Что понимают под средствами персоналом и методами в структуре информационной системы
Процессы в ИС:
— ввод информации из внешних или внутренних источников;
— обработка входной информации и представление ее в удобном виде;
— вывод информации для представления потребителям или в другую систему;
— обратная связь – это информация, переработанная людьми данной организации для коррекции входной информации.
Управленческие функции:
· организационная: разработка организационной структуры комплекса нормативных документов, штатного расписания;
· планирование (бизнес – план для всей фирмы, план производства, план маркетинговых исследований фирмы, филиала и т. д.);
· анализ– аналитическая функция: связана с изучением итогов выполнения планов и заказов, определение влияющих факторов, выявление резервов;
· контрольная(выполняется менеджером);
· принятие решения.
Примеры ИС:
1. ИС по отысканию рыночных ниш (регистрация данных о покупательских запросах и ориентирование на более многочисленную группу).
2. ИС, ускоряющие потоки товаров. (Заказчик вводит заказы по каталогу. Менеджеры, делая выборку по заказам, принимают оперативное решение).
3. ИС по продаже авиабилетов позволяет проанализировать данные за несколько лет и оценить перспективы заполнения салона, назначить разумную цену, снизить количество непроданных билетов. (2 места резервируются за 3 пассажирами за 3 месяца).
Структура ИС
Информационная система – это совокупность отдельных ее частей – подсистем. В составе ИС можно выделить три подсистемы:
1. Организационно-технологическая (подсистема сбора информации).
2. Подсистема сбора и обработки информации.
3. Нормативно-функциональная подсистема выдачи информации.
Подсистема сбора и обработки информации составляет ядро ИС и является одним из наиболее сложных компонентов ИС.
Нормативно-функциональная подсистема выдачи информации определяет пользователей (абонентов) ИС, реализует целевой аспект назначения и выполнения задач ИС.
Информационным ядром (информационным фондом) подсистемы сбора и обработки информации АИС (Автоматизированная информационная система), или внутренним носителем знаний о предметной области является база данных (БД).
По характеру представления и логической организации хранимой информации АИС разделяются на
Фактографические АИС накапливают и хранят данные в виде множества экземпляров одного или нескольких типов структурных элементов (информационных объектов). Каждый из таких экземпляров или некоторая их совокупность отражают сведения по какому-либо факту, событию и т.д., отделенному (вычисленному) от всех прочих сведений и фактов.
В документальных АИС единичным элементом информации является нерасчлененный на более мелкие элементы документ. Информация при вводе не структурируется или структурируется в ограниченном виде.
В геоинформационных АИС данные организованы в виде отдельных информационных объектов (с определенным набором реквизитов), привязанных к общей электронной топографической основе (электронной карте). Геоинформационные системы применяются для информационного обеспечения в тех предметных областях, структура информационных объектов и процессов в которых имеет пространственно-географический компонент, например маршруты транспорта, коммуникационное хозяйство и т.д.
Еще одним критерием классификации АИС являются функции и решаемые задачи, основными из которых являются:
Справочные функции заключаются в представлении возможностей получения установочных данных на определенные классы объектов (лица, телефоны, адреса) – это электронные справочники, картотеки, программные или аппаратные «электронные записные книжки». Наиболее широко распространенным классом ИС являются информационно-поисковые системы, предназначенные для поиска и получения сведений по различным поисковым образцам.
РАЗДЕЛ 9. ЛОКАЛЬНЫЕ И ГЛОБАЛЬНЫЕ СЕТИ ЭВМ.
Вопрос 1. Понятие информационных систем. Структура ИС.
Информационная система (ИС) – взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели.
В ИС протекают процессы, которые реализуются с помощью информационных технологий. Процессы состоят из следующих этапов:
1. Ввод исходной информации
2. Обработка информации
3. Выдача информации
Информация поступает либо в другую информационную систему, либо пользователю.
Аппаратные и програмные средства
Структуру любой ИС можно представить состоящей из обеспечивающих систем. Такими обеспечивающими системами будут следующие:
— математическое и программное обеспечение,
Информационное обеспечение – совокупность единой системы классификации и кодирования информации, унифицированные системы документации, схемы информационных потоков, циркулирование в организации, а также методология построения баз данных и знаний.
Техническое обеспечение – комплекс технических средств, предназначенных для работы ИС, а также соответствующая документация на эти средства и технологические процессы.
Математическое и программное обеспечение – совокупность математических методов, моделей, аппаратуры и программ для реализации целей и задач в ИС, а также нормы функционирования комплекса технических средств.
Организационное обеспечение – совокупность методов и средств регламентирующих взаимодействие работника с техническими средствами и между собой в процессе эксплуатации ИС, а также при ее разработке.
Правовое обеспечение – совокупность правовых норм определяющих создание, юридический статус и функционирование ИС, регламентирующие порядок получения, преобразования и использования информации.
Вопрос 2. Классификация ИС.
Многообразие ИС можно классифицировать по различным признакам:
— по признаку структурированности задач;
— по функциональному признаку и уровню управления;
— по временной зависимости;
— по степени автоматизации процесса обработки информации;
— по сфере применения
— по другим признакам.
По признаку структурированности задач различают ИС:
2. Не структурированные,
3. Частично структурированные.
