Что понимают под регуляторными песочницами
Что такое «регуляторные песочницы» и как они помогут бизнесу
Что такое «регуляторные песочницы»?
Это особый экспериментальный правовой режим для инновационных проектов. «Песочницы» позволяют отказаться от некоторых нормативных требований, мешающих развитию инноваций.
В мире постоянно появляются новые технологии и сервисы, которые упрощают производство, коммуникации и повседневную жизнь людей. При этом законодательство отстает от развития технологий, и потому технические инновации иногда годами существуют вне правового поля.
За счет особых условий «песочниц» компании, занимающиеся разработкой новых продуктов и услуг, а также представители органов власти могут тестировать их без риска нарушить действующее законодательство, а впоследствии, если тестирование прошло успешно, — выходить с ними на рынок.
Как отмечал заместитель Министра экономического развития Савва Шилов, говоря о проекте закона, «песочница» рассматривается в первую очередь как прообраз нового регулирования. После окончания эксперимента будет проведен анализ, насколько возможно распространить его на всю страну.
Это мировая практика?
Механизм «регуляторных песочниц» применяется во многих зарубежных странах. Первая «песочница» создана в Великобритании в 2016 году. Позже они были успешно внедрены в США, Австралии, Сингапуре, ОАЭ, Малайзии, Таиланде, Индонезии, Бахрейне, Швейцарии и Канаде.
В каких сферах будут применяться «регуляторные песочницы»?
Изначально предполагалось, что под действие закона подпадут медицинская и фармацевтическая деятельность, транспорт, в том числе беспилотный, электронное обучение и дистанционные образовательные технологии, финансовый рынок, дистанционная торговля, промышленность, строительство, государственные и муниципальные услуги. Но ко второму чтению перечень сфер применения «регуляторных песочниц» решили не ограничивать.
Как работают регуляторные песочницы для бизнеса
28 января 2021 года вступает в силу закон об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций — регуляторных песочницах. В чем суть этого закона? Что о нем думают предприниматели и как его оценивают юристы?
Последнее десятилетие технологии и инновации развиваются слишком быстро. Но возникают проблемы с их коммерциализацией и применением на практике — из-за инертности законодательства. Поскольку нет правовой регламентации, возрастают риски для бизнеса. Этот барьер мешает технологическому развитию.
Понимая суть конфликта, разные страны ищут способы решения проблемы. Сегодня регуляторные песочницы уже применяются в Австралии, Великобритании, Канаде, Китае, ОАЭ, Сингапуре, США, Швейцарии и ряде других стран.
В этой статье попробуем разобраться в следующих вопросах:
Что такое регуляторные песочницы
Это экспериментальные правовые режимы (ЭПР), применяемые в сфере цифровых инноваций, иначе говоря — механизм тестирования в реальных правоотношениях технологий, которые в силу разных причин пока нельзя использовать.
На сайте Минэкономразвития уточняется, что в рамках ЭПР правительство может дать ограниченному числу компаний на определенной территории и на определенное время соблюдать действующее законодательство с рядом особенностей. Эти особенности как раз и позволят применять соответствующие технологии.
То есть благодаря Федеральному закону от 31.07.2020 № 258-ФЗ, который вступит в силу 28 января 2021 года, у предпринимателей, занимающихся развитием цифровых инноваций, появится возможность без риска апробировать и разрабатывать технологии, которые пока существуют вне правового поля.
Направления, на которые распространяются регуляторные песочницы
Закон определяет достаточно широкий диапазон сфер, где могут устанавливаться ЭПР. Они позволят не только разрабатывать и апробировать, но и внедрять цифровые инновации в следующих направлениях:
Что следует понимать под цифровыми инновациями
Поскольку ЭПР распространяется именно на цифровые инновации, то важно понимать, что включает это понятие.
В законе говорится, что это:
К таким инновациям можно отнести технологии робототехники и сенсорики, систем распределенного реестра, беспроводной связи т.д. С полным списком можно ознакомиться в Постановлении Правительства РФ от 28.10.2020 № 1750.
Как ИП или юрлицу начать применять экспериментальный правовой режим
Одобрением ЭПР занимается Минэкономразвития, отраслевое министерство и АНО «Цифровая экономика». На все этапы согласования уходит не менее 85 дней, в зависимости от количества корректировок, которые нужно внести.
