Что понимают под содержанием музыкальных произведений

Что понимают под содержанием музыкальных произведений

«Искусство есть средство беседы с людьми» М.П.Мусоргский

«Музыка – искусство поэтической мысли» Н.А.Римский- Корсаков

Слушая музыкальное произведение, человек испытывает ощущения, подобные тем, которые возникают у него от умной, интересной, эмоциональной беседы.

Какие бы глубины содержания ни обнаруживало нам приобщение к произведениям литературы или живописи, какие бы срезы душевной жизни ни обнаруживались нам в этих художественных иносказаниях, они возникают не из непосредственного впечатления, а проступают сквозь сплетения слов, описаний, изображений.

Понимание художественного произведения нередко равнозначно разгадке, которая потрясает нас внезапно открывшимся смыслом.

Музыка тоже организована очень сложно, тоже полна загадок и иносказаний, но её воздействие более непосредственно. Ведь музыка живёт только пока звучит, и за эти минуты она должна успеть многое: захватить, увлечь, потрясти.

И это ей удаётся намного быстрее, чем произведениям других видов искусства. Ведь музыка воздействует на человеческие чувства, обладающие свойством мгновенного отклика на действительно близкое и понятное, музыка – это собственный язык человеческих чувств, их выражение в этом мире.

Как раскрывается музыкальное содержание?

Музыкальный образ – это живое, обобщённое представление о жизненных событиях, явлениях природы или движениях человеческой души, выраженное в музыкальных интонациях.

Как правило, маленькие пьесы обычно близки к единой образной сфере, а крупные имеют более долгое и сложное образное развитие.

Совсем другой образ рисует «Гимн Великому городу» Р.Глиэра из балета «Медный всадник».

Что понимают под содержанием музыкальных произведений. Смотреть фото Что понимают под содержанием музыкальных произведений. Смотреть картинку Что понимают под содержанием музыкальных произведений. Картинка про Что понимают под содержанием музыкальных произведений. Фото Что понимают под содержанием музыкальных произведений

Что понимают под содержанием музыкальных произведений. Смотреть фото Что понимают под содержанием музыкальных произведений. Смотреть картинку Что понимают под содержанием музыкальных произведений. Картинка про Что понимают под содержанием музыкальных произведений. Фото Что понимают под содержанием музыкальных произведений

Источник

Что понимают под содержанием музыкальных произведений

Мы подготовили успехи вашего ребёнка в музыкальной школе!

Содержание музыкальных произведений

Содержание в музыке — внутренний духовный облик произведения; то, что выражает музыка. Всякое художественное содержание имеет три стороны — предметную (фабульную), эмоциональную и идейную («Книга по эстетике для музыкантов», М.—София, 1983, с. 137). Центральные понятия музыкального содержания — идея (чувственно воплощённая муз. мысль) и музыкальный образ (непосредственно открывающийся музыкальному чувству целостно выраженный характер, а также музыкальное запечатление чувств и душевных состояний). Важнейшая и специфическая сторона музыкального содержания — красота, прекрасное, вне котоporo нет искусства (там же, с. 39). Доминирование высоких эстетических, художественных чувств красоты и гармонии (сквозь призму которых преломляются и низшие, обыденные чувства и эмоции) позволяет музыке выполнять важнейшую социальную функцию возвышения человеческой личности.
Форма в музыке — звуковая реализация содержания с помощью системы элементов и их отношений. Зародыш данной Формы музыкальной и мобильный динамичный её импульсинтонационный комплекс, наиболее непосредственно отражающий суть идейно-образного содержания и представляющий реализацию ядра муз. мысли средствами ритма, лада и фактуры. Музыкальная мысль (идея, образ) воплощается в метрической организации, мотивной структуре мелодии, аккордике, контрапункте, тембрах и т. д.; полностью она реализуется в целостной Форме музыкальной, в логическом развитии через систему повторений, контрастов, отражений, в совокупности различных смысловых функций частей Формы музыкальной. Техника композиции (Форма музыкальная) служит полноте выражения муз. мысли, созданию эстетически полноценного художественного целого, достижению красоты (напр., в гармонии технические правила обусловливают «гармоническую красоту», по словам П. И. Чайковского).
Форма музыкальная и содержание едины. Любые, в т. ч. тончайшие, оттенки художественных чувств непременно выражены какими-либо средствами Формы музыкальной, любые технические детали служат выражению содержания (даже если это не поддаётся словесной формулировке). Внепонятийность муз. художественного образа, не позволяющая адекватно воспроизвести его языком словесной речи, может с достаточной степенью достоверности схватываться специфическим художественно-техническим аппаратом муз.-теоретического анализа, что доказывает единство содержания и Формы музыкальной. Ведущим, творящим фактором в этом единстве всегда является отлившееся в интонацию содержание. Притом функция творчества — не только отражающая, пассивная, но также и «демиургическая», предполагающая создание новых художественных, эстетических, духовных ценностей (не существующих в отражаемом предмете как таковом). Форма музыкальная представляет собой выражение муз. мысли в рамках исторического и социально детерминированного интонационного строя и соответствующего звукового материала. Муз. материал организуется в Форму музыкальную на основе коренного различения повторения и неповторения; все конкретные Формы музыкальные — различные типы повторения.
Даже после того, как музыка вычленилась из первоначального «мусического» триединства слово — напев — телодвижение (греческая хорея), Форма музыкальная сохраняет органичную связь со стихом, шагом, танцем («В начале был ритм», по словам X. Бюлова).