Для структурированных задач
Задачи автоматизации решений, СОД
Для частично структурированных и не структурированных задач
Создающие управляемые отчеты
Обрабатывающие альтернативные решения
По функциональному признаку различают:
2. маркетинговые (анализ рынка, реклама),
5. прочие (контроль за деятельностью фирмы, стратегический анализ и т.п.)
По уровню управления:
Менеджеры высшего звена
Менеджеры среднего звена, функциональные специалисты
Маркетинговая подсистема, кадры и т.д.
Тактический (функциональный) уровень
Ответственность и важность принимаемых решений
Динамика решения задач, рост информационных потоков
В каждом из этих уровней может применяться ИС. С ИС работают люди различной квалификации. На каждом уровне может выполняться несколько функциональных подсистем. Эти системы взаимодействуют между собой. Системы имеют различные направления работы.
По степени автоматизации технического сбора и обработки информации различают:
1. системы автоматического управления (САУ),
2. автоматизированные системы управления (АСУ).
САУ – используется тогда, когда известна вся информация и алгоритмы ее обработки, управляющие воздействие автоматики доводится до объекта управления, человек отсутствует в контуре управленияи не принимает решения в выборе последующих действий.Системы хорошо формализованы.
Фактические экономические ИС автоматизируются АСУ. В таких системах решение принимает человек и рпинятое решение реализуется исполнительными органами. Почти все существующие ИС являются АСУ.
По временной зависимости различают:
1. статистические ИС,
В статистических системах с течением времени состояние не изменяется, а в динамических системах происходит изменение ее состояния в процессе функционирования. Динамические системы с точки зрения наблюдателя могут быть детерминированными и вероятностными.
Вопрос 3. Системный подход в исследованиях ИС. Содержание системного анализа.
Целесообразность использования системной методологии для описания ИС зависит от того, какая неопределенность в постановке задачи имеет место на начальном этапе ее рассмотрения.
Основная особенность системного анализа заключается в том, что он ориентирует исследования не на то, чтобы в результате исследования представить сразу окончательное решение, а ориентирован на разработку методики содержащей средства, позволяющие постепенно формировать модель, обосновывать ее адекватность на каждом шаге формирования с участием ЛПР.
Вначале, при выборе элементарной базы, затем при формировании цели и выборе критериев, далее при выборе методов моделирования, при получении вариантов решения из которых ЛПР выбирает лучшее решение, главным в методике системного анализа является процесс постановки задачи, а после получения модели необходимость в системном анализе в ряде случаев отпадает.
Содержание системного анализа.
Обычно при изучении сложных взаимосвязанных проблем чаще всего используется системный анализ. В основе системного анализа лежит понятие системы под которой понимается множество объектов, компонентов обладающих фиксированными свойствами и с фиксированными между ними отношениями. Системный анализ складывается из четырех этапов:
1. Состоит в постановке задачи.
На этом этапе определяется объект, цели и задачи исследования, а также критерии для изучения и управления объектом. Этот этап является очень важным, так как неправильная постановка цели может привести к большим затратам и свести на нет результаты последующего анализа.
2. Очерчивание границы изучаемой системы и определение ее структуры.
3. Составление математической модели исследуемой системы.
В начале производится параметризация системы, описываются выделенные элементы системы и их взаимосвязи в зависимости от особенностей объекта и целей используют тот или иной математический аппарат для анализа системы. Аналитические методы используют для описания небольших систем из-за громоздкости метода и трудности решения сложных систем уравнений. Так при исследовании дискретных систем используют теорию множеств (алгебра множеств, алгебраические высказывания, математическая логика и другие). Широко используются вероятностные методы, так как в объекте исследования преобладают стохастические процессы. В результате третьего этапа системного анализа формируется математическая модель системы, описанная на формальном языке (используются алгоритмические языки СИ++, Паскаль и так далее, а также системные языки IDEF 0).
4. Проводится анализ полученной математической модели.
Определяются ее экстремальные условия с целью оптимизации и последующего формирования выводов. Такими критериями могут быть получение максимальной прибыли, минимальный расход энергетических ресурсов при определенной производительности, минимальная себестоимость изготовления продукции и другие. Практически при выборе системы приходится использовать несколько критериев. Зачастую эти критерии бывают противоречивыми. Выбор решения при многих критериях осуществляется с использованием схем решающих компонентов.
Рассмотрим пример использования системного подхода при совершенствовании организационной структуры управления предприятием.
Структура предприятия должна быть гибкой и содержать механизмы самоорганизации. Рассмотрим системный целевой подход. Этот подход может быть представлен следующими этапами.
1 этап: Разработка концепции развития самого предприятия и системы управления
2 этап: Обследование существующей структуры управлением предприятия.
3 этап: Формирование структуры целей системы управления.
Может производиться с использованием методологии использующей среду и целепологания. Строится древовидная структура целей и функций.
4 этап: оценка функций с точки зрения значимости для конечного результата деятельности предприятия.
5 этап: Формирование вариантов организации структуры управления предприятием.
6 этап: разработка будущей организационной структуры.
Что понимают под средствами персоналом и методами в структуре информационной системы
Под системой понимают любой объект, который одновременно рассматривается и как единое целое, и как объединенная в интересах достижения поставленных целей совокупность разнородных элементов. Системы значительно отличаются между собой как по составу, так и по главным целям.
Пример 3.1. Приведем несколько систем, состоящих из разных элементов и направленных на реализацию разных целей.
Система | Элементы системы | Главная цель системы |