Действия со стороны заявителя
Предпринимателю нужно обратиться с заявкой в Минэкономразвития и пройти предварительный отсев. Заявка рассматривается в течение 15 дней и по итогам либо принимается, либо отклоняется или направляется на доработку.
Заявка представляет собой разработанную программу ЭПР, в ней должно быть описано, что и как планируется тестировать.
Важно обосновать свои предложения с точки зрения пользы для общества.
Действия со стороны Минэкономразвития
Министерство проверяет заявителя на соответствие базовым требованиям: несудимость руководства, отсутствие задолженности по налогам, отсутствие регистрации в офшоре.
Если вопросов к заявителю не возникает, то заявка отправляется:
Далее все зависит от голосов. Если все поддерживают поступившее предложение и голосуют «за», то Минэкономразвития начинает разрабатывать постановление правительства об утверждении программы экспериментального правового режима и вносит его в правительство.
Если возникают разногласия, то они рассматриваются Правительственной комиссией по ИТ.
На этот этап работы уходит около двух месяцев.
При оценке заявки и возникновении разногласий она может отклоняться или направляться на доработку.
Требования к участнику экспериментального правового режима
Срок действия ЭПР — максимум три года, но он может продлеваться.
Компания, участвующая в эксперименте, должна обеспечить прозрачность его проведения. Например, одно из требований — ведение реестра лиц, вступивших с компанией в правоотношения в рамках ЭПР.
Кроме того, участник обязан информировать клиентов о том, что они получают товар или услугу в рамках эксперимента, а также реагировать на поступающие жалобы.
Если возникают риски или нарушаются условия эксперимента, бизнес исключается из программы ЭПР.
Актуальные формы отчетов для всех режимов налогообложения. Проверка деклараций на ошибки, авторасчеты и подсказки при заполнении.
Если в рамках эксперимента инновация демонстрирует положительные результаты, правительство может распространить правовой режим на всю страну, то есть законодательно закрепить возможность использования этой инновации. Так отмечается на сайте Минэкономразвития.
Что думает о новом законе бизнес
Предприниматели положительно оценивают закон, но пока не спешат им воспользоваться. Ожидают, пока государство объяснит правила игры.
Среди первых проектов-участников — грузовые перевозки, беспилотные автомобили, бесконтактные медосмотры.
Регуляторные песочницы помогут совершенствовать законодательство
Ксения Даньшина, юрист CMS Russia, уверена, что принятие закона об ЭПР в сфере цифровых инноваций является ключевым шагом в процессе внедрения регуляторных песочниц в России и отвечает мировым тенденциям.
Если компания, задействованная в разработке и применении цифровых технологий, выявит ограничения, препятствующие использованию и развитию технологий, она может выступить инициатором введения ЭПР и получить определенные льготы, которые будут установлены программой.
Ожидается, что регуляторные песочницы позволят показать реальную востребованность технологических решений, а также помогут совершенствовать законодательство с учетом развития технологий, но без чрезмерного обременения различными ограничениями.
Инициатива поможет сделать безопасной работу всех участников
Современные цифровые и технологические решения опережают уровень развития их правовой разработки и законодательного регулирования, считает Андрей Кузьмичев, первый заместитель генерального директора RU-CENTER.
Эта ситуация характерна не только для России, но и для всего мира, поэтому и в США, и в Китае, и в ЕС уже есть стратегии развития искусственного интеллекта (ИИ), которые включают в себя и юридические вопросы. В ближайшие десятилетия разрыв между практикой и их нормативным регулированием продолжит существовать и, возможно, будет увеличиваться.
Регуляторные требования всегда будут несколько консервативными по отношению к цифровым технологиям, и, наверно, это оправдано. Сами по себе цифровые песочницы позволяют создавать и тестировать инновационные продукты и технологии и не отставать от других стран, но глобально в любой дискуссии относительно использования цифровых инноваций есть несколько вопросов.
Эксперт отмечает две проблемы — безопасное хранение и защиту персональных данных, а также ответственность за нарушения и ущерб, который может быть нанесен, например, «действиями» ИИ.
Андрей Кузьмичев обращает внимание на массовые примеры неправомерного доступа, а именно случаи, когда персональные данные миллионов людей попадают в сеть и становятся доступны всем желающим.
Только в этом году в России было минимум восемь крупных утечек данных из различных финансовых учреждений и маркетинговых программ лояльности ритейлеров. В каждом случае в открытый доступ попадали данные 5-10 млн пользователей.
