
Предполагает разбиение затрат на постоянные и переменные. | Предполагает разбиение затрат на прямые и косвенные. |
Применяется для более гибкого ценообразования, вследствие чего увеличивается конкурентоспособность продукции. Дает возможность определить прибыль, которую приносит продажа каждой дополнительной единицы продукции, и, соответственно, возможность планировать цены и скидки на определенный объём продаж. | Применяется наиболее часто в российских предприятиях. В основном используется для внешней отчетности. |
Запасы готовой продукции оцениваются только по прямым затратам. | Запасы продукции на складе оцениваются по полной себестоимости, с включением компонент постоянных производственных затрат. |
Поэтому метод маржинальной прибыли основывается на следующей формуле:
Отчет о прибылях и убытках (Маржинальный подход).
Выручка от реализации $539,000
Переменная часть себестоимости реализованной продукции
- Переменная часть себестоимости товаров для продажи $179,872
Минус Конечные остатки готовой продукции $19,272
Переменная часть себестоимости реализованной продукции $160,600
Маржинальная прибыль $272,800
Минус Постоянные расходы
- Постоянные общепроизводственные расходы $36,960
Постоянные коммерческие расходы $48,210
Операционная прибыль (до налогообложения) $105,200
Период 1 | Период 2 | Период 3 | Период 4 | Период 5 | Период 6 | |
Объем продаж (шт.) | 150 | 120 | 180 | 150 | 140 | 160 |
Объем производства (шт.) | 150 | 150 | 150 | 150 | 170 | 140 |
Метод калькулирования себестоимости по полным затратам.
(тыс.руб.) | (тыс.руб.) | (тыс.руб.) | (тыс.руб.) | (тыс.руб.) | (тыс.руб.) | |
Период 1 | Период 2 | Период 3 | Период 4 | Период 5 | Период 6 | |
Запасы готовой продукции на складе на начало периода | ||||||
Произв. затраты | ||||||
Запасы готовой продукции на складе на конец периода | ||||||
Себестоимость реализованной продукции | ||||||
Объем продаж | ||||||
Валовая прибыль | ||||||
Общехозяйствен. расходы | ||||||
Операционная прибыль |
(тыс.руб.) | (тыс.руб.) | (тыс.руб.) | (тыс.руб.) | (тыс.руб.) | (тыс.руб.) | |
Период 1 | Период 2 | Период 3 | Период 4 | Период 5 | Период 6 | |
Запасы готовой продукции на складе на начало периода | ||||||
Произв. перем. затраты | ||||||
Запасы готовой продукции на складе на конец периода | ||||||
Себестоимость реализованной продукции по переменным затратам | ||||||
Постоянные общепроизводственные расходы | ||||||
Суммарные производств. затраты | ||||||
Объем продаж | ||||||
Валовая прибыль | ||||||
Общехозяйствен. расходы | ||||||
Операционная прибыль |
Операционный рычаг.
Действие операционного рычага проявляется в том, что любое изменение выручки от реализации приводит к более сильному изменению прибыли.
Сила воздействия операционного рычага всегда рассчитывается для определенного объема продаж, для данной выручки от реализации.
Пример 1. Варианты сочетания постоянных и переменных затрат (при росте выручки от реализации и неизменных постоянных затратах)
Показатель | Период 1 | Период 2 | Период 3 | Период 4 | Период 5 |
Выручка от реализации, тыс. руб. | 11000 | 12000 | 13092 | 14283,4 | 15583,2 |
Переменные затраты, тыс. руб. | 9300 | 10146,3 | 11069,6 | 12076,9 | 13175,9 |
Маржинальная прибыль, тыс. руб. | |||||
Постоянные затраты, тыс. руб. | 1500 | 1500 | 1500 | 1500 | 1500 |
Прибыль, тыс. руб. | |||||
Прирост прибыли, тыс. руб. | |||||
Сила воздействия операционного рычага | |||||
Точка безубыточности, тыс. руб. | |||||
Запас финансовой прочности, тыс. руб. |
Пример 2. Варианты сочетания постоянных и переменных затрат (при данной выручке от реализации и переменных затратах)
© Интернет-проект «Корпоративный менеджмент», 1998–2021