Источник

Презентация на тему «Содержание музыкальных произведений»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Выбранный для просмотра документ Содержание музыкальных произведений.docx

СОДЕРЖАНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ.

В произведениях искусства автор говорит о том, что он видит и чувствует, об окружающем его мире.

Что понимают под содержанием музыкальных произведений. Смотреть фото Что понимают под содержанием музыкальных произведений. Смотреть картинку Что понимают под содержанием музыкальных произведений. Картинка про Что понимают под содержанием музыкальных произведений. Фото Что понимают под содержанием музыкальных произведений

При помощи живописи можно нарисовать картину природы, передать движение, а также настроение, чувства и переживания человека. Это же самое можно сделать музыкальными звуками, МУЗЫКОЙ.

Представить содержание песни, романса несложно, так как музыка звучит вместе со словами. В опере и балете на сцене происходят видимые события. В инструментальных, написанных для музыкального инструмента или оркестра, произведениях, содержание раскрывается только в музыкальных звуках. Это – музыкальные образыусловный персонаж музыкального произведения.

Что понимают под содержанием музыкальных произведений. Смотреть фото Что понимают под содержанием музыкальных произведений. Смотреть картинку Что понимают под содержанием музыкальных произведений. Картинка про Что понимают под содержанием музыкальных произведений. Фото Что понимают под содержанием музыкальных произведений

Часто композитор дает название инструментальной пьесе и тем самым поясняет ее содержание, например «Новая кукла» Чайковского.

Что понимают под содержанием музыкальных произведений. Смотреть фото Что понимают под содержанием музыкальных произведений. Смотреть картинку Что понимают под содержанием музыкальных произведений. Картинка про Что понимают под содержанием музыкальных произведений. Фото Что понимают под содержанием музыкальных произведений

Что понимают под содержанием музыкальных произведений. Смотреть фото Что понимают под содержанием музыкальных произведений. Смотреть картинку Что понимают под содержанием музыкальных произведений. Картинка про Что понимают под содержанием музыкальных произведений. Фото Что понимают под содержанием музыкальных произведений

. Под впечатлением деревенского народного быта, М.И. Глинка сочинил для оркестра фантазию «Камаринская».

Основным источником для творчества композиторов являются произведения литературы и народные песни.

Что понимают под содержанием музыкальных произведений. Смотреть фото Что понимают под содержанием музыкальных произведений. Смотреть картинку Что понимают под содержанием музыкальных произведений. Картинка про Что понимают под содержанием музыкальных произведений. Фото Что понимают под содержанием музыкальных произведений

Народным сказанием навеяна Пьеса А. К. Лядова для оркестра «Кикимора, навеяна Народным сказанием. Композитор создал в ней образ злого, коварного сказочного существа.

Что понимают под содержанием музыкальных произведений. Смотреть фото Что понимают под содержанием музыкальных произведений. Смотреть картинку Что понимают под содержанием музыкальных произведений. Картинка про Что понимают под содержанием музыкальных произведений. Фото Что понимают под содержанием музыкальных произведений

Содержание музыки – это внутренний духовный облик произведения, то, что она выражает.

музыка способна более богато и разнообразно передавать переживания человека, эмоциональное состояние. Это делает музыку особым искусством среди других искусств. Бывают же минуты, когда не нужны слова, когда они мешают. Вот почему говорят, «там, где кончаются слова, начинается музыка».

Источник

В чём состоит сущность музыкального содержания (1 час)

Что понимают под содержанием музыкальных произведений. Смотреть фото Что понимают под содержанием музыкальных произведений. Смотреть картинку Что понимают под содержанием музыкальных произведений. Картинка про Что понимают под содержанием музыкальных произведений. Фото Что понимают под содержанием музыкальных произведений

В чём состоит сущность музыкального содержания (1 часть)

Содержание:

Художественный материал:

Характеристика видов деятельности:

«Музыка – это разум, воплощённый в прекрасных звуках»
(И. С. Тургенев)

Каждое искусство имеет свои особенности содержания.

Читая рассказ или повесть, мы узнаём характер героев, следим за событиями их жизни, воспринимаем повествование как конкретную историю о конкретных людях. На первое место выступают словесные описания внешности героев, их жестов, мимики и выражения лиц. Тут же воссоздаётся обстановка (убранство помещения, особенности пейзажа), уточняется время года и суток. И, разумеется, по возможности всё это даётся в образной форме.