Это не только российская проблема. В прошлом году, к примеру, прошла утечка данных о 20 млн жителей Эквадора при населении страны в 16 млн человек. База включала в себя информацию о большинстве граждан, дублирующие записи и информацию о тех, кто уже умер.
В 2018 году в СМИ обсуждался проект компании Google под названием Project Nightingale. Компания получила медицинские данные миллионов жителей США и использовала их для обучения ИИ, который в дальнейшем сможет предлагать индивидуальные решения по лечению.
С точки зрения закона, никаких нарушений не было – федеральный закон, принятый еще в 1996 году, позволяет медучреждениям передавать такие данные в целях реализации проектов в области здравоохранения и не запрашивать предварительного согласия пациента.
Однако данная ситуация вызвала у общественности вопросы о правоприменении законов в новых условиях.
Самый распространенный пример ущерба от ИИ — действия беспилотных автомобилей. Крупнейшие разработчики систем беспилотных автомобилей уже столкнулись с несчастными случаями, когда ИИ не смог верно определить ситуацию и в результате его бездействия погибли люди.
Наша компания пока не планирует пользоваться этим законом, потому что хостинг и регистрация доменов не противоречат действующей нормативной базе. Пока эту сферу можно улучшать без кардинальных изменений. К примеру, рассматривается проект, позволяющий регистраторам использовать данные из портала госуслуг в процессе регистрации доменов.
Эта инициатива полезна для рынка и поможет сделать безопасной работу всех участников: от органов власти и сотрудников правоохранительных органов до конечных потребителей, которые смогут защитить свои права на домен в некоторых случаях мошеннических действий с использованием персональных данных, например, при регистрации домена через скан паспорта.
Новый закон — возможность законодателю догнать технологии
Законодательное регулирование всегда отстает от жизни и технологического развития, уверен Алексей Рыбаков, генеральный директор IT-компании Omega. По его мнению, бизнес в России настолько зарегулирован, что постоянно приходится искать какие-то лазейки, чтобы обойти нормы. А новый закон тем и хорош, что позволит обходить нормы легально.
Все знают, насколько сложно разрабатывать что-то новое для медицины, поскольку вопросы жизни и здоровья глубоко отрегулированы, чтобы минимизировать риски. Этот законопроект, например, позволит пробовать телемедицинские технологии и искусственный интеллект для простановки диагнозов.
Огромной головной болью для законодателя является также регулирование беспилотного транспорта. Если раньше регуляторы всегда могли наложить вето на новые разработки, то теперь появится возможность все делать по закону. Отсутствие регулирования и запрет на эксперименты фактически отпугивает инновации. Проще инвестировать в прорывные технологии в другой стране с более новаторским законодательством.
Эксперт акцентирует внимание на производственный процесс разработчиков, а именно этап реального тестирования прототипа или готового продукта в естественной среде. Сейчас для тестирования приходится создавать искусственную среду, которая бы повторяла реальные условия. Участники рынка надеются, что закон позволит индустрии инноваций сократить издержки и не станет новой нормой ради нормы.
Но Алексей Рыбаков считает, что риск зарегулированности есть всегда — с учетом строгого следования букве закона регуляторами на первоначальном этапе вполне могут возникать эксцессы. Законодателю придется оперативно реагировать на них, иначе он может потерять доверие технологических компаний.
Сначала нужно отработать закон и десятки подзаконных актов и их взаимодействие с другим отраслевым законодательством на практике. И только после говорить об объединении нормативной базы в некий единый инновационный кодекс, который бы разрешал возможные конфликты между субъектами права в тех областях, в которых обычные нормы права не применяются или происходят коллизии норм.
Мы работаем по проектам заказчиков, поэтому вопрос о том, применим ли мы новое законодательство в собственном технологическом процессе, остается открытым. Если концепция проекта и техническое задание будут предполагать работу с этими нормами, конечно, нам придется этим заниматься.
Новый закон, как и технологические проекты, требует проверки жизнеспособности и тестирования. Лучше будет, если государство само заинтересуется в тестировании собственной законодательной разработки и покажет бизнесу, что проект работает и дает реальные преимущества.
Пока непонятно, как закон будет применяться на практике
Александр Зайцев, член правления инвестиционной платформы RAISON app, оценивает закон о регуляторных песочницах как интересную и полезную инициативу, которая будет способствовать развитию информационных технологий в России.
Он приводит пример регулятивной песочницы Центробанка, которая работает с 2018 года для финтех-проектов, в частности — для проектов с технологиями распределенного реестра (DLT). По словам Александра Зайцева, в начале этого года Центробанк и Норникель анонсировали запуск блокчейн-платформы для оцифровки (токенизации) ценных бумаг, сырьевых товаров (медь, платина, никель) и других активов. Это первый подобный отечественный проект.
DLT или блокчейн — одна из самых многообещающих технологий регулятивной песочницы. В том числе эта технология может изменить ландшафт современного рынка ценных бумаг.
Сейчас компаниям, которые хотят привлечь большой объем финансирования, приходится проводить дорогостоящее IPO, причем подготовка к нему может длиться годами. Блокчейн дает возможность вместо IPO провести Security Token Offering, то есть вместо акций выпустить обеспеченные акциями токены. Это дешевле и проще в организационном плане.
Александр Зайцев отмечает, что технология распределенного реестра может также использоваться в большинстве сфер — страховании, юриспруденции, медицине, государственном управлении и др. Смысл блокчейна в том, чтобы уменьшить количество посредников между двумя сторонами сделки и, соответственно, уменьшить ее себестоимость. При этом прозрачность сделки только возрастает, ведь внести изменения в уже записанную в блокчейне транзакцию невозможно.
Мы пока не планируем участвовать в регулятивной песочнице Сбербанка со своей инвестиционной платформой RAISON app. Когда мы создавали компанию в 2017 году, то структурировали ее в Эстонии из-за более прогрессивного законодательства этой страны в отношении блокчейна и криптовалют.
Сегодня в России принят закон «О цифровых финансовых активах», хотя и довольно спорный, заработали регулятивные песочницы. Однако пока это скорее эксперимент, чем отлаженная регулируемая система, поэтому мы продолжим работать в рамках европейского законодательства, чтобы быть уверенными в завтрашнем дне.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Принципы работы регуляторной песочницы в мире и в России
В современном обществе законодательство не всегда успевает соответствовать темпам технического прогресса и порой сдерживает его. Несмотря на стремление использовать новые технологии, любое правовое государство на первое место ставит следование правовым нормам.
Вместе с тем стала ясной необходимость в таком инструменте, который, с одной стороны, позволит оградить разработчиков технологий от излишнего регулирования, а с другой стороны, предоставит гарантии от возможных рисков тем лицам, которые планируют приобретение и использование этих технологий.
Такой инструмент получил своё оформление в 2015 году в Великобритании в виде «регуляторной песочницы»: благодаря успешному применению эта практика стала быстро распространяться в других странах. Что делает «регуляторную песочницу» перспективным решением в сфере инноваций?
Регуляторные песочницы стали воплощением инициативы финансового регулятора Соединенного Королевства о выборочном тестировании инноваций в сфере банковских услуг. Среди них были сервис равноправного кредитования, блокчейн, сервис по проведению платежей с помощью мобильных телефонов.
Эти услуги изначально планировали протестировать среди небольшого количества участников. При этом между ними было условлено регулярно обмениваться информацией и направлять предложения по совершенствованию правовых норм и контроля за ходом эксперимента.
Проведённый в декабре 2015 года эксперимент показал отличные результаты и перспективы для дальнейшего испытания технологий и услуг в рамках нового механизма. Первые 18 компаний, у которых заявки на участие в эксперименте были одобрены, смогли получить финансирование своих проектов общей суммой на 135 миллионов фунтов стерлингов.
При этом к концу 2018 года из всех участников эксперимента только 9 из 87 (около 10%) являлись крупными финансовыми учреждениями, в то время как другие компании специализировались на технологических разработках. Можно сказать, что, отчасти благодаря проведённому эксперименту, к 2020 году общий объём инвестиций в IT-компании, располагающиеся в Лондоне, достиг отметки в 3,3 млрд долларов.
В результате получилась так называемая «регуляторная песочница» — структура, созданная регулятором финансового сектора для подконтрольного маломасштабного тестирования инноваций частными фирмами, действующая в рамках специального исключения или разрешения. Вскоре она стала применяться не только в Великобритании и не только в секторе банковских услуг.
Уже в 2016 году подобные механизмы начали работать в странах Азии (Тайвань, Южная Корея, Сингапур), а с 2017 года — в некоторых странах Евросоюза. Несмотря на некоторые региональные различия между регуляторными песочницами в этих странах, порядок прохождения процедуры в них примерно одинаковый:
1. Тот, кто планирует заниматься разработками технологий, направляет в финансовый регулятор заявку и предоставляет информацию по таким аспектам, как
Финансовый регулятор также проверяет, насколько заявитель готов проводить техническое тестирование новых продуктов и предоставить гарантии по вероятным рискам для их покупателей.
2. Как только человек получает разрешение на применение специального правового режима, оно готовит для финансового регулятора документы с параметрами тестирования новых продуктов, мер по обеспечению безопасности клиентов в связи с применением технологий, критериев оценки конечного результата применения инноваций. А также он разрабатывает план действий после прекращения специального правового режима.
3. Как только все параметры тестирования согласованы с регулятором, разработчик начинает создание новой технологии, обеспечивает ее передачу другим участникам регуляторной песочницы, направляет отчёты в контрольный орган и предложения по совершенствованию правовых норм.
4. После окончания периода действия специального правового режима организует получение требуемых лицензий для дальнейшего применения и совершенствования разработок.
Важным результатом применения этого механизма является более предсказуемое функционирование рынка технологий, повышение безопасности при их использовании. Для разработчиков применение специального правового режима — это прежде всего создание государством менее рискованной среды для принятия решений и тестирования продукции. Уполномоченный государственный орган становится по сути площадкой взаимодействия между IT-бизнесом и предприятиями других отраслей.
Успехи в применении регуляторной песочницы за рубежом убедили российское правительство в необходимости организации такой структуры и в нашей стране. Власти и раньше пытались поддерживать технологическую отрасль. Например, по закону «Об инновационном центре „Сколково“» участник проекта освобождается от уплаты НДС, налогов на прибыль и имущество в течение 10 лет. Такая льгота утрачивается, если совокупный размер прибыли лица превысит 300 миллионов рублей с начала года, в котором размер выручки превысил 1 миллиард рублей. Кроме того, для участников проекта предусмотрена выплата грантов.Но несмотря на такие примеры, правительство понимает, что помимо налоговых льгот, IT-компаниям нужны условия для тестирования собственной продукции. Для этого требуются новые правовые меры.
31 июля 2020 года президент подписал закон «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации» (далее — Закон). В отличие от аналогичных регуляторных песочниц в других странах, у нас экспериментальные правовые режимы будут применяться в отношении тех, кто ведет разработки в следующих сферах:
Мониторить тестирование этих технологий будет Центробанк РФ (в сфере финансового рынка), в остальных сферах — уполномоченная Правительством структура. Также она будет рассматривать заявки от разработчиков и формировать инициативные предложения для их дальнейшего принятия Правительством РФ.
Кроме того, помимо регулятора, разработчиков технологий и их пользователей, в процессе будет участвовать и организация предпринимательского сообщества. Она будет не только вести мониторинг взаимодействия участников регуляторной песочницы, но также принимать участие в оценке заявки (п. 5 ст. 9 Закона) и работе координационного органа по рассмотрению инициативного предложения, созданного на основе заявки (п.1 ст. 10 Закона)
А незадолго до окончания действия «регуляторной песочницы» эта организация будет собирать информацию о результатах ее применения (п. 2 ст. 18 Закона). Это предоставит возможность предпринимательскому сообществу готовить предложения по изъятиям из отдельных требований законодательства для будущих участников правового режима, а также формировать повестку дня для законодателя в сфере технологий.
Таким образом, со стороны государства предусмотрено наличие общественного контроля, который позволит гарантировать соблюдение прав как разработчиков технологий, так и их пользователей. А участие организации предпринимательского сообщества обеспечит прозрачность принимаемых государством решений.
В целом, у Закона положительные перспективы. Его анализ позволяет сделать вывод, что у государства есть прямой интерес в разработке, приобретении и собственном использовании технологий. При разработке «песочницы» в России учитывался мировой опыт, и расширение сферы применения этой концепции обогатит этот опыт и послужит ориентиром для совершенствования модели в других странах.
Редакция «Клерка» получила информацию от источников в ФНС о том, что в 2022 году налоговики начнут массово снимать расходы компаний.
Чтобы подготовить вас к непростому 2022 году, «Клерк» оперативно разработал уникальный курс по защите при налоговых проверках. Записаться и получить подарок тут.