Образы изобразительных искусств (живописи, графики, скульптуры) воспринимаются зрительно. Они наиболее наглядны, так как воссоздают те или иные стороны действительности в формах самой жизни. Вспомним о таких видах изобразительного искусства, как портрет, пейзаж, интерьер (уголок помещения), батальная (военная) сцена и др.

Подобная любовь и ненависть возникают в нас не случайно: для этого мало просто написать о том, что человек плох или хорош. Чтобы мы действительно поверили, требуется незаурядное мастерство: зачастую какой-нибудь незначительный штрих характеризует человека красноречивее любых его самых длинных высказываний.

Вспомните, например, знакомых вам литературных героев и попробуйте ответить на вопрос: что вас больше всего в них трогает и волнует?

Может быть, вы скажете, что Маленького принца любите не только за его не по-детски мудрые высказывания, но и за мягкую шелковистость волос, о которых автор не забыл упомянуть. А принцесса Русалочка трогает нас не только своей готовностью совершить самый настоящий подвиг, но и тем, что она предстаёт перед нами как тихая, задумчивая девочка, которая, как и все другие девочки, способна и плакать, и страдать.

Даже из этих двух небольших примеров мы видим, что самое важное, о чём повествуют нам произведения искусства, заключено в конкретных деталях, подробностях, пусть даже на первый взгляд и не столь значительных. Выражение глаз или улыбка, изгиб руки или оттенок голоса – эти черты нередко заключают в себе главную идею произведения или образа, вызывают тот живой отклик, который и является подлинной сутью нашего общения с искусством.

Однако какие бы глубины содержания ни открывало нам приобщение к произведениям литературы или живописи, какие бы срезы душевной жизни ни обнаруживались нам в этих художественных иносказаниях, они возникают не из непосредственного впечатления, а проступают сквозь сплетения слов, описаний, изображений.

Музыка воздействует несколько иначе.

И хотя она тоже организована очень сложно, тоже полна загадок и иносказаний, всё же её воздействие более непосредственно. Ведь музыка живёт только пока звучит, и за те минуты, которые отданы ей в распоряжение, она должна успеть очень многое: захватить, увлечь, потрясти.

Музыка «Адажио» наполнена явными и скрытыми смыслами. Её мелодическая основа с ниспадающими, слово никнущими фразами, которые завершаются скорбными интонациями, строгий и возвышенный тембр органа, траурный минорный лад и, наконец, мерная неторопливая поступь шага вызывают у слушателей представление о движении по тернистому жизненному пути, которое ассоциируется с глубокой тоской и одиночеством.

Знакомясь с лучшими произведениями музыкального творчества, можно убедиться, что содержание их составляют не только душевные переживания и настроения, но также и серьёзное раздумье, изображение разнообразных человеческих характеров в их взаимных столкновениях и жизненной борьбе, наконец, воспроизведение общественных движений широких народных масс, больших социальных конфликтов.

Что же является сущностью музыкального содержания?

И даже в той её части, которая связана с программным описанием музыкальных событий, мы всё же воспринимаем не сами конкретные события, а прежде всего переживании их настроения, все оттенки чувств, которые эти события выражают.

Вопросы и задания:

Презентация

Источник

Музыкальное произведение взаимосвязь содержания и

§2. Музыкальное произведение: взаимосвязь «формы» и «содержания»1

В так называемой «атональной» музыке, в частности, написанной в технике додекафонии, отношения созвучий принципиально иные. Но и в ней, как считает Ю.Н.Холопов, складываются «квазитональные» соотношения звуковых комплексов, уникальные в каждом произведении.

Интонационная идея произведения постигается в активном, сотворческом процессе обобщающего мышления слушателя. Про¬текая при непосредственном восприятии звучания произведения, он продолжается и после его окончания в так называемой «пост-коммуникативной» фазе. То есть, в сознании слушателя продолжа¬ется процесс кристаллизации впечатлений от прослушанного, ре¬зультатом которого и становится постижение идеи произведения.
Таковы шесть основных уровней художественного воспри¬ятия музыкального произведения, которым соответствует шесть взаимосвязанных уровней в строении его формы и содержания:

Целостность организации музыкального произведения по¬рождает многообразные проявления его единства. Форма его есть единое целое, выражающее целостную художественно-образную концепцию мироотношения. Она «сплавлена» с содержанием, ко¬торое неотделимо от нее. Поэтому все осуществленные выше чле¬нения музыкального произведения есть результат довольно грубой теоретической абстракции, которая «разъяла музыку как труп».

Примечание: Литература после статьи «Логика музыкального мышления»

Опубликовано:Музыкальное произведение:эстетический анализ.М.,1999. См. также:Диалектика эстетического.М.,2006. Автор:Малышев Игорь Викторович, докт.филос. н.,профессор РАМ им.Гнесиных

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *